марья искусница это кто такая
Марья-искусница
История персонажа
В восприятии большинства детей Марья-искусница ассоциируется с героиней легенд и сказаний, известных нашим предкам. Но биография персонажа не уходит корнями в давние века, а Марья-искусница не фигурировала в сказках, пока режиссер Александр Роу не решился на съемки киносказки с оригинальным сюжетом.
История создания
Фильм, для которого написана сказка о необычной героине, был давней задумкой постановщика. Специально для работы над ней он пригласил к сотрудничеству Евгения Шварца, известного фантазией и любовью к фантастическим сюжетам. Идея о создании фильма томила Роу не один год. Режиссер тщательно продумывал детали, образы и их характеристики, роли и даже название. Останавливало постановщика лишь то, что все знакомые ему сказки повествовали о приключениях грубых неотесанных солдат. Советских детей он хотел побаловать тонким произведением, западающим в душу и запоминающимся духом волшебства.
Писатель Евгений Шварц
Продумывая сюжет, Роу случайно наткнулся на сочинение Шварца «Сказка о храбром солдате», которая создана для кукольного театра в 1946 году. Позднее произведение адаптировали для радиоспектакля. Режиссер проникся идеей сказки и понял, что хочет сотрудничать только со Шварцем. Роу сделал автору предложение и получил согласие.
Следующая череда препятствий в воплощении желанного проекта связана с тем, что текст сказки неоднократно возвращался на доработку писателю. Худсовет не пропускал его и просил изменить формулировки и посыл с ориентированием на мировоззрение советских детей. Шварцу нелегко дался этот период, ведь грубая цензура портила идею произведения, которой дорожили он и Роу. В 1959 году работа над киносценарием была закончена, и Роу снял по нему картину под названием «Марья-искусница».
Режиссер Александр Роу
Незамысловатый сюжет знакомил читателя с солдатом, который, отбыв службу, шел домой через лес. На пути военного встретился мальчик Иванушка. Он пожаловался мужчине, что потерял матушку, и ее украли. Храбрый солдат не бросил ребенка в беде и пришел на выручку, помогая отыскать мать в плену Водокрута.
Марья-искусница имеет дар: она известна умением делать любое дело гладко и хорошо. Пряла ли пряжу, пекла ли пирожки – все спорилось в ее руках. Слух о девушке дошел и до подводного царства, поэтому ее украл подводный царь Водокрут.
Марья-искусница
Находясь в заточении, Марья-искусница без передышки работает на мучителя день и ночь, тоскуя по былой счастливой жизни и любимому сыну. Солдат помогает мальчику найти мать. Он пускается в путь по морскому дну и проходит много испытаний, чтобы достичь цели. Преградой ему становятся чудовище и колдовство, которым сковано сердце Марьи-искусницы.
Фильм «Марья-Искусница»
Актеры для работы над проектом были выбраны Роу заранее. Он пригласил исполнителей, с которыми имел опыт сотрудничества. Анатолий Кубацкий, Нинель Мышкова, Михаил Кузнецов и Витя Перевалов воплотили персонажей Шварца на киноэкране. Для Виктора Перевалова, неоднократно работавшего с режиссером, этот проект стал проходным билетом в кинематограф.
Нинель Мышкова в роли Марьи-искусницы
Придворного Квака изобразил любимец публики Георгий Милляр, фильмография которого богата образами отрицательных сказочных героев. Артист, славящийся импровизацией, предложил массу интересных нюансов, внесенных в сценарий. Это добавило фильму комизма и позитивного настроения. Роу позволял артистам вживаться в роль и предлагать идеи, которые приходили им попутно. Он не делал актерам замечаний, работая в технике антрепризы.
Ленту снимали на Московской киностудии имени Максима Горького. Она блистала яркими декорациями и отличалась съемками, формат которых не был типичен для советских сказок. Это сцены, где использовалась магия, и эпизоды в подводном царстве.
Георгий Милляр в фильме «Марья-искусница»
Привлекала картина и тем, что в ней были песни, которые исполняли сами артисты. Премьера фильма состоялась в марте 1959 года и была воспринята публикой с восхищением.
Цитаты
«- Помогите! Спасите! Вскипячусь! Сварюсь!
— Так тебе и надо, злодей придворный!
— Сва-сва-сварился па-па-пачти в кру-кру-крутую!»
«Я, Ваше болотное Величество, русский солдат! Нельзя мне спокойно жить, если дети тоскуют, а матери в неволе томятся!»
Фильм «Марья-искусница»: актеры и судьба
Фильм «Марья-искусница» поставлен режиссером Александром Роу по сценарию Евгения Шварца в 1959 году. Над оригинальным проектом, в котором есть «подводные» кадры, работал первопроходец в области «спецэффектов» Владимир Никитченко, песни в кинофильме исполняли сами артисты, а цитатами из фильма-сказки пользуются и сейчас, в 2021 году.
Как сложилась творческая судьба исполнителей ключевых ролей тогда и в последние годы жизни – в материале 24СМИ.
Михаил Кузнецов (1918–1986)
Роль отставного солдата, который решил помочь Ванюше разыскать Водокрута в подводном царстве и отвоевать мать мальчика Марью-искусницу исполнил Михаил Кузнецов.
Значимой в карьере исполнителя стала роль Федора Басманова в 2-серийной киноленте «Иван Грозный», а любимым образом артиста оказался главный герой в проекте «Матрос Чижик». В фильмографии исполнителя более 50 киноработ, среди которых «Гиперболоид инженера Гарина» и сериал «Россия молодая», в которой Кузнецов сыграл воеводу Прозоровского.
Михаил Артемьевич скончался 23 августа 1986 года. Похоронен на Введенковском кладбище.
Нинель Мышкова (1926–2003)
Роль Марьи-искусницы сыграла Нинель Мышкова. Актриса дебютировала в 1947 году с фильма «За тех, кто в море». А позже в ее карьере появился проект «Садко», где она исполнила Ильмень-царевну.
К слову, в карьере Нинель Константиновны фильм «Марья-искусница» – это не единственный проект, где актрисе довелось играть красавицу. В карьере звезды роль Василисы в кинокартине «Илья Муромец» и Ольги Зотовой в проекте «Гадюка».
С конца 80-х у звезды обнаружили прогрессирующий рассеянный склероз. Нинель Константиновна скончалась 13 сентября 2003 года.
Виктор Перевалов (1949–2010)
Иванушку исполнил Виктор Перевалов. Актерский дебют в кино у юного исполнителя состоялся в 8 лет в короткометражке «Тамбу-Ламбу». Фильм «Марья-искусница» – это третья работа в кинематографе, после которой карьера звездного ребенка пошла в гору. Позже были такие кинокартины, как «Балтийское небо», «Республика ШКИД», «Старая, старая сказка».
После армии был период, когда артист играл молодых людей и подростков, а затем он пропадает с экранов и становится простым рабочим.
Появиться в кинематографе самому популярному ребенку-актеру удалось лишь в 2005 году в фильме «Граффити». Артист вернулся в профессию, но не надолго.
5 июля 2010 года Виктор Порфирьевич скончался от инфаркта на 62-м году жизни.
Анатолий Кубацкий (1908–2001)
Фото: кадр из фильма / kino-teatr.ru
Водокрута XIII сыграл Анатолий Кубацкий. В карьере исполнителя такие фильмы-сказки, как «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Чиполлино». В творческой судьбе актера более 50 киноработ, озвучивание мультфильмов и иностранных проектов.
После смерти супруги артист вел уединенный образ жизни, а затем переехал в Дом ветеранов. Скончался 29 декабря 2001 года.
Георгий Милляр (1903–1993)
В необычном для себя образе Квака появился Георгий Милляр. Тогда, чтобы выглядеть интересно в детской постановке, Георгий Францевич сбрил волосы и брови, а гримеры покрасили кожу зеленкой.
Имя актера тесно связано с образами Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. В творческой судьбе исполнителя так и не появилось серьезных ролей, зато остались запоминающиеся персонажи в фильмах «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Финист – Ясный сокол». Последние годы артист мало снимался, но не отказывался от работы над второстепенными героями.
Георгий Францевич скончался 4 июня 1993 года от пневмонии. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Вера Алтайская (1919–1978)
В роли Тетушки-Непогодушки появилась Вера Алтайская. Звезда дебютировала с героинь-красавиц, а позже перешла в амплуа злодеек. Как и ее коллеги по цеху, артистка часто появлялась в образах волшебных персонажей в сказках Роу.
Среди заметных работ исполнительницы можно также выделить «Снежную сказку», «Дом с мезонином», «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Последние годы жизни звезда страдала от онкологического заболевания. 28 декабря 1978 года Вера Владимировна скончалась.
Александр Хвыля (1905–1976)
Мудреца-молчальника сыграл Александр Хвыля. Творческая судьба актера оказалась связана со сказкой. Долгое время играл Деда Мороза на новогоднем празднике в Кремле. Фильм «Марья-искусница» позволил постановщику разглядеть в артисте сказочного персонажа. Позже исполнитель появится в таких сказках Роу, как «Морозко», «Золотые рога» и другие.
В фильмографии актера более 90 киноработ, среди которых «Бриллиантовая рука», «Братья Карамазовы», «Королева бензоколонки».
Александр Леопольдович скончался 17 октября 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Марья — незаслуженно забытое имя
Марья — незаслуженно забытое имя. Из цикла «Волшебные сказки Руси».
Марья-искусница, Марья-Моревна, Марья-царевна, Марья-краса — долгая коса — это из русских волшебных сказок.
Марья Болконская, Марья Воронова, Марья Гавриловна — это из литературы.
Марья-зажги снега, Иван-да-Марья, Марьин корень — а это уже из народных легенд и месяцеслова.
Имя Марья очень распространено было в Древней, Киевской, дореволюционной Руси. А вот потом, имя это нам заменили древнееврейским Мария и сейчас интернет на запрос «Марья» услужливо предложит значение имени Мария, в некоторых случаях указав в скобочках, что это то же самое, что и Марья.
Но ведь нет! Марья — это не просто другая буква в имени, это совсем другая судьба, совсем другой характер.
Вот и решила я, как именолог, установить справедливость. Делаю это и для себя, чтобы пополнить опыт сравнительного анализа, и для вас, чтобы понимали разницу между русским именем Марья и иудейским Мария, и для тех немногочисленных родителей, которые решили назвать дочь Марьей, а истинного значения имени не знают.
Итак, Марья.
Во-первых, в имени два слога, что говорит о том, что Марья может самореализоваться только, если рядом есть кто-то, кто поддерживает, направляет. Можно сказать, что имя Марья несёт женскую энергетику. Ударение на первом слоге указывает на то, что Марьи с ранних лет определяют свою дорогу в жизни. Ударный слог, закрытый с обеих сторон, указывает на человека, умеющего удержать своё. Такие люди мало говорят, но много делают. Умеют не просто идти к цели, но даже просчитать план отступления в случае неудачи. Но четыре буквы в ударном слоге говорят о том, что Марьи обычно становятся проводниками не собственных идей, а окружения. Всё это может говорить о том, что Марья чётко понимает, что её предназначение — быть хозяйкой, иметь большую семью, уметь управлять делами этой семьи, чтить мужа и старших вообще. В общем, жить по предписаниям домостроя.
Теперь Мария.
Имя трёхсложное, с ударением на втором слоге.
Такие имена заставляют женщину притягивать к себе кризисные ситуации, стремиться перевоспитать партнёра по своему представлению. Только в середине жизни Мария наконец-то понимает своё истинное предназначение, первая же треть жизни нестабильна, полна новых проектов, несбыточных желаний. Об имени Мария можно сказать, что оно несёт энергетику мужскую. Марии обычно считают себя правыми, не оставляя за партнёром право на самовыражение. Ударный слог из двух букв, закрытый спереди, говорит о том, что человек много раз подумает, прежде, чем принять решение. Об этом же говорит и трёхсложное имя — человек постоянно стоит перед выбором. По этим предварительным характеристикам могу констатировать, что Мария не живёт стабильной жизнью, все время стремится занять лидерствующие позиции, хочет идти не в ногу с мужчиной, а впереди, постоянно доказывая, что она — сильная.
А Марье ничего доказывать не нужно, её сила — в стабильности, гармонии, размеренности, её сила — в крепкой семье.
Проанализируем те буквы в именах Марья и Мария, которые являются одинаковыми. Практически сразу, исходя из приведённой выше предварительной характеристики каждого имени, я буду значения букв «распределять» по именам в их соответствии.
Первая М говорит о том, что представительницы имени не склонны много размышлять (Мария), ум сильный изобретательный, но с трудом принимают новое (Марья); проницательны (Марья), талантливы в творческих профессиях (Мария). Но и Марью обязательно нужно отнести к творческим людям, ведь именно они передавали своим детям навыки и умения — вот только это не становилось профессией, это было естественным занятием.
Первая М делает человека заботливым, милосердным, застенчивым, мягким. Но представитель этого имени обладает стремлением быть в центре внимания, упрямством, умеет внешне казаться мягким, а внутренне быть жёстким, а иногда и жестоким.
Сопоставьте эти характеристики с тем, что мы уже знаем о представительнице каждого имени.
Марьи будут заботливыми, милосердными, не будут скрывать своё истинное лицо.
Марии предстанут перед нами внешне мягкими, застенчивыми и мы даже не подозреваем, что под этой маской может находиться жёсткая воительница, стремящаяся отвоёвывать себе место под солнцем с упрямством, а иногда и цинизмом.
Вторая буква имени раскрывает — чего же человеку не хватает для полного счастья, что нужно наработать в себе, чтобы в жизнь вошли гармония и удача.
Буква А в этой позиции говорит о том, что нашим Марья/Мариям нужно стремиться к ясности, чистоте, пониманию, ради чего предпринимается тот или иной шаг, к достижению духовного и физического комфорта. В имени Марья — А является ударной и это говорит о том, что Марья обладает интеллектуальными способностями, в её характере преобладает разумное начало, она способна к глубоким размышлениям. В имени Мария — А ударной не является и это может давать дополнительно к вышеперечисленным характеристикам ещё одну — непременное желание настоять на своём, быть первой, правой во всём. Как видите — одинаковые, казалось бы, потребности, но какими разными путями идут к ним обладательницы выбранных нами имен. Марьи выстраивают свою жизнь разумно, размышляя над правильностью каждого шага. Марии «идут напролом», лишь бы добиться, победить, доказать.
Третья буква имени (в нашем случае это Р) говорит о высшем проявлении, о том, что необходимо открыть и обязательно развить; очень удачно, если эта буква стержневая. А в наших именах она именно стержневая. И даёт она нашим Марья/Мариям: «бескорыстие, рациональность, умение вникать в сущность, способность не обманываться внешними представлениями, самоуверенность, храбрость, увлечённость, активность, иногда необдуманный риск, авантюризм».
Сопоставим данную характеристику с уже известными нам описаниями того и другого имени.
Марьям нужно научиться быть более храбрыми, самоуверенными, активными, остальными качествами характера она награждена вполне. Мариям нужно стать более бескорыстными, рациональными, научиться вникать в суть происходящего, чтобы несколько смягчать те черты, которыми они наделены.
И вот мы подошли к четвёртой букве, той самой, отличной в обоих именах. Рассмотрим её подробнее.
Четвёртая буква имени указывает на то, на чём человека могут подловить, если он потеряет чувство меры; тяжело, если эта буква ударная, хотя иногда она указывает на то, что человек саморазвивается через экстремальные ситуации.
В имени Марья четвёртой является Ь, который даёт способность «раскладывать по полочкам», но даёт и неуверенность в себе. Сложно предположить, что Марья, с присущими ей чертами характера, приведёнными выше, может в чём-то перешагнуть, «переступить порог». Тем не менее, такое вполне может случиться — все мы разные — и тогда Высшие силы пошлют ей испытание в виде постоянной неуверенности в себе, в своих силах, в своей правоте. Только рациональность и умение логически мыслить поможет восстановить целостность мыслей.
А вот в имени Мария И является ударной и, судя по характеристикам этой буквы, Мариям Высшие силы посылают испытания в виде финансовых затруднений, потери партнёрства, одиночества в личной жизни. Мариям придётся приложить немало усилий, чтобы восстановить правильную систему ценностей и вернуть гармонию в свою жизнь.
Пятая буква имени — буква общения, контакта, расширения связей, помощи кого-то в трудную минуту; если она последняя, это делает человека уязвимым в обществе.
Буква Я даёт нашим героиням чувство собственного достоинства, стремление к уважению и любви окружающих. Их ценят по уму, а не по силе, они обладают организаторскими способностями и умеют вести за собой.
Но последний слог в обоих именах состоит всего из одной буквы, а это означает, что слог открыт. Это делает наших героинь восприимчивыми к внешним условиям, зависимыми от мнения окружающих, их энергетика несколько ослабевает и для подпитки постоянно нужны какие-то действия.
И снова мы можем наблюдать, как по-разному восполняют личную энергетику представительницы этих таких разных имён. Опираясь на все приведённые выше характеристики, могу сказать, что Марьям даже не нужно ни под кого подстраиваться — они и так живут интересами близких и получают радость от того, что окружающие радостны и успешны. И чем больше умеет радоваться за других Марья, тем сильнее её энергетика.
Марии же приходится всё время доказывать свою значимость, ещё сильнее ослабляя и без того слабую личную энергетику. Мария должна научиться радоваться за других, жить интересами других, не тратить жизнь на доказательство своей уникальности, силы, значимости.
Вот такие разные имена.
Целью моего сравнительного анализа было — проанализировать, какие черты характера выделяет и то и другое имя. А ещё — показать читателю, что оба имени — и Марья и Мария — имеют право на самостоятельное существование, и не нужно отдавать дань моде и отказываться от желания называть дочерей Марьями.
Это прекрасное имя, которое помогает женщине быть женщиной — мягкой, нежной, заботливой, любимой и сильной.
Царевна Марья Искусница
Статус
Происхождение
Царство
Содержание
Маша (Марья Искусница)— одна из шести царевен-учениц, приехавших учиться в школу Дивногорье. Первое появление в серии Праллели Добра и Зла.
Общее описание:
Марья фанат спорта и искусства, любимое занятие — искусство. Маша очень любит шить, вязать, вышивать, рисовать петь и заниматься спортом. Мария не любит много болтать, если в этом нету пользы, она предпочитает заниматься полезными делами, а не делами приносящие только удовольствие.
Описание внешности:
У Маши большие изумрудные глаза, на которых находятся длинные чёрные ресницы, бледная кожа и длинные жёлто-апельсинового цвета волосы заплетённые в две длинные толстые косы, длина которых, ниже колен. Марья одета в белую рубашку с пышными рукавами, поверх которой, одета туника-сарафан расшитый цветочными узорами, под туникой жёлтые короткие шорты, царевна носит длинные красные сапоги выше колен, с золотыми застёжками. Царевна носит на голове большой высокий кокошник который, расписан множествами узорами, а в ушах у Марьи есть золотые серьги с красными рубинами и изумрудами. На вид Маше 12-13 лет.
Личность:
Маша довольно независимая от остальных царевна, тем не менее Марья всегда прислушивается к интересам других царевен, а поскольку царевна приехала из богатой семьи, то чувствует над остальными царевнами своё превосходство, но Марья никогда не задаётся, скорее всего ей нравится побыть одной наедине с самой собой и искусством, Маша любит шить, вязать, вышивать, рисовать петь и все что связанно с искусством, Маша настоящая творческая личность и знаток в искусстве.
Характер:
Маша весьма добрая и отзывчивая царевна, она любит тишину, но предпочитает шумные компании, Марья ответственная, храбрая и честная царевна, но наблюдается такая черта как: равнодушие и ревность. Маша может немного поревновать, но также быстро и перестанет ревновать. Свободное время любит проводить с пользой, например со спортом.
Сила и способности:
Маша способна телепортироваться, левитировать, также обладает магией вулкана: может мгновенно вырастить любой величины вулкан, может пускать из рук лаву, а если начнётся извержение вулкана то Маша сможет свободно купаться в лаве и при этом вреда царевне не будет. Также Марья способна за минуту сделать какое-либо произведение искусства: мгновенно вышить узоры, связать какую-либо вещь или нарисовать красивую картину, но может сделать это всё и с обычной скоростью и при этом любое искусство у Марьи всегда получается отлично. От природы Марье даны умелые руки, красивый голос (и внешность), быстрые ноги и большая сила воли.
Сказка стала былью. Марья Искусница творит чудеса в Суздале
В этот день произошло чудо. Пошел снег. Измученный грязью декабрьский город вздохнул с облегчением. Белые снежинки падали тихо и настойчиво, обновляя улицы. И вечно бегущие куда-то люди улыбались этому долгожданному снегу. Именно в такие дни, когда почему-то появляется стойкое ощущение волшебства, мы и попали в Усадьбу Марьи Искусницы.
Сказка начинается…
Небольшой деревянный дом спрятался в Сельце, чуть поодаль от туристического центра Суздаля. Яркие ворота, как в сказках великого Александра Роу, вдруг распахнулись, и навстречу вышла Ксения Варнавская, она же Марья Искусница. Это место они создали вместе с мужем Иваном Колесовым. Яркие, веселые и талантливые, они прошли через многое, чтобы дарить людям сказку. Сейчас Усадьба — место, где рады всем, кто любит русскую культуру и верит в чудеса. Здесь ставят авторские спектакли, играют в старинные игры, рассказывают о добрых русских традициях, вспоминают фольклор и проводят ремесленные мастер-классы.
Ксения Варнавская в образе Марьи Искусницы
Сама Ксения уже не разделяет себя и созданный ею образ героини русских народных сказок. В Марье Искуснице так много от нее самой. Обе творят простые и понятные чудеса, дают вторую жизнь старым вещам и преображают реальность. Обе несут радость одним своим присутствием.
Волшебство из детства
Наверное, и не могло быть иначе. Ксения родилась в семье двух творческих людей: фотохудожника, журналиста, телеведущего Игоря Варнавского и балетмейстера-постановщика Ирины Варнавской. Обоих хорошо знают в творческой среде Владимирской области и за ее пределами. Оба ушли. Сначала не стало папы, а 8 января, уже после нашей встречи с Ксенией, скончалась ее мама.
Игорь и Ирина Варнавские, родители Ксении
Ксения на съемках вспоминала, как Игорь Варнавский, которого потом часто видели на экранах телевизоров жители Владимирской области, читал ей сказки. И все невзгоды уходили прочь. Это тоже было маленькое, но чудо. Сама будущая Марья Искусница уже в детстве развлекала соседей спектаклями. И даже отучившись на филфаке, не забыла, что она самая настоящая волшебница.
Как произошло перевоплощение, когда появилась Усадьба и зачем Ксения хранит прабабушкину прялку и собирает старые наличники, смотрите в новом выпуске проекта «Наши люди»:
Ксения Варнавская рассказывает:
00:45 — как перевоплощается в Марью Искусницу;
01:15 — как Марья Искусница творит волшебство;
02:22 — как создавалась Усадьба в Суздале;
03:09 — зачем Ксения хранит прялку прабабушки;
04:11 — откуда в Усадьбе столько старых наличников;
04:55 — про детство у бабушки с дедушкой;
05:33 — про маму и папу — Игоря и Ирину Варнавских;
Елена Пляскина, Петр Соколов, Ольга Андриенко
В материале использованы фото и видео из личного архива Ксении Варнавской