мендельсон что такое просвещение
МЕНДЕЛЬСОН, МОЗЕС
МЕНДЕЛЬСОН, МОЗЕС (Mendelssohn, Moses) (1729–1786), немецкий философ, глава берлинских просветителей, экзегет и переводчик библейских текстов, критик; иногда его называли «немецким Сократом». Родился в Дессау (Германия) 6 сентября 1729. Основы еврейской религии изучал под руководством отца, богослова Менахема Менделя, и раввина Давида Гиршеля Франкля, благодаря которому он начал заниматься изучением философии Маймонида. В 1743 Мендельсон переехал в Берлин, где изучал немецкую литературу, латынь, математику и философию, в частности учения Лейбница, Вольфа и Локка. Зарабатывал на жизнь уроками и ведением бухгалтерских книг. В 1762 женился на Фромет Гугенхайм. Наиболее известным потомком Мендельсона является его внук, композитор Феликс Мендельсон-Бартольди.
В 1754 Мендельсон познакомился с Лессингом и другими деятелями литературы в Берлине. Годом позже вышла его первая работа Философские разговоры (Philosophische Gespräche), сразу же составившая ему репутацию философа. В том же году появилась книга по эстетике Письма об ощущениях (Briefe über die Empfindungen). В 1763 Мендельсон был награжден Прусской академией искусств за эссе Об очевидности в метафизических науках (Abhandlung über die Evidenz in der metaphysischen Wissenschaften, опубликовано в 1764), представленное на конкурс, в котором участвовал сам Кант. Через четыре года он опубликовал свою наиболее известную работу – Федон, или О бессмертии души (Phädon, oder über die Unsterblichkeit der Seele, 1767), в которой рассуждал о человеке в его соотношении с Богом и предложил доказательство бессмертия человеческой души. Эта работа вовлекла его в диспут со швейцарским теологом Лафатером, который бросил вызов Мендельсону, предложив опровергнуть доказательства догматов христианства, содержавшиеся в трудах Ш.Бонне, либо встать на позиции христианства. Однако, по утверждению Мендельсона, его философские взгляды только укрепляли его религиозные представления, и он продолжал оставаться на позициях иудаизма. Известен и его спор с Якоби о спинозизме Лессинга. Мендельсон также написал работы Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме (Jerusalem, oder über religiöse Macht und Judentum, 1783), в которой защищал принцип религиозной терпимости, а также Утренние часы (Morgenstunden, oder Vorlesungen über das Dasein Gottes, 1785) с морально-теологическим доказательством бытия Бога и ранее, совместно с Лессингом, Поп-метафизик (Pope ein Metaphysiker, 1755) с оправданием теодицеи Лейбница. Он также перевел на немецкий язык Пятикнижие и Псалтирь, написал комментарии к некоторым библейским книгам и несколько проповедей на идише. Мендельсона обычно считают инициатором движения «еврейского просвещения». Его выступление Что такое просвещение? (Was ist Aufklärung?) в 1784 инициировало дискуссию о просвещении в конце 18 в. в Германии. Издавал вместе с Лессингом ряд журналов. Идеи Мендельсона оказали огромное влияние на развитие идей немецкого просвещения и реформированного иудаизма в 19 в. Умер Мендельсон в Берлине 4 января 1786. См. также ИУДАИЗМА ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ.
Среди других работ философа – О принципах изящных искусств и наук (Betrachtungen über die Quellen und die Verbindungen der schönen Künste und Wissenschaften, 1757); О возвышенном и наивном в изящных науках (Über das Erhabene und Naive in den schönen Wissenschaften, 1758).
Мендельсон Моше
Моше ( Moses Mendelssohn ; Мозес, 1729, Дессау, — 1786, Берлин), еврейско-немецкий философ, духовный вождь движения Хаскала на его начальном этапе.
Родился в семье переписчика священных книг, получил традиционное еврейское образование. В 1743 г. последовал за своим учителем Л. Френкелем (1707–62) в Берлин. В 1750 г. получил место учителя в доме фабриканта-еврея; через некоторое время стал бухгалтером, а затем и совладельцем его предприятия. Досуг посвящал самообразованию: изучил классические и современные языки, приобрел глубокие познания в области естественных наук и философии. Мендельсон испытал сильнейшее влияние Готфрида Вильгельма Лейбница, ознакомился с произведениями Томаса Гоббса, Джона Локка, Баруха Спинозы и Жан-Жака Руссо. К этому периоду относятся поэтические опыты Мендельсона на иврите и попытка издания первой газеты на этом языке — «Ко хелет мусар» (вышло всего два номера). В дальнейшем Мендельсон писал преимущественно на немецком языке.
Встреча с Г. Э. Лессингом (1754) сыграла решающую роль в судьбе Мендельсона, положив начало творческому сотрудничеству двух мыслителей на почве общей преданности идеалам Просвещения, несмотря на глубокие расхождения между ними в трактовке этих идеалов. Для Лессинга еврейский вопрос был лишь одним из аспектов борьбы за идеалы Просвещения; по-видимому, он верил, что евреи будут ассимилированы немецким обществом. Мендельсон хранил верность еврейству и полагал, что сумеет доказать собственным примером и своим творчеством возможность участия еврея в общечеловеческой культуре без утраты им своей национально-религиозной индивидуальности. Иллюзорность этих надежд стала ясна Мендельсону в 1769 г. в связи с дискуссией между ним и швейцарским христианским теологом И. К. Лафатером, который потребовал от Мендельсона либо доказать превосходство иудаизма над христианством, либо принять крещение. Суть его ответа Лафатеру (1770) сводилась к защите принципа веротерпимости: Мендельсон утверждал, что между людьми различных вероисповеданий существует согласие относительно разумных основ религии. Различия между религиями обусловлены историческими причинами и воспитанием; они не могут быть обусловлены общезначимыми рациональными аргументами. Человеку свойственно придерживаться веры своих отцов; но он должен уважать и веру ближнего. Иудаизм отличается терпимостью и не нуждается в миссионерской проповеди, подобной той, с которой обратился к Мендельсону его оппонент Лафатер. Полемика Мендельсона с Лафатером вызвала живой интерес современников и сочувствие к Мендельсону со стороны многих представителей протестантских кругов, под давлением которых Лафатер принес Мендельсону публичное извинение.
Неудача попыток сочетать верность еврейству с принадлежностью к нееврейскому просвещенному обществу побудила Мендельсона вернуться к специфически еврейскому творчеству и просвещению своего народа. С этой целью Мендельсон сделал перевод Пятикнижия на немецкий язык (еврейскими буквами) и опубликовал его с комментариями на иврите под названием «Нетивот ха-шалом» («Тропы мира», 1780–83). Мендельсон написал также комментарий к книге Исход, отредактировал и снабдил примечаниями комментарии к другим книгам Библии. В своих комментариях Мендельсон в основном следовал раввинистической традиции, однако его перевод служил целям Хаскалы: развитию у евреев эстетического вкуса, лучшему познанию ими иврита и усвоению немецкого языка вместо идиш. Действительно, по переводу Мендельсона евреи Восточной Европы изучали немецкий язык; с этой целью перевод Мендельсона был переиздан в 1836–38 гг. в Варшаве и в 1848–53 гг. в Вильне. Мендельсон перевел на немецкий язык также Псалмы, Песнь Песней и одну из «Синоид» Ие худы ха-Леви. Переводы Библии вызвали сильное недовольство раввинов-ортодоксов (см. Библия. Переводы. Современные языки); Мендельсону лишь с трудом удалось избежать херема. Однако главный раввин Берлина Цви Хирш Левин (1721–1800) попросил Мендельсона перевести на немецкий язык некоторые разделы еврейского религиозного законодательства («Ритуальные законы евреев», 1778).
Когда евреи Эльзаса обратились к Мендельсону с просьбой содействовать предоставлению им равноправия (1779), он убедил своего друга, немецкого историка, экономиста и государственного деятеля Х. В. Дома выступить в их защиту. Дом издал сочинение «О гражданском улучшении евреев» (1781; 2-е издание 1783), в котором предложил уравнять евреев в правах с другими подданными государства в соответствии с принципами «просвещенного абсолютизма». Мендельсон выпустил (1782) свой перевод с латинского на немецкий язык книги Менашше бен Исраэля «Vindiciae Judaeorum» («В защиту евреев»), снабдив ее предисловием, в котором поддерживал все предложения Дома, кроме одного: он решительно возражал против наделения еврейской общины как религиозного института правом применять к своим членам суровые меры наказания, например, херем.
В отличие от Дома, Мендельсон не считал, что евреи должны «исправиться»: особенности характера евреев и специфические виды их деятельности сформировались под влиянием их жизни среди христиан, которые должны прекратить преследование и унижение евреев. В занятиях торговлей Мендельсон не видел ничего предосудительного. Тезисы Мендельсона вызвали бурную дискуссию. Мендельсон обосновал свои взгляды в книге «Иерусалим» (1783). Первая часть книги посвящена рассмотрению, с точки зрения еврейской эмансипации, отношений между религией и государством, основанных на принципе терпимости. Согласно Мендельсону, иудаизм, в отличие от христианства, считает, что у религии и государства одна и та же цель, однако для ее достижения они используют различные средства: государство прибегает к силе и принуждению, а религия — к убеждению и воспитанию. Государство имеет право наказывать нарушителей принципов религии Разума, на которых зиждется мораль, однако оно не должно навязывать людям принадлежность к той или иной исторической религии; человек должен обладать всей полнотой гражданских прав, независимо от его вероисповедания. Во второй части книги Мендельсон утверждает тождественность принципов иудаизма и рациональной религии. Истины иудаизма носят исторический характер (исход из Египта, Синайский завет); иудаизм требует не веры в определенные догматы, а соблюдения некоторых практических предписаний, и лишь реальные действия заслуживают награды или наказания. Догматы христианства противоречат разуму, поэтому оно придает понятию веры значение, чуждое иудаизму: в христианстве вера означает не уверенность в чем-то известном, но признание чего-то неизвестного, непостижимого. Назначение предписаний еврейской религии — превратить религию разума в образ жизни. Со времени отделения государственной власти от религиозного авторитета (начало эпохи Царей) предписания Торы носят лишь морально обязывающий характер, но не являются предписаниями государственной власти. Лишь государство имеет право принуждать к соблюдению своих законов; религия же обращается к совести человека, и принадлежность к религиозной общине носит добровольный характер. «Иерусалим» Мендельсона содержит, по существу, полемику с «Богословско-политическим трактатом» Б. Спинозы, со взглядами которого Мендельсон был частично согласен, однако возражал против его отношения к еврейству. Спиноза интересовал Мендельсона всю жизнь: он защищал Спинозу и одновременно отмежевывался от его пантеизма.
Переводом библейских книг Мендельсон как бы положил начало движению Хаскалы. Он содействовал также основанию в Берлине Еврейской вольной школы (1778), в которой наряду с Библией и Талмудом преподавались общеобразовательные дисциплины. Однако Мендельсон холодно отнесся к «Указу о терпимости» императора Иосифа II (см. Австрия), усматривая в нем скрытую попытку добиться насильственной ассимиляции евреев.
Мендельсон, не будучи в полном смысле основоположником Хаскалы, был ее символом и духовным вождем. Неодинаковое восприятие идей Мендельсона вызвало споры между сторонниками и противниками Хаскалы в Германии, в Галиции и, позднее, в России. Различные идейные течения, возникшие на почве Хаскалы и как реакция на нее — реформизм, неоортодоксия, консервативный иудаизм, еврейский национализм и сионизм, — исходили из идей Мендельсона или возникали в противовес им. В области науки о еврействе Мендельсона можно считать провозвестником новой еврейской библеистики (см. Библия. Толкование экзегезы и критические исследования Библии. Исследование Библии еврейскими учеными в новое время). В еврейской литературе влияние Мендельсона было невелико и сказалось главным образом в теории поэзии.
Весьма важен вклад Мендельсона в еврейскую философию нового времени. Он первый попытался дать ответ на вопросы, поставленные новой эпохой перед иудаизмом как мировоззрением и образом жизни. Жизнь Мендельсона является примером борьбы просвещенного еврея, верного своей религии, за свое место в европейском обществе нового времени. Произведения Мендельсона — прямое выражение этой борьбы. Учение Мендельсона является связующим звеном между еврейской рационалистической философией средних веков и идеями европейского Просвещения 18 в. В отличие от средневековых еврейских мыслителей (в том числе Маймонида), Мендельсон считал, что содержанием откровения в иудаизме являются не вечные истины религии, для постижения которых достаточно человеческого разума, но заповеди и предписания закона. Если основные положения иудаизма, согласно Мендельсону, полностью совпадают с общечеловеческой философской религией Разума, то соблюдение мицвот составляет особенность евреев и является необходимым условием их существования. Сам Мендельсон не только тщательно соблюдал все галахические предписания, но и претендовал (письмо И. Эйбеншюцу, 1761) на звание морену (`нашего учителя`, то есть галахического авторитета).
Как философ Мендельсон принадлежал к рационалистической школе Лейбница—Вольфа. Первая книга Мендельсона на немецком языке «Философские беседы» (1755) была издана (анонимно) Лессингом. В книге утверждалось, что учение Лейбница о «предустановленной гармонии», в сущности, принадлежит Спинозе. Недостаток учения Спинозы Мендельсон усматривает в неразличении плана мироздания и сотворенного мира, являющегося наилучшим из возможных миров. Этот недостаток был исправлен Лейбницем. В объяснении мирового зла Лейбниц также является, по мнению Мендельсона, продолжателем Спинозы. Книга «Об ощущениях» (1755) явилась важным вкладом Мендельсона в философскую эстетику. В отличие от создателя термина «эстетика» А. Баумгартена, Мендельсон рассматривал эстетику не как низшую теорию чувственного познания, исследующую смутные образы, но как автономную активность духа, сфера которой лежит между туманной областью чувств и ясной — разума, причем чувственность в сфере эстетического имеет большее значение. В том же году была опубликована книга «Поп-метафизик», написанная Мендельсоном совместно с Лессингом. В книге «Философские сочинения» (тт. 1–2, 1761) Мендельсон развивает свою эстетическую теорию, обосновывая автономию эстетических суждений, подчеркивая их независимость от логических критериев или этических целей. Эстетическая теория Мендельсона повлияла на формирование взглядов Гете, Шиллера и Канта; не без ее влияния был написан «Лаокоон» Лессинга (1766).
В 1763 г. Мендельсон был удостоен премии Прусской академии наук за труд «Трактат об очевидности в метафизических науках». В 1771 г. академия избрала его своим членом, однако король Фридрих II не утвердил этого избрания. Исключительный успех выпал на долю книги Мендельсона «Федон, или О бессмертии души» (1767, русский перевод 1837), написанной по образцу одноименного диалога Платона; однако в ней используются метафизические и теологические аргументы, характерные для философии 17–18 вв. Бессмертие души, согласно Мендельсону, доказывается с помощью лейбницианского представления о душе как о простой и, следовательно, неразрушимой духовной субстанции. Человек в своем стремлении к совершенству находит удовлетворение только в представлении о бессмертии души; гарантией бессмертия является благость и милосердие Бога. В книге «Утренние часы» (1785) Мендельсон развивает идею «очищенного спинозизма»: в противоположность Спинозе, Мендельсон утверждает, что наряду с имманентным существованием мира в Боге, необходимо признать и существование мира вне Бога, хотя и в зависимости от Него. Тем самым и пантеист должен будет признать акт творения. Такова была, согласно Мендельсону, позиция Лессинга. Книга Мендельсона вызвала в просвещенном немецком обществе «спор о Спинозе», ставший одним из важнейших событий интеллектуальной жизни эпохи. Немецкий философ-иррационалист Ф. Г. Якоби утверждал, что Лессинг в последние годы жизни был последователем Спинозы и отвергал идею личного Божества. Мендельсон ответил страстной статьей «К друзьям Лессинга» (1786), явившейся последней его работой; сразу после ее написания Мендельсон скончался. Якоби защищал свою позицию и после смерти Мендельсона; в споре о Спинозе принял также участие философ-мистик И. Г. Гаман (Хаманн). Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.
Оригинальный вклад Мендельсона в философию наиболее заметен в области эстетики. В других областях философии он выступал лишь как последователь и талантливый комментатор Лейбница. Публикация трудов Канта значительно снизила философскую ценность аргументации Мендельсона. Неизменным, однако, остается значительность вклада Мендельсона в Хаскалу. Противоречия мировоззрения Мендельсона отразились в противоречиях движения Хаскала — этого важного и необходимого этапа в истории еврейского народа, с одной стороны, приведшего к росту ассимиляторских тенденций в еврействе, а с другой — посеявшего семена его национального возрождения.
Ученики Мендельсона — деятели берлинской Хаскалы — пошли гораздо дальше него в своей готовности отказаться от еврейских традиций и религиозных предписаний. К концу 18 в. в их кругу сложилось мнение, что соблюдение религиозных предписаний утратило смысл и человечество может объединиться на основе деизма или «естественной религии». Этим была подготовлена почва для массового отхода от иудаизма представителей высших слоев еврейства Западной и Центральной Европы. Среди перешедших в христианство были и дети самого Мендельсона, в том числе старшая дочь Брендель-Доротея (см. Шлегель Доротея).
МЕНДЕЛЬСОН
Полезное
Смотреть что такое «МЕНДЕЛЬСОН» в других словарях:
Мендельсон — Мендельсон, Мендельзон (нем. Mendelsohn, Mendelssohn) фамилия. Известные представители: Мозес (Моисей) Мендельсон еврейско немецкий философ, духовный вождь движения Хаскала. Брендель Мендельсон, известная как Доротея… … Википедия
Мендельсон — см. Мезецкий (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии
Мендельсон — (Мендельсон Бартольди) Феликс (1809 1847) немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг) … Словарь литературных типов
Мендельсон Ф. — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург … Википедия
Мендельсон — I Мендельсон (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дессау, 4.1.1786, Берлин), немецкий философ идеалист, представитель умеренного крыла немецкого Просвещения. С 1742 жил в Берлине. Был домашним учителем, затем бухгалтером у фабриканта. Вместе с… … Большая советская энциклопедия
Мендельсон Я. Л. — Мендельсун Бартульди (Mendelssohn Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3 II 1809, Гамбург 4 XI 1847, Лейпциг) нем. композитор, пианист, органист, дирижёр и муз. обществ. деятель. Глава лейпцигской школы. Происходил из семьи евр. банкира (дед по … Музыкальная энциклопедия
Мендельсон Ф. — МЕНДЕЛЬСÓН, Мендельсон Бартольди (Mendelssohn Bartholdy) Феликс (18091847), нем. композитор, дирижёр, пианист и органист. Основатель первой нем. консерватории (1843, Лейпциг). Предст. нем. муз. романтизма. Основоположник т. н. лейпцигской… … Биографический словарь
Мендельсон — д р медиц. XVIII в. <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия
Мендельсон А. — (Mendelsohn) Альфред (4 II 1910, Бухарест 9 V 1966, там же) рум. композитор, педагог. Засл. деят. иск в СРР (1951). Муз. образование получил в Академии музыки и изобразит, иск в в Вене (1927 31). В 1931 32 учился в Бухарестской… … Музыкальная энциклопедия
МЕНДЕЛЬСОН — Слушать Мендельсона. Жарг. угол. Совершать кражи на свадьбах. Балдаев 2, 47 … Большой словарь русских поговорок
МЕНДЕЛЬСОН Мозес
Полезное
Смотреть что такое «МЕНДЕЛЬСОН Мозес» в других словарях:
Мендельсон, Мозес — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мендельсон. Мозес Мендельсон … Википедия
Мендельсон Мозес — (Mendelssohn) (1729 1786), немецкий просветитель, религиозный философ. Интерпретировал традицию иудаизма в духе идей религии разума. Популяризатор школы Г. В. Лейбница X. Вольфа. Друг Г. Э. Лессинга, послужил ему прототипом для драмы «Натан… … Энциклопедический словарь
Мендельсон Мозес — Мозес Мендельсон Мозес Мендельсон Дата и место рождения: 6 сентября 1729(17290906) … Википедия
Мендельсон Мозес — Мендельсон (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дессау, ≈ 4.1.1786, Берлин), немецкий философ идеалист, представитель умеренного крыла немецкого Просвещения. С 1742 жил в Берлине. Был домашним учителем, затем бухгалтером у фабриканта. Вместе с Г. Э.… … Большая советская энциклопедия
Мендельсон Мозес — Существенное различие между религией и государством Кристоф Фридрих Николай (1733 1811) стал издателем курса популярной философии, цель которой не критическая разработка проблемы, а формирование светского человека, общества и культуры как… … Западная философия от истоков до наших дней
Мендельсон Феликс — Мендельсон Бартольди (Mendelssohn Bartholdy) (1809 1847), немецкий композитор, дирижёр, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии (в том числе «Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая… … Энциклопедический словарь
Мозес Мендельсон — Дата и место рождения: 6 сентября 1729(17290906) … Википедия
Мендельсон, Моисей — Мозес Мендельсон Мозес Мендельсон Дата и место рождения: 6 сентября 1729(17290906) … Википедия
Мендельсон — Мендельсон, Мендельзон (нем. Mendelsohn, Mendelssohn) фамилия. Известные представители: Мозес (Моисей) Мендельсон еврейско немецкий философ, духовный вождь движения Хаскала. Брендель Мендельсон, известная как Доротея… … Википедия
МЕНДЕЛЬСОН — (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дес cay, 4.1.1786, Берлин), нем. философ, глава берлинских просветителей. Ближайший друг Лессинга, издавал совместно с ним ряд журналов. Принадлежал к группе т. н. популярных философов, сыграл видную роль в… … Философская энциклопедия
Мендельсон Мозес
Мендельсон Мозес
Мозес Мендельсон | |
Мозес Мендельсон | |
Дата и место рождения: | 6 сентября 1729 ( 17290906 ) |
Дата и место смерти: | 4 января 1786 |
Школа/традиция: | Рационализм, Просвещение, Гуманизм |
Период: | Философия XVIII века |
Направление: | Европейская философия |
Значительные идеи: | Просвещение, Хаскала, эмансипация |
Оказавшие влияние: | Лейбниц, Локк, Гоббс |
Мозес Мендельсон (в русских изданиях традиционно: Моисей Мендельсон; нем. Moses Mendelssohn ) — еврейско-немецкий философ, экзегет и переводчик библейских текстов, критик, основоположник и духовный вождь движения Хаскала («еврейского просвещения»). Получил прозвище «немецкий Сократ». Идеи Мендельсона оказали огромное влияние на развитие идей немецкого просвещения и реформизма в иудаизме в XIX веке.
Содержание
Биография
Родился в Дессау (курфюршество Ангальт) 6 сентября 1729 года в бедной еврейской семье. Получил традиционное еврейское образование под руководством отца, переписчика священных книг Менахема Мендла и раввина Давида Гиршеля Френкеля (1707-62), благодаря которому он начал заниматься изучением философии Маймонида. В 1742 году последовал за раввином Френкелем в Берлин. В 1750 году получил место учителя в доме фабриканта-еврея — владельца фирмы по пошиву изделий из шёлка, через некоторое время стал бухгалтером, а затем и совладельцем его предприятия.
С юности Мендельсон стремился углубить свои знания: изучал немецкую литературу, латынь, приобрёл глубокие познания в области естественных наук и философии, в частности учения Лейбница, Вольфа, Локка, Гоббса, Спинозы и Руссо. К этому периоду относятся поэтические опыты Мендельсона на иврите и попытка издания первой газеты на этом языке — «Кохелет мусар» (вышло всего два номера). В дальнейшем Мендельсон писал преимущественно на немецком языке. [1]
Знакомство в 1754 году с Лессингом сыграло решающую роль в судьбе Мендельсона. Поскольку оба мыслителя были страстно преданны идеалам Просвещения, эта встреча положила начало их продолжительному творческому сотрудничеству. Следует отметить, однако, существование между ними значительных расхождений в понимании идеалов Просвещения. В отличие от Лессинга, полагавшего, что евреи должны культурно ассимилироваться, Мендельсон не был готов отказаться от своего еврейства, веря, что сумеет доказать собственным примером возможность участия еврея в общечеловеческой культуре без утраты им своей национально-религиозной индивидуальности. [1]
Вместе с Лессингом Мендельсон издавал ряд журналов. С самого начала своей литературной деятельности Мендельсон писал статьи на морально-философские и этические темы, а также литературно-критические заметки.
В 1761 году женился на дочери гамбургского торговца Абрахама Гугенхайма — Фромет Гугенхайм.
Вместе с Лессингом Мендельсон принял участие в сборнике «Письма о новейшей литературе», где довольно резко раскритиковал позицию самого короля Фридриха II Великого в вопросе о немецкой литературе по сравнению с французской. Ирония ситуации заключалась в том, что еврей Мендельсон защищал немецкую литературу от нападок немецкого короля. Прусский король не забыл эту критику, впоследствии он использовал своё право верховной инстанции, утверждающей приём новых членов в Прусскую академию, и дважды вычёркивал имя Мендельсона, которого Академия была бы рада видеть в числе своих членов, из списка. [1]
В XVIII веке Мендельсон был одним из немногих евреев, которому удалось снискать уважение и признание в учёном мире. Он дружил с философами Гердером и Кантом, писателем Виландом, естествоиспытателем и путешественником Александром Гумбольдтом и его братом Вильгельмом — филологом, философом и языковедом. [2] Он стал примером для многих своих братьев по вере, и берлинская еврейская община гордилась им. Также успешно Мендельсон занимался и коммерцией. Тем не менее, несмотря на его известность в Европе, в Пруссии Мендельсона только терпели, и в Берлине он мог находиться лишь потому, что за него поручился один из так называемых Schutzjude (еврей, пользующийся покровительством местного властителя). Только в 1763 году Мендельсон и сам получил статус Schutzjude. [2]
Когда в 1769 году швейцарский христианский теолог Лафатер в открытом письме бросил вызов Мендельсону, предложив опровергнуть доказательства догматов христианства или же — в случае, если он не сможет это сделать — оставить иудаизм и принять христианство, Мендельсон оказался в трудном положении. С одной стороны, в Германии того времени было опасно опровергать официальную религию, с другой, Мендельсон не собирался отказываться от религии предков. Ему удалось выйти из положения, отправив Лафатеру вежливые, хотя и полные иронии письма, в которых он, не сдавая своих позиций верующего еврея, мягко обошёл острые углы проблемы, продемонстрировав таким путем свою мудрость и терпимость. По утверждению Мендельсона, его философские взгляды только укрепляли его религиозные представления, и он продолжал оставаться на позициях иудаизма. Полемика Мендельсона с Лафатером вызвала живой интерес современников и сочувствие к Мендельсону со стороны многих представителей протестантских кругов, под давлением которых Лафатер был вынужден принести Мендельсону публичное извинение.
Диспут с Лафатером дал Мендельсону понять, что, как признанный в Европе человек, он имеет моральную обязанность посвятить себя проблемам европейского еврейства. В письме другу Мендельсон пишет:
После длительных размышлений, я пришел к выводу, что должен посвятить весь остаток моих сил детям и, может быть, значительной части моего народа, дав им в руки лучший перевод и объяснения священных книг, чем они до сих пор имели. Это первый шаг к культуре, от которой мой народ — к сожалению — был так отдалён, что возникло сомнение, а может ли вообще произойти в этом деле какое-либо улучшение. [2] |
Используя свои связи, он всячески помогал немецким и иностранным евреям в разрешении различных вопросов, в том числе и тех, которые касались эмансипации гонимого народа. Кроме того, он всеми доступными ему средствами стремился приобщить евреев к немецкой культуре. При этом, однако, он сам стремился восполнить свои пробелы в знании Библии и древнееврейского языка.
Мендельсон считается инициатором движения «еврейского просвещения» — Хаскала. Его выступление «Что такое просвещение?» (Was ist Aufklärung?) в 1784 инициировало дискуссию о просвещении в конце XVIII века в Германии. Он был тем, кто взломал лёд предубеждений против евреев и проложил им путь из отчуждённого мира гетто к общемировым ценностям. Когда Лессинг написал свою пьесу «Натан мудрый», ставшую горячей проповедью веротерпимости и человечности, нетрудно было догадаться, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон. Мендельсон никогда не призывал евреев к религиозной ассимиляции. Сам он всегда оставался верующим евреем, открытым, вместе с тем, веяниям современного мира и достижениям цивилизации.
Ученики Мендельсона пошли гораздо дальше него в своей готовности отказаться от еврейских традиции. К концу XVIII века деятели берлинской Хаскалы провозгласили, что соблюдение религиозных предписаний утратило смысл и человечество может объединиться на основе деизма или «естественной религии». Этим была подготовлена почва для массового отхода от иудаизма представителей высших слоев еврейства Западной и Центральной Европы. [1]
Среди перешедших в христианство были и дети самого Мендельсона, в том числе старшая дочь Брендель-Доротея. Наиболее известными потомками Мендельсона являются его внук, композитор Феликс Мендельсон-Бартольди и его сестра — оперная певица Фанни Мендельсон.
Умер Мендельсон в Берлине 4 января 1786.
Философия
Мендельсон принадлежал к числу наиболее значительных популяризаторов рационалистической школы Лейбница-Вольфа. Он выступал против критики Вольтером лейбницевской «Теодицеи» — труда, в котором великий немецкий философ оправдывает Бога за существующее в мире зло и рассматривает вопросы свободы и необходимости.
Книга «Об ощущениях» (1755) явилась важным вкладом Мендельсона в философскую эстетику. В отличие от создателя термина «эстетика» Александра Баумгартена, Мендельсон рассматривал эстетику в качестве самостоятельной активности духа, сфера которой лежит между туманной областью чувств и ясной — разума. По его мнению чувственность в сфере эстетического имеет большее значение.
В книге «Философские сочинения» (тт. 1-2, 1761) Мендельсон развивает свою эстетическую теорию, обосновывая автономию эстетических суждений, подчёркивая их независимость от логических критериев или этических целей.
Книга Мендельсона «Утренние часы» вызвала в немецком обществе «спор о спинозизме Лессинга», ставший одним из важнейших событий интеллектуальной жизни эпохи. Главным оппонентом Мендельсона был немецкий философ-иррационалист Ф. Г. Якоби. Этот открытый спор, в котором приняли участие многие немецкие философы, послужил поводом к дискуссии о пантеизме (религиозно-философском учении, отождествляющем Бога с природой) Спинозы. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.
Мендельсон рассматривал себя в качестве немецкого философа, а к религии относился, как к частному делу, хотя сам был ортодоксальным евреем, регулярно посещавшим синагогу. Он требовал веротерпимости и свободного выбора религиозных убеждений, предлагая разграничить сферы влияния государства и религии.
Мендельсон оказал большое влияние на развитие философской мысли и гуманистических традиций XVIII века. Его эстетическая теория повлияла на формирование взглядов Гёте, Шиллера и Канта. «Лаокоон» Лессинга (1766) также многим обязан влиянию Мендельсона.
Сочинения
В 1755 году Лессинг издал первую значительную работу Мендельсона на немецком языке «Философские разговоры» (Philosophische Gespräche), сразу же составившую ему репутацию философа. В книге утверждалось, что учение Лейбница о «предустановленной гармонии», в сущности, принадлежит Спинозе.
В том же году появилась книга по эстетике «Письма об ощущениях» (Briefe über die Empfindungen).
В статье «Поп-метафизик» (Pope ein Metaphysiker, 1755), написанной вместе с Лессингом и изданной сначала анонимно в 1755 году, оба философа защищали теодицею (стремление согласовать наличие мирового зла с идеей благого и разумного Бога) великого немецкого философа Лейбница от нападок английского поэта Александра Поупа.
В 1763 году Мендельсон был награждён Прусской академией искусств за лучшую разработку философской темы в эссе «Об очевидности в метафизических науках» (Abhandlung über die Evidenz in der metaphysischen Wissenschaften, опубликовано в 1764), представленном на конкурс, в котором участвовали многие известные философы той поры, в том числе и Кант.
В 1767 году Мендельсон опубликовал свою наиболее известную работу — «Федон, или О бессмертии души» (Phädon, oder über die Unsterblichkeit der Seele, 1767), в которой рассуждал о человеке в его соотношении с Богом и предложил доказательство бессмертия человеческой души. Со всех сторон он получал восторженные отклики, его хвалили за прозрачность и ясность мысли, формы и стиля.
В 1778-79 гг. Мендельсон перевёл на немецкий язык (еврейскими буквами) Пятикнижие Моисея и издал их со своими комментариями на иврите под названием «Нетивот ха-шалом» («Тропы мира», 1780-83). Мендельсон также отредактировал и снабдил примечаниями комментарии к другим книгам Библии. Напечатанные еврейским шрифтом, эти переводы были доступны и для тех евреев, которые не умели читать по-немецки. Переводы Мендельсона заложили фундамент просвещения среди евреев Германии. Евреи Восточной Европы, читавшие только на идише, получили через религиозные тексты доступ к немецкому литературному языку. С целью изучения немецкого языка перевод Мендельсона был переиздан в 1836-38 гг. в Варшаве и в 1848-53 гг. в Вильне. С другой стороны, переводы Мендельсона послужили делу обновления древнееврейского языка, дали новый толчок к развитию письменной традиции евреев и имели большое значение для развития литературы на иврите и культурного возрождения евреев Европы. Мендельсон перевёл на немецкий язык также Псалтирь, Песнь Песней и одну из «Синоид» Иехуды Галеви. Переводы Библии вызвали сильное недовольство ортодоксальных раввинов. Мендельсону лишь с трудом удалось избежать херема. В то же время, главный раввин Берлина Цви Хирш Левин (1721—1800) попросил Мендельсона перевести на немецкий язык некоторые разделы еврейского религиозного законодательства («Ритуальные законы евреев», 1778).
В 1883 году Мендельсон издал капитальный труд «Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме» (Jerusalem, oder über religiöse Macht und Judentum, 1783), в котором он излагал свои взгляды на государство и религию, христианство и иудаизм. По его убеждению, девизом государства должна быть веротерпимость, свобода совести и мысли, а различие веры не должно служить препятствием к использованию гражданских прав. Церковь же не должна пользоваться иной властью, кроме убеждения. Мендельсон утверждает, что христианство — религия веры, в то время как иудаизм — религия дела. Христианство, в отличие от иудаизма, придаёт догмату исключительное, абсолютное значение. Тора не приказывает верить в те или иные догмы, а приказывает исполнять законы, цель которых упорядочить и облагородить жизнь. Будучи одновременно убеждённым рационалистом и глубоко верующим человеком, Мендельсон доказывал, что в еврейской религии нет противоречия между разумом и верой. В то же время он отстаивал необходимость сохранения обрядового культа. Своим современникам, выбирающим между религией и общественной жизнью, он советовал: «Носите на себе, насколько можете, бремя обеих обязанностей — таков суровый приговор истории». Появление книги Мендельсона приветствовали наиболее выдающиеся умы того времени. Мирабо признал, что она «достойна быть переведённой на все языки», а Кант писал Мендельсону, что считает его книгу «провозвестницей великих реформ не только для еврейской нации, но и для других народов». [3]
Среди других работ философа — «О принципах изящных искусств и наук» (Betrachtungen über die Quellen und die Verbindungen der schönen Künste und Wissenschaften, 1757); «О возвышенном и наивном в изящных науках» (Über das Erhabene und Naive in den schönen Wissenschaften, 1758).
В 1785 году Мендельсон опубликовал книгу, «Утренние часы, или лекции о существовании Бога» (Morgenstunden, oder Vorlesungen über das Dasein Gottes, 1785), посвящённую морально-теологическому доказательству бытия Бога и ставшую его философским завещанием. В ней он развивает идеи Спинозы, однако в противоположность ему, Мендельсон утверждает, что наряду с имманентным существованием мира в Боге, необходимо признать и существование мира вне Бога, хотя и в зависимости от Него. Тем самым и пантеист должен будет признать акт творения. Такова была, согласно Мендельсону, позиция Лессинга.