можно ли изучать человеческую психику без учета мозга нервно мозговых процессов
1.»Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел» /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
1.»Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел» /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?
4. Что, на ваш взгляд, принципиально отличает философию от теологии и религии?
— «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки: Наука без теории познания: становится примитивной и путаной /Эйнштейна. Соч.: В 4 т., т. 4.- С. 248, 310/. Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании?
Философия от теология отличается постановкой практических задач и научной системой доказательств, апробированных на практике. Философия всегда требует доказательств, разумного обоснования своих положений. Возрастание роли философии в развитии современной физики обусловлено новыми открытиями, которые произошли в последние 50 лет. Погружение человека в микро- и мегамиры кардинально перевернуло представление человека об окружающей его реальности. Для плавного встраивания новых знаний в существующее человеческое мировоззрение, основанное на доминанте науки, необходимо обратиться к философии, как к науке, которые бы наиболее четко и последовательно объяснила место человека в мире и его роли в нем. Более того, часто именно философское мировоззрение является двигателем науки, как это произошло с идеями Русского космизма и последующим изучением космоса и выхода человека в открытое космическое пространство. Безусловно, немаловажную роль, как заметил великий физик Эйнштейн, играет и теория познания. Без четкой выработанной методолгии никакое последовательное, логическое познание невозможно. Философия в данном случае выступает той связующей единицей, которая предоставляет универсальные методы познания, равнозначные не только для физики, но и для всех остальных наук. Это помогает конструрировать единство человеческого мировоззрения.
Философия является наукой. У нее есть предмет изучения, ее объект, свои методы познания, категориальный аппарат, которым она руководствуется в процессе познания и выражения резульататов своих достижений. Кроме того, в том и универсальность философии, что она включает в себя как иррациональные, так и рациональные аспекты. Айер говорит лишь о иррациональных аспектах познания, при это не упоминате, что в философии существуют и рациональные саспекты познания, основанные на логических доказательствах. О рациональных аспектах (выработке категориального аппарата, постановке «магистральных» проблем, например, о соотношении материального и идеального) Айер не упоминает.
Мировоззрение — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение – это вся система сознания человека, которой он оперирует в повседневной практике. Если мировоззрение что-то не объясняет, значит, это не мировоззрение, а лишь определенный взгляд. Мировоззрение не противоречиво.
12. Определите к какому направлению в философии:
3. Философ утверждает, что мир состоит из элементов, причем элементы понимаются как:
При каком понимании элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ.
7. Какую философскую идею выразил поэт в этом стихотворении?
Движение – это не просто механичесоке движение, а изменение вообще. Движение бывает нескольких видов: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Движение неотделимо отсвоего носителя, оно реально и противеречиво (т.е. все объекты одновременно находятся в состоянии покоя и движения).
8. Если каждая наука изучает какую-то форму движения материи, то куда можно отнести такие научные направления, как кибернетика, теория систем?
Кибернетика и теория систем занимаются изучением закономерностей, на основе которых строятся законы. Тем не менее, каждый закон приненим лишь к конкретной системе функционирования. Более того, существуют такие системы, которые не подчиняются классическим законам физики. Так, кроме Ньютоновской физики, работающей лишь в закмкнутых системах, возникает новая, квантовая физика. Кроме того, возникает также понятие, что замкнутая система всегда имеет начало и конец, т.е. ее стабильность обусловлена определенными обстоятельствами, которые сохраняются лишь определенное количество времени. С течением времени (для разных систем оно различно) возникает состояние хаоса. Тем не менее и хаос постенно стремится к органицации. Именно последовательная смена хаоса и порядка и пораждает ту сущность бытия, которая нас окружает. В 1970-х гг. возникает новое направление науки, объясняющее такую суть бытия, и было оно названо синергетикой.
10. «Мир имеет начало во времени : В самом деле, допустим, что мир не имеет начала во времени, тогда до всякого данного момента времени протекла вечность и, стало быть, прошел бесконечный ряд следующих друг за другом состояний вещей в мире. Но бесконечность ряда именно в том и состоит, что никогда не может быть закончен путем последовательного синтеза. Стало быть, бесконечный прошедший мировой ряд невозможен; значит, начало мира есть необходимое условие его существования:» /Кант И. Критика чистого разума.- М., 1964.- С. 404./ Убедительно ли доказательство И. Канта? Аргументируйте ответ.
Нет, не убедительно. В качестве доказательства Кант берет тот факт, что мир имеет конец. А это не может быть основанием. Подменяет посылки с доказательстве. Более того, любой процесс может иметь начало, но не иметь конца.
11. Определите, какие из утверждений по проблеме бесконечности мира в пространстве и во времени совместимы с материализмом. Аргументируйте свой ответ.
Мир бесконечен в пространстве и во времени.
1. Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?
Необходимость самоидентификации в мире. Так зарождается мифологическое мировоззрение. Оно основанно на порождении большими группами людей иллюзий о сотворении мира, о загробной жизни.и о своей роли в этих процессах. С появлением больших знаний вера человека в «душу» исчезает, особенно ярко это начинает проявляться в Новое время.
2.Можно ли изучать человеческую психику без учета мозга, нервно-мозговых процессов?
Нет. Человеческая психика состоит из перцептивного уровня и сознания. Перцептивный уровень свойственен только развитым живым существам, обладающим сложной нервной системой и проявляется органы чувст. Непосредственно для человека психика выступает посредством психических образов. Сознание – форма отражения объективной реальности, свойственная лишь человеку, основанная на мыслительных процессах. Лишь учет всех аспектов позволит понять суть поведения человека.
7. Что такое «информация»? чем она отличается от сознания?
Информация – это совокупность знаний. Она может быть зафиксированна в любом носителе – человеческая память, бумага, компьютер. А сознание – это высшая форма мыслительной деятельности, это процесс формирования и оценки полученных знаний. В сознании происходит активный азализ понятия, разложение его на составные части, а потом – синтез новых понятий, более конкретно выражающих те или иные закономерности изучаемых процессов.
8. Может ли машина «мыслить»? В чем отличие ее работы от деятельности человеческого мозга?
«Мыслить» в понимании синтезировать и анализировать понятия – нет. Она может лишь руководствоваться теми методами, которые заложены человеком. А человек еще сам не знает всех возможностей своего мозга. На данный момент известно, что человек использует лишь 5-7 процентов своего мозга. Зафиксированны случаи, когда человек использует до 10 процентов своего мозга. Но многое еще является тайной.
12. Некоторые философы Нового времени отождествляли психику человека с его сознанием. В чем ошибка этих воззрений?
Психика человека состоит из двух уровней – перцепции и сознания. К перцепции относятся ощущения, восприятия и представления. К сознанию – мыслительная деятельность, эмоции, воля, память. Перцепция опосредуется через органы чувств, а сознание – через мыслительные процессы, прежде всего. Также у них изначально стоят разные задачи. Сознание обрабатывает информацию, полученную перцепцией.
Согласны ли вы со следующей концепцией? Человек является «открытой» системой, его поведение определяется такими факторами: Наследственностью; Событиями собственной истории, запечатленной в памяти и рефлексах; Окружающей средой, на которую он реагирует. А. Моль. Если не согласны, то какого фактора здесь не хватает?
Волевыми усилиями самого человека. Воля обеспечивает регулятивную функцию человеческой деятельности и преодолевает препятствия на пути достижения целей. Среди основных качеств воли выделяют мотивированность, произвольность, избирательность, разрешимость. Основа воли – взаимосвязь мотивов и целей сознательной деятельности человека.
«Человек обречен быть свободным» (Жан-Поль Сартр). Что означает высказывание Сартра? К какому направлению в философии принадлежит Сартр?
Человек должен избавиться от страданий, тогда он будет счастлив (точка зрения буддизма).
Человек должен страдать, искупая грехи, только тогда он придет к счастью (точка зрения христианства).
Дайте философский анализ этих позиций. Что с вашей точки зрения определяет человеческое счастье?
Нет. Социальные конфликты возникают не между индивидуумами, а между личностями. Личность – это человек, живущий в обществе и проявляющий свою индивидуальность с учетом аспектов общественной морали. Поэтому соц. конфликты – от дефектов в социализации человека.
Человек всегда стремится понимать самого себя. Поэтому – открытия для человечества, а любовь к ближнему – для себя. Технический прогресс ведет к разобщению в обществе, к увеличеснию социального расслоения, но при этом и самые богатые люди могут быть милосердными. Однако, прежде всего, во имя «искупления грехов».
Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?
Да. Человек учится культуре, а генетически он наследует лишь рефлексы. Культуры довольно широкое понятие. Это не только различные сферы духовной жизни (искуство, религия, наука, мораль), но также и определенный пласт знаний, информации, передаваемый из поколения в поколение. Но каждый человек изучение культуры начинает заново, превнося свое, что-то новое.
Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?
Цивилизация – это социокульрутная категория исторического развития общества, а культура – это духовная основа общества, ее базис. Цивилизация – движение социальных механизмов, а культура – это кладезь информации о духовной жизни общества, накопленный в течение веков.
Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца, народные прогнозы погоды, тайны стеклодувов, скрипичных мастеров не включаются в систему науки?
Мифологические воззрения людей. Когда люди не могут объяснить какие-то глобальные процессы и явления, они аппелируют к фантастическому, придают ему нереальные черты. При этьом очень часто, путем многолдетних наблюдений складываютсвя определенные знания, которые способствют выработке примет, народных прогнозов. То есть, знания о результате у них есть, а о причинах нет.
9. «процессы интеграции, интенсивно идущие в экономической, научной, технической и других областях жизни человечества, неизбежно приведут к интеграции культур в единую наднациональную культуру». Согласны ли вы с этим высказыванием?
Нет. Культура разных народов имеет разные базы, в отличие от науки, экономики (единые для всех процессов законы), поэтому не может быть единой для всех культуры. Так же потому, что неоднородны ее носители.
Да. Мораль – результат договоренности людей для совместного существования. Мораль – это исторически сложившаяся система неписанных законов (норм, традиций, ценностей). Мораль проявлется в отношении человека к семье, своему народу, к себе. Нравтвенное воспитание начается с рождения человека, оно обладает сложной структурой, эелементной базой. Проявляется в чувстве ответственности.
Чувственное и рациональное относятся к познанию вообще. Эмпирическое и теоретическое относятся к научному виду познания. Кроме научного познания во всей структуре познания также различают индивидуальное, философское и художественное познание. Эмпирическое и теоретическое познание основано лишь на доказательстве, научных метоздах познания. Для эмпирического выделяют наблюдение, эксперимент, научный факт, для теоретического – абстрагирование, формализания, моделирование, гипотетико-дедуктивный метод. При чувственном познании, в отличие от эмпирического задействованы лишь органы чувств, причем наблюдение не систематическое, а единичное, как правило, и в лабораторных условиях эксперименты по повторению объекта исследования не проводятся. Кроме того, данные исследования всегда фиксируются в определенном языке, с применением научных терминов.Также и с теоретическим. В отличие от рационального, в теоретическом задействованы не просто мыслительные способности мозга, определенная последовательность с становлении научной теории, которая при доказательстве становится законом. Так, любая проблема прохобит стадию постановки научной проблемы, затем гипотезы, и если гипотеза проверяется на практике, то она переходит в статус теории. При рациональном мышлении происходит лишь анализ и синтез понятий. Таким образом, деление познавательного процесса на эмпирическое и теоретическое не совпадает с разделением познания вообще не чувственное и рациональное.
Живое отличается от неживого тем, что может приспосабливаться к среде путем накопления информации и непрерывного обмена веществ с окружающей средой. Можете ли вы согласиться с этим высказыванием?
Нет. Неживая природа также содержит в себе информацию, просто необходимо уметь ее читать. Например, залежи недр на глубине более 5 тыс. метров. Они расскажут о развитии Земли много миллионов лет назад. И обмен с окружающей средой идет постоянный – ветер выдувает твердые породы, воды смешиваются. Единственное, что не может делать неживое из всего перечисленного- это приспосабливаться.
11. Из всех высказываний выберите верные. Обоснуйте ответ.
Только проверенная гипотеза приводит к новой теории. – Через практику.
Не каждая, экспериментально подтвержденная гипотеза вырастает в теорию. – Не прошедшщие практику, отбрасываются. Или же когда гипотезы противоречат уже существующим теориям.
16. Т. Кун определяет науку как сообщество, объединенное общей парадигмой (образцом научного мышления). В какой мере такое понимание науки соответствует действительности?
Он прав. Потому что, например, сейчас есть не только Евклидова Геометрия, но и геометрия Лобаческого. А не так давно приблизились к макро и микромирам. Поэтому парадигма постоянно меняется, сохраняя константу лишь на определнном, исторически заданном участке человеческого развития.
17.Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории?
Системность. Непротиворечивость. Простота. Обоснованность. Целостность. Проверяемость. Объективная истинность. Рациональность. Объяснительная сила. Формализованность. Строгость. Завершенность.
Задачи и упражнения
Можно ли изучать человеческую психику без учета мозга, нервно-мозговых процессов?
Раскройте смысл высказывания древнегреческого философа Платона. Деятельность души не есть пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.
Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?
Что такое «информация»? Чем она отличается от сознания?
Рассел Б. подчеркивает, что материя и сознание являются по сути дела конвенциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бессмысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу – Солнце или Земля. Можно ли согласиться с философом?
Расположите в порядке возрастания уровня сложности и организации, перечисленные формы отражения. Определите основные признаки, отличающие каждую из них.. Формы: чувственность, мышление, психика, сознание, ощущение, раздражимость.
Что из перечисленного ниже входит в философское понятие сознания?
Ощущение. Язык. Биотоки мозга. Мышление. Воля. Представление. Воображение. Эмоции. Темперамент. Память. Понятие. Нервные импульсы. Инстинкты. Мировоззрение. Желания и цели. Нейроны. Рефлексы.
Есть ли что-то в сознании, не обусловленное окружающим миром?
Что значит мыслить диалектически, метафизически, логически, исторически, догматически?
Основные понятия и термины
АФФЕКТ ( лат. — душевное волнение, страсть) — особое состояние личности, связанное с резким всплеском эмоций, сопровождается функциональными изменениями деятельности внутренних органов и может выражаться внешними реакциями, связано с ослаблением ясности мышления. Причиной аффекта может служить как внутренний конфликт сознания, так и внешние воздействия окружающей среды. Аффект есть жизненно закономерное проявление человеческой натуры.
ВООБРАЖЕНИЕ — познавательная способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся человеком. Связано с отрывом от реальности, фантазированием (проявлением творческой силы воображения), предсказанием и поэтому является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности в науке, практической жизни, искусстве, литературе. Научные открытия невозможны без воображения, которое очень тесно связано с интуицией, процессом выдвижения гипотез и рискованных предположений. Особыми видами воображения являются мечтания и сновидения. Различают:
продуктивное воображение, которое на эмпирическом уровне оказывается синтезом представлений, объединяющихся в сознании при помощи категорий и подводящим к реальному восприятию, не может идти дальше комбинаций первичных элементов опыта и поэтому лишено творческого характера. Существует в форме произвольной фантазии;
репродуктивное воображение, частным случаем которого оказывается припоминание, действует по законам ассоциации;
произвольное воображение — воссоздающее и творческое (например, мечта) — преднамеренное, сознательное формирование и преобразование образов в соответствии с определёнными целями и задачами;
непроизвольное воображение характеризуется причудливым непреднамеренным, неожиданным и иногда бессмысленным сочетанием образов.
ВОСПРИЯТИЕ — одна из познавательных способностей человека, сущность которой состоит в воссоздании целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает как результат синтеза и интерпретации всех конкретных актов ощущения отдельных свойств воспринимаемого объекта. Единство процесса восприятия и фиксации его результата определяются устройством объекта как целостной системы, разрешающими возможностями органов чувств, способностью мозга к интерпретационному синтезу и практическим опытом человека. Новые объекты требуют для создания в психике новых моделей, и их восприятие в качестве новых объектов увеличивает эмпирический опыт. Восприятие несоизмеримо богаче ощущений, оно способно создавать целостный образ объекта. Восприятие относится к уровню индивидуальной психики, являясь сложной системой, в которой происходит взаимодействие врождённых познавательных способностей с окружающей средой в процессе становления, воспитания, социализации личности.
ДУША — понятие философии и теологии, обозначающее жизненную сущность преимущественно человека, отличную от тела и духа, а также внутренний психический мир человека или божества. Душа, согласно определению Э. Тайлора, является причиной жизни, сознательных и волевых импульсов, она способна либо во время «пограничных» состояний (сна, обморока, экстаза, болезни) либо навсегда (в случае смерти) покидать тело, практически мгновенно преодолевать пространство. В христианстве душа понимается как уникальная бессмертная нематериальная часть человеческого существа, отличная от духа и творимая Богом индивидуально для каждого человека. В психологии понятие души вытесняется понятием психики.
ИДЕАЛЬНОЕ — отражение действительности посредством духовной деятельности, субъективный образ объективного мира, который возникает в целенаправленной деятельности человека и является одним из её моментов. Идеальное есть цель человека, воспроизведение формы, структуры вещи вне самой вещи, характеризует бытие вещи через её образ. Идеальное проходит в своем развитии следующие этапы:
возникновение идеального, когда форма вещи, вовлечённой в процесс труда, выявляется в целях человека, в субъективном, мыслительном образе данной вещи;
материализация идеальной формы реального предмета в языке, в предметах искусства и т.д.;
В современной философии рассматриваются три концепции идеального:
идеальное тождественно субъективной реальности, как сугубо личное переживание человека, есть явление, реализуемое нейронами головного мозга. (Д.И. Дубровский);
идеальное как объективный предел совершенства природных и социальных вещей и процессов, как нечто онтологически первичное (М.А. Лифшиц).
Идеальное тождественно объективированной мыслительной форме, является отражением схемы предметно-практической деятельности и складывается независимо от индивида и его субъективных переживаний (Э. Ильенков).
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. — стремление, намерение, направленность) — понятие, выражающее предметную направленность переживаний сознания, его соотнесённость с предметами опыта, существенный признак всего психического. Сознание может быть направлено как на реально существующие, так и на нереальные образования. Вопрос о действительном существовании предмета не влияет на структуру переживания.
ИНФОРМАЦИЯ (лат. — осведомление, ознакомление) — сведения, данные, знания. Внутренняя или структурная информация — это степень организованности объекта (системы). Внешняя или относительная информация связана с отношением двух объектов (процессов) друг к другу. Актуальной информация становится тогда, когда она приобретает сигнальное значение, становится фактором существования системы и появляются процессы переработки информации — информационные процессы.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (лат. — ум, рассудок) — проблемная область исследований по моделированию человеческой способности к творческой деятельности. Направление научных исследований, называемое «искусственный интеллект» возникло в 60-х гг. 20 в., в основном, в рамках кибернетики. Сейчас и кибернетику, и искусственный интеллект принято рассматривать как разделы информатики.
Основная гипотеза кибернетики о возможности создания «общей теории управления» живыми, неживыми и искусственными системами (Н. Винер) не выдержала проверки временем, поэтому сегодня ученые не ориентируются на создание искусственного разума. Внимание направлено на психологические исследования механизмов творческой деятельности, машинный перевод, прикладную лингвистику, моделирование речи и т.д. Прикладные разработки по искусственному интеллекту различного уровня, назначения и типа можно обобщенно идентифицировать как интеллектуальные орудия труда — объекты, производимые технологическим способом и воплощающие на каждом этапе их создания ближайшую перспективу конструктивно представимого отчужденного от человека опредмеченного интеллектуального качества.
Неоднозначность оценок искусственного интеллекта колеблется от наиболее оптимистичной, выражающей возможность создания искусственного разума до крайней формы негативного отношения к искусственному интеллекту, выражающей принципиальную невозможность создания непсихической формы интеллекта. Это обусловлено тем, что искусственный интеллект есть существенно проблемная область.
МОТИВ (лат. — двигаю) — совокупность внутренних или внешних условий, побуждающих к выполнению определённых действий сознательного или даже бессознательного характера, движущая сила. Мотив служит регулятором поведения человека, но не определяет действие, а проявляется «в» и «через».
МЫШЛЕНИЕ — деятельное, целенаправленное изменение образа действительности в соответствии с ее собственной сущностью, а не просто переработка информации. Языковое мышление — изменение «идеализированных предметов», т. е. значений и смысла слов, знаков, символов и т. п. Мышление представляет собой один из наиболее важных компонентов сознания человека. Различают мышление:
обыденное — непосредственно вплетено в акты поведения человека, помогает ему правильно ориентироваться в мире;
научное — ставит своей целью теоретическое воспроизведение сущности предметов.
Мыслительная деятельность совершается в формах понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. В мышлении используются различные методы: абстрагирование, индукция, дедукция, моделирование, анализ, синтез.
ОБРАЗ — мысленное отражение действительности в голове человека, субъективная картина реальности. Способность к группировке мысленных или практических деятельностных усилий на объекте любой природы (реальной, идеальной, чувственной) закрепляется при исследовании сознания в понятии внимания. Образ в виде идеального желаемого результата любого вида человеческой деятельности фиксируется в понятии цели, представляющей собой мысленное предвосхищение реального результата. Ясное видение цели помогает организации деятельности людей, как в личной, так и в общественной жизни. Только в этом случае возможно планирование, разумное распределение времени, мыслительных и материальных ресурсов.
ОЩУЩЕНИЕ — переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека. Основные ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Существуют также ощущения смешанного типа: вибрационные, температурные, болевые, вестибулярные, мышечные. Долгое время господствовала точка зрения, что результат ощущения — это свойство определённого предмета, его непосредственный образ.
Между актом воздействия предмета на органы чувств и его образом практически не существует временного промежутка или он таков, что им можно пренебречь. В последнее время становится все более влиятельной рационалистическая концепция, утверждающая опосредованность результатов ощущения деятельностью мышления. Доказывается существование врождённых и приобретённых категорий, которые и являются опосредствующим звеном между непосредственной информацией органов чувств и результатами ее обработки, что и называется собственно ощущением.
ПАМЯТЬ — свойство мыслительной деятельности, заключающееся в способности хранить, воспроизводить и вводить в сферу сознания информацию о прошлом. Качество памяти определяется длительностью хранения информации и адекватностью её воспроизведения. Имеются следующие виды памяти: чувственно-образная и вербально-рациональная. Существует также моторная, эмоциональная и аффективная память.
ПОНЯТИЕ — форма мышления, которая выделяет из определённой предметной области и обобщает в класс объекты посредством указания на их существенные (общие и отличительные) признаки. Понятие — одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Каждое понятие имеет объем и содержание, которые выражаются в законе обратного отношения между ними: если одно понятие шире другого по объему, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие ýже второго по объему, то оно богаче его по содержанию.
Поскольку объемы понятий представляют собой множества, над ними можно осуществлять те же операции, что и над множествами. Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности тем, что на уровне разума не только познаются отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, т.е. формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ ранее воспринимаемого предмета или образ, вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления. Для получения таких образов, необходимы память и воображение. Представления являются переходным этапом с чувственного на рациональный уровень познания, связаны с образованием понятий. Представление дает человеческому сознанию возможность оперировать наглядно чувственными образами вещей или явлений без непосредственного контакта с ними. Представление носит осмысленный характер, обозначается словом, но означает менее глубокое знание, чем понятие, в котором отражаются существенные свойства предметов в отвлечении от несущественных.
ПСИХИКА (греч.— душа) — понятие, характеризующее внутренний мир человека и высших животных. Психика человека отличается от психики животных способностью оперировать знаковыми структурами, имеющими социальную природу. Психика определяется как одна из форм отражения, возникающего в результате специфического взаимодействия высокоорганизованных биологических систем с окружающей средой. Психика способна перестраивать ряд физиологических процессов, что ярко выступает в таких явлениях как гипноз, внушение, самовнушение. Важнейшие функции психики:
ориентировка в пространственно-временных структурах;
сохранение прошлого опыта;
Психика — более широкое понятие, чем сознание. Нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определённое время как бы «за порогом» сознания.
САМОСОЗНАНИЕ — категория психологии и философии, противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию; акт непосредственного обращения сознания к самому себе, осознание человеком себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения.
Самосознание — одна из ступеней формирования сознания у человека. В процессе самосознания формируется своеобразное смысловое отношение идентификации, оценки, согласия или несогласия с актуальной деятельностью сознания, «вжитого в», «нацеленного на» любого рода познавательные, нравственные, эстетические, личностные и др. опыты. В своей рефлексивной деятельности самосознание обнаруживает очевидные принципы, формальные и содержательные предпосылки собственно сознательной деятельности, «внутренне» рассматривает предметное содержание знания, производит его критический анализ, уясняет возможные методологические формы постижений. Самосознание выступает условием самопознания личности, раскрывает строение и специфику её духовного и ценностного мира.
СОЗНАНИЕ — родовой признак человека, выделяющий его из царства животного мира, социальное свойство, возникающее в процессе долгой эволюции и становления человека современного типа. Сознание как феномен, укоренённый в психике человека, имеет два уровня:
чувственно-рациональный: познавательные способности, знание-информация, полученная с их помощью;
эмоционально-ценностный: чувства любви, ненависти, радости, горя, тоски и пр., а также аффекты, страсти, эмоции. К ценностным компонентам этого уровня относятся мотивация, целеполагание, воля, интересы, духовные идеалы личности.
Сознание как интегративно-целостное образование определяется тремя моментами:
чувством собственного существования;
чувством собственного присутствия в данный момент времени и в данном месте;
идентификацией себя в мире (различение себя и мира).
С философской точки зрения сознание следует понимать как основу нашего опыта, активное начало практического и познавательного отношения человека к действительности. Свойства сознания:
соотнесённость его с миром знания;
возможность представления сознания как идеального мира;
интерсубъективность, то есть понимаемость элементов знания носителями сознания;
предметность и направленность;
связь сознания с логикой и действительностью;
отношение сознания к бытию;
связь с бессознательным.
Вопрос о существовании сознания можно поставить, если признать, что оно относится к особой реальности, которую нельзя наблюдать эмпирически при помощи органов чувств. Социальная сущность сознания не может быть объяснена с точки зрения физиологических особенностей человеческой психики. Сознание связано с мышлением, но не тождественно ему, поскольку включает наряду с мышлением воображение, различного рода эмоции и пр.. Сознание обладает свойством, ненаблюдаемым у предметов объективного мира — это идеальный характер его сущностей, называемых идеями. Формой представления идеи являются её логические формы: понятие, суждение, умозаключение.
Таким образом, сознание можно определить как способ идеального представления действительности в голове человека, которое производится в конкретных логических формах, находит своё выражение в языке.
СУЖДЕНИЕ — форма мышления, мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел о своей форме суждения обычно представляют собой связь двух понятий. Одно из них называется субъектом и выполняет в высказывании роль логического подлежащего, другое — предикатом и выполняет роль логического сказуемого, связь между ними реализуется с помощью связки «есть» (суть). Например, «человек (S) суть разумное существо (P)». По объему различают общие (все металлы электропроводны), единичные (Чайковский — великий русский композитор) и частные (некоторые конические сечения — эллипсы) суждения. По качеству все суждения делят на утвердительные (все люди смертны) и отрицательные (ученые не мыслят формулами).
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — одна из основных логических форм мышления, процедура непосредственного выведения некого высказывания из одного или нескольких суждений. Высказывания, из которых делается вывод, называют посылками, а высказывание, которое выводится из посылок — заключением. Умозаключение представляет собой познавательный прием, с помощью которого осуществляется преобразование содержащейся в посылках информации с целью получения нового знания. Умозаключения бывают:
непосредственные (вывод делается из одной посылки), например: «ни одна звезда не есть планета», следовательно, «ни одна планета не есть звезда»;
опосредованные (заключение выводится, по крайней мере, из двух посылок), например: «все люди смертны», «Сократ — человек», следовательно «Сократ смертен».
Опосредованные умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные, по аналогии.
ЭМОЦИИ (франц. — волнение) — особые переживания жизненных ситуаций и состояний, в которых выражается оценочное отношение к ним индивида, имеют субъективную окраску. Совокупность эмоций относится к внутренней душевной жизни. Эмоции являются показателями и регуляторами поведения людей, во многом его определяют, могут носить осознанный или спонтанный характер.
ЯЗЫК — семиотическая (знаковая) система, хранящая и передающая информацию. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как её чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины, но не тождественны. Фиксированное значение, которым обладает слово благодаря его социально-исторической конвенциональности, обусловливает опосредующую роль языка в процессе познания.
Уникальная способность людей с помощью языка в процессе деятельностного общения познавать и изменять окружающую действительность позволяет рассматривать язык как творческое, созидательное начало. Язык — это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека. Опосредующая функция языкового знака (или символа) играет решающую роль в творческом процессе научного познания. В теоретическом познании на первый план выступает абстрагирующая способность языка. Он употребляется в качестве знакового инварианта, как средство формализации.