млечный путь вырисовывается так как будто его перед праздником помыли грамматическая основа
Срочно! Сделайте пожалуйста синтаксический разбор предложения и поставьте знаки препинания:
Всё небо было усеяно мигающими звёздами и Млечный путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.
Запятые разделяют простые предложения в сложном, так же разделяют однородные члены предложения. С помощью запятых мы можем понять смысл текста и подобрать правильную интонацию.
Воспитание любви к родному краю – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?
Любовь к родному переходит в любовь к своей стране,а затем ко всему человечеству.
Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным.
Наука, занимающаяся охраной природы, называется экологией и начинает преподаваться в университетах.
Но экологию нельзя ограничивать задачами сохранения биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков.
Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной жизни. Вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он и не поставлен нашей наукой как жизненно важное для человека.
Урок русского языка в 9 классе на тему «§ 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русский язык. 9 класс. Урок № 53.
Новая тема. § 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.
1. Части сложного предложения могут быть связаны разными видами связи:
Первая часть этого сложного предложения является сложноподчинённым предложением. Оно соединено со второй частью (простым предложением) бессоюзной связью.
2. В сложных предложениях рядом могут быть сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится, если после придаточного нет второй части двойного союза ( то, так ) или союза но :
Задание № 1 (презентация): (а) укажите, из каких частей состоят данные сложные предложения и какие простые предложения входят в состав каждой части; (б) определите виды связи между простыми предложениями в каждой части; (в) объясните расстановку знаков препинания; (г) спишите, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений:
(1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.
I часть II часть III часть
Виды связи между простыми предложениями:
Виды связи между простыми предложениями:
I и II части связаны сочинительной связью.
Задание № 2 (презентация): распределите (на слух) номера сложных предложений на 4 группы в зависимости от сочетания видов синтаксической связи: 1) сочинительная и подчинительная; 2) сочинительная и бессоюзная; 3) подчинительная и бессоюзная; 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
(1) Солнце только что взошло, и там, где за дальними тополями виднелась белесая излучина Дона, низко над водою стлался туман. (2) Ночью шел дождь, порывами был сырой, пронизывающий ветер, и глухо, протяжно стонали высокие тополя левобережной, лесистой стороны Дона. (3) И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. (4) Но вот замелькали отдельные деревья, кустарник; сверкнул угрюмо пруд, на котором спали большие черные тени, и коляска покатила по гладкой равнине. (5) Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее. (6) Ему очень хотелось говорить, но он молчал и ждал, когда начнет говорить Ефрем. (7) Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию. (8) На восходе солнца стало еще прохладнее, потянул легкий ветерок, исчез туман, и уже окрасились, светло зазеленели кроны тополей, мягко озаренные низким солнцем. (9) Когда я вошел, все замолчали: видно, говорили обо мне. (10) На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно. (11) Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали. (12) Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом. (13) Сторож не видит ничего, но сквозь шум ветра и деревьев он ясно слышит, что кто-то идет впереди него по аллее. (14) У подошвы скалы в кустах были привязаны три лошади; мы своих привязали тут же, а сами по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом. (15) Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. (16) В полдень, когда пригреет низко плывущее в бледной синеве солнце, заискрятся озими всеми цветами радуги, и каждая капелька будет отражать в себе и холодное осеннее небо, и кипенно-белые перистые облачка, и тускнеющее солнце…
сочинительная и подчинительная
сочинительная и бессоюзная
подчинительная и бессоюзная
сочинительная, подчинительная и бессоюзная
(1) Солнце только что взошло, и там, где за дальними тополями виднелась белесая излучина Дона, низко над водою стлался туман.
(2) Ночью шел дождь, порывами был сырой, пронизывающий ветер, и глухо, протяжно стонали высокие тополя левобережной, лесистой стороны Дона.
(3) И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли.
(4) Но вот замелькали отдельные деревья, кустарник; сверкнул угрюмо пруд, на котором спали большие черные тени, и коляска покатила по гладкой равнине.
(6) Ему очень хотелось говорить, но он молчал и ждал, когда начнет говорить Ефрем.
(8) На восходе солнца стало еще прохладнее, потянул легкий ветерок, исчез туман, и уже окрасились, светло зазеленели кроны тополей, мягко озаренные низким солнцем.
(5) Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.
(7) Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию.
(13) Сторож не видит ничего, но сквозь шум ветра и деревьев он ясно слышит, что кто-то идет впереди него по аллее.
(10) На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно.
(9) Когда я вошел, все замолчали: видно, говорили обо мне.
(11) Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали.
(16) В полдень, когда пригреет низко плывущее в бледной синеве солнце, заискрятся озими всеми цветами радуги, и каждая капелька будет отражать в себе и холодное осеннее небо, и кипенно-белые перистые облачка, и тускнеющее солнце…
(15) Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.
(12) Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом.
(14) У подошвы скалы в кустах были привязаны три лошади; мы своих привязали тут же, а сами по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом.
Упражнение № 205 (выполняется на карточке): (а) объясните расстановку знаков препинания; (б) назовите виды связи между простыми предложениями в составе сложных; (в) подчеркните грамматические основы; (г) схемы предложений запишите в тетрадь:
Упражнение № 207 (выполняется на карточке): (а) п ерепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; (б) объясните постановку запятой или её отсутствие на стыке союзов; (в) подчеркните грамматические основы предложений; (г) схему предложения № 1 запишите в тетрадь:
(1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчёт о юб..лее и когда явился то уже все с..дели за столом. (2) Он пробыл (не)долго в Марселе но когда он ра(с, сс)казывал о марсельской жизни это (не)было впечатлениями туриста. (3) Когда р..здали п..латки наши оф..церы поместились вместе а так как офицерские п..латки были просторны то кап..тан решил поселить с собою и меня. (4) Больница была устрое(н, нн)а на восем(?)десят человек но так как она одна служила на (не)сколько окрес(?)ных губерний то в ней помещалось до трёхсот.
Упражнение № 208: переписать два последних абзаца, раскрывая скобки, вставляя и подчеркивая пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Новая тема. § 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Задание № 1: (а) укажите, из каких частей состоят данные сложные предложения и какие простые предложения входят в состав каждой части; (б) определите виды связи между простыми предложениями в каждой части; (в) объясните расстановку знаков препинания; (г) спишите, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений:
(1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.
Задание № 2: распределите (на слух) номера сложных предложений на 4 группы в зависимости от сочетания видов синтаксической связи: 1) сочинительная и подчинительная; 2) сочинительная и бессоюзная; 3) подчинительная и бессоюзная; 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
Упражнение № 205 (выполняется на карточке): (а) объясните расстановку знаков препинания; (б) назовите виды связи между простыми предложениями в составе сложных; (в) подчеркните грамматические основы; (г) схемы предложений запишите в тетрадь:
Упражнение № 207 (выполняется на карточке): (а) п ерепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; (б) объясните постановку запятой или её отсутствие на стыке союзов; (в) подчеркните грамматические основы предложений; (г) схему предложения № 1 запишите в тетрадь:
(1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчёт о юб..лее и когда явился то уже все с..дели за столом. (2) Он пробыл (не)долго в Марселе но когда он ра(с, сс)казывал о марсельской жизни это (не)было впечатлениями туриста. (3) Когда р..здали п..латки наши оф..церы поместились вместе а так как офицерские п..латки были просторны то кап..тан решил поселить с собою и меня. (4) Больница была устрое(н, нн)а на восем(?)десят человек но так как она одна служила на (не)сколько окрес(?)ных губерний то в ней помещалось до трёхсот.
Расставьте нужные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Выделите грамматические основы, составьте схемы всех предложений.
1 вариант
1. Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того чтобы общение это было возможно нужно употреблять слова так чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
2. Я не слышал о чем говорили мои соседи но мне казалось что речь шла обо мне.
3. Мы приехали в Петровское ночью и я спал так крепко что не видел ни дома ни березовой аллеи и никого из домашних которые уже все разошлись и давно спали.
4. Старик подозрительно взглянул на меня и уже по одному взгляду можно было угадать что ему все известно.
5. Чем ближе мы подходили к лесу тем прохладнее становился воздух и мы уже подумывали не лучше ли вернуться назад.
6. Когда певец закончил свое выступление все стали громко аплодировать и казалось что овации не будет конца.
7. Скоро выпал первый снег а река все еще не поддавалась холоду потому что все что замерзало по ночам вода разбивала днем.
8. Ехать с отцом мальчику очень хотелось но он еще никогда не выезжал из родной деревни и ему было страшновато от неизвестности что принесет ему дорога.
9. Я надеялся уснуть чтобы переждать самое жаркое время дня но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей.
10. Все небо было усеяно мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.
11. Экзамен был назначен на следующий день и студенты которые жили в общежитии стали собираться группами чтобы повторить наиболее трудные вопросы по предмету.
12. Молча широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов и ему казалось что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства где живут чародеи и богатыри сказок.
13. День был солнечный жаркий и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной реке.
14. Один из нас хотел было выйти из лодки но едва он ступил на берег как провалился и увяз по колено.
15. Развитие естественных наук в наш век научно-технического прогресса идет столь быстрыми темпами что человек все больше проникает в тайны природы и ученые решают задачи которые еще недавно казались неразрешимыми.
Помогите пожалуйста.
Урок русского языка в 8 классе «Подлежащее»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
урок русского языка в 8 классе
1) дополнить и углубить знания о подлежащем как о главном члене предложения;
2) расширить лексикон учащихся;
3) сформировать представление о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.
презентация, карточки для работы в парах.
I . Повторение изученного по теме «Словосочетание».
1. Словарная разминка ( фасад, пианино, картина, фантазия, классический, модерн, эклектический, колонна, пилястра, орнамент, кариатида, балкон, артиллерия ).
Значение каких слов требует пояснения? ( Кариатида – статуя женщины, заменяющая колонну или пилястру. Пилястра – вертикальный выступ стены, изображающий колонну. Эклектический – соединяющий различные стили ).
2. Работа с текстом. Найдите в тексте И.Бродского эпитеты, метафоры и олицетворения.
погружался в фантазии
серое зеркало реки
рамах, избежавших буржуйки
Греция, Рим, Египет хранили
3. Виды словосочетаний.
К какому виду связи относятся существительные с эпитетами? ( согласование – сущ.+прил. )
К какому виду связи относятся метафоры? ( 1 – не является словосочетанием, т.к. является грамматической основой, 2, 3 – управление: гл.+сущ., сущ.+сущ., )
К какому виду связи относятся олицетворения? ( 1, 4 – согласование: сущ.+п.прич; 2, 3, 5 не являются словосочетаниями, т.к. являются грамматической основой ).
4. Синтаксический разбор.
Разберите синтаксически предложение: А серое зеркало реки с буксиром, пыхтящим против течения, рассказало мне о бесконечности и стоицизме больше, чем математика и Зенон.
II . Объяснение нового материала.
Труд человека кормит а лень портит.
Работай до поту поешь в охоту.
Не спеши языком торопись делом.
Кто не работает тот не ест.
2. Произведите синтаксический разбор предложений, объясните знаки препинания.
4. Какой член предложения есть в одной группе, но отсутствует в другой? О чём сегодня пойдёт речь? ( Подлежащее )
Печальное нам смешно, смешное грустно.
Не трудиться — хлеба не добиться.
Танцующие теснились и толкали друг друга.
Ему было уже шестнадцать лет.
Надоели мне твои бесконечные завтра.
Далече грянуло ура.
Дед с матерью шли впереди нас.
А — первая буква алфавита.
4. Попробуйте найти подлежащее в каждом предложении и ответить на вопрос: чем может быть выражено подлежащее? ( Прил., инф., прич., числ., межд., словосочетание ).
5. Произведите синтаксический разбор предложений 2, 4, 8. Сделайте вывод, почему между подлежащим и сказуемым стоит тире? ( Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба выражены инфинитивом, если подлежащее выражено числительным, а сказуемое существительным ).
6. Составьте предложения с подлежащими, выраженными существительным и местоимением.
III . Закрепление изученного. Работа в парах.
1. Найдите подлежащее в предложении и выпишите только те, в которых подлежащее содержит цифрами 12.
Млечный 1 Путь 2 вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.
2. Назовите самое короткое и самое длинное подлежащее в этих предложениях. ( Самое короткое – слушать, самое длинное — около двухсот шагов ).
3. Составьте орфографические цепочки (1 ряд: словарные слова, 2 ряд: проверяемые гласные, 3 ряд: не, ни в местоимениях ).
Контрольная работа по русскому языку на тему «Сложные предложения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа «Сложные предложения»
Позор(1) если в той самой жизни (2) в которой(3) тебе не отказывается служить тело (4) отказалась бы служить душа.
Мера должна быть во всём (1) и всему есть такие пределы (2) дальше и ближе (3) которых не может (4) добра быть на свете!
Снайпер расположился (1) в ста метрах от окопов (2) и (3) чтобы не заметили его (4) часа четыре лежал неподвижно.
Мы так слепы (1) что не знаем (2) когда нам огорчаться (3) и когда радоваться (4) и мы почти всегда переживаем ложную печаль или ложную радость.
Не так ли (1) многие (2) хоть стыдно им (3) признаться (4) с умом людей боятся.
Человек не всегда расположен смеяться (1) по временам он становится молчалив и серьезен и уходит мыслями в прошедшее (2) потому (3) что прошедшее (4) и есть родина его души.
Мои спутники поняли (1) что (2) если нам не удастся пересилить ветер (3) то мы (4) погибли.
Вдруг навалил густой туман (1) как будто стеной отделил он меня от остального мира (2) и (3) чтобы не заблудиться (4) я решил вернуться на тропинку.
Весной (1) когда листья развёртывается (2) кажется (3) будто берёзы (4) из тёмного леса выходят на опушку.
От природы мы всегда с ленцой (1) но (2) если у нас хватает сил встряхнуться (3) то работа начинает спориться (4) и мы находим в ней истинное удовольствие.
Мы спустились в долину (1) и (2) как только нашли воду (3) тотчас же остановились (4) среди дубового редколесья.
Нет человека (1) у которого главное достоинство противовесом не имело бы недостаток (2) и (3) ежели тому способствуют склонности (4) то недостаток этот забирает власть тираническую.
Тучи (1) которые я видел (2) на западе (3) когда шёл по берегу озера (4) заволокли теперь всё небо.
Огородник может решать (1) что хорошо для моркови (2) но (3) никто не может решать за другого (4) что есть благо.
Я не мог поверить (1) что Пушкин бывал в этих местах (2) и (3) что я могу находиться там (4) где он бывал.
Я задумался (1) так (2) что даже не заметил (3) как колокол пробил одиннадцать (4) и генерал со свитою проехал мимо меня.
Нужно познавать самого себя (1) если (2) это и не поможет найти истину (3) то по крайней мере поможет хорошо направить жизнь (4) а в этом и заключается вся справедливость.
Большей частью бывает (1) что споришь горячо только (2) оттого (3) что никак не можешь понять (4) что именно хочет доказать противник.
Всё небо было усеяно мигающими звёздами (1) и Млечный Путь вырисовывался так ясно (2) как (3) будто его перед праздником (4) помыли и потёрли снегом.
Подумайте (1) сколько человеческого труда (2) требуется (3) чтобы вырастить хлеб (4) который вы каждый день едите.
Мы знаем теперь (1) что абсолютной истины нет (2) что всё зависит от обстоятельств места и времени (3) но именно (4) поэтому мы должны очень осторожно судить о «невежестве» различных исторических эпох.
Чтобы идти вперед (1) чаще оглядывайтесь назад (2) ибо вы иначе забудете (3) откуда вы вышли (4) и куда вам нужно идти.
Мы изменяемся сами (1) и (2) никто не может быть уверен (3) что завтра будет любить то же (4) что любит сегодня.
Это было сказано (1) так (2) что Карташев почувствовал (3) что перед ним стоит (4) чужой человек.
И только сознание того (1) что сами поют (2) и сами служат (3) окрыляло душу (4) и у некоторых глаза были наполнены слезами.
Ответы к/р «Сложные предложения»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-540678
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.