можно ли играть на скрипке без мостика
Можно ли играть на скрипке без мостика
Не знаю до сих пор, что стало причиной того, что я решил снять мост. Одним из существенных поводов можно назвать иное ощущение звучания инструмента, оно оказалось более полным, свободным, открытым.
Нижеизложенное призвано помочь тем, кто, как и я, ищет новых ощущений, звучания, красок, поскольку отбросить «костылик», как в шутку порой называют скрипичный мост музыканты, оказалось ой как не просто. Ведь существенно меняется постановка левой руки и все связанные с её деятельностью элементы игры: переходы, позиционные ощущения, вибрато.
Рассмотрим 2 варианта:
1. закруглённый БП, шейка скрипки опирается в месте сгиба БП (и, практически всё время, на основание указательного пальца) и
2. прямой БП, находящийся постоянно под грифом и поддерживающий скрипку.
Более прогрессивным считается 1-е положение, ему меня в детстве и учили. Попробовать 2-е меня заставило неудобство при переходе из первых 4-х позиций в более высокие. Часто БП «запирал» руку, не позволял ей скользнуть выше. Фактически, для выхода в верхние позиции необходимо вытолкнуть гриф из «рогульки», образованной большим и указательным пальцами. Особенно проблематично выходило при игре двойных нот.
Держание БП под грифом обладает несколькими достоинствами:
— единое его (БП) положение, не надо менять ничего при переходе в высокие позиции
— упрощение взаимодействия с остальными пальцами (векторы усилия направлены точно один против другого)
— радиус действия расширенной позиции увеличивается по сравнению с держанием БП сбоку
— вибрато с некоторой точки зрения облегчается, амплитуда его увеличивается
Очевидно, но не будет лишним напомнить, что не следует сжимать скрипку челюстью. Подбородник лишь слегка помогает ей не выскользнуть при движении руки вниз по позициям. Любопытным образом можно ощутить некую стабильность, если смычок хорошо прилегает к струне. Вес смычка как бы передаётся на большой палец левой руки.
Менее статичное положение скрипки является благодатным полем для культивирования небольших (слабых) взаимодействий, движений между руками для детализации и усиления выразительности штрихов и агогики в целом. Такое, можно сказать, плавающее состояние помогает избавиться от статического напряжения, порой возникающего даже при хорошей постановке.
Автор: Тростянский А.Б.
Можно ли играть на скрипке без мостика
С мостиком держать скрипку мне неудобно. Мостик регулируется как угодно, даже гнется, но все равно неудобно (либо скрипка сваливается, либо плечо зажимается).
Подушку не пробовал.
Преподаватель (занимался один раз) сказал, что надо найти «удобное положение». Но найти пока не удалось.
Вот. Вы не из Москвы? Сейчас Вам посоветует педагог поудобнее взять скрипку между плечом и подбородком, вклинить ее туда, чтобы как влитая-каменная стояла. И ходить с ней по комнате. Просто походить, не играя. Потом посоветует «повесить руку» на пальцы левой руки. В результате атаки звука Вам не видать никогда, потому что вся левая половина туловища образует со скрипкой бетонное основание, но зато через годик занятий на шее образуется кровавое отверстие, по которому легко в метро можно узнать активно практикующего скрипача московской школы.
Это и имел в виду Ауэр, когда писал о вредных привычках.
Вот. Вы не из Москвы? Сейчас Вам посоветует педагог поудобнее взять скрипку между плечом и подбородком, вклинить ее туда, чтобы как влитая-каменная стояла. И ходить с ней по комнате. Просто походить, не играя. Потом посоветует «повесить руку» на пальцы левой руки. В результате атаки звука Вам не видать никогда, потому что вся левая половина туловища образует со скрипкой бетонное основание, но зато через годик занятий на шее образуется кровавое отверстие, по которому легко в метро можно узнать активно практикующего скрипача московской школы.
Это и имел в виду Ауэр, когда писал о вредных привычках.
Я из Москвы.)) Не понял, какая связь между держанием скрипки и местом жительства.)
А что Вы посоветуете? Как держать? На что ориентироваться?
Хорошая книга: Гертович Роман Юльевич «Записки педагога-скрипача». Так же есть немало методической литературы посвящённой этой и другим темам. Почитаете и составите своё личное мнение
А где взять эту книжку? в сети есть? Или надо, боюсь этого слова, покупать?
Я придерживаюсь наиболее естественного и наиболее свободного способа держания инструмента.
Я-то как раз придерживаюсь наиболее зажатого держания и наиболее кривого проведения. Опять же, профессиональные болезни так получить легче, нет, ну Вы не правы, все-таки, с вашей свободой.
Я из Москвы.)) Не понял, какая связь между держанием скрипки и местом жительства.)
Я считаю, что все разговоры: с мостом играть или без исходят от непрофессионалов, любителей, далёких от постоянной многочасовой работы, особенно в симфоническом оркестре и подготовки больших сольных программ. Безусловно мост-это большое подспорье, способствующее освобождению всей левой руки скрипача и расширяющее его технические и звуковые возможности.
Насколько я понимаю, непрофессионалы, любители, далёкие от постоянной многочасовой работы и подготовки больших сольных программ это:
Ф.Крейслер
Я.Хейфец
И.Стерн
И.Менухин
Д.Ойстрах
Л.Коган
Н.Мильштейн
И.Перлман
а также те, кто непрофессионально, по-любительски и без подготовки больших сольных программ известны с более раннего времени:
И.Иоахим
Н.Паганини
Г.Венявский
и т.д.
А где взять эту книжку? в сети есть? Или надо, боюсь этого слова, покупать?
Я-то как раз придерживаюсь наиболее зажатого держания и наиболее кривого проведения. Опять же, профессиональные болезни так получить легче, нет, ну Вы не правы, все-таки, с вашей свободой.
«Записки педагога-скрипача» к нам перешли от автора-известнейшего педагога с которым мне посчастливилось общаться. В Москве в продаже встречалась. Также можно почитать «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики» сборник статей Москва 1968г, Е. Камилларов «О технике левой руки скрипача» и многое из наследия Ямпольского, Берлянчика и др методистов. А по поводу напряжений и зажатого держания-вы ещё пересмотрите свои взгляды.
Совершенно верно! Однако, через 10 лет после своего изобретения, Иегуди Менухин на каждом мастер-классе говорил, что он ошибся и не надо использовать его мостики.
«Записки педагога-скрипача» к нам перешли от автора-известнейшего педагога с которым мне посчастливилось общаться. В Москве в продаже встречалась. Также можно почитать «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики» сборник статей Москва 1968г, Е. Камилларов «О технике левой руки скрипача» и многое из наследия Ямпольского, Берлянчика и др методистов. А по поводу напряжений и зажатого держания-вы ещё пересмотрите свои взгляды.Боюсь, что уже нет 🙂
Питерская школа рулит! :fan: 😆
Ой, я на экзамене? 🙂 Простите не готова к сдаче. Что у него совсем нет учеников? А мне книги понравились. Жалко нет картинок(это серьёзно):-)
Боюсь, что уже нет 🙂
Питерская школа рулит! :fan: 😆
Да, но насколько мне известно, Гертович-ученик Цейтлина, который был в свою очередь учеником Леопольда Ауэра. из Питера тянется ниточка
Тот не ошибается, кто ничего не делает. У каждого педагога в начале работы могут быть ошибки, даже у самых лучших.
Мазель зато сейчас отдает долги человечеству 🙂
Быыыло тринааадцать разбоооойникоооов
Быыыл Кудеяяяр атамаааан.
Бывает, что ученик очень легко приспосабливается к инструменту и мостик (с маленькими- в самом-самом начале должна быть подушечка) подрегулировать просто. Даже при достаточно длинной шее. Это как талант. У меня есть примеры, когда с первых уроков у учащегося всё вставало на место. Часто переучивать сложно(особенно взрослых), сложно переубедить бывает, даже если у учащегося очевидны зажимы, мешающие игре и (весьма часто) искривления позвоночника.
Бывает, что ученик очень легко приспосабливается к инструменту и мостик (с маленькими- в самом-самом начале должна быть подушечка) подрегулировать просто. Даже при достаточно длинной шее. Это как талант. У меня есть примеры, когда с первых уроков у учащегося всё вставало на место. Часто переучивать сложно(особенно взрослых), сложно переубедить бывает, даже если у учащегося очевидны зажимы, мешающие игре и (весьма часто) искривления позвоночника.
А я люблю сразу ставить скрипку на мостик! Почему в самом начале с маленькими должна быть подушечка? С них скрипка соскальзывает, появляется излишний зажим.
[QUOTE=violinbow;1008983]С Во всяком случае, это менее вредно, чем мостик, да и не пропадает ощущение близкого родства с инструментом.
А чем так вредны мостик и подушечка?
Многие известные скрипачи играют с мостами. Тут на днях смотрела Д. Белла. Он играл с мостом.
А подбор подбородника вещь не менее важная чем регулировка моста. Но многие выросли на подбородниках советского образца и ничего 🙂
Удобный и по высоте отрегулированный подбородник- очень важная составляющая экиперовки скрипача. Кроме всего прочего, высокий(в меру) подбородник позволяет приблизить инструмент к ключице и тем самым будет способствовать более естественной работе плечевого сустава правой руки и создаст для зрения более комфортные условия (благодаря удалению глаз от подставки).То есть по сути (в идеале) регулировка моста должна сочетаться с настройкой подбородника по высоте- по форме. Есть современные технологии, способные изготавливать такие подбородники из лёгких (они как правило полые внутри) полимеров. Высокий же подбородник из дерева-часто губительно влияет на акустику скрипки. На практике при нормально развитой мускулатуре плечевого пояса и шейного отдела позвоночника регулировка сводится к мостику. Спортивным людям легче учиться игре на скрипке.
Преподаватель сказал играть с мостиком. И, насколько я понял, вряд ли в Москве найдется тот, кто будет учить играть без мостика.
Но то, что надо как минимум поддерживать левой рукой скрипку, а не вешать ее на инструмент, я понял.)
[QUOTE=violinbow;1008983]С Во всяком случае, это менее вредно, чем мостик, да и не пропадает ощущение близкого родства с инструментом.
А чем так вредны мостик и подушечка?
Многие известные скрипачи играют с мостами. Тут на днях смотрела Д. Белла. Он играл с мостом.
А подбор подбородника вещь не менее важная чем регулировка моста. Но многие выросли на подбородниках советского образца и ничего 🙂
«Многие известные скрипачи играют с мостами. Тут на днях смотрела Д. Белла. Он играл с мостом.»
— Я бы не стал делать каких-либо выводов из записей, сделанных на современной аппаратуре, а также когда микрофон стоИт недалеко от исполнителя в больших залах с плохой акустикой.
«Но многие выросли на подбородниках советского образца и ничего»
— Вот именно «ничего» выдающегося 🙂 Хотел бы я посмотреть на выражение лица того же Дж.Белла, если бы ему предложили отработать сольник на таком советском подбороднике )))))
«А подбор подбородника вещь не менее важная чем регулировка моста»
— ДА.
Тут дело не в высоте шеи, не в анатомии, а просто в хитрости, до которой надо додуматься и привыкнуть к новым ощущениям, не бояться страшного неудобства на первом этапе.Страшные неудобства могут быть в любом случае, если учиться по указаниям форума, а не слушать педагога, который приспособит скрипку лично тебе.
И какая же хитрость? Или надо обязательно додуматься самому? 😆
Страшные неудобства могут быть в любом случае, если учиться по указаниям форума, а не слушать педагога, который приспособит скрипку лично тебе.
И какая же хитрость? Или надо обязательно додуматься самому? 😆
Согласна с Аллегро насчет прыгания вокруг ученика и индивидуального подхода 8)
Мостик для скрипки
Мостик для скрипки
Приспособление, помогающее естественно держать скрипку, не напрягая шею, не поднимая плечо и пр. Надевается на нижнюю деку скрипки. До изобретения мостиков скрипачи использовали с той же целью бархатные подушечки, которые отрицательно сказывались на звуке (заглушали его). Приходилось идти на жертвы в смысле звучания, потому что если у тебя длинная шея и покатые плечи, держать скрипку ничего под нее не подкладывая и при этом избежать напряжения — немыслимо. (Хотя в любом правиле есть исключения; люди с иным строением тела могут обходиться без подсобных средств).
Современные мостики звук не заглушают и позволяют «вписать» корпус скрипки в человеческое тело практически идеальным образом, вне зависимости от длины шеи, строения плеч и т.д.
Лучшим мостиком еще не так давно считался Wolf. Его главное преимущество — комфорт в использовании: конструкция настолько пластична, что чуть ли не каждый ее элемент можно повернуть под нужным тебе углом, наилучшим образом приспособив мостик к своему телу.
Это преимущество остается до сих пор, хотя, к сожалению, за последние годы в худшую сторону изменился материал, из которого сделан мостик. В старых моделях (скажем, десятилетней давности) каждый мостик Wolf был покрыт нежнейшим материалом в том месте, где он соприкасается с телом. Такой мостик подлаживался под тебя как пластилин, с ним было приятно иметь дело. То, что Wolf выпускает сегодня, значительно грубее по исполнению, тактильное удовольствие исчезло.
При этом появился еще один интересный производитель — Kun. Среди прочего у него есть мостик из дерева, который, как уверяют продавцы и производители, меньше глушит скрипичный звук по сравнению с другими моделями. И, кстати, на мостиках Kun (по крайней мере на одном из его видов) появился тот самый, утерянный Wolf’ом нежнейший материал. Впрочем, лично мне перейти на Kun не удалось: его конструкция показалась мне не столь комфортной, как у Wolf, по крайней мере для моего типа телосложения, поскольку возможностей вращения у частей этого мостика меньше. Впрочем, в любом случае это очень индивидуальный момент — как уже было сказано и не раз, все люди разные, поэтому всё нужно пробовать самому.
Обратите внимание при просмотре каталогов, что по-английски «мостик» будет вовсе не bridge, как было бы логично предположить, а — shoulder rest. Bridge же означает — подставка.
Сайты производителей мостиков:
Wolf (помимо мостиков, Wolf создает подбородники и др.)
Kun (мостики любопытного дизайна, в том числе разноцветные модели Mini для детей)
9 комментариев для “Мостик для скрипки”
Wolf как-то вообще не пошел, что есть он, что нет…
А вот Bonmusica оказалась очень и очень. Из недостатков — далеко не во всякий футляр помещается.
Як правильно читати псалтир
Незнаю. У меня Wolf уже лет так с 12. Правда модель коробковатая, постоянно мучаюсь.
На счёт Wolf хочу сказать, что у их современное покрытие мне больше нравится. Тот «нежнейший» материал имел один недостаток- недолговечность, вскоре эта резина начинала
становиться липкой и пачкать одежду.
Добрый день, подскажите, обязательно снимать мостик после каждого занятия или можно хранить скрипку с ним?
Добрый день! Скрипку хранят обычно в футляре, а в него с надетым мостиком скрипка не влезет.
Подскажите пожалуйста, как именно на плече должен располагаться мост, возле ключицы, или возле плечевого сустава? Спасибо.
Каких либо норм тут нет. Существует мнение, что мостик не должен опираться на сустав, располагаться ближе к шее. Важно, чтобы мостик своим расположением и высотой не мешал игре в верхних позициях.
Можно ли играть на скрипке без мостика
Здесь на форуме есть одна участница, ее сын играет без моста и без подушки. Зайдите вот сюда и послушайте, очень хорошо играет. http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=8395&p=1111027&viewfull=1#post1111027
Д (http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=8395&p=1111027&viewfull=1#post1111027)умаю, есть такие места, где можно играть без мостов, подушек и подбородников. Знаю не одного такого ребенка, а несколько больше :)))))
Вон у Никиты педагог не ругается, что мальчик так сам решил. ОН так скрипку лучше чувствует и сливается с ней на один энергетический уровень.
Это несложные правила, придерживаясь которых можно достигнуть свободы движения левой руки, играя на скрипке без моста.
Надеюсь, информация окажется Вам полезной. Я знакома с такой методикой, сама играю без моста, но в ДМШ не преподаю. Одна из моих бывших выпускниц работала в муз.школе, но сейчас она растит маленького ребенка.
Блестящая игра! Жаль только, что на видео не очень хорошо различимы особенности постановки левой руки.
И если уж говорить о цыганской манере, то никак нельзя обойти вниманием Шандора Лакатоша.
http://www.youtube.com/watch?v=tDXD1f2Rng0&NR=1
(http://www.youtube.com/watch?v=tDXD1f2Rng0&NR=1)Венецианский карнавал он кое-где играет мимо, но лёгкость и свобода владения инструментом безграничны.
ну, не только «на любителя» так учатся.
Вы имеете в виду жильные струны? 🙂
СКРИПКА
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСТВО
Подбородник и мостик (подушечка)
Ализа Керен
Для того, чтобы скрипка держалась комфортно между подбородком и плечом, используют два приспособления — подбородник и мостик (подушечку). Их подбор индивидуален, и самостоятельно, без педагога, не всегда можно с этим справиться.
Важно помнить — в результате манипуляций с этими предметами должно быть достигнуто удобство и естественность положения скрипки. Если этого пока не произошло, то ваш вариант, возможно, не последний!
Подбородники бывают: глубокие, плоские, высокие и низкие. Как правило, подбородник располагается слева от подгрифника (струнодержателя), но некоторые крепятся посередине.
Если фабричный подбородник неудобен — ищите ручной работы, на этом не стоит экономить. Временный вариант в этом случае — снять его вообще, пока не найдется подходящий.
Для самых маленьких существуют небольшие поролоновые подкладочки-наклейки вместо подбородника.
Тем, у кого шея короткая и (или) прямые плечи, может подойти подушечка (а некоторые скрипачи играют и вовсе без «подпорок»). Существуют фирменные, но можно сшить и самому на поролоновой основе, или просто подложить кусок поролона нужного размера. Крепится очень просто — перехватить длинной резинкой поперек скрипки от пуговицы до угла.
Мостов есть множество видов — разной формы и высоты.
Из наиболее оптимальных кажутся мосты голландской фирмы «Willy Wolf» — есть возможность выгибать форму по плечу и варьировать высоту с обеих сторон моста, а также выдвигать по ширине в соответствии с требованиями инструмента.
Для маленьких (начиная с 1/16) один мостик раздвигается на 2 размера.
На удобство положения скрипки влияет также расположение моста относительно скрипки.