модель может быть представлена как в текстовом так и в графическом виде запятые
ЕГЭ. Русский язык. Тест №21
ЕГЭ. Русский язык. Тест №21.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №21»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Географические открытия стали причиной небывалого развития торговли с дальними странами.
2. Поскольку географические открытия стали причиной множества войн между европейскими государствами из-за колоний, то даже торговые суда того времени имели полное боевое вооружение.
4. Морских скитальцев в путешествия чаще всего вело не стремление увидеть новые земли, а самая обычная жажда наживы.
5. Множество войн между европейскими государствами возникало из-за колоний, возникших в результате географических открытий, поэтому даже торговые суда были вооружены.
2. Какой подчинительный союз должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т.е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. матери.
4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин — о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
дОверху красИвее довезЁнный началА вероисповедАние
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. НАЛИЧНОСТЬЮ называют как наличные деньги, так и находящиеся на банковском счёте.
2. У детей надо воспитывать ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, художественный вкус, который так влияет на душевное развитие личности.
4. Наши части встретили отчаянное СОПРОТИВЛЕНИЕ противника.
5. Она предложила мне приобрести АБОНЕМЕНТ на серию спектаклей в каком-то клубе с ужинами и танцами.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году
картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.
2) Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современника».
3) Машу особенно поразили те рыбы, степенно плавающие в огромном аквариуме.
4) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы.
5) На письма, которые мы каждую неделю отправляли в Одессу, никто не откликался.
6) Все, кто забыл ужасы войны, должны увидеть полотна художника Михаила Савицкого.
7) Поезд пришёл согласно расписания.
8) В «Войне и мире» при описании военных действий Толстой часто использует сравнение с игрой в шахматы.
9) Образ Петра I появляется во многих произведениях Пушкина,
восхищая и оценивая его.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня.
1) развл..чение, по..черёдно, проб..раться
2) велос..пед, нац..ональный, д..летант
3) сохр..нённый, отр..зиться, мет..форический
4) в..теран, ч..мпионат, вит..минизированный
5) сов..стливый, раск..лённый, заг..реться
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) пр..вилегия, пр..брежный, пр..открыть
2) контр..гра, небез..звестный, от..скать
3) пр..вивка, пр..оритет, пр..сягать
4) пред..юньский, транс..ранский, полит..здат
5) во..торжествовать, ра..бросать, ра..чет
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) опечал..ться, щавел..вый
2) гречн..вый, удоста..вавший
4) ноздр..ватый, преодол..вая
5) черешн..вый, дешёв..нький
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выскоч..шь, забот..вшийся
2) бор..щийся (с врагом), (слабо) вид..щий
3) (манекены) крут..тся, беле..щее (пятно)
4) (ребята) тороп..тся, (поля) дремл..т
5) колебл..щийся (на ветру), (ветры) ду..т
13. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Катерина Ивановна н(1)когда н(2) на что н(3) жаловалась.
Вещи н(4)как н(5) становились на предназначенное для них новое место, сколько мы с ними н(6) бились.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.
2. (В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
3. (В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
4. Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
5. (В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, – малину.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Деревя(1)ая решётка с колышками, сдела(2)ыми в виде четырёхгра(3)ых пик, когда-то выкраше(4)ая зелёной краской, теперь совсем рассохлась и развалилась.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.
2. Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.
3. И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.
4. Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.
5. Модель может быть представлена как в текстовом так и в графическом виде.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Небольшой ключ (1) бивший из расщелины в песчанике (2) питал водой (3) протекающий по дну оврага (4) ручей.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лес (1) который со всех сторон окружал шахматовскую усадьбу (2) и (3) который сдерживался человеческой деятельностью (4) двинулся со всех сторон и поглотил шахматовскую поляну (5) словно сомкнулись над ней зелёные волны.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Невежество всегда обладает большей уверенностью (1) чем знание (2) и только невежды могут с уверенностью утверждать (3) что науки никогда не будут в состоянии решить ту (4) или иную проблему.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Скоро в городских магазинах появились его игрушки — искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов — словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний. (2)Этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии. (3)Малообщительный по натуре, он, после смерти жены, стал еще замкнутее и нелюдимее. (4)Товары и съестные припасы он закупал в городе — Меннерс не мог бы похвастаться даже коробкой спичек, купленной у него Лонгреном. (5)Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки. (6)Ассоль было уже 5 лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она трудилась над тайной застегнутого жилета или забавно напевала матросские песни — дикие ревостишия. (7)В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Причуды Времени давно интересовали автора. (2)Маленькие дети, например, как заметил автор, плохо чувствуют время. Ощущение его растёт и обостряется с возрастом, и к старости — чем меньше остаётся Времени, тем слышнее становится его ход.
(4)Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5)Спицы позвякивали в её руках. (6)Петля цеплялась за петлю. (7)Внутри межконтинентального времени струилось старинное, неизменное время наших бабушек. (8)На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9)А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова. (10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела — и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем — стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки.
(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь — когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью. (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит.
(21)Люди деловые, организованные уверяют, что они — хозяева Времени. (22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить. (23)Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24)Он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25)Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. (26)Не время расписано, а человек расписан. (27)Время командует. (28)Гончие Времени мчатся по пятам. (29)Каждого человека можно представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. (31)И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало. (32)Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней. (ЗЗ)Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности. (34)Время — это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. (35)Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (З6)Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. (37)Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». (38)Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко Времени. (39)И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема его произведений — реализм и поэзия научно-технического труда, борьба между учёными, творческими принципиальными людьми и карьеристами, бюрократами. Широкую известность получили произведения «Иду на грозу», «Собственное мнение», «Зубр», «После свадьбы», «Кто-то должен» и другие.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. К старости обостряется ощущение времени, потому что его остаётся всё меньше.
2. Современный деловой человек командует временем.
3. Человек перерабатывает всё своё время на мысли, чувства, работу.
4. Время очень легко погубить, потратив его на пустые дела.
5. Проблема разумного обращения со временем является лишь техникой его экономии.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложения 6—10 включено описание.
2. В предложениях 10—11 содержится повествование.
3. В предложениях 19—20 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 15—18.
4. Предложение 30 поясняет предложение 29.
5. В предложениях 35—39 содержится рассуждение.
24. Из предложений 32—39 выпишите антонимы (антонимическую пару).
25. Среди предложений 10—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного словосочетания. Напишите номер этого предложения.
26. «Время всегда угнетало человечество своей быстротечностью. Об этом писали ещё до нашей эры Сенека и другие древнеримские философы, писатели и поэты. Стремительность времени сейчас только возрастает. Но время — это единственное, чего никогда нельзя вернуть. Может быть, поэтому Даниил Гранин, осознавая его ценность, пишет это слово с прописной буквы. Текст насыщен поэтичными (А) ______ («минуты вытягиваются нескончаемой нитью» в предложении 14, «день может измотать душу медлительностью» в предложении 19, «гончие Времени мчатся по пятам» в предложении 28), (Б) _____ («вязкая медлительность» в предложении 13, «деловая хватка» в предложении 22). Автор привлекает к своим размышлениям читателя, используя (В) ______ (предложения 15—18), (Г) ____ (предложения 30, 34, 36)».
1) вопросно-ответная форма изложения
2) развёрнутые метафоры
4) профессиональная лексика
5) вопросительные предложения
9) однородные члены
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Примерный круг проблем
1. Проблема восприятия времени человеком. (Как воспринимает течение времени человек?)
1. Ощущение хода времени во многом зависит
от возраста: дети не замечают движения
времени, но с возрастом его ход воспринимается
2. Проблема нерационального использования личного времени.
и разумно использовать. Однако человек
рационально использует только малую часть
времени. Необходимо с детства приучать людей
Модель может быть представлена как в текстовом так и в графическом виде запятые
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Быстрая регистрация
Русский язык (Вариант 7)
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.
2. Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.
3. И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.
4. Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.
5. Модель может быть представлена как в текстовом так и в графическом виде.
Посмотрите видеоурок по этой теме
Однородные члены – это члены предложения, которые отвечают на один и относятся к одному и тому же главному слову.
Знаки препинания при однородных членах:
О, О, О
Например: Потекла со страшной быстротой густая , пёстрая , странная жизнь (М. Горький).
О и О; О или О
Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).
и О, и О; ни О, ни О; то О, то О
Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн).
О, а О; О, но О; О, однако О; О, зато О
Например: На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов); Теперь море сияло не сплошь, а лишь в нескольких местах (Катаев); Приют нашмал, зато спокоен (Лермонтов).
Не только О, но и О; как О, так и О; хотя и О, но и О
Например: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг (Фадеев); Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим (Гоголь); Для Алевтины Васильевны хотя и привычна, но тяжела былавласть Ерофея Кузьмича (Бубенков).
Обобщающее слово
Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом (тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечающим на тот же вопрос, но имеющим обобщающее значение):
За деревней с холма был виден город : квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов (Шолохов);
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами:
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами зависят от положения обобщающего слова по отношению к однородным членам и от положения однородных членов вместе с обобщающим словом в предложении в целом.
О: о, о, о
Например: Лес прекрасен всегда : и в зимние дни, и весной.
б) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
о, о, о – О
Например: Но ни заборы, ни дома – ничто так не изменилось, как люди (Чехов).
в) Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед первым из них ставится двоеточие, а после последнего – тире.
Например: Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).
В предложении 1 знаки препинания не нужны.
В предложении номер 2 запятая нужна, так как однородные члены предложения связаны парным союзом «не столько. сколько».
В предложении 3 запятая не нужна, так как союз и связывает разные группы однородных членов предложения.
В предложении 4 запятые нужны, так как однородных членов предложения больше двух, запятая ставиться при каждом повторе.
В предложении 5 нужна запятая, так как однородные члены предложения связаны парным союзом «как. так и».