мавры это кто такие в истории

Мавры

Ма́вры (лат. Mauri ) — название в средневековой Западной Европе мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки — арабов и берберов, захвативших эти территории в ходе второй волны арабских завоеваний.

Содержание

Арабское завоевание Пиренейского полуострова

В конце VII века арабы, сделав своим опорным пунктом г. Кайруан на востоке современного Туниса, завоевали Северную Африку, к 709 дошли до Танжера и берегов Атлантического океана. В 711 арабы и берберы во главе с Тариком ибн-Зиядом высадились на Пиренейском полуострове. Разгромив вестготов 19 июля 711 у озера Ханда и одержав победу у Эсихи, арабские войска взяли Кордову, Толедо — столицу Вестготского королевства и другие города.

Войско прибывшего в 712 из Северной Африки Мусы ибн Нусайра заняло Медину-Сидонию, Кармону, Севилью и Мериду.

К 718 Пиренейский полуостров, за исключением небольшой части на севере, перешёл в руки арабов. В 720 они вторглись в Галлию, заняли Септиманию и Нарбонн. Дальнейшее их продвижение в Европу было остановлено после разгрома арабских войск франкской конницей и пехотой Карла Мартелла близ Пуатье 4 октября 732. В 759 Пипин Короткий выбил арабов из Нарбонна и Септимании.

На завоёванных испанских территориях арабы образовали эмират, входивший в состав халифата Омейядов; в 756 Омейяды основали независимый Кордовский эмират, а в 929 — Кордовский халифат.

мавры это кто такие в истории

мавры это кто такие в истории

Местным светским и церковным землевладельцам, изъявившим покорность завоевателям, была оставлена часть принадлежавших им ранее земель вместе с крестьянами. Значительная часть земель перешла в руки новой земельной знати из среды завоевателей. Наиболее плодородные земли юга и юго-востока заняли сами арабы; в центральной и северной частях страны арабы расселили входившие в их войска многочисленные племена берберов.

Наибольшего могущества арабское государство достигло при Абдаррахмане III (правил в 912—961). Развитие феодальных отношений привело в конце X века к ослаблению центральной власти. В 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких эмиратов. Это в конечном счёте привело к его падению.

Реконкиста

Центры сопротивления арабскому завоеванию возникли ещё в VIII веке на севере полуострова:

С 924 расширившееся королевство Астурия стало называться королевством Леон (по имени новой столицы — г. Леон). В 1035 Кастилия оформилась как самостоятельное королевство. В этом же году независимым королевством стал Арагон. Интересы развития Реконкисты требовали объединения и централизации образовавшихся на севере и востоке полуострова самостоятельных испанских государств. В 1037 (окончательно в 1230) объединились в единое королевство Леон и Кастилия. На северо-востоке политическая гегемония перешла в XI веке к Арагону.

Решающий этап Реконкисты начался после распада в 1031 Кордовского халифата. В 1085 кастильцы взяли Толедо, ставший столицей Леоно-Кастильского королевства. Мелкие арабские государства, столкнувшиеся с этой угрозой, призвали на помощь Альморавидов из Северной Африки, которые, одержав победу в 1086 при Салаке и приостановив ход Реконкисты, подчинили себе всю мусульманскую Испанию. Однако в 1118 Арагон отвоевал у мавров Сарагосу.

В 1212 при битве при Лас Навас де Толоса объединённые силы Кастилии, Арагона и Наварры одержали решающую победу над войсками Альмохадов (в середине XII века вытеснивших из Испании Альморавидов). В 1236 кастильцы взяли Кордову, в 1248 — Севилью; в 1229—35 Арагон отвоевал Балеарские острова, в 1238 — Валенсию; португальцы освободили в 1249—50 территорию Алгарви (юг современной Португалии). К середине XIII века у мавров осталась лишь небольшая территория на юге — Гранадский эмират. На западе Реконкисту проводила Португалия (в 1095—1139 графство, номинально зависимое от Леона; с 1139 — королевство, в 1143 признанное независимым и Леоном).

В 1492 Реконкиста завершилась взятием Гранады — последнего оплота мусульман на Пиренейском полуострове. Арабо-берберское население, оставшееся в Испании, насильственно обращалось в христианство. В 1492 из Испании были изгнаны евреи, в 1502 — мавры, не принявшие христианства.

Потомки мавров-мусульман, оставшиеся на Пиренейском полуострове, назывались мориско (moriscos). Они составляли значительную часть крестьянства в некоторых регионах — таких как Арагон, Валенсия или Андалусия, однако в 1609—1614 в основном были изгнаны. По оценкам историков (Henre Lapeyre), изгнанию подверглись 300 тыс. из общего числа жителей, составлявшего примерно 8 миллионов. Изгнанники в основном переселились в современные Марокко, Тунис и Алжир, принеся туда свою культуру. Часть из них занялась морским пиратством.

Другие значения

Маврами (Mauri) древние римляне до III века н. э. называли всё нероманизированное местное население Северной Африки, подчинявшееся собственным правителям. Название происходит от названия древнего берберского кочевого племени и его государственного образования — королевства Мавретания, ставшего римской провинцией после того, как последний король Бокх II завещал правление римскому императору Октавиану в 33 г. до н. э.. Территория Мавретании соответствует современной территории Марокко и Западного Алжира. Существует мнение, что название Mauri изначально происходило от греческого μαῦρος — «тёмный», которое римляне позаимствовали у тех, кто раньше них посетил этот район.

Маврами испанцы в XVI веке называли также жителей острова Минданао — главного острова Филиппинского архипелага — самой восточной точки распространения ислама. В своих плаваниях к 1521 корабли Магеллана добрались до этих островов, которые они назвали Филиппинами в честь Филиппа II Испанского.

Маврами в классической русской литературе и художественных переводах классической зарубежной литературы, выполненных в 19 — начале 20 веков, часто называли негров. Поговорка «Мавр сделал свое дело, мавр должен уйти» (пошла из пьесы Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе») также интерпретирует термин «мавр» аналогично термину «негр», т. к. относительно негров похожие поговорки существуют, а относительно мусульман — нет. Смешение понятий «мавр»-мусульманин и «мавр»-негр связано с тем, что в Северной Африке проживает большое количество мулатов, разговаривающих на арабском или берберском языке и исповедующих ислам. Возможно, что тождество понятий «мавр» и «негр» связано с «Отелло» Шекспира, в котором чернокожий Отелло называется мавром.

В современной Испании «маврами» (moros) пренебрежительно называют всех мигрантов из арабских стран (преимущественно — Марокко).

Источник

Мавры (Мавританцы) – потомки грозных кавалеристов

В наше время мавры носят название мавританцы и являются одним из многочисленных африканских народов. Населяют они Исламскую Республику Мавритания, что располагается на исторической родине мавров. Это интересный арабский народ, что значительно отличается от своих соседей, ведь предками мавританцев были воинственные племена берберов.

Сегодня численность жителей Мавритании достигает 3 миллионов человек, и все они являются хранителями старинной культуры, что прошла сложный путь заимствований и смешения с другими этносами. Формирование мавританского народа представляло длительный процесс, однако сегодня представители его гордятся своим прошлым. Что может поведать нам истории этих племён? Почему у современных мавританцев так мало общих черт с их предками-берберами?

Появление мавританцев

Мавританцы считаются потомками берберских племён гетулов и санхаджи. Изначально территорию Мавритании населяли древние общины аборигенов, однако масштабное переселение берберских завоевателей, произошедшее в I тысячелетии до нашей эры, стало причиной оттеснения местных жителей.

Благодаря торговым связям с римскими колониями в Африке предки мавританцев сумели укрепить свои владения. Постоянное смешение с местными негроидными племенами, несколько волн миграции стали причиной появления нового народа Мавритании.

Большую часть жизни мавританский народ проводил в поисках пастбищ для своего скота, разводил лошадей. Эти люди были приспособлены к выживанию в суровых условиях, в пустынях и при непогоде. На мой взгляд, именно такая устойчивость сделала мавританцев грозными противниками всех, кто оказывался на пути их завоевательных походов.

мавры это кто такие в историиУильям Меррит Чейз «Мавританский воин»
Местонахождение: Бруклинский музей, США

Мавры – великие воины

Мавры без преувеличения были превосходными воинами. Они и нумидийцы представляли лучших кавалеристов древнего мира. Античные историки отмечали, что внешний облик коней мавританцев (впрочем, как и самих наездников) был достаточно невзрачным, однако это впечатление оказывалось обманчивым, когда те вступал в бой. Византийский военачальник Соломон так описывал своих мавританских противников:

“Большинство их голы, а те, которые имеют щиты, держат их перед собой, короткие и плохо сделанные, которые не могут их отвратить от копий и стрел”.

Это же описание подтверждается изображениями на Колонне Траяна. Мавританские воины изображены на нём без доспехов, их кони неосёдланны, а в руках заметен лишь небольшой круглый щит.

мавры это кто такие в историиКолонна Трояна – археологический памятник в Риме 113 год
Архитектор: Аполлодор Дамасский

Практически всегда с мавританской армией шли женщины и дети. Объяснением этому служил кочевой образ жизни, ведь мужчины не могли оставить без защиты свои семьи. При этом женщины-мавританки ни в чём не уступали своим соплеменникам сильного пола. Епископ Кирены Синесий в 411 году стал свидетелем необыкновенного зрелища:

“Я видел, как они (мавританки) кормили своих детей, сжимая в то же время рукояти мечей”.

Приход арабов

Военные походы мавританцев длились несколько веков, постоянно расширяя владения кочевников. В XI веке народ создаёт собственное государство, названное Альморавидским царством. В это время начинается всеобщая исламизация, а новая религия вытесняет прежние обычаи.

В XIV веке на территорию Мавритании вторгаются аравийские племена, что приносят новую культуру и уклад жизни. Начинается противостояние местных жителей и завоевателей, однако последние оказываются сильнее.

Часть берберских племён вынуждена была отступить, часть смешалась с чужеземцами. Результатом становится полная арабизация населения Мавритании, а в современных мавританцах гораздо больше арабской крови, чем берберской. Но, несмотря на это, основу для появления народа заложили именно берберы.

мавры это кто такие в историиМавр на пастбище / © Andromachos Dimitrokallis / Pixabay

Мавританское общество

В период расцвета царства у мавританцев происходит формирование общества. Высшим его слоем стали хасаны, а на ступень ниже их стали марабуты. Породниться с марабутом было честью для многих хасанов. Однако большую часть населения Мавритании составляли зенага, потомки берберов и негроидных коренных племён.

В наше время основой поведения мавританцев стали принципы ислама. Тем не менее, путешественники отмечают, что в Мавритании женщины чувствуют себя свободнее, нежели в ряде других арабских стран. Им позволяется подавать на развод (в случае веской причины), вступать в брак по собственному решению. Несмотря на то, что мавританские женщины причисляют себя к арабскому миру, их семейный уклад и жизненные принципы остаются берберскими.

мавры это кто такие в историиМавританцы любят танцы / © Сергей Каракашев / nat-geo.ru

В быту мавританцы используют мавританский язык, что принадлежит к диалектам арабского. Значительная часть населения Мавритании свободно владеет французским. Это обусловлено тем, что долгое время Мавритания являлась колонией Франции, что отразилось и на некоторых традициях и культурных аспектах современных мавров.

Для многих людей мавританцы остаются одним из самых загадочных народов, что оказал значительное влияние на историю Испании и Португалии. Лингвисты отмечают, что язык мавров достаточно сложен в изучении, однако это не останавливает тех, кому действительно интересна Мавритания и её история. Я уверена, именно такие люди сумеют открыть нечто новое и, несомненно, удивительное в потомках берберов и арабов – мавританцах.

Источник

Воинственные народы Римской империи: мавры

мавры это кто такие в истории

В древности северо-западная часть Африки была заселена кочевыми народами, говорившими на языках берберской группы. Самыми знаменитыми из них являлись нумидийцы и мавры. Греки и римляне высоко ценили их отчаянную храбрость и набирали из мавров отряды превосходных всадников и пехотинцев.

Мавритания под римской властью

Первым устойчивые отношения с Римом завязал мавританский царь Бокх I. На стороне своего зятя, нумидийского царя Югурты, в 106 году до н.э. он вмешался в войну, которую тот вёл против Рима. Бокх потерпел несколько поражений и в 105 году до н.э. согласился выдать Югурту римлянам. Его сын Богуд (49–38 годы до н.э.) оказал Цезарю серьёзную поддержку в борьбе против нумидийского царя Юбы и в 46 году до н.э. получил за это значительную часть его владений. Богуд сыграл также важную роль в кампании Цезаря против сыновей Помпея в Испании в 45 году до н.э., когда предпринятая им атака на лагерь помпеянцев послужила переломным моментом сражения при Мунде.

После смерти Цезаря Богуд поддерживал Марка Антония против Октавиана и в 38 году до н.э. потерял своё царство, которое захватил его брат Бокх II. Когда в 33 году до н.э. династия мавританских царей прервалась, Август передал власть нумидийскому царевичу Юбе II. Его сына Птолемея в 40 году н.э. по ложному навету казнил Калигула, а царство оккупировали римляне.

Мавритания оказалась разделена на две провинции: Тингитанскую (западную) и Цезарейскую (восточную). Обе они находились под управлением императорских прокураторов. На территории провинций римляне возводили города и прокладывали дороги. Под их властью некоторые кочевые племена перешли к занятию земледелием и оседлому образу жизни, однако население отдалённых областей сохраняло традиционный пастушеский уклад. Время от времени они предпринимали грабительские набеги на земледельческие области и поддерживали антиримские восстания.

мавры это кто такие в истории

Публий Корнелий Долабелла в 24 году разбил вождя мавров Такфарината, Светоний Паулин в 40 году — Эдемона, его преемник Гней Гозидий Гета — Салаба. Для обеспечения безопасности провинций римляне держали на их территориях гарнизон, насчитывавший пять кавалерийских ал и 19 пехотных когорт — всего около 15 тысяч человек. Из числа союзных племён набирались значительные вспомогательные контингенты, использовавшиеся как в провинциях, так и за их пределами.

Структура мавританского общества

Античные авторы Полибий, Диодор, Страбон и Плиний Старший сообщают о «племенах» (nations или populares), на которые делились мавры. Приводимые ими названия иногда соотносятся с именами, встречающимися в надписях, что позволяет установить около 450 этнонимов. Вместе с тем следует помнить, что в сравнении с галльскими или германскими племенами, имевшими выраженную политическую структуру и занимавшими чётко очерченную территорию, мавританские племена являются гораздо менее устойчивыми образованиями. Знаменитые насамоны или фраксиненцы, с которыми римлянам пришлось вести упорные войны во II–III веках, и которые по этой причине попадали в фокус внимания римских источников, являлись скорее военными коалициями, нежели племенами в собственном смысле слова. Дефицит солидарности приводил к тому, что после первых же поражений эти образования распадались на более мелкие группы.

Пространная надпись на бронзовой таблице из Банасы — Tabula Banasitana, которая датируется примерно 177 годом н.э., — проливает свет на внутреннюю структуру мавританского общества. Её основой являлся род (gens Zegrenses в Банаситанской таблице) — объединение более мелких семейных групп (familia). В состав фамилий входили ещё более дробные домохозяйства (domus), состоявшие уже из отдельных семей. Такая же троичная структура (domus familia gens) фиксируется и в других надписях. В её основе лежат связи, построенные на общности происхождения и реальном или постулируемом кровном родстве.

Тексты более позднего времени и этнографические описания жизни и быта берберских кочевников пустыни позволяют предположить, что система, построенная на родстве, всё же оставляла индивиду возможность перейти из одной группы в другую.

«Человек, принадлежащий к одному племени, — пишет арабский историк ибн Халдун, — мог войти в состав другого, если у него есть на то желание, присоединившись к нему по усыновлению или поступив под покровительство (…). Приняв затем общую фамилию, он считается членом племени (…). Пользуясь преимуществами родства, он, можно сказать, является сородичем своих покровителей. Независимо от того, в каком племени человек рождается, он действительно принадлежит только тому, чью судьбу он разделяет, законы которого он согласен соблюдать».

Знать и вожди

Некоторые семьи пользовались особым влиянием в составе рода. Римские авторы их именуют «знатью» (optimates). В надписях римского времени представители знатных семей зачастую носят римские почётные титулы. Например, Матун, сын Массирана, именует себя «принцепсом семьи Медид» (princeps familiae Medid). По надписям второй половины II и III века известен ряд принцепсов рода бакуатов, а Юлий Матиф и его сын Юлий Наффуси в надписи 280 года именуются царями бакуатов (regis g[entis] Baq[uatium]). Вождя юбаленцев Нубеля, отца знаменитого мятежника Фирма, историк Аммиан Марцеллин титулует «царём мавров» (regulus per nationes Mauricas).

Различие между значением отдельных титулов не вполне ясно. Вероятно, царский титул был высшей привилегией, которая жаловалась наиболее преданным и лояльным вождям с личной санкции императора. Вместе с тем Аврелий Августин в 419 году определённо противопоставляет «царей» воинственных варваров, проживающих за пределами границ империи и исповедующих язычество, «префектам» замирённых народов, поселённых римлянами внутри её провинций.

«Те, кто правили маврусиями в Мавритании, Нумидии и Бизакии, отправив послов к Велизарию, объявили себя подданными василевса и дали обещание сражаться в союзе с ним. Некоторые из них предлагали ему в качестве заложников своих детей и просили прислать им по древнему обычаю знаки их власти. Ведь у маврусиев был закон, что никто не имеет права властвовать над ними, прежде чем василевс римлян не пришлёт ему, пусть даже будет он врагом римлянам, знаки его власти. Получая их от вандалов, они не считали, что власть их имеет прочное основание. Атрибуты эти были таковы: серебряный с позолотой жезл и серебряный головной убор, покрывающий не всю голову, но, как венок, отовсюду поддерживаемый серебряными пластинками; белый плащ, застегивающийся золотой пряжкой на правом плече наподобие фессалийской хламиды, белый хитон с вышивкой и золочёная обувь. Велизарий всё это им послал и каждого одарил большими деньгами».

Союзники на римской военной службе

Одной из тех областей, где завязывались прочные связи и долговременные отношения между римской администрацией и знатью варваров, являлась военная служба. В соответствии с условиями союзного договора (foedus), который Рим обычно заключал с покорёнными народами, последние обязывались предоставлять римлянам своих воинов для участия в военных походах. Например, Аммиан Марцеллин упоминает о заключённом в 375 году договоре между римским военачальником Феодосием Старшим и Игмазеном, вождём племени иезалензиев, который обещал не поддерживать более мятежника Фирма и обязывался снабдить римского военачальника провиантом и предоставить ему воинов.

Многие из мавританских вождей имели за плечами опыт римской военной службы, а затем посылали в римскую армию своих сыновей для приобретения необходимого военного опыта и обзаведения соответствующими связями в среде провинциальной администрации. Одним из наиболее известных мавританских союзников на римской военной службе был Луcий Квиет. Его отец отличился при подавлении восстания Эдемона. Сам Лусий Квиет уже в правление Домициана командовал алой из числа своих соотечественников. Особенно он отличился при Траяне во время Дакийской и Парфянской войн.

«Лусий Квиет, — пишет о нём римский историк Кассий Дион, — был мавром и как предводитель мавританских племён командовал отрядом конницы, но в то время, осуждённый за негодное поведение, он был уволен со службы и подвергнут бесчестию. Однако позже, когда началась война с даками и Траяну понадобилась военная помощь мавров, он по собственному почину явился к нему и отличился великими подвигами. Удостоенный за это почестей, он совершил множество ещё более выдающихся деяний во время второй войны и в конечном итоге благодаря своей доблести и удаче на этой войне достиг столь высокого положения, что был удостоен преторского ранга, стал консулом и управлял Палестиной».

Кассий Дион особо обращает внимание на то, что Лусий Квиет действовал совершенно самостоятельно и по собственной инициативе. Отряд всадников, набранный им из своих соотечественников, не являлся штатной единицей римской армии и после смерти командира, убитого по тайному приказу Адриана, был распущен.

Отборная кавалерия

Подвиги Лусия Квиета упрочили высокую военную репутацию мавров. Во II–III веках их отряды всё чаще начинают встречаться в составе римских походных армий. Лукиан из Самосаты упоминает о маврах, служивших на Востоке во время Парфянской кампании 162–165 годов. Он также смеётся над дикими слухами, ходившими в это время в Антиохии об одержанных над парфянами победах и о том, что «Третий легион, галаты и отряд мавров во главе с Кассием уже перешли реку Инд». Отряд мавританских всадников как обычная часть императорской походной армии отражён в «Описании лагеря» Гигина. В 193 году мавританские метатели дротиков вошли в состав войск Песценния Нигра, а в 216 году сопровождали императора Каракаллу в походе против парфян. В 218 году мавританская кавалерия находилась на обоих флангах римской армии, сражавшейся с парфянами в битве при Нисибисе. В 232 году Александр Север набрал множество мавританских всадников для войны против персов, а в 235 году привёл их с собой в Германию.

«Александр, — пишет римский историк Геродиан, — ведя с собой множество мавров и большое число осроенских лучников, а также парфян из числа перебежчиков или согласившихся следовать за ним за деньги, готовил их, чтобы выставить против германцев. Для последних наиболее опасно именно такое войско, так как мавры способны издали метать копья и проворно атакуют и отступают, лучники же легко и метко с большого расстояния пускают стрелы в обнажённые головы и крупные их тела».

После смерти Александра Севера мавританские всадники присягнули его преемнику Максимину Фракийцу, которому верно служили в Германии и Паннонии. Мавританская кавалерия упоминается в 247 году в составе войск Филиппа Араба, сражавшегося против карпов, а в 258 году Галлиен с её помощью победил узурпатора Ингенуя. В 272 году мавры под командованием Аврелиана сражались на Востоке против пальмирцев. Между правлением Диоклетиана до эпохи Константина мавританские всадники являлись частью отборных войск императорского эскорта, а также входили в состав провинциальных походных армий. Наконец, Notitia Dignitatum перечисляет два отряда equites Mauri в составе западной походной армии. Почти наверняка оба эти отряда в 383 году входили в состав армии Грациана и от него перешли к узурпатору Магну Максиму, став наиболее преданными его телохранителями.

Источник

Мавры (мавританцы) — странные традиции потомков воинственного народа

Современные мавры (мавританцы) являются потомками храбрых воинов, которые сумели покорить многие народы. Сейчас это многочисленный народ, проживающий в ряде африканских стран, в том числе Республике Мавритания.

История

мавры это кто такие в истории

К предкам современных мавров относят берберов, которые включали гетулов и санхаджи. Эти племена часто мигрировали, что способствовало их распространению по Северо-Западной Африке. Они были воинственны, поэтому с легкостью захватывали миролюбивое население. Военные походы продолжались долго и в 11 веке позволили создать берберам Альморавидское царство. Для него характерной стала всеобщая исламизация, которая значительно усилилась с проникновением аравийских племен, пришедших сюда в 14 веке. Мигранты воевали с местными, однако аравийские племена превосходили берберов в бою, поэтому те оказались вынуждены отступить к реке Сенегал. В результате происходит полная арабизация территории, мавры приобретают генофонд от берберов и аравийцев.

Где живут (территория)

Значительная часть мавританцев живет возле реки Сенегал. Эту группу представляют оседлые мавры, которые тяготеют к правому берегу. Другие мавританцы ведут кочевой образ жизни и все время находятся в движении, расселяясь по пустыне Сахара, а также различным полупустыням.

Жизнь

мавры это кто такие в истории

В повседневной жизни мавританцы пользуются мавританским языком, который относят к поддиалектам арабского. Весьма распространен также французский.

Религия

Большинство мавританцев признает ислам суннитского толка. Существует маленькая прослойка, придерживающаяся культа предков. Некоторые являются приверженцами фетишизма. Ряд мавров является католиками.

Культура

мавры это кто такие в истории

Мавританцы стали очень известным народом благодаря своей культуре. В Мавритании работают ремесленники, прославившиеся на весь мир. Мавританцы овладели особой техникой обработки ткани и кожи. Искусные поделки из серебра, дерева, узорчатые ковры радуют глаз и находят все новых обладателей. Серебро стало основным драгоценным металлом, из которого изготавливают различные поделки, например, сундучки, ювелирные украшения. Процветает гончарное искусство, особенно в области Тагант.
Мавританцы изготавливают искусные изделия из кожи, предназначенные для использования в повседневной жизни. Сумки тагантских мастеров получили признание во многих уголках мира, как и обувь. Кроме Таганта, в Мавритании прославился Атар, где ремесленники занимаются изготовлением серебряных поделок, а в Алеге выполняют сложные работы из разных пород дерева. Золото тоже известно мавританским ювелирам. Они предпочитают комбинировать его с кораллом. Есть и весьма оригинальные работы, например, калебас — емкости для хранения вещей или жидкостей, изготовленные из тыквы.
Мавританская музыка тоже стала известна во всем мире. Музыканты в Мавритании всегда играли особую роль, передавая вести и ценную информацию от одной деревни к другой. Их песни также носили мотивационный характер, исполнялись для воинов. Главными музыкальными инструментами стали:

Таблом, похожим на барабан, пользовались обычно мужчины, а ардином (изысканной вариацией африканской арфы) — женщины.

Кочевники выращивают финиковые пальмы и обрабатывают земли на территориях оазиса. Наличие земель, пригодных для пастбищ, во многом определяет жизнь кочующего мавританца. С наступлением зимы приходит время перемещаться с северных территорий на южные, когда же приходит лето, можно вновь вернуться на север. Засуха сменяется дождливым периодом, что и определяет образ жизни. Расстояния, которые приходится преодолевать, иногда превышают сотни километров. Кочевники передвигаются племенами, беря с собой все имущество. При длительных переходах они преодолевают свыше тысячи километров. Для успешного передвижения используют верблюдов, способных долгое время обходиться без пищи и воды. В кочевом лагере могут присутствовать до 30 мавританцев, которых оседлые называют номадами. Всех их объединяет превосходное знание местности, поэтому среди кочевников много следопытов. Эти знания необходимы при перемещении на большие расстояния, ведь в пустыне мало источников воды. Немногочисленные колодцы разбросаны по территории, каждый кочевник знает, что чем больше он сможет посетить колодцев, тем больше сможет напиться его верблюд. Самому тоже необходимо пополнить запасы воды. Своих детей мавританцы-номады обучают топонимике с ранних лет. Насчитывается уже примерно 5 поколений опытных кочевников, знающих пустынные местности вокруг Сенегала как свои пять пальцев.

Мавританцы знают 2 вида колодцев. Первый называется вир и представляет собой глубокую яму, которая может достигать 80 метров. Арханы — сравнительно неглубокие колодцы. Последние мало кому известны, хотя те же виры найти нелегко без специальной карты. Именно по ней ориентируются мавры, кочуя в пустыне. Знание топографии определяет успех, однако его недостаточно. Необходимо знать каждый ориентир, даже маленькая возвышенность имеет значение.
Самым престижным занятием у кочевников является скотоводство. Чем больше голов скота, тем богаче считается человек. Причем мавры редко продают свой скот и даже не всегда используют его для приготовления пищи. Даже те номады, которые переходят к оседлому образу жизни, продолжают пополнять число голов скота, стараясь демонстрировать статус окружающим. Самым важным животным считается верблюд. Особым почетом пользуется дромадер — одногорбый верблюд, у многих ассоциирующийся с кочевым образом жизни.

Жилище

Кочевники проживают в шатрах, которые изготавливаются из прочного черного полотна. Полотно шьется из грубой шерсти (верблюд или овца). Ткань может достигать в длину 10 метров. Полотно подбирают деревянными шестами, закрепляют с помощью кольев. Один такой шатер может вмещать около 8 человек. Иногда пользуются обычными палатками, полотно которых шьется из хлопка. Внутри стелют козьи шкуры, кладут подстилки и подушки. В центре обычно ставят чайник.
У оседлых мавританцев жилище делают из песчаника. Быт среднестатистического мавританца довольно скромен, состоятельные люди могут позволить себе богатую утварь.

Традиции

Традиции мавританцев способны повергнуть в шок. До сих пор в Мавритании распространено рабство, которое имеет массовый характер. Этот факт повлиял и на брак, ведь среди женщин тоже есть немало рабынь. В целом обычаи, связанные со свадьбой и замужеством, можно считать по-настоящему удивительными.

Свадьба

Черные одеяния для женщины являются символом скорого замужества, которое она, как ни странно, отвергает. Подруги невесты должны всеми силами стараться воспрепятствовать замужеству, буквально преграждая путь супругу. Это далеко не самый удивительный обычай, например, традиция «сахва» требует от молодоженов быть предельно скромными на свадьбе. Само торжество не похоже на яркий праздник, все проходит в кругу семьи и близких друзей.
Однако нельзя не учесть современные тенденции. Мир меняется, что наглядно видно на примере мавританцев. Многие стараются устраивать пышные свадьбы, подчеркивая статус семьи. Сейчас многие мавританцы говорят, что количество гостей определяет статусность, что связано не столько с желанием объявить о свадьбе на весь свет, сколько со стремлением скорее ее окупить. Ведь каждый гость должен принести подарок.
Традиционная свадьба начинается с появления невесты и жениха. Поверх черных одеяний на девушку накидывают белую шаль. Жених же предстает в белом халате, а в руках держит черный платок. Самым почетным гостем станет тот, кто подарил больше всего денег молодоженам. Если семья жениха и невесты может позволить себе праздник, они пригласят артистов и танцоров. После торжества молодожены отправляются в дом жениха. Невесте положено спрятаться в нем так, чтобы суженый как можно дольше не смог ее найти.

Внешность

Одежда

мавры это кто такие в истории

Национальными костюмами в Мавритании являются бубу (дерра). Позволить такую одежду себе могут немногие мавританцы. Ее шьют из жаккарда голубого цвета, одежда ниспадает до земли. Носят ее и мужчины, и женщины. Отличительная особенность костюма мужчины — тюрбан, необходимый для защиты лица и головы. Женщины могут носить мелихву, которая не имеет швов. Шьется мелихва из большого куска ткани, который может достигать в длину 5 метров. Фиксация одежды выполняется с помощью узлов — у мелихвы нет булавок и пуговиц. Смысл этого наряда заключается в том, чтобы скрыть женское тело от посторонних глаз. Расцветка мелихвы может быть самой разнообразной, не исключен и пестрый окрас. Мавританки очень любят бижутерию, аксессуары, красивую обувь, очки. Это помогает им создавать уникальные образы, компенсируя закрытость. Последние годы мода Мавритании стала одной из самых известных на африканском континенте. Ношение мелихвы требует определенной сноровки, так как в ней можно запутаться.

мавры это кто такие в истории

Еда у мавританцев необычная. Они могут сочетать вкусы, которые покажутся многим непривычными. Например, соусы могут иметь сладко-горько-соленый привкус. Майонез кислый, как и практически все овощи.

Мавры для большинства людей остаются загадочным народом, культура которого чересчур экзотична. Одновременно они считаются потомками воинственного народа, который повлиял на историю Португалии и Испании. Сложность изучения мавров и Мавритании вызвана особым языком, который труднодоступен в изучении. Однако высокий интерес со стороны туристов сулит хорошие перспективы.

Видео

В данном видео показан типичный мавританский танец.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *