мика хаккинен кто это такой
Мике Хаккинену – 53. У нас – 7 отличных текстов о его битвах с Шумахером, «обгоне века», возвращении после перелома черепа и жизни после «Ф-1»
Поздравляем «Летающего финна».
28 сентября «Формула-1» празднует день рождения Мики Хаккинена – двукратного чемпиона мира в составе «Макларена», победителя 20 Гран-при, обладателя 26 поулов и 51 подиума. Даже после всех рекордов гоночного долгожительства от Кими Райкконена Мика все равно остается самым успешным финским гонщиком всех времен – и, поскольку в юниорках прямо сейчас нет сравнимых по таланту пилотов из Суоми, этот титул останется за ним еще пару десятилетий.
Больше всего Хаккинен прославился как «Летающий финн» и великий соперник Михаэля Шумахера. И у нас даже есть интервью с человеком, как раз и подавшим Мике его прозвище – благодаря одному удачному кадру.
«Нас было примерно десять человек фотографов, стояли в ряд. Я просто услышал скрип тормозов, поднял голову, навел камеру, и машина подлетела на поребрике очень-очень быстро, буквально за секунду. И у меня получилось четыре кадра. Болид приземлился и уехал в боксы. Я даже не был уверен, что все снял»
Но, конечно, противостояние с Шумахером оказалось все-таки ярче – причем оно началось еще в картинге!
«Мне было 14 или 15, когда мы с Шумахером впервые погонялись друг против друга на маленьком треке для картинга в Германии, – вспоминал позже Мика. – Я постоянно наблюдал за его траекториями — они поражали. Я моментально осознал, что он отлично направляет машину куда надо и попадает во все шиканы и повороты. В тот день я и понял, что этот парень будет главным и самым сложным противником. И это было круто!
Затем – новая встреча уже в «Формулах», еще до скандального столкновения на Гран-при Макао.
«Шумахер был настоящим героем в немецкой «Ф-3», – вспоминал «Летающий финн». – Британскую «Ф-3» в Германии считали намного медленнее местной, и когда я взял поул, все решили, что я сжульничал. А я просто выиграл гонку, побив рекорд круга, забрал трофей, побрызгался шампанским и поехал домой».
Кто же был круче? Чисто по титулам и победам Михаэль однозначно уделал Мику 7:2 и 91:20 соответственно. Просто потому, что финн оказался гонщиком немного другого плана.
«Он был подобен Ронни Петерсону, – вспоминал Хью Эбсэлом – владелец команды из «Формулы-3», за которую выступал Хаккинен. – Дайте ему хорошую и быструю машину – и за ним не угонится никто. Но Мика ничем не мог помочь с понимаем, что происходит с болидом. Инженерные способности у него явно отсутствовали. На вопрос о соответствии настроек его требованиям он пожимал плечами и говорил: «Никаких проблем, все хорошо!»
«Михаэль целиком и полностью полагался только на голову. Сенна – он гонял сердцем. Кем-то средним был Штефан Беллоф, мой напарник по «Тирреллу» в 1984-м. Он не был таким же гением, как Михаэль, больше свободным духом… Как Жиль Вильнев.
Как можно сравнить Мику и Михаэля? Думаю, по чистой скорости Хаккинен был быстрейшим напарником в моей карьере. Быстрейший. Даже быстрее Айртона. У Мики был замечательный милый подход к гонкам – без единого сомнения, особых мыслей или внутренних помех. Он ни о чем не думал – просто садился и ехал умопомрачительно быстро».
И в 2000-м финн все доказал немцу – хоть и проиграл в итоге титул, но тот самый момент в Спа «Формула-1» запомнила навсегда.
Новый Летающий финн выиграл Скандинавскую «Формулу-Форд», Евросерию «Формула Опель Лотус» и Британскую «Фомулу-3». Финн был замечен. В 1991 году он стал пилотом «Формулы-1» в составе команды «Лотус». Несмотря на то, что время «Лотуса» в «Формуле-1» подходило к концу, талант Мики оценили. В 1993 году Рон Деннис позвал его к себе в команду «Макларен». Финн стал дублером Айртона Сенны и Майкла Андретти. За команду финн провел три последних гонки сезона. Уже в дебютном Гран-при Португалии Хаккинен переквалифицировал напарника по команде Сенну. Следующий сезон Сенна проведет в «Уильямсе» (погибнет в третьей гонке сезона), а Мика станет пилотом номер один в «Макларене». В Хоккенхайме финн будет признан виновником десяти аварий на первом круге. За это Хаккинена дисквалифицируют на один Гран-при.
Этот инцидент стал самым худшим в его карьере. В сезоне 1995 года Мика занял седьмое место в личном зачете, но попал в ужасный инцидент на финальном этапе в Аделаиде. Во время практики пилот «Макларена» врезался в стену. Спасательная бригада бросилась на помощь к финну, который истекал кровью и задыхался из-за нехватки кислорода. Медицинская бригада, которую возглавлял Сид Уоткинс, немедленно прооперировала финна, сделав ему разрез в шеи и вставив туда трубку, чтобы тот мог дышать. Когда Мика пришел в сознание, то сразу же смог узнать все свое окружение, в том числе подругу Эрье, которая провела с ним самый трудный период его жизни.
Мика вернулся в свою квартиру в Монако. Финн даже пошутил на этот повод, сказав о том, что он стал спать больше, чем его черепаха Кэролайн. Хаккинену нужно было восстанавливаться. У него начались проблемы со слухом и речью. Он был не уверен в том, что сможет продолжить свою гоночную карьеру. «Вы сможете преодолеть свои страхи только тогда, когда атакуете их в лоб», сказал финн. В начале 1996 года «Макларен» провел специальные тесты, где обнаружилось, что финн стал быстр так, как никогда раньше.
Но Летающему финну так и не удавалось одержать побед. Первую победу Мика одержал лишь в финальной гонке сезона 1997 года в Хересе. В той гонке его по команде из боксов вперед пропустил напарник Дэвид Култхард. В то время как третьим финишировал пилот «Уильямса» Жак Вильнев. Вторую победу в карьере финн одержал в первой гонке сезона 1998 года в Мельбурне. За эту победу он вновь должен быть благодарен Култхарду, который сдержал обещание, данное перед гонкой – кто будет впереди в первом повороте, тот и выиграет. Но больше Мика в помощи не нуждался, хотя ему пытался помешать пилот «Феррари» Михаэль Шумахер, одержавший шесть побед в сезоне. Но финн одержал восемь побед в сезоне и стал чемпионом мира.
В 1999 году ему нужно было защитить свой титул, но это было сделать достаточно просто, особенно в отсутствии Шумахера, сломавшего ногу и пропустившего несколько Гран-при. В итоге он опередил пилота «Феррари» Эдди Ирвайна в личном зачете и стал двукратным чемпионом мира. Тем не менее, сезон прошел не без ошибок. В Монце финн вылетел с трассы и упустил победу. Безутешный Хаккинен вылез из болида, перепрыгнул через забор, сел на колени и заплакал. Но этот удивительный момент все же удалось заснять. По правде говоря, Мика был очень чувствительным человеком, но финн почти никогда не говорил о своих внутренних переживаниях.
Хаккинен начал задумываться об уходе из «Формулы-1». В 2000 году финн одержал четыре победы и две в 2001 году. К этому моменту у него и Эрье Хонконен (в настоящее время в разводе) родился сын Хуго Ронан. Этот момент изменил сознание Мика. Он стал больше задумываться о собственной безопасности. С этого момента ему вновь нужно было доказывать свою скорость. В итоге это привело к тому, что в конце 2001 года финн объявил об уходе в отпуск на год. Ему хотелось больше времени проводить со своей семьей. На самом деле, Хаккинен больше никогда не возвращался в «Формулу-1». Между тем, за «Макларен» он выступал в течение девяти лет.
Ну вот и все. Теперь вы знаете о многих значимых пилотах «Формулы-1» XX века
Тот Хоккенхаймринг, который вы уже не увидите в следующем году
А вот Нюрбургринг, который мы, возможно, больше никогда не увидим в «Формуле-1»
Мика Хаккинен
Биография
Мика Хаккинен, он же Летучий Финн, признан одним из величайших пилотов «Формулы-1». Некоторые видят его профессиональные заслуги в чемпионских титулах, иные говорят об упорстве и смелости, которые присущи автогонщику: в 1995 году Хаккинен разбился на Гран-при Австралии, но, выйдя из комы, снова сел за руль болида.
Детство и юность
Мика Паули Хаккинен родился 28 сентября 1968 года в финском городе Вантаа в семье таксиста Харри и секретаря Айлы. Рос с сестрой Ниной.
Embed from Getty Images Мика Хаккинен в молодости
Когда Хаккинену исполнилось 5 лет, родители отвели его в картинг-клуб. Мальчик сразу попал в аварию, но продолжил гонку. Упорство и азарт, которые демонстрировал юноша на трассе, убедили маму и папу отдать сына в секцию. Первый картинг Хаккинена когда-то принадлежал Хенри Тойвонену, одному из самых молодых чемпионов мира по ралли.
В 1975 году 7-летний Хаккинен дебютировал в картинге и выиграл. Состязание, правда, имело региональный масштаб. По-настоящему серьезная победа произошла в 1981-м, когда будущий пилот «Формулы-1» взобрался на высшую ступень пьедестала чемпионата Финляндии.
Личная жизнь
В 1998 году женой Мики Хаккинена стала тележурналистка Эрье Хонканен. 12 декабря 2000-го у них родился сын Хьюго Ронан, а 12 мая 2005-го — дочь Айна Джулия. Личная жизнь в итоге не сложилась: в 2008 году Хонканен подала на развод.
Embed from Getty Images Мика Хаккинен и его жена Маркета
Сейчас Хаккинен счастлив с Маркетой Ремешовой, чешкой по национальности. Они сыграли свадьбу в 2017 году, а теперь воспитывают общих детей: в 2010-м родилась дочь Элла, а в 2014-м — близнецы Линн и Даниэль.
Пилот активно пользуется «Инстаграмом» и «Твиттером». Здесь он публикует комментарии о текущих Гран-при «Формулы-1».
После ухода из спорта Хаккинен располнел: при росте 179 см он весит 92 кг.
Гонки
В 1987 году Мика Хаккинен пересел за руль болида. Он дебютировал в «Формуле-Форд», став чемпионом Финляндии, Швеции и Скандинавии. Титулы он завоевывал один за другим, выиграв в общей массе 9 гонок подряд. Спустя 2 года Хаккинену нашлось место в «Формуле-3», а в 1991-м — в «Формуле-1», в команде Lotus.
Дебютный сезон в «королевских» гонках оказался для Мики Хаккинена более чем неудачным: болид глох на трассе, отдельные детали ломались. За это пилот получил нелестное прозвище Позор финской нации. Про него сочиняли анекдоты.
Судьба лучшего соперника Шумахера по «Ф-1» Мики Хаккинена: блог, работа в «Макларене» и пятеро детей
Победитель Михаэля не гоняется в Гран-при уже 20 лет.
От редакции: Привет! Вы в блоге Spot for Sport – здесь автор напоминает нам о легендах прошлого короткими зарисовками. Чем они прославились? Как сложилась их судьба? Чем они живут после завершения карьеры? Все это – здесь, и сегодня в фокусе история двукратного чемпиона «Ф-1» Мики Хаккинена.
«Из соперников больше всего уважаю Хаккинена», – заявил Михаэль Шумахер во время своего последнего интервью. Зарубы финна Мики Хаккинена и Шумахера были действительно отличным поводом посмотреть гонки «Формулы-1». Михаэль даже называл Мики лучшим из всех, с кем ему приходилось биться на трассе. Однако немец провел в главной гоночной серии: финн завершил карьеру в «Ф-1» в 2001-м, а Красный барон взял перерыв в конце 2006-го, вернулся в 2010-м и окончательно завязал в 2012-м.
Что же делал Мика после Гран-при? Где побеждал? И как живет сейчас?
В 1995-м Хаккинен попал в аварию, в которой получил серьезное повреждение черепа. Некоторое время он находился в коме, но впоследствии вернулся на старт Гран-при. Все переживали за результаты гонщика, а он взял и выиграл чемпионат в 1998-м и 1999-м. А уже в 2001-м вдруг решил закончить.
Изначально финн анонсировал небольшой перерыв, чтобы отдохнуть и подправить здоровье. Однако в СМИ появлялись материалы о том, что это станет началом конца его карьеры. Так и вышло, хотя спустя три года Мика предпринял попытку вернуться: общался с «Уильямсом» и «БАР» о перспективах продолжения карьеры на их автомобилях, однако дальше переговоров не зашло.
Но в том же 2004-м он появился в гонках ДТМ – это немецкий чемпионат топовых кузовных авто (их часто называли «Ф-1» с закрытыми колесами из-за мощных моторов и продвинутой техники). В новой серии Хаккинен был относительно успешен: выиграл несколько гонок, но до чемпионства или призовых мест по итогу сезона не добирался. Финн гонял в Германии на протяжении трех лет, а после завязал с активной карьерой: продолжил появляться на старте заездов GT, но это были разовые акции.
Хаккинен планомерно менял фокус своей деятельности с гонок на экспертизу: превратился в амбассадора и эксперта-советчика. Мика даже вернулся в «Макларен», но уже для того, чтобы повышать узнаваемость бренда. Экспертное мнение Мики можно узнать из блога на сайте Unibet, в котором он уже несколько лет дает оценку заездам «Формулы-1».
Наиболее активной социальной сетью Хаккинена стал инстаграм. Финн часто устраивает дни ностальгии: выкладывает фото и видео тех времен, когда садился в болид «Ф-1». Куда больше лайфстайл-фотографий можно найти в профиле его второй жены Маркеты (она родила Мике троих детей – и всего у Хаккинена их уже пятеро включая детей от первого брака).
Судя по публикациям супруги, Мика отличный семьянин.
Мика Хаккинен — не из тех, кто не любит скорость
Прославленный спортсмен, входит в число самых знаменитых финнов в истории. Мика Хаккинен выступал на чемпионатах Формула 1 с 1991 по 2001 гг. Автогонщик дважды обладатель звания чемпиона гонок в 1998 и 1999 гг. Получил прозвище «Летающий финн».
Детство
Мика Хаккинен появился на свет в 1968 г. в одном из пригородов Хельсинки, в семье работника радиостанции и секретаря, не связанных с автогонками. По воспоминаниям знаменитого финна, он влюбился в высокие скорости в раннем детстве, проехавшись на карте. Будущий чемпион Формулы 1 Хаккинен уговорил родителей купить собственный карт, и твердо решил стать лидером.
Начало
Родные всесторонне поддерживали хобби сына. Был приобретен старый карт, принадлежавший знаменитому финскому раллисту Хенри Тойванену. Мика Хаккинен приступил к тренировкам в спортивной школе Кеймола.
Огромные средства из скромного бюджета семьи выделялись на покрытие расходов, связанных с соревнованиями.
К 1986 г. гонщик стал пятикратным чемпионом страны. Но даже тогда никто всерьез не рассматривал данное увлечение в качестве будущей профессии. Молодой спортсмен успешно окончил школу и занимался работами по металлу.
В 1986 году принимает судьбоносное решение перейти в другой класс состязаний.
Будущая звезда Формулы 1, Хаккинен, покидает традиционные для Финляндии раллийные трассы. Он принимает приглашение о участие в Formula Ford 1600.
Команды
В кольцевых гонках наставником автогонщика становится его прославленный соотечественник Кеке Росберг. И уже в первый год Мика получает прозвище самого быстро молодого гонщика Европы Formula Ford.
В первые годы участия в соревнованиях на автомобилях на открытых колесах карьера гонщика развивается стремительно.
Период своей карьеры с 1986 по 1990 гг. финский автогонщик вспоминает, как этап достижения профессиональной зрелости. И считает, что вряд ли бы смог стать высококлассным пилотом, не пройдя этой школы.
Карьера в Формуле 1
Свои первые два сезона в этапах Формулы 1 атлет выступал за команду Лотус. Ее сложно назвать лидером, но стартовые успехи в гонках высшей категории Мика совершил именно с Лотус. В конце 1992 г. пилоту поступает приглашение от Макларен.
В 1993 г. Взятый изначально на должность тест-пилота, по стечению обстоятельств он допускается к участию в сезоне. Гонщик показывает высокие результаты в квалификациях, в 1994 г. выступает уже на лидирующей позиции в команде.
Следующий сезон становится судьбоносным для карьеры автогонщика, разделив его жизнь на до и после.
10 ноября, во время соревнований в Аделаиде, спортсмен потерпел аварию. При прохождении поворота машина потеряла баланс и полетела в отбойник. Трижды ударившись о стену, болид упал на гравий.
Получив серьезную травму головного мозга, пилот впал в кому. Страшная авария Мики Хаккинена потрясла весь спортивный мир. Только благодаря усилиям врачей и близких, а также собственному упорству он смог вернуться в большой спорт.
За травмой следует множество удачных заездов и долгожданное чемпионство 1998 и 1999 гг., титаническое противостояние с Михаэлем Шумахером. Но в 2001 г., в Австралии машина спортсмена опять полетит в стену. Вспомнив былую аварию, Мика Хаккинен примет решение о завершении карьеры.
«После инцидента на трассе подумал, что может уже достаточно, я ведь дважды был чемпионом мира» — вспоминает пилот.
Противостояние
Соперничество Хаккинена и Шумахера началось задолго до борьбы за чемпионский титул. Они познакомились еще в период пилотирования картов. На Гран При Макао и немецкой Formula 3 впервые соревновались на одной трассе.
Противостояние спортсменов всегда было напряженным. В состязании Гран При Макао 1990 г. финн стал лидером после первой квалификации. Во время следующего заезда было достаточно финишировать вторым, не дав преимущества более 2,6 сек сопернику.
Однако это не устроило «Летающего финна». Пытаясь обойти немца на опасном участке, он вылетел с трассы и выбыл из соревнований.
В 1997 г. следует победа финского гонщика на Гран При Бразилии. Излишне увлекшись борьбой с Вильневом, Михаэль повредил машину соперника, и сам выбыл из гонки, открыв дорогу Мике на лидерскую ступень пьедестала.
Напряженное состязание за чемпионский титул 1998 г. было выиграно «Летающим финном». В 1999 г. он поднимается на пьедестал без полного противостояния с главным соперником, в результате аварии Шумахер сломал обе ноги и пропустил часть сезона.
Однако в 2000 и 2001 гг. Феррари, за которую выступал Шумахер, вносит изменения в свою политику опережения на пит-стопах, и немец снова возвращает себе чемпионство.
Несмотря на противостояние, Хаккинен и Шумахер всегда сохраняли приятельские отношения, отзываясь друг о друге с большим уважением.
Основные достижения
Главной спортивной победой «Летающего финна» в раллийный период стало пятикратное чемпионство, чего до него не удавалось никому.
В Formula 3 победа в серии 1989 г., а в Формуле 1 чемпионство 1998-99 гг.
Его методика возвращения в большой спорт после перенесенных аварии и комы, до сих пор считается уникальной практикой реабилитации спортсменов.
Жизнь после
В наши дни проживает в Монте-Карло, является послом нескольких брендов автомобилей, в том числе, Mercedes в Азии.
Сотрудничает с компанией Neuroth, занимающейся разработкой слуховых аппаратов.