можно ли исповедоваться и причащаться во время месячных ответ священника

Можно ли исповедоваться во время месячных?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

По поводу критических дней у женщин нет никаких сугубо церковных правил. Есть лишь благочестивая традиция, которая пришла к нам из ветхозаветной Церкви и запрещает женщине во время месячных прикасаться к святыням. Святыни – это, например, крест и Евангелие, перед которыми мы исповедуемся и епитрахиль священника, которой он накрывает голову исповедующегося во время чтения разрешительной молитвы.

Можно или нет конкретно вам исповедоваться во время месячных – вопрос, который следует задать вашему духовнику.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru

Смотрите также:

Мне всегда святая вода облегчает боли во время месячных. Это уж лучше, чем таблетки глотать.

Я причастилась во время месячных. Священник сказал, что господь меня простит.

При месячных крест на теле нужно носить, а к кресту, иконе и другим святыням нельзя прикладываться; крестное знамение накладывать на себя нужно, а больные места святым маслом нельзя мазать, святую воду с просфорой можно принимать? Где об этих всех правилах конкретно написано и объяснено почему так? Ответьте пожалуйста. Актуально!

Федор, «Православное благочестие наполняет мирскую жизнь необходимым смыслом»? Может быть все-таки Христос?
Наверное я Вас не так поняла, простите за замечание.

Да, ну и вопрос. Это просто какое-то мракобесие. Большевики занимались ликвидацией безграмотности, сделали бесплатное образование и медицину, дали все права женщинам. Весь период советской власти насаждался культ культуры и науки! А сейчас что? Исповедание в период месячных.. Мда, вот тебе и вопрос.

Андрей, прошу прощения, но вопрос не из сферы культуры воспитания (тем более времени советской власти!), а из сферы православного благочестия. Именно православное благочестие наполняет мирскую жизнь необходимым смыслом.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Евхаристия и женский вопрос

можно ли исповедоваться и причащаться во время месячных ответ священника

После публикации документа «Об участии верных в Евхаристии» снова вспенились в интернете гребни одной особенной дискуссии. Дискуссия – о делах сугубо женских, но активно вовлечены в нее бывают и священники. Речь о запрете приступать к таинству в период так называемой женской нечистоты.

можно ли исповедоваться и причащаться во время месячных ответ священника

Разговоры о необходимости снять запрет и допускать женщин к причастию в «особые» дни ведутся давно, и местами весьма активно.

Собственно, тема не для широкой публики, и вообще выглядит порядком раздутой, притянутой за уши, за ноги, и за что там еще можно при желании притянуть.

По крайней мере, реальное общение с реальными прихожанками из разных мест ЦФО не показало мне какой-то особо рьяной тяги женщин к борьбе за свои «права» в этом вопросе.

Напротив, я замечала, что многие женщины порой стараются и в храм в указанном случае не заходить. Причем это не скромность по причине домостроевской забитости – вполне обычные женщины («с активной жизненной позицией», что называется) считают, что семь дней без храма не уронят их женского достоинства и не разорят духовную жизнь окончательно и бесповоротно.

А чаще всего помолиться в храм «в нечистоте» все-таки идут (и большинство священников тут абсолютно «за»), но разумно не участвуют в таинствах и не прикладываются к иконам. И это все – совершенно спокойно.

Однако, как окажешься «в интернетах», так нет-нет да и наткнешься то на заботливого батюшку, то на просвещенную матушку, ратующих за победу над «бессмысленной традицией с языческими/ветхозаветными корнями» и за свободу женщин от «суеверий».

Я не хотела бы вступать в рассмотрение традиции с точки зрения ее исторической чистоты просто ввиду бесперспективности этого дела. В религиозной традиции (увы или к счастью?) вообще очень мало новодела, и у каждой при необходимости можно найти свой исторический шлейф, первоисточник и т.п.

Можно «развенчать» и уличить в «языческих корнях» что угодно – от терминов святоотеческого богословия до практики ориентации алтарей христианских храмов на восток – было бы желание. Вопрос – зачем?

В данном случае вопрос «зачем» неясен даже в сугубо практической плоскости. Ну много ли в Церкви женщин, причащающихся чаще одного раза в неделю? Среди девиц, не обремененных семьей, среди послушниц тех монастырей, где «не особо запрягают», такие, безусловно, есть.

Но для большинства женщин, работающих и ведущих хозяйство, подготовиться и «вырваться» к причастию раз в неделю, а то и раз в две недели – это уже почти верх возможностей. Соответственно, для них отсутствие причастия пять-семь дней по состоянию здоровья – это не проблема и не повод для долгих разговоров о нужных и ненужных традициях.

можно ли исповедоваться и причащаться во время месячных ответ священника

И тогда для чего вообще с настойчивостью этот разговор поднимать? Удивляет то, что богословски «продвинутую» заботу о женщинах начинают проявлять священники. Мне приходилось читать на православном форуме, как одна прихожанка приводила себя в пример: она, мол, всегда в «особые дни» причащается, ей батюшка разрешает.

Тут подумаешь: надо ведь еще исхитриться в эти несколько «критических» дней прибежать в храм, чтобы вот уж непременно доказать себе и нам, что «право имею». И что потом – сильно легче станет? «Уф, я просвещеннее всех этих мракобесов»?

Ведь непременно же надо после мчаться проповедовать на форум, крепко зажмурив глаза на слова апостола Павла о том, что соблазнять (огорчать) брата собственной свободой отнюдь не следует. Не следует, соответственно, бравировать в сообществе верующих такими вещами, о которых в принципе говорить с посторонними не принято (если только вы не снимаетесь в рекламе средств женской гигиены).

Ну, понятно, бывают особые случаи, когда и ультраортодоксальный духовник благословит причащаться в нечистоте – об этом как раз сказано в новом документе об участии в Евхаристии. Зачем что-то еще? Разве что кого-то обижает сам оборот – «нечистота»? Мол, унижение по половому признаку и все такое?

И как бы ни хотелось зело умно рассуждать об обоснованности/необоснованности традиционного запретительного отношения к «женским дням», проще махнуть рукой на эту тему ввиду мизерности ее практического применения. А еще не стоит так уж рьяно бороться с традицией просто потому, что это уж слишком… по-детски.

Представьте, что мать просит великовозрастного детину лет двадцати пяти: «Сынок, ты как доедешь до Нижнеурюпинска, позвони, чтоб я не волновалась!» Что сделает зрелый взрослый человек? Позвонит. Просто по любви – чтоб не волновалась. Ему разве жалко? Что сделает человек, психологически еще не покинувший подростковый возраст? Начнет куражиться и самоутверждаться: да мне не пять лет, да я сам с усам, да надо мне было!

Может, не препираться с Матерью Церковью по вопросам пустым и незначительным.

Источник

Почему нельзя в церковь с месячными?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Вопрос читателя:

Почему в церковь нельзя с месячными?

Ответ:

Как православной христианке вести себя во время менструаций? Можно ли считать женщину «нечистой» в эти дни? Может ли женщина в этом состоянии приходить в храм, прикладываться к святыням, приступать к Таинствам?

Ответ дает решение Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, проходившего в феврале 2015 года. «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием», — говорится в документе «Об участии верных в Евхаристии». Таким образом, главное ограничение, которое накладывает период менструации на православную женщину — невозможность приступить к Причастию. Все остальное — приходить в храм, прикладываться к иконам и мощам, пить святую воду, вкушать просфору — можно.

Почему же нельзя причащаться? Дело в том, что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже.

Некоторые священники более радикальны в этом вопросе и приводят аргументы, почему нельзя в церковь с месячными. Так, до сих пор популярна «Настольная книга священнослужителя», написанная более 100 лет назад. Ее автор, протоиерей Сергий Булгаков, в частности, пишет, что «церковные правила» запрещают женщинам во время менструации не только причащаться, но и приходить в храм.

Чтобы разобраться в сути вопроса и в том, почему возникают разные мнения на этот счет, обратимся к истории. В ветхозаветной книге Левит написано о ритуальных ограничениях для женщин во время менструации (Лев. 15:19-33). Согласно этой книге, не только сама женщина в период месячного очищения считается нечистой, но и любой человек, коснувшийся ее (Левит 15:24). При этом подобный взгляд был в древнем мире довольно распространен. Языческие культы также включали подобные запреты, связанные с заботой о «ритуальной чистоте».

Проповедь Иисуса Христа изменила ветхозаветные представления о благочестии. Спаситель сказал, что лишь злые помыслы и грехи оскверняют нас (Мк. 7:15). Таким образом, категории «чистоты» и «нечистоты» обрели не физический, а духовный смысл. Кроме того, Христос беседовал с самарянкой, что среди иудеев того времени считалось «оскверняющим», исцелил крoвоточивую женщину и даже хвалил ее веру (Мф, 2:20-22).

Вопрос о том, почему нельзя в церковь с месячными, мы попросили прокомментировать священников Максима Бражникова и Виктора Никишова.

«В христианстве нет понятия «ритуальной нечистоты», отделяющей человека от Бога. Человека от Бога отделяют грехи, — поясняет иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода города Орска. — А в менструациях ничего греховного нет, поэтому давление на женщин в связи с этой темой необоснованно. Есть много версий относительно происхождения этого предубеждения, и одна из распространенных — что в древности не было надежных гигиенических средств, поэтому женин просили не приходить в храм во время месячного очищения, чтобы не проливалась кровь (есть правило, запрещающее проливать кровь в храме, ибо там совершается Бескровная жертва). Не стоит предавать этому периоду чрезмерного значения. С другой стороны, есть канонические правила, в которых говорится, что женщины в таком состоянии не должны приступать к Причастию Святых Христовых Таин (кроме случаев смертельной опасности). Но нет оснований для запрета приходить в храм и прикладываться к святыням».

«Уже во времена раннего христианства люди понимали, что Господь изменил отношение к «нечистоте», не осудив кровоточивую, прикоснувшуюся к Нему, — подчеркивает руководитель отдела по работе с молодёжью Могилевской епархии, клирик Преображенского кафедрального собора города Могилева иерей Виктор Никишов. — Позднее у христиан появился вопрос о нахождении в Храме во время «очистительных женских дней». И в середине III века ответ на него дал священномученик Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая — ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на этот вопрос отвечает святитель Григорий Двоеслов: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?»

В том же ключе на этот вопрос отвечает наш современник Патриарх Сербский Павел (1914-2009), который написал статью «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»? Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься». Исходя из сказанного мы понимаем, что женщина может приходить в Храм в любое время».

Источник

На Пасху причастилась во время месячных. Это во осуждение?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Христос воскресе! Причастилась на Пасху во время месячных, не зная об этом. До начала Литургии все было нормально, после оказалось, что они как раз приблизительно во время Причастия пришли. Причастие будет не во осуждение? Очень переживаю по этому поводу.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

можно ли исповедоваться и причащаться во время месячных ответ священника

Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием», о чем я уже говорил в ответе на похожий вопрос.

Как Вы понимаете, речь о ситуации, когда женщина знает, что у нее началось это состояние. Вы не знали, поэтому греха никакого нет, не переживайте.

Почему месячные называются именно «нечистотой»? Что конкретно нечистого в них согласно Новому Завету?

И если церковные мужчины когда-то придумали «женскую нечистоту»,то что является мужской нечистотой и почему?

Добрый день! Кажется, у нас уже был с Вами разговор об этом полгода назад. Повторю вкратце: нечистотой называются не только месячные, «нечистота» это название всех возможных состояний человека, при которых ему не дозволяется участвовать в таинствах. Мужчина тоже может быть в нечистоте, например, имея болезни, во время которых у него может начаться внешнее кровотечение. К слову, плохая свертываемость крови может стать препятствием к рукоположению. «Нечистоту» не придумали церковные мужчины, это понятие пришло к нам из Ветхого Завета, и многие слова, описывающее критерии такой нечистоты были продиктованы Самим Богом. Если зная, что причащаться во время нечистоты нельзя, вы все равно приступите к Таинству, Вы тем самым согрешите как минимум непослушанием и гордыней, таким образом разговор здесь совсем не о «нечистоте».

Почему месячные называются именно «нечистотой»? Что конкретно нечистого в них согласно Новому Завету?

И если церковные мужчины когда-то придумали «женскую нечистоту», то что является мужской нечистотой и почему?

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Можно ли причащаться и ходить в храм во время месячных?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Удивило, что нельзя причащаться во время месячных! Может быть, и в храм нельзя ходить? Некоторые священники считают такой запрет суеверием. Кто прав?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.

Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».

Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.

Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.

В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей. Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить. Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.

Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо. Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *