метод фельденкрайза что это такое

Эффективное лечение задержки психомоторного развития

Уникальная методика лечения задержки развития успешно применяется более 20 лет. Принимаем детей на восстановительное лечение от 0 лет. Помогаем в сложных случаях.

метод фельденкрайза что это такое

Уникальная методика детской реабилитации

метод фельденкрайза что это такое

В нашем центре более 20 лет успешно применяется авторская методика лечения ЗПР, которая помогает в сложных случаях. Мы собрали воедино: физическую реабилитацию, сопровождение невролога, ортопеда, нейропсихолога, логопеда.

Ребенок не затрачивает больших усилий, когда делает упражнения на авторских тренажерах. С ним работает инструктор, который “вкачивает” свою энергетику в пациента. Благодаря этому мы успеваем сделать большой объем работы. Ребенок при этом не так устает и прогресс движется быстрее.

Физическая реабилитация позволяет изменить условия, в которых находится головной мозг. Благодаря реабилитации мы улучшаем венозный отток, артериальный приток, динамику ликвора, снижаем внутричерепное давление. Этот процесс всегда сопровождает врач невролог, который опирается на данные функциональной диагностики, УЗИ, ЭЭГ.

При нарушениях речевого развития врач логопед-дефектолог проводит логопедический и зондовый массаж, мимический массаж лица. Используя в логопедии методы физической реабилитации, мы можем существенно уменьшить сроки лечения и добиваться развития речи у детей быстрее чем при классических методах!

метод фельденкрайза что это такое

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Мы попали в эту клинику совершенно случайно и я очень жалею, что это произошло так поздно. Первую тревогу мы начали бить в 2 года, когда ребенок совсем не разговаривал. Стали заниматься с логопедом 2 раза в неделю в течение двух лет. Закончилось это тем, что ребенок не только не заговорил, но и наотрез отказался общаться с логопедом. Мы были в отчаянии. Знакомые порекомендовали эту клинику. Ребенок до обращения в клинику был практически не обучаем. Сейчас ребенок уже говорит небольшие предложения, ушла куча проблем, с ним стало легко, он стал обучаем.

метод фельденкрайза что это такое

Петракова Ольга Алексеевна

Врач ЛФК. Специалист по физической и нейрореабилитации.

Специализируется на восстановлении детей с особенностями развития (ДЦП, ЗПР, аутизм.). Проходила обучение и стажировки в Японии, Австралии, Тайланде, Сингапуре. Получила международную аккредитацию по реабилитации Фельденкрайз Метод GCFP, DynamicTape, TOMATISFB. Владеет кранио-сакральной терапией (остеопатия).

Фельденкрайз метод в лечении ЗПР

метод фельденкрайза что это такое

Метод Фельденкрайза известен своей эффективностью для широкого спектра нарушений развития и самых разных ограничений : ДЦП, ЗПР, аутизм и другими. В основе работы лежит понимание, что движения организует мозг, а не мышцы как таковые. Мозг способен обучаться (создавать новые связи) и эта способность присутствует в каждом ребенке, независимо от наличия особенностей.

ИНТЕРВЬЮ С ВРАЧОМ ПО МЕТОДУ ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ
«— Прежде всего, надо понимать: нервная система такого ребенка уже успела накопить колоссальный стресс. Наша задача — не просто снять с нее этот стресс, а заняться ее обучением. »
Читать подробнее

Спастически парализованный ребенок, не показывающий интереса к окружающему миру. Зачастую он не отстает умственно, как часто предполагается, а просто не способен выразить свой интерес, потому что его спастичное состояние не дает ему сделать этого.

Обычный подход к отстающим в развитии все еще, к сожалению, подразумевает что такой ребенок является «поврежденной человеческой машиной», которую для того чтобы она «функционировала», нужно заставить делать то, чего он еще не может, а это довольно сильно отличается от обучения.

Когда болезни или особенности развития и здоровья препятствует развитию младенца, работа по методу Фельденкрайза может помочь развитию принять настолько «нормальное» направление, насколько это возможно.

Занятия будут полезны для детей любого возраста. Чем младше ребенок, тем пластичней его мозг и быстрее проходит восстановление. Работая, прежде всего, с нервной системой Фельденкрайз метод помогает пробудить механизмы обучения головного мозга и тела в целом.

метод фельденкрайза что это такое

Три условия успешной реабилитации при ЗПР

метод фельденкрайза что это такое

Задержка психомоторного развития, это в первую очередь задержка созревания тканей и структур мозга. Однако зачастую ребенка пытаются “исправить” с помощью педагогики (логопедии, нейропсихологии). Бесполезно включать педагогические методики, если физическое состояние ребенка не готово к развитию. Он не сможет должным образом воспринимать и усваивать информацию.

При реабилитации ребенка с ЗПР важная задача — это изменение условий, в которых находится головной мозг. Подготовив физическую основу, мы создаем возможность для полноценного развития в разных направлениях.

Когда болезни или особенности развития и здоровья препятствуют полноценному обучению ребенка, физическая реабилитация может помочь развитию принять настолько «нормальное» направление, насколько это возможно.

Истории пациентов

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ
Моему сыну в мае будет 9 лет. Диагноз атипичный аутизм. Обратились мы в центр с несколькими проблемами. Проблемы с пониманием, координацией движений, с сенсорными нарушениями. Практически не разговаривал. Были очень простые предложения из 2 слов, никакого диалога практически не было. Сейчас у нас значительные улучшения. Мы учимся по общеобразовательной программе в 1-ом классе. Улучшилось понимание, разговариваем, есть диалог, есть игра. Во всем есть прогресс и улучшение.

ЗАДЕРЖКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
После выписки я заметила, что у ребенка отечность не проходит. В ходе обследования выяснилось, что у нас атрофия мозга. Как последствие, мы не могли ходить, язык вываливался изо рта, руки были поджаты постоянно, с дыханием ночным были проблемы. Николай Эвальевич составил программу благодаря которой мы и дышать стали хорошо, и крепкими стали и ножками стали сами ходить.

ЗПРР, ЗАДЕРЖКА_РЕЧИ, АУТИЗМ
Обратились мы с диагнозом аутизм. Мы не ходили на горшок, не говорили ни слова, не обращали внимание на детей и животных. Чуть больше месяца реабилитации и мы уже играем с детьми, писаем в горшок, пьем из стакана, едим с вилки, поворачиваем голову когда зовут. Это огромный прогресс, это другой ребенок.

Источник

Метод Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза – это нейродвигательный подход, в основе которого лежит естественное обучение человека движению. Это уникальная двигательная терапия, которая стала результатом многолетней работы гениального человека Моше Фельденкрайзом. Сегодня она входит в прогрессивные реабилитационные программы детей с ДЦП.

Метод Фельденкрайза является системой вопросов, а не ответов. Задавая самые простые вопросы, вербально или путем прикосновений, мы создаем условия, в которых пациент изучает самого себя. Любое поведение и действие рассматриваются здесь как паттерны – устойчивую модель повторения собственного поведения для достижения результата.

Дифференциация: разделение «вшитых» паттернов

Каждый день мы выполняем действия на автомате и всегда одинаково. Данные паттерны подразумевают скоординированные движения многих частей тела, которые во многом обусловлены адаптацией к физическим ограничениям. Возможность переоценить и исследовать новые способы совершения привычных действий практически никогда не предоставляется.

Из-за генетической программы некоторые паттерны укореняются глубоко. Например, движение при повороте назад включает перемещение головы, шеи, плеч, корпуса и рук в одном направлении. При этом все составляющие части сливаются воедино и не могут функционировать отдельно от генетического паттерна. Как следствие – ограничивается диапазон движений, появляется скованность моторики.

Метод Фельденкрайза позволяет разделить действия во взаимосвязанных паттернах, чтобы перемещать разные части тела в противоположных направлениях. Например, при повороте головы в сторону, глаза движутся в том же направлении. А мы зафиксируем их и научимся двигать в обратном. Это сложно, потому что непривычно. Но постепенно раздельное движение будет становится легче, а его амплитуда станет повышаться.

Проще будет рассмотреть на примере с цепью, где при скручивании на каждое звено оказывает влияние предыдущее. В любой биологической системе с естественным механизмом сбережения энергии, каждая отдельная часть постепенно начинает зависеть от звеньев с обеих сторон и делает минимальный вклад в общее действие. В итоге любое действие обладает намного меньшим потенциалом, чем изначальный.

Метод Фельденкрайза помогает восстановить независимость и полноценный функционал каждого звена. Кроме повышения амплитуды и легкости движения, дифференцирующие упражнения расширяют когнитивные и психические функции, улучшают способности к обучению и повышают стрессоустойчивость.

Разнообразие и вариативность

Чтобы стимулировать мозг и тело к развитию, необходимо внести разнообразие в любую деятельность. Тесты и исследования доказывают, что вариативность играет ключевую роль в поддержке молодости ума и тела.

Подход, который подразумевает использование множественных вариантов, стимулирует «спящие» области мозга и заставляет их работать. В итоге они остаются активными и доступными для всех видов умственной и физической деятельности.

Последовательности движения в методике Фельденкрайза практически не повторяются, скорее наоборот – прогрессируют разнообразие и вариативность на занятиях, постоянно увеличивается сложность. Такой подход расширяет арсенал действий и мыслей пациента.

Качество движения

Качество движения измеряется видимыми параметрами – расстояние, высота, скорость, сила. Метод Фельденкрайза берет за основу совсем другой показатель – точность.

Мы обращаем внимание на составляющие компоненты каждого движения – постоянная скорость, плавность, усилие, направление и точность. И только после того, как движение оптимально организовано, можно расширять свои границы. Движение можно останавливать, продолжать или делать в обратном направлении с неизменным качеством и легкостью.

В любой момент, когда нужно внести изменения в движение (поменять скорость, направление, усилие), система начинает сбиваться. В это время стоит остановиться и оценить свои действия. Что мешает мне выполнить задуманное? На что я обращаю внимание в момент движения? Осознание того факта, что качество движения изменилось – сигнал к обучению. Начиная работать с точностью по методу Фельденкрайза, мы улучшаем выполнение действий, а их качество можем измерить по стандартным маркерам – скорость, высота, сила, расстояние.

Идти в другом направлении

Идея легкого пути для достижения цели противоречит общепринятой норме, когда максимальный результат достигается путем борьбы и страданий. Чтобы достичь цели, нужно двигаться в выбранном направлении и не сворачивать с него. В методе Фельденкрайза добраться до проблемных мест можно с противоположной части тела, используя те области, которые на первый взгляд вообще не относятся к делу.

Например, вы хотите согнуть ветку. Если надавливать на нее в одном направлении, она сломается. Но если потихоньку сгибать в разных направлениях – она может принять любую форму. Человек тоже может согнуться только благодаря одному усилию, но если он будет практиковать разнообразные комбинации движений, тогда появятся варианты для более легкого выполнения действий.

Чем больше комбинаций мы испробуем, тем больше возможностей перед нами откроется. Метод Фельденкрайза доказывает это на практике. Работая по данной методике пациенты с моторными ограничениями получают возможность открыть новые варианты и мышления и действий.

Непривычные движения

Ежедневно мы повторяем одни и те же движения, которые стали привычными. Для каждой задачи мы используем свой паттерн, иначе нам пришлось бы каждый раз придумывать новые действия. Но многие из паттернов выработались в результате травм, культурного давления, поэтому они не всегда идеальны и эффективны. Привычки глубоко фиксируются в теле и любое отклонение кажется невозможным.

Работая по методу Фельденкрайза, мы пересматриваем все паттерны, обновляем их и полностью перестраиваем. Вместе с этим мы находим дополнительные и альтернативные способы выполнения поставленных задач. Выполнение любого движения непривычным способом меняет взаимосвязи различных частей тела. Для перезагрузки паттернов мы исследуем его компоненты, двигаем ими по отдельности во всех направлениях. Это дает опыт разнообразных вариантов выбора, которые будут максимально отвечать потребностям пациента.

Применение метода для пациентов с ДЦП

Основа метода – дать возможность ребенку с неврологическими нарушениями и патологиями моторного развития обучаться новому. Использование простых и плавных движений помогают восстанавливать осанку, силу, координацию и эластичность тела.

Если малыш спастически парализован, он не выказывает заметного интереса к миру, который его окружает. А ведь по своим умственным способностям он не особенно отличается от здоровых сверстников. Из-за физических патологий детки с ДЦП не могут выразить свои эмоции и проявить желания. Они помещены в строгие рамки своего тела, а общество воспринимает их как неспособных получать новые знания и практические навыки.

Методика Фельденкрайза – кардинально новый системный подход к реабилитации маленьких пациентов с ДЦП. С его помощью активизируются ресурсы организма и био-импульсы освобождают двигательную функцию от существующих неврологических ограничений. Главная цель – предотвращение и сдерживание негативных последствий церебрального паралича для последующего развития ребенка.

Разновидности метода

В практике используют два основных направления:

В реабилитационном Центре Галилео применяется два основных вектора в занятиях по методу Фельденкрайза:

В зависимости от физиологических особенностей ребенка может применяться первый или второй метод, или же их гармоничная комбинация. Тандем двух направлений обеспечивает максимальную эффективность: во-первых, это облегчает упражнения для малыша, а во-вторых, вносит разнообразие в программу.

Метод CHILD’Spaice

Основой методики являются понятия пространства для гармоничного развития ребенка и темпа, с которым он осваивает новые навыки. Занятия по методике строятся вокруг того, что малыш уже знает и умеет. Ключевая задача – улучшить то движение, которое уже получается и довести его до автоматизма. Занятия Child’Space очень индивидуальны и никогда не повторяются. Здесь нет никаких стандартов и строгих протоколов упражнений.

Автором данного метода стала Хава Шелхав, которая была ученицей Моше Фельденкрайза и взяла за основу его авторскую методику. В практике Child’Space акцент делается на расширении функциональных возможностей тела. Метод применим для любого ребенка с неврологическими заболеваниями и особыми потребностями.

Терапия по методу Child’Space входит в программы реабилитации ДЦП в Центре Галилео. Занятия проходят индивидуально, 1-2 раза в неделю или в формате интенсивов.

Результаты занятий

Одного качественного результата для всех пациентов нет и не будет. Существует широчайший спектр патологий, категорий возраста и уровней тяжести неврологических нарушений. Однако есть эффекты, которые отмечаются в 99% случаев:

Программы по методике Фельденкрайза в Центре Галилео проводят реабилитологи-практики, которые проходили обучение и практиковались в Европе, у ведущих специалистов.

Источник

Практические советы и упражнения от пластического хирурга для поддержания молодости лица

метод фельденкрайза что это такое

Всем хочется быть молодыми и красивыми. В настоящее время имеется много разных методик по омоложению лица без хирургических вмешательств, а самое главное, что с их помощью можно продлить свою молодость, и отодвинуть на какое-то время инъекции и пластику. К таким, например, можно отнести гимнастику для лица и тела.

Сегодня поговорим о том, какие ещё факторы, кроме естественного старения кожи, влияют на старение лица, и как от этого избавиться.

метод фельденкрайза что это такое Фото из открытых источников

Во-первых, большую роль в красоте и здоровье играет стопа.

Всё дело в том, что множество сухожилий, мышц и связок, нервных окончаний и сосудов соединяют стопы, сердце, позвоночник, мозг. Стопа воздействует на верхнюю часть лица через заднюю поверхностную миофасциальную линию. Поэтому, если стопа деформирована, то нагрузка распределяется на другие органы нашего тела. А со временем, на глаза опускаются веки.

Как мы можем помочь себе?

1. Ходим босиком как можно чаще (в идеале — трава, песок и галька).

2. Балуем ноги ванночками и делаем самомассаж.

3. Делаем гимнастику:

Когда мы начинаем активно и регулярно работать со стопами — кожа волосистой части головы расслабляется, морщинки на лбу разглаживаются, опущенные веки поднимаются.

метод фельденкрайза что это такоеВ борьбе с уже нависшими веками поможет блефаропластика. В качестве примера приведем результат пластики верхних век и липофилинга нижнего века и верхнего века.

Во-вторых, немаловажную роль в отметинах на лице играет осанка.

Как бы странно это не звучало, но осанка меняет ваше лицо. Научно доказано, что в результате искривления позвоночника появляются:

Как быть? Важно делать гимнастику для осанки, которая убирает зажимы в мышцах шеи, спины и пояснице, тем самым устраняя боли. Эти зажимы влияют на внутренние и внешние органы, из-за чего нарушается их правильная работа и кровоснабжение. А далее – всё отражается на нашем лице. Для красивой осанки достаточно выполнять несколько упражнений в день, уделяя им всего 5 минут:

1. Сведение лопаток сидя.

2. Отжимание с колен.

3. Подъемы корпуса с отведением рук.

4. Упражнение с валиком.

метод фельденкрайза что это такоеПластика лица хорошо справляется с «поплывшим» овалом. На фото пример До и После подтяжки MACS-LIFT Standart

Если на лице появились первые отголоски деформированной стопы и осанки, то наряду с упражнениями для стоп и осанки, можно делать следующее упражнение для лица: наклон шеи к правому плечу – вытягиваем 2 минуты, к левому, вниз к груди и запрокидываем голову назад, желательно выдвигать подбородок и делать это стоя. Спина при этом должна быть прямая, ровная.

метод фельденкрайза что это такое Фото из открытых источников

Любые искривления спины и деформация стоп, перенапряжение шеи, рано или поздно отразится на лице в виде птоза бровей, морщин лба, провисания зоны подбородка и асимметрии. Не важно, даже, какие именно упражнения вы делаете. Важно не только нагружать мышцы, но и растягивать и расслаблять. С возрастом, растягивать и расслаблять мышцы даже важнее.

Наилучший омолаживающий результат будет достигнут при комплексном применении:

Больше фотографий До и После смотрите в нашей галерее по ссылке.

Рекомендуем посмотреть видео, которое поставит точку между спорами, что эффективнее: косметологические процедуры по коррекции овала лица или хирургические.

На нашем сайте вы так же можете ознакомиться с ценовой политикой на пластику лица и записаться на консультацию.

Источник

Метод Фельденкрайза в реабилитации недоношенных детей

метод фельденкрайза что это такое

Фонд «Право на чудо» начинает серию публикаций о методах ранней реабилитации недоношенных детей. Весной в социальных сетях мы начали проводить прямые эфиры с детскими реабилитологами и поняли, как много вопросов возникает у родителей на эту тему.

О методе Фельденкрайза рассказывает Татьяна Ивановна Пестрова – руководитель центра ЛФК Галилео, сертифицированный Фельденкрайз-практик, сертифицированый Child’space-терапевт, сертифицированный JKA-терапевтом, сертифицированный PNF-терапевт 5 уровня, Войта-терапевт, ведущий консультант компании Novotec Medical (Germany) по применению платформы Галилео в терапии у детей и взрослых.

ЧТО ТАКОЕ метод Фельденкрайза?

Метод Фельденкрайза сложно описать словами – это не массаж или лечебная гимнастика, не метод лечения и не психотерапия. По словам создателя метода Моше Фельденкрайза, «цель метода – научиться управлять своим телом с меньшими усилиями и напряжениями мышц для достижения оптимального результата, а также лучше понимать свое тело, осознавая его через движение».

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ метода Фельденкрайза

В основе метода Фельденкрайза лежит принцип «органического» или сенсомоторного обучения, которое проходят младенцы в первые годы жизни и благодаря которому все мы умеем переворачиваться со спины на живот, ползать, садиться, вставать и ходить. Большую часть этого самостоятельного обучения составляет изучение собственного тела. Ребенок узнает, что у него есть рука, где его рука, что происходит, когда он перемещает ее в пространстве, затем он изучает то же самое про свои ноги, и так далее.

У детей с повреждением мозга этот естественный процесс органического обучения нарушен. Занятия по методу Фельденкрайза направлены на то, чтобы воссоздать этот упущенный опыт в ощущении и осознании ребенком своего тела. Здоровые младенцы обучаются двигательным навыкам, совершая и исследуя тысячи маленьких попыток, в результате находя эффективные способы совершить то или иное действие, постепенно развивая точность, координацию и контроль над своими движениями. Уроки по Методу Фельденкрайза помогают ребенку воспроизвести этот недополученный им или утраченный опыт, дают почувствовать, какие мышцы и суставы вовлечены в определенное движение, и как можно выполнить одно и то же движение по-разному, как сделать его легче и эффективнее.

Метод Фельденкрайза был разработан Моше Фельденкрайзом (1904-1984). Родился в Украине, учился в Париже, где в 1930-х г. защитил докторскую диссертацию по физике. Примерно в это же время Моше начал заниматься дзюдо с основоположником дзюдо Дзигоро Коно и стал первым европейцем, получившим черный пояс в боевых искусствах. Преподавал боевые искусства – джиу-джитсу, дзюдо. В годы второй мировой войны Моше бежал в Англию, где работал над системой обнаружения подводных лодок, параллельно продолжая изучать дзюдо и приемы самообороны.

Вскоре после побега Моше стали беспокоить сильные боли в колене, и он стал изучать и разрабатывать техники самостоятельной реабилитации и осознания, которые в дальнейшем легли в основу его метода. Его занятия значительно улучшили его состояние, и он смог вернуться к занятиям дзюдо.

В 1949 г. Моше Фельденкрайз переехал в Израиль, где поначалу работал руководителем департамента обороны и работал над методом, и впоследствии полностью переключился на преподавание своего метода. В конце 50-х Фельденкрайз представил свои работы в Европе и Соединённых Штатах. В середине 60-х он опубликовал «Разум и тело» (Mind and Body), «Телесное выражение» (Bodily Expression), в 1967 году – «Совершенствование способности делать» (Improving the Ability to Perform), которая в англоязычном издании 1972 года получила название «Осознавание через движение» (Awareness through Movement). В 1955 г. он открыл свои курсы «Осознавание через движение» в Тель-Авиве, обучал преподавателей работе по своему методу.

Развитие его работы продолжают несколько тысяч практиков по всему миру.

СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ФОРМЫ практики метода Фельденкрайза:

1) Осознавание через движение (Awareness Through Movement, ATM) – групповые занятия, в которых ведущий направляет действия занимающихся вербальными инструкциями. Уроки ATM также можно выполнять индивидуально, слушая аудиозаписи уроков.

2) Функциональная интеграция (Functional Integration, FI) – индивидуальные занятия, в которых движения занимающегося направляются руками практика. Занятия с детьми проходят как занятия по Функциональной интеграции. Специалист мягко прикасается к частям тела ребенка и мягко их передвигает, чтобы познакомить ребенка с функциональными, а иногда и структурными ограничениями, которые свойственны способу функционирования данного ребенка. Затем он предлагает возможные альтернативы этому движению, все это происходит мягко и ненавязчиво за счет движения в направлении преобладающего паттерна, а не против него, то есть работа с возможными нарушениями ведется за счет предложения альтернативных вариантов, а не за счет приложения усилий и навязывания изменений.

АВТОРСКИЕ МЕТОДЫ, созданные на основе метода Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза был адаптирован несколькими его учениками специально для занятий с детьми. Из этих авторских методов наиболее известны:

Фонд «Право на чудо» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» запустил программу «Ранняя реабилитация недоношенных детей по методу Фельденкрайза».

В рамках курса фонд обучит основам методики родителей недоношенных детей из Карелии и Воронежской области. Подать заявку

Независимо от того, какой из авторских методов используется в работе с ребенком, основные принципы проведения занятий одинаковы:

«Движение с вниманием» – движения практика всегда очень медленные, они должны привлекать внимание ребенка к его собственному телу, к тому, что он делает САМ, и к тому, что делают с ним. Замедленное движение приводит к более сосредоточенному вниманию и дифференциации движений, и способствует обучению через осознавание, которое и составляет основу метода Фельденкрайза.

Работа всегда начинается с «лучшей», более функциональной стороны тела или той его части, в которой возможна большая свобода движения, т.к. ребенок должен ощущать свои возможности, а не свои ограничения.

Важность пауз. В уроке всегда есть небольшие паузы, которые необходимы, чтобы ребенок мог почувствовать разницу в ощущениях на одной и другой стороне или части тела.

Важность работы в горизонтальном положении – лежа на столе/на полу. Это связано с тем, что в вертикальном положении тело человека организует себя соответственно определенному паттерну сопротивления силе тяжести, который будет влиять на процесс обучения, поэтому чтобы освоить новые паттерны движения и научиться изменению своих привычных паттернов, необходимо освободить мозг от необходимости противостоять силе тяжести.

Уменьшение усилия. Когда мы напрягаемся, обучение не происходит. Если ребенок демонстрирует, что он устал (повышается спастичность, проходит интерес, или ему требуется больше усилий, чтобы что-то сделать, по сравнению с началом урока), то урок прекращается.

«Как» (нюансы и способ выполнения движения) намного важнее, чем только «что». Чтобы различить «как», нужно быть чувствительным к качеству, четкости и экономичности движения.

Даже малейшее движение в одной части тела вовлекает все тело целиком. Поэтому мы можем, например, изменить организацию таза, работая со стопой.

Ориентация на гравитацию, а не напряжение мышц – здесь действует третий закон Ньютона – равенство силы действия и противодействия, что в случае с развитием движения означает, что, например, если ребенок давит в пол левой или правой стопой, то это позволит ему легко поднять таз с этой же стороны, не напрягая мышцы. Обычные дети сами открывают для себя эту закономерность, проводя время на полу и экспериментируя с движениями.

Важность сенсорной информации (зрительной, тактильной, кинестетической), которая сопровождает действие. Сенсорная информация может быть такого характера: какие части моего тела участвуют в движении, какой уровень мышечного усилия мне приходится прилагать, какой звук при этом издается, и пр. Привлечение внимания ребенка к сенсорной информации, сопровождающей движение, развивает его осознавание и способствует обучению новым вариациям движения.

Готовность к ошибкам. Не существует единого правильного метода выполнения того или иного упражнения/движения. Важно пробовать разные способы.

КОГДА можно применять метод Фельденкрайза?

Метод применяется в работе с детьми во многих случаях, в том числе:

КАКИЕ есть противопоказания?

Так как метод Фельденкрайза не является лечебным, медицинским методом, он не имеет противопоказаний, за исключением острых состояний, при которых лечащим врачом запрещены любые виды двигательной активности.

При эпилепсии метод может применяться, но с осторожностью. Если частота приступов большая (например, раз в 5-10 минут), метод не будет эффективен, поскольку нейронные связи не будут успевать формироваться.

*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *