миссионерские евреи кто такие
Миссионерские евреи кто такие
В современном протестантском сообществе России можно наблюдать разное отношение к мессианскому движению – от горячего участия до полного отвержения. Впрочем, немалое число верующих и вовсе не знает, «с чем его едят». Да и в отечественном религиоведении отсутствует внятное объяснение этого термина. Поэтому я предложу свое толкование.
Мессианское движение – всемирное движение евреев-христиан, которые стремятся соединить веру в Иисуса Христа (Йешуа Машиаха, Мессию) с сохранением еврейской идентичности. Сюда же можно отнести тех христиан (в основном, протестантов), кто, не будучи евреем по происхождению, так или иначе участвует в этом процессе (миссионеры, члены мессианских общин и др.).
В августе 2011 года петербуржцы провожали в последний путь пресвитера церкви ЕХБ, известного мессианского служителя Федора Самуиловича Конторовича (1935–2011). На похоронах прозвучало мнение, что с его смертью завершилась целая эпоха в истории мессианского движения России. Тогда я восприняла эти слова как благочестивое преувеличение. Однако 2010–2011 годы, грань десятилетий, и впрямь стали переломными.
Для начала следует провести небольшой исторический экскурс. В популярной литературе первыми мессианскими евреями именуются подчас ранние иудеохристиане, что вряд ли верно. Такую параллель можно отнести к характерному для молодых религиозных движений стремлению выглядеть более древними, чем на самом деле (как, например, некоторые баптисты относят к своим единоверцам всех сторонников взрослого крещения, независимо от того, в какую эпоху те жили, что исповедовали и кем себя осознавали).
На самом деле логичнее вести начало мессианского движения с XIX века, когда в Англии, США и в некоторых других странах появились первые общины евреев-христиан. В Российской империи такая община возникла в 1880-е годы в г. Кишиневе. Ее основатель Иосиф Давидович Рабинович (1837–1899) – юрист, еврейский публицист и общественный деятель – получил строго ортодоксальное воспитание и образование.
Иосиф Давидович Рабинович
Уже в зрелые годы он пережил духовное обращение. Считается, что это произошло в начале 1880-х в Иерусалиме, куда он приехал для основания еврейского поселения.
Рабинович пришел к выводу, что путь к решению «еврейского вопроса» – признание евреями Иисуса Христа как своего Мессии. В Кишиневе он познакомился с евангелическим пастором и миссионером Р. Фальтином, который в дальнейшем поддерживал его деятельность.
В 1883 году Рабинович издал «Тринадцать тезисов веры», а в 1884 году с разрешения властей начал проводить богослужения «израильтян Нового Завета». Он стремился создать именно еврейскую общину, которая, исповедуя веру в Христа, не принадлежала бы ни к одной из существовавших тогда христианских церквей или сект.
Правда, сам Рабинович в 1885 году принял в Германии крещение у протестантского пастора, что стало причиной разлада. С одной стороны, новость вызвала недовольство православного священноначалия, которое сперва поддержало Рабиновича. С другой стороны, его единомышленники-евреи были разочарованы: их лидер, вместо того чтобы созидать именно еврейскую новозаветную общину, присоединился к одной из протестантских церквей, сделавшись, по их мнению, обычным «выкрестом».
Тем не менее, община в Кишиневе продолжала развиваться, а в протестантском сообществе и среди русской интеллигенции служение И. Рабиновича было воспринято сочувственно или даже с восторгом как начало исполнения библейских пророчеств о еврейском народе: «… ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, И так, весь Израиль спасется» (Рим. 11:25–26).
Большинство кишиневских евреев отнеслись негативно к появления новозаветной общины, однако Рабиновичу удалось то, чего достигли лишь немногие из его последователей: о нем и его общине заговорили как о явлении именно еврейской жизни.
Хотя после смерти Рабиновича община распалась, это не стало концом движения. Например, когда в 1908 году в Кишиневе появилась община баптистов, к ней присоединился врач по фамилии Рабинович, который арендовал на свои средства большой зал для молитвенных собраний, а позже передал церкви собственный дом, поселившись с семьей в маленьком домике рядом.
Конечно, на фоне массового ухода еврейской молодежи в сионистское или революционное движение, а после 1917 года – в комиссары, агитаторы, чекисты и комсомольские вожаки, общины евреев-христиан выглядели скромно. Однако они были своего рода «вершинами айсберга» – радикальным проявлением довольно распространенного в 1920-е годы интереса евреев к христианству (о чем свидетельствует, например, успех лекций Владимира Марцинковского).
О дальнейшей судьбе еврейских христианских общин известно мало. Судя по всему, они исчезли в результате антирелигиозных гонений 1930-х годов и гибели многих евреев в период Великой Отечественной войны. Правда, по крайней мере, в Кишиневе некоторые из выживших евреев-христиан присоединились после войны к местной общине евангельских христиан-баптистов.
За рубежом (прежде всего, в США) движение евреев-христиан активизировалось в период «второй волны» пятидесятничества (1960-е годы), что придало ему пятидесятнические черты (учение о Духе Святом, практика глоссолалии и т. п.). С этого времени термин «мессианский» (от евр. «Машиах», или «Мессия» – синоним греческого «Христос») все чаще стал использоваться христианами, желавшими подчеркнуть еврейскую суть веры в Иешуа (Иисуса).
Советские верующие долгое время оставались вне этого процесса, хотя и в СССР в 1960-е – 1980-е годы имелись христианские группы с преобладанием евреев. Обычно такие группы складывались вокруг церковного служителя (например, о. Александра Меня) или неформального лидера еврейского происхождения.
В начале 1990-х годов многие зарубежные церкви и миссии приступили к христианской проповеди среди евреев бывшего СССР. В Санкт-Петербурге первая крупная евангелизация с «еврейским уклоном» состоялась в 1993 году и вызвала огромный интерес горожан. Отреагировали и местные иудеи, организуя в эти дни пикеты и раздачу антимиссионерских листовок с призывом к бойкоту мероприятия.
Через некоторое время в результате деятельности зарубежных протестантских миссий («Авайнсанома», «Свет на Востоке» и др.), а также инициатив местных протестантов во многих городах бывшего СССР появились мессианские общины (Москва, С.-Петербург, Выборг, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Одесса, Киев и др.) или еврейские группы (служения) при церквях. Особую активность проявляла христианская миссионерская организация «Евреи за Иисуса», проводившая в городах музыкальные фестивали, уличные евангелизации (раздача трактатов, общение с прохожими и др.). В отличие от большинства миссий, «Евреи за Иисуса» не занимались созданием новых общин (хотя потом их позиция изменилась), а приглашали заинтересованных людей в уже существующие церкви.
Фото автора.
С 1995 года Миссионерский союз «Свет на Востоке» начал издавать на русском языке мессианский журнал «Менора». 7 мая 2001 года для объединения мессианского движения в Российской Федерации была учреждена Централизованная религиозная организация мессианских христиан «Мессианский Союз», правда, в него вошла лишь часть мессианских общин.
По сравнению с США, Израилем, Германией, мессианские общины России и постсоветского пространства выглядят провинцией мессианского мира. Если до начала 1930-х годов движение в России развивалось весьма активно и самостоятельно, хотя не без участия иностранных служителей, то в постсоветскую эпоху оно с опозданием повторяет процессы, уже пережитые христианами на Западе.
Большинство мессианских общин, созданных в 1990-е годы, в той или иной степени следуют, с добавлением еврейского колорита, вероучению и традициям какой-либо протестантской церкви: баптистской, пятидесятнической или харизматической; предпринимались даже попытки создания адвентистских синагог. Другой полюс мессианского движения составляют группы верующих, стремящихся максимально сблизиться с иудейской традицией. По числу адептов и степени влияния – это течение понемногу усиливается (в основном, не за счет евреев).
За прошедшие 25–30 лет мессианское движение в России трансформировалось. Поначалу мессианские общины пополнялись, в основном, евреями или людьми, имевшими с ними родственные связи. Но по мере массовой эмиграции евреев из стран бывшего СССР и смерти пожилых людей часть мессианских общин и групп прекратила существование; другие изменились по национальному составу – в сторону существенного уменьшения числа евреев (правда, часть евреев-эмигрантов перетекла в русскоязычные общины зарубежья).
Другая важная тенденция – угасание интереса протестантов России к миссии среди евреев. Конечно, этому есть объективные причины: сокращение еврейского населения, смещение в церквях миссионерских приоритетов, общее охлаждение христиан к миссионерству. Но главное – на смену миссионерским устремлениям приходит массовое увлечение иудаизмом как таковым. Речь не о традиционном для русских протестантов уважении и симпатии к «народу Книги», известных со времен Каргеля и Марцинковского. Протестанты России активно перенимают у зарубежных собратьев комплекс «младшего брата» по сравнению со «старшим братом» – иудаизмом.
Сразу отмечу, что процесс затронул лишь часть протестантского сообщества – не самую многочисленную, однако амбициозную и заметную. Иной проповедник на кафедре подчас не умеет грамотно изложить учение о Церкви, кроме тезиса о ее «еврейских корнях», зато не знает меры в ссылках на Мишну, труды Маймонида, Раши или, на худой конец, Пинхаса Полонского (иудейского «Андрея Кураева»). При этом имена отцов Церкви или классических протестантских богословов способны ввергнуть его в ступор. В «Контакте» и ФБ странички протестантов нередко пестрят восторженными публикациями на «еврейскую» тему, цитатами из раввинов и т. д. (здесь, скорее, еврей проявит сдержанность).
По-человечески понятен такой «бум» на иудейство – мир, ранее закрытый, а теперь доступный всем желающим через литературу, кино и интернет. Почему бы не расширить свой кругозор? Да и в проповеди, если это уместно, не запрещено цитировать хоть Раши, хоть Ленина.
Однако, восхищаясь иудаизмом, многие протестанты обнаруживают полное безразличие или даже неприязнь к собственной истории и наследию. А это уже свидетельствует о серьезных проблемах – кризисе идентичности, самоуважения. Здесь не последнюю роль играют и духовные разочарования, и тоска по внешним обрядам и традициям, почти изгнанным из протестантских церквей, и современное стремление к «комфортному христианству», восприятие иудаизма как модного тренда (который вряд ли сохранил бы популярность, если б город, образно говоря, заняли части вермахта или хотя бы петлюровцы).
Отказ от миссии среди евреев имеет также идеологическое обоснование в так называемой «теории двух заветов». В последние годы она активно популяризируется частью христианских лидеров. Согласно «теории двух заветов», Моисеев Закон остается действительным для евреев, тогда как Новый Завет обращен к другим народам. Таким образом, спасение евреев произойдет без их обращения к Христу. Остается без объяснений, зачем в таком случае Иисус был послан «к погибшим овцам дома Израилева» (проповедовал бы сразу русским или американцам).
На Западе эти процессы получили развитие еще в 1970-е годы. Православный богослов о. Александр Шмеман, наблюдавший антимиссионерские настроения в американском обществе, отмечал в дневнике:
«И как ошибаются те христиане, которые – от “жалости”, чувства вины и т.д. – считают, что евреи правы, что у них свой, отличный от нашего завет с Богом. Все подлинное в христианстве – от еврейства, все христианство – “слава людей Твоих Израиля. ”, а они требуют от нас признания, что их все это не “касается”. Какой ужас и какая слепота!».
В России антимиссионерские тенденции стали усиливаться на рубеже десятых годов XXI века. Это не значит, что новые общины и группы, именующие себя мессианскими, больше не появляются. Однако теперь название «мессианский» далеко не всегда подтверждается хотя бы символическим присутствием там евреев. Нередко группы состоят из представителей других народов, выходцев из протестантских церквей, разочарованных в христианстве и проявляющих активный интерес к иудейской традиции. Также в этой среде распространены антитринитарные настроения.
Когда в 2011 году раввин П. Полонский, выступая в С.-Петербургском христианском университете, сказал, что западные христиане практически отказались от миссионерства среди евреев, из зала послышалась шутливая реплика, что российские христиане этого пока не знают.
Сейчас учение «двухзаветников» настолько распространилось, что в протестантском сообществе нарастает своеобразная оппозиция. Часть служителей и рядовых верующих встревожены, с одной стороны, насаждением либеральной теории, которая фактически низвергает учение об уникальности искупительной жертвы Иисуса Христа, с другой стороны, распространением среди паствы (в основном, не еврейского происхождения) моды на иудаизм и иудейские традиции. Например, 15 июня 2015 года Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) принял документ «О заблуждении »учения о возвращении к еврейским корням Церкви»».
Получается, что мессианское движение, начавшись как попытка евреев обрести свой путь к Христу, рискует преобразоваться в очередную «ересь иудействующих» наподобие русских сектантов – геров и субботников или венгерских «иудействующих» XVI века. Проблема не в том, могут ли присоединяться к мессианским общинам верующие из других народов (у каждого свой путь). Ускользает сам смысл движения. Какой уж тут путь евреев к Христу, если многие христиане сами не прочь расписаться в духовной ущербности и стать объектом иудейской миссии, если б таковая имелась.
И в завершение вновь вспомним о Ф.С. Конторовиче, чей уход в 2011 году был назван символическим концом эпохи в истории мессианского движения России. Однажды, будучи у него в гостях, я увидела висевшие на стене любовно изготовленные поделки с еврейской символикой. Заметив мой интерес, Федор Самуилович сказал с какой-то грустью, что среди людей, приславших эти подарки, евреев нет. Насколько можно судить, он дорожил добрым отношением верующих к еврейскому народу, но главной его мечтой был поворот евреев к Христу, а не христиан к иудаизму.
Думается, только при сохранении этой главной цели мессианское движение способно иметь историческое будущее.
Мессианский иудаизм и евреи за Иисуса
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Мессианский иудаизм, или евреи за Иисуса, иудео-христиане — всё это современные формы борьбы христианства с иудаизмом. Цель подобных организаций состоит в том, чтобы обращать евреев в христианскую веру. Мессианский иудаизм пытается скрывать свои цели под маской иудаизма. «Евреи за Иисуса» являются христианской миссией. И те, и другие считают, что евреи ошиблись, не приняв Иисуса, и ищут в тексте Торы намеки на истинность христианства.
Оглавление
Цель — обратить евреев в христианство! [↑]
Поздние христианские миссионеры для достижения той же самой цели прибегали к другой тактике: к вкрадчивым уговорам и хитрости. Но неизменным оставалось их агрессивное противостояние евреям, с использованием лживых аргументов и искажением цитат из Писания. На определенном этапе они даже стали использовать еврейские имена и песни на иврите, чтобы евреи приняли их за своих. Так появились «еврейские христиане», утверждающие, что «настоящими евреями» являются лишь те, кто верит в Иисуса (которого они называют «Иешуа»).
Хотя между последователями мессианского иудаизма и миссией «Евреи за Иисуса» существует согласие в вопросах веры, между ними есть и ряд различий.
Мессианский иудаизм [↑]
Мессианский иудаизм появился в США в 1960-е годы и исторически связан с подобным движением иудео-христиан конца XIX века. Первая современная мессианская община была основана в Цинциннати (Огайо) в 1970 году. В 1979 г. был создан Союз мессианских еврейских общин (The Union of Messianic Jewish Congregations (UMJC)), в который входят около 80 мессианских общин и групп.
По оценочным данным самого движения, в мире насчитывается около 350 тысяч приверженцев мессианского иудаизма (из них, по разным оценкам, 150-250 тысяч в США).
Это религиозное направление принимает к себе как евреев, так и не евреев. Последователи мессианского иудаизма признают священным писанием только Библию и верят, что Иешуа (Иисус) является тем самым спасителем всего человечества, приход которого был обещан пророками. Сторонники движения особо подчёркивают, что Иешуа воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат, соблюдал праздники.
Мессианские еврейские общины формально признают ценность Устной Торы и повсюду говорят о себе, как о приверженцах иудаизма, и определяют себя как евреев, которые верят в то, что Иешуа (Иисус) — это обещанный Мессия. Миссионеры делают вид, что не перестали быть евреями: в подобиях синагог они проводят подобия богослужений, продолжают отмечать еврейские праздники, выделяют Субботу, а некоторые даже носят кипы и делают мальчикам обрезание.
Евреи за Иисуса [↑]
Евреи за Иисуса (JewsforJesus) — христианская миссия, сотрудниками которой являются баптисты и евангелисты. Цель миссии состоит в обращении евреев в христианство. Организация была основана в 1973 году в Сан-Франциско баптистом Мойше (Мартином) Розеном. Cотрудники миссии часто являются членами различных протестантских и мессианских общин. Как и большинство протестантов, они считают, что Израиль продолжает быть «народом Завета» и избранным народом Б-жьим.
По сути, «Евреи за Иисуса» — это просто христиане, маскирующиеся под евреев, чтобы вовлечь евреев. Они пользуются старым и давно опровергнутым аргументом: «Тебе не надо быть христианином; оставайся полноценным и убежденным евреем, но признай, что Иисус — Мессия».
Одним из основных видов деятельности «Евреев за Иисуса» является так называемый «уличный евангелизм»: раздача брошюрок и личное общение с людьми на улицах, рынках и площадях.
Миссионер действует по хорошо известному трафарету. Не дав человеку опомниться, начинает расспрашивать его о еврейском самоощущении. Когда потенциальная жертва сознается, что или понятия не имеет ни о каком еврейском ощущении, или что иудаизм не удовлетворяет его духовно, собеседник объясняет ему, что проблема — в самом иудаизме. Дескать, она вызвана отсутствием в еврейской вере важнейшего компонента. Надо поверить в Иисуса — и лишь тогда иудаизм принесет подлинную радость.
Сектанты заманивают светских евреев и пытаются их убедить, что они говорят на иврите, соблюдают «традицию», законы Шабата и праздников, и это делает их евреями. При этом они скрывают тот факт, что еврейские заповеди они исполняют произвольно и на самом деле не обязаны их исполнять, просто потому что многие из них не евреи.
Еврейские отступники (а какое-то число евреев в секте все-таки есть) из этой христианской секты даже представляются религиозными евреями, которые строго придерживаются кашрута и прикрепляют мезузы к косякам своих дверей, а иногда даже накладывают тфилин — и все это, чтобы скрыть свое отступничество от Торы. Девиз таких евреев: «Jesus made me kosher» (Иисус сделал меня кошерным) призван объяснить, что только после прихода в секту они узнали и стали соблюдать еврейские законы.
На самом деле, «Евреи за Иисуса» отрицают обязанность соблюдать все заповеди Торы (Шабат, тфилин, обрезание и т. д.) и запрет ассимилироваться среди других народов. Каждый «традиционный» обычай, который они соблюдают в Израиле, необходим только для того, чтобы казаться традиционными евреями и тем самым побуждать других евреев к ним присоединяться. Для них не проблема, чтобы к их группе присоединялись не евреи, не проходя гиюр, не проблема выйти замуж за не еврея или жениться на не еврейке, несмотря на явный запрет Торы, данный всем евреям: «И не роднись с ними: дочери твоей не отдавай за сына его и дочери его не бери для сына твоего» (Дварим, 7:3).
Эти христианские миссионеры используют невежество людей, чтобы обманывать их, утверждая, будто на протяжении многих столетий «раввины скрывали» от евреев некую важнейшую информацию об Иисусе, которая есть в Библии и доступна самим миссионерам. Они пытаются создать образ опасных обманщиков-раввинов, позиционируя себя как верящих в буквально истолкованный текст Библии.
Евреи за Иисуса говорят, главным образом, о Библии, о пророчествах и заповедях Торы, а свои истинные убеждения откроют только тем, кто уже клюнул на их приемы и подтвердил свою приверженность секте.
Миссионеры за Иисуса считают, что Йешу/Йешуа был самим Создателем, а вовсе не пророком с Божественной миссией. Они верят, что спустя сотни лет он, как диббук, проник в избранную для божественной миссии девственницу по имени Мария, вошел в ее чрево и родился как ребенок, а затем вырос в человека из плоти и крови. В конце своей недолгой жизни он был распят и умер от рук людей… Этот факт сразу же оттолкнул бы каждого разумного еврея, а потому это первое, что Евреи за Иисуса стараются скрыть, когда представляют свою веру.
Евреи за Иисуса считают, что Бог не один — их три. Эта вера пришла от католической церкви, которая рассматривала Иисуса как бога, а не как человека. Евреи за Иисуса верят в эту католическую идею, а называют себя «евреями» — и это только демонстративный маневр, чтобы заманить евреев, не разбирающихся в родной традиции и не знающих, что самый фундаментальный принцип иудаизма заключается в том, что Бог Один и Он Единственный: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь один» (Дварим, 6:4).
О доводах миссионеров [↑]
Миссионеры утверждают, что иудаизм — это ложная религия. Они говорят, что располагают библейскими доказательствами божественности Иисуса или его мессианской роли. Однако эти утверждения часто опираются на неточные цитаты и ошибочные рассуждения.
Одно из таких «доказательств» можно найти в выдержке из книги пророка Йешаяу (7:14), которую они переводят следующим образом: «Вот девственница зачнет и родит сына, и наречет его Иммануэль». Ничего не подозревающий человек может подумать, что в этом стихе содержится предсказание описанного в Новом Завете рождения Иисуса. Однако тот, кто изучает оригинальный текст на иврите, увидит, что слово алма означает «молодая женщина», а не «девственница». (Девственница на иврите — бетула, см. Ваикра 21:3). В любом случае, этот стих имеет отношение к рождению царя Хизкии и не имеет ничего общего с Машиахом.
Еще миссионеры любят приводить в качестве «доказательства» стих Миха5:1: «Но вы, Бейт-Лехем Эфрата, которых немного, будете среди тысяч из Иеуды, из вас выйдет навстречу Мне тот, кто станет правителем во Израиле, кто придет из старых, из древних времен». Миссионеры утверждают, что здесь речь идет об Иисусе, который родился в Бейт-Лехеме. В действительности же, пророк говорит, что Машиах будет потомком царя Давида, родившегося в Бейт-Лехеме. Утверждение христиан, что Иисус происходит из рода царя Давида, вообще звучит странно, потому что род наследуется по линии отца, а они утверждают, что у Иисуса не было земного отца.
Существует много подобных аргументов, на каждый из которых есть точный и выразительный еврейский ответ. Все евреи должны знать, что утверждения миссионеров нельзя принимать за чистую монету и что отрицание евреями мессианства Иисуса имеет убедительное подтверждение в Писании.
Почему мы не должны им верить? [↑]
Сам Вс-вышний предупреждал нас о возникновении таких движений, как христианство, и о сектах, которые будут пробовать увести нас за собой. Даже если все чудеса, описанные в Евангелии, действительно имели место, они не заслуживают нашего внимания, — ведь Б-г уже предостерег нас.
Сказано в Дварим 13:2: «Если встанет в твоей среде пророк или сновидец и даст тебе знамение или чудо, и появится знамение и чудо, о котором он говорил, — чтобы сказать: пойдем за иными богами, которых ты не знал, и будем им служить, — то не слушай слов этого пророка или сновидца, ибо испытывает вас Ашем, ваш Б-г, чтобы узнать, любите ли вы Ашема, вашего Б-га, всем своим сердцем и всей своей душой».
Христианство отвергает фундаментальные принципы еврейской религии, и тот, кто принимает Иисуса, тем самым отрицает иудаизм. Еврей, принявший христианство, может называть себя «евреем-христианином», или «иудео-христианином», но он уже не еврей. Его нельзя причислять к еврейской общине, к народу Израиля. Переход в иную веру — это акт религиозной измены, который, наряду с убийством и кровосмешением, входит в категорию наиболее тяжких грехов, осуждаемых иудаизмом. Даже угроза смерти не оправдывает совершение любого из этих трех преступлений.
Против миссионеров [↑]
Мессианские евреи утверждают, что они представляют принципиально новое движение, которое всего лишь хочет вернуть первоначальную еврейскую веру, и тем не менее, на самом деле, их идеи в своей основе ничем не отличаются от католической веры в троицу и в Новый Завет. Почему мы не слышали о «мессианстве французов» или «о русских за Иисуса»? Потому, что в других странах, в отличие от Израиля, христианам нечего скрывать, и у них нет причин маскироваться за ложной национальной идентичностью, чтобы привлечь к своей вере.
Нет никакой разницы между мессианскими евреями, или «Евреями за Иисуса», как и другими подобными христианскими группами, кроме, конечно, названия «евреи», которое они себе присвоили. И то, что они говорят на иврите и служат в израильской армии, не делает их евреями больше, чем других граждан страны из числа христиан, живущих в Израиле.
К счастью, это понятно не только нам, религиозным евреям, но и государственным чиновникам. Министр внутренних дел Авраам Пораз сказал в интервью израильской газете «Йедиот Ахронот» (от 13 августа 2004 г.): «Закон о возвращении дает право репатриироваться только евреям. Еврей, который обратился в христианство, не является евреем с точки зрения Закона о возвращении. Любой, кто верит в Иисуса, не является евреем. Тот, кто верит в Иисуса, является последователем христианства, что бы он ни говорил».
Факт, что миссионерская деятельность «Евреев за Иисуса» и прочих миссионерских групп в еврейской среде представляет опасность для еврейского народа, — давно признан, и с миссионерами ведут борьбу специализированные организации, такие как «Евреи за иудаизм», Лига «МАГЕН» и «Яд ле-Ахим».
Что же касается тех евреев, что уже провозгласили Иисуса своим спасителем, Тора учит нас, что, как бы далеко человек ни ушел от Б-га и Торы, дорога назад всегда открыта. В книге Пророков сказано: «Слово Ашема: Разве Я хочу смерти нечестивого? Но пусть вернется нечестивый со своего пути и — будет жив!» (Йехезкель 33:11). Даже еврею, перешедшему в другую религию, дается шанс исправиться. Он может вернуться в лоно иудаизма, и тогда Б-г примет его. При этом он должен навсегда отречься от христианства и целиком, без оговорок, принять все положения еврейской веры.
«Вкусите и увидите, как добр Ашем. Счастлив человек, полагающийся на Него» (Теилим 34:9). Если хотите оценить красоту и мудрость иудаизма Торы, живите по его законам.