можно ли играть фингерстайл на электрогитаре
Фингерстайл на гитаре
Существует несколько видов стилей игры на гитаре. Бой, смена аккордов, баррэ, многие другие. Фингерстайл это относительно новое направление. Становится популярным, отличается техникой игры, имеет значительный арсенал приемов.
Фингерстайл – метод игры на гитаре
Фингерстайл на гитаре – техника игры пальцами, «фингер» значит «палец». Большой палец отвечает за звучание басов, другие наигрывают мелодию. В основном методика используется на акустическом инструменте. Одновременно ведется несколько партий – бас, соло, ритм. Другое название – фингерпикинг. Исполнение позволяет создать ощущение игры на нескольких гитарах через одну.
Характерно применение для разных музыкальных стилей. Например, кантри, блюграсс. В основном на струны воздействуют ногтями, иногда используют медиаторы, в форме когтей – фингерпики.
Главное отличие методики – раскрывается больший потенциал акустической гитары. Приемы дают одновременно мелодию аккомпанемента, основной линии. Извлечение звукового ряда производится разными способами – тэппинг, слэп, флажолет, пиццикато, другими. Перкуссионные движения фингерстайла извлекают множество звуков инструмента, называемые «мертвыми нотами» (удар по материалу корпуса, струнам, свистящие – проведение пальцами, рукой по струне).
Внимание! Каждый исполнитель выбирает, разрабатывает свои приемы – тогда фингерстайл-музыка получается неповторимой, не похожей на исполнение других гитаристов.
Например, известный Энди Макки выбрал перкуссию, тэппинг. Сергио Альматура, Джонни Гринвуд – смычок виолончели.
Одна сторона направления – фингерстайл дает выбор, полет фантазии, неограниченные средства выражения. Другая – большое количество приемов делает методику одной из наиболее сложных к изучению, повторению. Новичкам может показаться неповторимой.
Техника
Что такое фингерстайл на гитаре – это сочетание автономных «отчеканенных» движений. Невозможно обеспечить правильное звучание без отработки техники.
В набор необходимых навыков включены:
Положение тела во время игры на гитаре необходимо отрабатывать. Многие начинающие гитаристы относятся к освоению посадки недостаточно серьезно. Результат – появляются боли в мышцах спины, рук, длительные занятии невозможны. Акустическая легче электрогитары, поэтому ремень обычно не требуется. При наличии ремня важно корректно подогнать длину. Нельзя допускать слишком низкого положения – руки быстро будут уставать, увеличится нагрузка на спину.
Играть в положении сидя удобнее – нет сильной нагрузки на позвоночник. Лучше оставить ноги не скрещенными, спина прямая (избегать опоры на инструмент). Гитару располагают на правом бедре, гриф смотрит на левую сторону. Для левшей – обратная позиция. Правильное расположение – задняя стенка гитары упирается в солнечное сплетение, гриф располагается максимально параллельно полу.
Внимание! Следует ответственно отнестись к отработке правильной посадки, осанки. Неправильное положение помешает полноценной игре.
Настрой звучания струн – необходимый этап. Проводят на слух или с использованием профессионального приспособления – тюнера. Ненастроенный инструмент звучит неприятно, сыграть выбранную композицию станет невозможно. Подобрать даже простую мелодию на «сбитом» инструменте будет непросто.
Положение рук следует отрабатывать до уровня бессознательных движений. Реал фингерстайл содержит ряд непреложных правил:
Отрабатываются движения по отдельности, постепенно соединяя басы, мелодию. Виртуозность исполнения, высота мастерства достигается путем постоянной практики. Для обучения фингерстайлу струны годятся обычные.
Преимущества и недостатки фингерстайл
Техника фингерпикинг имеет школы, профессионалов, кумиров, поклонников. Часто новички, впервые взявшие гитару, стремятся начинать с техники перебора фингерстайл. Подобная методика обладает плюсами, минусами. К однозначным плюсам относят неповторимое звучание. Создается ощущение одновременного звучания нескольких (иногда разных) инструментов. Стиль дает полную свободу в самовыражении. Играть можно чем угодно.
С противоположного взгляда, добиться полноценного виртуозного звучания не так просто. Требуется отработка определенных приемов. Нельзя просто взять посторонний предмет (смычок, к примеру) и назваться фингерпикинг-гитаристом. Сложность постановки пальцев – басы и мелодия исполняются отдельными струнами, смешивать нельзя. Учиться автономному движению пальцами одной руки бывает непросто. Классические приемы (pinch, pluck, глушение) требуют сложной подготовки.
Гитарные стили
Разнообразие гитарных стилей поражает. Баррэ, свип, слайд, теппинг, легато – немногие из них. Мастера советуют начинать с классических стилей, переходить на более сложные, когда рука поставлена, имеются отработанные навыки.
При Баррэ фиксируется большая часть струн. Различают большое (только большим) и малое (все пальцы задействованы).
Теппинг – легкие удары по струнам, задействуют одну или обе руки.
Легато – извлечение звука левой кистью, вторая не участвует. Легато бывает нисходящее, восходящее, смешанное.
Слайд – особое приспособление для игры, отсюда и название. Одевается на палец, движения скользящие, не задевающие.
Свип – движения немного смещаются, комбинируясь с проигрываемым ладом. Звучание – быстрое, резкое, «размазанное». Часто используется виртуозными исполнителями.
Обучение мастерству игры на гитаре может занять продолжительное время. Упорство, старание, терпеливость, тщательный разбор техники – главные союзники. Следует внимательно смотреть за профессиональной игрой, слушать и разбирать песни самостоятельно. Наградой станет удовольствие от процесса, прекрасный звук.
Fingerstyle — что и как?
Не так давно появившийся стиль Fingerstyle стал все больше набирать популярность среди гитаристов.
Что такое fingerstyle?
Fingerstyle (фингерстайл) — это пальцевая техника исполнения, причем большой палец как правило ведет бас партию, остальные пальцы играют мелодию, так же попутно рука выстукивает ритм — это перкуссионные приемы.
Посмотрим пару роликов игры в стиле Fingerstyle
Из видео видно, что правая рука играет бас партию и мелодию
Бас партия
Бас партия играется большим пальцем на трех верхних струнах (самых толстых).
Мелодия
Мелодия играется указательным, средним, безымянным пальцами на трех нижних струнах (тонких).
С чего начать изучение?
К сожалению самоучителей на русском, совсем мало по данному направлению, но все же несколько есть. Anthology of Fingerstyle Guitar — книга в полной мере раскрывает основные базовые элементы техники фингерстайл. С самого нуля: от постановки рук до сложных приемов.
Второй самоучитель Фингерпикинг — стиль легендарных музыкантов. составлен по принципу от простого к сложному, с интересными примерами и изложением материала.
Так как направление сложное, то попутно изучению необходимо постоянно заниматься под метроном.
Ищите и изучайте уроки по данному направлению.
Так же в этой технике применяются приемы, позаимствованные из классической гитары, приемы фламенко (особенно перкуссионные), поэтому имеет смысл изучать самоучители по классической гитаре и фламенко.
И самый эффективный способ добиться результата — это играть табулатуры различных произведений данного направления.
Содержание
Техника
Поскольку отдельные цифры воспроизводят ноты на гитаре, а не рука, работающая как единое целое (что имеет место, когда гитарист держит один медиатор), гитарист, играющий пальцами, может одновременно исполнять несколько музыкальных элементов. Одно определение этой техники было предложено Ассоциацией гитаристов Fingerstyle в Торонто (Канада):
Физически «Фингерстайл» означает использование каждой правой руки пальцы независимо играть несколько частей мюзикла расположение это обычно играли бы несколько участников группы. Глубокие басовые ноты, гармонические сопровождение (в аккордная прогрессия), мелодию и перкуссию можно играть одновременно при игре в Fingerstyle. [2]
Многие гитаристы в стиле фингерстайл используют комбинацию акриловых гвоздей и пикинга, чтобы улучшить тон и уменьшить износ ногтей и вероятность их поломки или сколов. Известные гитаристы, принявшие на вооружение это оборудование, Ани ДиФранко, Дойл Дайкс, Дон Росс, и Ричард Смит.
Преимущества и недостатки
Стили гитары с нейлоновыми струнами
На гитарах с нейлоновыми струнами чаще всего играют пальцами.
Классическая гитара fingerstyle
Период, термин «Классическая гитара»может относиться к любому виду художественная музыка играл фингерингом на гитаре с нейлоновыми струнами, или, более узко, на музыку классический период, в отличие от барокко или же романтическая музыка. Основная особенность техники классического фингерстайла в том, что она позволяет соло исполнять гармония и полифонический Музыка во многом так же, как пианино может. Эта техника предназначена для максимального контроля над музыкальной динамикой, текстурой, артикуляцией и тембральными характеристиками гитары. Сидячая поза игрока, хотя и несколько изменчивая, обычно помещает гитару на левую ногу, которая приподнята, а не на правую. Это положение сидя предназначено для поддержания выравнивания плеч и физического равновесия между левой и правой руками. Большой, указательный, средний и безымянный пальцы используются для ощипывания. Аккорды часто щипковые, а струны зарезервированы для акцента. Репертуар варьируется с точки зрения ключей, режимов, ритмов и культурных влияний. Музыка для классической гитары чаще всего исполняется / сочиняется в стандартном строе (EADGBE). Однако измененные настройки, такие как уронил D общие.
Обозначение
Палец | Обозначение | Палец | Обозначение |
---|---|---|---|
Большой палец | Т | Большой палец | п |
Индекс | 1 | Индекс | я |
Середина | 2 | Середина | м |
Звенеть | 3 | Звенеть | а |
Маленький | 4 | Маленький | c или же Икс или же е |
На гитаре оценки, пять пальцев правой руки (которые перебирают струны) обозначаются первой буквой их испанских имен, а именно п = большой палец (пульгар), я = указательный палец (índice), м = средний палец (medio), а = безымянный палец (кольцевой), c = мизинец или мизинец (чикито). [а]
Позиции (вот где на гриф помещен первый палец левой руки) также не указываются систематически, но когда они ставятся (в основном в случае выполнения Barrés) они обозначаются римскими цифрами из позиции I (указательный палец левой руки на первом ладу: F – B ♭ –E ♭ –A ♭ –C – F) до позиции XII (указательный палец левой руки на 12 ладу: E – A – D – G – B – E; 12 лад находится там, где начинается тело) или выше до положения XIX (классическая гитара чаще всего имеет 19 ладов, причем 19 лад чаще всего разделен и не может использоваться для ладов 3-й и 4-й струн).
Чередование
Чтобы добиться эффекта тремоло, быстрых, плавных пассажей гаммы и разнообразных арпеджио, игрок должен практиковать чередование, то есть никогда не перебирать струну одним и тем же пальцем дважды. Общие шаблоны чередования включают:
Производство тона
У классических гитаристов есть большая степень свободы в механике игры на инструменте. Часто эти решения влияют на тон и тембр. Факторы включают:
Концертные гитаристы должны держать ногти гладко подан и тщательно сформированный [5] использовать эту технику, которая производит более контролируемый звук, чем просто ногти или кончики пальцев. Параметры игры включают:
Фингерпринт гитара фламенко
Фламенко Техника связана с классической техникой, но с большим упором на ритмический драйв и объем и меньше на динамический контраст и производство тона. Гитаристы фламенко предпочитают такие клавиши, как A и E, которые позволяют использовать открытые струны, и обычно используют капо где требуется выезд.
Некоторые специализированные методы включают:
Босса-нова
Босса-нова чаще всего выполняется на нейлоновой струне классическая гитара, играл пальцами, а не выбирать. Его чистейшей формой можно считать гитару без аккомпанемента с вокалом, примером которой является Жоао Жилберту. Даже в более крупных, похожих на джаз аранжировках для групп почти всегда есть гитара, которая играет основной ритм. Жилберто в основном взял один из нескольких ритмических слоев из ансамбль самбыв частности тамборим, и применил его к собирающей руке.
Североамериканская традиция
Кантри-блюз
Американская примитивная гитара
Музыка кантри
Дактилоскопией вскоре занялись кантри и вестерн художники, такие как Сэм МакГи, Айк Эверли (отец Братья Эверли), Мерл Трэвис и «Thumbs» Карллил. Потом Чет Аткинс дальнейшее развитие стиля и в современной музыке музыкантов, таких как Хосе Гонсалес, Эдди Веддер (в его песне Гарантировано) и Дэвид Ноулз [7] использовали стиль. Большинство сборщиков пальцев используют акустические гитары, но некоторые, в том числе Мерл Трэвис играл на электрогитары с полым корпусом, [8] в то время как некоторые современные рок-музыканты, такие как Дерек Тракс и Марк Нопфлер, использовать традиционные североамериканские техники пальпации на твердотельных электрогитарах, таких как Гибсон Лес Пол или Fender Stratocaster.
Рэгтайм гитара
Сбор семьи Картеров
Сбор семьи Картеров, также известный как «техника» кисти для большого пальца «или» лизание Картера «, а также» облизывание церкви «и» царапина Картера «», [10] стиль гитары fingerstyle, названный в честь Мэйбел Картер из Семья Картеровотличительный стиль ритм-гитара в которой мелодия играет на бас струнные, обычно низкие E, A и D, в то время как ритм бренчание продолжается выше, на тройной струны, G, B и высокий E. Это часто происходит во время перемена. [11]
Сбор Трэвиса
Сбор Трэвиса получил свое название от Мерл Трэвис. В основе игры Трэвиса лежит комбинация альтернативных басов и синкопированных мелодий. [12]
Большой палец (T) попеременно басовые ноты, часто на двух разных струнах, в то время как указательный (I) и средний (M) пальцы чередуются между двумя высокие ноты, обычно на двух разных струнах, чаще всего на второй и первой. Использование этого паттерна на аккорде до мажор выглядит следующим образом: обозначение и табулатура:
Однако игра самого Трэвиса часто была намного сложнее, чем в этом примере. Он часто называл свой стиль игры «игрой на большом пальце», возможно потому, что во время игры он использовал только медиатор для банджо, или «медиатор Муленберга», в честь его родного. Округ Мюленберг, Кентукки, где он научился этому подходу к игре у Моисей Рейджер и Айк Эверли. Стиль Трэвиса не предполагал определенного чередования басовых струн; это было больше похоже на чередующийся паттерн «басового бренчания», в результате чего сопутствующий ритм напоминал регтайм пианино.
Коготь и хрупкий
Clawhammer и хрупкий в первую очередь банджо техники, которые иногда применяются на гитаре. [15] Джоди Стечер и Алек Стоун Сладкий являются представителями гитарного молотка. Фингерстайл гитарист Стив Боуман различает хрупкий молоток и молоток следующим образом. При ослаблении кончик указательного пальца используется для подбора мелодии, а средний ноготь используется для ритмичной чистки щеткой вниз. В Clawhammer используются только удары вниз, и они, как правило, выполняются одним ногтем, как и обычная техника игры на банджо. [16]
Другие акустические стили
Британское народное барокко
Отличительный стиль, появившийся в Великобритании в начале 1960-х годов, сочетающий в себе элементы американского фолка, блюз, джаз и регтайм с британцами традиционная музыка, было то, что стало известно как «народное барокко». Пионеры музыкантов Второе британское народное возрождение начали свою карьеру в недолгом скиффл повальное увлечение поздних 1950-х и часто использовал американский блюз, фолк и джаз, иногда используя открытые строчки D и G. [17] Однако исполнителям нравится Дэви Грэм и Мартин Карти попытался применить эти стили к игре на традиционном английском модальная музыка. Вскоре за ними последовали такие художники, как Берт Янш и Джон Ренборн, который в дальнейшем определил стиль. [18] Стиль, разработанный этими художниками, особенно отличался тем, что D – A – D – G – A – D (от низшего к высшему), что давало форму подвешенного четвертого ре-аккорда, ни мажорного, ни минорного, который можно было использовать в качестве основы для основанных на модальных народных песнях. [19] Это было объединено со стилем пальцев, основанным на Сбор Трэвиса и акцент на мелодию, что сделало ее подходящей в качестве аккомпанемента. [19] Денселоу, придумавший фразу «народное барокко», выделил запись Грэма традиционной английской народной песни «Seven Gypsys». Фолк, блюз и не только (1964) как начало стиля. [20] Грэм смешал это с индийскими, африканскими, американскими, кельтскими, а также современными и традиционными американскими влияниями, в то время как Карти, в частности, использовал настройку, чтобы воспроизвести дрон, распространенный в средневековой и народной музыке, которую играет большой палец на двух нижних струнах. В дальнейшем этот стиль развил Янш, который привнес более мощный стиль игры и, косвенно, влияние джаза и рэгтайма, что привело к более сложным басовым линиям. Ренборн опирался на все эти тенденции и был художником, в репертуаре которого больше всего повлияла средневековая музыка. [21]
В начале 1970-х следующее поколение британских художников добавило новые настройки и техники, отразившиеся в работе таких художников, как Ник Дрейк, Тим Бакли и особенно Джон Мартин, чей Твердый воздух (1972) установил планку для последующих британских акустических гитаристов. [22] Возможно, самым ярким представителем последних лет был Мартин Симпсон, чье сложное сочетание традиционного английского и американского материала, вместе с новаторскими аранжировками и техниками, такими как использование гитарных слайдов, представляет собой преднамеренную попытку создать уникальный и индивидуальный стиль. [23] Мартин Карти передал свой гитарный стиль французскому гитаристу Пьер Бенсузан. [24] В Шотландии его подхватили Дик Гоган, и ирландскими музыкантами, такими как Пол Брэди, Дональ Ланни и Мик Молони. [25] Карти также оказал влияние Пол Саймонособенно заметно на Ярмарка в Скарборо, которому он, вероятно, учил Саймона, и запись Дэви Анжи что появляется на Звуки тишины, и в результате был скопирован многими последующими фолк-гитаристами. [19] К 1970-м годам такие американцы, как Дак Бейкер и Эрик Шенберг аранжировали сольные гитарные версии кельтских танцевальных мелодий, медленные арии, музыку для волынки и пьесы для арфы. Турлоу О’Кэролан и более ранние композиторы-арфисты. Сложные звуки Ренборна и Янша также оказали большое влияние на Майк Олдфилдранняя музыка. [26] Стиль также оказал влияние на Британский фолк-рок, где особенно Ричард Томпсон, использовал настройку D – A – D – G – A – D, хотя и с гибридный сбор стиль для получения аналогичного, но отличительного эффекта. [25]
Подход «Нью Эйдж»
В 1976 г. Уильям Акерман началось Windham Hill Records, который продолжал Такома традиция авторских сочинений на соло гитара со стальными струнами. Однако, вместо ориентированной на фолк и блюз музыки Такомы, включая примитивную американскую гитару Фэи, ранние исполнители Windham Hill (и другие исполнители, находящиеся под их влиянием) отказались от постоянного чередующегося или монотонного баса в пользу сладкого плавного звучания. арпеджио и фламенко-вдохновленные ударные техники. Самый продаваемый артист лейбла Джордж Уинстон и другие использовали аналогичный подход на фортепиано. Эта музыка была в целом мирной, доступной и экспрессивной. В конце концов, эта музыка получила ярлык «New Age», так как она широко использовалась в качестве фоновой музыки в книжных магазинах, спа-салонах и других заведениях. Нью Эйдж предприятия. Обозначение прижилось, хотя это не термин, придуманный самой компанией.
Ударный подход
Веселые подходы
Африканский фингерстайл
Шестиструнная гитара была привезена в Африку торговцами и миссионерами (хотя есть и местные гитарные инструменты, такие как нгони и кардан или синтир из Гнава музыка). Его распространение значительно различается в зависимости от региона, и поэтому не существует единого африканского стиля акустической гитары. В некоторых случаях к гитаре были применены стили и техники других инструментов; например, техника, при которой струны перебираются большим пальцем, а один палец имитирует перещипывание двумя пальцами кора и mbira. Пионер Конголезский fingerstyle акустический гитара Музыка был Жан Боско Мвенда, также известный как Мвенда ва Байеке (1930–1990). Его песня «Masanga» была особенно влиятельной из-за своей сложной и разнообразной гитарной партии. На него повлияла традиционная музыка Замбии и Восточного Конго, кубинские группы, такие как Trio Matamoros, и фильмы о ковбоях. В его стиле для воспроизведения баса, мелодии и аккомпанемента использовались только большой и указательный пальцы. Конголезские гитаристы Лоста Абело и Эдуард Масенго играл в похожем стиле.
Слайд-гитара, стальная гитара и гитара со слабым ключом
Даже если гитара настроена таким образом, что помогает гитаристу исполнять определенный тип аккорда, часто нежелательно, чтобы все шесть струн звучали. Играя на плектре, гитарист должен «заглушить» ненужные струны ладонью; когда используется ползун или сталь, такое гашение рук становится невозможным, поэтому возникает необходимость заменить барабанный бой с помощью перещипывания отдельных струн. По этой причине, слайд-гитара и стальная гитара очень часто играют фингерстайл.
Слайд-гитара
Слайд-гитара или же узкое место гитары особый метод или техника игры на гитара. Период, термин горка относится к движению ползуна по струнам, а горлышко бутылки относится к исходному материалу, выбранному для таких горок: горлышкам стеклянных бутылок. Вместо того, чтобы изменять подача из струны обычным способом (прижимая струну к лады), на струну помещается слайд для изменения ее колебательной длины и высоты тона. Затем этот слайд можно перемещать по струне без подъема, создавая непрерывные переходы по высоте звука.
Чаще всего играют на слайд-гитаре (при условии, что гитарист и правша):
Гитара со слабым ключом
Электрогитара
Джазовая гитара в стиле фингерстайл
Гитара без аккомпанемента в джаз часто исполняется в стиле мелодии-аккорда, когда гитарист играет серию аккордов с линией мелодии наверху. Фингерстайл, плектр или гибридный сбор одинаково подходят к этому стилю. Некоторые игроки чередуют фингерстайл и игру на медиате. «пальминг»плектр, когда он не используется. Ранние гитаристы блюза и рэгтайма часто использовали стиль пальца. эпоха свинга акустические игроки как Эдди Лэнг (1902–1933) Лонни Джонсон (1899–1970) и Карл Кресс (1907–1965), Дик МакДонаф (1904–1938) и аргентинец Оскар Алеман (1909–1980). Джанго Рейнхардт (1910–1953) использовал классическую технику / технику фламенко в пьесах без аккомпанемента, таких как его композиция. Слезы. [32]
Фингерстайл-джаз на электрогитаре был пионером Джордж ван Эпс (1913–1998), которого уважали за полифонический подход, иногда используя семиструнная гитара. Уэс Монтгомери (1925–1968) был известен тем, что использовал мясистую часть своего большого пальца для создания басовой партии, играя пальцами на аккордовых или мелодических мотивах. Этот стиль, хотя и неортодоксальный, широко рассматривался как новаторский метод усиления теплого тона джазовой гитары. Влияние Монтгомери распространяется на современные методы полифонической джазовой импровизации. Джо Пасс (1929–1994) перешел на фингеринг в середине карьеры, в результате чего Виртуоз серия альбомов. Малоизвестный широкой публике Тед Грин (1946–2005) вызывал восхищение коллег-музыкантов за его гармонические навыки. [33] Ленни Бро (1941–1984) стал лучше ван Эпса, виртуозно играя пальцами на восьмиструнная гитара. Томми Крук заменил две нижние струны на его Гибсон стрелочник с басовыми струнами, что позволяет ему создавать впечатление одновременной игры на басу и гитаре. Чет Аткинс (1924–2001) иногда применял свою грозную технику правой руки к джазовым стандартам, с Дак Бейкер (р. 1949), Ричард Смит (р. 1971 г.), Вуди Манн и Томми Эммануэль (р. 1955) и др., идя по его стопам. Они используют пальцем техника Мерл Трэвис и другие, чтобы играть широкий спектр материала, включая джаз. Этот стиль отличается более устойчивым и «загруженным» (несколько ударов в планку). басовая линия чем мелодия аккорда подход Монтгомери и Пасс, что делает его подходящим для материала в быстром темпе.
В латиноамериканской игре на гитаре всегда преобладал фингерстайл, который Лауриндо Алмейда (1917–1995) и Чарли Берд (1925–1999) представил более широкой аудитории в 1950-х годах. У фингерстайл-джаз-гитары есть несколько сторонников: пианистическая Джефф Лински (р. 1952), свободно импровизирует полифонически, используя технику классической гитары. [34] Эрл Клу (р. 1953) и Так Андресс также исполняли фингерстайл-джаз на соло-гитаре. британец Мартин Тейлор (р. 1956), бывший Стефан Граппелли sideman, перешедший на фингерстайл после возобновления карьеры солиста. Его предшественник в группе Граппелли, Джон Этеридж (р. 1948) также иногда играет в фингеринге.