можно ли индивидуального предпринимателя привлечь как должностное лицо

Вопрос: Может ли индивидуальный предприниматель возложить обязанности специального должностного лица на себя и каким квалификационным требования он должен соответствовать? (ответ Федеральной службы по финансовому мониторингу)

Может ли индивидуальный предприниматель возложить обязанности специального должностного лица на себя и каким квалификационным требования он должен соответствовать?

Требованиями подпункта «б» пункта 1 вышеуказанного Постановления устанавливают обязанность по прохождению лица, на которые возлагаются функции специального должностного лица, обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Индивидуальный предприниматель не должен нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение и тем самым находиться в худшем положении по сравнению с другими категориями страхователей

можно ли индивидуального предпринимателя привлечь как должностное лицо

Конституционный Суд РФ признал статью 15.33.2 КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной частью третьей статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Обеспечивая соблюдение этого правила, данный Кодекс закрепляет, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при выявлении, в частности, наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса или закона субъекта РФ, либо постановления о возбуждении уголовного дела (пункт 7 части 1 статьи 24.5).

Схожее исключение из общего правила в части привлечения к ответственности граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наравне с должностными лицами закреплено и в примечании к статье 15.33 «Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации» КоАП РФ. Вместе с тем каких-либо специальных исключений в том, что касается привлечения к ответственности за совершение индивидуальным предпринимателем правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 данного Кодекса, не сделано.

Положение статьи 50 (часть 1) Конституции РФ, конкретизированное федеральным законодателем применительно к сфере действия КоАП РФ посредством абсолютного запрета несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, распространяется и на случаи привлечения лица за содеянное одновременно к ответственности по статье данного Кодекса и к ответственности, хотя и предусмотренной отраслевыми федеральными законами, но по своей правовой природе являющейся публично-правовой, носящей по общему правилу карательный, а не восстановительный характер.

Подобный подход не только ведет к нарушению статьи 50 (часть 1) Конституции РФ, но и противоречит принципу равенства, провозглашенному в ее статье 19 (части 1 и 2), который выступает одним из конституционных критериев оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона.

Нарушение этого принципа заключается в том, что индивидуальный предприниматель ставится в худшее положение по сравнению с другими категориями страхователей (юридическими лицами и гражданами, осуществляющими прием на работу по трудовому договору, а также заключающими договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы), для которых в данном случае не возникает риск быть подвергнутыми наказанию дважды.

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование привлечения к административной ответственности за нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФ РФ, с тем чтобы обеспечивались соразмерность и пропорциональность такой ответственности конкретному правонарушению.

Источник

Как бизнесу сотрудничать с ИП без риска получить штраф

можно ли индивидуального предпринимателя привлечь как должностное лицо

Компании все чаще начинают привлекать к сотрудничеству ИП и самозанятых. Требование иметь эти статусы даже пишут в тексте вакансий на сайтах по поиску работы. С одной стороны, бизнес может работать с ИП. С другой — подменять трудовые отношениями договорами ГПХ запрещено, за это могут оштрафовать и доначислить налоги.

Рассказываем, какие есть потенциальные риски и штрафы при работе с ИП, в каком случае проверка может обнаружить неладное и чем именно добросовестное сотрудничество отличается от кадровых махинаций.

Почему бизнес не хочет оформлять сотрудников в штат

Главная причина, по которой работодатели подменяют трудовые договоры оформлением подрядов — экономия на налогах и взносах.
Если считать грубо, то зарплата «на руки» в 100 000 руб. обходится бизнесмену примерно в 149 000 руб.:

Причем если оформлять не трудовые договоры, а договоры ГПХ с физлицами, то платить взносы все равно придется, но только медицинские и пенсионные.

Еще за оформленных в штат сотрудников нужно сдавать отчеты. И оплачивать больничные и отпуска. Если привлекаете человека работать в офисе, придется тратить деньги на оборудование рабочего места. Штатный сотрудник имеет право на компенсацию за простой — это актуально, если компания не получит нужного количества заказов и останется на какое-то время без прибыли.

Оформленных по трудовому договору сотрудников не получится уволить просто так, по желанию руководителя — это запрещено Трудовым кодексом.

В чем выгода работать по договору с ИП

Компании и ИП, которые производят выплаты физлицам, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Они должны исчислять, удерживать и перечислять налог в бюджет.

Если привлечь к работе не обычного гражданина, а ИП или самозанятого, бизнес обязан заплатить ему только сумму, указанную в договоре.

Обычно те, кто использует варианты сотрудничества с ИП, договариваются перечислять «сотруднику» не только гонорар, но и сумму для оплаты налогов. Как правило, исполнителю предлагают стать ИП на упрощенной схеме налогообложения, а значит, он должен платить 6 % налога.

Для бизнеса это выгодно: при зарплате в 100 000 руб. в месяц нужно дополнительно начислить исполнителю 6 000 руб. на налоги, а не платить НДФЛ и взносы. Обязанности платить за отпуск и больничные тоже нет.

Для сотрудника выгода стать ИП сомнительна. Кроме налогов, нужно договориться с работодателем об оплате взносов: предприниматели должны перечислять 32 448 руб. + 1 % от суммы доходов свыше 300 000 руб. в Пенсионный фонд, и еще 8 426 руб. за обязательное медицинское страхование.

Еще нужно потратить время на регистрацию ИП, открыть расчетный счет в банке и оплачивать его, сдавать декларацию самостоятельно или платить за помощь в сдаче отчетности.

Поэтому исполнители, которых привлекают под видом ИП или самозанятых, стараются договориться на повышенный гонорар. Например, не на 100 000 руб., а на 125 000 руб. в месяц. Для бизнеса это тоже выгодно.

В чем опасность подмены статуса работника договором ГПХ

Никто не запрещает ИП или организации заключать договоры подряда с ИП или самозанятыми. Это законно. Нет запретов и для физлиц менять налоговый статус и выступать в роли предпринимателя или самозанятого. Но все же есть нюансы.

Подменять трудовые отношения гражданско-правовыми договорами запрещено ст. 15 ТК РФ. Если стороны понимают, что их отношения являются трудовыми, они обязаны заключить трудовой договор.

Полезные статьи

Заподозрить нарушения Трудового кодекса может налоговая и трудовая инспекция, они же обращаются в суд. Скрытые трудовые отношения выявляют несколькими способами:

Уклонение от оформления отношений с помощью заключения договора ГПХ или других аналогичных договоров наказывается штрафом по п.4 ст. 5.27 КоАП РФ. Отвечать будет работодатель:

Договор подряда или другой аналогичный договор могут признать трудовым через суд. Трудовая инспекция может потребовать от недобросовестного работодателя оплатить работникам пособия, надбавки и отпускные. Налоговая инспекция будет выступать за взыскание долгов по НДФЛ, страховым взносам и накопившимся пени, а еще оплату штрафа за уклонение от налогов в размере 40 % от неуплаченной суммы. Или проступок могут квалифицировать как уголовное преступление, если налогов должно быть много — крупным размером считается сумма более 15 млн руб. за три года, по ст. 199 УК РФ.

Какие договоры подряда признают трудовыми договорами

Формальные признаки трудового договора перечислены в ст. 57 ТК РФ. Это могут быть:

Нет какого-то универсального перечня условий или пунктов, которые нужно исключить из договора, чтобы отношения не признали трудовыми — суд или налоговая будет изучать деятельность ИП в совокупности.

Работник обязан исполнять регулярные трудовые функции, а ИП или самозанятый — это подрядчик, которому платят за результат работы.

Например, бухгалтер, который ходит на работу по графику, подчиняется приказам руководителя, исполняет обязанности на рабочем месте и берет отпуск, должен быть оформлен в штат — это сотрудник организации, с которой он связан трудовыми отношениями.
Бухгалтер, который обрабатывает документы и готовит отчетность к нужной дате, но в любое удобное время и в заранее оговоренной форме — это подрядчик, с которым можно заключить договор ГПХ.

Подписывайте любые документы с физлицами и самозанятыми удаленно, обменивайтесь документами мгновенно, откажитесь от затрат на курьеров, пересылку и хранение документов.

Не пытайтесь экономить, переводя сотрудников в статус самозанятых. В подп. 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ указано, что налог на профессиональный доход может применяться, если самозанятый не был в трудовых отношениях с заказчиком минимум два года.

Уволить действующих сотрудников и попросить их стать самозанятыми не выйдет — налоговая обнаружит попытку сэкономить на налогах и доначислит НДФЛ. Причем неважно, станет ли сотрудник просто самозанятым физлицом или зарегистрирует ИП со статусом плательщика налога на профессиональный доход.

Как оформить договор подряда и избежать рисков

Привлекайте к подрядным работам специалистов, в деятельности которых сложно заподозрить трудовые отношения. Например, можно передавать на аутсорсинг регулярные задачи, для которых не нужен сотрудник на полный день: сдача отчетности для ИП, оформление деклараций, периодическое обучение сотрудников. Нет запрета на заказ каких-то разовых услуг: разработать сайт, отремонтировать автомобиль, разработать маркетинговую стратегию.

Но есть нюансы: если проектов становится много и подрядчик хоть и выполняет для вас отдельные задачи, но они занимают все его время, это могут признать трудовыми отношениями.

Все эти советы — только рекомендации, итоговый результат проверки налоговой и судебного решения зависит от множества факторов. Например, может учитываться факт наличия других клиентов у ИП или самозанятого.

Важны особенности деятельности заказчика и исполнителя. Допустим, вы занимаетесь ремонтом автомобилей и регулярно нанимаете ИП для выполнения сервисных работ. У подрядчика нет никакого оборудования для ведения такого бизнеса, а у вас есть. Вероятность того, что ваши отношения признают трудовыми, высокая.

Вкратце о том, как заключить с ИП договор на выполнение работ и не получить штраф

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

можно ли индивидуального предпринимателя привлечь как должностное лицо

Ответы на вопрос:

можно ли индивидуального предпринимателя привлечь как должностное лицо

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

(примечание введено Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

можно ли индивидуального предпринимателя привлечь как должностное лицо

в соответствии счастью 1 статьи 48 Гражданского кодекса РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

В примечании к статье 2.4 КоАП РФ прописано, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Таким образом, на основании статьи 11 Налогового кодекса РФ, статьи 2.4 КоАП РФ ИП это должностное лицо.

можно ли индивидуального предпринимателя привлечь как должностное лицо

Да есть. По общему правилу индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо, за исключением случаев где в КоАП прямо указано иное.

Так в ст. 2.4 КоАП указано следующее:

. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Поэтому надо смотреть, о каком правонарушении идет речь.

Так например согласно главе 18 КоАП индивидуальный предприниматель несет ответственность уже как юридическое лицо.

В соответствии с в примечанием к ст. 18.1 КоАП:

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Источник

Являются ли ип должностным лицом

являются ли ип должностным лицом

могут их штрафовать как юр лица

или ип являеться физ литцом

как вы думаете пересмотрят дело и штраф с 10 тр на 1тр

большое спасибо за ответ

ИП не является должностным лицом. Но в статье есть приписка см. ниже.

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ в примечание к статье 2.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *