можно ли играть на скрипке сидя

Как научиться играть на скрипке

Достаточно много взрослых признаются в детской мечте стать великим скрипачом. Однако по определенным причинам мечта так и не осуществилась. Большинство музыкальных школ и учителей убеждены в том, что начинать обучение во взрослом возрасте поздно. В материале статьи расскажем о том, можно ли научиться играть на скрипке взрослому и с какими трудностями можно столкнуться, если вы захотите начать этим заниматься.можно ли играть на скрипке сидя

Возможно ли научиться играть на скрипке

Сидя дома и выполняя задания из самоучителей освоить этот инструмент не получится, поскольку музыканты обычно оценивают его как в достаточной степени сложный. Как быстро научиться играть на скрипке? При освоении азов игры может потребоваться много терпения и упорства. В арсенале каждого музыканта можно встретить множество эффективных примеров звукоизвлечения.

Возможно ли научиться играть на скрипке в любом возрасте? Безусловно этот процесс гораздо проще дается детям, но если иметь сильное желание и целенаправленность, то его освоить может даже взрослый.

Как играть на скрипке для начинающих

Прежде чем начать осваивать мастерство, необходимо приобрести инструмент. Его лучше покупать в специализированном магазине. При выборе необходимо обратить внимание на размер.

То, какого размера инструмент необходим, зависит от длины руки музыканта, то есть, в целом, рост имеет значение. Как правило, рост человека зависит от его возраста. Для взрослых наилучшим размером будет четыре четверти. Остальные, как правило, меньше. В любом случае примерка и проверка того, как он звучит, на месте обязательна.

Качественный инструмент найти непросто, велика вероятность наткнуться на плохо звучащий экземпляр. Выбирая модель, лучше руководствоваться мнением опытных в этом деле людей, можно обратиться в нашу Школу Fmusic, и преподаватели тщательно подберут подходящий вам инструмент. Приобрести его также можно будет у нас.

Начинать знакомство с инструментом следует с его настройки, ведь действие это необходимо проводить регулярно и оно не должно отнимать много времени. Настраивать скрипку немного сложнее, чем гитару.

Перед началом музицирования нужно подтянуть смычок и обработать его канифолью. Затем с помощью камертона настроить струны на необходимые ноты. Ну а потом уже можно постигать, как научиться играть на скрипке и приступать к практике.

Освоение музыкального инструмента состоит из следующих этапов:

После освоения основ можно смело начинать увеличивать сложность упражнений. Начинать тренировки можно с 15 минут, постепенно увеличивая время до шестидесяти минут, а то и больше, в день. Каждый человек вправе практиковаться столько времени, сколько считает нужным. Многих новичков интересует, за сколько можно научиться играть на скрипке. Точный ответ сказать не представляется возможным, ведь все зависит от конкретной личности. Ели человек начал заниматься на этом музыкальном инструменте, то он всю жизнь продолжает учиться.

Можно ли научиться играть на скрипке взрослому

Некоторые люди глубоко убеждены в том, что научиться играть на скрипке с нуля взрослому невозможно. На самом деле спешим вас уверить, что возраст – это не такое уж непреодолимое препятствие на пути к мечте. Каждый человек, обладающий музыкальным слухом, может успешно освоить азы музицирования на инструменте.

А слух, в свою очередь, можно развить, даже если вы считаете, что предпосылок для этого никаких нет.

Фактически, музыкантом может стать совершенно любой.

Сложно ли научиться играть на скрипке взрослому, спросите вы? Безусловно, ребенку намного проще освоить музыкальный инструмент. Ведь дети за счет органических особенностей имеют высокую предрасположенность к обучению. У людей старшего возраста меньше предрасположенности к обучению, запоминанию, развитию определенных навыков. В силу этого необходимы гораздо большие время- и трудозатраты для достижения поставленной цели.

Прежде чем принять решение о начале обучения, необходимо ознакомится с главными особенностями процесса:

Таким образом, в любом возрасте можно освоить скрипку. Мотивированность процесса обучения у взрослых сможет компенсировать те недостатки, которые связаны с возрастом ученика.

Как научиться играть на скрипке с нуля

Все хоть раз в жизни слышали исполнение классических скрипичных произведений. Скрипка – это уникальный мелодичный инструмент. Если вы серьезно задумали освоить его, то помните, что этот путь довольно труден и быстрота обучения будет зависеть от степени вашей старательности. Наилучшим вариантом, безусловно, будет, если вы пройдете его с личным преподавателем. У нас в Fmusic вы найдете себе профессионального преподавателя по душе. Он сможет составить наиболее эффективный план занятий и достигнуть того уровня игры, который требуется.

С чего начинать и как научиться играть на скрипке с нуля? В идеале необходимо освоить сольфеджио и теорию музыки. Последнее способствует развитию музыкального слуха. Интонированием по нотам необходимо заниматься по несколько раз на неделю. Такой подход позволит сделать чтение нот по сольфеджио для вас в достаточной степени легким занятием.

Если вы будете ориентироваться в нотах, это значительно улучшит вашу игру. Однако если вы примете решение не тратить время на изучение этого предмета, преподаватель не будет настаивать. Этим мы и отличаемся от классических музыкальных школ. Изучение только того, что хочется ученику – гарантия получения позитивных эмоций от занятий. Также, если вы поймете, что музицирование на скрипке вас больше не привлекает, мы сможем предложить другие интересные курсы. К примеру, занятия по гитаре или фортепиано.

Материалы по теме

можно ли играть на скрипке сидя

Открытые уроки в классе скрипки

Хотите сходить на бесплатный открытый урок по скрипке с преподавателем? Это можно сделать в любой день. Узнайте как!

можно ли играть на скрипке сидя

Тяжело ли играть на скрипке

Тяжело ли играть на скрипке? На этот и другие вопросы новичков отвечаем в новой статье!

можно ли играть на скрипке сидя

Курсы скрипки

В нашей музыкальной школе FMusic мы регулярно проводим обучение скрипке. Узнайте про наши курсы и приходите к нам заниматься!

Источник

СКРИПКА
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСТВО

Заметки об игре на скрипке

Александр Тростянский

1.1. Прежде всего я хотел бы обратить внимание на свободу – мышечную свободу – при игре на скрипке. Только свободный аппарат позволяет управлять игровым процессом, затрачивая минимум сил и времени для достижения технических целей и высвобождая и то и другое для решения проблем музыкальных.

Это одна из немногих аксиом в нашем деле.

Свобода делает исполнителя хозяином, а не рабом инструмента.

Любой элемент постановки, любой приём, штрих – включая стаккато – должен проходить тест на зажатие!

Нудные упражнения могут стать источником просто-таки физиологического удовольствия, как при массаже или занятиях спортом.

Рассмотрим некоторые составляющие этой свободы, а также наиболее частые случаи скованности.

1.2. Ноги и весь опорный комплекс не должны быть слишком статичными. Статика вообще ведёт к скованности. Все части тела связаны между собой и скованность одной части неизбежно распространяется на остальные. Обыкновенно рекомендуемое устойчивое распределение веса на обе ноги хорошо для спокойной, без резких движений – во всех смыслах этого выражения – игры. Яркое же концертное исполнение, особенно в кульминационных местах предполагает стремительные движения ПР, которые м.б. уравновешены встречными движениями корпуса. Поэтому я предлагаю не стоять «столбиком», а едва заметно балансировать.

1.3. Одним из базовых условий свободной незажатой игры является свободный шейно-плечевой комплекс.

Встаньте прямо; плечи вперёд — вверх – назад и – распустили, расслабили. Скрипка кладётся на ключицу, голова слегка поворачивается влево и скула (не подбородок!) накрывает подбородник. Минимум давления, веса головы в принципе достаточно для удержания инструмента. Правильно подобранный и отрегулированный мостик (или подушка) поддерживает скрипку снизу, но не является ОСНОВНЫМ фиксирующим фактором. Избегайте поднятия плеча. Свободный, но уверенный захват скрипки позволяет раскрепостить ЛР, что особенно важно при переходах и при игре в высоких позициях.

1.4. Распространённый недостаток – напряжённое дыхание, «сопение». Почти всегда возникает в момент соединения. Довольно трудно поддаётся искоренению. Рекомендуемый способ – вычленение музыкального элемента, сопряжённого с дыхательным спазмом и замедленное, нарочито лишённое эмоционального наполнения его, этого элемента, проигрывание. Поскольку дефект связан с излишним старанием, акцент следует делать на одними руками, «без души», равнодушном выполнении, а не замедленном темпе.

Итак, свобода без разболтанности, собранность без зажатости.

Большой интерес представляет концепция извлечения сильного звука за счёт оптимального контакта между смычком и струной, а не за счёт примитивного усиления давления на смычок.

Вес руки, ощущаемый в достаточно низко находящемся локте, контролируется на уровне запястья, которое вместе с собранными кистью и пальцами играет роль рессоры – с вытекающими отсюда свойствами – гибкостью, но гибкостью весьма пружинистой. Не рекомендуется (кроме самого конца смычка) провал запястья, так как при этом хуже контролируется дозировка веса, а также высокая позиция локтя (потеря опоры).

«Скольжение по древку»

Кончиками-подушечками пальцев прикоснитесь к древку смычка и медленно поведите вниз, акцентируясь на ощущении сцепления, внимательного преодоления силы трения.

У всякого звука (за исключением колористических эффектов, но на то они и исключения, чтобы подтверждать правило) – даже самого лёгкого пиано — должна быть сердцевина. Это как тоненькая ниточка, вокруг которой образуется аура разного цвета-характера. Поэтому поначалу я рекомендую добиваться звука определённого, ровного и довольно резкого, пронзительного, точного. Для этих целей – а также для целей культивирования навыка контроля сцепления смычка со струной — наилучшим местом является зона чуть ближе от середины к подставке.

Прикоснулись смычком к струне, покачались немножко, ощущая упругость и того, и другого и, ощутив внезапно тяжесть в локте, повели вниз, не перегружая звук до хрипа, но и не «вставая на цыпочки», чувствуя каждый сантиметр смычка, чуть-чуть подтягивая его к подставке – там лучше сцепление.

Небольшой смычок вверх, вниз;

Стоп. Остановка без снятия веса, как в стену упёрлись. Лучше поначалу пусть поскрипывает. Потом скорректируете количество веса, необходимое для того, чтобы «остаться на струне» без излишних шлаков.

Проверили состояние всех «узлов» – от плеча до пальцев.

Соединение смычков (на данном этапе) происходит без участия пальцев и кисти, без всех этих пронаций-супинаций. Обратите внимание на форму кисти-пальцев при движении от колодки. Именно в это положение вы и должны вернуться. «Как ушёл – так пришёл». Излишняя свобода=расхлябанность ведёт к зачастую уже неконтролируемым поддёргиваниям при сменах смычка. Умение произвести соединение без этих ужимок представляется мне важным, это как умение провести простую прямую линию.

При движении вверх как бы подтягивайте немного смычок к себе безымянным пальцем, смычок пойдёт чуть-чуть к подставке, интенсифицируя сцепление со струной. Кисть-пальцы немного подсобираются.

То же самое, но несколько нот в одну сторону – несколько в другую: типа крупного стаккато.

Атаки – разные по характеру, со струны и с воздуха, вниз и вверх.

Cкрадывание атаки — самый сглаженный тип соединения. Новый смычёк начинается как бы вскользь, из воздуха, не сразу, постепенно раскручивая струну. Такое своеобразное наслоение одного смычка на другой.

Следите за тем, чтобы при игре не возникало воздушных пузырей, пустого звука, проброса смычка. Обратная сторона – смычёк должен двигаться, находить звук НА движении, чрезмерная внимание к игре “в струну” может привести к перегруженности звука, некоей его натужности, отсутствии свободного дыхания в нём.

Чем вокальнее музыка, тем важнее “дыхание” смычка.

Обращайте внимание на завершения смычков. От них так же, как и от атаки, зависит выразительность исполнения. Попробуйте передать различные состояния, настроения, варьируя завершения смычка.

Если мотив заканчивается на diminuendo, попробуйте выполнить нюанс не облегчением, а торможением, замедлением смычка – приём, владение которым необходимо каждому скрипачу.

Особую роль концы смычков приобретают в музыке, прерываемой паузами.

Последние ноты лиги, особенно в кантилене, хорошо слегка перетянуть – по времени. Но не переусердствуйте с плотностью: это может привести к эффекту несколько задавленной, безвоздушной игры, создаётся ощущение некоторой узости.

Иногда полезно представить, что смычок играет сам, а рука только находится на нём. Наши руки зачастую умнее нас, мы только мешаем им естественно двигатьсяJ

3. Левая рука

Допуская постановку, при которой шейка скрипки ложится на подушку большого пальца, я отдаю предпочтение более глубокой хватке.

Исходное положение: 2-й палец поднят несколько выше 1-го, 3-й выше 2-го и 4-й выше всех. Основной тип падения пальцев (может быть разный!) я бы охарактеризовал словом «отсекание» струны, а тип импульса, даваемого пальцу, я бы сравнил с работой настенного выключателя: чрезвычайно легко, но очень чётко. Конечно, никакого дополнительного нажатия. Добиваться полной независимости пальцев нет необходимости, но немного поработать над тем, чтобы они не слишком «переживали друг за друга» стоит.

Пальцы ЛР должны всегда точно знать — уже в воздухе – куда они приземлятся, д.б. собраны в аппликатурные группы, нацелены на определённую интонацию и падать, подобно литерам пишущей машинки, на совершенно определённое место. Именно правильное положение пальцев в воздухе гарантирует стабильность интонации.

Особое внимание следует уделять моментам перемены угла падения пальца. Например, Д7 от 1 пальца: в этом случае 3-й сменит свой угол с высокого на низкое. Произойти это должно при поднятии пальца после терцового звука.

Вообще, на поднятие пальцев нужно обращать внимания не меньше, чем на падение.

Фиксируйте момент расслабления пальца при поднятии.

При переходах из позиции в позицию сохранение квартового положения является общим правилом. Из наиболее часто встречающихся исключений – заключение арпеджио, когда последний переход должен доставить руку в положение, позволяющее оптимально (с наименьшими вытяжениями) брать все 3 или 4 ноты аппликатурной группы. Исходить в первую очередь из удобства 4 пальца как слабейшего. Следует стремиться к сохранению им по возможности округлого положения, в любом случае он не должен быть провален.

уплощённое положение пальцев – против обыкновенного вертикального. Этот приём порой имеет расслабляющий эффект, однако не следует им злоупотреблять.

мягкая постановка ПЦ на струну в кантилене, с целью добиться большей слитности. Особое внимание на отсутствие давления!

Переходы осуществляются всегда пиано и легато, невзирая на характер исполняемого. Это не значит, что нужно возить пальцем по грифу, просто никогда не дёргайте руку из позиции в позицию, самое ловкое и быстрое движение может (и должно) быть плавным.

Стандартный переход делается на предыдущем пальце и заканчивается отсечением струны следующим.

Рука тянется к новой позиции, в то время как предыдущий палец ещё остаётся в прежней. Затем нажатие его предельно ослабляется и ставится следующий палец, уже в новой позиции.

Техника переходов-«подъездов»: быстрая доставка руки в положение непосредственной близости к цели, затем замедленная доводка постепенно разгибающимся в нормальное положение (следовательно, в процессе перехода он слегка подобран) пальцем.

В случае длинного перехода рука готовится к нему от локтя, как бы предвосхищая движение кисти-пальцев. То же в случае нескольких переходов подряд – не фиксироваться в промежуточной (1-й новой) позиции, а быть готовой к новому перемещению.

Иногда целесообразно применить т.н. приём «якоря». Скажем, при игре гаммы терциями перемещаться только игровыми пальцами, а большой палец установить в некое промежуточное положение, одинаково подходящее для 1 и 3 позиций. Особенно удобно при быстром темпе.

При нисходящем движении из высоких позиций большой палец также часто играет роль своеобразного позиционного якоря, перемещаясь из позиции в позицию не вместе с остальными пальцами, а попеременно с ними.

Стандартная позиционная организация пальцев левой руки – квартовая – должна быть доведена до автоматизма. Как один из вариантов «воспитания» может использоваться медленное скольжение октавой по каждой из пар струн от 1 до, допустим, 8 позиции. Обращайте внимание на коррекцию локтя при переходе в высокие позиции и сохранение комфортной закруглённой формы пальцев, особенно мизинца.

Но, с другой стороны, квартовое положение не должно быть жёстким. Существуя в качестве основы, оно должно быть легко изменяемо. Если встречается пассаж с изменением угла падения пальцев, вытяжениями, сужениями, кисть может слегка подстраиваться под эти изменения.

При растянутом положении руки (фингерзация, децимы) не выпячивайте запястье, наоборот, попробуйте забрать его под гриф.

В фингерированных октавах отчётливо поднимайте 4 палец в округлое положение.

Длительности в двойных: восьмые (по 4 на смычок), шестнадцатые и пассаж (вся гамма в одну сторону на один смычок).

Источник

СКРИПКА
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСТВО

Учиться играть на скрипке – мифы и реальность

Ализа Керен

Скрипка – загадочный инструмент, красивая игра на скрипке часто кажется недостижимой, существует множество мифов и утверждений об обучении игре на скрипке, вот некоторые из них:

Для профессиональной игры на скрипке абсолютный слух не обязателен, хотя «абсолютники» — скрипачи имеют преимущество перед не имеющими абсолютный слух.

Проявляется это, например, в умении подхватить и сыграть мелодию на слух без репетиций в незнакомом ансамбле, хотя это умение ценится не только у скрипачей, а также и у любых других музыкантов. В оркестровой игре или в ансамблевой классической (квартет, трио и пр.) наличие абсолютного слуха не играет решающей роли.

Абсолютный слух – это только память высоты звуков.

Для профессиональной игры на скрипке гораздо важнее тонкая настройка музыкального слуха, которая отличается от фортепианного хроматического строя, то есть скрипачу совершенно необходимо уметь слышать разницу звуков, меньшую, чем полтона. Эта способность развивается в процессе внимательного прослушивания скрипичной музыки, а также занятий с педагогом скрипки, который может дать услышать различные варианты одной и той же ноты, например, в применении к разным аккордам или в связи с художественными задачами.

Наверное, этот миф родился в связи с картинками, на которых изображен Паганини 🙂 Безусловно, он был гением, но существовало и существует множество прекрасных скрипачей – невысоких, плотных, с пухлыми короткими пальцами (Д. Ойстрах, И. Стерн, И. Перельман, В. Овчарек и др.), которые доказали, что длина пальцев не играет решающей роли в профессиональной карьере.

Что важно для рук скрипача – гибкость суставов, хорошая координация и наличие мягких подушечек на кончиках пальцев. Это дает возможность тонкой нюансировки скрипичной игры.

(см. Возможно ли обучение взрослых на скрипке с нуля? )

Да, профессиональных скрипачей начинают учить в среднем с 4-7 лет, но это не значит, что в более старшем возрасте невозможно научиться играть.

Решающую роль играют талант ученика, профессионализм педагога и регулярность правильных занятий на скрипке.

Профессиональные скрипачи (солисты, участники музыкальных конкурсов, оркестранты, студенты, учащиеся музыкальных школ, быстро продвигающиеся по программе) занимаются скорее много, чем мало (3-8 часов в день), особенно если они должны быстро охватить большие объемы нотного материала.

Но… чем выше профессионализм музыканта, тем меньше требуется ему времени на освоение нового материала и поддержание ранее игранных программ, при этом качество игры остается высоким.

Это происходит за счет

(см. Сольфеджио – для чего оно? ),

Начинающему скрипачу вне зависимости от возраста в первую очередь необходимо работать над качеством первых трех пунктов, это требует усиленной работы головой, в меньшей степени – руками. Есть способы заниматься вообще без скрипки, что очень экономит время и физические силы.

С маленькими детьми работу над п.1-3 берет на себя педагог, а также родители под его чутким руководством. Постепенно ребенок начинает заниматься самостоятельно с учетом привитых ему правильных навыков.

Взрослые начинающие скрипачи самостоятельны в занятиях на скрипке, от педагога требуется детальный «рецепт» — план задач и способы их выполнения, иначе может разыграться следующий типичный грустный сценарий.

Ученик «пилит» на скрипке 1-2-3 часа, приходит на урок с чувством выполненного долга и говорит: Я много играл на скрипке, но у меня не получается. Педагог: Надо заниматься больше! Ученик занимается 4-6 часов, в хорошем случае путем проб и ошибок что-то получается, хоть и не всегда стабильно. В плохом случае учащийся переигрывает руки и бросает занятия скрипкой… занавес…

Свобода игры на скрипке (п.4) – умение, в первую очередь зависящее от правильных занятий, а не большого количества часов, проведенных с инструментом в руках!

Выражения «Лучше меньше, да лучше» и «Тише едешь – дальше будешь» в полной мере себя оправдывают. Должна накопиться «критическая масса» тщательно проработанных элементов скрипичной техники и их ощущений, тогда вы сможете играть свободно, легко и выразительно, у вас появится красивый звук и чистая интонация – эти качества хорошей игры на скрипке не зависят от репертуара и требуются на любом уровне.

Не давайте себе заучивать ошибки и играть много часов зажатыми руками!

Лучше потрудитесь продумать материал урока, мысленно проработать правильные движения, выучить ноты наизусть голосом (это можно делать без инструмента) – пользы будет несравненно больше, чем бессмысленные часы «пилежки».

С приходом в нашу жизнь интернета, в котором имеется огромное количество написанных материалов по технике скрипичной игры, а также многочисленные видео уроки на youtube, показывающие, как играть на скрипке, складывается впечатление, что это возможно.

Напичкавшись разнообразной информацией о скрипке, начинающий скрипач пытается применить эти знания на практике, и тут выясняется в который раз, что знать и уметь – вещи весьма и весьма разные…

Что мешает соединить эту информацию воедино самостоятельно?

Педагог скрипки необходим для того, чтобы

Источник

Можно ли играть на скрипке сидя

можно ли играть на скрипке сидя

можно ли играть на скрипке сидя

можно ли играть на скрипке сидя

При наличии высокой мотивации и хороших физических данных, при интенсивных занятиях,как мне кажется, у взрослых есть немалые перспективы к освоению инструмента.

Другой вопрос в физических данных.Даже у взрослых женщин, которые начинают заниматься после 20 лет наблюдается зачастую излишняя зажатость обеих рук, преодолеть которую не всегда возможно даже со временем.

можно ли играть на скрипке сидя

можно ли играть на скрипке сидя

Да.Подразумевается, что у женщин меньше проблем с напряжением в кисти, так как женщины менее подвержены тяжелым физическим нагрузкам,в том числе на руки.(ну если только это не заядлая домохозяйка, которая каждый день с рынка возвращается с 10килограмовыми авоськами)

В то время как у мужчин в силу сложившихся традиций с детства проповедуется культ физической сил итд.(опять же существуют исключения)

можно ли играть на скрипке сидя

Ну, это не более, чем среднеарифметический стереотип. Всякие бывают. Скорее зависит от возраста. Очень большая разница между 20 и 40 годами.

Мужчины-грузчики вряд ли пойдут на скрипке учиться 🙂

можно ли играть на скрипке сидя

Стереотип то стереотип, но к сожалению часто подвтерждается на практике =(

можно ли играть на скрипке сидя

можно ли играть на скрипке сидя

можно ли играть на скрипке сидя

можно ли играть на скрипке сидя

можно ли играть на скрипке сидя

можно ли играть на скрипке сидя

да уж, если бы кто-то «очень удивился моему желанию», то я, как пугливый человек с нежной психикой, вряд ли бы уже чего-то захотела.

Лично я так много имею дела с начинающими взрослыми, что даже как-то странно, что это ещё может быть экзотикой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *