методика такие разные деревья
Такие разные деревья
Люция Ахметзянова
Такие разные деревья
Я учусь на 5 курсе пединститута (НИСПТР) и мне задали домашнее задание с которым я решила поделится с вами. По предмету «Методика преподавания изобразительной деятельности» мне задали нарисовать разные деревья: разные по форме, размеру, цвету и т. д. И вот что получилось. Деревья вышли разные некоторые даже несуществующие и сказочные. Самые красивые, как мне кажется, получились березы.
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.
— эта береза зимой, под пушистым снежном
— эта просыпается от зимнего сна, весна пришла.
— эта поздней осенью качается на ветру.
эта поже осенью, прощается со своими листьями.
красивые и могучие.
— разные елочки.
«Жанры живописи». Презентация Сыну задали домашние задание по изо деятельности на тему жанры живописи. Долго думали что сделать конспект (доклад) или перейти к более современной.
Конспект занятия в старшей группе по теме «Геометрические фигуры» Цель закрепить знания детей о геометрических фигурах. Учить отвечать на проблемные вопросы; развивать логическое мышление; умение объяснять,.
Stotestov.ru
Методику «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики (её ещё называют «Дерево с человечками»):
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).
Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).
Инструкция дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.
В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Методика такие разные деревья
ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «ДЕРЕВО»
Дерево нарисовано тонкими линиями без нажима— неприспособленность к жизни, нерешительность как черта характера,
Дерево нарисовано тонкими и прерывистыми линиями — свидетельствует об ярко выраженном беспокойстве в данный момент,
Обведённые несколько раз контуры — агрессия, защитная агрессия.
Очень большое дерево — агрессия,
Маленькое (или маленькое и молодое) деревце — низкая самооценка.
ДЕРЕВО ЭКЗОТИЧЕСКОЕ
(для данной местности) склонность к эпатажу, демонстративное поведение,
ДЕРЕВО ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР— в целом, импульсивность и гиперактивность.
Крона открыта — характер экстраверта,
Крона очерчена кружком — характер интроверта,
Крона структурирована (как ветки метрополитена) — склонность к планированию и педантизм,
Крона проработана, но хаотична —
— беспорядочность в контактах, неумение планировать свои действия,
— мечтательность, «защитное фантазирование» (то, что раньше называли — лживостью).
Крона заканчивается острыми ветками — агрессия
Крона узкая — характер интроверта,
Ветки вниз — депрессия, астения.
Кроны у дерева нет — человек не представляет себе своего будущего, не видит никаких перспектив.
ДЕРЕВО ЗАСОХШЕЕ, ПОВАЛЕННОЕ
Наличие конкретной психотравмы, сильный стресс, агрессия, направленная на себя.
Тщательно прорисованные одинаковые листья — зацикленность на неких травмирующих переживаниях, навязчивые мысли.
Животные в дупле — потребность в защите более сильных, желание иметь «свой дом», неуют в нынешнем доме.
Огромное дупло — подсознательное стремление обзавестись большим потомством,
Небольшое дупло, нарисованное с нажимом, затушёванное, зарисованное концентрическими кругами всегда говорит о травме или несчастном случае, которые до сих пор воздействуют на психику человека.
Очень часто дупло свидетельствует об изнасиловании или очень раннем сексуальном опыте в прошлом.
Сломанная ветвь — несчастный случай или потеря близкого человека.
Фантастические деревья — нежелание раскрывать свои секреты, подсознательный отказ от работы с тестом, агрессия — даже прикрытая дружелюбием, особенно когда дерево — «улыбается».
СЕМЬЯ В ОБРАЗЕ ЦВЕТОВ ( рисуночный тест).
Материалы: гуашь, кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (А-3).
Предлагается нарисовать свою семью в виде
цветов. Рисунок семьи в образе цветов отражает эмоциональное самочувствие, представление о своем месте и роли в семье.
После создания рисунка предлагается ответить на вопросы:
— Какие чувства у вас возникали, когда вы изображали свою семью на рисунке?
— Есть ли на нем Вы?
— Как себя чувствует Ваш цветок?
— Какие чувства вызывает у Вас рисунок?
— В каких частях тела у Вас появились ощущения, вызванные рисунком?
— Какие члены семьи здесь изображены?
— Какие чувства они испытывают?
— Взаимодействуют ли цветы?
— Есть ли члены семьи, проживающие с вами, но отсутствующие на рисунке?
— Какую ситуацию из вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?
— Что вы способны изменить?
Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.
Образы цветов могут отражать:
Семья, в которой вырос или сейчас живет человек.
Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях.
Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу?
Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает
слишком близкое их расположение.
Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве.
В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.
Цветы могут занимать разное пространство на листе, это может быть связано с тем, как человек воспринимает то жизненное пространство, которое люди позволяют себе занимать в
реальности.
Если в рисунке присутствуют дополнительные элементы, важно уточнить их значение.
ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «МОРСКИЕ СОКРОВИЩА»
На этом рисунке вы видите небольшой кусочек морского пейзажа, точнее, морского дна.
Вам надо, во-первых, дополнить эту картину деталями, завершить ее, а во-вторых, особое внимание обратить на сундук. Как вы уже заметили, он раскрыт, но пуст.
Заполните его тем содержимым, которое сочтете наиболее подходящим и верно отражающим ваши мысли.
Как правило, тестируемые предполагают, что их цель напрямую связана с тем, что они поместят в сундук. Но на самом деле все, что нарисовано в сундуке, расскажет о ресурсах, необходимых для достижения мечты.
Но начнем с морского дна. Если вы нарисовали множество рыб или других живых существ, то это говорит о том, что ваша цель касается других людей, возможно, вы мечтаете о крепкой взаимной любви, новых друзьях, общественной деятельности. Вам важно знать, что у вас есть понимание и поддержка ваших близких и друзей.
Если вы нарисовали множество растений, то, вероятно, ваша цель из духовной сферы. В целом это означает личностный рост и саморазвитие, в частном случае это может быть, желание чему-то научиться, что-то узнать, приобрести какой-то навык, усовершенствовать имеющиеся знания.
Если вы нарисовали на дне много камней, то это говорит о том, что ваша мечта носит материальный характер. Возможно, вы мечтаете что-то купить, большую радость вам принесет определенная вещь.
Если вы нарисовали корабль, лодку или плывущего человека, то это говорит о том, что вы мечтаете куда-то поехать, повидать мир, получить новые впечатления.
Если вы наполнили сундук деньгами, то это, как вы и сами догадываетесь, говорит о том, что вам нужны деньги, но у вас их мало или недостаточно.
Если среди денег встречаются драгоценные камни, то это значит, что вы пока даже не пытались прикидывать, сколько денег вам нужно.
Если вы положили в сундук драгоценности и тщательно их обрисовали, то это говорит о том, что вам стоит быть более решительным и действовать с большей уверенностью – и вы обязательно добьетесь успеха.
Если вы поместили в сундук скелет – вам нужно время, чтобы прийти в себя после предыдущего разочарования. Спустя какое-то время вы поймете, что испытания делают нас сильнее и мудрее.
РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ».
Инструкция.
Итак, перед вами небольшой, совершенно необитаемый островок в океане и одинокая, растущая на нем пальма. Ваша задача – «оживить» картинку, придать ей законченный вид, согласно своей фантазии.
Нарисуйте на листе бумаги А4 необитаемый остров, изобразите на картинке человека, солнце и корабль. Если есть такое желание, можно дополнить рисунок и другими деталями, но это уже — на ваше усмотрение.
Солнце – это символ нашей жизненной энергии. Если нарисованное вами небесное светило сияет высоко в небе – то и вы находитесь «в зените». Но чем сильнее оно склоняется к горизонту, тем меньше вы ощущаете в себе жизненных сил. Изображенный вами закат – признак того, что пришла пора срочно что-то менять: сделать перерыв в работе, развеяться, получить новые впечатления…
Нарисовали рассвет? Возможно, совсем недавно вы были не в лучшей форме, но сейчас — уже снова на подъеме. И очень скоро вновь будете бодры и полны энергии.
Человечек, которого вы нарисовали – это Вы и Ваше состояние на данный момент. Какой он? Каково его настроение в настоящий момент? Выражение лица? Впал ли он в отчаяние, оказавшись заброшенным судьбой в столь уединенный уголок? Или, наоборот – блаженно раскинулся под солнышком и радуется жизни? Если он наслаждается одиночеством или увлеченно занимается каким-то интересным для него делом – то и вы довольны тем, что с вами сейчас происходит. В вашей душе царят спокойствие и умиротворение.
Если же созданный вашим воображением островитянин чувствует себя в одиночестве неуютно, то и вам, вероятно, не хватает общения и дружеской поддержки.
Корабль – это возможность изменить свою жизнь. Хотите вы этого или вас вполне устраивает реальное положение дел? Судите сами. Если изображенный вами человек старается, во что бы то ни стало, попасть на плавающее транспортное средство — машет руками, подает команду SOS, устремляется к судну вплавь – вы испытываете острое желание что-то поменять в своей судьбе. Возможно, ваши надежды на лучшее будущее связаны с окружающими: вы ищете общения и надеетесь, что близкие и знакомые помогут вам осуществить заветные мечты.
Если же он не обращает на корабль никакого внимания, то сложившаяся в данный момент в вашей жизни ситуация вас вполне устраивает. К общению вы особенно не стремитесь: может, достаточно сдержаны и закрыты от природы, а может, просто немного устали от людей?
Вода – это наша связь с окружающим миром. Если главный герой вашего рисунка не боится воды, то и у вас наверняка нет проблем в установлении контактов с окружающими. И, конечно, обратите внимание на дополнительные, изображенные вами детали, если таковые имеются. Наверняка, вы сумеете расшифровать их самостоятельно, опираясь на те символы, которые предоставлены выше, и, конечно же, на силу собственного воображения.
Проективная методика для школьников «Дерево»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Такие разные «Деревья»
В арсенале каждого практического психолога есть несколько «горячих» проективных методик — тех, которые наиболее часто используются в практике, имеют диагностическую значимость и высокую степень достоверности. Среди достаточно большого количества проективных методик немало тех, где главным фигурантом является дерево: «Тест дерева», «Дерево», «Дом-дерево-человек», «Рисунок дерева».
Методика «Дерево» Л.П.Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Испробовав ее на практике, я пришла к выводу, что методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).
Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.
Инструкция дается в следующей форме:
Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.
Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.
Такие разные «Деревья»
В арсенале каждого практического психолога есть несколько «горячих» проективных методик — тех, которые наиболее часто используются в практике, имеют диагностическую значимость и высокую степень достоверности. Среди достаточно большого количества проективных методик немало тех, где главным фигурантом является дерево: «Тест дерева», «Дерево», «Дом-дерево-человек», «Рисунок дерева».
Недавно я натолкнулась в Интернете на еще одну проективную методику — «Дерево» Л.П.Пономаренко, которая может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Испробовав ее на практике, я пришла к выводу, что методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).
Не рекомендуется предлагать учащимся вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.
Инструкция дается в следующей форме:
Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.
Модифицированный вариант
В своей практике я использую несколько модифицированный вариант методики. Предлагаю детям следующую инструкцию:
Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.
А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.
Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Ольга ЛАШИНА,
педагог-психолог,
МОУ «Общеобразовательная
Киземская средняя школа»,
п. Кизема,
Архангельская область
Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.