можно ли идти с тройками в 10 класс

Ученики 9-х классов, не прошедшие в профильные 10-е классы, не имеют каких-либо специальных прав на продолжение обучения в этой же школе

можно ли идти с тройками в 10 класс
minenkofotocom / Depositphotos.com

Если ребенок окончил 9 классов, но не смог «поступить» в профильный 10-й класс своей школы, а общеобразовательных классов в ней нет, то его можно отчислить из этой «профильной» школы, но при этом его обязаны взять в 10-й класс обычной школы по месту проживания (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. № 39-П).

Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу, предметом которой была описанная ситуация, и счел, что права ребенка на получение образования нарушены не были.

С жалобой выступил отец девочки, которая не смогла пройти очень жесткий отбор в профильные 10-е классы своей собственной школы и была отчислена. Администрация школы объяснила расстроенным родителям, что оснований для зачисления ребенка в класс с углубленным изучением нет, а общепрофильных 10-х классов в школе не имеется. К тому же, девочка вообще не проживает на той территории, которая закреплена за школой. Родители перевели ребенка на домашнее обучение и одновременно попытались оспорить исключение из школы. Но безуспешно – суды обосновали отказ в иске п. 1 ч. 1 ст. 61 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (об отчислении в связи с получением образования – завершением обучения) и ч. 5 ст. 67 этого же закона (об организации индивидуального отбора при приеме ученика в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения).

Конституционный Суд РФ счел спорные нормы соответствующими Конституции РФ, поскольку эти нормы предполагают, что:

Источник

КС разобрался, можно ли не принимать учеников в старшие классы

Конституционный суд опубликовал постановление, в котором оценил соответствие Конституции положений закона «Об образовании» относительно отбора в профильные классы с углублённым изучением определённых предметов.

Дочь заявителя Игоря Пикулина не приняли в 10 класс школы, в которой она училась, и отчислили с аттестатом о получении основного общего образования. Причиной стало то, что для старших классов в образовательном учреждении предусмотрено профильное обучение с углублённым изучением отдельных предметов. Отбор туда проходит на основании рейтинга успеваемости и личных достижений. Дочь Пикулина его не прошла.

Её отец подал иск к образовательной организации и департаменту образования администрации Омска. Он требовал признать это решение незаконным и зачислить дочь в 10 класс. Центральный районный суд Омска отказал в иске, поскольку ч. 5 ст. 67 закона № 273-ФЗ «Об образовании» даёт образовательным организациям право проводить отбор при наборе на профильное обучение. Наличие только классов с углублённым изучением некоторых предметов для учащихся, которые получают среднее общее образование, суд также не счёл нарушением. К тому же дочь Пикулина зарегистрирована не на территории, закреплённой за школой, с которой он судился.

Омский областной суд подтвердил решение первой инстанции. В передаче жалобы в кассационную инстанцию Пикулину отказали.

Пикулин считает, что п. 1 ч. 1 ст. 61 и ч. 5 ст. 65 закона «Об образовании» дают общеобразовательному учреждению возможность отчислить учащегося без согласования с его родителями после получения основного общего образования и лишить школьника права на получение среднего общего образования в той же организации. По мнению Пикулина, это нарушает конституционные права на образование и свободное развитие человека.

Конституционный суд подчеркнул, что среднее общее образование является таким же обязательным, как и основное, и на него распространяются те же законные гарантии.

Образовательные организации имеют право вводить профильные курсы, выбирать образовательные и учебно-методические технологии, но обязаны при этом выполнять требования законодательства об образовании и в полном объёме реализовывать право учащихся на образование.

Отказать в приёме учащегося государственная или муниципальная образовательная организация может лишь в строго ограниченном числе случаев. К ним относится и индивидуальный отбор для профильного обучения или углублённого изучения отдельных предметов, указал КС. При этом как приём в образовательную организацию может быть оформлен и переход на ступень среднего общего образования после окончания основного общего образования в той же организации.

В то же время результаты вступительных испытаний при отборе в профильные классы не могут служить основанием для отчисления учащихся. Порядок такого отбора определяет региональный законодатель. В Омской области такими полномочиями обладают органы исполнительной власти, которые осуществляют госуправление в сфере образования.

Конституционный суд отметил, что в разных субъектах страны вопросы отбора в учебные заведения регулируют по-разному. В одних регионах, в том числе в Омской области, такой порядок установлен в подзаконных актах, в других – в законах. Второй вариант предпочтительнее в силу важности этой проблемы, подчеркнул КС. Вопрос о возможности отчисления тоже решён в регионах по-разному: некоторые из них, например Воронежская область и Бурятия, установили, что отказ по итогам отбора в профильный класс не является основанием для отчисления, в других субъектах страны определён только порядок испытаний, но не их последствий для учащихся.

КС указал, что право устанавливать индивидуальный отбор, закрепленное ч. 5 ст. 67 закона «Об образовании», не может быть основанием для лишения возможности продолжить обучение в конкретной организации без гарантий получения среднего общего образования в другом образовательном учреждении (с учётом его транспортной доступности).

В то же время этот закон, как и Федеральный стандарт среднего общего образования, не запрещает формировать только профильные 10 и 11 классы и допускает, что учащиеся не смогут продолжить обучение в той же образовательной организации без углублённого изучения предметов.

Конституционный суд отметил, что первостепенное значение в вопросах образования имеют интересы несовершеннолетних учащихся, а не персонала образовательных учреждений. Именно интересами детей должны руководствоваться законодатели на федеральном или региональном уровне. В том числе органы госвласти и муниципального самоуправления должны учитывать их, если образовательная организация создаёт профильные классы при отсутствии возможности дать среднее образование без углублённого изучения предметов. В таких случаях полномочные органы должны конкретизировать механизмы, которые гарантируют права учащихся, желающих получить образование по общему профилю. В том числе следует заранее информировать их и их родителей о запланированном отборе, чтобы они могли подготовиться к нему или учли, что должны будут перейти в другую школу, если не готовы к углублённому обучению.

Таким образом, п. 1 ч. 1 ст. 61 и ч. 5 ст. 65 закона «Об образовании» по своему правовому смыслу не противоречат Основному закону, указал Конституционный суд. При этом данные нормы подразумевают обязанность властей обеспечить непрерывность обучения детей по общеобразовательным программам среднего образования. Иное понимание этих положений необоснованно ограничивает права учащихся, которые хотят продолжить обучение по общему профилю.

При этом пересматривать дело Пикулина теперь нет смысла, поскольку его дочь уже продолжила обучение в другой образовательной организации, добавил КС.

Источник

Какова цена пребывания троечников в старших классах

Если школьник отставал по математике с 6–7 класса – обучение в десятилетке станет для него мучением

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук.

можно ли идти с тройками в 10 классШкольник отлично знает, что если уж его приняли в 10-й класс, то будут с ним возиться до выпуска. Фото PhotoXPress.ru

Сегодня вопросы повышения качества школьного образования стоят как никогда остро. Обсуждаются различные идеи и проекты: цифровизации школьного образования, участия в процессах обучения ведущих российских компаний, смешанного обучения и т.п. Все это прекрасно и прогрессивно. Однако неплохо бы проанализировать, кого же предстоит учить с использованием всех этих замечательных методов и технологий?

Если основное среднее образование (9 классов) в России обязательное, то переход школьника в 10-й класс – дело добровольное. После 9-го класса можно пойти учиться в колледж, лицей, техникум или вообще завершить свое образование. Именно так поступают многие дети и их родители в случае, когда успехи чада в школе далеки от хороших и отличных оценок. Многие, но не все. Кто же из троечников идет в 10-й класс? Какие причины служат основой таких решений?

Начнем с того, что решение принимается, когда подростку всего 15 лет. Авторитет родителей очень высок, материальная зависимость от них практически полная. И если родители скажут – в школу, то в школу.

Родители любят своих детей. И хотят им лучшей судьбы. Надеются, что чадо повзрослеет, поумнеет и станет лучше учиться. И иногда так и бывает. Но только иногда. За весь процесс обучения в старших классах не скажу, но про математику извольте. Если ребенок запущен по математике с 6-го или 7-го класса, не понимает квадратных уравнений и планиметрических задач, то логарифмы, степенная и показательная функции, производные и интегралы, тригонометрия и стереометрия станут для него просто мучением. И никакие репетиторы тут не спасут.

Хочу отметить одну особенность. Бедные семьи реже отправляют своих детей-троечников в 10-й класс, чем более обеспеченные семьи. Это объясняется тем, что после 9-го класса можно обучиться в колледже или в техникуме бесплатно, а вот после 11-го класса это возможно только за деньги. А в бедных семьях деньги хорошо умеют считать.

Теперь обратимся к причинам, по которым в 10-й класс стремится сам троечник.

Во-первых, это привычка. За девять лет обучения ребенок привык к школе. И не готов ничего менять. Это может быть страх перед новым учебным заведением и новым коллективом учеников. Это может быть привязанность к школьным друзьям, которые тоже идут в 10-й класс. Это может быть подростковая влюбленность…

Вторая причина – лень. За годы учебы в школе ребенок привык, что иногда можно и опоздать, и прогулять. Записка родителей часто заменяет справку из медучреждения, а за невыполненную домашнюю работу далеко не всегда ставят двойки. Сюда же относится банальное нежелание трудиться. Ведь в колледжах нужно осваивать специальность, а в школах этого никто не требует.

Третья причина – безнаказанность. Школьник отлично знает, что если уж его приняли в 10-й класс, то будут с ним возиться до выпуска. И как-нибудь оценку «удовлетворительно» натянут. Почему так принято в школах? Это отдельная большая и больная тема, связанная с системой оплаты труда учителей. Здесь обсуждать не будем.

Последствия пребывания – именно пребывания, а не учебы – троечников в старших классах плачевны. Они не только снижают показатели школ, но и мешают более успешным ученикам осваивать достаточно трудный материал. А в случае активного поведения на уроках еще и подрывают дисциплину. Средний балл по ЕГЭ (математика профиль) из года в год растет, что отрадно. Но пока этот балл составляет 56,5. И получить такой балл можно, вообще не решая сложных задач с развернутым ответом, которые большинству троечников недоступны. Очевидно, что без троечников средний балл по ЕГЭ существенно вырос бы.

По статистике, 11 классов заканчивает примерно 650 тыс. учеников. Возьмем по минимуму – 500 тыс. Значит, в 10-м и 11-м классах ежегодно учится миллион детей. Один ученик при бесплатном обучении в старших классах обходится государству в 50–200 тыс. руб. в год в зависимости от региона. Снова возьмем по минимуму – 50 тыс. Число троечников в классе колеблется в диапазоне от 20 до 30%. Снова возьмем минимальные 20%. Перемножим и получим 10 млрд руб. в год. Такова цена обучения троечников в старших классах. Окупаются ли эти затраты – большой вопрос.

Школы пытаются не допускать слабых учеников в старшие классы. Но пока это носит сугубо неформальный характер, на уровне уговоров. Хотя и в вузах, и в престижных колледжах давно уже существует понятие проходного балла. Почему бы не воспользоваться этим опытом и при отборе в старшую школу?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Имеет ли право школа не взять в 10 класс

Почему могут не взять в 10 класс

Законных оснований, по которым ребенка могут не принять в 10 класс, не так много, но они есть.

Это и двойки в аттестате, и достижение ребенком совершеннолетия, и отсутствие мест в школе. Подробнее ниже.

Двойки в аттестате или по результатам ОГЭ

Структура школьного образования выглядит следующим образом:

можно ли идти с тройками в 10 класс

При этом каждый последующий этап возможен только при успешном окончании предыдущего (ч. 5 ст. 66 закона «Об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Хотя бы один «неуд» в аттестате или за ОГЭ говорит о том, что ребенок не освоил программу основного общего образования (9 классов). Следовательно, он не может быть допущен к освоению среднего общего образования, то есть в 10 класс такого ученика школа не примут и будет правы.

Достижение ребенком 18 лет

Всё та же ч. 5 ст. 66 закона «Об образовании» гласит, что обязательность получения среднего общего образования (11 классов) сохраняется только до тех пор, пока ученику не исполнится 18 лет.

Конечно, совершеннолетний девятиклассник — явление редкое, но вполне возможное. Поэтому если случилось так, что к моменту окончания 9 класса ребенку уже есть восемнадцать, школа вправе отказаться принимать его в 10 класс.

В школе нет мест

В силу ч. 4 ст. 67 закона «Об образовании» школа может не принять ребенка в 10 класс по причине отсутствия свободных мест.

Но! Это не значит, что дорога в 10 класс закрыта вообще: в такой ситуации родителям следует обратиться в региональное управление образования с заявлением о зачислении в другую школу — ту, где места есть.

Ребенок не прошел отбор в профильный класс

Школы очень часто склонны формировать старшие классы профильными — с углубленным изучением тех или иных предметов. И здесь правила отбора устанавливает само учебное заведение в соответствии с нормами регионального законодательства.

Например, одним из условий может быть отсутствие в аттестате или по результатам ОГЭ оценок ниже четверки. Всё это вполне законно, но есть один нюанс:

Если ребенок собирается в 10 класс в школу по месту прописки, принять его обязаны даже с тройками в аттестате или за ОГЭ.

Руководство школы может попытаться отказать, ссылаясь на то, что обычного 10 класса в школе не будет, а будут только профильные. Но закон в этом случае на стороне ученика:

можно ли идти с тройками в 10 класс

Для этого даже необязательно набирать еще один 10 класс: закон не запрещает делить детей на «профильных» и «обычных» в пределах одного класса. Например, в классе 25 человек, из них 15 получают образование по профилю, а остальные 10 — без углубленного изучения отдельных предметов.

Да, для школы это не совсем удобно — придется составлять отдельное расписание, но закон превыше комфорта работников образования.

Совет: ознакомьтесь с Порядком индивидуального отбора в профильные классы вашего региона. Возможно, ваш ребенок соответствует прописанным в них условиям.

Итак, мы перечислили все законные основания, по которым ребенка могут не принять в 10 класс. Что же делать, если руководство школы озвучивает совсем другие причины, например тройки в аттестате? Жаловаться. Куда и как — сейчас расскажем.

Что делать, если ребенка не берут в 10 класс: пошаговая инструкция

Ребенка не хотят брать в 10 класс из-за троек в аттестате, не совсем примерного поведения или по другим причинам — это незаконно! Рекомендуем действовать по следующей схеме:

1. Получение письменного мотивированного отказа в зачислении ребенка в 10 класс.

Не предоставить такой отказ вам не могут, вы ведь писали заявление на зачисление ребенка в 10 класс, значит, по нему должно быть принято решение. Не дают? Ничего страшного: напишите запрос и отправьте его в школу заказным письмом с отметкой о вручении адресату. В пределах одного населенного пункта письма доставляются быстро, поэтому много времени вы не потеряете.

Жаловаться можно в управление образования по вашей области (краю, республике и т. д.) или в прокуратуру района, на территории которого расположена школа.

Есть еще суд, но в данном случае это совсем крайняя мера — судебный процесс может затянуться на долгие месяцы, а в сентябре ребенок уже должен быть в школе.

Как написать жалобу: рекомендации и образец

Вот несколько выдержек из нормативно-правовых актов, которые могут помочь не только в составлении жалобы, но и в предварительной беседе с директором школы — возможно, после этого необходимость в подаче жалобы отпадет:

Чтобы не тратить время на составление жалобы, предлагаем воспользоваться готовым образцом, который вы можете найти в разделе «Документы и бланки» в начале статьи.

Школа имеет право не взять ребенка в 10 класс, но оснований для этого немного. Если отказ в зачислении явно незаконен, его можно и нужно обжаловать — никто не может лишать детей права на образование.

Еще больше полезной информации — в рубрике «Образование».

Источник

Школа отказывает в приеме в 10 класс

Ребенок заканчивает 9 класс, хочет продолжить обучение в школе. Школа объявила о том, что будет два десятых класса, оба профильные, прием в эти классы на конкурсной основе, ребенок по среднему баллу не проходит. Обязаны ли нам в таком случае обеспечить место в 10 классе в нашей или другой школе города?

можно ли идти с тройками в 10 класс

На основании ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

В силу ч. 3 ст. 67 Закона об образовании правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, к которым в том числе относится среднее общее образование, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

При этом в ч. 5 ст. 67 Закона об образовании предусмотрено, что организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.

Таким образом, исходя из приведенных норм права и рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что образовательная организация при приеме на обучение по программам среднего общего образования с профильным обучением вправе проводить отбор обучающихся, учитывая при этом их индивидуальные достижения и результаты обучения.

В то же время образовательная организация и территориальные органы управления образованием обязаны обеспечить возможность получения среднего общего образования как обязательного уровня образования всем выпускникам 9-х классов, желающих продолжить обучение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *