можно ли играть нарды в исламе

Можно ли играть нарды в исламе

можно ли играть нарды в исламе

Так как причина этого запрета состоит не в расточительстве времени, а в том, что этот запрет ясно озвучен в одном из хадисов, в котором говорится:

« Тот, кто играет в нарды, проявляет непокорность Аллаху и Его посланнику » (Абу Давуд, Адаб, 56; Ибн Маджа, Адаб, 43).

Если даже расточительство времени и прививание привычки к азартным играм и не являются причиной запретности нард, но они являются одной из граней мудрости этого запрета. Если бы расточительство времени и привыкание к азартным играм были бы причиной запрета игры в нарды, то тогда можно было бы сказать, что при отсутствии данных причин, игра в нарды является дозволенной. Например, кто-то может сказать «после работы я хочу десять минут поиграть в нарды, чтобы отдохнуть». Такой вариант может показаться допустимым. Но даже в этом случае, игра в нарды будет запрещена.

Все мазхабы единодушны в том, что касается запретности игры в нарды. Игра в нарды не дозволена вне зависимости от того играют ли люди на деньги, или просто проводят время. Так как в соответствии с вышеприведенным хадисом, игра в нарды означает проявление непокорности Аллаху и Его посланнику.

В связи со всем вышесказанным можно еще сказать следующее: если какое-либо занятие отвлекает человека от намаза или других видов поклонения, будь это занятие игрой или каким-то серьезным делом, оно будет считаться недозволенным.

Второе: так же в зависимости от того какое влияние оказывает то, или иное дело на душевное состояние человека, это дело может считаться харамом или макрухом. Так как одной из обязанностей человека является охрана своего душевного и физического здоровья.

Однако наряду с этим, так же как человек нуждается в поклонении, так же он нуждается и в питье, в пище и в отдыхе, а так же в развлечениях, которые не выходят за рамки дозволенного. Религия охватывает все эти стороны человеческой жизни.

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Источник

Хукм нардов и шахмат в исламе

можно ли играть нарды в исламе

Именем Аллагьа Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим на том!

Одной из популярных книг по фикху является книга Имама ан-Навави «Фатава», которая состоит из вопросов и ответов. Здесь мы будем разбирать из них два вопроса:

1. Можно ли играть в нарды?

Учитывая слова из вышеуказанного хадиса, имеется очень большая опасность и каждый должен над этим задуматься. Если же у кого-то дома имеются нарды, пусть использует эту доску для других полезных целей. А если человек играет нарды и держит их дома, (не зная, что это харам) то у него сегодня есть возможность оставить эту греховную игру и сделать тавбу. Если человек зная это и дальше будет продолжать играть, то каждый раз будет совершая запретное впадать в грех. Если бы эта игра была каким-то макрухом (нежелательное действие) или мубахом (разрешенное действие), было бы понятно. Но это не так! Когда все ученые говорят, что это является харамом, то мы не должны подходить к этой игре.Ведь даже те, кто побывали в хадже держат у себя дома эти нарды. А аргументируют это тем, что они играют когда к ним приходят гости или же когда они ходят к соседям. Находятся и те, кто утверждает что они не играют на деньги, а просто ради забавы. Особенно те, которые утверждают, что они любят Аллагьа и его Посланника, (мир ему и благословение) если будут играть в нарды, то проявят непокорность Аллагьу и его Посланнику (мир ему и благословение).

2. Разрешено ли играть в шахматы и попадает ли в грех играющий?

Для чего же разрешают играть в шахматы? Считается, что это способствует развитию мышления человека или для военно-стратегических целей (как этим пользовались раньше).

Если человек постоянно играет в шахматы, то это принижает его честь и достоинство. Такого человека не будут принимать в качестве свидетеля в шариатских вопросах. Мы знаем, что при бракосочетании необходимо иметь два свидетеля и они должны быть адилями (т.е. которые не совершают большие грехи и не постоянствуют на малых). А если они не будут являться таковыми, то их свидетельство не действительно, как и это бракосочетание. Таким же образом нельзя брать в свидетели того, кто постоянно играет в шахматы.

В книге «Ианату-т-Талибин» пишется: «Возле трех имамов (Абу Ханифа, Малик, Ахмад) играть в шахматы является харамом, а возле Имама Шафии является макрухом (при вышеуказанных условиях)»

Как-то Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллагь) проходил рядом с группой людей которые играли в шахматы и сказал им: «Что за статуэтки, которыми вы так усердно заняты? Поистине, держать в руке раскаленный уголь, пока он не потухнет — для человека лучше, чем дотрагиваться до этих статуэток»! И после этого добавил: «Клянусь Аллагьом, не ради этого вы были созданы»!

Пусть Аллагь даст нам силы не приближаться к этим двум деяниям! Амин.

Салман-Хаджи
Стенограмма проповеди

[1] Фатава, стр 473
[2] Муслим №5896
[3] Фатава, стр 473
[4] Фатава

Источник

Можно ли играть нарды в исламе

можно ли играть нарды в исламе

Почему игра в нарды считается запрещенной? Как мне известно, в качестве причины называют трату времени. Однако в этом случае и такие вещи, как просмотр фильмов или компьютерные игры, могут считаться грехом. Так ли это?

В соответствии с общепринятым мнением, игра в нарды является запрещенной. Причина этого запрета заключается не в расточительстве свободного времени. Запретность этой игры упоминается в одном из хадисов, в котором говорится: «Тот, кто играет в нарды, тот восстал против Аллаха и Его посланника» (Абу Давуд, Адаб, 56; Ибн Маджа, Адаб, 43; Муватта, Руйа, 6).

Причиной запрета игры в нарды не является трата свободного времени или привыкание к азартным играм. Эти аспекты могут быть лишь гранями мудрости этого запрета. Если же сказать, что именно это является причиной запрета, то в этом случае следовало бы, что при отсутствии этих самых причин, игра в нарды считалась бы разрешенной. Например, кто-то может сказать: «После работы, чтобы немного отдохнуть, мы хотим десять минут поиграть в нарды». Вполне возможно, что это покажется человеку вполне безобидным и приемлемым. Но даже в этой ситуации игра в нарды запрещена.

По поводу запретности игры в нарды существует единогласное мнение четырех мазхабов. Игра в нарды считается запрещенной независимо от цели игры: проведение досуга, игра на деньги или иной.

В связи с этим хотелось бы добавить: любое дело, которое отвлекает человека от поклонения и, в частности, от совершения намаза, является недозволенным. Это дело может быть как игрой, так и чем-то серьезным.

Кроме того, все, что оказывает негативное влияние на душевное состояние человека, так же в зависимости от ситуации может быть либо харамом, либо макрухом.

От подобных вещей невозможно постоянно находиться на удалении. Так как человек не может сохранять одинаковую степень внимания и бдительности на протяжении всех 24 часов. Как человек нуждается в совершении поклонения, так же он нуждается в еде, питье, отдыхе и развлечениях, конечно же, в рамках дозволенного. Религия охватывает все эти аспекты.

Но наряду с этим, все вновь возникающие виды развлечений не могут быть сами по себе харамом, то есть они будут считаться харамом, если представляют собой причину или средство его совершения. Что же касается фильмов и телевизионных передач, в содержании которых нет ничего запрещенного, то они не могут считаться харамом. Однако всегда следует помнить следующее правило: «Все, что ведет к хараму, является харамом».

Источник

Форум для мусульман

можно ли играть нарды в исламе можно ли играть нарды в исламе

можно ли играть нарды в исламе можно ли играть нарды в исламе

можно ли играть нарды в исламе можно ли играть нарды в исламе

можно ли играть нарды в исламе можно ли играть нарды в исламе

можно ли играть нарды в исламе

Азартные Игры (Нарды, Шахматы и др) и Искупление

Сура 2
219. Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы».

шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди

О запрещении игры в нарды

2260. Сулейман Ибн Бурайда сообщил, что Пророк, мир ему и благословение АЛЛАХА, сказал :
«Поигравший в нарды словно окрасил свою руку в мясо свиньи и ее кровь».
Сахих Муслим

Источник

Шахматы и нарды

Игра в шахматы является ли харамом или нет?

Можно ли мусульманину (мусульманке) играть в шахматы?

Во-первых, необходимо сразу оговориться, что ни в Коране, ни в Сунне про шахматы ничего не сказано, в отличие, например, от игры в нарды[1].

Но в то же время об игре в шахматы упоминается даже в очень древних богословских трудах, так как мусульмане знали об этой игре еще во времена сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Например, рассказывается, что такие сподвижники Пророка, как Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Абу Муса аль-Аш‘ари, Абу Са‘ид и ‘Аиша относились отрицательно к этой игре. Говорили, что играть в нее нежелательно (макрух). Ибн ‘Умар считал, что шахматы даже хуже, чем нарды. А от имама ‘Али ибн Абу Талиба передаются бескомпромиссные, безапелляционно порицающие высказывания относительно этой игры и играющих в нее. К примеру: «Однажды имам ‘Али проходил мимо группы людей, игравших в шахматы. Увидев их, он воскликнул: «Что это за статуэтки, над которыми вы так усердно работаете (которым вы полностью отдались)?!»

В то же время такие не менее известные ученые, как Абу Хурайра, Ибн Сирин[2], Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр[3], Са‘ид ибн аль-Мусайиб[4] и Са‘ид ибн Джубейр[5] разрешали играть в шахматы. Среди этих имен также упоминается имя Ибн ‘Аббаса.

Что касается хадисов о запретности игры в шахматы, то Ибн Кясир и другие богословы-мухаддисы говорили об их однозначной недостоверности и ложности[6].

Теперь обратимся к мнениям уважаемых богословов «золотых» веков иджтихада. Практически все ученые того времени говорили о запретности (макрух или харам) игры в шахматы[7]. Они проводили аналогию с нардами и поясняли, что это — иностранная игра, отвлекающая нас от важных и нужных дел[8].

Те же, кто говорил о допустимости этой игры, отмечали, что она отличается от нард. Если нарды — пустая игра, где все зависит от случая и удачи, то шахматы — игра, требующая от человека последовательности, расчета, развивающая мышление и логику.

В то же время все без исключения исламские богословы говорили, что любая игра, отвлекающая человека от своевременного выполнения одной из обязанностей (фард) пред Всевышним, пред семьей, родителями и т. д., становится однозначно запретной (харам), даже если о ее запретности нет прямого канонического повествования (хадиса)[9].

Рамадан аль-Буты, из числа авторитетных ученых ХХ века, например, говорил[10] о том, что, «если играть в шахматы в меру (по времени, которое тратится на это; по вниманию, что уделяется этому), то я не вижу чего-либо страшного. Считаю, что это допускается. Прямого текста о запретности шахмат в хадисах нет, в отличие от игры в нарды»[11].

Имам аль-Кардави также говорит о разрешенности игры в шахматы, но оговаривает необходимые при этом три условия:

1. Чтобы игра в шахматы не отвлекала человека от тех или иных обязательных дел, в том числе и от своевременного выполнения молитвы-намаза.

2. Чтобы игра не велась на деньги или иное вознаграждение, получаемое выигравшим.

3. Чтобы игрок оберегал свою речь от ругательств, грубостей и оскорблений[12].

Моей обязанностью пред Всевышним было последовательно изложить вам мнения ученых исламского богословия по данному вопросу. Что же касается того, как вам поступить в практическом плане, в немалой степени решать вам самим. Но видя, сколь мусульмане отстали во многих областях современной жизни и то, сколь немало у нас проблем, особенно у тех, которые прошли через тяжелейшие, хотя бы с психологической точки зрения ситуации, думаю, что предпочтение нужно отдать тому, что активно развивает и поднимает на новые уровни всестороннего благополучия и успеха[13].

И только Всевышнему ведомо все.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Играть в нарды канонически запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто играет в нарды, тот проявляет непокорность Аллаху (Богу, Господу) и Его посланнику». Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и Абу Дауда. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 403, хадис № 3762, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 542, хадис № 9007, «сахих».

В другом достоверном хадисе сказано: «Играющий в нарды подобен тому, кто опустил руку свою в мясо свиньи и ее кровь». Хадис от Бурейды; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 928, хадис № 10–(2260); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 403, хадис № 3763, «сахих».

[2] Ибн Сирин (таби‘ий) — один из богословов первого поколения после сподвижников пророка Мухаммада. Брал уроки у ученых из числа сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 4. С. 606.

[3] Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр родился в 61 г. по хиджре. Брал уроки у известных ученых-богословов первого поколения. Умер в Багдаде в 146 г. по хиджре. См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 6. С. 34.

[4] Са‘ид ибн аль-Мусайиб (таби‘ий) — один из ученых первого поколения после сподвижников пророка Мухаммада. Родился примерно на второй год правления праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Брал уроки у ученых из числа сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Умер в 93 г. по хиджре. См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 4. С. 217.

[5] Са‘ид ибн Джубейр (таби‘ий) — один из ученых первого поколения после пророка Мухаммада. Брал уроки у сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 4. С. 321.

[6] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 10 т. Каир: аль-Куллият аль-азхарийя, 1978. Т. 10. С. 27, 28; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 6. С. 509.

[7] Большая часть ученых говорила о запретности (харам), а некоторые, например богословы-шафииты, сказали только о нежелательности (макрух танзихан). В некоторых трудах говорится о том, что имам аш-Шафи‘и разрешал играть в шахматы, обосновывая это отсутствием запрещающего хадиса и отличием игры в шахматы от игры в нарды. Но в то же время оговаривалось, что данная игра не несет явной пользы для жизни человека и его религиозности. Поэтому, даже если и допускается, все равно остается нежелательным.

[8] Учитывайте, что мусульмане того времени, особенно первых веков после смерти Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), очень сильно отличались от современных представителей Ислама. Они хорошо знали, что за столь короткую (в пятьдесят-шестьдесят лет) жизнь им нужно сделать много благого и полезного. Передать потомкам богатое духовное и интеллектуальное наследие прошлого, подняв его на очередной высокий уровень завтрашнего дня. Они очень дорожили временем, в отличие от нас, и в этом, на мой взгляд, одна из основных причин, по которой они не считали нужным отвлекаться на пустое и бесполезное.

Это именно то, что я увидел и понял, собирая материалы по данной теме.

[9] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2663; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 508, 509; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Стамбул: Кахраман, 1984. Т. 6. С. 394; Зафар Ахмад аль-‘Усмани. И‘ляу ас-сунан [Возвеличивание (возвышение) Сунны]. В 22 т. Карачи: аль-Кур’ан ва аль-‘улюм аль-исламия, 1415 по хиджре. Т. 17. С. 458, 459; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 1 т., 5 ч. Стамбул: Чагрэ, 1980. Ч. 4. С. 163, 164.

[10] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 199, 200.

[11] Осмелюсь заметить, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) такая игра, как нарды, имела место быть, и Пророк оговорил однозначный запрет относительно нее. А вот шахматы появились уже после смерти пророка Мухаммада, поэтому они никак не охарактеризованы в Сунне. Именно из-за этого ученые некоторым образом расходились во мнении: одни проводили сравнительную аналогию (кыяс) с нардами, а другие говорили, что шахматы в корне отличаются от игры в нарды и не могут сравниваться с ними.

[12] См.: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1997. С. 260, 261; аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. С. 272, 273.

[13] Рекомендую книгу Д. Колвина «Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!» М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *