можно ли избежать катастрофы описанной в рассказе улыбка каким образом

Анализируем рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка»

можно ли избежать катастрофы описанной в рассказе улыбка каким образом

Тема будущего, пожалуй, основная в произведениях Рэя Брэдбери. Он рассматривает пути развития человечества с разных ракурсов, анализирует, предполагает и часто предостерегает. Рассказ «Улыбка» не был исключением. В нем автор рисует наиболее мрачную и удручающую антиутопию.

Кстати, краткое содержание рассказа, кто подзабыл, можно прочитать здесь :).

Брэдбери изобразил общество не только вне технического прогресса, но и вне культуры как таковой. Это общество не стремится создавать, а только разрушает. Люди движимы ненавистью, «они ненавидят Прошлое», так объясняет происходящее мальчику Григсби. Но ненависть к прошлому уничтожает и будущее тоже. Кругом убогость, разруха и уродство. Да, была многолетняя война, но она не закончилась. В головах людей она идет и до сих пор.

Фактически, мы видим здесь не эволюцию, а деградацию. Тяжелый труд, бедность (никто из стоящих в очереди не может даже купить кофе по цене 1 пенс за чашку, люди оборванные и босые), интеллектуальный распад (воспоминание Тома о сжигании книг), бездумное следование за толпой. Мальчик пытается убедить толпу, что картина красива, а женщина, изображенная на ней, прекрасна. Но его никто не слушает. Агрессивные люди разрывают на части бесценный холст.

Есть ли надежда у такого общества? Несмотря на открытый финал, предположу, что да. Об этом свидетельствуют 2 эпизода. Первый, когда кто-то из толпы высказывает предположение, что найдется мудрый человек, который вернет цивилизацию. Самое главное, чтобы душа у него «лежала к красивому». Тогда все получится, и новый мир будет не разрушительным и враждебным, а мирным. А второй эпизод – это спасение части картины с улыбкой. Когда Том украдкой любуется кусочком доставшегося ему полотна, мы понимаем, что он и есть, возможно, тот человек с чувством прекрасного, который в будущем сможет построить новый мир.

В какой-то степени основная тема рассказа продолжает главную идею романа «451 градус по Фаренгейту», написанного шестью годами раньше. В романе уничтожение книг привело к упадку цивилизации, здесь же автор пошел еще глубже – уничтожение и книг, и предметов искусства, непременно приведет общество к краху. Символически люди уничтожили не только свой интеллектуальный потенциал, способность к развитию и образованию, которые символизируют книги, но и свою душу, которую символизирует Мона Лиза.

Рассказ предостерегает и заставляет задуматься. Не только о будущем всего человечества, но и о себе лично. Прямо сейчас. Насколько мы способны не идти на поводу у неразумного большинства? Хватит ли у нас мужества и благоразумия сохранить свою душу вопреки всему? Сможем ли мы созидать, когда все вокруг разрушают? Именно в творчестве и в способности создавать что-то прекрасное, полезное и новое, Рэй Брэдбери видел смысл жизни. Своей и каждого человека.

Источник

Рэя Брэдбери « Улыбка» 7 Класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока. 7 класс.

Тема: « Тайна жизни в одной улыбке

( по рассказу Рэя Брэдбери « Улыбка»)

можно ли избежать катастрофы описанной в рассказе улыбка каким образом

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Дациева Алина Амировна

развивать навыки анализа рассказа;

— прививать интерес к мировой культуре.

—развивать творческое воображение, мышление, речь учащихся

Мне улыбается Джоконда

Из-за гор через сотни лет.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с темой и целью урока.

III. Вступительное слово учителя.

1).Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, мы рады приветствовать вас. Я желаю всем нам творческого вдохновения.(музыка) Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или читать, или слушать. Выходит, что творчество—это передача по цепочке радости. Радости от того, что мир с тобой рядом прекрасен.

XX1 век, как никакой другой, перевернул мир, ускорил его прогресс. Человечество вкусило плоды цивилизации, но, может быть, оно что-то утратило, все быстрее и быстрее устремляясь за материальными благами. Нуждаются ли духовные ценности человеческой цивилизации в защите? На это вопрос мы должны ответить в конце сегодняшнего урока.

Культура, не была ли ты гонима

Из страны в страну,

От того ли так неотвратимо

Обнищал и гибнет человек?

Рассказы американского писателя Рэя Брэдбери при своем небольшом объеме удивительно емкие. И чем глубже вникаешь в повествование, тем острее видишь и серьезнее задумываешься над тем, что происходит вокруг. Брэдбери пишет: «Будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его.»

Построить этот мост нам помогут произведения искусства: шедевры живописи, музыкальная классика и поэзия.

Рей Брэдбери в новелле рисует странную фантастическую картину.

—О чём он стремится предупредить человечество, а может быть он что-то предсказывает? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос заглянем в биографию автора.

2) Брэдбери краткие сведения из биографии. Группа учащихся.

2. “У меня не было средств, чтобы поступить в университет, впрочем, в университете ничего не дают для становления личности, писатель должен учить себя сам. Я посещал публичную библиотеку, работал там З- 4 дня каждую неделю. До 20 лет я уже прочитал все значительные пьесы, знал американскую, французскую, итальянскую, английскую истории…”

3. В 1932 году начал писать. Первый рассказ опубликован в 1938 году. Каждую неделю Рей Бредбери пишет по рассказу, но публикует лишь некоторые, остальное сжигает. В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем — повесть «451 градус по Фаренгейту». Далее его слава разрослась до всемирной.

4. Интересные факты: любимым героем был капитан Немо; воспитывался на семейной легенде о прабабушке, которую якобы сожгли во время процесса над ведьмами в 1692 году; автор свыше 800 произведений разных жанров; второе имя достал в честь актера Дугласа Фербенкса.

5. Звания и награды Рея Брэдбери

6. что до моего могильного камня

«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне «Привет!». А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими — сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для меня…

3) Слово учителя. Рей Дуглас Брэдбери вошел в литературу как писатель-фантаст, как писатель с не какой-нибудь творческой фантазией. Его произведения захватывают своей невероятностью, оригинальностью. Когда их читаешь, кажется, что человек не способен такое даже вообразить. Погружаешься вместе с героями произведений в будущее, в прошлое, сопровождаешь их, сочувствуешь им, находишься рядом с ними и стараешься даже помочь.— А что же такое фантастика?

Рей Бредбери говорил: «Все это (технические новшества и удобства) не принесет вам ровным счетом никакой пользы, если вы не научитесь по-настоящему читать и писать».

— Что значит по-настоящему читать и писать? (Нужно уметь «читать» между строк то, что хочет сказать своим читателям автор.) Давайте присмотримся. Блиц-опрос:

Какой идет год в новелле? (2061)

Во сколько часов установилась очередь? (В 5 утра)

За кем в очереди встал мальчишка(За двумя мужчинами)

Как звучит фамилия «заступника» Тома? (Григсби)

О чем говорит Том: «Это больше никогда не вернется?» (О цивилизации),

Как Том объяснил причину своего отказа плевать на картину( «она же красивая».)

Во сколько Том вернулся домой ( 9ч вечера)

Что сделали Григсби и Билл Гендерсон с типографией и складом боеприпасов (Взорвали их)

Какой предмет отличат полицейских от других людей? (Желтые шнурки на запястьях.)

Что приманило людей в город? (Праздник, базарный день)

2. Слайд 3 . Посмотрите, какие толкования даются слову «праздник» в словарях.

Праздник – 1. Нерабочий день, установленный государственной властью в честь или память какого-либо выдающегося события. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений и т.п.

Праздники всегда сопровождают человеческую жизнь, украшают ее, поэтому их ждут.

3.Взгляните на полотна русских и западноевропейских художников, где запечатлены разные праздники.

Корзухин. « Воскресный день».

Кустодиев « Троицын день».

Трутовский. « Колядки в Малороссии».

Богданов-Бельский. « День рождения в саду».

Семирадский. « Ночь накануне Ивана Купалы».

—Каким настроением пронизаны все полотна? Какие чувства переполняют людей? ( Радость, веселье, счастье. Колорит картины яркий, праздничный, теплый.)

—Ребята, попрошу вас назвать ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово « праздник».

— А теперь, ребята, с какими чувствами, мыслями ассоциируется у вас праздники, которые устраиваются в рассказе Рея Брэдбери «Улыбка».

—Сравните, ребята, два кластера и скажите, к каким выводам приводит нас рассказ американского писателя Рея Брэдбери. (То, что люди называют в рассказе праздником, больше похоже на кошмар, на чудовищное недоразумение. Такое ощущение, что человек перестал быть человеком, а стал чем-то иным.

—Что чувствуют эти люди? (Злобу, ненависть, презрение

— Скажите, может ли праздник вызывать такие чувства?

—А ведь это изображения воинов, это в бою они кричат, ненавидят, презирают, А в новелле Брэдбери война еще идет? (Нет) Почему же в душах людей война все еще продолжается?

—Давайте прочитаем, что они говорят мальчику, чему его учат.

«Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами, которые громко разговаривали между собой, и в чистом холодном воздухе звук голосов казался вдвое громче.

Мальчишка притопывал на месте и дул на свои красные, в цыпках, руки, поглядывая то на грязную, из грубой мешковины, одежду соседей, то на длинный ряд мужчин и женщин впереди.

Слышь, парень, ты-то что здесь делаешь в такую рань? — сказал человек за его спиной.

Это мое место, я тут очередь занял,— ответил мальчик.

Бежал бы ты, мальчик, отсюда, уступил бы свое место тому, кто знает в этом толк!

Оставь в покое парня,— вмешался, резко обернувшись, один из мужчин, стоящих впереди.

Я же пошутил.— Задний положил руку на голову мальчишки. Мальчик угрюмо стряхнул ее.— Просто подумал, чудно это — ребенок, такая рань, а он не спит.

Этот парень знает толк в искусстве, ясно? — сказал заступник, его фамилия была Григсби.— Тебя как звать-то, малец?

Наш Том, уж он плюнет что надо, в самую точку — верно. Том?

Смех покатился по шеренге людей».

—Какое чувство вызывает у вас образ мальчика?

—Над чем смеются люди в шеренге?

—Как вы понимаете фразу: «Этот парень знает толк в искусстве»?

Прочтите отрывок, в котором вас больше всего взволновало поведение или рассуждения взрослых людей. («•— Во-во.’А все эта орава идиотов, которая заправляла миром в прошлом! Вот и стоим здесь с самого утра, кишки подвело, стучим от холода зубами — ядовитые троглодиты, ни покурить, ни выпить, никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников, Том. Наших праздников.

Вспомните, какие еще праздники были у этих людей? ( по тексту.) О чем это говорит?

(Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади и все смеялись, точно пьяные. А праздник науки месяц тому назад, когда притащили в город последний автомобиль, потом бросили жребий и счастливчики могли по одному разу долбануть машину кувалдой. ) /

Люди уничтожают то, что создавалось умом и сердцем на протяжении столетий, то, в чем воплощены интеллект, разум, чувства, красота и мечты./

Чем порождены эти ужасные « праздники»? Как это объясняет Григсби»?

Какими вы видите этих людей будущего из рассказа Брэдбери? / Озлобленные, грубые, не верят ни во что и влачат жалкое существование, уничтожают все следы красоты и культуры/.

Сравните их с персонажами картин Энсора, Бёрклина, Сальвадора Дали.

— Чем похожи герои рассказа « Улыбка» на персонажей продемонстрированных картин? / внутренняя одержимость, бесноватость, злоба, безжизненные лица напоминают застывшие маски. Страшно оказаться в толпе среди этих людей./

Итак, в рассказе Рэя Брэдбери « Улыбка» речь тоже идет о празднике – одном в ряду многих. Что же это за праздник? ( Это « праздник» оплевания и уничтожения шедевра Леонардо да Винчи « Джоконда (Мона Лиза)».

Зачем выстроились в длинную очередь герои рассказа с 5 часов утра? /лишь. За тем, чтобы плюнуть в картину./

Имеет ли к этому празднику государственная власть? Подтвердите это текстом

Как можно оценить власть, которая устанавливает такие праздники? /Она безнравственная, бездуховная, варварская, страшная, поощряющая разрушение, злобу и ненависть.

10.А ведь « Мона Лиза» пережила времена, когда люди стояли долгими ночами в очереди, чтобы только увидеть ее улыбку.

11. Как чувствуют себя люди, приближаясь к знаменитому шедевру? / копят слюну, подвигаются вперед, идут с расширившимися зрачками. Торжество ненависти в силе плевка./

12 Когда их праздник достигает кульминации? / Собравшейся толпе разрешили уничтожить шедевр, и началась «свистопляска». С.43/

13. Обратите внимание, кто участвует в празднике? / все поколения: ужасные старухи, мужчины и мальчик, который не поддался общему безумию, сначала стоит, притихнув, в стороне, а потом всхлипывая, убегает./

14. Что привело Тома на праздник? / 1) «говорят, она улыбается»; 2) « говорят, она сделана из краски и холста»; 3) « говорят, ей четыреста лет».

И вот Том перед знаменитой картиной. Остановимся и мы перед ней.

Тихо звучит музыка « Аве, Мария» Ф.Шуберта, и на фоне ее учащиеся читают стихотворения:

« Еще не видно лица на портрете…» Льва Озерова

Еще не видно лица на портрете.

Ни рук на нем, ни одежды нет.

Как воплощается замысел в цвете?

Как возникает женский портрет?

Художник не отрывает взора

От натурщицы, от полотна.

– Можете шевелиться, синьора,

Ваша скованность мне вредна.

Смуглая женщина в свете зыбком,

Прост и чудесен ее наряд.

Неуловима ее улыбка,

Необъясним ее чистый взгляд.

То ли улыбка, то ли догадка,

То ли намек, то ли укор.

Бежит пробор посередке гладко

И пропадает тропой среди гор.

. Еще кантилена, еще два аккорда.

Послеобеденный ровный свет.

Музыку слушает Джоконда.

Леонардо пишет портрет

16. Какое чувство испытывает Том, глядя на картину? Почему не смог плюнуть в нее, как все? Варварское желание уничтожено красотой.

17. Почему в руке у него оказалась улыбка?

18. Представьте себя на месте героя и подержите на ладони эту удивительную улыбку. Как и Том, бережно закроем ладонь, а потом осторожно откроем, вглядимся в улыбку, которой 500 лет, глазами мальчика из уродливого, искореженного мира, пережившего атомную катастрофу.

Улыбка Джоконды (Читает подготовленный ученик)

Летел в ее улыбку камень,

Посмотрит темными зрачками-

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень.

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Монны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать ее в венце

С улыбкой на худом лице

Левша, он сам сработал рамку,

Сам врезал в рамку вензеля.

С тех пор улыбкой этой самой

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стекол четырех

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурех.

Смеется флейта, плачет скрипка –

Не расставались, будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами все ясней.

Не меркнет и не угасает,

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего еще не знаем мы.

— И сквозь всю эту ненависть проходит голос ребенка — чистый, искренний, добрый,
нежный, чуткий к красоте.

Расставьте в правильном порядке цитаты

«Говорят, она улыбается».

«Скоро мы ее увидим?»

«А зачем мы все тут собрались? Почему мы должны плевать?»

«А есть хоть кто-нибудь или что-нибудь, чего бы мы не ненавидели?»

«Мир спал, освещенный луной.

А на ладони лежала улыбка».

7. «Улыбка, чудесная улыбка!»

— На какие смысловые части можно разделить эти цитаты? (3группы: 1—2ожидание; 3 — 4 вопросы похожие на просьбу остановиться; 5 — 6,7 восхищение.)

19. Каковы отношения между членами семьи Тома? Откуда же эта доброта, любознательность, понимание прекрасного? 20. О чем же предупреждает нас Брэдбери в своем рассказе?

21. Есть ли в его фантастике нечто реальное? Чем вызвана тревога писателя? Можем ли мы в нашей жизни наблюдать уничтожение цивилизации, культуры? В чем это заключается?

—Кто виноват, по мнению людей в очереди, в теперешнем состоянии людей? <Цивилизация)

—Разве виноваты машины, типографии, картины в том, что люди уничтожают друг друга.

Вывод: люди одержимы ненавистью, которая отвратительнее всего проявляется в сцене уничтожения картины.

22. С чего начинается разрушение – с культуры или с цивилизации? Почему? Блага цивилизации – это область комфорта, а человек дорожит удобствами и наслаждениями. Ему уже трудно представить жизнь без телевизора, телефона, компьютера, самолета и т.д. И в это он вкладывает деньги. Ценности духовной культуры уже не в цене, музей, галереи, театры полупусты, классическая литература залеживается на полках, и, как следствие, беднеет речь, теряет свою выразительность, традиции уничтожаются. И… если продолжать, то мы дойдем до логического конца, описанного в рассказе « Улыбка».

Прошло уже полстолетия. Наступил новый век. Самое страшное в этой книге то, на мой взгляд, что это будущее уж очень узнаваемо, черты того далекого государства, к сожалению, проступают в нашей жизни. Самое ужасное и удивительное то, что великий фантаст и придумщик Брэдбери ничего не выдумал. Все уже было или есть сейчас. Пожарные жгут книги? Ну и что? Мы об этом знаем из истории. Не правда ли? Расскажите об этом.

Рассказ о кострах из книг в фашистской Германии, видеоматериал о сжигании книг на площади Берлина.

Брэдбери пишет, что в постиндустриальном будущем книги будут наподобие жвачки, что телевидение превратится в сплошное мыльное шоу.

А может быть будущее «по Брэдбери» уже наступило? Вот к вашему вниманию выставка из современных низкопробных молодежных журналов, вот книги, которые заполонили прилавки, вот «золотые сочинения», которые навязывают школьникам стандарт мышления, вот хрестоматии, где Толстой пересказан на 3-4 страницах. Чем не «государство будущего», заботящееся о шаблоне, о нивелировании личности

Каков бы ни был мир, а он ужасен и прекрасен. Жизнь каждого человека – это есть выбор между добром и злом, долгом и хотением. Каждый из нас становится участником непрекращающегося диалога человека с вечными вопросами человеческого бытия, диалога народов и культур, диалога между прошлым, настоящим и будущим.

Подведение итогов урока

Лозунги по группам

Люди, берегите себя от зла и души от ненависти!

Люди, берегите свою планету и друг, друга от опасности!

Люди, берегите и сохраняйте окружающий мир!

Люди, будьте добрее и человечнее!

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: « Можно ли избежать катастрофы, описанной в рассказе « Улыбка»? Каким образом?

Источник

Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери «Улыбка». Тема урока: «Трудно быть человеком?»

Разделы: Литература

Оформление доски:

Действия человека, совершаемые по размышлениям, называются поступками. Длительные размышления и часто повторяемые поступки создают привычку, после чего она становится правилом. (Сюнь – Цзынь)

Повелевать собою – великая власть. (Сенека.)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами вновь обратимся к творчеству Р. Брэдбери – крупнейшего американского фантаста.

Сообщение учащихся о писателе.

Рэй Дуглас Брэдбери родился в 1920 году. Вырос в бедной лос – анджелесской семье. Писать начал еще до войны, мальчиком. Теперь он автор многих книг. Он сумел фантастику превратить в подлинное искусство. Недаром он когда-то сказал: “Я выбираю звёзды. ”Он утверждал, что фантастика о будущем помогает жить в настоящем. “Ведь будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его. ” Книги Р. Брэдбери известны во всем мире. Романы “451 по Фаренгейту”, “Чувствую, что зло грядёт”, повести “Марсианские хроники”, сборник “Холодный ветер, тёплый ветер” другие.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами обратимся к рассказу “Улыбка” и попытаемся ответить на вопрос, который издавна волновал умы: трудно ли быть человеком; что нужно для того, чтобы быть человеком “с душой”, ведь только он сможет сохранить мир целым и передать культурное наследие потомкам.

Проверка домашнего задания.

(Весь текст был разделён на отдельные эпизоды. Каждый учащийся получил задание: дома сделать рисунок к эпизоду и по своему рисунку и тексту сделать анализ данного ему эпизода. Рисунок показывает насколько внимательно прочитан рассказ, понят ли.)

Опираясь на сделанные дома рисунки, проанализируйте эпизоды. Вам каждому был дан свой эпизод.

1. Главный герой рассказа Том пришел рано утром и встал в очередь на главной площади. Ожидался дикий “праздник”, на котором должны были оплевать великую картину.

2. Люди, стоящие в очереди, ненавидят цивилизацию, они громят её плоды: жгут книги на площади, разбивают машины, взрывают типографии и склады с боеприпасами.

3. И вот наступает радостный для толпы момент: все копят слюну, чтобы плюнуть в великую картину. А потом в дикой ярости начали рвать холст.

4. Главному герою достался кусочек картины, на котором изображена улыбка. Этот кусочек он зажал в руке, сохранил, сберёг.

Аналитическая беседа по тексту.

(Усталость, недовольство жизнью, ненависть к прошлому).

(“Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа. ”)

(Цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – это разрушение. Они ненавидят “ораву идиотов”, их систему ценностей – все, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)

(Найдите это в тексте).

(Разбитые здания, …груды развалин, дороги от бомбежек – словно пила, вверх – вниз, поля по ночам светятся радиоактивные…, запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий, разбитое здание фермы.)

(- Передо мной встают страшные картины тех мест, где сейчас идет война: Ирак, Чечня. Особенно страшно, когда видишь последствия терактов. Мне кажется, что людей, совершивших это, нельзя назвать людьми.

— А мне не по себе оттого, что в нашу страну разрешили ввозить радиоактивные отходы.

— Если люди не одумаются, то мы увидим картину, нарисованную в рассказе Брэдбери “Улыбка”. Ведь все мы в ответе за то, что происходит вблизи нас.)

Как они это делают?

(Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являвшиеся в сознании людей символами цивилизации; в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)

(Разрушению подлежит то, что имеет место к материальной культуре; завод, выпускающий самолёты, автомобили, типография – и то, что относится к духовной культуре – книги, живопись.

(“Праздники” людей будущего – это “праздники ненависти”: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: “Тут всё дело в ненависти ко всему, что связано с прошлым. ”)

Однородна ли эта очередь?

(Нет, одни ненавидят цивилизацию, стремятся её полностью уничтожить (их большинство), другие – готовы её терпеть. (“Не всё, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны”.)

— Что означает цивилизация для вас?

(Зачитывается несколько работ.)

12. Ребята, я попросила вас найти определение человека?

(Человек – личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.)

13. Какими качествами должен обладать настоящий человек и как он должен жить?

Слово учителя.

В жизни каждого человека наступает момент, когда он понимает, что жил не так. Этот момент наступает под воздействием чего-то.

У Тома этот момент наступил, когда он увидел картину.

— Что это была за картина? (“Моно Лиза”).

— Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение. “Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.”)

— Давайте и мы с вами посмотрим на эту картину, которая так потрясла героя.

Сообщения учащихся о картине Леонардо да Винчи “Моно Лиза”

Этот портрет написан в самом начале XVI столетия, в 1503 году.

Леонардо изобразил Моно Лизу на фоне немного призрачного, волшебного пейзажа. Моно Лиза сидит в кресле на балконе, осанка её проста и величава, красивые, мягкие кисти рук спокойно сложены на коленях. Прежде всего приковывает к себе ясный и спокойный взгляд её глаз. В них отражается лучистый свет улыбки, озаряющий всё лицо. Трепетная неуловимая улыбка играет на её губах. Она кажется дрожащей и изменчивой, как легкая зыбь на поверхности воды.

Черты её лица, плавные линии плеч, нежные руки подобны сокровенной и чистой мелодии. В них живёт ощущение неугасимого тепла жизни.

Остальные детали картины дополняют основную тему. Это и мелкие складки платья с глубоким овальным вырезом, и шаль, наброшенная на плечи, и тончайшая вуаль, покрывающая золотистые пряди волос, и пейзаж с извилистыми лентами дорог и рек, с причудливыми очертаниями гор.

Душевный покой и горделивая осанка Моно Лизы находятся в равновесии с величавой природой, они составляют гармоничное единое целое. Это единство художник выразил средствами живописи.

Золотисто-коричневые и рыжеватые тона фигуры, изумрудно–голубые дали написаны ровными и гладкими красочными слоями. Мазки передают малейшие оттенки света и тени. Его светотень воздушна. Изображение как будто заволакивается воздушной пеленой, в которой тают, почти исчезают контуры. Контуры портрета так же неуловимы, как улыбка Джоконды

Портреты Леонардо да Винчи можно узнать по “сфумато”, что в переводе означает “затуманенность”, “затушеванность”.

— Ребята, давайте ещё раз обратимся к сцене уничтожения картины. Чем поведение Тома отличается от поведения толпы?

(- Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: “Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал.

Однако, после того как “толчки и пинки вышибли его из толпы на волю”, Том стоит “притихший в стороне от этой свистопляски, рука его судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его”, т. е. Том сознательно старается уберечь “кусок холста”.

— Тома от толпы отличает то, что он “человек с душой”.)

Обращение к эпиграфу урока.

— РЕБЯТА, трудно остаться “человеком с душой” в подобной ситуации?

— А как ведёт себя толпа?

(Это вандалы, разрушители, варвары.)

РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЕМ ПО ВЫЯСНЕНИЮ ЗНАЧЕНИЯ ДАННЫХ СЛОВ.

— Приведите примеры вандализма и варварства, встречающиеся в нашей жизни.

(Греческие скульптуры, сожжение церкви в Музее Деревянного Зодчества в г. Нижний Новгород. Это наша маленькая Родина, и мы за неё в ответе.)

(Обращение к эпиграфу.)

— Разрушение церквей, храмов, памятников культуры в 1917 году.

ПЕСНЯ ИГОРЯ ТАЛЬКОВА “РОССИЯ”

— Ребята, мы знаем, что Том уже принимал участие в “праздниках”. Мы стали свидетелями того, как он поступил сейчас. А ведь так трудно противостоять толпе! Как вы думаете, пойдет ли он на следующий “праздник”? Если пойдет, то как поведет себя? На основании чего у вас возникло такое убеждение?

Тома отличает то, что он “человек с душой”, в появлении которого так уверен человек из очереди. Я думаю, что Том больше не будет принимать участия в “праздниках”, его поразила Улыбка, чудесная Улыбка. Ведь он будет любоваться кусочком холста, размышлять, думать. А “Действия человека, совершаемые по размышлении, называются поступками. Длительные размышления и часто повторяемые поступки создают привычку, после чего она становится правилом. ” (Сюнь-Цзы)

— В рассказе Том испытал потрясение при встрече с произведением искусства. А вам, ребята, знакомо подобное состояние? Были ли такие случаи, когда произведение искусства – картина, скульптура, архитектурное сооружение – произвели бы на вас сильное впечатление?

(Дети делятся самостоятельным опытом. Приводят примеры.

— Православные храмы в г. Муром, в который ездили на экскурсию.

— Полотна художников, с которыми познакомились на уроках МХК.

— Музей деревянного зодчества в г. Нижний Новгород.)

Вывод.

Нас окружает такое культурное наследие, которое мы должны беречь, хранить, чтобы донести до потомков целым и невредимым; чтобы не довести мир до катастрофы; чтобы наши дети не ненавидели цивилизацию.

НЕ ПРЕРВЁТ РОДОСЛОВИЕ ТРЕЩИН,
НЕ ИССЯКНЕТ РОДИМАЯ РЕЧЬ…
ТО, ЧТО ПРЕДКАМИ КРОВНО ЗАВЕЩАНО
ЛИШЬ ОТСТУПНИК НЕ БУДЕТ БЕРЕЧЬ! (В.ШАМШУРИН)

Подведение итогов.

— Мы опять обращаемся к теме урока: “Трудно ли быть человеком?”

— С одной стороны легко, ведь мы рождены людьми.

— С другой стороны быть человеком очень трудно: в душе каждого ежеминутно происходит борьба между добром и злом. И что победит, трудно сказать.

— Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Чтобы быть человеком, надо жить по – человечески.

— Надо жить по Заповедям Божьим, приводит пример 10 Заповедей Божьих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *