машина дрова что значит
Хозяину на заметку. Как покупать дрова? Как менять объем дров?
Вообщем столкнулся со следующей ситуацией. Всю жизнь жил в городе, отопление централизованное, поэтому дрова не покупал.
Но, работая у себя на предприятии, в целях экономии энергоресурсов(читай как электроэнергии), было решено поставить твердотопливный котел. Экономия на лицо, за один отопительный сезон, он себя окупил на 35 %. Если кому интересно могу рассказать, всю экономику.
Так вот, котел стоит второй год, в прошлом году обошлись дровами. Которые часть украли, не буду врать. Часть нам дали, бесплатно. Обогреваем порядка 250 м2.
За отопительный сезон израсходовано, порядка 14 м3 дров. Причем самого обычного тополя, который как известно дает очень мало тепла.
В этому году халявные дрова пролетели мимо кассы, было принято решение покупать дрова, твердых пород дерева.
Поискав на оликсе, поставщика пал выбор на определенную «контору». Пообещал привезти дров 5 м3, по цене 550 гривен за куб. Причем сказал что привезет дрова акации, дуба и др. В итоге приехал тополь и другая гнилая древесина.
И вот в машина приехала. Приехала Газель, с удлененой базай. Открыв кузов, я ох…л!
Пятью кубами, и не «пахло».
Тут я вам расскажу, как правильно принимать дрова. Может кому пригодится.
И так, мы покупаем дрова, воздух по цене дров нам не нужен.
Что такое куб дров?
Представьте ящик, три основных размера которого:длина, ширина, высота равны – один метр. Допустим, этот ящик заполнен древесиной плотно, без щелей и промежутков – это будет эталонный 1 куб дров. Теперь прикиньте, как заполнит этот объем продавец?
Начнем с того, что определим, какими категориями или стандартами оперируют на рынке дров, итак:
-колотые дрова;
-поленья;
-сетки с дровами;
-самосвалы, прицепы, телеги и т. д.
Описанный ниже расчет, действителен для аккуратно сложенных дров.
Понять сколько колотых дров в кубе достаточно просто: перемножаем ширину, длину, высоту. Полученный таким образом объем называют «складочным» (или складометр дров). Для получения цифр, максимально приближенных к реальным, используют коэффициенты, зависящие от типа древесины, размера дров и т. п. Большинством продавцов в работе принято использовать средний показатель — 0,7
Куб не колатых дров.
Ситуация аналогична описанной выше с поправкой на коэффициент, здесь он будет 0,6. Это логично, так как, если вы вернетесь к началу обзора и попробуете заполнить кубовый ящик не колотыми дровами, а круглыми поленьями, то увидите, что плотность укладки ниже.
Это теория, а теперь перейдем к практике. К вам приезжает машина дров, рубаных или нет. В кузове, дрова лежат насыпью. Тут не применить расчеты, которые описаны выше. Так как они, правильны для аккуратно сложенных дров. В нашем случае последовательность действий следующая. Все дрова должны быть сложены в один уровень. Набросаны, но в один уровень. Так будет легче считать.
Измерения следует производить, на машине. Меряем кучу, длину и ширину. После чего измеряем высоту кучи.
Например: длина кучи 4м, ширина 2м, высота 1 м.
4*2*1=8м3
Единицей объема неуложенных дров, является насыпной кубометр. Первое, что нужно сделать для расчета наваленных дров, перевести «насыпные» кубы в «складометры». Воспользуйтесь следующей таблицей:
Автомобиль на дровах: как он работает?
Это похоже на анекдот. Но тем, кто работал на лесоповале в тайге в 30-х, было не до смеха. Нет бензина — ехали на дровах. Да и по сей день эта технология до сих пор используется. Как устроены такие авто? Разбираем в деталях.
Оговоримся сразу: если автомобиль ездит на дровах, это не значит, что он — паровоз без рельсов. Низкий КПД паровой машины с ее отдельной топкой, котлом и цилиндрами двойного-тройного расширения оставил паровые автомобили в числе забытой экзотики. А сегодня мы поговорим о «дровяном» транспорте с привычными нам ДВС, моторами, сжигающими топливо внутри себя.
Разумеется, затолкать дрова (или нечто подобное) в карбюратор вместо бензина пока еще никому не удавалось, а вот идея прямо на борту авто получать из древесины горючий газ и подавать его в цилиндры как топливо прижилась на долгие годы. Речь идет о газогенераторных автомобилях, машинах, чей классический ДВС работает на генераторном газе, который получают из древесины, органических брикетов, или угля. От привычного жидкого топлива, кстати, такие машины тоже не отказываются — они способны работать и на бензине.
Автомобиль с газогенераторной установкой. Фото wikipedia.org
Святая простота
Генераторный газ — это смесь газов, состоящая в основном из окиси углерода СО и водорода Н2. Получить такой газ можно, сжигая размещенную толстым слоем древесину в условиях ограниченного количества воздуха. На этом несложном принципе работает и автомобильный газогенератор, простой по сути агрегат, но громоздкий и конструктивно осложненный дополнительными системами.
Также, помимо собственно производства генераторного газа, автомобильная газогенераторная установка охлаждает его, очищает и смешивает с воздухом. Соответственно, конструктивно классическая установка включает в себя сам газогенератор, фильтры грубой и тонкой очистки, охладители, электровентилятор для ускорения процесса розжига и трубопроводы.
НПЗ вожу с собой
Простейший газогенератор имеет вид вертикального цилиндра, в который почти доверху загружается топливо — дрова, уголь, торф, прессованные пеллеты и т.п. Зона горения расположена внизу, именно здесь, в нижнем слое горящего топлива создается высокая температура (до 1 500 градусов по Цельсию), необходимая для выделения из более верхних слоев будущих компонентов топливной смеси — окиси углерода СО и водорода Н2. Далее горячая смесь этих газов поступает в охладитель, который снижает температуру, повышая таким образом удельную калорийность газа. Этот довольно крупный узел обычно приходилось помещать под кузовом машины. Расположенный следом по ходу газа фильтр-очиститель избавляет будущую топливную смесь от примесей и золы. Далее газ направляется в смеситель, где соединяется с воздухом, и окончательно приготовленная смесь направляется в камеру сгорания двигателя автомобиля.
Схема автомобиля ЗИС-21 с газогенератором
Как видите, система производства топлива прямо на борту грузовика или легковушки занимала довольно много места и немало весила. Но игра стоила свеч. Благодаря собственному — и к тому же дармовому — топливу свой автономный транспорт могли себе позволить предприятия, расположенные за сотни и тысячи километров от баз снабжения ГСМ. Это достоинство долго не могло затмить все недостатки газогенераторных автомобилей, а их было немало:
— существенное сокращение пробега на одной заправке;
— снижение грузоподъемности автомобиля на 150-400 кг;
— уменьшение полезного объема кузова;
— хлопотный процесс «дозаправки» газового генератора;
— дополнительный комплекс регламентных сервисных работ;
— запуск генератора занимает от 10-15 минут;
— существенное снижение мощности двигателя.
ЗиС 150УМ, опытная модель с газогенераторной установкой НАМИ 015УМ
В тайге заправок нет
Древесина всегда являлась основным топливом для газогенераторных автомобилей. В первую очередь, конечно, там, где дров в избытке, — на лесозаготовках, в мебельном и строительном производстве. Традиционные технологии лесопереработки при промышленном использовании древесины в эпоху расцвета «газгенов» около 30% от массы леса отпускали в отходы. Их и использовали как автомобильное топливо. Интересно, что правилами эксплуатации отечественных «газгенов» строжайше запрещалось использование деловой древесины, так как и отходов лесной промышленности было с избытком. Для газогенераторов годились как мягкие, так и твердые породы дерева.
Единственное требование — отсутствие на чурках гнили. Как показали многочисленные исследования, проведенные в 30-е годы в Научном автотракторном институте СССР, лучше всего в качестве топлива подходят дуб, бук, ясень и береза. Чурки, которыми заправлялись котлы газогенераторов, чаще всего имели прямоугольную форму со стороной 5-6 сантиметров. Сельскохозяйственные отходы (солома, лузга, опилки, кора, шишки и пр.) прессовали в специальные брикеты и также «заправляли» ими газогенераторы.
Главным недостатком «газгенов», как мы уже говорили, можно считать малый пробег на одной заправке. Так, одной загрузки древесными чурками советским грузовикам (см. ниже) хватало не более чем на 80-85 км пробега. Учитывая, что «заправляться» руководство по эксплуатации рекомендует при опустошении бака на 50-60%, то и вовсе пробег между заправками сокращается до 40-50 км. Во-вторых, сама установка, вырабатывающая генераторный газ, весит несколько сотен килограммов. К тому же двигатели, работающие на таком газе, выдают на 30-35% меньше мощности, чем их бензиновые аналоги.
Доработка автомобилей под дрова
Для работы на генератором газе автомобили приходилось приспосабливать, но изменения не были серьезными и порой были доступны даже вне заводских условий. Во-первых, в моторах повышали степень сжатия, чтобы не так существенна была потеря мощности. В некоторых случаях для улучшения наполнения цилиндров двигателя применялся даже турбонаддув. На многие «газифицированные» авто устанавливался генератор электрооборудования с повышенной отдачей, поскольку для вдувания воздуха в топку использовался достаточно мощный электровентилятор.
Для сохранения тяговых характеристик, в особенности это касалось грузовиков, при снизившейся мощности двигателя передаточные числа трансмиссии делали более высокими. Скорость движения падала, но для автомобилей, использующихся в лесной глуши и прочих пустынных и отдаленных районах это не имело решающего значения. Чтобы компенсировать изменившуюся из-за тяжелого газогенератора развесовку, в некоторых машинах усиливали подвеску.
Помимо того, из-за громоздкости «газового» оборудования отчасти приходилось перекомпоновывать автомобиль: менять, сдвигать грузовую платформу или урезать кабину грузовика, отказываться от багажника, переносить выхлопную систему.
Золотая эра «газгена» в СССР и за границей
Эра расцвета газогенераторных автомобилей пришлась на 30-40-е года прошлого века. Одновременно в нескольких странах с большими потребностями в автомобилях и малыми разведанными запасами нефти (СССР, Германия, Швеция) инженеры крупных предприятий и научных институтов взялись за разработку автотранспорта на дровах. Советские специалисты больше преуспели в создании грузовых автомобилей.
С 1935 года и до самого начала Великой Отечественной войны на разных предприятиях Министерства лесной промышленности и ГУЛАГа (Главное Управление ЛАГерей, увы, реалии той поры) «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗИС-5, а также автобусы на их базе переделывались для работы на дровах. Также отдельными партиями газогенераторные версии грузовиков производились самими заводами-изготовителями машин. Например, советские автоисторики приводят цифру 33 840 — столько было выпущено газогенераторных «полуторок» ГАЗ-42. Газогенераторных ЗИСов моделей ЗИС-13 и ЗИС-21 в Москве выпущено более 16 тыс. единиц.
За довоенное время советскими инженерами было создано более 300 различных вариантов газогенераторных установок, из которых 10 дошли до серийного производства. Во время войны серийными заводами были подготовлены чертежи упрощенных установок, которые могли изготавливаться на местах в автомастерских без применения сложного оборудования. По воспоминаниям жителей северных и северо-восточных регионов СССР, грузовики на дровах можно было встретить в глубинке вплоть до 70-х годов ХХ века.
В Германии во время Второй Мировой войны наблюдался острый дефицит бензина. КБ двух компаний (Volkswagen и Mercedes-Benz) получили задание разработать газогенераторные версии своих популярных компактных машин. Обе фирмы в довольно сжатые сроки справились с поставленной задачей. На конвейер встали Volkswagen Beetle и Mercedes-Benz 230. Интересно, что у серийных авто дополнительное оборудование даже не выступало за стандартные габариты «легковушек». В Volkswagen пошли еще дальше и создали опытный образец «дровяного» армейского Volkswagen Тур 82 («кюбельваген»).
Дровяные машины сегодня
К счастью, главное достоинство газогенераторных автомобилей — независимость от сети АЗС, сегодня стало малоактуальным. Однако в свете современных экологических веяний на первый план вышло другое достоинство автомобилей на дровах — работа на возобновляемом топливе без какой-либо его химической подготовки, без дополнительной траты энергии на производство топлива. Как показывают теоретические расчеты и практические испытания, мотор на дровах меньше вредит атмосфере своими выбросами, чем аналогичных двигатель, но уже работающий на бензине или солярке. Содержание выхлопных газов очень схоже с выбросами ДВС, работающих на природном газе.
И тем не менее тема с автомобилями на дровах утратила свою былую популярность. Забыть о газогенераторах не дают в основном инженеры-энтузиасты, которые ради экономии на топливе или в качестве эксперимента переоборудуют свои личные машины для работы на генераторном газе. На постсоветском пространстве есть удачные примеры «газгенов» на базе легковушек АЗЛК-2141 и ГАЗ-24, грузовика ГАЗ-52, микроавтобуса РАФ-2203 и пр. По словам конструкторов, их творения могут проезжать на одной заправке до 120 км со скоростью 80-90 км/ч.
К примеру, переведенный житомирскими инженерами в 2009 году на дрова ГАЗ-52 расходует около 50 кг древесных чурок на 100 км пробега. По словам конструкторов, подкидывать дровишки нужно каждые 75-80 км. Газогенераторная установка традиционно для грузовиков расположилась между кабиной и кузовом. После розжига топки должно пройти около 20 минут, прежде чем ГАЗ-52 сможет начинать движение (в первые минуты работы генератора выработанный им газ не имеет нужных горючих свойств). По расчетам разработчиков, 1 км на дровах обходится в 3-4 раза дешевле, чем на дизельном топливе или бензине.
Газогенераторная установка ГАЗ-52
Единственная на сегодняшний день страна, в которой массово используются автомобили на дровах, — это Северная Корея. В связи с тотальной мировой изоляцией там наблюдается определенный дефицит жидкого топлива. И дрова снова приходят на выручку тем, кто оказался в нелегком положении.
Вместо машины — «дрова». Как проверить б/у автомобиль перед покупкой
МОСКВА, 7 окт — РИА Новости, Сергей Белоусов. Для жителей многих регионов России покупка подержанного автомобиля выходит немногим дешевле, чем приобретение однокомнатной квартиры или частного дома. Однако бывшая в употреблении машина никак не застрахована от того, чтобы через пару месяцев не превратиться в груду металлолома. При этом недобросовестные продавцы не несут никакой ответственности за скрученный пробег, исправность и безопасность транспортных средств. РИА Новости выяснило, как увеличить шансы на выигрыш в этой опасной лотерее и что ждет ныне почти бесконтрольный рынок.
Доверяй и проверяй
Внешность подержанного автомобиля обманчива: еще вчера на дороге лежала груда искореженного металла, а сегодня стараниями гаражных умельцев машина вновь сияет яркими красками металлик. Обнаружить последствия ДТП вне сервиса часто не могут даже опытные механики, а проверить соответствие заявленного пробега действительности визуально и вовсе невозможно. Поэтому прежде чем покупать машину, бывшую в употреблении, необходимо совершить несколько несложных операций. Для этого необходимо знать VIN-номер, госномер, номер паспорта транспортного средства (ПТС) и ФИО владельца.
С помощью сайта ГИБДД и VIN можно получить информацию о нахождении автомобиля в розыске, а также проверить, есть ли по нему какие-то ограничения на регистрационные действия в Госавтоинспекции. С 2014 года заработал единый реестр залогов: на сайте Федеральной нотариальной палаты можно узнать, находится ли машина в залоге у банка. Зная госномер и номер ПТС, легко получить информацию о наличии штрафов. Также перед покупкой нужно воспользоваться сайтом службы судебных приставов: по ФИО и региону проживания владельца легко проверить, есть ли у собственника какие-то непогашенные долги. К примеру, неоплаченная в течение полугода коммуналка может стать поводом для наложения ограничений на машины владельца.
«Существующие онлайн-сервисы помогут минимизировать риски при покупке автомобиля, но полностью их исключить пока не может никто», — утверждает Татьяна Максимова, руководитель отдела судебной работы юридического департамента УК «Авилон».
Негарантированная гарантия
«Выбор правильного автомобиля начинается с выбора правильного продавца, — считает Антон Недзвецкий, исполнительный директор и ведущий юрист Московского общества по защите прав потребителей. — Купив машину в автосалоне, покупатель может обезопасить себя хотя бы с помощью закона «О защите прав потребителей».
В крупных дилерских сетях автомобили, переданные по трейд-ин, проходят полный технический осмотр, юридическую проверку и, в конце концов, тщательную мойку. Но главным бонусом покупки машины у дилера является то, что на него распространяется закон «О защите прав потребителя». Если с машиной случится что-то непоправимое: выйдет из строя двигатель, ГИБДД не захочет ставить ее на учет или она окажется в розыске, через суд новый владелец может побороться за компенсацию полной стоимости покупки.
Но автосалон автосалону рознь. «За последние десятилетия мы получали вал обращений покупателей, приобретавших автомобили у серых дилеров, — рассказывает Антон Недзвецкий. — Чаще всего они становились жертвами обмана из-за собственной невнимательности, когда в договор купли-продажи мелким шрифтом вносилась большая цена, нежели обговаривалось устно, или торговая наценка. Иногда стоимость завышалась в два раза. Сначала полиция никак не реагировала на обращения граждан, все списывалось на гражданско-правовые отношения, потом было несколько громких дел, однако такие салоны продолжают работать и по сей день».
С крупными автосалонами тоже могут возникнуть проблемы. Взять, к примеру, ситуацию с дилерскими центрами BMW группы компаний «Независимость», клиенты которой полностью оплатили автомобили, но в итоге дилер не перечислил импортеру денег за них. В результате баварская компания расторгла контракт с дилерским центром, а машины клиентам передавали через российский офис BMW. Буквально на днях отношения с «Независимостью» прекратила и компания Volvo.
В тюрьму за скрученный пробег
В рамках конференции, проходившей в медиастудии компании «Авилон», депутат государственной Думы от партии ЛДПР Василий Власов рассказал об инициативе ввести административное и даже уголовное наказание для тех, кто скручивает пробег у подержанных машин. Если инициатива выльется в поправки в Административный или Уголовный кодекс, машин со скрученными пробегами может стать меньше.
Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает свой вариант: указывать пробег автомобиля при заключении договоров ОСАГО. Однако повсеместное распространение электронных полисов позволяет владельцам указывать любой пробег по их желанию.
Про дрова. В помощь бережливым.
В двух словах, не заморачивайтесь терминами. Как лицо с еврейскими наклонностями советую смотреть просто на цифры кроме стоимости она бывает разная.
Какие дрова покупать выгоднее: колотые или круглые? россыпью или уложенные? Предлагаем разобраться в этом вопросе и прилично сэкономить, особенно если дрова служат основным топливом для обогрева дома.
Продаются дрова, как правило, кубометрами. Но, как ни странно, куб кубу — рознь. И разница эта ощутима. Начнем с того, что тот кубометр дров, который мы покупаем, далек от истинного кубометра. Платить приходится нетолько за древесину, но и за воздух в прямом смысле этого слова, ведь уложить дрова без образования пустот между ними невозможно. Поэтому мы приобретаем так называемый складочный кубометр, если дрова доставляются сложенными, или насыпной, если дрова навалены россыпью.
Чтобы понять, сколько складочных кубометров выйдет из насыпных, нужно умножить объем дров на 0,8. Показатель будет, естественно, примерным, ведь многое зависит от размера поленьев, да и просчитать, насколько плотно улягутся дрова, невозможно. И все-таки дров из насыпного кубометра получится по массе меньше примерно на 20 %.
Но какие дрова покупать выгоднее — колотые или круглые?
На первый взгляд, ответ очевиден: колотые дрова мельче, поэтому укладываются плотнее — и складочных кубометров будет больше. Но здесь кроется подвох. Проведите эксперимент: наколите несколько поленьев — и объем поленницы увеличится. Это заметно даже при самой аккуратной укладке дров. Возникает естественный вопрос: будет ли продавец тратить время и ресурсы на такую плотную погрузку? Никогда! А значит, и потери будут больше.
Некоторые продавцы продают колотые дрова дороже неколотых, рассчитывая получить 5-10 % наценки за колку. При этом указывают цену за куб колотых дров, сложенных в поленницу. Таким образом, чистый объем древесины в кубе стал меньше, а цена выросла.
Чтобы зафиксировать разницу между кубом колотых и неколотых дров, ГОСТом введены коэффициенты полнодревесности, которые устанавливают зависимость объема дров и полного куба древесины. Значит, достаточно провести несложные расчеты. Необходимо умножить объем дров на коэффициент полнодревесности. Данный показатель зависит от длины, размера и вида поленьев или чурок. Чтобы определить точное значение коэффициента, предлагаем воспользоваться следующей таблицей http://docs.cntd.ru/document/gost-3243-88
По таблице видно, что из одного кубометра средних поленьев лиственных пород длиной 0,25 м выходит 0,8 м3 реальной древесины. Из расколотых поленьев с теми же показателями получится 0,76 м3. Разница с каждого кубометра — 0,04 м3.
Коэффициенты ГОСТа справедливы для максимально плотной укладки колотых дров. Если дрова в привезенной поленнице уложены колодцем якобы для лучшей сушки, то вас водят за нос — просите новый замер кубатуры дров.
Говоря о выгоде тех или иных дров, нельзя не учитывать их стоимость. Принципы ценообразования у продавцов могут отличаться, но все-таки есть некоторые усредненные показатели. Дороже остальных — уложенные колотые дрова. Их средняя цена — 1 500 руб. за 1 м3. Примерно на 100 рублей дешевле обойдутся колотые дрова россыпью. Столько же будут стоить уложенные поленья. Кубометр чурбаков навалом будет стоить около 1 300 руб. за 1 м3.
Какие дрова выбрать
Самое маленькое количество дров получится при заказе колотых дров навалом. Для наглядности рассчитаем значение складочной меры из насыпной, а затем вычислим истинный объем дров, взяв за коэффициент полнодре-весности уже знакомый показатель 0,76.
Итак, получаем: 1 м3 х 0,8 * 0,76 = 0,6 м3
То есть, заказывая насыпной куб колотых дров, в чистом виде получаем чуть больше половины куба древесины примерно за 1 400 руб.. Полнодревесный куб в данном случае будет стоить 2 333 руб.
Покупая насыпной кубометр поленьев, следуя тем же расчетам и используя коэффициент полнодревесности для неколотых дров, получим 0,64 куба реальной древесины за 1300 руб. Здесь стоимость полнодревесного куба составляет 2 031 руб.
Из покупаемого куба сложенных колотых дров выйдет примерно 0,76 м3 стоимостью 1 500 руб. Итого: 1 973 руб. за полнодревесную меру.
Из аналогичного объема сложенных поленьев (неколотых дров) получится 0,8 м3 реальной древесины. При стоимости примерно 1 400 руб. полнодревесный куб обойдется в 1 750 руб.
Сэкономить получится, если колоть дрова самостоятельно. Если же использовать наемную рабочую силу, то придется накинуть стоимость работы, однако прибавлять нужно не к итоговой цене полнодревесного куба, а к стоимости покупного кубического метра. Кстати, после колки дров останется приятный бонус — щепа, которая продается по 100 руб. за мешок.
О механических устройствах для колки дров мы писали в журнале «Сам» № 4’2016.
Все эти расчеты — хоть и приблизительны, но вполне допустимы, чтобы рассчитать выгоду от покупки неколотых дров.
Предположим, что на отопление загородного дома 100 м2 в среднем за отопительный сезон требуется 10-12 м3 полнодревесных кубов дров. Разница между самым дорогим (2 333 руб.) и самым дешевым вариантом (1 750 руб.), то есть между колотыми дровами навалом и уложенными поленьями составит примерно (2 333 – 1 750) х 12 = 6 996 руб.
Так какие дрова вы заготовите на следующий сезон?
© Автор: Наталия Степанова
Отопление частного дома конвекторами. Как выбрать и рассчитать мощность?
Общий принцип работы конвекторов заключается в нагреве холодного воздуха, находящегося у пола, с целью поднятия его вверх, в зону комфорта и далее под потолок. Таким образом обеспечивается постоянное движение воздуха в помещении (конвекция). Нагрев происходит посредством нагревательного элемента, который конструктивно отличается у разных производителей — он может быть выполнен как в виде простого ТЭНа, так и в виде радиатора сложной формы или даже керамической панели с греющим кабелем внутри.
Когда передо мной встал вопрос выбора конвектора я провёл исследования отечественного рынка и в скором времени стало ясно, что из серьёзных производителей на рынке РФ присутствуют только Nobo (Норвегия) и Noirot (Франция). Сегодня в этой нише добавилось брендовой китайчи типа Xiaomi, но фактически лидерство по–прежнему за вышеуказанными производителями.
Если же вы планируете использовать конвекторы для системы отопления дома, то советую выбирать серьёзный бренд по следующим причинам:
1. Гарантийный срок. У Nobo — 10 лет. У Noirot — пожизненная гарантия (ограниченная законами РФ до 10 лет). Причём последние ничего не чинят. В случае поломки вам просто поменяют сломанный конвектор на новый. Вашей модели уже не будет, поэтому получите современную.
2. Опции управления и соединения в сеть. Как правило брендовые конвекторы изначально проектируются с возможностью объединения в единую сеть отопления. Так, у Noirot имеется схема подключения по принципу ведущий–ведомый, в которой ведущий конвектор управляет температурным режимом остальных конвекторов. Это удобно для объединения конвекторов в блоки отопления по этажам. Выставив температуру лишь на одном этажном конвекторе получаем единое значение для всех остальных.
3. Качество ТЭНов и сбалансированный режим работы. Высококлассные конвекторы работают в температурном режиме не выше 60 градусов и отключаются точно при достижении заданной температуры. В отличие от них китайцы часто стараются кочегарить на полную, отключаясь при ±5 градусах от заданной температуры, что приводит к перегреву воздуха, ощущению духоты и перерасходу электричества.
4. Возможность тонкой настройки термостата. Дорогие конвекторы предлагают шаг настройки от 0,5 до 0,1 градуса Цельсия. В то время как та же настройка у недорогих конвекторов даже с электронным управлением выглядит как «примерно в этом диапазоне» и плавает на пару градусов вверх–вниз.
5. Тишина работы. Это важный параметр для обогрева, например, спальни. Щелчки термостатов дешёвых конвекторов могут быть достаточно громкими, чтобы создавать неудобства спящим.
Преимущества дорогих конвекторов в конечном счёте окупаются их экономичностью. Которая выражается не в том, что они потребляют меньше электричества, а выделяют больше тепла (как часто утверждают горе–маркетологи, не знающие о законе сохранения энергии). Экономичность достигается оптимизацией режима работы, при котором конвекторы отключаются и включаются точно при достижении заданной температуры, а не продолжают кочегарить на полную мощность или включаться раньше времени.
Замечу, что преимущество экономичности имеет смысл для тех, у кого электричество стоит недёшево, как у меня (5,8 рублей за 1 кВт–ч). Если же электричество в ваших краях дешёвое, то вполне реально подобрать себе тихую китайскую модель, которая успеет 4 раза сгореть за время эксплуатации того же Noirot и всё равно обойдётся дешевле, чем бренд.
Теперь давайте поговорим о подборе конвектора по мощности и его установке внутри помещения. Тут есть несколько важных правил, которых нужно придерживаться.
1. Подобрать мощность конвекторов просто по давно известному моим подписчикам советскому СНИПу «прикидочной мощности отопления помещения», при котором на 1 квадратный метр берётся 100 Вт мощности отопления, либо при более точном просчёте можно считать в кубометрах и тогда на 1 куб нам потребуется затратить 40 Вт мощности. Грубо, на 10 квадратных метров требуется 1 кВт мощности.
2. Много конвекторов малой мощности лучше, чем один большой. То есть, при выборе установки одного конвектора на 1,5 кВт или трёх конвекторов по 500 Вт, стоит выбирать последнее. Почему? Во–первых, вы получаете возможность тонко регулировать мощность в помещении, включая или выключая обогреватели. Нужно подогреть совсем немного? Оставили один. Нужно включить на максимум — врубили все три.
3. Располагать конвекторы желательно располагать на стенах, а идеально — под окнами. Т.к. именно окна являются источником притока холодного воздуха и его отсечка является первостепенной задачей отопления. Именно под окнами конвекция достигает наибольшей скорости. И тут опять же, лучше иметь больше маломощных конвекторов, чем один большой.
Установка конвекторов в центре помещения и вообще катание их на роликах вокруг себя имеет мало смысла, т.к. в этом случае конвекция, а значит и скорость обогрева помещения, будет значительно ниже, чем при установке на стены. Стены являются хорошей направляющей для потоков воздуха вдоль конвектора.
Давайте вкратце поговорим о не такой уж новой, но всё же новинке — керамических конвекторах. По сути, принцип их работы очень простой — это кусок электрического тёплого пола, размещённый между пластинами керамики. Сделать такой «конвектор» можно и самостоятельно, приобретя керамическую плитку большого размера, греющий кабель и кусок металлического профиля. На мой взгляд, цены на керамические конвекторы неоправданно высоки, т.к. единственное их преимущество — это некоторая тепловая инерция, которая достигается за счёт разогрева керамической пластины и её последующего остывания. Экономичность данного типа конвектора по сравнению с другими — спорна. Ещё раз повторю, что для получения 1 кВт тепла нам нужно сжечь 1 кВт электричества (либо топлива). Каким способом это будет сделано — не имеет значения.
Минусом керамических конвекторов является то, что керамическая пластина разогревается по всей поверхности до 80 градусов, что может быть причиной ожогов домашних животных и детей.
Подводя итоги. Электроконвекторы имеют свои плюсы и минусы, как любой другой источник тепла. Плюсы данного вида отопления в простом монтаже, высокой чувствительности и автономности — не требуется теплоносителя, достаточно только электричества.
Минусы — в первую очередь, это дороговизна энергоносителя. Электричество в РФ обходится дёшево только для Китая, поэтому отопление при городском тарифе может обойтись в копеечку. Во–вторую, собственно, зависимость от электричества — нет электричества и ваш дом замёрз.
Для обеспечения автономности имеет смысл использовать конвекторы в паре с другим источником тепла — печью, твердотопливным котлом. Именно такая система уже 6 зим согревает наш дом без всяких проблем перенося отключения электричества.
К слову, наше зимнее потребление составляет порядка 1 мВт–мес, что при стоимости 1 кВт–ч в 5,8 рублей обходится в 5+ тысяч. Что для дома в 100 квадратных метров я считаю неплохим результатом. Естественно, при проживании в другом регионе затраты были бы иными, например, в тариф Смоленской области составляет 2,8 рублей за 1 кВт–ч, соответственно при тех же энергозатратах стоимость отопления составила бы около 3 — тысяч рублей.
Вышеуказанный пример дан для того, чтобы была ясна бессмысленность измерения эффективности отопления в рублях. Тарифы везде разные, поэтому измерять эффективность имеет смысл только в киловатт–часах, накрученных вашим счётчиком при обогреве конкретной площади дома.