можно ли исповедоваться в женском монастыре
Новости
Как исповедоваться в первый раз
Наверное, сейчас трудно найти человека, который бы ничего не слышал об исповеди. Даже те, у кого нет привычки ходить в храм, имеют какое-то представление об этом действии. Тем не менее необходимо знать твердо, что же такое исповедь. Что есть исповедь? Исповедь – это церковное таинство, то есть тайна. Почему тайна? Прежде всего, потому, что тайным и непостижимым образом для нас происходит очищение наших грехов. Все те поступки, которые расходятся с заповедями, данными нам Богом, которые мы совершили после крещения, смываются с души, и она становится вновь чистой и безгрешной. Конечно же, вряд ли все грехи возможно вспомнить на одной исповеди, поэтому желательно исповедоваться регулярно.
Как исповедоваться в первый раз
Первая исповедь подобна первому свиданию, настолько она таинственна и трудно предсказуема. У большинства людей, которые не являются активными прихожанами церкви, возникает один и тот же вопрос: «Как же подступать к этому таинству в первый раз?» Действительно, первая исповедь пугает людей, они не знают, как она пройдет, чего от нее ждать. Существует много книг и небольших брошюр о том, как исповедоваться в первый раз, где все очень подробно описано. Тем не менее стоит остановиться поподробнее на этом таинстве.
Прежде всего, не стоит пугаться этого действия. Священник – это в первую очередь человек, который действует не от своего имени, а от имени Бога. А Бог есть любовь, как говорит нам Священное Писание, поэтому не стоит ждать, что кто-то вас будет ругать или осуждать. Наоборот, священник прекрасно поймет ваше состояние, тем более увидит, что это ваше первое участие в этом таинстве. Чаще всего священнослужители доброжелательны и немногословны. Они никогда не выскажут своего личного отношения к человеку и его поступкам. Так их учили, и это правильно. Кроме этого, наверное, каждый батюшка помнит и свою первую исповедь, вот почему бояться не стоит.
Не стоит бояться спрашивать у опытных прихожан о том, как исповедоваться в первый раз. В основном люди охотно подсказывают, как это делать, что говорить и даже как молиться. Особенно хорошо, если такие прихожане найдутся из числа знакомых, тогда в этом случае они ответят на все вопросы, которые мучают вас, а главное, на тот самый, пугающий: «Как исповедоваться в первый раз?» Ну а основным моментам мы прямо сейчас уделим внимание.
Исповедь обычно проходит во время или после службы сбоку от аналоя, который представляет собой деревянную подставку под крест или Евангелие. Обычно выстраивается очередь людей из желающих исповедоваться. Каждая такая беседа не длится долго, ведь очень часто людей много, а батюшка только один.
Перед тем как идти к батюшке, обычно складывают руки на груди крест-накрест и кланяются тому, кто стоит позади, тем самым прося его милости и разрешения пройти впереди него. После этого нужно пройти за аналой, к священнику. Батюшка никогда не показывает своих эмоций, говорит вполголоса и очень мало. Вопрос о том, как исповедоваться, что говорить, можно задать и ему, и он непременно ответит, но лучше будет заранее подготовится к этому разговору.
Многие предпочитают ничего не говорить, а доверить бумаге свои грехи. Так тоже можно, это не возбраняется. Батюшка в таком случае сам прочитает записку, а потому прочитает разрешительную молитву. Однако лучше проговаривать свои грехи. После исповедания священник покрывает человека епитрахилью, представляющей собой длинный желтый фартук, и читает молитву, которая и обладает очистительным действием.
Состав исповеди: что говорить
Чтобы знать, как исповедоваться, что говорить, можно приобрести соответствующую литературу в церковных лавках. Там все очень подробно расписано.
Некоторые люди начинают жаловаться на жизнь, на окружающих в процессе исповеди. Конечно же, это неправильно. Нужно говорить лишь о себе. Желательно исповедоваться согласно порядку, приведенному в книгах по подготовке. Там написано, как исповедоваться и причащаться.
После нескольких случаев участия в церковных таинствах вопрос о том, как исповедоваться и причащаться, уже не будет стоять так остро, ведь все станет уже знакомым и привычным, и вы сможете даже консультировать других людей, первый раз переступивших порог храма.
Как было сказано выше, дети приступают к исповеди, начиная с 7 лет. До этого считается, что они безгрешны и не нуждаются в этом таинстве. Следовательно, они могут причащаться, не исповедуясь.
Многие родители сталкиваются с вопросом о том, как исповедоваться детям. В первый раз сложно и страшно даже взрослым, а ребенок есть ребенок. У него абсолютно другое восприятие мира, другое представление о грехах. Поэтому не стоит ему навязывать свои пожелания относительно исповеди. Ребенок должен сам своими словами сформулировать те мысли и поступки, которые, по его мнению, являются греховными. Священник в случае неправильного понимания малышом исповеди научит и объяснит ему, как нужно исповедоваться и рассказывать о своих грехах.
Пост является временем особого покаяния для православных христиан. В это время люди воздерживаются от обильной пищи, в том числе от мясных и молочных продуктов. Этим самым они приучают себя к воздержанию, что особенно необходимо для совершенствования души.
Как часто ходить на исповедь?
Нужно ли ходить на исповедь каждую неделю? Или раз в месяц? Этот вопрос задают себе все, кто только начинает посещать храм, и те, кто уже давно является его прихожанами. На самом деле не существует единого правила относительно частоты исповедания, все зависит от желания человека, от его внутреннего состояния. Желательно все-таки исповедоваться не реже четырех раз в год, а остальное – по желанию и необходимости. Исповедь оставляет яркие воспоминания в душе каждого человека. Наверное, каждый помнит свою первую исповедь. Многие называют ее «душевной баней», и в этом есть своя логика. Душа облегчается от тяжести накрывших ее грехов и страстей, а это немаловажно!
о монастыре
Пришла пора покаянной и созидательной деятельности. Свято-Казанский женский монастырь восстал из руин. Многое еще предстоит сделать, но главное совершилось – обитель духовно возрождается, она вновь стала неотъемлемой частью церковной жизни города и страны. Ныне, как и в прежние времена, разносится звон монастырских колоколов, теплятся огоньки свечей и лампад перед иконами. Каждый православный человек может приносить свои молитвы прошения и благодарности Богу, совместно с монахинями монастыря восстанавливать и благоукрашать обитель во Славу Божию!
Священнослужение монахов в женских монастырях
Документ утвержден на заседании Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 129).
В соответствии с утвержденным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2017 года «Положением о монастырях и монашествующих» в женских монастырях «Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства». При этом современная практика знает немало случаев, когда указанные обязанности возлагаются на монашествующих пресвитеров. Настоящий документ призван ответить на некоторые вопросы, возникающие при назначении монашествующего клирика для служения в женском монастыре.
Канонические и святоотеческие основания
Канонические постановления Соборов и святых отцов, относящиеся к служению и пребыванию иеромонахов в женских обителях, направлены на то, чтобы оградить жизнь монашествующих от смущения и соблазна.
Так 20 правило VII Вселенского Собора гласит: «Да не живут во едином монастыре монахи и монахини, потому что соводворение дает посредство к прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею или монахиня с монахом беседовати наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не яст монахиня вместе с монахом наедине».
47 правило Трулльского Собора повелевает «не спать — ни женщине в мужском монастыре, ни мужчине в женском: ибо верные, а особенно монахи, должны быть выше всякого соблазна и преткновения, и устроять и управлять жизнь свою сообразно с благоприличием и благоприступанием к Господу».
Помимо канонических правил некоторые указания даются и в авторитетных святоотеческих памятниках.
Так, святитель Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский, сурово осуждает молодого иеромонаха, дерзнувшего совершать богослужения в женском монастыре: «Монахини не должны причащаться у молодого монаха-пресвитера, когда таковый служит и причащает».
Святитель Василий в «Правилах, кратко изложенных в вопросах и ответах» рассуждает о соотношении полномочий игумении и пресвитера. Она указывает на то, что клирики не вправе давать какие-либо указания сестрам без ведома игумении: «Если пресвитер прикажет что-нибудь сестрам без ведома старицы [игумении]; то в праве ли негодовать на сие старица [игумения]? Ответ. И очень» (111 краткое правило).
Некоторые правила святителя Василия определяют принципы, призванные оградить монашествующих от соблазна и смущения. Так, в 110 кратком правиле святителя Василия сказано: «Когда сестра исповедуется пресвитеру; надобно ли быть при сем и старице [игумении]? Ответ. Гораздо благоприличнее и безопаснее такая исповедь, которая бывает при старице [игумении] пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления». Это правило, а также краткое правило 108, в котором говорится о том, что беседы клирика с сестрами должны проходить в присутствии настоятельницы, призваны исключить ситуацию, когда бы клирик оставался с одной из сестер наедине. Это указание сохраняет свою актуальность. При этом, в соответствии с церковными установлениями, сама исповедь сестры должна быть выслушиваема только исповедающим пресвитером.
Исторические прецеденты
В истории Церкви известны как практика служения монашествующих пресвитеров в женских обителях, так и практика, служения в таковых обителях только белого духовенства. Церковно-правовые установления также фиксируют обе практики.
Так в России законодательно служение монахов и их духовничество в женских монастырях было запрещено Собором 1503 года, что подтверждено постановлением Стоглавого собора 1551 года.
Но позднее, в XIX веке, такие жесткие правила уже не действовали. К примеру, в «Правилах для Борисо-Глебского Аносина общежития», составленных святителем Филаретом, митрополитом Московским, предписывалось: «Духовник общежития избирается из монашествующего или из белого духовенства, зрелых лет, назидательного поведения и сведущий в деле духовного руководства» [1]. В женский Троице-Параскевиевский Топловский монастырь в 1864 году был прислан указ Святейшего Синода, которым предписывалось при монастырской церкви иметь одного священнослужителя из заштатных священников или престарелых иеромонахов [2].
I Всероссийский съезд монашествующих 1909 года относительно женских монастырей постановил: «Если есть в епархии строгие и опытные старцы из иноков, то назначать духовниками их, а не священников из белого духовенства, мало сведущих в монашеской жизни» [3].
На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов было принято определение «О монастырях и монашествующих», в котором сказано: «В женских монастырях для манатейных монахинь духовник назначается из монашествующих епархиальным архиереем».
Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, наоборот, указывает, чтобы духовниками женских обителей «были семейные священнослужители, исключения же могут делаться только для пастырей, имеющих богатый духовный опыт и находящихся в преклонных годах».
Наконец, как было уже упомянуто, Архиерейский Собор 2017 года определил в «Положении о монастырях и монашествующих», что в женских обителях «Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства».
Выводы и рекомендации
1. Учитывая исторические прецеденты, назначение клириков из числа монашествующих в женские обители допустимо в тех случаях, когда не представляется возможным следовать процитированной выше рекомендации «Положения о монастырях и монашествующих» и назначать священников из числа белого духовенства. В то же время, с учетом канонических указаний и ради ограждения от соблазнов как клирика, так и сестер обители не следует допускать назначения на служение в женские монастыри молодых иеромонахов, не имеющих богатого опыта духовной жизни.
2. Совершение таинства Покаяния над насельницами женского монастыря требует от монашествующего пресвитера рассудительности и правильного понимания своей роли в душепопечении. Поскольку, согласно святоотеческой традиции, духовное окормление сестер принадлежит игумении, именно за ней остается право назидать их, давать им советы относительно молитвенного правила и чтения, устанавливать меру поста и иных подвигов. Как подчеркивается в «Положении о монастырях и монашествующих»: «Священник, взаимодействуя с игуменией, сохраняет при этом самостоятельность в решении пастырских вопросов, возникающих в связи с исповедью сестер. Вместе с тем пастырская практика священника в отношении сестер не должна наносить ущерба целостности монашеской общины или вступать в противоречие с уставом монастыря, а также духовным руководством, осуществляемым игуменией. При этом, в соответствии с церковными установлениями, священник не вправе раскрывать содержания исповеди сестер игумении или другим лицам в монастыре».
3. Главное дело, которое поручено Церковью священнослужителю, — это предстояние перед престолом Божиим на богослужениях, совершение церковной молитвы и принесение Бескровной Жертвы. Как показывает практика Церкви, служащий в женском монастыре иеромонах может выполнять и другие обязанности в обители. Так, духовник или служащий иеромонах могут по благословению правящего архиерея совершать в женском монастыре постриги насельниц в рясофор, мантию и великую схиму. На них также возлагается обязанность проповеди в монастырских храмах и исповеди мирян.
4. По канонам, духовник или служащий священник из монашествующих должны иметь келью вне ограды монастыря или в удалении от келий сестер. На это указывают 47 правило Трулльского Cобора и 20 правило VII Вселенского Cобора. Также желательно, чтобы они не принимали участия в общей сестринской трапезе, но вкушали пищу отдельно.
[1] — Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М., Паломник, 2005. С. 73.
[2] — Горчакова Е., кн. Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь в Крыму. М., 1894. С. 13.
[3] — Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999. С. 207.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Архив
Священнослужение монахов в женских монастырях
Документ утвержден на заседании Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 129).
В соответствии с утвержденным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2017 года «Положением о монастырях и монашествующих» в женских монастырях «Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства». При этом современная практика знает немало случаев, когда указанные обязанности возлагаются на монашествующих пресвитеров. Настоящий документ призван ответить на некоторые вопросы, возникающие при назначении монашествующего клирика для служения в женском монастыре.
Канонические и святоотеческие основания
Канонические постановления Соборов и святых отцов, относящиеся к служению и пребыванию иеромонахов в женских обителях, направлены на то, чтобы оградить жизнь монашествующих от смущения и соблазна.
Так 20 правило VII Вселенского Собора гласит: «Да не живут во едином монастыре монахи и монахини, потому что соводворение дает посредство к прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею или монахиня с монахом беседовати наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не яст монахиня вместе с монахом наедине».
47 правило Трулльского Собора повелевает «не спать — ни женщине в мужском монастыре, ни мужчине в женском: ибо верные, а особенно монахи, должны быть выше всякого соблазна и преткновения, и устроять и управлять жизнь свою сообразно с благоприличием и благоприступанием к Господу».
Помимо канонических правил некоторые указания даются и в авторитетных святоотеческих памятниках.
Так, святитель Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский, сурово осуждает молодого иеромонаха, дерзнувшего совершать богослужения в женском монастыре: «Монахини не должны причащаться у молодого монаха-пресвитера, когда таковый служит и причащает».
Святитель Василий в «Правилах, кратко изложенных в вопросах и ответах» рассуждает о соотношении полномочий игумении и пресвитера. Она указывает на то, что клирики не вправе давать какие-либо указания сестрам без ведома игумении: «Если пресвитер прикажет что-нибудь сестрам без ведома старицы [игумении]; то в праве ли негодовать на сие старица [игумения]? Ответ. И очень» (111 краткое правило).
Некоторые правила святителя Василия определяют принципы, призванные оградить монашествующих от соблазна и смущения. Так, в 110 кратком правиле святителя Василия сказано: «Когда сестра исповедуется пресвитеру; надобно ли быть при сем и старице [игумении]? Ответ. Гораздо благоприличнее и безопаснее такая исповедь, которая бывает при старице [игумении] пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления». Это правило, а также краткое правило 108, в котором говорится о том, что беседы клирика с сестрами должны проходить в присутствии настоятельницы, призваны исключить ситуацию, когда бы клирик оставался с одной из сестер наедине. Это указание сохраняет свою актуальность. При этом, в соответствии с церковными установлениями, сама исповедь сестры должна быть выслушиваема только исповедающим пресвитером.
Исторические прецеденты
В истории Церкви известны как практика служения монашествующих пресвитеров в женских обителях, так и практика, служения в таковых обителях только белого духовенства. Церковно-правовые установления также фиксируют обе практики.
Так в России законодательно служение монахов и их духовничество в женских монастырях было запрещено Собором 1503 года, что подтверждено постановлением Стоглавого собора 1551 года.
Но позднее, в XIX веке, такие жесткие правила уже не действовали. К примеру, в «Правилах для Борисо-Глебского Аносина общежития», составленных святителем Филаретом, митрополитом Московским, предписывалось: «Духовник общежития избирается из монашествующего или из белого духовенства, зрелых лет, назидательного поведения и сведущий в деле духовного руководства» [1]. В женский Троице-Параскевиевский Топловский монастырь в 1864 году был прислан указ Святейшего Синода, которым предписывалось при монастырской церкви иметь одного священнослужителя из заштатных священников или престарелых иеромонахов [2].
I Всероссийский съезд монашествующих 1909 года относительно женских монастырей постановил: «Если есть в епархии строгие и опытные старцы из иноков, то назначать духовниками их, а не священников из белого духовенства, мало сведущих в монашеской жизни» [3].
На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов было принято определение «О монастырях и монашествующих», в котором сказано: «В женских монастырях для манатейных монахинь духовник назначается из монашествующих епархиальным архиереем».
Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, наоборот, указывает, чтобы духовниками женских обителей «были семейные священнослужители, исключения же могут делаться только для пастырей, имеющих богатый духовный опыт и находящихся в преклонных годах».
Наконец, как было уже упомянуто, Архиерейский Собор 2017 года определил в «Положении о монастырях и монашествующих», что в женских обителях «Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства».
Выводы и рекомендации
1. Учитывая исторические прецеденты, назначение клириков из числа монашествующих в женские обители допустимо в тех случаях, когда не представляется возможным следовать процитированной выше рекомендации «Положения о монастырях и монашествующих» и назначать священников из числа белого духовенства. В то же время, с учетом канонических указаний и ради ограждения от соблазнов как клирика, так и сестер обители не следует допускать назначения на служение в женские монастыри молодых иеромонахов, не имеющих богатого опыта духовной жизни.
2. Совершение таинства Покаяния над насельницами женского монастыря требует от монашествующего пресвитера рассудительности и правильного понимания своей роли в душепопечении. Поскольку, согласно святоотеческой традиции, духовное окормление сестер принадлежит игумении, именно за ней остается право назидать их, давать им советы относительно молитвенного правила и чтения, устанавливать меру поста и иных подвигов. Как подчеркивается в «Положении о монастырях и монашествующих»: «Священник, взаимодействуя с игуменией, сохраняет при этом самостоятельность в решении пастырских вопросов, возникающих в связи с исповедью сестер. Вместе с тем пастырская практика священника в отношении сестер не должна наносить ущерба целостности монашеской общины или вступать в противоречие с уставом монастыря, а также духовным руководством, осуществляемым игуменией. При этом, в соответствии с церковными установлениями, священник не вправе раскрывать содержания исповеди сестер игумении или другим лицам в монастыре».
3. Главное дело, которое поручено Церковью священнослужителю, — это предстояние перед престолом Божиим на богослужениях, совершение церковной молитвы и принесение Бескровной Жертвы. Как показывает практика Церкви, служащий в женском монастыре иеромонах может выполнять и другие обязанности в обители. Так, духовник или служащий иеромонах могут по благословению правящего архиерея совершать в женском монастыре постриги насельниц в рясофор, мантию и великую схиму. На них также возлагается обязанность проповеди в монастырских храмах и исповеди мирян.
4. По канонам, духовник или служащий священник из монашествующих должны иметь келью вне ограды монастыря или в удалении от келий сестер. На это указывают 47 правило Трулльского Cобора и 20 правило VII Вселенского Cобора. Также желательно, чтобы они не принимали участия в общей сестринской трапезе, но вкушали пищу отдельно.
[1] — Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М., Паломник, 2005. С. 73.
[2] — Горчакова Е., кн. Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь в Крыму. М., 1894. С. 13.
[3] — Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999. С. 207.
Многие стараются исповедоваться в монастырях у иеромонаха или даже архимандрита, а разве есть какая-то разница?
05.11.2015 08:13:47
Кульков Сергей Андреевич
Добрый вечер, братья и сестры!
Хотел бы начать нашу передачу с чтения Евангелия от Марка, которое мы слышали в воскресенье Недели по Воздвижении. Вот что говорит нам евангелист:
«Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».
И здесь уже начинается проблема. Нам действительно дорого все, что Он нам говорит, мы действительно соглашаемся и делаем. Вспомним, как богатому юноше не хотелось раздать все имущество, как велел ему Господь. Мы огорчаемся, мы не даем себе труда подумать над тем, чего Он от нас хочет. Мы внутренне омрачаемся. И это помрачение связано со словами, стоящими в первой строфе: «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Нет нигде такого количества недоразумений, недоумений, ошибок, даже внутренней злости, как в трактовке того, что значит: «возьми свой крест».
-Как следует понимать слова архимандрита Иоанна Крестьянкина, когда он своим чадам говорил: «Молись так: помоги мне, Господи, без ропота нести крест мой». Что он подразумевал под этим крестом? Конечно, это невозможно сравнить с Крестом Господним, но может быть это наши скорби, наши печали, наши болезни. Как это понимать? И не мог же он кощунствовать по этому поводу?
-Мне сделали операцию и в послеоперационный период не разрешили ходить в храм. А мне хочется. Что это, самоволие будет? Как можно познать Божью Волю?
-Многие стараются исповедоваться в монастырях у иеромонаха или даже архимандрита, а разве есть какая-то разница?
-Расскажите о документе, который называется: «Об участии верных в Евхаристии».