мобилизатор на выборах это кто такой
Чтобы начальство отстало, врачи записывают на выборы даже рожениц
В Свердловской области к урнам зазывают глупой чиновничьей игрой. Профессионалы смеются
В начале этой недели стартовала массовая кампания по созданию предвыборной базы «Мобилизатор», в которую должны войти данные о собирающихся принять участие в выборах президента РФ свердловчанах. Представители областной и муниципальной власти высылают руководителям предприятий необходимые таблицы и инструкции для их заполнения. У ознакомившихся с ними управленцев возникает один серьезный вопрос.
Как ранее сообщало «URA.RU», изначально «Мобилизатор» задумывался как инструмент для связи между властью и избирателями. Предполагалось, что главное его частью станут телефоны свердловчан, по которым при первой необходимости могут позвонить и передать информацию специально обученные операторы. Однако в предлагаемых таблицах нет отдельных столбцов для занесения контактных данных.
Администрация города выдает бизнесменам подробные инструкции по заполнению «Мобилизатора»
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU
Известный бизнесмен предоставил редакции бланки для сбора информации о его сотрудниках, полученные в одной из районных администраций Екатеринбурга. В них предлагается указать наименование предприятия, фамилию, имя и отчество работников. Отдельно должны быть указаны наименование муниципального образования, населенного пункта и в отдельных случаях района города, где проживает избиратель, а также его улица, дом и корпус (если таковой есть в адресе).
Отдельно к таблицам прилагается брошюра, в которых подробно описаны рекомендации — когда и какие встречи проводить с персоналом и что на них говорить. Помимо этого, рекомендуется провести встречи с работавшими на предприятии ветеранами. «Видно, что брошюру писал профессионал. Настолько все грамотно расписано и настолько все соответствует политической ситуации», — подчеркнул источник «URA.RU».
Аналогичные листы получили в начале недели на совещании в областном минздраве главные врачи региональных больниц. Перед ними выступил один из заместителей министра. Он пояснил, что необходимо включить в таблицы не только данные о всех сотрудниках. К ним необходимо добавить информацию, каких двух избирателей приведет с собой приведет каждый работник. По непроверенным данным, не успевшим выполнить задание в установленный срок руководителям больниц пригрозили лишением премии.
Вчерашние роженицы пополнят списки активных избирателей
Фото: depositphotos.com © URA.RU
Источник «URA.RU» в медицинских кругах подчеркнул, что отдельные главврачи решили упростить порученную им работу. В частности, в некоторых перинатальных центрах в списки включают фамилии и адреса рожениц из медстатистики. «Главное сейчас — сдать списки. Ведь, раз в них не будет точных адресов и телефонов, вряд ли кто-то будет проверять их достоверность. Благодаря этому освободится время для решения профильных задач, которого всегда не хватает», — говорит один из главврачей.
Один из работающих на предвыборной кампании политконсультантов на условиях анонимности заявил, что в данном виде «Мобилизатор» окажется практически бесполезным инструментом. «По всей видимости, сыграл свою роль запрет на сбор персональных данных и прогремевшие в других регионах скандалы, где такие данные пытались собирать. Но это лучше, чем ничего. Это хотя бы какая-то форма взаимодействия власти с предприятиями», — пояснил эксперт.
Перекликается с этой мыслью и данный корреспонденту «URA.RU» комментарий представителя областной власти. По его мнению,
«Мобилизатор» — «своеобразная пугалка для граждан, которые по какой-либо причине не хотят идти на выборы»: »«Мобилизатор» ведь не заставляет голосовать за конкретного кандидата.
Он заставляет только выполнить свой гражданский долг и принять участие в голосовании. Фактически это — цивилизованная замена штрафам, которые накладываются в некоторых других государствах на тех, кто не ходит голосовать».
Он не видит катастрофы в том, что в списках появятся «мертвые души»: «Не факт, что всех из вошедших в список будут проверять, ходили ли они на выборы. Главное, чтобы сами государственные и муниципальные служащие выполнили свой гражданский долг».
Ранее социологи ВЦИОМ указывали, что более 70% россиян намерены принять участие в выборах президента. Источники в свердловском избиркоме утверждали, что в регионе эта цифра похожа.
Получить комментарий в пресс-службе свердловского минздрава не удалось. Руководитель пресс-службы не отвечал на звонки.
Также подписывайтесь и читайте новости на нашем Telegram-канале: @Newvz_ru
Как в регионах России ведут работу по «мобилизации избирателей» для увеличения явки
В России началась техническая работа по мобилизации электората. Об этом говорят наводнившие интернет методички по «стимулированию» людей идти 18 марта на выборы президента РФ. В инструкциях подробно расписано, кто отвечает за явку избирателей и что нужно делать, чтобы она была высокой. «Настоятельные просьбы» принять участие в голосовании уже вызвали недовольство среди работников промышленных предприятий и бюджетников.
Как передает корреспондент Znak.com, федеральный центр не разрешил регионам для повышения явки проводить в день голосования лотереи и конкурсы, как это было на осенних выборах 2017 года. Отказаться от такой инициативы пришлось из-за негативной информационной волны, вызванной «розыгрышем призов» на избирательных участках. Вместо этого 18 марта пройдут опросы по проектам благоустройства городов, «школьные референдумы» и референдумы об объединении районов. Удастся ли властям таким образом привлечь россиян к выборам — большой вопрос. Все помнят, что даже с учетом розыгрыша квартир, машин и народных гуляний явка на сентябрьских губернаторских выборах колебалась вокруг 40%.
Наблюдатели отмечают, что с прицелом на 18 марта в субъектах РФ началась настоящая кампания по мобилизации населения. Одними из первых на это обратили внимание активисты движения «Голос» из Калуги. Они опубликовали файлы, регламентирующие работу с сотрудниками корпорации «Ростех» перед президентскими выборами (в холдинг входит 700 заводов, на которых работают 450 тысяч человек).
В них описаны методики агитации на предприятиях, сбора персональных данных, контроля за явкой и взаимодействия с избирательными комиссиями. Среди файлов есть формы отчетов о выступлениях лидеров общественного мнения перед рабочими, о выдаче «персональных пригласительных» сотрудникам и других мероприятиях в «мобилизационный период». «Начальство дало указания „выдать креативные идеи“ и отчитаться строго в срок. Многие работники в шоке от тех обязательств, которые на них накладывает начальство. Но боятся увольнений», — написали представители «Голоса». В корпорации это пока не комментируют.
Структура команд по мобилизации
Еще об одном интересном документе рассказали жители Заполярья. В распоряжении блогеров из Мурманска оказалась памятка по мобилизации коллектива местного крупного предприятия, входящего в перечень «основных финансово крепких коммерческих предприятий» региона. По их словам, в ней раскрывается структура команд, которым придется готовить людей к выборам. Полный текст документа не опубликован (лишь отдельные части). Между тем утверждается, что типичная мобилизационная команда похожа на пирамиду, наверху которой — мэр. Ниже стоит директор предприятия, который должен докладывать о результатах проделанной работы. Ему поставлена задача контролировать явку избирателей в день голосования «по списку работников и ветеранов», стимулировать сотрудников для похода на избирательные участки.
Далее идут «ответственные за мобилизацию по предприятию» — их выбирают за организаторские способности и знание коллектива. Внизу иерархии расположены так называемые референты. Каждый из них ответственен за приход на выборы 25–30 человек — своих коллег и членов их семей. «Формула такова: одна бригада или отдел — одно закрепленное референтное лицо. Такие же группы должны быть сформированы и среди ветеранов отрасли», — говорится в документе. Авторы документа особо оговаривают, что запрещена любая агитация за кого-либо из кандидатов и любые формы административного прессинга.
Все взаимодействия с работающим электоратом называются «касаниями». Основной формой «касаний» для повышения явки считаются собрания коллектива, которые проводит руководитель предприятия и референтные лица. Избирателям должны напоминать об их гражданском долге.
Наиболее действенный инструмент в этом — личный авторитет реферерента. Накануне дня выборов все сотрудники должны получить напоминание о «красном дне» календаря (например, по смс), а после волеизъявления — отчитаться в посещении избирательного участка.
График агиткампании и план дня выборов
Еще одну инструкцию из Мурманска выложила в своем «Твиттере» региональный менеджер кампании Навального по центральному и северо-западному округам Екатерина Мошонкина. «В ней больше всего доставляет почасовой план действий в день голосования: смс, звонки-напоминания и посещения мобильными группами», — отметила она.
Параллельно стало известно о методичке, выпущенной Московской торгово-промышленной палатой (МТПП) для бизнес-сообщества. Документ призван стимулировать предпринимателей, чтобы они «проявили активную гражданскую позицию» и разъяснили «коллективам важность участия в выборах». Неучастие в выборах фактически является «призывом к управлению страной извне», отмечается в инструкции.
Здесь же указывается, как проводить агитацию (потребуются собрания сотрудников, в том числе неформального характера, а также плакаты на инфостендах и транспаранты). Призывать идти на выборы можно также с помощью радио, телесети и громкой связи — если речь, например, идет о торгово-развлекательных центрах, магазинах и общественном транспорте. И вновь говорится, что заставлять работников идти голосовать и угрожать им в случае нежелания запрещено. В конце методических рекомендаций от МТПП приведен примерный график агитационной кампании.
Добровольно-приказной порядок
О том, что в России начался электорально-мобилизационный процесс, подтверждают жалобы от сотрудников бюджетной сферы. Недавно на «настоятельные просьбы» начальства прийти на выборы президента РФ пожаловались работники Свердловского многофункционального центра (МФЦ). С их слов, в качестве стимула им добавили 400 рублей к окладу. Чтобы подтвердить факт голосования, нужно будет прислать работодателю фото бюллетеня.
В одной из школ Ростова-на-Дону член родительского комитета в рамках опроса просил родителей передать учителю информацию о том, за кого они будут голосовать. Скриншот этого сообщения публиковало издание The Insider. Сообщалось также, что в одном из вузов Ярославля студентов не только призывают пойти на выборы, но и просят заранее уведомить о том, кто пойдет голосовать. «Должно быть не менее 10 человек от группы», — говорится в сообщении, разосланном студентам. А сотрудникам местного детского санатория угрожают лишением премии в случае неявки. Информация об этом появилась на странице ярославского штаба Навального в Facebook.
Сведения о сборе личных данных также поступили от работников научной лаборатории и одного из Домов культуры Екатеринбурга. Каждого сотрудника просят указать, где он будет голосовать, вдобавок нужно подать аналогичные сведения о коллегах и знакомых. Аналогичные мероприятия проводятся в школах Волгограда. Кроме того, «отличились» власти Нижнего Тагила, которые придумали оригинальный способ привлечь молодежь к участию в выборах — принудительно собрать лидеров мнений из студенческой среды на встречу с сотрудниками администрации города, пообщаться с ними «за чашкой кофе». Среди тех, кого хотели видеть чиновники, значились «хакеры и рокеры».
Мнение эксперта
Масштабная мобилизация электората происходит на фоне заявленной установки федерального центра — законность выборов важнее явки. Об этом говорилось в недавнем докладе близкого к Кремлю Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). Политтехнолог, экс-заместитель полпреда в УрФО Андрей Колядин говорит, что ничего страшного в методичках по мобилизации как таковых нет. Чаще всего они основаны на известных учебниках по выборным политтехнологиям. Но когда такие инструкции вынуждают людей приходить на избирательные участки, это выглядит как форма давления и вызывает негативную реакцию.
«Мне тоже предлагали идею выпустить подобную инструкцию. Я против. Потому что все это в конечном счете неоднозначно воспринимается. Если вам нужны мобилизационные мероприятия — наймите лучше официально агитаторов, заключите с ними договоры», — отметил Колядин.
Эксперт не сомневается, что задача по распространению и изучению методичек поставлена региональными властями. «Перед областными властями стоят целевые задачи — по повышению явки, укреплению рейтингов и так далее. Они должны добиваться определенных показателей, как строители домов или рабочие заводов. В противном случае предвыборная кампания бессмысленна. Естественно, люди начинают нервничать, боятся не выполнить цифр по той же явке. И начинается „живое творчество масс“. Набирают ход бесчисленные совещания, растет объем истраченной бумаги, выпускаются те же методички по мобилизации электората, определяется KPI (ключевой показатель эффективности) и так далее. И совсем не исключены на местах моменты, когда кто-то перегибает палку», — добавил политтехнолог.
Он напомнил, что по итогам сентябрьских выборов 2017 года в России было возбуждено 27 уголовных дел, в основу которых легли истории о принудительной отправке бюджетников на избирательные участки. Обвиняемые по 17 уголовным делам получили реальные сроки.
Роль мобилизатора в молодежной организации
Любая ключевая акция или мероприятие будут неполными без привлечения участников, зрителей или активистов – т.е. тех кто будет заинтересован происходящим, сделает для себя новые открытия, вовлечется в деятельность организации.
Акции привлекательны своей массовостью – именно масса народа создает энергию, подкрепляет значимость события, уносит свои эмоции и впечатления дальше и доносит их до тех, кто в мероприятии не участвовал.
Самый главный вопрос, который возникает перед организаторами акции или мероприятия КАК?
Как вовлечь максимальное количество народа?
Как выстроить систему оповещения?
Как быть наиболее убедительным?
Как найти те привлекательные стороны события, которые помогут заинтересовать разные слои населения?
Как организовать доставку и сборку участников?
Как найти и привлечь скрытые резервы?
Как наладить контакт с представителями молодежных организаций? и т.д
Вот здесь и подключатся МОБИЛИЗАТОРЫ которые знают ответы на эти вопросы, способны собственной уверенностью, информативностью и коммуникабельностью вовлечь максимальное количество участников.
Все люди разные – но среди них находятся яркие лидеры, которые легко находят общий язык с окружающими, личным обаянием и энтузиазмом могут завлечь большое количество людей на событие, доказав что именно это событие для них важно.
А может быть наоборот человек стеснителен, не любит вылезать вперед, для него проблематичной является беседа с глазу на глаз – но он может так раскрыться в телефонном разговоре и при общении в чате или сети, быть настолько ярким и привлекательным в диалоге – что не зная человека люди могут придти на событие заразившись его значимостью.
В любом случае человек получает опыт через события в жизни – только не всегда этот путь является коротким.
Однако не стоит забывать о той грани, которая существуют между умением быть убедительным и технологиями манипулирования сознанием.
Нахождение ярких лидеров и воспитание их в мобилизаторов –одно из направлений работы при создании акции.
Акция |
– это тренинг по организации и управлению массами (толпой)
Прорыв достигается за счет синергии движения масс.
Синергия – это механизм создания новых альтернатив, того, что никогда до этого не существовало.
Синергия осуществляется за счет единения масс через синхронное:
Новое качество массового настроения, самосознание действия
Составитель: Щелчкова Е.Ю. методист ММОО «Новые люди»
Единороссы идут на выборы с проектом, который делали для Путина
Регионам спустили установки: они коснутся каждого второго россиянина
«Единая Россия» намерена победить на выборах в Госдуму с помощью проекта «Мобилизация», который впервые был реализован по всей стране в 2018 году во время президентской кампании Владимира Путина. В рамках «Мобилизации» партийцы составляют электронную базу данных избирателей, готовых проголосовать за нужных кандидатов. Однако на нынешних выборах в регионы спустили сложновыполнимую задачу — столько лояльных избирателей еще никогда не собирали, сообщил URA.RU источник в ЕР.
В подмосковном Сенеже 25—26 февраля прошел семинар для секретарей региональных отделений ЕР, руководителей региональных исполкомов (РИК) и политических вице-губернаторов (от субъектов, где губернаторы возглавляют «Единую Россию»). В нем участвовали представители половины федеральных округов. 5—6 марта пройдет семинар для остальных единороссов.
Участник завершившегося в пятницу семинара рассказал URA.RU, что хотя темой были заявлены праймериз (голосование за выбор кандидатов), на самом деле была дана установка по проекту «Мобилизация». «Несмотря на разные мнения в партии, уже понятно, что праймериз пройдут по первой схеме — смогут участвовать все желающие. Они точно будут в интернете, но, скорее всего, смешанные — можно будет одновременно организовывать и традиционные участки с бумажными бюллетенями. В любом случае праймериз должны помочь главному — проекту „Мобилизация“», — отметил собеседник.
«Мобилизация» действует в разных формах уже несколько лет, продолжает источник. «Сначала член партии или депутат должны были составлять списки по пять сторонников каждый, секретари — по восемь сторонников. Затем привести их на выборы и отчитаться. Потом был проект „1-10“, по которому каждый единоросс должен привести уже 10 избирателей. Число тех, кого надо привести, высчитывалось по специальной формуле. Но в среднем речь о 10% избирателей. Все было на бумажных носителях, невозможно было проконтролировать процесс. С выборов президента 2018 года начали создавать электронную базу», — вспоминает инсайдер.
Участник семинара в Сенеже сообщил, что по итогам праймериз во второй половине мая базу нужно будет серьезно пополнить — в ней должны быть данные на 50% всех избирателей в каждом регионе.
«Благодаря электронным праймериз прошлого года и голосованию за поправки в Конституцию база данных уже значительно пополнилась», — объясняет он.
Собеседник подчеркнул, что на каждом электронном голосовании участники добровольно соглашаются на обработку персональных данных. «После того, как база будет составлена, партийное руководство определяет „сотников“, за каждыми закреплены по сто избирателей. Они организовывают несколько „волн“ обхода домов, составляют „паспорта“ квартир, определяют, кто будет голосовать на дому, кто придет на участок для голосования. Лояльных избирателей нужно вести до дня выборов: поздравлять с днями рождения приглашать на праздники, дарить сувениры и всячески мотивировать прийти и проголосовать за ЕР. Там большой массив работы», — говорит он.
По словам собеседника, ходили слухи, что кто-то в одну из «волн» собирал открепительные удостоверения избирателей, после чего якобы с ними ездил автобус подставных людей, которые голосовали на разных участках за одну и ту же партию. Однако ему о таких случаях неизвестно.
Его коллега из сибирского региона добавляет, что такая амбициозная задача — 50% избирателей в базе данных — объясняется тем, что кампания будет чрезвычайно сложной. Во-первых, рейтинг партии просел до 30%. Во-вторых, в списках кандидатов будет много победителей кадровых конкурсов (ПолитСтартап, «Лидеры России»), которые являются максимально компетентными экспертами, но не всегда широко известными в регионах.
В пресс-службе ЕР сообщили URA.RU, что «Мобилизация» — это «не проект, а обычная предвыборная работа в любой партии». Глава Центризбиркома Элла Памфилова ранее говорила, что в нескольких регионах выборы пройдут в качестве эксперимента только в электронном виде. А 26 февраля на встрече с политологами добавила, что «на 99,9% голосование будет длиться три дня». Это даст партиям больше возможностей для работы с избирателями.
Политконсультант Петр Быстров полагает, что задача создать базу данных на 50% избирателей — завышена. «Думаю, речь о том, что база должна быть с большим запасом, чтобы из нее можно было вычленять тех, кто действительно поддерживает ЕР и придет голосовать за нее», — поделился оценкой специалист.
Президент Российской ассоциации политконсультантов Алексей Куртов отмечает, что сейчас все политики и партии делают ставку на «повышенную доступность избирателей благодаря новым каналам коммуникации». «Еще четыре года назад мы только говорили про мессенджеры. Сейчас они стали обыденностью. Через новые каналы коммуникации при ровно тех же человеческих и финансовых затратах можно принципиально увеличить доступность и выход на избирателя», — резюмировал эксперт.
Как стать членом избирательной комиссии
И зарабатывать на выборах
Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.
В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.
В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.
Избирательные комиссии
Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ТИК ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.
Трудоустройство
В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.
От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.
По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.
срок работы одного состава УИКа
Если подавших заявку накопится очень много, то сразу на выборы могут и не отправить. Сначала человека зачислят в резерв, если появится место — привлекут в комиссию. Причем могут послать не на ваш родной участок, а туда, где образовалась вакансия.
Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.
Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава УИК а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.
В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.
Поквартирный обход
Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.
За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.
Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.
Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.
Дежурства
Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.
Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.
Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.
День выборов
Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в ТИК и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.
В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.
Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.
После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или у него инвалидность. Правда, придется сообщить об этом в УИК заранее.
В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.
По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник ЧОП а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.
Подсчет голосов
В 20:00 двери избирательного участка закрываются и начинается подсчет голосов. На это отводится максимум 12 часов — итоги надо подвести до 8 утра. Но обычно удается управиться раньше: на нашем участке зарегистрировано 1700 избирателей, из которых на последних выборах голосовать пришли 1200.
Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.
Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.
На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры- КОИБ ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. КОИБ выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.
Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из ТИК а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.
Оплата
С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.
Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.