можно ли играть в лото по исламу
Дозволены ли лотереи и жеребьевки?
Вопрос: Каково решение к проводимым в наше время разным видам лотерей и жеребьёвок согласно Исламу?
Ответ:
Что касается лотереи и жеребьёвки, то они относятся к категории «аль-майсир», о котором Всевышний Аллах говорит в Коране:
ﻳﺄﻳﻬﺎ اﻟﺬﻳﻦ ﺁﻣﻨﻮا ﺇﻧﻤﺎ اﻟﺨﻤﺮ ﻭاﻟﻤﻴﺴﺮ ﻭاﻷﻧﺼﺎﺏ ﻭاﻷﺯﻻﻡ ﺭﺟﺲ ﻣﻦ ﻋﻤﻞ اﻟﺸﻴﻄﺎﻥ ﻓﺎﺟﺘﻨﺒﻮﻩ ﻟﻌﻠﻜﻢ ﺗﻔﻠﺤﻮﻥ
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, майсир, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете» (смысл 90 аята суры «аль-Маида»).
Сулейман аль-Бужайрами в своих субкомментариях пишет:
(ﻗﻮﻟﻪ: ﻭاﻟﻤﻴﺴﺮ) ﻫﻮ: اﻟﻘﻤﺎﺭ ﻭﻫﻮ: ﻣﺎ ﻳﻜﻮﻥ ﻓﻌﻠﻪ ﻣﺘﺮﺩﺩا ﺑﻴﻦ ﺃﻥ ﻳﻐﻨﻢ ﻭﺃﻥ ﻳﻐﺮﻡ،
«Аль-майсир — это ставка, (расходование) чего-то материального на то (будь это игра, соревнования и т. д.), что предполагает либо выигрыш, либо убыток»ю (См.: Хашия аль-Бужайрами, т. 4, с. 376).
ﺇﻥ اﻟﻠﻪ ﺣﺮﻡ اﻟﺨﻤﺮ ﻭاﻟﻤﻴﺴﺮ
«Всевышний Аллах запретил опьяняющие напитки и аль-майсир». (См.: Фатх аль-Ваххаб, т. 2, с. 273).
Учёный современности Мухаммад Са’ид Рамазан аль-Бути пишет в своём сборнике фетв:
والقاعدة فيه أن كل مال يدفعه الإنسان لقاء فائدة أو هدية أو جائزة مالية، لا يدري هل سينالها أم لا. فهو تعامل محرم لأنه داخل في معنى الميسر .
«Правило гласит, что любое имущество, выплачиваемое лицом за какой-то интерес, подарок или финансовое вознаграждение без ведома, получит он его или нет, есть харам, потому что оно попадает под понятие аль-майсир». (См.: Машурат иджтима’ия, стр. 77).
Имам Абдулхамид аш-Ширвани в своих субкомментариях приводит следующие слова имама ‘Али аш-Шабрамаллиси:
الحيلة اﻟﻤﺨﻠﺼﺔ ﻣﻦ اﻟﺮﺑﺎ ﻭﻣﻦ اﻟﺸﻔﻌﺔ ﻭاﻟﺰﻛﺎﺓ ﻭﻧﺤﻮﻫﺎ ﻣﻜﺮﻭﻫﺔ؛ لأن .. ﻧﺸﺄﺕ ﻣﻦ ﻋﻘﺪ ﺻﺤﻴﺢ ﺃﺿﻤﺮ ﻣﻌﻪ ﻋﻠﻰ ﺃﻥ ﻳﻔﻌﻠﻪ ﻟﻠﺘﺨﻠﺺ ﻣﻦ اﻹﺛﻢ .
Также имам аш-Ширвани приводит слова Ибн Хаджара аль-Хайтами с его книги «аль-Фатх аль-Мубин»:
ﻛﻞ ﻣﺎ ﻗﺼﺪ اﻟﺘﻮﺻﻞ ﺇﻟﻴﻪ ﻣﻦ ﺣﻴﺚ ﺫاﺗﻪ ﻻ ﻣﻦ ﺣﻴﺚ ﻛﻮﻧﻪ ﺣﺮاﻣﺎ ﺟﺎﺯ ﺑﻼ ﻛﺮاﻫﺔ ﻭﺇﻻ ﻛﺮﻩ
«Если при использовании шариатского договора купли-продажи, как уловка, и целью является несомненно сам товар, а не освобождение от греха, то в этом нет нежелательности. А если же целью является не товар, а освобождение от греха, то это нежелательно». (См.: Хашия аш-Ширвани, т. 4, с. 290).
Заключение:
Лотерея, жеребьёвка делится в основном на два вида:
1. Приобретение лотерейного билета или купона, в результате которого человек становится участником розыгрыша. Подобный вид лотереи однозначно запрещён, и выигрыш недозволен. И имущество, полученное таким образом, должно быть возвращено к их хозяевам, если известно, кто они, а если нет, то его расходуют в места общих интересов мусульман.
2. Приобретение товара, когда человек становится участником жеребьёвки по акции, которую проводит торговое заведение. Здесь все зависит от намерения покупателя. Если его целью, несомненно, является товар, то это дозволено. А если же его целью является не товар, а участие в лотерее, то это нежелательно, так как здесь купля-продажа идёт как уловка для выхода из греха майсира.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Лотереи и жеребьевки в Исламе
Что касается лотереи и жеребьёвки, то они относятся к категории «аль-майсир», о котором Всевышний Аллах говорит в Коране:
(Смысл): «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, майсир, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете»
Сулейман аль-Бужайрами в своих субкомментариях пишет:
ﻗﻮﻟﻪ: ﻭاﻟﻤﻴﺴﺮ ﻫﻮ: اﻟﻘﻤﺎﺭ ﻭﻫﻮ: ﻣﺎ ﻳﻜﻮﻥ ﻓﻌﻠﻪ ﻣﺘﺮﺩﺩا ﺑﻴﻦ ﺃﻥ ﻳﻐﻨﻢ ﻭﺃﻥ ﻳﻐﺮﻡ،
«Аль-майсир — это ставка, (расходование) чего-то материального на то (будь это игра, соревнования и т. д.), что предполагает либо выигрыш, либо убыток»
[См.: Хашия аль-Бужайрами, т. 4, с. 376].
Имам Закария аль-Ансари в своей книге «Фатх аль-Ваххаб», аргументируя запрет «аль-майсира», приводит следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданный Абу Давудом и другими передатчиками хадисов:
» ﺇﻥ اﻟﻠﻪ ﺣﺮﻡ اﻟﺨﻤﺮ ﻭاﻟﻤﻴﺴﺮ
«Всевышний Аллах запретил опьяняющие напитки и аль-майсир»
[См.: Фатх аль-Ваххаб, т. 2, с. 273].
Ученый современности Мухаммад Са’ид Рамазан аль-Бути пишет в своём сборнике фетв:
«Правило гласит, что любое имущество, выплачиваемое лицом за какой-то интерес, подарок или финансовое вознаграждение без ведома, получит он его или нет, есть харам, потому что оно попадает под понятие аль-майсир»
[См.: Машурат иджтима’ия, стр. 77].
Имам Абдулхамид аш-Ширвани в своих субкомментариях пишет следующие слова имама ‘Али аш-Шабрамаллиси:
[См.: Хашия аш-Ширвани, т. 9, с. 244]
Также имам аш-Ширвани приводит слова Ибн Хаджара аль-Хайтами с его книги аль-Фатх аль-Мубин:
ﻛﻞ ﻣﺎ ﻗﺼﺪ اﻟﺘﻮﺻﻞ ﺇﻟﻴﻪ ﻣﻦ ﺣﻴﺚ ﺫاﺗﻪ ﻻ ﻣﻦ ﺣﻴﺚ ﻛﻮﻧﻪ ﺣﺮاﻣﺎ ﺟﺎﺯ ﺑﻼ ﻛﺮاﻫﺔ ﻭﺇﻻ ﻛﺮﻩ
«Если при использовании шариатского договора купли-продажи, как уловка, и целью является несомненно сам товар, а не освобождение от греха, то в этом нет нежелательности. А если же целью является не товар, а освобождение от греха, то это нежелательно».
[См.: Хашия аш-Ширвани, т. 4, с. 290]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Лотерея, жеребьевка делится в основном на два вида:
Приобретение лотерейного билета или купона, в результате которого человек становится участником розыгрыша. Подобный вид лотереи однозначно запрещён, и выигрыш недозволен. И имущество, полученное таким образом, должно быть возвращено к их хозяевам, если известно, кто они, а если нет, то его расходуют в места общих интересов мусульман.
Приобретение товара, когда человек становится участником жеребьевки по акции, которую проводит торговое заведение. Здесь все зависит от намерения покупателя. Если его целью, несомненно, является товар, то это дозволено. А если же его целью является не товар, а участие в лоторее, то это нежелательно, так как здесь купля-продажа идёт как уловка для выхода из греха майсира.
Являются ли дозволенными деньги, выигранные в лотерею или лото?
Все эти игры входят в разряд азартных. Необходимо помнить, что каждый момент жизни, проведенный впустую, уносит множество возможностей. Так как срок жизни человека в сравнении со сроком существования мира, очень мал, каждую секунду отпущенного нам времени следует стараться провести в делах, приносящих пользу нашей вечной жизни.
К сожалению, некоторые игры стали предметом азарта. Например, конные скачки, лотереи и прочее.
Например, в одном из аятов Корана говорится: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете» (аль-Маида 5/90).
Ислам запретил любые игры, которые требуют ставок имущества или денег. Если лотереи проводятся якобы с целью помощи бедным и неимущим, то в подобного рода акциях и организациях нет никакой необходимости. Так как правовой, общественный и нравственный порядок ислама не нуждается в структурах, основанных на фундаменте азартных игр.
Игры, построенные на споре, также относятся к разряду азартных игр. Например, если два человека перед началом соревнований поспорят, сказав: «Если ты победишь меня, то я дам тебе столько-то денег, а если победителем окажусь я, то ты мне дашь столько-то денег», то это будет считаться азартной игрой. Однако если эта договоренность будет односторонней, то в том случае она будет разрешенной.
То есть если одна из сторон скажет: «Если ты победишь меня, то получишь столько-то денег, однако если я окажусь победителем, то ты мне ничего не должен давать», то такой спор будет законным. Человеку, получившему эти деньги, разрешено использовать их.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Игры. Азартные игры
«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о хамре [обо всем том, что опьяняет рассудок] и майсире [азартных играх]. Скажи: «В них большой грех и выгоды[1] для людей, [однако] греха больше, чем выгоды». Спрашивают у тебя о том, что расходовать [на благие дела и поступки], ответь: «Лишнее [то есть остающееся после личных, а также семейных нужд и потребностей]». Подобным образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает вам знамения [дает вам знания, посредством которых жизнь становится проще, легче и понятнее], возможно, вы будете размышляющими (думающими) [будьте же теми, кто осмысленно подходит к жизни, умеет анализировать, понимает ущербность того или иного, применяя при этом знания, данные Богом через пророков]» (Св. Коран, 2:219).
Азартные игры — «мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого!» (см. Св. Коран, 5:90, 91).
Некоторые мусульманские ученые говорят, что основным критерием определения азартности–неазартности игры является возможность случайного выигрыша. Например, в зависимости от того, какая выпадет цифра на рулетке или карта в игре. Также можно говорить и о психологической зависимости, об азарте, который может так поглотить человека, что тот забудет о своих общественных, семейных обязанностях или ответственности пред Всевышним.
Но не следует путать это со жребием, когда необходимо выбрать один вариант из нескольких. Жеребьевка допустима. Каноническая позволительность этого обоснована действиями самого пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
Ответы на вопросы по теме
Я ужасный грешник! Проиграл родительские деньги в азартные игры, не слушал их никогда! Принес горе своей семье. Меня перестали уважать все. Родителям я не могу этого сказать. Они так верят в меня, а я не знаю, что теперь делать. Я отверженный. Никто меня не воспринимает как человека. Не знаю, как мне выбраться из этого ада, как мне жить, если я не заслуживаю жизни? Мне некуда идти, я помешался на азартных играх. Мне помогли втянуться, и я не удержался. За два месяца я опустился ниже некуда! Как стать человеком?
Начните с нуля. Проигранное не вернуть. Оглянитесь вокруг и возобновите то, чем занимались ранее (работа, учеба). Искорените зависимость от игр и тягу к ним, заменив это радостью от чтения умных книг, умиротворением от каждодневной обязательной молитвы и успехами в учебе (работе). Подмените в своем мозгу наслаждение, которое получали от игр, наслаждением, получаемым от перечисленного мною. Проведите в спокойном состоянии нейроассоциации азартных игр с ужасами Ада, а знания, духовность и успешность соотнесите с великолепием Рая. Сразу не получится, но каждодневные интеллектуально-эмоциональные тренировки дадут результат через несколько недель. Если не сможете самостоятельно, тогда придется лечиться от этого недуга в специализированной клинике. Конечно же, своими действиями вы уничтожили себя как личность, но пока вы живы физически, у вас имеются неисчислимые возможности восполнить утраченное и достичь большего.
Кирпичик за кирпичиком стройте здание своего морального, духовного и материального благополучия. Не ленитесь и будьте постоянны в том, чем занимаетесь. Особый акцент делайте на утреннее время, первую половину дня. И никогда, никогда не отчаивайтесь в прощении и милости Творца, самоотверженно выполняя все от вас зависящее! Даже у стократного убийцы есть шанс на Божественное прощение!
И еще. Работайте, где только можно заработать (хоть унитазы мойте), и всем заработанным закрывайте долги, оставляя себе средств лишь на воду и хлеб. Исправляйте ошибки потом и усердным трудом, это поможет вам сделать долгосрочные выводы и в итоге стать другим человеком!
Советую прослушать мой воскресный вааз за 15.05.2011 «Стократный убийца (Св. Коран, 39:53)».
Можно ли играть в те игры, которые проводятся для рекламы? Будет ли выигрыш честным по отношению к другим? («Соберите пять этикеток и отправьте по адресу…»).
Утверждать явную запретность такого рода игр будет не очень правильно. Но можно усмотреть те или иные элементы. Лучше сторониться приманок такого типа, ведь одним из качеств людей богобоязненных является удаленность от сомнительного, а также от того, что их не касается. У каждого свой уровень богобоязненности, целеустремленности и своя степень чувствительности к присутствию грешного в том или ином. Главное, чтобы это не перешло в раздражительность по любому поводу и мнительность, излишние сомнения — от Сатаны.
Является ли игра в карты не на деньги грехом?
Является пустым и бесполезным времяпровождением. Не считаю это благоразумным в век высоких технологий и скоростей.
Лотерейный бизнес — это харам или нет? Мансур.
Является ли сдача в аренду нежилого помещения под игровые автоматы запрещенным деянием или просто нежелательным? Руслан.
Игра в бильярд — харам или нет? С одной стороны, это спортивная игра, с другой стороны — азартная. И если это не харам, можно ли играть в месяц поста после заката солнца? Нияз.
Явной запретности нет. Можно говорить о расточительной трате времени, когда люди увлеченно проводят за этим занятием многие часы, откладывая более важные и нужные дела на потом.
У меня есть хобби — делать ставки на события в футбольных матчах. Недавно друг сказал мне, что это харам (запретно). Я же относился к этому как к дополнительной работе (изучал статистические данные, высчитывал вероятность. ). Как вы считаете? Руфат.
Открыть игровой зал — насколько это харам? Мурад.
Развивающие игры, спортивные игры — нет проблем, можно. А вот азартные игры на деньги в поиске «удачи» — сатанинские развлечения, заниматься которыми запретно (харам).
Игровые автоматы — часть сатанинской индустрии азартных игр. Не зря они называются «однорукими бандитами», то есть теми, кто обирает (конечно, по вине самих игроков) и взрослых, и детей, играющих в эти игры.
Я знаю, что азартные игры — это грех. Каждый раз в душе говорю, что не буду играть но, к сожалению, пока не получается. Просьба подсказать, какие мне молитвы читать, чтоб избавиться от пристрастия? И как мне просить у Всевышнего, чтоб он избавил меня от азартных игр? И.
Суть не в том, какая молитва и как просить. Можно ничего не говоря, не прося, а лишь безмолвно воздев руки и пропустив всего себя целиком через каждый уголок души и разума, устремившись всей сутью ко Всевышнему, кардинально измениться… Но! Наверное, для вас на данном этапе будет обязательным обратиться к квалифицированному врачу, пока вы не зашли слишком далеко.
Просмотрите также последнюю главу книги «Путь к вере и совершенству», где собрано много различных молитв-дуа. Выберите ту, что вам по душе, и постоянно проговаривайте ее, в первую очередь сердцем.
Не запрещается ли мусульманину играть в телевизионную лотерею с целью выиграть денежные средства, часть из которых пойдет на совершение праведных дел? Мурат.
Лотерея не относится к категории разрешенных игр.
Можно ли делать ставки на гонки, «Формулу-1», скачки? Али.
Как известно, азартные игры — это харам. В одной из ваших книг вы писали, что компьютерные игры не харам, но стоит от них воздерживаться, если они не несут никакой практической пользы. Пару дней назад я наткнулся на сайт, где находятся различные программы и игры, связанные с исламской тематикой. В качестве одного из примеров я хотел бы назвать игру «Кто хочет стать миллионером» (в адаптированном варианте название «Кто хочет стать счастливым в Судный День»). Лично для меня данная игра оказалась крайне полезной. Если по какой-то причине вы не смогли дать правильный ответ и проиграли, она показывает правильный ответ, и на этом можно обучаться Исламу. Все вопросы там по основам Ислама, про жизнь Пророка и т. п. Естественно, выигрыш является виртуальным, но сам по себе процесс очень затягивает. С одной стороны, игра явно азартная, с другой стороны, она учит нас Исламу и истории Ислама. А в этом деле, как мне кажется, азарт более чем уместен.
Я сам являюсь программистом, и мне захотелось написать нечто подобное. Будет ли это являться хорошим деянием? Э., Азербайджан.
Создание развивающих программ, тех программ, которые пробуждают в человеке мотивацию к действию, активность, созидание, не в виртуальном, а в реальном мире, безусловно, полезно и не запрещено. Компьютерные игры и современные технологии можно использовать по-разному, и во благо, и во зло.
Что касается азарта, когда человек загорается что-то сделать, достичь чего-то положительного и праведного пред Богом, то такой азарт, конечно же, только вознаграждаем и поощряем с точки зрения мусульманских ценностей.
Не старайтесь видеть во всем запретное, как это часто делают многие на первых порах своего религиозного становления, что не от большого ума, а по причине религиозной неграмотности и фанатизма. С точки зрения Ислама, все разрешено, кроме того, что явно запрещено и преступно, а потому не ограничивайте свои творческие порывы и возможности.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В аяте данное слово стоит во множественном числе.
Игра в лотерею
Вопрос: Относится ли покупка лотерейных билетов к азартным играм, которые запрещены? Что Вы скажете тем, кто заявляет, что играет в азартные игры лишь изредка?
Ответ: Хвала Аллаху
Шейха Абдуль-Азиза ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Дозволены ли по Шариату лотереи, которые проводят благотворительные организации для финансирования своей деятельности в сфере образования, медицины или социальных услуг?».
Он ответил: «Лотерея является разновидностью азартных игр, которые запрещены Кораном, Сунной и единым мнением ученых. Аллах говорит:
يا أيها الذين آمنوا إنما الخمر والميسر والأنصاب والأزلام رجس من عمل الشيطان فاجتنبوه لعلكم تفلحون ، إنما يريد الشيطان أن يوقع بينكم العداوة والبغضاء في الخمر والميسر ويصدكم عن ذكر الله وعن الصلاة فهل أنتم منتهون
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете.
Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Трапеза 5:90-91).
Мусульманам недопустимо играть в азартные игры, даже если деньги, полученные таким путем, будут направлены на благотворительность или иные цели. Причиной запрета является общий смысл далиля, а также то, что доход от азартных игр запретен и необходимо избегать и остерегаться его. И Аллах Источник силы». См. «Фатава Исламийя», 4/442.
Шейха Мухаммада ас-Салиха аль-Усеймина (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Что говорится в Шариате о лотереи, когда человек покупает билет и, если повезет, выигрывает большую сумму денег, и если он собирается потратить эти средства на исламские проекты и помочь муджахидам?».
Он ответил: «Действия, описанные в вопросе, т.е. когда человек покупает лотерейный билет и, если ему повезет, выигрывает большую сумму денег, относятся к азартным играм. Аллах говорит об этом:
يا أيها الذين آمنوا إنما الخمر والميسر والأنصاب والأزلام رجس من عمل الشيطان فاجتنبوه لعلكم تفلحون ، إنما يريد الشيطان أن يوقع بينكم العداوة والبغضاء في الخمر والميسر ويصدكم عن ذكر الله وعن الصلاة فهل أنتم منتهون ، وأطيعوا الله وأطيعوا الرسول واحذروا فإن توليتم فاعلموا أن على رسولنا البلاغ المبين
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете.
Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?
Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения» (Трапеза 5:90-92).
Эта азартная игра запрещена и к ней относится любая сделка, где неизвестно, выиграет человек или проиграет. Азартные игры – один из больших грехов, и их отвратительная сущность становится явной, когда человек видит, что Аллах упоминает о них в одном ряду с идолопоклонством, спиртным и гадальными стрелами. Возможная польза от азартных игр меркнет по сравнению с тем ущербом, который они приносят. Аллах говорит:
يسئلونك عن الخمر والميسر قل فيهما إثم كبير ومنافع للناس وإثمهما أكبر من نفعهما
«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»» (Корова 2:219).
Если Вы поразмышляете над этим аятом, то увидите, что слово «манафи» (польза) употребляется во множественном числе, а слово «исм» (грех) – в единственном. Аллах не сказал: «Грехи и польза». Нет, Он сказал: «Большой, великий грех». Это означает, что сколько бы пользы это не приносило, она не сравнится с великом грехом, который несут эти вещи. В них больше греха, чем пользы, в чем бы она ни заключалась». См. «Фатава Исламийя», 4/441.
Что касается человека, который говорит, что играет в азартные игры только изредка, то это как если бы он сказал, что прелюбодействует только изредка, изредка ворует, изредка врет. Если он совершает запретное только изредка, неужели это означает, что он не грешит и не попадает под гнев Аллаха? Откуда он может знать, что его редкие грехи не станут частыми, пока в конце концов не перерастут в привычку? Обычно так и происходит, особенно с теми, кто пристрастился к азартным играм. Он должен бояться Аллаха и воздерживаться от того, что Аллах запретил.
И Аллах знает лучше
Постановление Академии Исламского Фикха о карте «Виза» («Visa») и плате за нее
Получение прибыли от ростовщичества (проценты) и возмещение убытка посредством этих процентов
Религиозно-правовое решение о получении материальной помощи, которую оказывает государство для поддержки сирот
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.