метафизический склад ума что такое
Метафизический склад ума что такое
Это материалистическое понимание диалектики является ключом к тому, чтобы находить силы развития в самом материальном мире, не прибегая к внешним причинам.
Это открытие явилось результатом всего развития науки и философии.
Но прежде всего оно явилось результатом изучения законов общества — изучения, ставшего необходимым благодаря самому развитию общества. Оно явилось результатом открытия противоречий капитализма, выяснения сил общественного развития и показа тем самым пути вперёд от капитализма к социализму.
Вот почему буржуазные мыслители не могут решить проблемы раскрытия реальных материальных сил развития в природе и обществе. Решить эту проблему — значит вынести капиталистической системе смертный приговор. И здесь они молчат. Решить его может лишь революционная философия авангарда революционного класса, рабочего класса.
Открытые Марксом законы материалистической диалектики показывают нам, как понимать диалектическое развитие природы. Но прежде всего они показывают, как понимать общественное изменение и как вести рабочему классу борьбу за социализм.
Это открытие означает революцию в философии. Оно означает триумф материализма над идеализмом, потому что оно покончило с ограниченностями чисто механистического материализма прошлого.
Оно также положило конец всем философским «системам».
Таким образом, материалистическая диалектика Маркса указывает нам путь вперёд и придаёт непоколебимую веру в наше дело.
Часть вторая. Диалектика
Глава VI. Диалектика и метафизика
Диалектика, как метод исследования, как метод мышления, противоположна метафизике. Метафизический способ мышления имеет дело с абстракциями. Он рассматривает вещи в их обособленности, абстрагируясь от их действительных условий существования и взаимосвязей. Метафизический метод рассматривает вещи как неподвижные и застывшие, абстрагируясь от их действительного изменения и развития. Поэтому он вырабатывает неподвижные формулы и всегда выдвигает любой вопрос в форме абсолютно резких противоположностей — «или — или». Он не способен понять единство и борьбу противоположных процессов и тенденций, проявляющихся во всех явлениях природы и общества.
В отличие от метафизики цель диалектики состоит в том, чтобы проследить действительные изменения и взаимосвязь в мире и чтобы мыслить вещи всегда в их действительном движении и взаимосвязи.
Метафизический способ мышления
Диалектический материализм, мировоззрение марксистско-ленинской партии, является материалистическим по своей теории, по своему истолкованию и пониманию всего существующего, диалектическим по своему методу.
Мы видели, что материалистическое понимание противоположно идеалистическому пониманию. Далее, мы видели, что раньше материалисты истолковывали вещи на механистический лад и что механистический материализм оказался неспособным объяснить действительные процессы изменения и развития. Для этого необходима материалистическая диалектика, необходимо изучать и понимать вещи диалектически.
В самом деле, диалектический метод есть не что иное, как метод изучения и понимания вещей в их действительном изменении и развитии.
И как таковой диалектический метод противоположен метафизическому.
Что такое метафизика? Или точнее, что такое метафизический способ мышления, противоположностью которого является диалектический способ мышления?
Например, если мы мыслим о людях, о «человеческой природе», то нам следует мыслить таким образом: мы признаём, что люди живут в обществе и что их человеческая природа не может быть независима от их жизни в обществе, а, напротив, развивается и изменяется с развитием общества. В таком случае мы создадим представления о человеческой природе, которые соответствуют действительным условиям существования людей и их изменению и развитию. Однако очень часто о «человеческой природе» мыслят совсем по-другому. А именно так, как будто бы существует какая-то «человеческая природа», которая проявляется совершенно независимо от действительных условий существования людей и всегда и повсюду остаётся в точности той же самой. Мыслить подобным образом — это значит, безусловно, создавать ложную, вводящую в заблуждение абстракцию. И вот именно такой абстрактный способ мышления мы называем метафизическим.
Понятие неподвижной, неизменной «человеческой природы» является образцом метафизической абстракции, метафизического образа мышления.
Метафизик мыслит не о действительных людях, а об абстрактном «человеке».
Метафизика, или метафизический способ мышления, — это, следовательно, такой способ мышления, который мыслит вещи, 1) абстрагируясь от условий их существования и 2) абстрагируясь от их изменения и развития. Он мыслит вещи 1) отдельно друг от друга, игнорируя их взаимосвязи, и 2) как неподвижные и застывшие, игнорируя их изменение и развитие.
Мы уже привели один пример метафизического способа мышления. Нетрудно привести ещё массу их. В самом деле, метафизический образ мышления так широко распространён и в такой степени стал нераздельной частью ходячей буржуазной идеологии, что едва ли найдётся журнальная статья, радиопередача или книга учёного профессора, в которых нельзя найти примеров метафизических ошибок.
«В сравнении»: Не разумом единым. Метафизическое и постметафизическое мышление
Сегодня мы решили взять на себя смелость разобраться в перипетиях интеллектуальной эволюции таких понятий как метафизическое и постметафизическое мышление, и, заодно, просветить в этом вопросе интересующихся энтузиастов. Concepture публикует емкий материал о проблеме соотношения двух типов мышления.
История жизни одного удачного термина
Как известно, первоначально термин «метафизика» был введен исключительно в целях удобства классификации работ Аристотеля. Систематизатор его сочинений Андроник Родосский так окрестил весь корпус сочинений Стагирита, не подпадавших под рубрику «физика». Мета-физика в переводе с греческого буквально означает – то, что после физики.
Со временем, однако, смысл, который стали вкладывать в это слово, кардинально изменился. Метафизикой начали называть любое философское учение о невидимой сущности (сущностях) мира, лежащих в его основе. Кратко пробегая курс древнегреческой философии можно вспомнить такие понятия как «Нус», «Апейрон», «Эйдос», «Логос» и т. д. Всё это метафизические понятия, или точнее понятия, выражающие ту или иную метафизическую сущность.
Необходимо отметить, что в Античности метафизика носила преимущественно субстанциальный характер. Поскольку древних греков больше волновал окружающий их мир нежели они сами, метафизические теории древности были направлены на объяснение мироустройства. Можно сказать, что в это время метафизика была почти абсолютным синонимом онтологии.
В Средние века в контексте утвердившегося теоцентризма метафизика слилась с богословием. Теперь она уже не указывала на первоначало мира, ведь каждый знал или по крайней мере верил, что таковым является Бог. Метафизика же состояла в объяснении того, каким именно образом Бог сотворил мир.
В Новое Время, когда ведущей стала идея об имманентном саморазвитии мира и акцент с Космоса и Бога сместился на человека, метафизика приобрела сугубо гносеологические характеристики. Людей Нового Времени в отличие от древних греков не интересовал окружающий их мир; гораздо больше их интересовало то, как они его познают.
Не удивительно поэтому, что в этот период слово «душа» почти полностью заменяется на слово «самосознание». Если в Античности «душа» означала онтологический принцип самодвижения; в Средневековье – чувствилище человека; то в Новое Время смысл «души» целиком сводился к познавательной способности. И так продолжалось вплоть до XX века.
История смерти одного удачного термина
Считается, что теория вырастает из практики. К началу XX века открытия естественных наук пошатнули традиционные теоретические воззрения. И не только они. Историческое движение, ознаменованное в это время открытием равноценности множества различных культур, войнами, процессами модернизации и т.д., также сыграло в этом не последнюю роль.
Выяснилось, что человек – это не просто самосознание. В список его конститутивных черт входит многое иное помимо разума. Если быть конкретным, в неклассической научной парадигме значимыми антропологическими параметрами становятся:
Принципиальная телесность человека. Включение факта телесной воплощенности субъекта в дискурсе о человеке позволяло перевести фокус внимания с абстрактных тематизаций на вполне конкретные реалии. Помимо гносеологического контекста, который раньше был не просто доминирующим, но и единственным, не менее значительным и даже определяющим стал контекст эмпирический. С этого момента нельзя было говорить о человеке вообще, но только о конкретном (том или ином) человеке. В плане методологии подобный акцент заставил философскую мысль обращаться к данным прикладных наук.
Наличие измерения бессознательного в человеке. Учет фактора бессознательного начала в человеке подрывал такую, ранее конститутивную, характеристику субъекта, как самоочевидность Я. Это означало реактуализацию декартовского сомнения. Как известно, познаваемость мира Декарт выводил из аксиомы самоочевидности собственного сознания для познающего субъекта. Но раз в субъекте помимо сознания присутствует неочевидное для него бессознательное, нет никаких гарантий безошибочности суждений человека относительно мира и самого себя. Отсутствие прямого доступа к основанию субъектности человека породило различные техники косвенного анализа. Наиболее эффективной и распространенной среди них считается психоаналитическая беседа. Таким образом, на смену классическим рефлексии и интроспекции приходят диалог и нарратив.
Принципиальная коммуникативная онтология человека. Если раньше человек, отождествляемый с познающим субъектом, понимался как исходное начало, то теперь он трактуется как производное социокультурных нарративов. Категория «Я», бывшая центральной в классической философии, уступает место категории «Другой». В общефилософском смысле это стало причиной перехода от мировоззрения монистского толка к плюралистскому, от Универсума к Плюриверсуму. Другой – это не просто не-Я, это радикальное иное Я; Я, которое не сводимо ни к отношению тождества, ни к отношению отрицания.
Долой категоричность!
Пожалуй, Юрген Хабермас был первым, кто попытался использовать эпитет «постметафизический» для категориального и, следовательно, категоричного разграничения современного и традиционного, т.е. «метафизического» мышления.
Прежде всего следует отметить, что постметафизическое мышление – это не описательное, а нормативно-проективное понятие. Другими словами, это удобный концептуальный конструкт, суммирующий и выражающий основные мотивы современного мышления. Эти мотивы, в свою очередь, представлены господствующими теориями в интеллектуальном пространстве современного Запада. Среди них: аналитическая философия, западный марксизм (не путать с советским), структурализм и феноменология.
Если же набрасывать схематические контуры постметафизического мышления, то можно выделить следующие опорные пункты:
Лингвистический поворот, который выразился в намерении современных философоф решать метафизические и гносеологические проблемы не путемвопрошания о мире или изучения структур сознания, а посредством анализа языка.
Ситуирование разума, которое идеалу классической рефлексии (бестелесному взгляду с позиции вечности) предпочитает рефлексию, учитывающую тактильные ощущения и психомоторику.
Процессуальную рациональность (фаллибилизм) – установку, согласно которой любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.
Мирораскрывающий потенциал повседневности, который в первую очередь означает инверсию традиционного примата теории над практикой.
Подводя итог, можно заключить, что метафизическое мышление – это мышление, которое преобразует реальность в соответствии с различными идеальными теориями (этическими, эстетическими, гносеологическими), а постметафизическое мышление – это мышление, которое формулирует мягкую, гибкую теорию на основе различных практик (политических, социальных, культурных).
Рекомендуем прочесть:
1. Ж.-М. Шеффер – «Конец человеческой исключительности».
2. Ж. Липовецки – «Эра пустоты».
Метафизический склад ума что такое
Книга содержит три тома: «I — Материализм и диалектический метод», «II — Исторический материализм» и «III — Теория познания».
Даёт неплохой базовый курс марксистской философии. Особенно интересена тем, что написана для иностранного, т. е. живущего в капиталистическом обществе читателя — тем самым является незаменимым на сегодняшний день пособием и для российского читателя.
Источник книги находится по адресу https://priboy.online/dists/58b3315d4df2bf2eab5030f3
Книга ёфицирована. О найденных ошибках, опечатках и прочие замечания сообщайте на [email protected]
Предисловие к русскому изданию
Том I. Материализм и диалектический метод
Часть первая. Материализм
Глава I. Партийность философии
Глава II. Материализм и идеализм
Глава III. Механистический материализм
Глава IV. От материализма механистического к материализму диалектическому
Глава V. Диалектическое учение о развитии
Часть вторая. Диалектика
Глава VI. Диалектика и метафизика
Глава VII. Изменение и взаимосвязь
Глава VIII. Законы развития
Глава IX. Противоречие
Глава Х. Старое и новое
Глава XI. Отрицание отрицания
Глава XII. Критика и самокритика
Глава XIII. Диалектический материализм и наука
Том II. Исторический материализм
Часть первая. Общие принципы
Глава I. Научный социализм
Глава II. Материализм и наука об обществе
Глава III. Роль идеи в общественной жизни
Часть вторая. Как развивается общество
Глава IV. Способ производства
Глава V. Основные законы общественного развития
Глава VI. Экономические законы и их использование
Глава VII. Общественная надстройка
Глава VIII. Классовые идеи и классовое господство
Часть третья. Будущее — социализм и коммунизм
Глава IX. Социализм и коммунизм
Глава Х. Движущие силы развития от социализма к коммунизму
Глава XI. Плановое производство
Том III. Теория познания
Часть первая. Природа и возникновение духа
Глава I. Дух и тело
Глава II. Дух как продукт и отражение материи
Глава III. Общественный труд и общественное мышление
Глава IV. Мышление, язык и логика
Часть вторая. Развитие идей
Глава V. Абстрактные идеи
Глава VI. Идеология
Глава VII. Идеологические иллюзии
Глава IX. Наука и социализм
Часть третья. Истина и свобода
Глава XI. Истоки знания
Глава XII. Развитие познания
Глава XIII. Необходимость и свобода
Глава XIV. Осуществление свободы
Книга известного английского теоретика — марксиста М. Корнфорта «Диалектический материализм» вышла в Англии тремя отдельными выпусками: I том — «Материализм и диалектический метод» в 1952 году, II том — «Исторический материализм» в 1953 году и III том — «Теория познания» в 1954 году.
По просьбе Издательства иностранной литературы М. Корнфорт для русского издания заново просмотрел, исправил и дополнил свою работу, которая выходит объединённая в один том.
Перевод книги сделан Ю. П. Михаленко (I том), E. Г. Панфиловым (II том) и А. В. Старостиным(III том). Редактор В. Г. Виноградов.
Редакция литературы по философии и психологии.
Заведующий — кандидат философских наук В. А. Малинин.
Предисловие к русскому изданию
В основу этой книги положен ряд публичных лекций, организованных Коммунистической партией Великобритании в Лондоне, а также ряд лекций, прочитанных в двух партийных школах по изучению философии. Эта книга написана не как учебник. Она предназначается для трудящихся, которые не занимаются специально философией или наукой, и ставит своей целью просто познакомить их с некоторыми основными идеями марксистской философии и показать в некоторой степени её назначение и практическое применение.
Я стремился придерживаться популярной формы объяснения этих идей, не осложняя своего изложения отступлениями в более специальные области философии, разбором каких-либо более трудных для понимания философских теорий прошлого и настоящего или многочисленными доводами по отдельным вопросам, которые могли бы оказаться необходимыми для защиты данных положений против философских противников. Я свёл употребление специальных терминов до минимума. Я также не пытался охватить все те вопросы, которые следовало бы осветить в любой книге, представляющей собой полный курс марксистской философии.
Метафизика: что это простыми словами, краткий обзор, теории
Метафизика – это один из важнейших разделов философии, и каждый образованный человек должен хотя бы в общих чертах понимать, что она собой представляет. На практике же большинство людей не только неправильно понимает значение этого слова, но ещё и использует его совершенно неуместными способами. Сегодня мы постараемся исправить это, подробно разобравшись, что представляет собой метафизика и какую роль она играет в современной философии.
Что такое метафизика?
Метафизика – это раздел философии, в котором изучается первичная природа реальности, мира и бытия. В разные эпохи представления об этом философском учении менялись, но во все времена метафизика пыталась найти ответы на такие фундаментальные вопросы как:
История происхождения термина «метафизика» весьма интересна. В 4 веке до нашей эры Аристотель написал свой самый известный сборник сочинений из 14 книг о первоначалах, составляющих предмет мудрости. Вот только сам он не позиционировал эти книги как единый труд.
Это сделал в 1 веке до нашей эры Андроник Родосский, который собрал и систематизировал их. Он же опубликовал их под общим названием «Метафизика» (μετὰ τὰ φυσικά – то, что после физики). Никакого особого смысла в это слово он не вкладывал, просто обозначил таким образом, что данный труд следует читать после другой работы Аристотеля – «Физики».
На протяжении многих веков это слово являлось названием сборника сочинений Аристотеля, в котором древнегреческий философ пытался решить проблемы, не решаемые для физики. Конечно, эта работа была уникальной в своём роде, поэтому со временем её название начало приобретать нарицательный смысл.
Другие философы часто ссылались на эту работу Аристотеля так, будто это отдельное учение, изучающее то, что лежит за пределами физики. А в 5 веке неоплатоник Симпликий Киликийский (Симплиций) первым начал прямо использовать слово «метафизика» для обозначения самостоятельного философского учения.
Поскольку за время своего существования метафизика как наука не только развивалась, но и местами довольно радикально менялась, в её истории принято выделать три основных периода:
При этом иногда говорят о большем количестве периодов (например, между античной и классической была средневековая метафизика, но этот период не настолько значим, как перечисленные выше).
Основы метафизики
Аристотель, который считается создателем метафизики, определял эту дисциплину как «первую философию». Её основная задача заключается в объяснении первичных основ бытия и поиске ответов на фундаментальные философские вопросы. Чтобы разобраться, что представляет собой метафизика и чем она занимается, нужно понимать следующие факты:
Очевидно, что данный перечень далеко не полон. И всё же он помогает понять в общих чертах, чем занимается метафизика и какое место она занимает среди других философских дисциплин. Потребность в метафизике как в науке очевидна – ни одна другая научная дисциплина не может и не пытается дать ответы на вопросы, которыми она занимается.
Основные теории метафизики
В некоторых случаях термин «метафизика» может использоваться в качестве синонима слова «философия«. Но обычно в него вкладывается более узкий смысл. Метафизика занимается лишь некоторыми, наиболее фундаментальными вопросами философии. При этом в разные периоды менялся смысл этой философской дисциплины, а значит, менялись её основные принципы и исследуемые ей вопросы.
Античная метафизика (Аристотель, Платон)
Античные философы вслед за Аристотелем считали метафизику «первой философией» – наукой о фундаментальных (первичных) основах бытия. В этом смысле метафизика очень близка к онтологии и иногда практически отождествляется с ней. Интересно, что в античном периоде не было чёткого разделения между метафизикой, теологией и наукой. В качестве основных античная метафизика рассматривала такие вопросы как «Что есть бытие?», «Что есть идея?», «Что есть форма и материя?».
Средневековая метафизика (Фома Аквинский)
В средние века все науки оказались в бедственном положении из-за неприятия церковью, в руках которой тогда была сосредоточена практически вся власть. Метафизике пришлось идти на компромисс, пытаясь согласовать свои законы с природой божественного начала.
Очевидно, что для любого философа, исследующего и пытающегося понять природу бытия, трудно быть религиозным человеком, слепо верящим в церковные догматы. Тем не менее, и в средние века находились храбрые авантюристы, которым удавалось сочетать религию с наукой, не становясь при этом еретиком для церкви.
Это неплохо получалось у Фомы Аквинского, который был одновременно философом и теологом (а впоследствии был даже канонизирован католической церковью как святой). Его называли человеком, который смог сделать невозможное – связать христианское вероучение с философией Аристотеля. Сначала его идеи принимали осторожно, поскольку он отождествлял научную веру с верой в Бога. Но позже церковь поняла, что такая позиция ей выгодна и удобна, и идеи Фомы Аквинского были приняты.
Метафизика Нового времени
Наиболее выдающимися деятелями классической метафизики считаются Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц. Главной особенностью учения в это время стало то, что оно переориентировалось с изучения бытия как такового на изучение познания и метода познания. Таким образом, в этот период метафизика была практически отождествлена с гносеологией. Основной вопрос этого периода заключался в том, является ли метод познания эмпирическим или рационалистическим.
Метафизика Канта
Благодаря Канту метафизику перестали отождествлять с онтологией, поскольку он поставил на первое место вопрос «Какие знания мне доступны?». Таким образом, кантовская метафизика отстраняется от онтологии, но при этом приближается к гносеологии. Несмотря на хорошую проработанность идей Канта, ему так и не удалось справиться с многими противоречиями, которые не позволяли применять учение к реальной жизни.
Метафизика Гегеля
Георг Гегель считал, что метафизика ограничена рассудочным мышлением, и преодолеть это ограничение можно с помощью диалектики, позволяющей справиться с противоречиями метафизики. Он связал разум с диалектикой, а рассудок с метафизикой, буквально противопоставив их, но при этом возвысив диалектику над метафизикой.
Диалектический материализм
Наиболее известными сторонниками данного направления были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые развили некоторые идеи Гегеля. При этом для их учения характерно жесткое противопоставление материи и сознания. Если для Гегеля этот вопрос не был важным, то в диалектическом материализме это противопоставление является основным и наиболее важным вопросом. При этом сознание считается вторичным по отношению к материальному миру.
Неопозитивизм
Неопозитивисты относили к метафизике и философию Гегеля, и марксизм, и диалектический материализм. При этом саму метафизику они позиционировали как ненаучную систему идей, однако отстоять эту точку зрения им не удалось, с чем впоследствии смирились сторонники постпозитивизма (учения, возникшего на основе неопозитивизма).
Основным вопросом неопозитивизма и постпозитивизма является вопрос о природе научного знания. При этом в качестве основного вопроса философии неопозитивисты рассматривают вопрос о рациональности познания. То есть, познание имеет смысл только в отношении наблюдаемых явлений. И мир можно считать абсолютно познаваемым, если избавиться от необходимости изучать то, что невозможно познать путём наблюдения.
Отличия метафизики от диалектики
Результатом двух с половиной тысячелетий развития метафизики стало то, что сформировались два противоположных представления об этой дисциплине. Положительное толкование рассматривает метафизику как ключевую философскую дисциплину, изучающую фундаментальные вопросы философии. С точки зрения негативного представления, метафизика рассматривается как конкурент диалектики, проигрывающий ей по многим позициям. Чтобы прояснить ситуацию, разберёмся, чем метафизика отличается от диалектики.
В современной философии диалектика – это форма и способ теоретического мышления, основанная на поиске противоречий. В более широком смысле диалектика может рассматриваться как теория развития материального мира. Начиная с Гегеля диалектика рассматривается в роли противоположности метафизики, как способа мышления, основанного на других суждениях.
Между диалектикой и метафизикой есть много расхождений. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:
И метафизика, и диалектика являются направлениями в философии. Отчасти их цели и методы пересекаются, именно поэтому они считаются конкурирующими дисциплинами и противопоставляются друг другу. Был период, когда сторонники диалектики считали, что метафизика окончательно проиграла в этой борьбе, однако впоследствии они вынуждены были отказаться от этой идеи.
Заключение
Метафизика является одной из важнейших философских дисциплин, а некоторые философы и вовсе отождествляют её с философией. Она ищет ответы на фундаментальные вопросы о принципах бытия. За 2,5 тысячи лет существования этой дисциплины предпринимались неоднократные попытки объявить её ненаучной или ложной. Но она устояла и по-прежнему занимает одно из важнейших мест в философии, ведь ни одна другая наука не пытается и не планирует отвечать на вопросы, которыми занимается метафизика.