молокомат что это такое
Молокомат — полное описание бизнеса
Издавна деятельность, связанная с производством и реализацией продуктов питания, приносила предприимчивым людям стабильный и постоянный доход. Данная тенденция характерна и для нашего времени.
Достижения в науке и технике позволили внедрить в повседневную жизнь аппараты, которые на платной основе выдают тот или иной продукт, напиток («Вендинговый бизнес и вендинговые автоматы«). Не исключением является такой классический продукт, как молоко. Как показала практика немецких, швейцарских предпринимателей, использование молокоматов (именно так называются аппараты, которые выдают молоко) является перспективным и рентабельным направлением в малом бизнесе.
В этой статье мы рассмотрим основные нюансы использования молокоматов, представим некоторые плюсы и минусы данного вида предпринимательской деятельности, приведем информацию об отечественной модели молокомата и аппарата итальянского производства.
Изначально отметим, что развитию бизнесу подобного рода способствуют небольшие начальные капиталовложения, а также большой спрос на свежее молоко.
Что же представляет собой молокомат? Это аппарат, который на платной основе автоматически торгует свежим молоком. Своим внешним видом он схож с обычным холодильником. В оснастке молокомата имеется монето- или же бонкнотоприемник.
Схема такого бизнеса отличается своей простотой:
1. Производитель разливает молоко в кеги, объем которых колеблется от 100 до 300 л.
2. Заполненные кеги устанавливают в молокомат.
3. Вечером остатки молока сливаются, которые направляются для получения кисломолочных продуктов.
4. Кеги моют при помощи специального раствора.
5. Утром следующего дня чистые кеги наполняются свежим продуктом и процесс повторяется.
Практически такую предпринимательскую деятельность можно в какой-то степени назвать безотходной, так как из остатков молока изготавливают кисломолочную продукцию.
Обязательное условие – молоко должно быть гомогенизированным. Гомогенизация является механической обработкой, которая ведет к дроблению жировых шариков до такой степени, что в последующем они не способны слипаться, то есть образовывать сгустки (отстаивание молока).
Примечательно то, что молокоматы позволяют минимизировать количество посредников, осуществляющих контакт производителя и конечного потребителя. Как правило, в качестве посредников выступают перерабатывающими производственными мощностями (например, молокозаводами). В данном бизнесе исключаются такие способы подготовки молока, как пастеризация, стерилизация. Соответственно молоко, реализуемое посредством молокоматов несколько дешевле в сравнении с молоком в государственных торговых объектах. При этом отметим, что свежее молоко при соблюдении всех санитарно-гигиенических нормативом при его получении является более полезным по сравнению с продуктом, который прошел ряд обработак все на тех же молокозаводах.
Родиной молокоматов является Швейцария, где они появились в начале двадцатого столетия. В настоящее время лишь в европейских странах насчитывается более 6000 подобных аппаратов. Примерная численность молокоматов на планете составляет 10000 единиц.
В 2008 г. аппараты по продаже молока впервые в нашу страну были привезены из Италии. В прошлом году отличился один из красноярских производителей, который представил на обозрение общественности первый молокомат отечественного производства.
Города, в которых уже используются молокоматы: Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Казань, Новосибирск, Воронеж и прочие населенные пункты России.
Потенциальные потребители
Лучшим местами для установки аппаратов по продаже свежего молока являются те, которые отличаются наибольшей проходимостью:
— крупные фитнесс клубы;
— большие продуктовые магазины;
— санатории, а также больницы;
— центральные улицы (спальные районы);
— детские развлекательные центры;
Однако в этом плане имеется одна проблема. Руководство продуктовых торговых объектов не дает добро на размещение молокоматов в их объектах. Причина ясна – боязнь снижения объемов продаж пакетированного продукта. Страх их надо заметить правомерен. Это лишний раз подтверждает, что свежее молоко пользуется большим спросом в сравнении с молоком, которое приходит в магазины с молокозаводов.
Также развитию бизнеса будет способствовать тот момент, что свежее молоко востребовано среди различных половозрастных групп населения. Но наибольшим спросом оно все же пользуется среди пожилых людей в силу их памяти о настоящем вкусе свежего молока.
Чем крупнее населенный пункт, тем в структуре потребителей больший удельный вес молодых (25-30 лет) почитателей свежего молока. Эта динамика вязана с одной из тенденций в современной моде – стремление к здоровому образу жизни.
Плюсы бизнеса
— продукт продаваемый молокоматами в сравнении с молоком на прилавках магазинов является натуральным, свежим;
— стоимость молока, реализуемого посредством молокоматов, ниже относительно молока, поставляемого молокозаводами;
— такой бизнес не требует большого штата сотрудников;
— установка молокомата не требует большой площади. Для этой цели хватит 1-2 м кв.;
Минусы бизнеса
— в силу сложившихся предубеждений люди с опаской относятся сырому продукту. По этой причине важно реализовать все условия, которые уверят потенциальных потребителей в абсолютной безопасности свежего продукта продаваемого аппаратами. Выходом из подобной ситуации может стать реализация пастеризованного продукта, но это не соответствует концепции бизнес-идеи и сопряжено с лишними расходами;
— присутствует некоторая неясность в плане дальнейшего развития этого бизнеса. Дело в том, что в некоторых странах реализация свежего молока без предварительной обработки запрещена. К тому же в нашей стране недавно произошел скандал относительно молокоматов, который также может стать причиной их запрета;
— покупка молока в молокомате в силу своих особенностей труднодоступна для стариков;
— молокоматы требуют тщательного ухода.
Характеристика некоторых молокоматов
В наши дни в России можно заметить аппараты, как российского, так и зарубежного производства.
Ниже рассмотрим несколько моделей молокоматов:
1. Модель аппарата отечественного производства – «Базовый 01». Производителем является компания «Фудмилк». Эта модель имеет следующие размеры: глубина – 0,9 м, ширина 0,7 м при высоте – 1,93 м. В нем вмещается 100 л продукта. Такой аппарат можно приобрести за 438,7 тыс. руб.
2. Модель аппарата, произведенного в Италии, – ECO Compact 100. Является продуктом компании Fresko. Размеры: глубина – 0,7 м, ширина – 0,8 м при высоте 2 м. Его можно приобрести за 652 тыс. руб. Комплектация предусматривает наличие двух взаимозаменяемых картриджей, объем которых составляет 200/230 л.
По конструкции данные молокоматы похожи. Работают они также по одному принципу. Однако итальянская модель аппарата в отличие от отечественной модели оснащена антивандальным корпусом. То есть такой молокомат можно устанавливать прямо на улице.
Вот мы и рассмотрели основные нюансы вендингового бизнеса, связанного с продажей свежего молока посредством молокоматов.
Бизнес-идея – продажа молока через молокомат
Продажа различных товаров с помощью автоматов становится все более популярной. Люди начинают понимать, что это удобно и практично. Товары, предлагаемые в автоматах не менее качественные, чем на прилавке магазина, а в некоторых случаях, даже более вкусные, полезные, натуральные и экологичные.
Недавно в России появились аппараты по продаже молока – молокоматы, которые продают непакетированное, не пастеризованное свежее молоко. Оно значительно дешевле магазинного, так как не проходит дополнительную обработку и не фасуется в специальную тару. По стоимости молоко из молокомата значительно дешевле, чем в супермаркете.
Если, к примеру, литр молока в магазинах в регионах стоит 45-80 рублей, то в молокомате можно установить цену 35 — 60 рублей за литр в зависимости от стоимости молока в конкретном регионе.
Соответственно, потребители выбирают молоко из молокомата – более полезный и дешевый продукт. Купить его можно в любое время – автоматы, продающие молоко на розлив, работают круглосуточно, без перерыва на обед и без выходных.
Этот вид бизнеса еще не достаточно раскручен, поэтому перспективы у него есть, для реализации этого проекта с нуля потребуется стартовый капитал, который можно довольно быстро окупить, если установить один или несколько таких автоматов в наиболее проходных местах.
С чего начать бизнес по продаже молока через автоматы?
Для того чтобы начать бизнес по продаже молока с помощью молокомата, нужно приобрести этот аппарат. Автомат по продаже разливного молока – это комплексное компактное оборудование, состоящее из:
Чтобы запустить проект по продаже молока через молокомат, необходимо найти наиболее подходящее место для установки этого оборудования, и подключить его к электросети. Молокоматы могут устанавливаться как внутри помещений, так и снаружи. Они оснащаются охлаждающими системами, которые поддерживают температуру молока 4 0 С. В таких условиях оно хранится максимально долго – до 72 часов.
Покупатели могут покупать молоко в свою тару или купить емкость для разливного молока в автомате.
Какое оборудование понадобится?
Сегодня можно купить как импортный, так и отечественный молокомат, к примеру, российский «Базовый-01», созданный компанией «Фудмилк». Он оснащен емкостью на 100л для молока. Стоит такой аппарат около 440 тыс. рублей.
Импортный, типа ECO Compact 100, произведенный в Италии компанией Fresko, стоит 650 тыс. рублей. Он оснащен двумя взаимозаменяемыми картриджами объемом 200 и 230 л и имеет антивандальное устройство, позволяющее устанавливать данный аппарат на улице. В остальном аппараты схожи между собой.
Молокоматы оборудованы встроенными GSM-модулями, благодаря которым можно всегда быть в курсе, сколько молока продано на текущий момент.
Существуют различные модели молокоматов, имеющих разную комплектацию и вместимость емкостей – от 100 до 400 литров.
Сколько можно заработать при продаже молока через молокомат?
Один аппарат может быстро окупиться, если реализация молока в день будет составлять 100-400 л. Можно установить два российских автомата общей емкостью 200 л.
Расчет прибыльности этого бизнеса будут выглядеть следующим образом.
При закупке молока по цене 25 руб./литр:
200л х 25 (руб.) = 5 000 руб./день х 30 (дней) = 150 000 руб./мес. — расходы на закупку свежего молока.
Продажа молока через молокомат: 200л х 40 (руб.) = 8 000 руб./день х 30 (дней) = 240 000 руб./мес. – выручка за 1 месяц.
За месяц торговли молоком из молокомата прибыль составит:
240 000 — 150 000 = 90 000 руб.
Ежемесячные эксплуатационные затраты:
Если округлить ежемесячные эксплуатационные расходы до 20%, то можно получить доход в месяц в размере:
90 000 – (90 000х20%)= 72 000 руб.
Исходя из этих расчетов, можно предположить, что окупить два автомата по продаже разливного молока можно за: 880 000 /72 000 = 12 месяцев.
Если приобрести несколько автоматов, и установить их в разных местах, можно ускорить окупаемость оборудования до полугода.
Какие документы необходимы для начала бизнеса?
Для того чтобы начать деятельность по продаже молока через автоматы, нужно зарегистрировать ИП с упрощенной системой налогообложения (УСН). Нужно также учесть, что реализация молока и молокопродуктов должна осуществляться лицами, имеющими санитарные книжки.
Необходимо также составить договора с фермерскими хозяйствами на закупку молока.
Какое место выбрать?
Одним из преимуществ продажи молока через молокоматы является мобильность бизнеса – установить такой автомат можно в любом месте – внутри помещений или на улице. Это оборудование не требует много места, поэтому затраты на аренду будут несущественными.
Устанавливать молокоматы лучше всего в наиболее проходных местах: в супермаркетах, торговых центрах, на улице возле крупных магазинов, рынков, больниц, и др.
Примущества бизнес-идеи
Преимуществом бизнес-идеи по продаже молока через молокомат является то, что не нужно нанимать людей для торговли этим продуктом и платить им зарплату. Такие автоматы отличаются мобильностью, их можно переставить в другое место, если окажется, что какой либо из них установлен неудачно, и молоко плохо продается.
Нужно также учесть, что молоко – продукт скоропортящийся. Но если оно прокисло, сливать в канализацию не стоит. Считается, что торговля молоком и молокопродуктами безотходный бизнес, так как прокисшее молоко можно переработать, и получить из него творог, кефир или сыворотку. Эти молокопродукты также можно продавать через торговую сеть или на рынке.
Сколько нужно денег для старта бизнеса
Чтобы организовать свой бизнес, связанный с продажей молока через молокоматы потребуется иметь в наличии не менее 100 тысяч рублей. Названная сумма необходима для регистрации бизнеса и закупки оборудования, для аренды места установки молокомата. В нее входит и приобретения молока, а также его транспортировка к месту реализации, уплата налогов и т.д.
Какой ОКВЭД необходимо указать для продажи молока через молокомат
Любое направление бизнеса, при подаче документов на регистрацию требует указания кода, согласно которому и будет осуществляться предпринимательская деятельность. Для продажи молока через молокомат используется код 47.9.
Данный код, согласно ОКВЭД 2 включает в себя торговлю в розницу, которая осуществляется вне магазинов или рынков, палаток.
Какую систему налогообложения выбрать для продажи молока через молокомат
Выбирая систему для уплаты налогов можно остановиться на сокращенно ЕСН. Но, лучше всего выбрать упрощенную систему налогообложения. Она позволит минимизировать налоговую нагрузку.
Уплачивая 15% от чистой прибыли необходимо будет документально подтвердить расходы, связанные с данным направлением деятельности. При отсутствии документов, подтверждающих понесенные расходы, уплачивается 6% налог от общей прибыли.
Нужно ли разрешение для открытия
Легализация названного направления деятельности потребует наличия не только свидетельства о регистрации, но и ряда разрешений. На первоначальном этапе необходимо будет получить документ на реализацию молока через молокомат в определенном месте расположения.
Если территория, на которой находится молокомат принадлежит городу, то разрешение нужно получить в местной администрации. Также необходимы разрешающие бумаги от санэпидемстанции и наличие сертификата, подтверждающего качество реализуемой продукции.
Технология бизнеса
Реклама и месторасположение являются основными прибыли от данного направления деятельности. Молокомат является необычным вариантом продажи молока, поэтому его наличие уже вызовет интерес у клиентов.
Реклама включает в себя раздачу буклетов, установку стендов в местах массового скопления людей (торговые объекты, парки, места компактного отдыха молодежи.). Наружная реклама – это вывески, борды. Месторасположение лучше всего выбрать вблизи крупных торговых объектов, бизнес-центров и т.д.
Молокомат что это такое
В отчёте 2017 года, составленном аналитической компанией Progressive Markets, прогнозируется, что каждый год вплоть до 2025-го мировой рынок молокоматов будет расти в среднем на 13%. Свои ожидания аналитики обосновывают растущей популярностью сырого молока. По их мнению, его начинают покупать те, кто до этого употреблял только йогурты, сыры и прочие молочные продукты.
В России не ведётся статистический учёт количества молокоматов или объема продаж через них. Тем не менее, директор аналитическо-информационного департамента Национального союза производителей молока Алексей Воронин относит рынок к числу многообещающих.
“Официальные органы статистики не отслеживают реализацию питьевого молока через такой канал продаж, поэтому без дополнительных исследований оценить долю крайне сложно, но не думаю, что она превысит даже 2-3%, так как формат торговли достаточно современный и еще не получил распространения. Более того, к реализуемому через автоматы молоку предъявляются все те же требования, что и к молоку на полке традиционных магазинов. Однако если обратиться к мировой практике, то по данным различных исследований объем реализации молока через молокоматы имеет перспективы к росту”, — говорит он.
Transparency Market Research отмечает, что рост рынка молокоматов в России и СНГ замедлен в связи с популярностью семейных фермерских хозяйств и большого количества личных подсобных хозяйств. Аналитики оценивают ежегодный рост рынка в 9% вплоть до 2024 года.
Почему фермеры выбирают молочные автоматы? Для фермеров реализация свежего молока методом вендинга — альтернативный способ выхода на розничный рынок. Производителю, полагающемуся на машины для розлива, нет необходимости думать об издержках на упаковку и подготовку молока к длительному хранению.
Первыми в России молокоматы начала устанавливать новосибирская компания «МолСиб». Начав импортировать итальянские машины в начале 2000-х, компания перестала заниматься ими после того, как исключила свой молочный завод из собственности. Генеральный директор Игорь Елисеенко поделился мнением о разнице в менталитете российских и европейских потребителей молока из молокоматов. — В Европе молокоматы стоят прямо на улице, а в Чехии я видел, как они стоят на ферме, под навесом. Люди проезжают, покупают молоко – то есть это прямой канал продаж от фермера к потребителю. Затрат на логистику вообще нет: залили они в бак 200 литров, тут же поставили в молокомат, люди подъезжают и покупают, а деньги напрямую поступают фермеру. Понимание того, что человек платит напрямую производителю – ключевое, по мнению Елисеенко, качество европейских потребителей. В России же, как он считает, выбирают вендинг-машины из-за самой их идеи. — У нас в России пользователи молокоматов – это всё-таки люди, которые хотят попробовать что-то новое во имя натуральности. В Европе же человек знает, что покупает напрямую у фермера.
Классической историей успешного внедрения молокоматов считается кейс «Братьев Чебурашкиных»: их автоматы под брендом «А-молоко» помогли им открепиться от переработчиков, закупающих сырьё по низким ценам, что делало бизнес братьев нерентабельным. Руководитель проекта «А-молоко» («Братья Чебурашкины») Иван Соломаха отметил, что в практике бренда «А-молоко» молокоматы вблизи ферм демонстрируют хорошие показатели при условии, что само производство не сильно отдалено от жилой зоны.
Руководитель проекта Molokovend Дарья Шаоршадзе уточняет, что практически все покупатели молокоматов – фермеры, обеспеченные собственным молоком: «По нашему опыту, посредники долго на рынке не задерживаются». — Что касается конечных пользователей, то здесь единения нет. Это и молодые мамы, и молодёжь, и бабушки – для них мы в молокоматах делаем окна выдачи, подходящие под разную тару, в том числе бидоны и банки. По географии – из-за расположения мы работаем в основном в городах за Уралом. Как ни странно, наши молокоматы стоят в основном не в крупных городах, а в небольших городках численностью 10-20 тысяч человек – и показывают отличные результаты, порой лучше, чем в городах-миллионниках. Мы это связываем с действием сарафанного радио и доверием к определенному производителю. Будущее молокоматов может лежать в школах и учебных заведениях. В настоящее время вендинг в школах хоть и официально не запрещён, но фактически действует на уровне региональных ведомств. Поправки в СанПиН, разработанные и вынесенные на обсуждение Роспотребнадзором, разрешат установку торговых автоматов с определённым «безопасным» набором продуктов. Если поправки будут приняты, то операторам торговых аппаратов будет открыта в том числе и возможность установки молочных аппаратов — правда, молоко в них должно быть стерилизовано.
К автоматам предъявляются те же требования, что и к другим вендинг-машинам и точкам продажи молока. В частности, их нельзя размещать на тротуарах, если оставшаяся ширина меньше 5 метров. Также на молокомат должны быть подготовлены типовые документы, которые требуются для розничной продажи молока, а на машинах, отпускающих сырое молоко, должно быть предупреждение о необходимости кипячения. До недавних пор использование молокоматов в России было связано с рисками для производителей — в основном из-за позиции Роспотребнадзора по поводу продажи сырого молока на улицах.
В 2013 году в Санкт-Петербурге начался правительственный эксперимент по установке автоматов, однако первые его месяцы совпали со вспышкой кишечной палочки. Несмотря на то, что позднее была доказана непричастность молокоматов к распространению инфекции, местное управление Роспотребнадзора временно запретило их. Годом позднее автоматы по продаже сырого молока были демонтированы и в Москве. Тем не менее, в 2016 году молокоматы вновь стали устанавливать в столице — правда, на этот раз уже после заключения муниципального контракта.
Согласно Правилам продажи отдельных товаров, молоко нельзя продавать на месте работы или на улице — именно последнее стало поводом для массовой ликвидации вендинг-машин в Москве в 2014 году.
Руководитель проекта «А-молоко» («Братья Чебурашкины») Иван Соломаха отмечает, что многое зависит от решений чиновников в конкретных территориальных органах. — Этот вопрос у нас законом подробно не регламентируется, поэтому всё зависит от людей на местах. Где они не боятся, там дают свидетельство на автоматы, и мы можем продавать сырое молоко, где боятся – там не выдают. Вся проблема, к сожалению, лежит в том, что отрасль торговли молоком в розлив не урегулирована. Здесь, в общем, бессмысленно бодаться. Ты в любом случае уязвим: захотят – найдут, к чему придраться.
Не все производители и операторы молокоматов отпускают именно сырое молоко. Кирилл Воронель, директор по маркетингу Foodmilk, заявил, что в автоматах «Вашей фермы» используется молоко после обработки. — Внутри молокомата поддерживается определённый температурный режим, причём не только в молочном картридже, но и во всех устройствах, которые контактируют с молоком. Герметичность всех узлов контролируется микродатчиками. Что касается замены продукции, то в молокомате установлен чип, который настроен на определённые сроки реализации молока, и программа, оповещающая о времени замены. Срок годности составляет семь дней. В молокоматах используется нативное молоко, которое проходит бережную пастеризацию при температуре 80 °C в течение 30 секунд. Учитывая высокое качество нативного молока и его микробиологический контроль, такой режим пастеризации является оптимальным. Сырое молоко в продажу не поступает, оно обязательно подвергается термической обработке, качество его зависит от режима пастеризации и качества фермерского молока.
С 1 июля все вендинг-машины должны быть оснащены онлайн-кассами: автоматы по продаже напитков должны отправлять сведения о продажах в ФНС. Дмитрий Ветров, менеджер по маркетингу компании Unicum, уточняет, что при развёртывании сети автоматов есть способ сэкономить. — Сейчас есть два способа подключения аппаратов к кассе. Первый – установка кассы непосредственно в аппарат. При этом, согласно поправкам, принтер для кассы не нужен. Но с 2020 года на экране аппарата должен отображаться QR-код — покупатель сканирует код с помощью мобильного телефона и автоматически перенаправляется на страницу ОФД, отображающую информацию о его покупке. Второй способ – подключение нескольких аппаратов к удалённой кассе, которая находится на сервере; так называемой «ферме касс». Если у вас уже от трёх и более автоматов, то выгодней подключаться именно к ферме кассе. Механизм получения информации потребителем абсолютно точно такой же, что и с фермой касс, что и с кассой в аппарате. Дмитрий Ветров отметил, что, если вендинг-аппарат уже оснащён онлайн-кассой, то к 2020 году её ПО можно обновить до версии с поддержкой QR-кодов — если программа уже не поддерживает их, как в случае с кассами в аппаратах Unicum. Стоимость же графического дисплея, на котором будет высвечиваться двумерный код, он оценил в пределах 600-700 рублей.