можно ли измерить уровень законности эссе
Состояние законности в современной России
Вопросы права и законности весьма актуальны для нашей страны. В прошедшие десятилетия укрепление законности рассматривалось как важнейшая государственная задача, хотя ее решение нельзя считать достаточно последовательным и эффективным. На современном этапе признание верховенства права и законодательства придает проблеме законности особую остроту. Ведь бездействующий закон, нарушаемые правовые акты, правовой нигилизм граждан служат отрицательными показателями уровня законности в стране. А нарушений законов и иных актов очень много, и пока не удается приостановить волну правонарушений и преступлений.
Российская Конституция упоминает о законности в ряде статей. Как известно, Российская Федерация рассматривается Конституцией как демократическое федеративное правовое государство (статья 1). В соответствии со статьёй 4 Конституция и федеральные законы должны иметь верховенство на всей территории России. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15). Во многих других статьях Конституции проблема законности находит свое конкретное воплощение.
Одним из аспектов законности является принцип обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина со стороны государственных органов и должностных лиц. Слишком долго в стране грубо попирались права и законные интересы людей, с прямым пренебрежением ими. Выправить эту ситуацию за несколько лет невозможно. Устранение анархии, последовательное укрепление общественной и государственной дисциплины является неотъемлемым условием обеспечения законности и правопорядка в стране. Модели правового поведения субъектов права должны быть нормативно закреплены в правовой системе. Такое закрепление обеспечивает гражданам и организациям определенность в поведении, веру в достижение необходимых результатов. Этому же должно способствовать и относительное постоянство (длительность действия) законов, устойчивость практики их применения, преемственность методов работы правоприменительных органов независимо от сменяемости конкретных должностных лиц.
Второй вопрос был продолжением первого: «Считаете ли вы, что оно улучшилось или ухудшилось по сравнению с концом 80-х годов?». 14 ответов: состояние ухудшилось; резко ухудшилось. Два ответа: «Ситуация неоднозначная, так как стало меньше зависимости гражданина от власти». Еще два ответа: «Трудно сравнивать, так как изменилась природа государства». Два ответа: «Состояние улучшилось».
Законность и правопорядок
Тема 26. Законность и правопорядок
План
1. Понятие законности и ее виды
2. Принципы законности
4. Гарантии законности и правопорядка
1. Понятие законности и ее виды
Понятие «законность» применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального, практического осуществления права, выраженного в законах и основанных на них подзаконных нормативных правовых актах.
Понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права.
Особенности законности выражены в ее требованиях:
1) неукоснительного исполнения и соблюдения нормативных правовых актов;
2) соблюдения иерархии нормативно-правовых актов;
3) непререкаемости закона — никто не может отменить закон, кроме органа, издавшего его;
4) всеобщности — требование обращено ко всем гражданам, организациям, государственным органам, ко всем, кто находится в пределах действия права;
5) гарантированности законности государством.
Перечисленные требования могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему признаков, которые позволяют судить о состоянии законности, ее уровне и характере.
Подходы к понятию законности:
1. В зависимости от субъектного состава и нормативной основы различают: широкий и узкий подходы понимания законности.
Широкий подход предполагает соблюдение всех видов нормативно-правовых актов, соблюдение их всеми субъектами права — и гражданами, и должностными лицами; узкий подход предполагает соблюдение только законов, только должностными лицами (принцип деятельности государственных органов).
2. В зависимости от сферы проявлениязаконность понимают как:
— форму упорядочения способов производства и распределения (материальный подход);
— форму выражения политического интереса государства (идеологический подход);
— форму выражения идеи справедливости (нравственный подход).
3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
— принцип поведения граждан — требование соблюдения и исполнения норм права обращено именно к гражданам;
— принцип деятельности государственного аппарата — требование обращено к должностным лицам;
— общественно-политический режим — требование обращено к гражданам и государственной власти.
Уровни законности. Можно говорить о различных уровнях законности:
— индивидуальный уровень — законность в деятельности отдельных субъектов права;
— групповой уровень — законность в деятельности отдельных социальных групп — субъектов общественных отношений;
— региональный уровень — в том или ином регионе;
— общесоциальный уровень — общества в целом.
Говоря о законности, необходимо иметь в виду проблему правового или неправовогохарактера самих юридических законов.
Существует ли законность в тоталитарных режимах? Существует, но только в формальном смысле. А реальная законность имеет место тогда, когда в стране действует и функционирует правовой закон. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает прямой запрет на существование антиправовых законов.
Сущность законности. Под ней понимается всеобщее, строгое соблюдение, исполнение норм права. В определенных исторических условиях она проявляется в качестве конкретного содержания, которое, в свою очередь, выражается в разных формах: принцип (требование), метод и режим.
Вышеизложенное позволяет сформулировать следующее определение законности: законность — это принцип (требование), метод и режим строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм, установленных законами и основанными на них другими источниками права.
Форма любого правового явления, не исключая и законность, предполагает наличие ее содержания.
Сторонами (элементами) содержания законности выступают следующие:
1) предметный, показывающий, что должно соответствовать законности. Основной носитель законности — деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т. е. соответствие праву, приобретают и другие объекты — нормативные и правоприменительные акты, различные правовые документы;
2) субъектный, определяющий состав субъектов, на которых распространяется обязанность исполнять (соблюдать) правовые предписания и право требования исполнения (соблюдения) от других. Полагаем, что субъектный элемент представляют все участники общественных отношений, т. е. государство, его органы, общественные и иные организации, должностные лица и граждане. В ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;
3) нормативный элемент раскрывает круг правовых предписаний, обязательных для исполнения (соблюдения). К нормативному элементу относятся нормы права, содержащиеся во всех нормативных правовых актах, иных юридических источниках права.
Можно говорить о различных видах законности, используя следующие критерии:
1. По характеру преимущественно реализуемых юридических норм:
а) правовая законность (устанавливается тогда, когда реализуются юридические нормы, соответствующие принципам права, которые способствуют прогрессивному развитию государства, населения). Правовая законность — это точное и неукоснительное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права;
б) неправовая законность(устанавливается тогда, когда преобладает реализация юридических норм, не соответствующих принципам права). Хотя в данном случае формально законность налицо, но она имеет антиправовую направленность.
Содержание правозаконностисоставляют три элемента:
— правовое законодательство, которое адекватно отражает идеальное право, общечеловеческие ценности;
— полное осуществление правового законодательства;
— эффективная защита правового законодательства.
Особенности правового законодательства (закона). Правовой закон характеризуется следующими признаками. Он выражает и закрепляет в праве меру свободы людей; воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости; учитывает и охраняет интересы тех, кто требует большей социальной защищенности (больных, престарелых, безработных).
Законность в правовом государствепредполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:
1) совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;
2) полной и безусловной реализации предписаний закона и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
2. В зависимости от этапа развития государства различают:
а) добуржуазную (неразвитая законность, при которой нет реального режима законности);
б) буржуазную законность. Законность превращается в обязательный политико-правовой режим. Это принцип, выдвинутый идеологами буржуазии в период буржуазных революций и образования буржуазных государств, заключающийся в требовании подчинения граждан, администрации, должностных лиц и суда велениям закона и запрещении выходить за его пределы. Яркое выражение этого принципа дано в одном из наиболее характерных документов буржуазной революции во Франции — Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ст. 5 этой Декларации провозглашалось, что все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом;
3. В зависимости от того, в какой мере требования принципа законности реализуются на практике:
а) формальная законность. Принцип законности есть, но на практике он не прослеживается;
б) реальная законность. Принцип законности находит воплощение в человеческом поведении.
4. В зависимости от сферы общественных отношений: а) внутригосударственная законность; б) международная законность.
В ряде случаев выделяют конституционную законность, т. е. общественно-политический режим в стране, характеризующийся неукоснительным соблюдением конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-(государственно)-правовых отношений 238 .
Она означает: соответствие конституции правовым идеалам, интересам народа; верховенство конституции в правовой системе страны; прямое действие конституции; эффективную государственную защиту действия конституции.
2. Принципы законности
Принципы законности — это основополагающие идеи, реализация которых делает законность эффективной и действенной.Общепризнаны следующие принципы законности:
— приоритета (первенства) международного права,
— равенства перед законом,
Принцип верховенства законавыражается в признании: закона главным в системе нормативных правовых актов; подзаконности других нормативных правовых актов, т. е. того, что они основываются на законе и не противоречат ему; закона основным регулятором общественных отношений.
Если в процессе применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основе закона.
Принцип приоритета международного права выражен в требованиях: не принимать законы, противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права; при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам предпочтение должно отдаваться последним.
Принцип равенства перед закономвыражен в равной степени необходимости соблюдать законы; в равной ответственности всех перед законом в случае его нарушения; в равенстве всех перед законом, независимо от социального положения, благосостояния, национальности и т. д.
Принцип единства законностипредполагает требования одинаковой силы закона на всей территории государства; единообразного понимания и применения законов на всей территории государства.
Принцип целесообразности законности выражается в требованиях запрета отступления от предписаний закона; противопоставления общегосударственной целесообразности правоприменительной целесообразности.
Принцип реальности законности.Данный принцип предполагает достижение фактического исполнения требований юридических норм в правовых отношениях, неотвратимость юридической ответственности за любое их нарушение.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что каждый из принципов законности может быть «развернут» в совокупности ее требований. Требования законности — это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности, ее направленность. В отличие от принципов законности, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов (например, требование охраны прав и законных интересов граждан, издание правовых актов в установленном порядке относятся к соответствующим органам государства).
Например, принцип верховенства закона предполагает следующие требования: 1) все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать Конституции РФ и другим вышестоящим законам; 2) подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам; 3) акты правоприменения (и правоприменительная деятельность) должны соответствовать законам и подзаконным нормативным актам; 4) акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, подзаконным актам и актам правоприменения.
3. Правопорядок
Правопорядок — состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.
Ценностный смысл правопорядка состоит в том, что последний отражает процесс воздействия права на общественные отношения, является показателем состояния законности в обществе, обеспечивает стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Без правопорядка невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функции государственной власти.
Правопорядок как самостоятельное явление: представляет собой состояние упорядоченности общественной жизни; он предусмотрен нормами права; является итогом правового регулирования; обеспечивается государством.
Содержание правопорядка. Содержание правопорядка — это правомерное поведение субъектов, т. е. такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.
Выделяют три вида содержания правопорядка: материальное, государственно-волевое и юридическое.
Материальное содержаниепредставляет собой закономерности его функционирования и развития; объективные потребности в упорядочении общественных связей и процессов; реальные отношения с упорядоченным поведением их участников; взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и идеологией.
Государственно-волевое содержание— это совокупный и трансформированный результат государственной воли, воли и интересов всех участников правопорядка.
Юридическое содержание — это совокупный результат: реализации права и законности, проявившейся в поведении участников; взаимосвязанной совокупности, системы правоотношений и связей; реализованных субъективных прав и обязанностей участников правопорядка; упорядоченности и урегулированности правовых элементов, процессов, отношений и связей.
Уровни правопорядка. Их определение обусловлено выбранным для этого классификационным критерием.
1. По масштабности выделяют: правопорядок страны, правопорядок федерации, правопорядок субъектов федерации, других структур (региона, города, организации и др.).
2. По объему и значимости: общий, отраслевой, правовых институтов, норм права, специальный.
3. По характеру отношений:конституционный, судебный, административный, финансовый и т. д.
4. По степени оформленности:оформленный (как правило), неоформленный (реализованность правовых обычаев).
Законность и правопорядок. Эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не означает отсутствия принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность и специфику.
Обычно называют следующие отличия: законность — это требование исполнения правовых актов всеми субъектами права, а правопорядок — результат этого требования; законность — это метод (принцип) руководства обществом, а правопорядок — состояние общественной жизни.
Разграничивать рассматриваемые понятия можно иным способом.
1. Законность, правопорядок — различные по содержанию и характеру категории. Законность — качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок — состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений.
2. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Законность — средство установления правопорядка; правопорядок — результат осуществления законности, упорядочивающий социальную жизнь.
3. Различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок — как следствие. При анализе законности оперируют количественными и качественными характеристиками, при рассмотрении правопорядка — состояниями и их качеством.
Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни.
Правопорядок следует отличать от общественного порядка.
Общественный порядок — это совокупная система общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций, ритуалов и т. д.
Различия общественного и правового порядков проявляются в том, что у них:
— разная социально-нормативная основа — для общественного порядка требуется вся совокупность существующих правил, а для правопорядка — право;
— разный генезис (происхождение) — правопорядок возник позже, вместе с государством и правом;
— разная обеспеченность — правопорядок обеспечивается силой и средствами государственного аппарата, а общественный — общественными институтами;
— разная соотносимость — правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.
4. Гарантии законности и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка — это условия, средства и способы обеспечения законности и правопорядка. Их подразделяют на две большие группы: общие и специальные (организационные и юридические).
Общие гарантии — это объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, предопределяют «в известной степени» специальные средства.
Важнейшими общими гарантиямизаконности и правопорядка являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов; демократизм государственного и общественного строя и др.
Особенности общих гарантий состоят в том, что они: являются факторами, которые влияют на реализацию всех норм права; составляют материальную базу собственно юридических гарантий; имеют свои разновидности: экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные и т. д.
Экономические гарантии выступают основой для всех других гарантий законности, ибо экономика лежит в основе права и всех правовых явлений, включая законность. Кризис в экономической сфере, как показывает опыт последних лет, ведет к ослаблению законности. И наоборот, усиление, упрочение экономических гарантий имеют результатом укрепление законности в стране.
Экономические гарантии законности — это высокий уровень и стабильность экономики; многообразие форм собственности; устранение монополизма; отсутствие социальных кризисов; высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.
Политические гарантии связаны с политической системой общества, ведущую роль в которой играет государство, принципы организации и деятельности всех органов государственной власти. Они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях функционирования независимого от государства гражданского общества, построения подлинно демократического правового государства.
Политические гарантии законности и правопорядка заключаются в демократизме государственного и общественного строя; в гласности и общественном контроле над деятельностью администраций всех уровней; в развитии открытой политической системы.
Идеологические гарантии законности — это достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества и, прежде всего, должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. Идеологические гарантии включают в себя идеологию, рассматривающую человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина — в качестве высшей ценности государства.
Нравственные гарантии законности — это благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.
Правовые гарантии. Состояние законности и правопорядка обусловлено состоянием самого права, системой законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны права. Законодательство, отстающее от развития общественных отношений, затрудняет борьбу с правонарушениями.
Общественные гарантии — это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушителями законодательства. Они включают в себя: нетерпимость к нарушениям норм права, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.
Специальные средства обеспечения законности и правопорядка — это организационные и юридические средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности и правопорядка.
Под организационными гарантиямипонимаются различные мероприятия, укрепляющие законность, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан: кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений.
Юридические гарантии законности — это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, правопорядка, беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод.
Основные признаки юридических гарантий проявляются в том, что они:
а) имеют обязательное закрепление в законодательстве. Важнейшие юридические средства, обеспечивающие реальность режима законности, фиксируются законодателем в нормативных актах и в силу этого приобретают юридический характер;
б) являются непосредственными способами защиты законности и правопорядка;
в) создаются государством для специфической цели — поддержания реального режима законности. В каком бы виде ни выступали юридические гарантии, они всегда есть проявление одной цели — являются средством превращения юридической возможности, выраженной в правовой норме, в реальную действительность. Действие большинства юридических гарантий осуществляется при помощи части государственного аппарата — правоохранительных органов, специально созданных для обеспечения режима законности.
Вопрос о видах юридических гарантий законности решается неоднозначно. К ним можно отнести и юридическую ответственность, защитно-восстановительные меры, меры надзора и контроля, и установленные в законодательстве: специальные принципы (например, презумпция невиновности); институты (возбуждения уголовного дела); процедуры (порядок рассмотрения уголовных дел и гражданских дел); средства (поощрений и наказаний и т. п.), и меры по совершенствованию законодательства, меры выявления правонарушений, меры надзора за состоянием законности, меры профилактики нарушений законности и правопорядка.
Способы обеспечения правопорядкавесьма разнообразны. К ним относят:
— судебный контроль: а) конституционный контроль за правомерностью юридических норм, б) судебный контроль иных судов;
— контроль со стороны специализированных государственных органов (прокуратура, правовые инспекции труда и иные);
— надзор со стороны уполномоченного по правам человека;
— государственная регистрация нормативно-правовых актов;
— контроль за законностью со стороны международных институтов (например, Международного Суда по правам человека);
— общественный контроль правозащитных организаций.