По какой формуле рассчитывается маржинальная прибыль
Любое предпринимательство подразумевает конечной целью извлечение прибыли. Экономический смысл этой категории может различаться в зависимости от того, какие именно средства в нее включаются и какие затраты и дополнительные платежи исключаются. Вид прибыли важен также по отношению к цели ее выделения. Так, доход в качестве налогооблагаемой прибыли интересует налоговиков, а распределяемая прибыль – акционеров. Самого бизнесмена прежде всего будет волновать чистая прибыль.
Однако, планируя возможность инвестиций, оценивая эффективность предпринимательства, нужно принимать во внимание, что для вычисления прибыли нужно убрать из расчетов не только постоянные, но и переменные издержки, несмотря на то что они трудно поддаются прогнозированию. Такая прибыль – маржинальная – более точно отразит финансовую эффективность бизнеса.
Рассмотрим суть маржинальной прибыли, приведем формулу, по которой рассчитывается маржа и безубыточность производства. Проанализируем факторы, влияющие на маржу, а также возможные способы увеличения этого вида прибыли.
Маржинальная прибыль: что это такое
Прибыль предприятия формируется в результате производства продукции и его реализации, за вычетом расходов, понесенных в процессе этого производства, а также издержек организации и управления.
Маржинальная прибыль (от английского «Margin» или французского «Marge», что означает «разница») – это доход предприятия, образуемый выручкой от реализации определенного объема товаров за вычетом затрат, образовавшихся в процессе производства (переменных затрат) этого же объема продукции.
Эту финансовую категорию иногда называют «суммой покрытия», так как именно за ее счет формируется покрытие затрат на трудовое вознаграждение персонала, а остаток составляет чистую прибыль бизнесмена.
Важное значение в обосновании управленческих решений в бизнесе имеет маржинальный анализ. Его методика базируется на соотношении трех важнейших экономических показателей (издержек, объема реализации (продаж), прибыли) и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Как оценивается рентабельность маржинальной прибыли в системе маржинального анализа экономического субъекта?
Посмотреть ответ
Близкий, но не тождественный термин – валовый доход. Разница с маржинальной прибылью состоит в том, что учитываются еще и непроизводственные затраты, а также он вычисляется на единицу продукции. Маржинальная прибыль же учитывает весь ассортимент выпускаемых товаров, тем самым характеризуя общую рентабельность предприятия.
Словом «маржа» иногда на профессиональном сленге называют саму маржинальную прибыль, но чаще это обозначает показатель маржинальной доходности (он вычисляется в процентах).
К СВЕДЕНИЮ! Рост маржинальной прибыли означает подъем чистой прибыли предприятия за счет более быстрого возмещения переменных затрат на производство. Именно увеличение маржинальной прибыли является целью различных управленческих стратегий, применяемых для повышения прибыльности производства.
Формула и тонкости расчета маржи
Исходя из определения маржи, ее рассчитывают по простой формуле:
При вычислении маржинальной прибыли важно помнить о некоторых особенностях учета:
Вычислять маржу – показатель маржинального дохода – удобно для сравнения с другими финансовыми категориями, данными по различным видам продукции или цифрами, которые показывают другие предприятия. Рассчитывается маржа так:
Данный показатель освещает процентную долю маржинальной прибыли в реализационной выручке.
Как интерпретировать показатель маржинальной прибыли
Маржинальная прибыль нужна для определения стратегии безубыточности предприятия. Можно делать его по каждому виду продукции из ассортимента и по всему производству целиком.
Безубыточность – такое состояние производства (объем выпуска), при котором сумма выручки и издержки (переменные плюс постоянные) уравновесят друг друга. Этот объем можно вычислить так:
Иначе говоря, объем безубыточности зависит от того, какая доля «суммы покрытия», то есть маржинальной прибыли, покроет постоянные расходы на каждую единицу продукции.
Кроме анализа безубыточности, показатель маржи используется при:
Нормы маржинальной прибыли
Общепринятых нормативных значений маржи, очевидно, не может существовать. Этот показатель сильно зависит от отрасли производства. Поэтому имеет смысл рассматривать нормы только в отраслевом контексте. Для каждой отрасли есть товары более и менее высокой маржинальности.
СПРАВКА! Производство и продажа предметов роскоши, например, будут иметь более высокий маржинальный показатель, чем товаров, необходимых повседневно.
Пути влияния на рост маржинальной прибыли
Низкомаржинальные товары при продаже получают ограниченную торговую наценку. Но можно повлиять на соотношение маркетинга низко- и высокомаржинальных товаров, уделив больше внимания рекламе последних, предусматривая для них дополнительные скидки, бонусы и другие способы увеличения объема продаж.
Например, в фармацевтике БАДы и косметика маржинальнее общеупотребительных лекарственных средств. Поднять наценку выше уровня, установленного государством, фармацевтические компании не вправе. Зато они могут больше рекламировать БАДы, стимулировать сотрудников, обеспечивающих высокий уровень продаж, договариваться с медиками, которые будут рекомендовать их своим пациентам, использовать другие маркетинговые ходы. Так можно влиять на соотношение реализации высоко- и низкомаржинальных групп товаров.
ВНИМАНИЕ! В практике предпринимательской деятельности имеет смысл разумно сочетать оба эти метода увеличения маржинальной прибыли.
Ограничения анализа маржинальной прибыли
Способ анализа и прогноза, в основу которого положен показатель маржинальной прибыли, не может быть эффективным на все 100%. На него налагаются некоторые ограничения, обусловленные экономическим смыслом понятия маржи. Итак, при анализе прибыльности и рентабельности предприятия с помощью вычисления маржи нужно принять во внимание следующие нюансы:
Маржинальная прибыль: что это такое и как ее рассчитать?
Автор: Полина Таланова Руководитель проектов
Маржинальная прибыль: что это такое и как ее рассчитать?
Автор: Полина Таланова
Руководитель проектов
Многие компании сегодня внедряют систему управленческого учета. Один из его основных показателей, который используют для оценки эффективности бизнеса, – маржинальная прибыль. В этой статье простым языком и на условном примере расскажем, что такое маржинальная прибыль, для чего она нужна и как ее определить.
Что такое маржинальная прибыль?
Маржинальная прибыль (или маржинальный доход) – это разница между выручкой от реализации и переменными издержками. Причем оба эти показателя – выручка и затраты – берутся по конкретному объему продукции.
Также можно сказать, что это доход, который остается у бизнеса с реализации за вычетом переменных затрат.
Как видно из рисунка, маржинальная прибыль меньше выручки на сумму переменных издержек, но больше прибыли от реализации на сумму постоянных.
Для правильного расчета маржинальной прибыли надо понимать, какие расходы компании относятся к постоянным издержкам, а какие – к переменным.
Предприниматель Василий Петькин решил начать бизнес по производству входных и межкомнатных дверей. Для него переменными издержками будут, например, расходы на материалы, фурнитуру, комплектующие, а также зарплату рабочих.
Эти расходы прямо пропорциональны количеству произведенных дверей, и чем больше будет заказов, тем больше этих расходов. А вот затраты на содержание офиса и торговой точки не зависят от того, сколько дверей продано, 10 или 1000 – это постоянные издержки. Василий будет нести такие расходы, даже если у него не будет ни одного заказа.
Таким образом, постоянные расходы не зависят от объемов производства, а переменные изменяются пропорционально количеству произведенной продукции или услуг.
Маржинальная прибыль – это часть выручки, которая остается у предприятия для покрытия постоянных затрат и получения прибыли. Поэтому часто маржинальную прибыль называют «вкладом на покрытие».
Маржинальная прибыль и бухгалтерская – это разные вещи. Во-первых, их считают по разным формулам. Во-вторых, бухгалтерскую прибыль определяют по предприятию в целом за период времени, а маржинальную – только в расчете на конкретный произведенный и реализованный объем продукции (работ, услуг).
Как рассчитывается маржинальная прибыль: формула
Величина исследуемого нами показателя выражается в абсолютных и относительных значениях.
Абсолютный можно рассчитать как на весь объем производства:
В этих формулах выручку и цену берут без НДС и акцизов. Удельные переменные издержки – это переменные расходы в расчете на единицу продукции.
На предприятии Василия Петькина произвели и реализовали 15 дверей по цене 10 у.е. (без НДС) каждая. Переменные расходы составили 6 у.е. в расчете на одну дверь. Расчет маржинальной прибыли будет выглядеть так:
Совокупная маржинальная прибыль:
15*10 – 15*6 = 60 у.е.
Маржинальная прибыль на единицу продукции:
10 – 6 = 4 у.е.
Для чего нужна маржинальная прибыль
Прежде всего она нужна для расчета точки безубыточности. Это такой объем производства, при котором предприятие покрывает все свои расходы, но еще не получает прибыли:
В точке безубыточности выручка равна сумме переменных и постоянных издержек, а прибыль равна нулю.
Постоянные расходы Василия Петькина в нашем примере составляют 400 у.е. Чтобы узнать, достаточно ли Василию продать 15 дверей, чтобы выйти на безубыточный уровень, рассчитаем точку безубыточности:
Точка безубыточности (в ед.):
400 / 4 = 100 дверей
Точка безубыточности (в денежном выражении):
(150 * 400) / 60 = 1 000 у.е.
Таким образом, предприятие Василия находится за порогом рентабельности, и выручка еще не покрывает все расходы. Для достижения безубыточности ему нужно продать еще 90 дверей. После этого каждая следующая дверь будет приносить прибыль.
Такие расчеты особенно важно делать на этапе выхода компании на рынок, а также для планирования доходов и расходов.
Когда у компании несколько видов продукции, сравнивать абсолютные суммы маржинальной прибыли некорректно, т.к. цены и объемы продаж разные.
В этом случае используют коэффициент маржинальной прибыли. Он показывает, как маржинальная прибыль соотносится с объемом реализации.
Формула и пример расчета коэффициента маржинальной прибыли
Формула выглядит так:
Коэффициент можно вычислить как в долях, как на вышеприведенной формуле, так и в процентах. Для этого полученное значение умножают на 100.
Расчет коэффициента маржинальной прибыли для предпринимателя Василия Петькина:
4 / 10 = 0.4, или 40%
Коэффициент маржинальной прибыли также называют маржинальной доходностью, или маржинальной рентабельностью. Он позволяет сравнивать маржинальный доход по разным товарам для управления ассортиментом.
Василий Петькин производит 2 вида дверей – входные и межкомнатные.
Вид продукции
Цена, у.е.
Удельные переменные издержки, у.е.
Объем продаж, шт.
Проведем маржинальный анализ, используя вышеприведенные формулы:
Вид продукции
Дверь межкомнатная
Дверь входная
Как видно из таблицы, наибольшая сумма маржинальной прибыли у входных дверей. Можно предположить, что Василию производить их выгоднее, чем межкомнатные. Но коэффициент маржинальной прибыли у входных дверей вдвое ниже, чем у межкомнатных – 20% против 40%. Получается, что, несмотря на меньшую выручку и маржинальный доход, межкомнатные двери более рентабельны. Они приносят большую отдачу в соотношении с объемом продаж, чем межкомнатные.
Как интерпретировать показатель маржинальной прибыли
Эффективность предприятия зависит от того, насколько маржинальная прибыль способна покрыть постоянные расходы:
Наглядно проследить зависимость между объемами реализации, маржинальным доходом и прибылью можно на примере межкомнатных дверей Василия Петькина (исходные данные те же):
Объем выпуска дверей
Выручка
Постоянные издержки
Переменные издержки
Общие издержки
Маржиналь-ный доход
Прибыль от реали-зации
Как видно из таблицы, маржинальный доход становится положительным уже при продаже 20 дверей. Но производство не будет прибыльным, пока не выйдет в зону безубыточности (выделено синим). При продажах менее, чем 100 дверей, прибыль от реализации отрицательная, что означает убыток. Бизнес Василия принесет больше прибыли, если он продаст 101 и более дверей. А рентабельность будет расти с ростом объема продаж.
Это результат воздействия «эффекта операционного рычага». Его смысл в том, что любое изменение объема реализации приводит к еще большему изменению финансового результата, что также видно из таблицы.
Нормы маржинальной прибыли и способы ее увеличения
Норматива для маржинальной прибыли не существует. Ее уровень сильно различается в зависимости от отрасли и категории товара. В отличие от предметов роскоши, товары и услуги с законодательным ограничением цен всегда будут иметь низкую маржинальность.
Как можно повысить маржинальную прибыль:
Таким образом, рассмотренный выше анализ на основе «управленки» способен значительно повысить эффективность бизнеса.
Такая отчетность заточена под специфику вашего бизнеса. Если нужно сделать настройки с нуля, у нас есть готовые шаблоны отчетов. Мы поможем разработать требования для внедрения управленческого учета и познакомим с нашими лучшими практиками.
Маржинальный анализ рентабельности
Финансовому директору сложно оценить эффективность работы торговой фирмы, если у нее много клиентов из разных регионов. Допустим, один из партнеров находится дальше других. Следовательно, расходы на доставку товара до него выше. Но больше и торговая наценка. Выгодно ли с ним работать? Ответить на этот вопрос поможет расчет маржинальной рентабельности сделки.
Для торговых компаний важно рассчитывать эффективность сбытовой деятельности. Финансовый директор может использовать для расчета такие показатели, как оборот, торговую наценку, период инкассации дебиторской задолженности, данные об условиях работы с клиентом (отсрочки, скидки и т.д.), о переменных расходах и прочее.
Приведем простой пример, который иллюстрирует обсуждаемую проблему.
Торговая компания работает с клиентом А, который ежемесячно приобретает партию товара на 100 тысяч рублей с наценкой 30 процентов на условиях отсрочки платежа в течение 14 дней. И еще у фирмы есть клиент Б, который покупает на 80 000 рублей в месяц. Но его наценка выше на 20 процентов, и платит он не в кредит, а по факту. Возникает вопрос: какой клиент более интересен?
Эту задачу можно усложнить, если ввести дополнительные параметры. Клиент А находится в Ленинградской области. Стоимость доставки товара за счет продавца равна тысяче рублей в месяц. Клиент Б находится в городе Магадане. Товар к нему доставляют авиатранспортом, и стоит это торговой фирме 5 тысяч рублей в месяц. Клиент Б участвует в маркетинговой акции. При достижении показателя квартального товарооборота в 300 тысяч рублей он получает бонус в 10 тысяч рублей.
Таких условий можно придумать очень много. Поэтому торговой компании необходимо иметь единый критерий оценки тех или иных условий работы с покупателями. С его помощью можно выяснить, например, что клиент А «интереснее» клиента Б на х рублей, а та или иная операция невыгодна, так как прибыль от клиента снизится на y рублей.
Такой единый критерий – маржинальная рентабельность. Ее рассчитывают как Это отношение маржинального дохода к сумме реализации за отчетный период. Данный показатель характеризует эффективность сбытовой деятельности компании и структуру ее затрат.
Показатели эффективности
Пример расчета маржи
Наиболее удобным является анализ эффективности по клиентам. Рассмотрим этот подход на простом примере.
Вернемся к клиенту А. Он обеспечивает оборот в размере 100 000 рублей в месяц. Торговая наценка по нему составляет 30 процентов, а прямые затраты — 5 процентов от оборота. Есть возможность привлечь клиента А к маркетинговой акции. При этом его оборот в следующем месяце увеличится до 180 000 рублей с сохранением наценки и доли прямых затрат. Стоимость акции составляет 10 000 рублей. Целесообразно ли ее проводить?
В настоящее время маржа по клиенту составляет 100 000 – (100 000 / 1,30) – (100 000 * 0,05) = 18 077 руб. После акции оборот вырастет, и маржа будет составлять 180 000 – (180 000 / 1,30) – (180 000 * 0,05) = 32 538 руб. Поскольку прирост маржи (14 461 рублей) больше расходов на акцию (10 000 рублей), ее проведение целесообразно.
Особые маркетинговые акции
Финансовый директор не всегда может провести анализ эффективности по каждому клиенту. Некоторые маркетинговые акции распространяются на столь широкий круг участников, что отнести их на кого-то конкретно просто невозможно. Например, масштабная рекламная кампания в СМИ. Реклама достигает многих. Но фирма может увидеть эффект можно только по росту товарооборота. Причем по всем клиентам сразу, в том числе и новым клиентам, которые появились именно в результате акции.
В этом случае методика анализа будет иной. Тут также возможны два варианта. Если круг клиентов, которые заняты в акции, конечен и известен, то методика анализа аналогична анализу отдельных клиентов. Финансовый директор определяет оборот по исследуемой группе, рассчитывает торговую наценку, вычитает прямые затраты. В итоге он получает маржу по группе клиентов. Из нее надо вычесть расходы на акцию. Результатом будет скорректированная маржа по группе клиентов. Если рост маржи оказался выше затрат на акцию, то последняя была эффективна.
Рост маржи по группе можно распределить по отдельным клиентам, чтобы использовать преимущество знания точной маржи по каждому клиенту. Для этого можно применять различные базы распределения. Наиболее подходящие из них – ранжирование по товарообороту либо себестоимости продукции, которую продают каждому клиенту.
Если список клиентов бесконечен, то для начала нужно взять нынешний оборот компании (до акции). Затем оценить будущий оборот и маржу в случае, если акция не будет проведена. Потом нужно определить истинный оборот и маржу компании после акции. Наконец, из прироста маржи (разница между ожидаемой маржой без акции и фактической маржой после акции) вычесть прямые расходы на акцию. В итоге узнаем эффект от акции. Если он положителен, акция была выгодна фирме.
В данном случае самое сложное — оценить, какова будет маржа, если акция не будет проведена. Ограничиться расчетом оборота за предыдущий период могут только те компании, продукция которых не испытывает сезонных колебаний спроса, а динамика продаж стабильна и предсказуема.
Таким образом, маржинальный доход и маржинальная рентабельность – наиболее адекватные показатели, которые характеризуют результаты усилий фирмы по максимизации прибыли от сбытовой деятельности.
Удельная маржинальная рентабельность
Анастасия Мухамедьярова, экономист планово-экономического отдела УМЦ ЖДТ
Удельную маржинальную рентабельность рассчитывают как отношение маржинальной рентабельности к продолжительности финансового цикла.
Длительность последнего включает в себя время от момента поступления сырья до момента поступления денег за товар. Из этого времени вычитают время от покупки сырья до его оплаты.
Допустим, компания торгует двумя видами изделий. Специалисты фирмы рассчитали маржинальную рентабельность и получили: товар А – 47 процентов, товар Б – 316 процентов. Длительность финансового цикла – 32 и 46 дней соответственно. Удельная маржинальная рентабельность составит 1,46 процентов (А) и 6,87 процентов (Б). На основе этого фирма приняла решение сократить длительность финансового цикла товара А и снизить объем реализации. Расходы на него уменьшатся в соответствующей пропорции. Данные о маржинальной рентабельности не покажут никаких изменений. А показатель удельной маржинальной рентабельность возрастет, поскольку числитель останется прежним, а знаменатель уменьшится.
На основе данного показателя фирма может рассчитывать, как уменьшать объем реализации, сохраняя маржинальную рентабельность на том же уровне.
Прибыль в бизнесе: какие виды бывают и как рассчитать
Содержание статьи
Предприниматель работает для извлечения прибыли. Но при финансовом учете важно рассчитывать несколько видов прибыли, чтобы понимать, насколько эффективно действует бизнес. Рассказываем, как это все посчитать и почему от этого бизнесу будет лучше.
Что такое прибыль
Прибыль — это разница между тем, что заработал бизнес и всеми издержками. При этом считаются доходы и расходы по всем видам деятельности. По сути, это самое главное в бизнесе. Ради прибыли предприниматели и начинают свое дело.
Давайте разберем на примере. Киоск продает шаурму. Каждый день продажа еды и напитков приносит примерно 15 тысяч рублей. За 31 день в кассе заведения оказалось 465 000 рублей. Но у киоска есть расходы на продукты, аренду, зарплату работников, коммунальные платежи и налоги. Например, на это уходит 370 тысяч рублей. Значит прибыль заведения 95 тысяч рублей в месяц.
Чем прибыль отличается от выручки
Предприниматели в малом и среднем бизнесе довольно часто путают выручку и прибыль.
Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак считает, что это связано с тем, что у предпринимателей не всегда есть соответствующие знания:
«Человек с экономическим образованием вряд ли способен спутать выручку и прибыль. Но в предприниматели не всегда идут экономисты. А данные по выручке выглядят красивее, чем по прибыли. Обратите внимание на рекламу франшиз: там часто пишут, какой доход (то есть выручку) будет получать франчайзи, умалчивая о размерах прибыли, потому что так франшиза выглядит более привлекательной в глазах начинающих предпринимателей»
Выручка — это заработанные деньги компании за выполненные обязательства. И тут нужно сделать акцент именно на выполнении обязательств.
Смотрите, предприниматель продает древесину для деревообрабатывающих предприятий. Заказчики покупают товар по предоплате, но пока не было отгрузки товара, деньги не принадлежат продавцу. Они могут лежать на расчетном счете, но станут выручкой для учета в момент, когда покупатели получат древесину и отразят это в документации.
В этот момент деньги станут принадлежать компании. Но станут ли они прибылью? Нет. Потому что у компании есть и другие обязательства: зарплаты, ЖКХ, налоги, затраты на заготовку дерева. Эти расходы вычитаются из выручки, и получается прибыль.
То есть выручка появляется, когда компания выполнит обязательства перед контрагентами, а прибыль — это выручка за минусом собственных расходов.
Каждому предпринимателю нужно обязательно разделять эти термины. Слишком много случаев, когда поступает выручка, и собственники пускают ее на свои расходы, а потом не остается денег для закрытия обязательств.
Старший преподаватель экономического факультета РУДН Елена Егорычева уверена, что разобраться в этих понятиях способен каждый предприниматель:
«Можно смело утверждать, что заполнив самостоятельно один раз Форму №2 «Отчета о финансовых результатах» или просто изучив его внимательно на протяжении нескольких отчетных периодов, любой руководитель компании будет четко понимать разницу, более того, будет знать, как формируется валовая прибыль его компании, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и сама чистая прибыль. Больше затруднений для предпринимателя, бизнес которого не только сводится к купле и последующей перепродаже товаров, составляют правильное исчисление себестоимости, так как не любой бизнесмен со стажем сможет грамотно обосновать решение, какие расходы относить на себестоимость, а что относить на управленческие расходы. В связи с этим часто возникают проблемы завышения цены, это делает товар или услугу неконкурентоспособной на рынке, либо, наоборот, занижения цены, что приводит к убыткам компании»
Бухгалтерская и экономическая прибыль
Эти показатели смотрят для определения финансового состояния бизнеса на определенном этапе. Например, когда инвесторы или покупатели хотят оценить выгодность бизнеса.
Бухгалтерская прибыль – это доходы минус расходы по всем видам деятельности.
Экономическая прибыль – это доходы минус расходы, но в расходы включают и все неявные издержки.
Давайте разберемся чуть подробнее. В показатели бухгалтерской прибыли включают все явные затраты: зарплаты, коммунальные расходы, затраты на оборудование и материалы, банковские и налоговые платежи.
А при расчете экономической прибыли вычитают и неявные расходы. Например, деревообрабатывающий цех принадлежит предпринимателю, но его можно сдавать и в аренду. А это значит, что есть неявные денежные потери, то есть возможная недополученная прибыль от аренды.
Этот вид прибыли рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективна основная деятельность. Поэтому экономическую прибыль также можно рассчитать по формуле:
Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – внутренние(неявные) затраты.
Если показатели экономической прибыли выше, то предпринимательской деятельностью заниматься не выгодно.
Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец считает, что бухгалтерская прибыль нужна для целей учета:
«Во-первых, эта прибыль больше нужна для учета. Для ее определения используют стандартный подход, который не меняется. Во-вторых, обычно этот показатель применяют, когда надо сравнить компанию с другими. Например, инвестор хочет купить бизнес. Он знает показатели похожего бизнеса и хочет убедиться, что они совпадают с цифрами предприятия, которое хочет купить. Он берет значения бухгалтерской прибыли для сравнения. Потому что они подсчитаны по одинаковым стандартам. А экономическая прибыль используется для принятия управленческих решений»
Маржинальная прибыль
Этот вид прибыли помогает предпринимателям понять, как развивается бизнес от месяца к месяцу. Маржинальность считают по формуле:
Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы.
В переменные расходы включают зарплаты менеджеров по продажам или закупку сырья. То есть показатели, которые регулярно меняются. Например, продали больше товаров, и менеджеры получили больше денег в качестве зарплаты. Или компания по обжарке кофе в мае закупала сырье по одной цене, а в августе стоимость изменилась из-за кризиса в Бразилии. Расходы поменялись, а следом меняется маржинальная прибыль.
Лучше регулярно смотреть, как меняется этот вид прибыли. Например, в мае кофейная компания продала продуктов на 700 тысяч рублей, а переменные расходы были 400 тысяч. Если в августе выручка осталась в районе 700 тысяч, а переменные расходы увеличились до 600 тысяч, то это повод пересмотреть бизнес-процессы. Возможно, стоит увеличить цены на товары.
С помощью маржинальной прибыли рассчитывают рентабельность бизнеса по формуле:
Рентабельность = Маржинальная прибыль : на Выручку.
Давайте снова вернемся к кофейной компании. В мае маржинальная прибыль составила 300 тысяч рублей. Разделим это число на 700 000 и получим рентабельность 0,43 или 43%.
В августе маржинальная прибыль составила 100 000 рублей. Разделим на 700 000 и получим 0.14 или 14%, то есть видим падение рентабельности.
Полезно следить за показателями рентабельности каждый месяц. Если значения падают, то лучше принять меры для изменения ситуации. Например, сократить издержки. В блоге ПланФакта есть полезная статья, которая поможет грамотно это сделать.
Пример того, как это отражается в ПланФакте в отчете с маржинальной прибылью:
Валовая прибыль
С помощью валовой прибыли определяют целесообразность продажи или производства отдельных товаров или услуг. Для этого используют формулу:
Валовая прибыль = Выручка от продажи – Себестоимость.
Главное, что в этом случае считают прямые затраты, связанные с этим товаром. Например, себестоимость шаурмы 80 рублей, а клиентам продают за 180 рублей. Валовая прибыль равна 100 рублей.
Этот показатель помогает предпринимателям рассматривать бизнес по отдельным направлениям. В перспективе станет понятно, какие направления выгодно развивать, а от каких проще отказаться.
Операционная прибыль
Этот показатель используют, чтоб понять, насколько компания успешно ведет дела по основной деятельности. Для расчета применяют формулу:
Операционная прибыль = Выручка – Расходы по основной деятельности.
Расходы по основной деятельности = Прямые + Косвенные(Переменные) + Постоянные.
Кроме этого, используют и другую формулу:
Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы.
Например, у деревообрабатывающего цеха маржинальная прибыль 4 000 000 рублей. а расходы 3 600 000 рублей. Значит, операционная прибыль составляет 400 тысяч рублей. Если в течении полугода или года показатели падают, то бизнес теряет рентабельность.
Пример отчета о прибыли из сервиса ПланФакт:
Чистая прибыль
Это главный финансовый показатель компании. Расчет выглядит так:
Чистая прибыль = Выручка компании – (Расходы по основной деятельности + Прочие доходы + Прочие расходы + Амортизация + Проценты по кредитам + Налог на прибыль(доходы).
Обратите внимание, что нужно вычесть все затраты: постоянные, переменные, налоги и амортизацию. Итоговый результат показывает, насколько успешен бизнес в целом.
Например, показатели ларька с шаурмой за месяц выглядят так:
Чистая прибыль = 465 000 – (100 000 + 150 000 + 50 000 + 20 000 + 5000) = 140 000 рублей.
Эти деньги можно потратить на свои нужды или инвестировать в развитие бизнеса.
Зачем считать разные виды прибыли и как ее анализировать
Все это делается для управленческих решений. Подсчет прибыли показывает, как на самом деле работает бизнес. Ведь иногда кажется, что компания зарабатывает достаточно денег, но их не хватает на масштабирование, развитие и запуск новых направлений.
Борис Зак уверен, что без таких расчетов не понять, насколько хорошо развивается бизнес:
«В видах прибыли необходимо разбираться, чтобы понимать эффективность ведения бизнеса и сколько реально зарабатывает предприниматель. Например, валовая прибыль показывает, пройдена ли точка безубыточности компании. И ее размеры могут быть впечатляющими. Но чистая прибыль при этом может оставаться близкой к нулю. Из этого следует вывод, что точка безубыточности пройдена, но зарабатывать компания еще не начала»
Расчеты прибыли помогают понять рентабельность бизнеса. Для этого нужно анализировать цифры несколькими методами.
Горизонтальный анализ (по времени)
Для этого прибыль сравнивают с определенными периодами. Например, март, апрель, май 2020 года с аналогичным периодом 2021 года. Цифры помогут понять, развивается бизнес или нет. В 2020 году на это время пришлась первая волна Covid-19, и многие заведения общепита были закрыты. И если анализ показывает, что у киоска с шаурмой в 2021 году показатели прибыли больше, значит бизнес развивается, не стоит на месте.
При этом анализе можно вовремя заметить падение выручки и принять решения, чтобы улучшить показатели или хотя бы подтянуть к показателям прошлого периода.
Вертикальный анализ (структурный)
Этот подход анализирует структуру выручки, сколько уходит на налоги, косвенные затраты, себестоимость, постоянные расходы и кредитные платежи. Например, чистая прибыль деревообрабатывающей компании в апреле 2021 года была 4 миллиона рублей или 12% от выручки.
В мае чистая прибыль стала 5 миллионов, но чистая прибыль составила 7% от выручки. Значит придется разбираться, почему просела прибыль. Возможно, поставщики увеличили цены из-за того, что в лесах распутица, и трудно вывозить древесину. Тогда в следующем периоде чистая прибыль должна подрасти. Но может компания продала больше материалов с низкой валовой прибылью, и следует пересмотреть бизнес-процессы.
Конкурентный анализ
Показатели бизнеса полезно сравнивать с показателями конкурентов. Для этого обычно используют результаты операционной прибыли. Как узнать цифры конкурентов? Некоторые предприниматели используют инсайдерскую информацию. Например, сотрудник конкурента не подписывал договор о неразглашении информации, а после увольнения рассказал о показателях на новой работе.
Есть финансовые консультанты, которые помогают с бизнес-планами и финансовыми моделями. Если у них десятки клиентов, то они знают показатели по направлениям бизнеса. Раскрывать значения конкурентов они не станут, но подскажут к каким цифрам необходимо стремиться.
Если нет возможности получить данные этими способами, то используйте статистику Росстата. Они ежегодно считают средние показатели по отраслям. Эти цифры помогут сориентироваться в показателям и понять, как себя чувствует компания в сравнении с другими участниками рынка.
Артем Туровец считает, что показатели прибыли показывают эффективность руководителя:
«Расчет прибыли помогает понять, где теряет или зарабатывает бизнес. Если валовая прибыль в порядке, а маржинальная нет, то самое время разобраться с косвенными расходами. Например, сократить зарплату директору или сократить неэффективных сотрудников. А если прибыль в целом не устраивает, то нужно полностью разобрать бизнес и, возможно, закрыть его»
На самом деле неумение считать прибыль может привести к плачевным результатам. Есть реальный случай, когда предприниматель решил открыть производство древесных пеллет на базе леспромхоза. Он арендовал цех и оборудование, а потом получил тендер на поставку продукции в детский оздоровительный лагерь. К сожалению, собственник не умел правильно считать деньги и банально перепутал выручку и прибыль. Платежи от тендера он потратил на покупку автомобиля и недвижимость. Когда пришло время платить по обязательствам, то у компании не было денег на зарплату и покупку сырья. История печально закончилась тем, что за предпринимателем ходят судебные приставы и пытаются взыскать долги.
Должен ли предприниматель самостоятельно во всем этом разбираться
Здесь нет однозначного ответа, но лучше, чтобы предприниматель понимал, как складываются финансовые показатели бизнеса. Хотя бы для того, чтобы в будущем его не могли обманывать сотрудники или сторонние специалисты. Борис Зак уверен, что на начальных этапах лучше во все вникать самостоятельно:
«На базовом уровне предприниматель должен понимать, что такое выручка, что такое прибыль, какой она бывает и как ее рассчитать. Это необходимо для подготовки бизнес-плана, чтобы уже на этом этапе понять, при каких условиях бизнес-проект будет выгодным. По мере роста бизнеса лучше нанять финансиста, который будет следить за этими показателями, чтобы владелец бизнеса мог сосредоточиться на стратегических вопросах»
Эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин думает, что опытные предприниматели разбираются в этих показателях, но на определенных этапах понадобятся эксперты:
«Честно говоря, не встречал предпринимателей, которые не разбираются в видах прибыли. Когда клиенты хотят запустить франшизу, то у них уже есть управленческий и финансовый опыт. Его хватает, чтобы расписать так называемый бизнес-план на салфетке. А вот уже дальше лучше привлекать экономиста, который сделает подробную финансовую модель и детально считает маржинальность и рентабельность. В целом, расчет прибыли дает трезвую оценку бизнесу: выгодный он или нет»
Елена Егорычева уверена, что в крупном бизнесе у предпринимателей другие задачи, и за финансовые показатели отвечают отдельные специалисты:
«На самом деле, человеку, который генерирует предпринимательские идеи, управляет людьми, развивает свой бизнес и масштабирует его, разбираться в видах прибылей и особенностях их формирования нет необходимости и даже потребности. Это компетенции его главного бухгалтера или финансового директора»
Получается, что для развития бизнеса нужно вовремя принимать управленческие решения. Это поможет сделать расчет разных видов прибыли. Если бизнес небольшой, то это реально сделать самостоятельно. Когда показатели вырастут, то лучше нанять отдельных специалистов.









