можно ли играть аккорды на скрипке

Скрипичная азбука. Аккорды

Черновик статьи для Азбуки

Все знают, что аккорды — это когда одновременно звучит целая гроздь нот. Пианисты просто нажимают сразу несколько клавиш, и получается аккорд. Но на скрипке всё не так, как кажется. На скрипке аккорды если и звучат слитно, то благодарить за это нужно разве что чудеса восприятия и ловкость рук скрипачей. А в действительности, если мы скрипичный аккорд рассмотрим «под микроскопом» (а точнее — в замедленной съемке), то окажется, что там верхние ноты там начинают звучать все-таки позже, чем нижние.

По-настоящему слитные аккорды с тех пор, как классические скрипачи отказались от смычка в форме лука, стали утопией. И не надо быть великим геометром, чтобы понять, в чем тут фокус.

Дело в том, что у нас струны натянуты по принципу арки — две струны в середине расположены несколько выше, чем две крайние. Получается такой горбатый мостик. (Видимо, именно поэтому то, что мы называем подставкой, у англичан зовется bridge — то есть «мост»). А поскольку смычок у нас не дугообразный, а прямой, да с хорошо натянутым волосом — становится ясно, что этим двум столь разным плоскостям никак не совпасть: нельзя провести таким смычком одновременно по всем струнам. Ну, может быть, какой-нибудь великий математик когда-нибудь и решит эту задачу (не раньше, чем разберется с квадратурой круга и вечным двигателем!), а пока скрипачи придумали собственное решение.

Они аккорды попросту делят.

Четырезвучный аккорд «раскладывается» пополам по схеме 2+2, то есть (даю русские/латинские обозначения струн): <Соль+Ре | Ля+Ми>(G+D | A+E).

Трезвучный — <Соль+Ре_Ре+Ля>или <Ре+Ля_Ля+Ми>(G+D_D+A или D+A_A+E). Средняя струна здесь — как бы перевалочный пункт, связующее звено между двумя крайними струнами.

Чтобы места «сгиба» в аккордах не были слишком видны, всё это проделать придётся довольно быстро и ловко. В этом случае быстрые трезвучные аккорды могут восприниматься со стороны цельными, а четырезвучные сохраняют концертный дух, не застопориваются, не застревают в самом неподходящем месте.

Продолжение (и видеопримеры) — следуют

5 комментариев для “Скрипичная азбука. Аккорды”

ЗдОрово! Когда моей маленькой Ляльке дали разучивать песенку с аккордом в 3 ноты (двойные мы уже освоили), я никак не могла взять в толк, как же сыграть эти три ноты вместе? Учительница показала, и Лялька довольно легко освоила — и главное, ей самой нравится, как у нее лихо получается! 🙂

Ну видите как хорошо 🙂

Уважаемая Анна!
Я уже однажды обратился к Вам за помощью ( по поводу значения термина segue в концерте Виотти ) и получил исчерпывающее разъяснение, за которое хочу ещё раз выразить Вам свою искреннюю благодарность.
Сегодня я вновь прошу о помощи.
Очень часто у меня появляется необходимость найти в интернете ноты какой-либо песни. К моему сожалению, мелодия иногда представлена в виде аккордов для гитары, баяна (аккордеона ). Мой вопрос заключается в следующем: имеется ли алгоритм (метод, способ, чёткая последовательность шагов ) получить из этих аккордов мелодию в виде обычной последовательности нот?
Видимо, гитаристы и баянисты легко записывают мелодию в виде аккордов. Меня же интересует обратный процесс.
Может быть, такой метод является частью музыкальной грамоты, изучаемой в высших музыкальных организациях, но неизвестной мне из-за недостаточного моего музыкального образования?
Заранее благодарю за ответ.
Зиновий.

Добрый вечер.
Мне кажется я могу вам помочь.
Способ 1: играть только басы аккордов (к примеру Am играть просто как ля)

Способ 3: если вас всё же устраивают двойные ноты, могу рекомендовать вам децимы.
Децима — это, если быть простым, октава с прибавленной к ней большой или малой терцией.
Например Am — ля + до (на октаву выше), а A — ля + до# (аналогично)
На этом у меня все.

Зиновий, не стоит благодарности.
Аккорды — это только аккомпанемент к мелодии.

Источник

Школа игры на скрипке Андреева В. Б

Школа игры на скрипке Андреева В.Б.

Владимир Борисович Андреев – Педагог, Скрипач, Музыкант. Музыкальный Колледж им. Н.А. Римского-Корсакова, при СПб Консерватории (заведующий струнным отделом в течение многих лет).
Ученица – Виталия Пак (1996-2000), выпуск с красным дипломом, инструментальное исполнительство, скрипка.

Друзья!
Владимира Борисовича Андреева уже нет с нами. Его памяти посвящается эта маленькая книга.
Прекрасный Музыкант и Педагог, он оставил после себя уникальную методику игры на инструменте и главное – свое понимание музыки.

На первом занятии он спросил меня:
«Вита, что такое музыка?»
Я ответила – «музыка – это художественный образ».
Владимир Борисович скептически рассмеялся, и…
Он показал на скрипке то, чего нельзя передать словами.

1. Музыка – это сила игры музыканта, усилие, труд, которым платит исполнитель.
2. Музыка – это ритм, интонирование и понимание фразы.
3. Музыка – это прежде всего звук и работа над звуком.
4. Музыка – это ритм, пульс и метр
5. Музыка – это правильная постановка рук, техника, и только после этого – та красота, которая рождает ответ в сердцах слушателей.

Ответы на поставленные вопросы:

1. Занятие музыканта, для того, чтобы усилия не пропали даром.

Заниматься надо минимум 4 часа в день. Занятие длится 2 или 3 часа ПОДРЯД, без перерывов, НЕПРЕРЫВНО 2 или 3 часа. Ни в коем случае нельзя дробить 2-3 часовые блоки, потому что занятия по 15 минут, это не занятия. Заниматься нужно не менее 4 часов в день.
Труд состоит в тщательности отделки того или иного приема, перехода, фразы, всего произведения.
Сначала мы знакомимся с текстом. Пропускаем через себя. Учим наизусть фразами. Потом соединяются эпизоды. Потом возникает целостность.

2. Ритм, пульс, метр, интонирование.

Ритм – это основа музыки. Ритм – это основа жизни. Если музыкант играет неритмично – это плохая игра, потому что она не имеет стержня.
Пульс – это движение музыки, движение фразы, движение произведения.
Метр – это основа теоретическая, а практически – это понимание точности музыки, ритма, пульса. Точный метр, точный ритм – это тот секрет, с помощью которого музыкант владеет игрой, слушателем, понимает замысел композитора.

3. Работа над звуком.
Поиск своего звука – это ежедневная часовая игра легато по одной ноте, не произведение и не этюд. Вжимая смычок сильнее в струну, чувствуя движение волоса можно найти свой
звук, когда скрипка заговорит своим голосом. Поиск форте – это очень сложная работа, ибо форте не значит грубо, форте значит –НОРМАЛЬНЫЙ звук, мелодичный, звонкий, или тяжелый, или нежный, певучий. Форте – это сильный смычок и… легкая рука. Ибо зажимов быть не должно. Поиск пиано, поиск оттенков – это Самостоятельная Работа.
Хороший звук – это и хороший инструмент. Проверка инструмента – это значит проверить аккорды, кантилену, форте, пиано и штрихи.
Звук на штрихах – никогда нельзя ничего «облегчать». Всегда играть нужно сильным звуком, и форте и пиано различаются не облегченностью или более сильным нажатием, а тем, что ты найдешь в руке, когда будешь искать СВОЙ звук.

4. Интонирование. Это – нахождение каждой ноты и пропевание ее. Каждую ноту нужно играть так, как будто она главная, не пропускать ни 16, ни 32, ни 8 длительности, каждая самая маленькая или самая большая нота одинаково важны. Если мы играем пассаж, то пропевается каждая мгновенная быстрая нота его. Для этого – ВСЕГДА УЧИМ ВСЕ МЕДЛЕННО. Учение МЕДЛЕННО и ЧИСТО – это залог того, что и в темпе все будет ровно, красиво звучать.

6. Постановка рук. Техника. Этим занимается каждый педагог так, как он считает целесообразным. Постановка рук по Андрееву – это крепкий захват шейки скрипки указательным и большим пальцем, и отсутствием прогиба кисти при положении «в конце» смычка. Ровное усилие на весь смычок, игра ВЕСОМ руки, а не судорожным нажимом или зажатием мышц руки. Технически все учится МЕДЛЕННО, в Медленном Темпе, по многу раз повторяя правильно. Любой этюд – даже самый скучный должен заблистать всеми гранями, штрихи, в том числе и легато, отрабатываются на этюдах.
Техника – это Душа произведения. А музыка – это интонирование каждой фразы в соответствии с ДЫХАНИЕМ и ДВИЖЕНИЕМ.

Глава 2 и предпоследняя.
«Как Владимир Борисович Андреев обучал Виту Пак.
ЗАПОМНИЛА НАВСЕГДА!»

2 курс:
Прижимать пальцы по-мужски крепко к струнам. Разбор – это когда есть наизусть и музыка – по нотам. Наизусть – на память. Учить фразами, пока не запомнишь. Неправильно не повторять. Повторять правильное.

3 курс:
Ритм повсеместно. Ногой стучать нельзя, метроном нельзя, пульс – мышечное ощущение.
Интонация на скрипке – СЕКРЕТ ПАГАНИНИ, ЗАНОВО ОТКРЫТЫЙ ВЛАДИМИРОМ БОРИСОВИЧЕМ АНДРЕЕВЫМ: каждую ноту произведения нужно проиграть в середине смычка, верно поставив чистейшую ноту – тренировка слуха и крепкая постановка пальца.
Надо научиться крепко ставить пальцы на подушечку и не бояться мозолей. Напряжение в пальце, а не в кисти и не в руке. То же для правой руки – усилие крепкого держания в пальцах,
Кисть напряжена, плечо свободно не прижато к корпусу.
*Трепетная вибрация делается пальчиком, верхней фалангой каждого.

4 курс.
Ритм, крепко прижимать пальцы к струнам.
Аккорды – ломать не пополам, а одну восьмую к девяти восьмым протяженности аккорда.

Игра на скрипке должна быть мужская, у женщин особенно.

Деташе – с помощью подвижных пальцев правой руки, прижатым указательным, без слышной смены смычка. Играть деташе лучше в середине.

Спиккато – прикосновение без акцента, атака мягкая, NO SKRIP, равное количество смычка на ноту вверх и вниз. Отскок невысокий, а прилегающий почти к струне – для ровности.

Рикошет – бросок, пока не отскочит.

Мартле – положить на струну, прижать, отдернуть. Вверх то же: нажатие у конца смычка
Указательным пальцем.
Акценты – (ПРИМЕР : Крейслер Ф. «Прелюд и Аллегро», Прелюд). Положить смычок на струну в середине, быстрое проведение, продавливая указательным пальцем в середине вверх и вниз.
Акцент – не резкость, а давление.

Смена смычка, легато – у конца смычка прижатый указательный, у колодки – большой и мизинец, пальцы остальные, конечно же, не отпускать.

Когда находишься в самых верхних позициях (IV-V октава) надо держаться большим пальцем левой руки не за обечайку, а за шейку, и никогда не скользить на высоких нотах по обечайке. Надо держаться большим пальцем за основание шейки и растягивать кисть, тянуться пальцами вверх.

ПАЛЬЧИКАМИ ПО СТРУНАМ НЕ ШЛЁПАТЬ, НЕ СТУЧАТЬ – МЯГКО И КРЕПКО КЛАСТЬ ИХ ПОДУШКАМИ НА СТРУНУ, ОЩУЩАЯ НЕКУЮ КРЕПКУЮ БОЛЬ! КАК БАЛЕТ.

Глава 3, заключительная

Когда работа над произведением окончена, начинаются репетиции.
Каждая репетиция имеет смысл только тогда, когда все, что делалось на прошлой репетиции закреплено и выучено. Для фразировки полезно петь фразу в полголоса, вслух.

Проигрывание первые два раза на публике обычно получаются не столь выразительными.
Проблема в волнении, в недостаточной привычности пребывания на сцене, вероятно, от первичности того, что делаешь. В любом случае, как только ты ступил на сцену – весь мир оказывается за окном – с его политикой, любовью, треволнениями и насущными проблемами. Ты – один на один с музыкой. И от того, как ты подготовлен, зависит то, что ты сейчас сыграешь.

Удачное проигрывание, и это всем известно – третье и четвертое. Эти выступления лучше осуществить в хороших залах. Первое и второе обыгрывание, когда «теряется много нот…», лучше осуществить в залах поскромнее.

Концерт – это отчасти праздник, отчасти мука для музыканта. Самое интересное, что чем хладнокровнее ты себя чувствуешь во время исполнения, тем больше эмоций и красок можешь выразить и показать через скрипку, струну и смычок.

Необыкновенные нюансы, которых не было на репетиции, рождаются во время концерта. Приобретенная техника, налаженность изложения, отличное знание текста и обыгранность дают в итоге искусство: ты поешь, скрипка через подушечки пальцев трепещет, или поет глубоким тоном голоса, или шепчет, или плачет, или дает искристое яркое, ясное форте. Все это многоцветье возможно лишь при условии полугодовой, годовой работы над произведением.
Техника, пассажи, аккорда во время концерта – поют в соответствии с тем, насколько тщательно они были отделаны каждый в отдельности, а затем вместе.

В заключении, скажу, что все предоставленные мысли относительно техники и концерта, весьма вероятно не покажутся рассуждением о музыке.

Но музыка – технична, значит надо посвятить время своего учения музыке технике в начале начал и продолжении пути. А потом, в 26 лет, ты сыграешь то, что ты действительно любишь, и сыграешь по- настоящему, инструмент заговорит в твоих руках.
Потому что ты проник в тайну музыки – красота рождается только в том, что Любишь, и Любишь с большой буквы.

Пак Виталия, «Школа игры на скрипке Андреева В.Б.».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *