можно ли исповедоваться без крестика
Православная Жизнь
Отвечает Андрей Музольф, доцент Киевской духовной академии.
В церковных правилах или канонах мы не найдем строгого предписания, что без нательного креста участие в церковных Таинствах для православного христианина становится невозможным. Но более уместно поставить другой вопрос: может ли сам православный христианин, будучи верующим человеком, приступать к Таинствам без креста? Нательный крест – это выражение нашей личной веры в Распятого ради нашего спасения Господа Иисуса Христа. Собственно говоря, это и послужило достаточным основанием того, что в нашей отечественной традиции укоренилась практика постоянного ношения нательного креста. И потому неслучайно святитель Иоанн Златоуст пишет: «Крест – это символ нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня».
В древности, например, крест как символ христианской веры мог быть вытатуирован или же нарисован на теле. Подобную практику мы и сейчас можем встретить среди христиан-коптов, которые делают татуировку креста на правой руке. Почему так делали в древности? Только потому, что в период гонения на христиан любое материальное подтверждение принадлежности к христианству могло быть уничтожено: крестик могли сорвать и попрать, а татуировку так просто не уничтожить.
И если сегодня в храм придет верующий крещеный человек, который в силу определенных обстоятельств не имеет нательного креста (например, потерял или забыл надеть после похода в баню), думаю, что здравомыслящий священник его не отгонит от Чаши с Телом и Кровью Христовыми. Но если человек осознанно не носит крестик на груди, это уже повод задать ему вопрос: почему он занимает такую позицию. Быть может, с его православием не все так гладко.
Таким образом, нательный крестик – это признак нашей самоидентификации как православных христиан, а вовсе не некий «пропускной талон» в Церковь.
Православная Жизнь
Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.
В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.
Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой – исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов – добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.
Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».
И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. – Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»
Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.
Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин – этого реального соприкосновения с Богом.
Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.
В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры – за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли – православным – снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?
Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест – это наша ника. Крест – это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…
Можно ли заходить в церковь без нательного крестика – правила и запреты
Крестик для православного христианина является своего рода оберегом и защитой от всего злого. Как сложно представить храм без креста на его верхушке, так невозможно представить верующего человека, который не носит крестик. Однако иногда возникают такие ситуации, когда этот символ веры по какой-то причине остался дома, а христианин хочет зайти в храм, чтобы помолиться. В этом случае возникает вопрос, можно ли без крестика заходить в церковь.
В церковь могут заходить все
В переводе с греческого языка слово «церковь» означает собрание людей, которые последовали призыву или приглашению. Апостолы были призваны Иисусом Христом, поэтому он считается Главой Церкви. Храм называют домом Божьим, где собирается община для совместной молитвы и поклонения Всевышнему.
Если невоцерковленный человек изъявил желание зайти в храм, то он имеет право это сделать и священнослужители не препятствуют этому. Наоборот, они заинтересованы в том, чтобы неверующие люди приходили в церковь слушать Священное Писание, так как это располагает их сердца и многие становятся христианами, принимая Святое Водное Крещение. Даже если человек находится в состоянии алкогольного опьянения, это не является причиной для запрета входа в храм, если, конечно, не он устраивает дебош.
Иисус сказал, что нуждаются в нем не святые, а грешные, а поскольку храм — это дом Господень, то Он принимает каждого без исключения.
Однако существуют правила, которых необходимо придерживаться в церкви, как прихожанам, так и неверующим:
Участие в церковных таинствах без нательного креста
Крест — это символ принадлежности человека к христианской вере. Его человек получает в тот момент, когда принимает Святое Водное Крещение. С этих пор он должен постоянно носить крестик, тем самым, свидетельствуя миру о своей вере.
Когда человек надевает на себя нательный крест, он отрекается от темных сил и получает защиту Небесных сил.
Носить его как украшение, напоказ, не стоит, так как это символ веры. Существует мнение, что снимать крестик нельзя, однако возникают ситуации, когда это все же необходимо сделать. Например, если человек посещает солярий или тренировку, в этом случае атрибут православной веры может испортиться под воздействием высокой температуры, или повредиться, зацепившись цепочкой за спортивный инвентарь.
У некоторых людей возникает вопрос, можно ли заходить в православный храм и принимать участие в Таинствах, если не надет нательный крестик. Священники не запрещают посещать богослужения без этого атрибута, однако, если человек постоянно приходит на службу без него, у батюшки могут возникнуть вопросы.
Однако существуют случаи, когда присутствие нательного крестика считается обязательным. Это, в первую очередь, Таинство Причастия, а также Крещение и исповедь. В остальных случаях, если человек забыл свой символ принадлежности к христианской вере дома, это не считается препятствием для посещения храма и участия в богослужении.
Другие связанные вопросы
Если человек недавно принял христианскую веру, у него возникает ряд вопросов, связанных с ношением креста:
Православный крест — это символ веры человека в Иисуса Христа, поэтому относиться к нему необходимо с благоговением и беречь от порчи.
Можно ли исповедоваться без крестика
1. Неоднократно находясь в храмах я слышал как некоторые батюшки спрашивают о наличии нательного креста перед исповеданием и причастием и не допускают к причащению прихожан крестиков не имеющих. Подскажите, кто знает, ссылку (ссылки) на авторитетные документы которые могли бы подтвердить правильность действий священника в данной ситуации. Если прихожанин признаёт что он верующий православный и хочет причаститься, то может ли отсутствие крестика стать преградой?
2. Буду искренне благодарен за указание на документы подтверждающие необходимость наличия крестика при крещении новообращённого (в том числе младенца).
3. Также, буду благодарен за ссылки на документы требующие необходимость наличия крестиков у крёстных родителей в момент крещения ребёнка.
Простите за обилие вопросов и за возможную их прямолинейность, но мне порой не понятно почему отсутствие крестика может приводить в церковной практике к недопущению к жизненно важным для христианина таинствам. Та информация которую мне удалось найти на христианских сайтах и форумах содержала слишком мало конкретики и ссылок на первоисточники.
Заранее благодарен, Алексей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|