метод матфея что это такое

Эффект Матфея в науке и жизни

Материал из справедливой и свободолюбивой Википедии. Эффект Матфея — феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. (Например, при навязанной мусорной реформе). Сам термин был впервые предложен американским социологом Робертом Мертоном, который дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея:
« 29 …ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет
(Мф. 25:29)»

Действие эффекта можно пронаблюдать в социологии науки и наукометрии (разница в признании и цитировании работ именитых учёных в сравнении с аналогичными по качеству трудами их малоизвестных коллег), образовании (влияние скорости усвоения навыка чтения на дальнейший разрыв между «способными» и «отстающими» учениками), экономике (концентрация богатстваruen и распределение бедности). Аналогичный пример проявляется в химии (реакция автокатализа).

Роберт Мёртон впервые ввёл термин в употребление в своей статье 1968 года[1] для журнала Science, где рассмотрел проблему накапливания преимуществ и неравномерности распределения статусов, прежде всего, в научных сообществах. Впоследствии он развил эту тему в своей второй работе, которая увидела свет спустя 20 лет[2].

До Мёртона похожую проблему изучали и другие исследователи. В начале 60-х Харриетт Цукерман провела с Нобелевскими лауреатами серию многочасовых интервью, темой которых стала склонность научного сообщества приписывать все заслуги уже состоявшимся учёным и не обращать внимания на достижения менее известных специалистов[3]. Более того, Уоррен Хагстром исследовал данные, полученные от молодых учёных, и установил, что они в своей научной деятельности также сталкиваются с тем, что их работа не получает должного признания[4].

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (среди которых потенциал, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.
Свидетельства неравномерного распределения

Разница в количестве публикаций: некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей
Перекос в соотношении между количеством учёных и их публикаций: на 5—6 % исследователей может приходиться больше половины всех работ
Дисбаланс в цитируемости публикаций: за последние два десятилетия около 2/3 всех работ упоминались лишь раз или не упоминались другими учёными вовсе

Как результат, разрыв между «имущими» и «неимущими» будет только увеличиваться, причём этот процесс может происходить в любой сфере общественной жизни, а не только в науке[5].
Проблема

Неравномерное распределение вознаграждений ведёт к тому, что труды известных учёных начинают восприниматься в отрыве от их содержания и реального значения. «Признаётся не сам результат, а „признанный результат“, который иногда похож на хороший результат». В этом плане эффект Матфея напоминает Хоторнский эффект, где на производительность труда влияла искусственно созданная переменная — само экспериментальное наблюдение.
Абсолютный и относительный эффект

Сам Мёртон наравне с некоторыми исследователями констатировал, что далеко не всегда описанный феномен приводит к бесконечному обогащению одних и минимизации шансов для других, то есть его действие не является абсолютным. В некоторых ситуациях (например, в периоды глубокого экономического кризиса) беднеют одновременно и «богатые», и «бедные», и наоборот. Кроме того, хоть и довольно редко, но всё же бывают случаи, где отмечается обратная пропорциональность: бедные богатеют, а богатые беднеют. Таким образом, изначальное преимущество не может быть абсолютной гарантией дальнейшего успеха, равно как и изначальная обделённость не подразумевает недостачи в будущем.
Дэниэл Ригни, изучавший этот феномен и написавший о нём несколько книг, выделяет 6 различных комбинаций, в которых может проявляться эффект Матфея[6].

Разрыв между «богатыми» и «бедными» увеличивается, когда:

богатые богатеют, а бедные беднеют, что является классической иллюстрацией абсолютного эффекта Матфея
богатые богатеют, а бедные тоже, но гораздо медленнее первых, что создаёт относительный эффект Матфея
богатые беднеют, а бедные беднеют ещё быстрее

Разрыв между «богатыми» и «бедными» уменьшается, если:

богатые беднеют, а бедные беднеют, но гораздо медленнее первых
богатые богатеют, а бедные богатеют ещё быстрее
богатые беднеют, а бедные богатеют, что является феноменом, противоположным абсолютному эффекту Матфея.

Ригни разбирает один из сценариев действия относительного эффекта Матфея на примере капитализации процентов: у Х и Y есть вклады в банке под 10 % годовых. При этом вклад Х составляет 1000$, а вклад Y — 100$. На момент открытия вклада разрыв между X и Y был равен 900$, но спустя год возрос до 990$. По прошествии 10 лет на счету Х будет лежать 2594$, тогда как у Y — 259$. Следовательно, разница во вкладах составит уже не 900, а 2335$. Хоть процентная ставка и сохранялась на одном и том же уровне все 10 лет, разрыв между X и Y со временем увеличивался всё сильнее. Несмотря на то, что обе стороны увеличивали свой доход, у Х это происходило быстрее и в больших масштабах, а разница между суммой вкладов становилась всё значительнее[7].
Противодействующие силы

У прогрессирующего увеличения разрыва между «бедными» и «богатыми» есть свои пределы. Поскольку бесконечный экспоненциальный рост невозможен, неравенство «углубляется до тех пор, пока не натолкнется на сопротивление противодействующих сил»[5]. Ими могут стать механизмы, способствующие более равномерному распределению заслуг как между учёными, так и между университетами и научными институтами. В частности, ни один исследовательский центр не смог бы справиться со слишком высокой концентрацией талантов, так как это породило бы напряженную обстановку в коллективе.
Более того, существуют и внешние силы: преодолеть эффект Матфея можно, когда в конъюнктуре рынка происходят кардинальные изменения, в обществе наблюдается рост (или, наоборот, сокращение) популярности и значимости эгалитаристских движений или же государство решает вмешаться в ситуацию[8].
Проявления
Эффект Матфея в научных кругах

Мёртон выделяет и частные аспекты организационного неравенства в научном сообществе. Во-первых, он рассматривает накопление преимуществ среди одарённых молодых учёных. Поскольку их рано проявившийся талант воспринимается как гарантия выдающейся работы в перспективе, они получают больше привилегий, нежели их сверстники, чьи работы посчитали посредственными[9]. По мнению Мёртона, это может привести к исполнению так называемого самосбывающегося пророчества. Так, многообещающие юные дарования, получившие материальную и моральную поддержку в самом начале, впоследствии приумножат свои достижения, в то время как те, чей талант развился не сразу и в итоге остался незамеченным, лишаются возможности реализовать свой потенциал.

Иными словами, система вознаграждает раннее развитие, которое может быть, а может и не быть предвестником появления способностей в будущем[10].

Во-вторых, Мёртон касается проблемы неравенства не только среди учёных, но и научных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений, чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников.
Цитирование

Эффект Матфея проявляется и в наукометрии: чаще цитировать и упоминать будут статью именитого учёного, нежели его безызвестного коллеги. В конце XX века немецкий исследователь Манфред Бониц обнаружил, что этот феномен актуален не только на уровне отдельных учёных, но и на уровне публикаций целых государств — т. н. эффект Матфея для стран. Для выявления отклонений в цитировании, связанных с государственной принадлежностью авторов Бониц ввёл «индекс Матфея»[11]. Для каждого журнала он определяется по формуле (А — В)/В. «А — число фактически полученных ссылок на работы авторов из данной страны, B — ожидаемое число ссылок, то есть число статей из данной страны в журнале, умноженное на средний уровень цитируемости статей этого журнала. Если индекс выше ноля, страну цитируют больше „нормы“, и наоборот»[12].
Образование

Канадский профессор Кит Станович определил, что дети, рано начинающие делать успехи в обучении чтению, будут быстрее усваивать и другие навыки. В свою очередь те, кто к третьему или четвертому году в начальной школе продолжает отставать, в будущем могут испытывать трудности в учёбе и освоении чего-то нового в принципе. Дело в том, что приблизительно к третьему-четвёртому классу школьники оказываются вовлечёнными в качественно новый процесс. Они больше не «учатся читать» (то есть декодировать написанное слово в звучащее, используя знания алфавита), а переходят к формуле «читать, чтобы учиться». На первый план выходит понимание смысла текста, так что усложняются и сами учебные материалы: теперь это не бессвязный набор простых предложений, а насыщенные фактами книги и статьи.
Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться[13][14]. Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией. Станович установил, что школьник, испытывающий трудности в чтении, начинает чувствовать отвращение к самому процессу и в результате читает меньше своих способных одноклассников. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и не понимает, как устроен текст.[15]
Социальные сети и Интернет

Применимо к социальным медиа эффект Матфея тесно связан с вирусным распространением информации. Из двух интернет-материалов одинакового качества и степени важности больше шансов стать «вирусным» и быстро разлететься по сети у получившего большее количество ссылок и просмотров. В результате популярный ресурс становится ещё популярнее, а цитируемый — более цитируемым[16][17]. Иными словами, веб-страница, отображающаяся при соответствующем запросе в поисковых браузерах одной из первых, привлекает больше посетителей, и её контент прочитают в первую очередь. Определяющее значение в данном случае будет иметь алгоритмы ссылочного ранжирования сайтов.
Критика термина

Несмотря на обширное признание, которое описанное явление получило в научных кругах почти сразу после публикации работы Мёртона в 1968 году, уместность использования самого термина «эффект Матфея» оспаривалась рядом критиков. В частности, коллега Мёртона Дэйвид Силлз сформулировал основные причины предъявляемых претензий[18]:

вопрос о приоритете: те же слова можно встретить в Евангелии от Марка (4:25) и в Евангелии от Луки (8:18 и 19:26)
проблема авторства: Матфею его приписывает древняя церковная легенда, хотя все Евангелия были анонимными текстами
проблема атрибуции: саму фразу произнес не составитель текста, а Иисус
проблема интерпретации: суть притчи глубже и сложнее принципа «чем больше, тем больше».

Источник

Эффект Матфея в действии: эксперты рассказали, почему богатым легче поддерживать и увеличивать свое финансовое положение, чем бедным

метод матфея что это такое

Что такое «эффект Матфея»? Это социальный тезис, сформулированный 1821 году, получивший свое название в более позднее время благодаря Роберту Мертону. Известный социолог заметил, что тезис, объясняющий «законы обогащения», невероятно напоминает строки из Евангелия от Матфея: «Тому, у кого есть, будет дано больше, и он будет в изобилии. Но тому, у кого нет, даже то, что у него есть, удалится».

метод матфея что это такое

И это действительно так. Богатые люди, за редким исключением, постоянно увеличивают свои капиталы, а бедняки считают копейки и ломают головы над тем, как им умудриться заработать больше. Почему же так происходит?

Причина первая: перспективы в жизни

У людей, чьи финансы позволяют оплатить престижное образование, дополнительные занятия чем-либо гораздо больше перспектив в жизни, чем у тех, кто вынужден ограничиться общедоступным «базовым» обучением.

метод матфея что это такое

Даже в тех странах, где высшее образование официально является бесплатным и доступным, бедные люди далеко не всегда могут воспользоваться им в полной мере. Например, если студент вынужден подрабатывать для того, чтобы прокормить себя, то он будет учиться хуже, чем тот, который занят только обретением знаний и отдыхом.

В дальнейшем люди тоже не будут находиться в равных условиях. Бедняк, даже если он и не бросит учебу, будет выглядеть менее уверенным на первых собеседованиях, поскольку станет переживать и волноваться. Будет он и хуже одет, чем тот, кто вырос в обеспеченной семье. Редкий руководитель проявит проницательность и возьмет на работу бедного соискателя.

Причина вторая: отсутствие страха перед ошибками

Бедные люди боятся совершить ошибку. Они не могут позволить себе рискнуть в жизни, уйти с имеющейся работы «в никуда», отдохнуть и заняться поисками того места, в котором им бы больше платили и где им бы нравилось.

метод матфея что это такое

Ведь если они ошибутся, то потеряют то, что имеют. А это приведет к отсутствию денег, будет не на что кушать, не чем платить за жилье. Поэтому бедняки «держатся за синицу в руках», а богатые ищут ту работу, которая их полностью устраивает.

Причина третья: прикладываемые усилия

Бедные люди всегда трудятся больше, чем богатые, но зарабатывают гораздо меньше. Пример правильности этого тезиса можно увидеть повсюду. Кто прикладывает больше усилий – шпалоукладчик или юрист в крупной корпорации? Кто трудится больше – продавщица в круглосуточном маркете или секретарь в муниципалитете?

метод матфея что это такое

Богатые люди могут себе позволить многое:

Это далеко не полный список того, чем может заняться богатый человек после того, как его рабочий день закончится.

метод матфея что это такое

Но как проходят вечера бедняков? Они бегут в магазин, потом торопятся домой, наскоро ужинают и падают в постель. Из-за усталости не всегда есть силы даже для того, чтобы посмотреть фильм, не говоря уже о том, чтобы сходить на какие-либо курсы или самостоятельно научиться чему-то новому.

метод матфея что это такое

А ведь одно из главных слагаемых успеха в жизни – постоянное личностное саморазвитие.

Причина четвертая: зависимость от обстоятельств

Бедные люди очень зависимы от обстоятельств. Например, если бедняка сократят на работе, то это может стать настоящей катастрофой. Но если уволят по какой-либо причине богатого человека, то для него это станет лишь возможностью что-то изменить в своей жизни.

Также любые экономические реформы, повышение тарифов на коммунальные услуги, даже увеличение суммы, вносимой за услуги связи на несколько рублей – все это «вышибает из седла» бедняков. Кто испытывает стресс, глядя на растущие ценники в продуктовых магазинах? Богатые? Нет, бедные.

метод матфея что это такое

Но при этом бедные люди не могут себе позволить найти вторую работу или же полностью кардинально изменить свою жизнь. Ведь они не имеют возможности накопить деньги для того, чтобы какое-то время пробыть в состоянии поиска места занятости. Что же до второй работы, то большинство бедных людей работают вовсе не по 6-8 часов, а по 12, а иногда и еще больше. Даже выходные есть не у всех, что уж говорить о таких понятиях, как «государственные праздники». Подумайте об этом, когда 1 января пойдете в маленький магазинчик за минералкой и сигаретами.

Как разорвать этот круг?

Психологи дают немало советов людям, стремящимся вырваться из бедности. Основные из них таковы:

метод матфея что это такое

Например, если человек трудится продавцом в маленьком продуктовом магазине и получает копейки, стоя за прилавком по 12 часов, ему стоит обратить внимание на сетевые маркеты. Там придется прилагать меньше усилий, но заработная плата будет выше, к тому же появится и возможность карьерного роста.

метод матфея что это такое

Иными словами, в рамках того занятия, которое уже стало привычным, всегда можно найти более перспективное место, чем то, которое есть в настоящий момент. Нужно просто не бояться перемен.

Источник

Достичь исполнения мечты можно по-разному: дойти, доползти или чтобы само все приходило – все варианты зависят от нас самих. Но главное – делать шаги вперед и иногда «стоять на паузе», а не уходить с головой в застой или останавливаться совсем, уходя в депрессии и уныние. У каждого из нас есть линия пути с ее отрезками – это и есть линия успеха, как бы мы не хотели в это не верить. Нужно всего лишь приложить усилия и проходить эти затянувшиеся порой отрезки, преодолевая себя, договариваясь с собой.

Нашла в сети анекдот:

– Почему? Очень даже работает, – отвечает тот.

– А в чем тогда дело?

Покупатель вздохнул и ответил:

Поделилась с коллегами по работе и одна из них четко определила : это принцип Матфея.

Поискав в сети, я нашла, что в Библии написано: «…кто имеет, тому дано будет и преумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Она вздохнула: – ПЛЮСОВАТЬ.

– ВСЁ! – ответила та. – И хорошее, и плохое…

Каким-то непонятным образом принцип Матфея работал.Где-то отнималось, но при этом открывались какие-то новые возможности. Причем там, где я совершенно не ожидала.

метод матфея что это такое

Плюсовать ВСЁ. Закон Умножения сработает обязательно!
Честность с самими собой

Это самое главное правило, от выполнения которого зависит возможность реализации всех остальных пунктов. Когда мы обманываем себя, все остальное перестает работать!

Умение честно признаться самим себе в том, что мы действительно чувствуем, думаем и делаем в данный момент, является отправной точкой нашего развития.

Нужно не бояться своих отрицательных проявлений: «да, я сейчас злюсь», «я обиделась», «ревную», «страшно гневаюсь». Признавая свои негативные реакции, мы тем самым убираем их из подсознания, и они перестают формировать наше будущее.

При этом нужно обязательно добавить: «Хочу относиться к этому легко и спокойно, без отрицательных эмоций, но пока не получается». Такая формулировка поможет преобразовать энергетику обиды, злости, гнева, ревности, которые мы испытываем в настоящее время, в то положительное состояние, к которому мы стремимся. И будет это происходить постепенно.

«Озвучив» состояние, в котором находимся, мы освобождаемся от него.

Поэтому, если вы рассказываете окружающим о чем-то положительном, обязательно озвучьте еще и свои самые фантастические и невероятные мечты. Например: «У меня отличная квартира, а хочется еще домик на берегу моря». Таким образом, вы переключите внимание людей на новые перспективы и позволите тому, что есть, уплотниться и стать еще более фундаментальным, а то, что озвучили, начнет создаваться в вашем будущем.

2.Умение пользоваться позитивными словами

Придется полностью изменить свой лексикон…

За словами, которые мы произносим, закреплен определенный жизненный опыт: они вызывают связанные с ними чувства, которые мы переживали в прошлом. Произнося слова, мы активируем нейронные связи, которые воскрешают уже устоявшиеся образы, чувства, информацию.

И если мы часто употребляем слова, несущие негативную информацию, то настроенное на низкие частоты подсознание транслирует в нашу реальность отрицательные переживания, которые затем воплощаются в не приносящие нам удовольствия события жизни.

Поэтому, чтобы переписать сценарий происходящих с нами событий, нужно заменить негативные нейронные связи на позитивные. И делаем мы это с помощью слов. Например, вместо «плохо» говорим «не хорошо», вместо «ужасно» — «неважно». Это активизирует позитивные нейронные структуры, так как приставка «не» мозгом не воспринимается, а все, что связано со словом «хорошо», вызывает высокочастотные вибрации, нейтрализующие тот негатив, который мы сейчас переживаем.

Вы почувствуете, что стоит изменить свой лексикон и ввести это в привычку, как через некоторое время изменится и ваша жизнь.метод матфея что это такое

3.Поиск во всем хорошего

Делая это регулярно, мы программируем подсознание на позитив, и мозг начинает выхватывать из окружающего мира позитивные события. Заложенное в подсознание умение искать в мире прекрасное, будет вести вас по жизни.

Приходя в магазин, вы найдете самые лучшие туфли, а ища работу, выберете самую интересную и высокооплачиваемую и т. д.

Когда вы научитесь видеть в жизни позитив, то, что бы ни происходило, вы будете понимать, что с плохим приходит и хорошее. У С.Лазарева (автор книг «Диагностика кармы») есть фраза: «Если вам сегодня хорошо, то поглядите назад. Вот там, когда вам было плохо, закладывалось ваше хорошее».

4.Созидательное мышление

Возьмите себе за правило вместо того, чтобы говорить: «Как плохо, что льет дождь», сказать – «Я хочу, чтобы светило солнце». Когда мы что-либо отрицаем, то разрушаем энергетические связи, на восстановление которых идет наша же энергетика.

Образно говоря, мы заходим в комнату, а там играет не та музыка. Мы отказываемся ее слушать, сбрасываем все на пол, ломаем аппаратуру – все отрицаем. Затем наводим в комнате порядок, приобретаем заново технику, и ставим ту музыку, которую хотели. Вместо этого мы могли бы сразу сказать: «Я хочу слушать другую музыку» — и просто сменить запись. Когда мы мыслим по принципу «Хочу, чтоб было вот так!», и при этом знаем, что хотим от этого почувствовать, то структурируем происходящее здесь и сейчас, и кратчайшим путем идем к желаемому.

Поэтому, учитесь сразу говорить о том, ЧЕГО БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ, оставляя без внимания то, что вас не устраивает, при этом обращайте внимание на состояние, которое вы хотите испытать, когда это произойдет.

5.Умение за все благодарить: как за хорошее, так и за плохое

Благодаря за хорошее, мы его усиливаем, а благодаря за то, что считаем нехорошим, преобразовываем его в позитивное.

Все не позитивные события – низкочастотные, а благодарность – высокочастотная вибрация.

Таким образом, благодаря за плохое, мы не вступаем во взаимодействие с негативом и не позволяем ему обосноваться в нашей жизни. А если мы научимся благодарить за события, которые нам не нравятся, то со временем сможем осознать, что через плохое всегда приходит хорошее.

6.Думать и говорить о людях так, как если бы мы были на их месте

Нам нужно научиться говорить и думать о людях так, как если бы они присутствовали рядом и слышали нас.

Если мы будем говорить о других так, как бы мы хотели, чтобы говорили о нас, освободится огромное количество энергии, которую мы тратим на компенсацию разницы между внутренними мнениями и внешним поведением. В нашей жизни появится легкость, поскольку гармонизируется внутреннее и внешнее. А освободившаяся энергия сделает возможным глубже осознавать, чего же мы на самом деле хотим и это реализовывать.метод матфея что это такое

7.Троичное восприятие

Если предыдущие шесть правил были базовыми, т. е. с их помощью мы воспитывали свое подсознание, то седьмое правило можно назвать магическим. Оно начинает работать тогда, когда мы перестроимся и станем едины с собой и окружающим миром.

С помощью седьмого правила, мы сможем управлять своей реальностью и формировать события.

Для этого необходимо принять три варианта развития желаемого:

а) все будет происходить так, как мы хотим;

б) будет совсем не так;

в) будет гораздо лучше.

Зачем нам это делать?

Дело в том, что когда мы мысленно планируем, то выделяем энергию на реализацию желаемого.

Если мы не готовы к другим возможным вариантам, то наша энергия, имеющая качество категоричности и однозначности, возвращается к нам в виде депрессии, агрессии, злости, обиды.

Если же мы готовы принять и худший и лучший вариант, то, что бы ни произошло (зная – все что происходит — все во благо), энергия реализует задуманное по максимуму. Принимая все возможные варианты, мы принимаем мир таким, какой он есть, сохраняя закон Равновесия, и получаем большой шанс на исполнение желания.

Учитесь мыслить троично!

Это правило нужно выполнять по сто раз в день, только относиться к этому как к игре и получать удовольствие от процесса.

Проще начать с бытовых ситуаций.

Например, утром встаем и говорим себе: «Хочу попить чай» и рассматриваем возможный ход событий:

1. Пойду на кухню и заварю себе чай,

2. Даже воды не попью.

3. Буду пить очень дорогой и вкусный чай.

Затем идете и завариваете себе чай. Практикуясь на таких мелочах, вы приучите свое подсознание быть готовым к любому повороту событий, а значит, увеличите шанс реализации желаемого.

Учитесь рассматривать все свои желания с точки зрения троичности!

А потом обязательно пожелайте себе то, чего не может быть, потому что не может быть никогда, а вы это желаете! Например: завтра мне принесут ордер на квартиру в самом престижном районе столицы стоимостью в пять миллионов долларов. Я спокойно принимаю и худший вариант: у меня не будет квартиры вообще. И еще лучший вариант: у меня будет еще квартира, которую я смогу сдавать…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *