можно ли иметь ооо и официально работать
Можно ли работать как ИП и ООО одновременно
Получается, с одной стороны человек — ИП, а с другой — владелец ООО. Следует помнить, что это два разных лица, каждый из которых владеет своим имуществом, ведет свой учёт и самостоятельно общается с налоговой инспекцией. Закон называет таких лиц взаимозависимыми.
Кто такие взаимозависимые лица
Определение взаимозависимых лиц прописано в ст. 105.1 НК РФ. Это организации и ИП, отношения между которыми могут влиять на результаты их сделок.
Например, предприниматель ведёт розничную торговлю одеждой как ИП на патенте, оптовую торговлю посудой — как ООО на УСН. В этом примере ООО и ИП — взаимозависимые лица. Ничего страшного в этом нет: каждый занимается своим делом.
Если ИП будет продавать в магазине посуду, которую купил у ООО — налицо сделка между взаимозависимыми лицами. Закон такие сделки не запрещает, но налоговая пристально следит за ними. В худшем случае предпринимателя заподозрят в незаконном дроблении бизнеса.
Когда дробление бизнеса является незаконным
Незаконное дробление — это когда бизнес разделяют на части с единственной целью, чтобы уменьшить налоги. Фактически взаимозависимые лица действуют как одна компания, а их самостоятельность — всего лишь фикция.
Налоговая проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Её интересует, является ли сделка фиктивной и соответствует ли цена рыночной. При обнаружении необоснованной налоговой выгоды инспекция доначисляет налоги, выставляет штрафы и отказывается принимать к учёту расходы.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Вывод
Предпринимателям не запрещено часть бизнеса вести как ИП, а часть как ООО. Главное, чтобы каждый бизнес был самостоятельным: со своими контрагентами, работниками и, возможно, помещениями. Самостоятельность должна проявляться и в сделках между ИП и ООО: если они происходят, то только по рыночной цене.
В качестве участника ООО предприниматель должен соблюдать все ограничения компаний. Например, нельзя свободно распоряжаться деньгами ООО в личных целях — только получать дивиденды, с которых необходимо уплачивать НДФЛ.
Статья актуальна на 20.09.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Можно ли открыть ООО если работаешь официально
Открыть ООО может каждый гражданин, независимо от своего занятия, нужно только правильно подготовить документацию. Компания «Зарегистрируем ООО» предоставляет необходимую консультацию и помощь на каждом этапе регистрации общества с ограниченной ответственностью.
При открытии бизнеса возможно единственное ограничение – некоторые служащие не имеют право состоять в штате организации. Для других категорий лиц запретов не установлено. Работая официально на госпредприятии, человек имеет право открыть свое дело при самом производстве, если это не противозаконно.
Административные вопросы при совмещении работы и бизнеса
Прежде чем открыть ООО многие граждане интересуются, можно ли работать и вести свой бизнес. Чаще всего к нам обращаются со следующими вопросами:
В большинстве ситуаций законом не установлено ограничений на подобное совмещение. О регистрации ООО вы не должны сообщать отделу кадров.
Существует исключение – если по месту основного трудоустройства человек занимает руководящую должность, то при открытии организации, ему нужно уведомить об этом своего работодателя (ТК ст. 276). Ограничение может быть предусмотрено трудовым договором.
Относительно работы в государственных организациях, запрет на открытие ООО установлен для служащих гос. и военных структур, сотрудников полиции, судей. Иные лица, не могут зарегистрировать свою фирму, если они попадают под запреты на основании ПП РФ №841 от 21.08.12г.
Советы тем, кто хочет совмещать бизнес и работу
режде чем открыть свое дело, следует взвесить все за и против. Собственный бизнес – риск, большая ответственность. Обезопасить себя помогут простые рекомендации от специалистов компании «Зарегистрируем ООО»:
Собственное дело может не только принести хороший доход, но и стать причиной возникновения задолженностей перед государством. Но, работать официально не всегда выгодно, заработные платы на некоторых предприятия минимальны.
Если вы решили зарегистрировать свое ООО, обращайтесь в компанию «Зарегистрируем ООО». Мы предоставим вам грамотную консультацию и поможем оформить все необходимые документы для ФНС, других государственных фондов.
Я работаю официально, но хочу еще открыть ООО
Андрей, закон практически никак не ограничивает вас в возможности управлять компаниями, даже если вы уже где-то работаете.
Учредитель
Вы можете быть учредителем неограниченного числа юридических лиц независимо от того, есть у вас основное место работы или нет.
Ограничения по закону есть только для госслужащих. Тогда вы вообще не можете быть учредителем юридических лиц, как и их директором.
Директор
Здесь есть кое-какие ограничения, связанные с трудовым кодексом. В трудовом кодексе часто встречается понятие «основное место работы». Напрямую оно нигде не раскрывается, но из смысла статей выходит, что основное место работы у человека может быть только одно.
Например, трудовую книжку работника ведет работодатель по основному месту работы, а так как у человека двух трудовых книжек быть не может, значит, и основное место работы может быть только одно.
А вот по совместительству работать можно на сколько угодно компаний и в каком угодно количестве должностей. Вопрос только в том, как все успеть.
Поэтому если у вас есть основное место работы, где ведут вашу трудовую книжку, то директором вы можете работать только по совместительству. Количество совместительств в должности директора ничем не ограничено. Единственное ограничение в том, что вы должны получить согласие от учредителей или собственников — если это не вы сами — тех компаний, где вы директор, на работу по совместительству в другом юридическом лице.
По основному месту работы, если вы там не руководитель, а рядовой сотрудник, никакого согласия получать не надо. В трудовую книжку вносить данные о совместительстве тоже необязательно.
Поэтому, если вы не госслужащий или не директор компании по основному месту работы, никаких ограничений нет: можете быть директором по совместительству в другой фирме или учредить ее.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как открыть ООО
И что делать после этого
Чтобы открыть ООО, надо подготовиться: собрать учредителей, оформить документы, уплатить пошлину и подать заявление в налоговую. В этом процессе много тонкостей, а из-за ошибки в документах могут отказать в регистрации или выписать штраф. Раскладываем весь процесс по шагам и рассказываем про подводные камни.
Пошаговая инструкция
Подготовиться к подаче заявки
Открыть ООО можно одному или вместе с партнерами. Люди, которые открывают компанию, называются учредителями, максимум их может быть 50 человек.
Учредители принимают решения по ООО на официальных собраниях. Первое такое собрание проводят до регистрации.
Вот какие вопросы на нем надо обсудить:
По итогам надо составить протокол собрания учредителей и заверить его нотариально. После регистрации ООО учредители станут называться участниками. Запомните это, чтобы потом не было путаницы.
Вы можете назвать свою компанию как угодно, даже если такое название уже у кого-то есть. Но есть несколько правил.
Разрешение на название со словами «Россия», «Москва» можно получить в Минюсте России. При этом у компании должны быть филиалы в разных регионах страны и доля рынка больше 35%. Для нового ООО этот вариант не подходит.
Основное название должно быть на русском языке и с полным указанием формы собственности — общество с ограниченной ответственностью. Дополнительные — сокращенное наименование и вариант написания на иностранном языке.
Подходящие и неподходящие названия для ООО
Неправильно | Правильно |
---|---|
Общество с ограниченной ответственностью Green Star | Общество с ограниченной ответственностью «Грин Стар» |
ООО Green Star | ООО «Грин Стар» |
Ltd Green Star |
Такие варианты лучше не использовать:
Уставный капитал — это вклад учредителей в ООО. Это могут быть деньги, имущество, мебель, ценные бумаги.
Учредители могут договориться, что какое-то имущество не подходит для уставного капитала, и прописать это в уставе. Например, облигации и недвижимость можно, а мебель или офисную технику — нет. Долю каждого учредителя указывают в учредительном договоре.
Имущество, которое вносят в уставный капитал, оценивают в рублях. Это делает независимый оценщик: проводит экспертизу и составляет отчет об оценке имущества. Например, Петров внес долю трактором Беларусь, его стоимость 1,8 млн рублей. Сумму записывают в учредительный договор.
Каждый учредитель вносит свою долю в уставный капитал в течение четырех месяцев с момента регистрации ООО или быстрее, если это прописано в уставе. Если не внесет в нужный срок, то перестанет быть участником ООО и потеряет свою долю в бизнесе.
Учредители отвечают по обязательствам общества своими долями в уставном капитале, а личным имуществом не рискуют. Правда, есть нюансы. Если компанию признают банкротом, на учредителей может быть наложена субсидиарная ответственность — тогда им придется выплачивать долги компании личными деньгами. Об этом тоже лучше проконсультироваться у юриста.
На первом собрании общим голосованием учредители выбирают гендиректора. Потом он сам себе подписывает трудовой договор.
Юридический адрес ООО — это почтовый адрес помещения, где будет работать офис компании. Это может быть:
Если планируете регистрировать юрадрес в квартире, придется получить согласие всех членов семьи и нотариально его заверить. Налоговая попросит это согласие при регистрации.
Юридический адрес записывают в ЕГРЮЛ. Налоговая и другие ведомства будут отправлять туда официальные письма, например уведомления о проверках. И эти письма считаются автоматически полученными.
Налоговая не может отказать в регистрации по месту жительства учредителя. Это повод пойти в суд.
Документы, которые нужны для налоговой:
Утвержденной формы гарантийного письма нет, его пишут в произвольной форме, например по такому алгоритму:
Гарантийное письмо нотариально заверять не нужно.
Налоговая может отказать в регистрации ООО, если:
ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. У каждого вида деятельности свой набор цифр. С помощью этих кодов можно коротко описать, чем занимается компания. Их надо указывать при регистрации ООО. Например, 91.02 — деятельность музеев, 14.11 — производство одежды из кожи.
В первую очередь коды ОКВЭД нужны для налоговой и Росстата. Налоговая следит, чтобы фактическая деятельность компании совпадала с деятельностью по ОКВЭД.
Все коды разделены на группы. Первые 2 цифры указывают на вид деятельности, подкоды уточняют сферу, методы и способы работы. В заявлении налоговой надо указывать коды, в которых минимум 4 цифры.
Например, компания открывает кемпинг. Это гостиничные услуги. В классификаторе ОКВЭД гостиничные услуги — это класс 55. Но нам нужен более точный код. К кемпингу относится код 55.30 — «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах». Его нужно указать при регистрации.
Налоговая следит, чтобы деятельность компании совпадала с указанными кодами. Если окажется, что компания выбрала одни коды, а работает в другой сфере, будут неприятности.
Компании, которые занимаются обналом, часто указывают много разных кодов, чтобы было проще перегонять деньги. Такое поведение может заинтересовать налоговую, и в регистрации откажут.
При регистрации ООО учредителям надо выбрать систему налогообложения, на которой будет работать компания. Если этого не сделать, налоговая по умолчанию назначит общую систему. А это несколько видов налогов и сложная отчетность, в которой без бухгалтера не разобраться.
Чтобы работать по упрощенной системе, ЕНВД или ЕСХН, нужно к заявлению на регистрацию ООО приложить уведомление о переходе на УСН, ЕНВД или ЕСХН со дня создания. Для каждого режима своя форма уведомления. С 2021 года ЕНВД отменят — если выбрать эту систему, в конце года придется переходить на другую.
Для того чтобы работать на упрощенных режимах, ООО должно соответствовать определенным критериям, которые описаны в налоговом кодексе. Например, компания не может работать на УСН, если физлицам принадлежит менее половины уставного капитала.
Систему налогообложения можно изменить позже, но есть ограничения. Перейти на УСН или ЕСХН можно только с начала календарного года — заявление о переходе на другую систему налогообложения надо подать в налоговую до 31 декабря, иначе систему не изменят.
Компания обязана сама следить за тем, чтобы система налогообложения соответствовала налоговым критериям. Если налоговая увидит, что ООО не отвечает требованиям, она обяжет перейти на другой режим налогообложения и выпишет штраф.
Договор об учреждении общества составляют, когда компанию открывают несколько человек. Для налоговой он не нужен — только для учредителей. Если учредитель один, договор не делают.
Вот что должно быть в договоре.
Сведения об учредителях. Это ФИО, данные паспорта, адрес проживания. Если партнер — юрлицо, то указывают название компании, реквизиты и ФИО генерального директора.
Название ООО. Этот пункт необязателен по закону, но чтобы информация в договоре была конкретнее, лучше указать полное и сокращенное название компании.
Юридический адрес. Почтовый адрес помещения, где будет находиться офис компании.
Размер уставного капитала. В валюте нельзя — только в рублях.
Доли каждого учредителя, сроки их оплаты и номинальная стоимость. Номинальная стоимость доли — это сумма, которую участник внес в уставный капитал, ее указывают в рублях. Размер доли записывают в процентах или в виде дроби от общего размера уставного капитала.
Работа ООО. Учредители заранее решают, как отправлять сообщения о собраниях, как выдвигать новых кандидатов на должности, когда будут проводиться общие собрания.
Решение спорных вопросов. Учредители заранее договариваются, как будут решать разногласия. Например, нужно собирать внеочередное собрание и добиваться решения минимум 75% участников.
Другая важная информация. Можно прописать, какой штраф будет, если учредитель не внесет свою долю уставного капитала, или как будут распределяться расходы во время создания ООО.
Подписать договор должны все учредители лично или их представители с нотариально заверенными доверенностями. Нотариально заверять договор не нужно.
Устав — единственный учредительный документ ООО. Это свод правил, по которым будет работать ООО. Проблемы или спорные вопросы в ООО решаются на основании устава.
Например, участник продал свою долю другому человеку. Но по уставу делать так он не имел права — в уставе написано, что передачу или продажу доли другим людям можно провести только с согласия остальных участников. Суд признает такую сделку недействительной.
Чтобы подготовить устав, есть два варианта:
Минэкономразвития подготовило 36 вариантов типового устава. В шаблоне указывают название ООО и данные участников, остальное остается без изменений.
Устав можно изменить в любой момент или перейти с типового на индивидуальный. Все изменения регистрируют в налоговой.
В уставе обязательно должна быть такая информация:
Все вопросы участники решают на общих собраниях. Они могут быть:
Первое собрание проводят до регистрации. Участники оговаривают дату и место проведения. Присутствовать должны все — если кого-то не будет, то принятые решения на собрании могут признать недействительными.
Участники выбирают председателя и секретаря собрания простым голосованием. Они будут следить за повесткой дня, подсчитывать голоса и оформлять протокол общего собрания.
В протоколе первого собрания пишут:
Если есть другие вопросы, которые обсуждали на собрании, их тоже нужно включить в протокол. Например, партнеры решали, как будут выдавать доверенности от имени ООО, или выбирали аудитора.
На первое собрание придется пригласить нотариуса — он заверит подписи участников в протоколе. Чтобы не приглашать нотариуса на каждое собрание, в уставе участники прописывают, как будут удостоверять подлинность подписей без нотариуса. Если в уставе это укажут, нотариуса звать больше не нужно. Если протокол не будет заверен нотариально, ООО не зарегистрируют.
Когда в ООО один учредитель, то вместо протокола он сам подписывает решение единственного учредителя ООО в присутствии нотариуса. Чтобы больше не приглашать нотариуса, он должен прописать в уставе, что документы по ООО визирует сам.
Шаблон этого решения может выглядеть так:
Зарегистрировать ООО
Организационные вопросы решили, документы собрали — идем регистрировать ООО в налоговой.
Порядок действий такой:
На госпошлине можно сэкономить, если подать все документы на регистрацию через сайт налоговой, портал госуслуг или нотариуса. Госпошлину не надо оплачивать второй раз, если налоговая вернула документы на доработку. А вот если вернет второй раз — госпошлину придется заплатить снова.
Заявление на регистрацию ООО можно заполнить заранее или прямо в налоговой.
Форма заявления на регистрацию ОООDOC, 1,5 МБ
Заявление заполняют в одном экземпляре. Каждый разворот должен быть на отдельном листе — распечатывать на двух сторонах нельзя. Страницы, которые не подходят под сферу работы общества, не заполняют и не включают в заявление. Сшивать, нумеровать или скреплять листы заявления не нужно.
Заявление заполняют по правилам. Налоговая откажет в регистрации ООО, если:
Заявление заполняют только ручкой с пастой черного цвета и заглавными буквами.
Последний шаг перед регистрацией — собрать пакет документов и отнести в налоговую лично или отправить почтой, через нотариуса, МФЦ или онлайн.
Личная регистрация. В налоговую приходит человек, который заполнил заявление. С собой нужно взять оригиналы паспорта и учредительных документов. Во время самоизоляции личная регистрация недоступна.
Онлайн-регистрация. Если отправлять документы по интернету, к заявлению надо будет приложить сканы документов, а само заявление и подписи учредителей должны быть заверены квалифицированной электронной подписью.
Налоговая рассматривает заявление три рабочих дня: регистрирует ООО или отказывает. Если пришел отказ, выясните причину.
Вот самые частые причины:
Проверьте документы — правильно ли указаны данные о компании и учредителях. Налоговая, бывает, тоже ошибается.
Если налоговая зарегистрирует ООО, она должна выдать вам:
Эти документы налоговая отправит на вашу электронную почту. Если нужны бумажные оригиналы, нужно подать запрос в налоговую.
Как облегчить себе регистрацию и избежать ошибок
Есть сервисы, которые помогают с регистрацией ООО. Например, можно снизить количество ошибок, убрать лишние листы, которые заполнять не нужно, а также разобраться в том, что и за чем делать, если воспользоваться специальной официальной программой, которую сделала налоговая. Другие сервисы не только заполняют заявление, но и платят госпошлину и отправляют сами все в налоговую, например как сервис Тинькофф-банка.
Запустить работу компании
ООО зарегистрировали, теперь надо подписать трудовой договор с гендиректором и открыть расчетный счет.
Генеральный директор — это наемный работник, его оформляют так же, как и всех остальных сотрудников. Если учредители выбрали гендиректора на первом собрании, то он может сам подписать свой трудовой договор и сделать приказ.
Подписать договор. Гендиректора оформляют по стандартному трудовому договору, но есть тонкости, которые зависят от формулировок в уставе:
Издать приказ. После того как оформили и подписали трудовой договор с гендиректором, надо издать приказ о его назначении. Это первый приказ в новом ООО.
Приказ можно распечатать на фирменном бланке компании или на обычном листе с указанием реквизитов компании, подписью гендиректора и печатью ООО, если она есть.
Текст приказа составляют в произвольной форме, в нем указывают, на основании какого документа человека назначают генеральным директором и с какого числа.
По закону ООО может не открывать расчетный счет. Но работать без него будет сложно — есть ограничения по расчетам наличными. Например, могут возникнуть проблемы с зачетом налоговых платежей в ИФНС или с оплатой поставщикам.
Счет открывают сразу после регистрации ООО в налоговой. Для открытия счета надо подать заявку в банк и предоставить документы. В некоторые банки надо будет лично прийти для открытия счета, а из некоторых к вам приедет представитель.
Что нужно для открытия расчетного счета:
Не все банки требуют такой пакет документов. Например, для открытия расчетного счета в Тинькофф-банке достаточно паспорта гендиректора, приказа о его назначении и устава ООО.
Нужно ли заверять документы нотариально, надо узнать в выбранном банке — требования разные.
Банк проверяет документы и открывает расчетный счет. Он может отказать в открытии счета, если одновременно есть несколько признаков:
ООО обязано вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность. Документов много: авансовые отчеты, зарплатные ведомости, кассовые ордера. Любая операция должна быть учтена и зафиксирована в отчетах.
Отвечает за бухучет генеральный директор компании. Если налоговая найдет нарушения в ведении бухучета, выпишет штраф.
Упрощенный бухучет может вести сам генеральный директор — без найма бухгалтера. Но есть отрасли, где нанять главного бухгалтера требует закон. Например, это обязательно для банков и микрофинансовых организаций.
Но даже в этом случае гендиректор может вести бухучет компании сам. Для этого достаточно в приказе о назначении гендиректора указать, что он принимает на себя обязанности главного бухгалтера.
Если генеральный директор не может вести бухгалтерский учет, то нужно нанять бухгалтера: в штат или удаленно. Часто бухгалтерия на аутсорсе выгоднее человека в штате: нет налогов на зарплату работника, не надо выделять место в офисе, тратить деньги на оборудование и программное обеспечение.
Есть компании и сервисы, которые предлагают полностью взять на себя бухучет и отчетность. Например, в Тинькофф-банке есть услуга «Бухгалтер на аутсорсе». Специалист наведет порядок в документах, рассчитает налоги, подготовит и отправит отчетность, пообщается с налоговой, если будут вопросы.
Работодатель запрещает мне открывать ИП
«В период действия настоящего трудового договора работник не имеет права без письменного согласования с работодателем выполнять какую-либо работу в иных юридических лицах, у индивидуальных предпринимателей или являться их учредителем (участником), а также заниматься предпринимательской деятельностью».
Все зависит от того, кем работает ваша знакомая. Закон ограничивает право работников некоторых профессий на предпринимательскую деятельность.
Можно ли открыть ИП, если уже работаешь по трудовому договору?
Единственное требование: заниматься делами своего бизнеса можно только в свободное от работы время, то есть во время официального отдыха.
Время отдыха работник может использовать по своему усмотрению. Соответственно, никакие указания работодателя на это время распространяться не могут. Исключение — некоторые специальности, например профессиональные спортсмены. Они обязаны соблюдать режим питания и сна и вне тренировок и соревнований.
Если во время рабочего дня вы будете постоянно отвлекаться на дела своего бизнеса, работодатель может обвинить вас в том, что вы не исполняете трудовые обязанности.
В правилах внутреннего трудового распорядка многих компаний даже специально указано, что работник не может в рабочее время заниматься делами, не связанными с его должностными обязанностями. Это нормально и законно.
Иногда ИП вообще открывать нельзя — госслужащим и банкротам
Некоторым людям в принципе запрещено заниматься предпринимательской деятельностью из-за особенностей профессии или в качестве наказания за правонарушение.
В первую очередь это госслужащие — федеральные и муниципальные. Если вы работаете в государственном бюджетном учреждении, например, учителем или врачом, это не означает автоматически, что вы госслужащий.
Реестр должностей государственной службы установлен указом президента от 31.12.2005 № 1574.
Реестры должностей муниципальной службы утверждаются нормативными актами субъекта федерации. Например, в Москве принят закон от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в Москве». Список должностей смотрите в приложении № 5.
Ну и, конечно, если суд прямо запретил вам заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, ИП регистрировать вы не можете.
Что делать вашей знакомой
Дополнительным соглашением, которое подписала ваша знакомая, работодатель запретил ей:
Право на свободный труд гарантировано гражданам России Конституцией и может быть ограничено только федеральными законами. Например, закон запрещает работать по совместительству сотрудникам органов внутренних дел, главным бухгалтерам кредитных организаций в других кредитных организациях, руководителям организаций без разрешения собственника имущества или уполномоченного органа и работникам некоторых других профессий.
Если ваша знакомая не подходит под такие ограничения, то совместительство разрешено, если это не мешает выполнению трудовых обязанностей на основном месте работы. Суды обычно встают на сторону работников, когда работодатель навязывает им такие запреты.
Так, Комсомольский районный суд Тольятти в 2016 году рассмотрел аналогичный спор: работодатель включил в трудовой договор условие о том, что работнику запрещено заниматься какими-либо другими видами деятельности, трудиться в других компаниях, если это может нанести ущерб работодателю. Суд не согласился и решил вот что:
Соответственно, работодатель в вашем случае тоже нарушает закон.
Что делать вам
Если ваша знакомая не относится к категории лиц, которых мы перечислили во второй части ответа, работодатель дважды грубо нарушил ее конституционные права. Об этом ему и надо сообщить. По традиции рекомендуем делать это в письменном виде. В письме пусть ваша знакомая требует прекращения действия незаконного дополнительного соглашения.
Если работодатель не захочет выполнять предъявленные требования, можно пожаловаться в инспекцию труда, обратиться в суд — или продолжить работать, если эта ситуация устроит вашу знакомую.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.