можно ли имеющиеся ж д пути использовать для высокоскоростных поездов
Миллиарды на магистрали: как проекты РЖД попали в приоритетный список МЭР
Более десяти проектов строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) в разных регионах России попали в план комплексного развития магистральной инфраструктуры, подготовленный Минэкономразвития (МЭР). Документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил представитель министерства.
Как отбирались проекты
В текущую версию плана Минэкономразвития внесено 690 объектов. При формировании списка министерство «исходит из цели максимизации социально-экономических эффектов от собранных в нем проектов», говорил РБК представитель ведомства. Источник в правительстве сказал РБК, что в дальнейшем число проектов сократится.
Представитель Минэкономразвития заявлял ранее, что будут анализироваться социально-экономические (в частности, бюджетные) эффекты от выполнения проектов, степень их проработки, а также возможность осуществить их в формате государственно-частного партнерства.
В Петербург за 2,5 часа
Среди попавших в план комплексного развития магистральной инфраструктуры — проект строительства высокоскоростной магистрали Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург с остановками в малых городах между региональными центрами.
Общее финансирование инфраструктурных проектов МЭР оценивает почти в 7 трлн руб. в течение шести лет. Это означает, что если проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург останется в плане, то его строительство может начаться уже до 2024 года.
Строительство высокоскоростного железнодорожного сообщения из Москвы в Петербург и так входит в планы РЖД, но в более поздний период. Согласно программе организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России, которая была утверждена правлением компании 23 ноября 2015 года, строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург должно начаться в период с 2026 до 2030 года, а ее стоимость в ценах 2015 года оценивалась в 990 млрд руб. Предполагается, что время в пути будет составлять 2 часа 30 минут.
Развитием скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения в России занимается «дочка» РЖД — «Скоростные магистрали». Представители компании не стали комментировать, почему в Минэкономразвития попал проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Однако гендиректор «Скоростных магистралей» Георгий Петрушенко передал РБК через представителя, что этот проект наряду с ВСМ Москва — Казань — Екатеринбург и Москва — Адлер является системообразующим. «Задача создания этих ВСМ — модернизация опорного каркаса сети железных дорог России и приведение его в соответствие с сегодняшним и будущим спросом на пассажирские и грузовые перевозки», — добавил Петрушенко.
«Сапсан» справляется
«С одной стороны, объективно единственное рентабельное направление для высокоскоростного движения в России — это направление между Москвой и Санкт-Петербургом», — сказал РБК гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. С другой стороны, добавляет он, на этом направлении уже успешно ходят скоростные поезда «Сапсаны» по стандартной железнодорожной инфраструктуре. Разница по времени в пути между высокоскоростным поездом и скоростным будет составлять немногим больше часа. Поэтому «очень большой вопрос», стоит ли тратить сотни миллиардов рублей на строительство ВСМ ради такого ускорения, отмечает Бурмистров, при этом проезд в высокоскоростном поезде будет существенно дороже.
«Объективно Россия сейчас не готова к ВСМ с точки зрения благосостояния населения и с точки зрения расстояний и потенциального пассажиропотока, которые сейчас есть», — поясняет Бурмистров, добавляя, что проблему ускорения можно решить локальным улучшением действующей инфраструктуры, по которой можно запустить комфортабельные поезда типа «Сапсана» и «Ласточки».
Пока не стоит делать серьезных ставок на те объекты, которые заявлены в проекте Минэкономразвития, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, нужно учитывать, что государство готово профинансировать только 3,1 трлн руб. из общего объема 6,8 трлн руб., а это значит, что, вероятно, большую часть средств придется вкладывать самим РЖД. При этом в инвестпрограмме РЖД и без того заложены крупные расходы до 2024 года, где центральными являются модернизация действующих путей и развитие БАМа, напоминает эксперт.
ВСМ в Казань дорожает, но не строится
В списке проектов Минэкономразвития и ВСМ Москва — Казань. Однако ее строительство до сих пор не началось, несмотря на то что участок до Нижнего Новгорода планировалось построить еще к чемпионату мира по футболу 2018 года. Проблема — в госфинансировании стройки. Владимир Якунин, находясь на посту главы РЖД, даже угрожал свернуть проект, если государство финансово не поддержит его. Проблема с финансированием не решена до сих пор.
Стоимость ВСМ Москва — Казань оценивается РЖД в 1,695 трлн руб. (в 2015 году — в 1,2 трлн руб.), следует из презентации компании, имеющейся в распоряжении РБК. При этом капитальный грант (деньги государства) составляет 700 млрд руб. Эти цифры называл на Петербургском экономическом форуме первый замглавы РЖД Александр Мишарин, который курирует вопросы ВСМ. Плюс планировалось привлечь средства в коммерческих банках, у стратегического иностранного партнера, выпустив инфраструктурные облигации, говорится в презентации. Но на сегодня ни одно обязывающее соглашение ни с одним из инвесторов не подписано.
Какие еще ВСМ могут начать строить до 2024 года
В список Минэкономразвития вошли следующие высокоскоростные магистрали: Краснодар — Туапсе — Адлер с ответвлением на Анапу и Крым; Тула — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар; Челябинск — Курган — граница с Казахстаном; Чебоксары — Ульяновск — Самара; Казань — Екатеринбург; Москва — Смоленск — Красное и Москва — Тула. Кроме того, в список также вошли проекты строительства скоростных магистралей Краснодар — Майкоп — Черкесск — Пятигорск — Нальчик — Назрань — Грозный — Махачкала; Новосибирск — Кемерово, а также Екатеринбург — Тюмень.
Появятся ли в России высокоскоростные железные дороги?
В России с высокоскоростным железнодорожным движением все очень сложно. С одной стороны, у нас из Москвы ходят Сапсаны в Петербург и Нижний Новгород, есть Аллегро из Петербурга в Хельсинки. С другой стороны, бо́льшую часть пути в сторону Северной столицы поезд может идти лишь на скорости до 200 км/ч, а в Нижний Новгород и того меньше. Тот же Сапсан максимальную конструкционную скорость в 300 км/ч у нас вообще не развивает. Опять же, запуск скоростного движения привел к изменению расписания других поездов: все мы помним, как отменяли электрички, а кто часто ездит на обычных пассажирских и скорых поездах по линии Москва-Петербург, точно заметили многочасовые стоянки с целью пропуска Сапсанов.
Дело в том, что для высокоскоростных поездов нужно строить отдельные железнодорожные магистрали. В том же Китае, который сейчас очень активно развивает высокоскоростное движение, активно возводят отдельные железные дороги, на которых скорость движения может доходить до 350 км/ч. Сейчас общая протяженность китайской сети подобных железных дорог около 35 000 км, что примерно 2/3 от скоростных железнодорожных путей во всем мире (новые магистрали в Китае рассчитаны на скорость движения 250-350 км/ч).
У нас не Китай, у нас нет такого пассажиропотока, чтобы связать Москву и, например, Владивосток, но есть и очень загруженные направления. И есть планы строительства скоростных магистралей. Но у нас очень много планов!
На днях закончился Гайдаровский форум, где генеральный директор РЖД Олег Белозеров подтвердил планы по запуску движения на высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Петербург. Скорость движения на линии должна составить 380 км/ч. Более того, была названа вполне конкретная дата начала движения поездов – 2026 год, проект строительства должен быть готов к 2022 году. Это, конечно, все здорово и прекрасно – новые технологии, первая ВСМ в России, из Петербурга в Москву можно будет доехать почти в 2 раза быстрее, но все же есть некоторые сомнения. Ведь далеко не впервые нам говорят, что осталось чуть-чуть, вот уже скоро и мы будем жить в счастливом высокоскоростном будущем.
Про организацию скоростного движения на линии Москва – Санкт-Петербург думали еще во времена СССР. Более активно начали прорабатывать проект в 90-е, уже в России. В 1995 году одобрили технико-экономическое обоснование строительства линии, тогда речь шла про запуск поездов уже к 2000 году. В самом центре Петербурга под проект даже уничтожили ряд домов на Лиговском проспекте, рядом с Московским вокзалом. Там должны были построить отдельный пассажирский терминал для скоростных поездов между Петербургом и Москвой, а также деловой центр. Сейчас всех этих зданий на переднем плане нет:
Однако проект строительства ВСМ так и не был реализован. Сейчас на месте снесенных домов влепили громадный торгово-развлекательный комплекс:
Через несколько лет, в 2006 году, к идее строительства ВСМ вновь вернулись. Было создано акционерное общество «Скоростные магистрали». В это время вновь прорабатывается план, чуть позже появляется и дата открытия высокоскоростной линии – 2017 год. Стоимость оценили в 1,2 трлн.руб. В общем, для линии Москва-Петербург к этому времени подготовили уже несколько разных проектов строительства, но опять что-то пошло не так.
Каждый раздел проектной документации ВСМ содержит множество инноваций, каждая технология на ВСМ Москва — Казань — это результат работы большого количества разнопрофильных специалистов, причем, как российских, так и зарубежных. Проектирование ведет международный консорциум в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.
Позже пошла даже речь про продлении ВСМ до самого Пекина! Я готовил отдельный пост, где объяснял, почему скоростных поездов между Москвой и столицей Китая не будет.
Что по этой всей истории можно сказать? Вообще у РЖД полно других проблем, неплохо было бы напомнить им, как до сих пор выглядят пригородные поезда во многих регионах страны. А что касается скоростных магистралей, не понятно, будет ли реализован новый проект, действительно ли мы увидим в 2026 году ВСМ Москва-Петербург? Или снова все поменяют, переиначат и начнут проектировать линию куда-нибудь еще? А что вы думаете?
Сапсанам нужны отдельные магистрали Появятся ли в России высокоскоростные железные дороги?
Появятся ли в России высокоскоростные железные дороги?
В России с высокоскоростным железнодорожным движением все очень сложно. С одной стороны, у нас из Москвы ходят Сапсаны в Петербург и Нижний Новгород, есть Аллегро из Петербурга в Хельсинки. С другой стороны, бо́льшую часть пути в сторону Северной столицы поезд может идти лишь на скорости до 200 км/ч, а в Нижний Новгород и того меньше.
Тот же Сапсан максимальную конструкционную скорость в 300 км/ч у нас вообще не развивает. Опять же, запуск скоростного движения привел к изменению расписания других поездов: все мы помним, как отменяли электрички, а кто часто ездит на обычных пассажирских и скорых поездах по линии Москва-Петербург, точно заметили многочасовые стоянки с целью пропуска Сапсанов.
Дело в том, что для высокоскоростных поездов нужно строить отдельные железнодорожные магистрали. В том же Китае, который сейчас очень активно развивает высокоскоростное движение, активно возводят отдельные железные дороги, на которых скорость движения может доходить до 350 км/ч. Сейчас общая протяженность китайской сети подобных железных дорог около 35 000 км, что примерно 2/3 от скоростных железнодорожных путей во всем мире (новые магистрали в Китае рассчитаны на скорость движения 250-350 км/ч).
У нас не Китай, у нас нет такого пассажиропотока, чтобы связать Москву и, например, Владивосток, но есть и очень загруженные направления. И есть планы строительства скоростных магистралей. Но у нас очень много планов!
На днях закончился Гайдаровский форум, где генеральный директор РЖД Олег Белозеров подтвердил планы по запуску движения на высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Петербург. Скорость движения на линии должна составить 380 км/ч. Более того, была названа вполне конкретная дата начала движения поездов – 2026 год, проект строительства должен быть готов к 2022 году. Это, конечно, все здорово и прекрасно – новые технологии, первая ВСМ в России, из Петербурга в Москву можно будет доехать почти в 2 раза быстрее, но все же есть некоторые сомнения. Ведь далеко не впервые нам говорят, что осталось чуть-чуть, вот уже скоро и мы будем жить в счастливом высокоскоростном будущем.
Про организацию скоростного движения на линии Москва – Санкт-Петербург думали еще во времена СССР. Более активно начали прорабатывать проект в 90-е, уже в России. В 1995 году одобрили технико-экономическое обоснование строительства линии, тогда речь шла про запуск поездов уже к 2000 году. В самом центре Петербурга под проект даже уничтожили ряд домов на Лиговском проспекте, рядом с Московским вокзалом. Там должны были построить отдельный пассажирский терминал для скоростных поездов между Петербургом и Москвой, а также деловой центр.
Однако проект строительства ВСМ так и не был реализован. На месте снесенных домов влепили громадный торгово-развлекательный комплекс.
Через несколько лет, в 2006 году, к идее строительства ВСМ вновь вернулись. Было создано акционерное общество «Скоростные магистрали». В это время вновь прорабатывается план, чуть позже появляется и дата открытия высокоскоростной линии – 2017 год. Стоимость оценили в 1,2 трлн.руб. В общем, для линии Москва-Петербург к этому времени подготовили уже несколько разных проектов строительства, но опять что-то пошло не так.
Каждый раздел проектной документации ВСМ содержит множество инноваций, каждая технология на ВСМ Москва — Казань — это результат работы большого количества разнопрофильных специалистов, причем, как российских, так и зарубежных. Проектирование ведет международный консорциум в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.
Позже пошла даже речь о продлении ВСМ до самого Пекина! Я готовил отдельный пост, где объяснял, почему скоростных поездов между Москвой и столицей Китая не будет.
Что по этой всей истории можно сказать? Вообще у РЖД полно других проблем, неплохо было бы напомнить им, как до сих пор выглядят пригородные поезда во многих регионах страны. А что касается скоростных магистралей, не понятно, будет ли реализован новый проект, действительно ли мы увидим в 2026 году ВСМ Москва-Петербург? Или снова все поменяют, переиначат и начнут проектировать линию куда-нибудь еще? А что вы думаете?
Исследование показало, что россияне ездили в командировки этим летом в основном в Москву и Санкт-Петербург
Сергунина: Прием заявок на совместный технологический конкурс Москвы и Пекина начнется 18 января
Автомобильная дорога М-12 «Москва – Казань»: створ трассы пробит
Политолог Ростислав Ищенко: Россия готовится «не к войне с Украиной, а к войне на Украине»
Avia.pro: переброска в Донбасс украинских ракетных систем «Точка-У» может грозить ДНР и ЛНР «штурмом новых районов»
Латвия закроет границы?
В Москве экстренно сел летевший из Санкт-Петербурга в Дубай самолет
Германия в ближайшие 10 лет сможет рулить украинскими железными дорогами
Почему столь спешная встреча Байдена с Путиным
Академик Колесников: либо у Байдена слабый сфинктер, либо он переел бобовых
Baijiahao: США «пришли в ярость», узнав о разработке Россией гиперзвуковой ракеты «Личинка-МД» для истребителя Су-57
Четыре ребенка, которых привезли из Казани в Москву на лечение, находятся в тяжелом состоянии
В Германии ввели ограничение скорости на автобанах «350 км/ч»
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Высокоскоростные магистрали: нужны, но не везде
Скоростное и высокоскоростное движение сегодня существует в нескольких регионах России. На линии Москва – Санкт-Петербург функционируют «Сапсаны», которые связывают между собой Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области. На линии Москва – Нижний Новгород скоростные поезда «Стриж» связывают Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области. Скоростные поезда «Ласточка» курсируют между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом, также организовано скоростное движение в Сочинском регионе. Кроме того, скоростные поезда «Аллегро» связывают между собой Санкт-Петербург и Хельсинки. Но это лишь начало развития данного направления в железнодорожной отрасли. «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» предусматривает дальнейшее развитие высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения на значительной территории страны. Планируется создание сети порядка 4,3 тысячи километров высокоскоростных линий и свыше 7,5 тысячи километров скоростных линий. Основными линиями высокоскоростных магистралей (ВСМ) должны стать линии Москва – Санкт-Петербург протяжённостью 659 километров; Москва – Казань – Екатеринбург, протяжённостью 1532 километра; Москва – Ростов-на-Дону – Адлер протяжённостью 1540 километров. В более отдалённых планах также продление высокоскоростных и скоростных линий дальше на восток страны, соединение их с аналогичными линиями КНР.
Уже имеющийся опыт эксплуатации таких железных дорог позволяет рассчитывать на расширение их количества и протяжённости в России. Этому способствует и наличие в нашей стране производств, необходимых для высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий, начиная от рельсов и подвижного состава, до контактной сети и устройств сигнализации, централизации и блокировки. Учитывая планы по развитию высокоскоростного и скоростного железнодорожного движения, участие в таких проектах в РФ будет интересно иностранным производителям, что позволит реализовать их быстрее.
Однако есть несколько факторов, которые могут повлиять на сроки их воплощения в жизнь. В первую очередь, это вопрос выделения земли под маршрут будущих высокоскоростных линий. Как известно, плотность застройки вблизи крупных городов страны является очень высокой, поэтому найти свободные территории для прокладки высокоскоростных рельс будет непросто. Во-вторых, такие скоростные магистрали потребуют полного исключения пересечения на одном уровне с другими дорогами и коммуникациями, значит, нужно уже сейчас искать соответствующее решение. В-третьих, высокоскоростные железные магистрали потребуют создания на всём их протяжении защитных барьеров как для защиты самой дороги, так и для обеспечения безопасности местных жителей. Эти факторы могут оказать влияние на сроки и стоимость реализации проектов высокоскоростного и скоростного движения в стране. Тем не менее, перспективы у высокоскоростных магистралей в РФ есть, они могут пользоваться значительным спросом.
И, как бы парадоксально это ни прозвучало, возможно, что железнодорожникам имеет смысл задуматься о возвращении не самых быстрых поездов на железные дороги. Такие поезда могут быть весьма востребованы, использовать они могут уже существующие линии, помогут такие поезда и в решении задачи по развитию внутреннего туризма. Поездка продолжительностью 24-часа из Москвы в Ленинград по красивейшим местам Русского Севера (а такой маршрут существовал несколько десятилетий назад), может привлечь многих пассажиров, тем более что с учётом развития современных технологий можно обеспечить для них высокий уровень комфорта.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Реальный форсаж Новый мегапроект разгонит экономику России. Сколько это будет стоить?
Крупнейшие российские города планируют связать с помощью дорог будущего — высокоскоростных железнодорожных магистралей, по которым поезда будут двигаться со скоростью 400 километров в час. Они обойдутся России в триллионы рублей, но обещают огромный экономический эффект, значительно ускорив поездки и доставку грузов по стране. Строительство первой такой магистрали должно начаться уже в ближайшие годы благодаря нацпроектам. Пока же правительство стоит перед выбором: построить дорогу из Москвы в Казань или из Москвы в Петербург. Дорогие перспективы проехать с ветерком — в материале «Ленты.ру».
Идея создания высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) обсуждается со времен СССР, однако, несмотря на несколько попыток, за 30 лет после распада Союза ни одна дорога так и не была построена. В 2018-м власти решили дать проекту новый толчок. Строительство ВСМ в России стало частью нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», рассчитанного до конца 2024 года. Одна из главных задач программы — реализация первого этапа строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали в России в ближайшие пять лет, для чего из бюджета планируется выделить 621,8 миллиарда рублей.
Изначально власти планировали реализовать ВСМ по маршруту Москва —Казань, а стоимость дороги оценивалась в 1,7 триллиона рублей. Проект был предложен в 2013 году и позволил бы преодолевать 800-километровую дистанцию за 3,5 часа вместо привычных 11,5. Кроме того, в перспективе были планы продлить маршрут до Екатеринбурга и даже дальше, до Китая. Первый этап, предполагавший строительство линии Железнодорожный (Московская область) — Гороховец (Владимирская область) и организацию движения пассажирских поездов от Москвы до Нижнего Новгорода по существующим путям, был включен в комплексный план модернизации, опубликованный в октябре прошло года. В конце 2018 года Главгосэкспертиза даже успела одобрить первый этап масштабной стройки.
Материалы по теме
Полный отрыв
Однако магистраль в казанском направлении вызывала споры в правительстве, многие усомнились в рентабельности проекта. План поддерживал вице-премьер Максим Акимов, курирующий транспорт и нацпроект по модернизации инфраструктуры, но критиковал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Он в декабре прошлого года счел ВСМ в этом направлении бессмысленной: «Поскольку между Казанью и Москвой действует нормальное авиасообщение, по времени все равно авиасообщение будет быстрее, чем высокоскоростной поезд, поэтому экономический смысл [строительства ВСМ в этом направлении] фактически отсутствует». Аналогичное мнение Силуанов высказал в отношении грузоперевозок: ВСМ Москва — Казань нерентабельна в сравнении с транспортировкой по морю или по обычной железной дороге.
Давно забытое старое
О ВСМ из Москвы в Петербург впервые заговорили еще в 1991 году, однако первая попытка реализации проекта не удалась, и в 1998-м его заморозили. Вместо этого провели реконструкцию Октябрьской железной дороги и запустили «Сапсаны». Потом идею ВСМ Москва — Петербург пытались реанимировать, и в 2011 году был представлен проект магистрали. Однако и тогда он не был реализован — вместо ВСМ началось активное обсуждение железнодорожной магистрали в казанском направлении. Теперь же глава государства потребовал снова рассмотреть вариант ВСМ Москва — Петербург как более надежный с точки зрения экономики.
По словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, решение о ВСМ между Москвой и Питером, где уже курсируют «Сапсаны», объясняется тем, что нужно связать два крупнейших города России высокоскоростным железнодорожным сообщением. Это не только повысит скорость передвижения между городами, но и приведет к «ускорению в целом циркуляции экономической жизни по этим железнодорожным капиллярам».
В то же время в Минтрансе объяснили необходимость магистрали именно в этом направлении его высокой загруженностью. По словам главы ведомства Евгения Дитриха, открытие ВСМ позволило бы справиться со значительно возросшим на северо-западном направлении потоком пассажиров и грузов. В настоящее время на этой ветке и грузовые, и пассажирские поезда передвигаются по одним путям, и появление ВСМ сможет разрешить этот «конфликт».
Материалы по теме
Правительственная кухня
«Возможности, пропускные способности для таких поездов уже приближаются к своему потолку: мы больше не сможем провезти, то есть придется ущемлять либо пассажирское движение, либо грузовое», — сказал Дитрих. — С учетом того, что на направлении Москва — Санкт-Петербург идет еще и «Сапсан», который имеет еще один скоростной режим, говорили о том, что для запуска одного «Сапсана» необходимо снять шесть грузовых поездов, — таким образом на этом направлении «вышибается» грузовое движение».
Антон Силуанов пояснил, почему из двух проектов был одобрен именно ВСМ Москва — Петербург: «Естественно, Казань — совершенно другой пассажиропоток, соответственно, и стоимость билета ниже, и сам проект более затратный, и окупаемость его значительно дольше».
Между тем детали проекта магистрали в Петербург пока неизвестны. Не ясны ни точная стоимость ВСМ, ни детали маршрута, по которому она пройдет. По предварительной оценке правительства, магистраль обойдется в 1,5-1,7 триллиона рублей, что примерно соответствует стоимости ВСМ в казанском направлении. Более точные цифры планируют представить в конце лета. Детали маршрута будут разрабатываться только осенью 2019 года. Пока же известно лишь то, что километраж магистрали фактически совпадает с длиной ВСМ до Казани — около 800 километров. Кроме того, в правительстве сообщили, что прорабатывается идея захода ВСМ в Великий Новгород. По словам спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, активная фаза строительства ВСМ Москва — Петербург может начаться в середине 2020-х.
Поставили на рельсы
Окончательно решить, какая из двух ВСМ будет построена, правительство России обещает до конца 2019 года. Пока разрабатывается проект магистрали между Москвой и Петербургом, власти продолжают работы по оценке экономической целесообразности маршрута в Казань. Как ранее пояснял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отказ Путина поддержать казанский вариант в апреле не означает полного отказа от него. Кроме того, профильный вице-премьер отмечал, что проект ВСМ Москва — Казань не закрыт, пока ведется обсуждение о сроках его реализации и очередности с проектом Москва — Петербург.
Материалы по теме
Шаг вперед
Максим Акимов, поддерживающий этот проект, выражал надежду, что ВСМ в Казань запустят до 2027 года: «Мне бы хотелось мечтать, что до 2027 года. Что мы не успеем угробить проектно-сметную документацию ВСМ Москва — Казань, что она не устареет». Между тем власти настроены на то, чтобы сеть ВСМ в России в ближайшие годы расширялась не только в направлениях Петербурга и Казани. Так, по мнению Силуанова, в случае успеха ВСМ в северо-западном направлении проект можно расширить не только до Казани, но и до Краснодара и Ростова-на-Дону.
Первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов заявил, что необходима и магистраль из Москвы к Черному морю, поскольку у россиян должен быть выбор — лететь самолетом или поездом. В РЖД заявили о готовности рассмотреть организацию пересадочного маршрута с использованием ВСМ Москва — Петербург и до Хельсинки. Кроме того, в компании считают целесообразным в качестве варианта рассмотреть и организацию поездок из Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода.