модернизация первичного звена здравоохранения 2021 что это такое
Программа расширения и доступности медпомощи. Как изменится российская медицина в 2021 году
В 2021 году планируется масштабная модернизация первичного звена здравоохранения. Что властные структуры вкладывают в понятие модернизации, как это отразится на доступности и качестве медицинской помощи, и что конкретно поменяется в работе поликлиник и больниц? Попробуем разобраться со всеми этими вопросами.
🏥 Программа модернизации первичного звена здравоохранения. Суть, сроки
С января 2021 года стартовал проект модернизации первичного звена здравоохранения. Программа должна была начать свое действие в июле 2020 года, но из-за ситуации с коронавирусом ее решили перенести на полгода.
Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи выступает одним из ключевых проектов нацпроекта «Здравоохранение».
Летом 2019 года на совещании у Президента, которое было посвящено проблемам первичного звена здравоохранения, приводилась статистика по данному вопросу. Так, значительная часть больничных зданий находились на тот момент в аварийном состоянии: около 8 тысяч зданий из 72 тысяч требовали капитального ремонта, реконструкции или сноса. Возрос износ оборудования – более 20 тысяч единиц аппаратов нуждались в замене: это цифровые рентген-аппараты, флюорографы, УЗИ, маммографы и пр.
Для реализации поручений Президента в 2019 году было принято Постановление Правительства №1304. Постановление не содержит конкретных мероприятий по модернизации первичного звена: их должны разработать и утвердить регионы на основании проведенного анализа отрасли. Указанные программы будут проходить отдельную правительственную экспертизу.
Пока сроки действий проекта по модернизации здравоохранения установлены до окончания 2024 года.
✨ Ожидаемые результаты
От модернизации сферы оказания первичной медицинской помощи ожидают следующих результатов:
Косвенно программа должна положительно сказаться на отечественных производителях, так как при выборе оборудования и медизделий для переоснащения продукция российского производства должна иметь приоритет.
При этом при реализации программы модернизации власти обещают учесть изменившиеся реалии по сравнению с 2019 годом – в частности, то, что коронавирус, возможно, и дальше станет такой же сезонной болезнью, как грипп. Как показал опыт, многие поликлиники и больницы оказались не готовы к резкому росту инфекционной заболеваемости. Поэтому в ходе модернизации должны быть учтены потенциальные угрозы и вызовы, должно быть организовано распределение потоков взрослого и детского населения.
Михаил Мурашко рассказал о ходе реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения
Материал опубликован 01 сентября 2021 в 00:20.
Программа модернизации первичного звена здравоохранения стартовала в субъектах Российской Федерации 1 января 2021 года. В рамках нее планируется ввести в эксплуатацию дополнительные медицинские объекты, приобрести и поставить обновленное медицинское оборудование, а также закупить новые транспортные средства для обеспечения населения качественной и современной медицинской помощью.
Только в 2021 году запланирован ввод в эксплуатацию 1 183 объектов здравоохранения (строительство и реконструкция, приобретение и монтаж быстровозводимых модульных конструкций), приобретение и поставка 28 952 единиц медицинского оборудования, приобретение и поставка 7 487 единиц автотранспорта.
Современный подход к организации медицинской помощи в первичном звене аналогично требует обновления в части медицинского оборудования.
Ключевые принципы программы модернизации касаются повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе на селе и в малых города, усиление профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Так в Республике Марий Эл в связи с большим количеством жалоб от жителей деревни Учейкино Волжского района о недоступности медицинской помощи Республикой Марий Эл при согласовании с Минздравом России было принято решение включить строительство ФАПа в населенном пункте в 2021 году в рамках региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения. На сегодняшний день почти завершён этап получения лицензии и в ближайшее время жителям района будет оказываться необходимая медицинская помощь.
Кроме того, по его словам, в регионы поставлены более 5 тыс. автомобилей, что позволит обеспечить доступность первичной медицинской помощи для маломобильных граждан.
Справочно:
Программа модернизация первичного звена здравоохранения охватывает все 85 субъектов Российской Федерации и рассчитана на пять лет. В целом на модернизацию первичного звена здравоохранения до 2025 года предусмотрено более 500 млрд рублей и еще около 50 млн. рублей – за счет бюджетов регионов. В настоящее время к участию в мероприятиях по модернизации первичного звена здравоохранения заявлено более трех тысяч медицинских организаций. Сроки действий проекта по модернизации первичного звена здравоохранения установлены до окончания 2025 года.
В рамках реализации поручений Президента было принято Постановление Правительства Российской Федерации, в котором были утверждены основные принципы модернизации первичного звена здравоохранения:
Модернизация первичного звена здравоохранения 2021 что это такое
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в принципы модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 41, ст. 5731; 2020, N 28, ст. 4445; N 42, ст. 6593).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 апреля 2021 г. N 561
Изменения,
которые вносятся в принципы модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации
1. Позицию 1.1.6 изложить в следующей редакции:
1.1.6. | С учетом схем размещения и паспортов медицинских организаций создание (в том числе строительство или приобретение) объектов первичного звена здравоохранения (включая быстровозводимые модульные конструкции), их реконструкция (ее завершение), замена зданий в случае высокой степени износа и (или) наличия избыточных площадей, капитальный ремонт медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (поликлиники, их структурные подразделения, врачебные амбулатории, центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские здравпункты), а также здания (отдельные здания, комплексы зданий) центральных районных и районных больниц (в соответствии с нормативами определения стоимости (предельной стоимости) капитального ремонта медицинских организаций, утвержденными Минстроем России | оптимальная инфраструктура медицинских организаций, уменьшение неэффективно используемых площадей, уменьшение зданий медицинских организаций, находящихся в аварийном состоянии, требующих сноса, реконструкции и капитального ремонта, 100-процентный охват населения Российской Федерации первичной медико-санитарной помощью | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Ростехнадзор | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
---|
2. Позицию 1.2.2 изложить в следующей редакции:
1.2.2. | Оснащение автомобильным транспортом (за исключением автомобилей скорой медицинской помощи) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных и районных больниц, расположенных в сельской местности, поселках городского типа и малых городах (с численностью населения до 50 тыс. человек), для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов | увеличение числа посещений сельскими жителями медицинских организаций, увеличение числа посещений медицинским работником пациентов на дому, повышение комфортности получения медицинских услуг | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минпромторг России, ФМБА России | с 1 января 2021 г. до 2025 года |
---|
Обзор документа
Правительство РФ скорректировало мероприятия в части:
— организации оказания медпомощи с приближением к месту жительства, обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы предоставления услуг;
— обеспечения транспортной доступности медорганизаций для всех групп населения.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Модернизация первичного звена здравоохранения 2021 что это такое
Правительство установило максимально допустимые размеры федерального софинансирования, которые могут получить регионы на модернизацию первичного звена здравоохранения. Речь идёт о строительстве, ремонте и переоснащении городских поликлиник, врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и районных больниц. Многие из них расположены в сельской местности, посёлках городского типа и малых городах страны.
Контекст
Распоряжением, которое подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин, предельный уровень софинансирования в рамках программы «Модернизация первичного звена здравоохранения» установлен наравне с этим же показателем для реализации национальных проектов.
В частности, максимальный размер софинансирования – 99% – предусмотрен для 26 регионов. В их числе – Адыгея, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Северная Осетия, Хакасия, Чувашская Республика, Брянская, Орловская, Пензенская и Псковская области.
На развитие первичного звена здравоохранения в 2021 году предусмотрено 90 млрд рублей. До 2025 года на эти цели будет направлено не менее 500 млрд рублей. Субсидию смогут получить территории, где действует региональная программа модернизации здравоохранения. Объём финансирования рассчитывается по специальной формуле с учётом количества граждан, имеющих полис ОМС, степени износа медицинских учреждений, демографических показателей. Деньги могут быть потрачены на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию зданий, приобретение медицинского оборудования, покупку автотранспорта для доставки пациентов в больницы, выезда врачей на вызовы.
Модернизация первичного звена здравоохранения 2021 что это такое
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. № 1304 “Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения” (не вступило в силу)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
принципы модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации;
Правила проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.
2. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
до 1 июля 2020 г. утвердить региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения, включающие план мероприятий («дорожную карту») по реализации таких региональных программ с указанием сроков реализации мероприятий;
при разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения руководствоваться принципами модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации, утвержденными настоящим постановлением.
3. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
до 21 октября 2019 г. разработать и направить в субъекты Российской Федерации типовую форму паспорта медицинской организации, участвующей в региональной программе модернизации первичного звена здравоохранения, сформированную с учетом положений принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением;
до 15 ноября 2019 г. совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения создать межведомственную рабочую группу по проведению экспертизы региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения;
до 15 ноября 2019 г. разработать и направить высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, согласованные с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
до 25 ноября 2019 г. разработать и внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на профилактику осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
до 1 марта 2020 г. совместно с Министерством финансов Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении:
Правил предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, предусмотрев условием предоставления таких трансфертов формирование и утверждение субъектами Российской Федерации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи без дефицита их финансового обеспечения;
Правил финансирования мероприятий, вошедших в состав региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в части Федерального медико-биологического агентства.
4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации до 15 ноября 2019 г. разработать и внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил реализации в отдельных субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, включающих в том числе критерии отбора частных медицинских организаций.
5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 15 ноября 2019 г.:
разработать и утвердить нормативы предельной стоимости капитального ремонта медицинских организаций первичного звена здравоохранения, центральных районных и районных больниц по субъектам Российской Федерации;
сформировать библиотеку типовых проектов объектов первичного звена здравоохранения, центральных районных и районных больниц, соответствующих современным требованиям и порядкам оказания медицинской помощи, включая модульные объекты, обеспечив ее постоянное пополнение.
6. Министерству транспорта Российской Федерации до 15 ноября 2019 г. разработать и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность медицинской инфраструктуры для населения, в том числе в рамках формирования и расходования средств дорожных фондов субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 октября 2019 г. N 1304
Принципы
модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 октября 2019 г. N 1304
Правила
проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения
I. Общие положения
II. Правила и сроки проведения экспертизы региональных программ
Члены межведомственной рабочей группы в течение 15 рабочих дней со дня получения схем размещения и паспортов медицинских организаций рассматривают их и направляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации информацию о согласовании указанных документов или рекомендации по их доработке.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после получения от всех членов межведомственной рабочей группы согласования или рекомендаций по доработке схем размещения и паспортов медицинских организаций обобщает представленную информацию и направляет эту информацию разработчику.
Разработчик в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующих рекомендаций межведомственной рабочей группы дорабатывает схемы размещения и паспорта медицинских организаций и повторно направляет их в Министерство здравоохранения Российской Федерации для согласования.
3. Разработчик с учетом согласованных межведомственной рабочей группой схем размещения и паспортов медицинских организаций до 10 января 2020 г. направляет проект региональной программы в Министерство здравоохранения Российской Федерации на бумажном носителе и в электронном виде.
4. Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта региональной программы осуществляет проверку соответствия такого проекта принципам модернизации первичного звена, указанным в пункте 2 настоящих Правил, а также его соответствие ранее согласованным Министерством здравоохранения Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами власти схемам размещения и паспортам медицинских организаций, участвующих в региональных программах.
5. В случае принятия Министерством здравоохранения Российской Федерации по результатам проверки решения о соответствии проекта региональной программы положениям, указанным в пункте 4 настоящих Правил, проект региональной программы направляется Министерством здравоохранения Российской Федерации членам межведомственной рабочей группы для проведения экспертной оценки проекта региональной программы и подготовки экспертного заключения.
6. В случае принятия Министерством здравоохранения Российской Федерации по результатам проверки решения о несоответствии проекта региональной программы положениям, указанным в пункте 4 настоящих Правил, проект региональной программы в течение 3 календарных дней после принятия указанного решения направляется разработчику с замечаниями и предложениями по доработке.
Разработчик в течение 10 рабочих дней со дня получения решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, осуществляет доработку проекта региональной программы и направляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации доработанный проект.
7. Экспертная оценка проекта региональной программы, подготовка экспертного заключения и направление его в Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляются членами межведомственной рабочей группы в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения проекта региональной программы.
8. Рассмотрение межведомственной рабочей группой проектов региональных программ и экспертных заключений на них осуществляется на заседаниях межведомственной рабочей группы в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения от членов межведомственной рабочей группы экспертных заключений на проект региональной программы.
9. По результатам рассмотрения проектов региональных программ межведомственная рабочая группа выносит одно из следующих решений:
а) об одобрении проекта региональной программы;
б) о направлении проекта региональной программы на доработку с изложением соответствующих рекомендаций.
10. Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия межведомственной рабочей группой одного из решений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, направляет проект региональной программы разработчику с приложением соответствующего решения.
11. Проекты региональных программ, в отношении которых межведомственной рабочей группой принято решение о направлении на доработку, дорабатываются разработчиком в сроки, не превышающие 20 рабочих дней со дня их получения, и после их доработки направляются разработчиком в Министерство здравоохранения Российской Федерации для рассмотрения и одобрения в соответствии с настоящими Правилами.
12. Согласованные проекты региональных программ до 1 июня 2020 г. направляются Министерством здравоохранения Российской Федерации для рассмотрения и одобрения в проектный комитет по национальному проекту «Здравоохранение».
III. Правила осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ
13. Мониторинг и контроль за реализацией региональных программ осуществляются в целях выявления отклонений сроков реализации мероприятий региональных программ от установленных указанными программами.
14. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально (нарастающим итогом), до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения отчет о ходе реализации мероприятий региональной программы по форме, которая устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
15. Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения отчета о ходе реализации мероприятий региональных программ направляет его членам межведомственной рабочей группы для рассмотрения.
16. Члены межведомственной рабочей группы в рамках компетенции рассматривают отчет о ходе реализации мероприятий региональных программ и в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета направляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации заключение, содержащее при необходимости рекомендации и предложения по реализации мероприятий региональных программ.
17. На основании заключений, представленных в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил, Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения формирует сводный аналитический отчет о ходе реализации региональных программ, содержащий сведения о возможных рисках при реализации региональных программ и предложения по их минимизации, и направляет его в Правительство Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца после отчетного периода.
18. Сводный аналитический отчет о ходе реализации региональных программ ежеквартально рассматривается на заседаниях проектного комитета по национальному проекту «Здравоохранение», который принимает одно из следующих решений:
а) об одобрении сводного аналитического отчета о ходе реализации региональных программ;
б) о необходимости доработки сводного аналитического отчета о ходе реализации региональных программ.
19. Одобренный проектным комитетом сводный аналитический отчет о ходе реализации региональных программ вносится Министерством здравоохранения Российской Федерации в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.
Обзор документа
Кабмин обозначил принципы модернизации первичного звена здравоохранения РФ:
— доступность и качество первичной медико-санитарной помощи и медпомощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с населением до 50 тыс. человек;
— приоритет интересов пациента, соблюдение его прав и обеспечение госгарантий;
— приоритет профилактики заболеваний;
— ответственность органов и должностных лиц за обеспечение прав пациентов.
Определены мероприятия по реализации принципов, ожидаемые результаты, сроки и ответственные исполнители. В частности, разработают оптимальные схемы размещения больниц, пересмотрят систему оплаты труда медработников, заменят устаревшее оборудование, увеличат штат врачей.
До 1 июля 2020 г. регионы должны принять собственные программы модернизации первичного звена здравоохранения. Проекты программ будут проходить экспертизу. Установлены правила ее проведения. Также закреплен порядок мониторинга и контроля за реализацией программ.