можно ли исповедоваться без крестика

Православная Жизнь

Отвечает Андрей Музольф, доцент Киевской духовной академии.

В церковных правилах или канонах мы не найдем строгого предписания, что без нательного креста участие в церковных Таинствах для православного христианина становится невозможным. Но более уместно поставить другой вопрос: может ли сам православный христианин, будучи верующим человеком, приступать к Таинствам без креста? Нательный крест – это выражение нашей личной веры в Распятого ради нашего спасения Господа Иисуса Христа. Собственно говоря, это и послужило достаточным основанием того, что в нашей отечественной традиции укоренилась практика постоянного ношения нательного креста. И потому неслучайно святитель Иоанн Златоуст пишет: «Крест – это символ нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня».

В древности, например, крест как символ христианской веры мог быть вытатуирован или же нарисован на теле. Подобную практику мы и сейчас можем встретить среди христиан-коптов, которые делают татуировку креста на правой руке. Почему так делали в древности? Только потому, что в период гонения на христиан любое материальное подтверждение принадлежности к христианству могло быть уничтожено: крестик могли сорвать и попрать, а татуировку так просто не уничтожить.

И если сегодня в храм придет верующий крещеный человек, который в силу определенных обстоятельств не имеет нательного креста (например, потерял или забыл надеть после похода в баню), думаю, что здравомыслящий священник его не отгонит от Чаши с Телом и Кровью Христовыми. Но если человек осознанно не носит крестик на груди, это уже повод задать ему вопрос: почему он занимает такую позицию. Быть может, с его православием не все так гладко.

Таким образом, нательный крестик – это признак нашей самоидентификации как православных христиан, а вовсе не некий «пропускной талон» в Церковь.

Источник

Православная Жизнь

Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.

В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.

Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой – исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов – добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.

Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».

И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. – Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»

Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.

Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин – этого реального соприкосновения с Богом.

Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.
В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры – за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли – православным – снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?

Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест – это наша ника. Крест – это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…

Источник

Можно ли заходить в церковь без нательного крестика – правила и запреты

Крестик для православного христианина является своего рода оберегом и защитой от всего злого. Как сложно представить храм без креста на его верхушке, так невозможно представить верующего человека, который не носит крестик. Однако иногда возникают такие ситуации, когда этот символ веры по какой-то причине остался дома, а христианин хочет зайти в храм, чтобы помолиться. В этом случае возникает вопрос, можно ли без крестика заходить в церковь.

В церковь могут заходить все

В переводе с греческого языка слово «церковь» означает собрание людей, которые последовали призыву или приглашению. Апостолы были призваны Иисусом Христом, поэтому он считается Главой Церкви. Храм называют домом Божьим, где собирается община для совместной молитвы и поклонения Всевышнему.

Если невоцерковленный человек изъявил желание зайти в храм, то он имеет право это сделать и священнослужители не препятствуют этому. Наоборот, они заинтересованы в том, чтобы неверующие люди приходили в церковь слушать Священное Писание, так как это располагает их сердца и многие становятся христианами, принимая Святое Водное Крещение. Даже если человек находится в состоянии алкогольного опьянения, это не является причиной для запрета входа в храм, если, конечно, не он устраивает дебош.

Иисус сказал, что нуждаются в нем не святые, а грешные, а поскольку храм — это дом Господень, то Он принимает каждого без исключения.

Однако существуют правила, которых необходимо придерживаться в церкви, как прихожанам, так и неверующим:

можно ли исповедоваться без крестика

Участие в церковных таинствах без нательного креста

Крест — это символ принадлежности человека к христианской вере. Его человек получает в тот момент, когда принимает Святое Водное Крещение. С этих пор он должен постоянно носить крестик, тем самым, свидетельствуя миру о своей вере.

Когда человек надевает на себя нательный крест, он отрекается от темных сил и получает защиту Небесных сил.

Носить его как украшение, напоказ, не стоит, так как это символ веры. Существует мнение, что снимать крестик нельзя, однако возникают ситуации, когда это все же необходимо сделать. Например, если человек посещает солярий или тренировку, в этом случае атрибут православной веры может испортиться под воздействием высокой температуры, или повредиться, зацепившись цепочкой за спортивный инвентарь.

У некоторых людей возникает вопрос, можно ли заходить в православный храм и принимать участие в Таинствах, если не надет нательный крестик. Священники не запрещают посещать богослужения без этого атрибута, однако, если человек постоянно приходит на службу без него, у батюшки могут возникнуть вопросы.

Однако существуют случаи, когда присутствие нательного крестика считается обязательным. Это, в первую очередь, Таинство Причастия, а также Крещение и исповедь. В остальных случаях, если человек забыл свой символ принадлежности к христианской вере дома, это не считается препятствием для посещения храма и участия в богослужении.

можно ли исповедоваться без крестика

Другие связанные вопросы

Если человек недавно принял христианскую веру, у него возникает ряд вопросов, связанных с ношением креста:

Православный крест — это символ веры человека в Иисуса Христа, поэтому относиться к нему необходимо с благоговением и беречь от порчи.

Источник

Можно ли исповедоваться без крестика

1. Неоднократно находясь в храмах я слышал как некоторые батюшки спрашивают о наличии нательного креста перед исповеданием и причастием и не допускают к причащению прихожан крестиков не имеющих. Подскажите, кто знает, ссылку (ссылки) на авторитетные документы которые могли бы подтвердить правильность действий священника в данной ситуации. Если прихожанин признаёт что он верующий православный и хочет причаститься, то может ли отсутствие крестика стать преградой?
2. Буду искренне благодарен за указание на документы подтверждающие необходимость наличия крестика при крещении новообращённого (в том числе младенца).
3. Также, буду благодарен за ссылки на документы требующие необходимость наличия крестиков у крёстных родителей в момент крещения ребёнка.

Простите за обилие вопросов и за возможную их прямолинейность, но мне порой не понятно почему отсутствие крестика может приводить в церковной практике к недопущению к жизненно важным для христианина таинствам. Та информация которую мне удалось найти на христианских сайтах и форумах содержала слишком мало конкретики и ссылок на первоисточники.

Заранее благодарен, Алексей.

можно ли исповедоваться без крестика
Плиско Игорь Антонович
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин
(невоцерковленный)

Тема: #77756
Сообщение: #2934434
19.02.08 22:37

Ответ на #2928557 | Верженский Алексей Игоревич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

> Знаете, в двух словах. Нательный крест это исповедание веры. Это мишень для нехристиан если хотите.

К слову сказать, отсутствие крестика тоже может быть исповеданием веры для христианина. Веры в то, что его спасает не наличие металлического предмета на груди (что на грани идолопоклонства), а живая вера в Христа. И это тоже мишень, но уже для некоторых христиан.

А само по себе ношение крестика вполне неплохо. Это примерно такой же символ, как обручальное кольцо, которое является знаком того, что человек состоит в браке. Если муж или жена не надели кольцо, то он или она не перестали от этого быть мужем или женой. Но наличие кольца показывает всем окружающим, да и им самим тоже, что они состоят в браке.

Верженский Алексей Игоревич
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Тема: #77756
Сообщение: #2929930
15.02.08 13:27

Ответ на #2929209 | Винокуров А. В. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Скорее уж нетактичен был я, упрекая Вас в непонятливости.

1. Я вообще не обсуждал людей для которых распятие это украшение. Разве может христианин ТАК отноститься к крестным мукам Господа?

3. Символ должен следовать за жизнью во Христе, а не наоборот. По моему это и так ясно, о чём здесь толковать?

Я был уверен, что Вы это напишете, но не хотел предвосхищать события. Вообще говоря можно зазубрить Символ Веры и «ещё несколько книг Библии» даже не веря в Бога. Так что здесь ношение крестика не поможет. Но ещё раз повторюсь, обычно верующие люди носят крестик. А уж если кто будет по этому признаку причислять в к протестантам и хулителям, он рискует и Иисуса Христа из церкви выгнать.

Не буду Вам более докучать, отводя обсуждение темы от богословского обоснования, замечу лишь, что в области веры можно основываться только на ощущениях сердца. Только так можно «возлюбить Господа Бога твоего и ближнего твоего». И никакие богословские обоснования не приведут «теплохладного» к Иисусу, чьему бы перу они ни принадлежали. А богословские обоснования можно повернуть что так, что эдак. Если хочется можно обосновать, что крест носить надо, а если носить не хочется можно доказать и обратное. Это закон, что дышло. а благодать проходит через сердце человека, там где проходит вера и вертеть ею невозможно.

Простите за патетику.

Сергеев Иван Дмитриевич
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Тема: #77756
Сообщение: #2929908
15.02.08 13:00

Ответ автору темы | Винокуров А. В. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Нуу, в случаях предсмертной исповеди, есно, никто не спросит за строгое наличие крестика. Но каким же разгильдяем надо быть, чтоб к причастию прийти без крестика?:)

Верженский Алексей Игоревич
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Тема: #77756
Сообщение: #2929902
15.02.08 12:53

Ответ на #2929264 | Александр Войтенко православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Для меня, с моим странным и нафантазированным христианством, вполне достаточно, что Вы безусловно правы. У нас, у русских, всё не как у людей. 🙂
Помоги вам Господи.

Александр Войтенко
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин
нет доступа
на форум

Винокуров А. В.
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Тема: #77756
Сообщение: #2929209
14.02.08 13:29

Ответ на #2928746 | Верженский Алексей Игоревич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Хорошо. Простите – если я был несколько нетактичен – я брал не идеальные, а близкие к крайним случаи саму допустимость которых хотел бы свести не нет.

Позвольте ещё уточнить:

1. Мы обсуждали возможности нательного крестика в области исповедания веры для людей мирских и врагов христианства. Для мирских людей крестик уже просто украшение.
2. Для врагов христианства крестик становится атрибутом исповедания только в случае отказа его снять. Но ещё большим атрибутом в данном случае может являться символ рыбки (ихтиус) носимый на шее. Этот символ указывает на веру его носящего гораздо более точно. Что вы скажете – можно ли заменить крестик этим символом? Как вы знаете как символ креста, так и символ рыбы издавна ассоциировались христианами с Христом.
3. Мы действительно говорим о разных вещах в данном пункте. Позвольте уточнить относите ли вы фразу Христа «возьми крест свой и следуй за Мной» к требованию взять нательный крестик? Вопрос риторический. А раз не относите, то не имеет ли христианин право считать что этот знак он уже носит не смотря на наличие или отсутствие нательного символа? Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» Как видите, можно оказаться узнанным не только по символам, но и по делам.

В любом случае – обсуждение темы отошло от богословского обоснования и перешло к обсуждению доводов в большей степени из области ощущений сердца. А ощущения сердца бывают разные и основываться только на них не имеет смысла.

Верженский Алексей Игоревич
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Тема: #77756
Сообщение: #2928746
13.02.08 19:35

Ответ на #2928694 | Винокуров А. В. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Собственно не соглашаться Ваше право, хотя мне кажется я говорил об одном, а Вы совершенно о другом.

1. Я говорил о христианах, а не хамелеонах, мимикрирующих под них.
2. Можно умереть за Господа и не нося крестика. Это безспорно. Однако наших солдат не спрашивали поголовно христиане ли они, а требовали снять крест тех, у кого он был. И умирали именно эти. Кроме того, видите ли, крестик он душу согревает. Плохое сравнение, недостаточное, но это как фото матери в нагрудном кармане. В любом месте есть некая маленькая святыня к которой можно приложиться, рассказать о своей любви к Нему. Конечно если есть уверенность, что «Бог у меня в душе» тогда не только крестик не обязателен и без причастия легко можно обойтись.
3. Да собственно уверовав в Господа я уже не свободен от Него и мне радостно «впасть в руки Бога живого» и носить знак Его. Но опять же это дело добровольное. Не хотите не надо. Это касается и всего остального: хождения в церковь, исповедь, причастие, пост. Если нет такой необходимости, нужды в этом, то лучше не надо.
А крестик, что ж если не найду, куплю новый. Но обязательно куплю! (Кстати, а у нас лавка работает и во время евхаристии. Правда на улицу надо выйти. Да и в других храмах, где бывал, я что-то такого тоже не наблюдал.)

Что касается крестин, то я Вам привёл пример из собственного опыта. Но Вы не услышали. Православный не надевший крест даже на крестины, не способен прочесть Верую, иными словами ни крестом на шее Господа не исповедует, ни разумом, ибо не знает в Кого верует.

И не ищите Вы обоснований и догм там, где они не нужны. Ну любит большинство христиан свои нательные крестики. Это не от закона, а от благодати. Вы попробуйте понять разумом то, что идёт от сердца.

Помоги Вам Господи.

Винокуров А. В.
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Купить крестик не проблема (хотя во время евхаристии церковная лавка не работает). Проблему создаёт отсутствие крестика – и эта проблема мне кажется одновременно и искусственной и глубокой. Если в наших церквях ещё можно причаститься без крестика, то крестить ребёнка уже вряд ли получится. Из этого выходит что наличие крестика оказывается уже не традицией, а догмой.

Вот Антоненко Андрей говорит что «почему бы и не носить крест, если Вы верующий?». Я согласен. А другой меня спросит – «а почему меня батюшка не допустил причаститься или креститься без крестика?» Что я отвечу? Где найду обоснование? Иисус допускал, а батюшка не допускает – соблазн для немощного брата.

Верженский Алексей Игоревич
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Верженский Алексей Игоревич
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Тема: #77756
Сообщение: #2928557
13.02.08 15:10

Ответ автору темы | Винокуров А. В. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Знаете, в двух словах. Нательный крест это исповедание веры. Это мишень для нехристиан если хотите. Это символ принадлежности Господу. «Я только ЕГО и больше ничей!» Нередки были случаи в церковной истории (и кстати совсем недавние случаи в Чечне), когда христиане отказывались снять крест даже под страхом смерти. А если снимать нечего, то вроде как и умирать не за что. Какие же мы «воины Христовы»?
Если, например, ночью у меня рвётся цепочка, я пока крест не найду из дома не выйду. Я уже с ним как-то за свою жизнь сросся. Конечно бывает всякое в жизни и отказать в исповеди и причастии только из-за отсутствия креста неправильно, но разве так уж трудно его приобрести? Или человеку крест не больно то и нужен? А уж если на крещение крёстный явился без креста, то 90 процентов, что он и Символ Веры первый раз в жизни видит. Как же он будет о своём крестнике заботиться? Ведь и ему надо было к крестинам готовиться.
А что касается «авторитетных документов», то разве они нужны что бы любить Господа и иметь его образ всегда при себе? Крест на груди человеку нужен, а не Богу.
Простите великодушно, если кого обидел.

можно ли исповедоваться без крестика
Кузнецова Надежда
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Тема: #77756
Сообщение: #2928488
13.02.08 13:40

Ответ на #2928470 | Винокуров А. В. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

===Надежда, пожалуйста будьте более аккуратны в утверждениях и не называйте причастие без крестика недействительным до того момента как сможете обосновать это догматически. ===

Простите, хотела только про исповедь сказать, а получилось как всегда 🙁

можно ли исповедоваться без крестика
Антоненко Андрей
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Тема: #77756
Сообщение: #2928484
13.02.08 13:40

Ответ на #2928270 | Кузнецова Надежда православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*исповедь без креста тоже не дейсвительна*

можно ли исповедоваться без крестика
Антоненко Андрей
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Тема: #77756
Сообщение: #2928479
13.02.08 13:38

Ответ автору темы | Винокуров А. В. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Наличие или отсутствие крестика не как не влияет на вашу веру, можно причащаться, батюшки какие-то странные вам попались.
Но почему бы и не носить крест, если Вы верующий?

Винокуров А. В.
можно ли исповедоваться без крестика
православный христианин

Тема: #77756
Сообщение: #2928470
13.02.08 13:34

Ответ автору темы | Винокуров А. В. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Большое спасибо, братья и сёстры за помощь в освещении этого достаточно сложного для меня вопроса. Особая благодарность Дуркину Вячеславу Александровичу за ссылку на ответы священника. К сожалению, пока получается что необходимость ношения нательного крестика вытекает большей частью из традиций, и не имеет под собой обоснования догматического.

Я очень приветствую традиции – они позволяют сохранять единство веры и связь между несколькими поколениями верующих, препятствуют появлению примесей и ересей в Церкви. Вместе с тем, традиции которые приводят к расколам и соблазнам в церкви – Церкви не полезны. В конкретном случае с не допуском к причастию хочу напомнить Надежде Кузнецовой что покаяние и евхаристия являются основными таинствами которые подаёт Церковь. Не допуск к этим таинствам (пусть и временный) на основании всего лишь не следованию традициям может привести к непоправимым последствиям для отдельно взятого прихожанина, а как результат и для Церкви в целом.

Надежда, пожалуйста будьте более аккуратны в утверждениях и не называйте причастие без крестика недействительным до того момента как сможете обосновать это догматически.

Тема: #77756
Сообщение: #2928315
13.02.08 10:01

Ответ автору темы | Винокуров А. В. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В ком нет Любви Христовой тому никакой крестик и даже крест не помогут.

Скалолазание


Парусный спорт


можно ли исповедоваться без крестика

Прочее


Скалолазание


можно ли исповедоваться без крестика

Парусный спорт


Триатлон

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *