мальтийский крест на машине что значит
Мальтийский крест
Мальтийский Крест, без сомнения – это исторический символ. Однако, прежде чем мы приступим к исследованию использования этого знака, необходимо рассмотреть само понятие креста.
В Христианстве крест призван напоминать о распятии Христа, а тем, что он пуст – о Его воскрешении. В любых других случаях крест – нейтральный символ, зачастую абсолютно симметричный и регулярно используемый в искусстве. Множество стран использовали крест в качестве главного военного украшения и награждали им тех, кто верой и правдой служил государству.
Мальтийский крест использовался у Рыцарей острова Мальта, и служил для индентификации самих рыцарей и отличия от их врагов. Орден Рыцарей Мальты, также известный как Рыцари Святого Джона, или Орден Госпитальеров, являлся религиозным слоем общества, и был основан примерно в 1070 году. Главной задачей Ордена была помощь и охрана паломников, следовавших к Священной Земле. Постоянно участвуя в походах, боях и стычках, в 1136 году Рыцари Мальты из религиозного слоя общества полностью перешли в разряд военных. В 1530 году император Карл V предоставил Мальту в распоряжение Ордена, с самых тех пор и называвшимся Мальтийским. Именно в то время Мальтийский Крест приобрел форму, которая известна и в наши дни – белый крест с восемью острыми окончаниями.
Предполагается, что восемь концов креста олицетворяют восемь клятв, которые давали рыцари Ордена:
Жить правдой
Жить с верой
Раскаиваться в грехах
Доказать смиренность
Уважать правосудие
Быть милосердным
Быть искренним и чистосердечным
Выдерживать жестокость
И хотя много стран и организаций во всем мире используют кресты, похожие, а зачастую являющиеся и копиями формы Мальтийского, нельзя закрывать глаза на тот факт, что он имеет свою специфическую роль в истории и не стоит путать его с остальными.
Странный крест появился за тысячи лет до создания ордена госпитальеров, и подлинное его значение было доступно лишь нескольким посвящённым рыцарям. Некоторые исследователи полагают, что мальтийский крест означает единение четырёх древних аштарских богов, так сказать, святая четвёрка. Другие утверждают, что он образован двумя свастиками — солнечной и лунной, которые соприкасаются концами. Раньше иногда свастики изображались с чуть загнутыми концами (у нацистов была принята лунная тёмная свастика и даже вообще не свастика, а Hakenkreuz — символ изменения мира и сознания). Таким образом, мальтийский крест символизирует единство света и тьмы, добра и зла, прошлого и будущего.
Какая же из древних цивилизаций подарила нам этот магический символ, сказать трудно. Этот крест обрёл широкую известность лишь с появлением ордена госпитальеров.
В некоторых малоизвестных у нас источниках утверждается, что госпитальеры унаследовали духовное учение кумраитов — религиозной общины, которую возглавлял Иоанн Предтеча (кстати, его отец Захарий долгое время заведовал госпиталем в Иерусалиме). Странный символ пришёл тоже вроде бы от них, а откуда его взяли кумраиты, неизвестно. Его следы теряются в тысячелетней истории человечества. Но посвящённые считали, что мальтийский крест обладает магической силой и наделяет его обладателя особым могуществом, ибо этот знак определяет сущность нашего мира и предназначение человека на земле. Думаю, многие из нас задавались вопросом — а для чего я живу? в чём моё предназначение? Сейчас попробуем узнать.
Во-первых, мальтийский крест объясняет сущность мира материального, состоящего из единства и равновесия четырёх стихий огня, воды, воздуха и земли (четыре состояния вещества).
Во-вторых, сущность мира нематериального, так называемого небытия, известного в древности под названием мэон. Наш нематериальный мир образуют пространство, время, энергия и информация.
Ну, и самое интересное — человек. Представьте, что вы в центре креста. Верхний его луч играет роль воронки, через которую на вас нисходит божественная истина. Через левый и правый лучи вы отдаёте в этот мир любовь и силу (благодеяния), из нижнего луча исходит мудрость. Предназначение человека — быть проводником истины и следовать ей. Таким образом, мальтийский крест означает гармонию — гармонию этого мира, гармонию нашей души, где всё уравновешено.
В пользу этой гипотезы говорит то, что так называемые донаты — члены ордена, не посвящённые в рыцари, но зарекомендовавшие себя благими делами, имели особый знак — мальтийский крест, в котором верхний луч либо отсутствует, либо имеет другой цвет, то есть путь к истине ещё закрыт. Возрождая в России рыцарский орден с его традициями, гуманными устремлениями Павел надеялся дать своей стране самое главное — национальную идею, в которой каждый бы нашёл своё предназначение, которая смогла бы всех объединить. А мальтийский крест должен был стать символом новой эпохи. Символы действительно способны объединять совершенно разных людей для великих свершений, вспомним свастику в Германии или звезду в Советском Союзе. Кто знает какой могла стать Россия под сенью мальтийского креста? Удивительно и то, что история мальтийского креста неразрывно связана с госпиталями (госпиталем изначально называли приют для странников, гостеприимный дом).
Православная Жизнь
На дорогах мы встречаем множество машин. Каждая из них относится к какому-то известному бренду, имеющему узнаваемую эмблему. Однако многим водителям этого мало: они стремятся рассказать другим участникам движения немного больше о своей личности и убеждениях и снабжают автомобиль дополнительными эмблемами или наклейками.
Таковых наклеек — великое множество. Все их мы рассматривать не будем.
Выберем более узкую тему и обсудим наклейки и эмблемы на авто, имеющие видимую христианскую или антихристианскую направленность, а также побудительные мотивы автовладельцев, размещающих их на своём автомобиле:
1. 666 или «число зверя»
Кодовое число Антихриста, указанное в Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Апокалипсис). Несмотря на слухи о наличии подобных эмблем на некоторых автомобилях в России, свидетельств этому найти не удалось. Возможно, идейные сатанисты и используют этот знак, но тогда на дорогах он чрезвычайно редко встречается…
Существуют лишь номера с «тремя шестёрками». Мотивы автовладельцев при их использовании чаще всего хулиганские — «просто по приколу», хотя некоторые используют подобные номера потому что их легче получить (ведь большинство людей не стремится брать «несчастливый» номер).
Иногда встречается объяснение, что подобного номера «боятся суеверные водители», которые, соответственно, будут держаться на приличном расстоянии, а также представители ГИБДД, т.е. берущий подобный номер надеется на дополнительную безопасность движения или списание мелких нарушений на дороге… Но мы рассматриваем эмблемы, поэтому о номерах долго беседовать не станем.
2. «Чёртик» и «ангелочек»
«Чёртик» — это не сама эмблема, а специально покупаемое добавление к ней — рожки, хвост и лапа с трезубцем. В интернет-магазинах такой блестящий ПВХ-чёртик стоит сущие копейки и активно продвигается, как модный аксессуар.
Базовая эмблема может быть любой — от Лады до БМВ, Мерседеса, Фольксвагена или Шкоды, хотя наиболее часто «чёртик» встречается на автомобилях марки «Мазда», т.к. считается, что он ему «наиболее подходит».
Если говорить об идеологической или религиозной составляющей размещения на машине «чёртика», то она отсутствует. Водители машин, которых удалось спросить, зачем им это, отвечали примерно одинаково: «забавно», «прикольно», «круто смотрится». Никто из них не сказал, что «чёртик» приносит удачу» или нечто подобное. Зачастую на приборной панели владельцев «чёртиков» можно рассмотреть самоклеящиеся складни с православными иконами…
Кроме того, в тех же интернет-магазинах, где продают «чёртиков», и абсолютно за ту же цену, можно найти «ангелочков» или, как их ещё называют, «крылышки». Они также предназначены для украшения заводских эмблем, но придают последним уже «небесный» оттенок.
Сравнить описанное можно с наклейками и эмблемами автоботов и десептиконов (трансформеры), которые многие автовладельцы также размещают просто смеха ради или в порыве ностальгии по просмотренному в детстве мультсериалу.
Однако стоит помнить, что любая страсть начинается с маленького греха, а иногда и с простого интереса. Вот и «невинные» эмблемы, подобные «чёртику» могут пробудить в человека интерес к нечистой силе, эзотерике, гаданию, потом к принятию концепции равночестности добра из зла и, в итоге, к саморазрушению. Это всегда происходит постепенно, мелкими и почти незаметными шажками.
3. Крест в круге
Версии происхождения данного символа, который можно заметить на некоторых автомобилях, самые разные.
Но наиболее вероятная версия, что это так называемый «Болнисский крест», используемый в Грузии с V века и даже присутствующий на флаге этой страны (правый верхний угол фото).
«Болнисский крест представляет собой равнобедренный крест, вычерченный сегментами круга, с расширяющимися рукавами. Кресты такой формы заключаются, как правило, в круглую раму. Считается, что такой крест восходит к временам правления римского императора Константина Великого (306—337 гг.), который в 313 году Миланским эдиктом допустил свободное исповедание христианства. В Грузии используется повсеместно наравне с крестом Святой Нино», — сообщается в Википедии.
Соответственно, по нему на дорогах друг друга распознают уроженцы Грузии. Это просто удобно — можно остановиться и обменяться новостями или помочь земляку в случае поломки.
4. Рыбка
Она же «ихфис» по-гречески. Древний христианский символ. Греческий акроним «ИХФИС» расшифровывается, как «Иисус Христос Феу Иос Сотир» — в переводе: «Иисус Христос — Божий Сын, Спаситель».
Некоторые считают, что это эмблема автосалонов подержанных машин. Другие утверждают, что данный символ используется протестантами, так как встречаются варианты «рыбки» с крестом внутри или именем «Иисус» написанным по-английски. На самом деле, правы всё-таки последние.
В конце XX века «рыбка», в виде эмблем и наклеек, появилась на автомобилях представителей различных протестантских движений. По ней они опознают друг друга. Наиболее часто и последовательно рыбку на своих авто используют баптисты — именно на их машинах она чаще всего красуется в России.
В начале 90-х годов, после развала СССР, для российских автовладельцев открылся рынок подержанных авто из США и Европы. Протестанты, которые всегда стремятся заработать, начали обновлять автопарк, массово продавая в Россию свои старые машины. Естественно, работникам автоцентров вторичного рынка не было никакого дела до того, что за эмблемы красуются на продаваемых автомобилях, ведь на цену это не влияло… Отсюда и убеждение в том, что «рыбка» это «эмблема автосалона».
Обычно, люди с рыбкой на машине имеют твёрдые христианские убеждения. Соответственно, на дороге вы можете рассчитывать на помощь и особенно человечное отношение со стороны автомобилистов, чьи машины отмечены подобным образом.
5. Православный крест
Он же «монастырский крест» со словами «Иисус Христос побеждает», написанными в традиционном церковно-славянском сокращении: ИС ХС НИ КА одно над другим. На многих автомобилях в России также присутствует в виде эмблем или наклеек.
Знак появился по примеру и в качестве альтернативы «протестантской» «рыбке». Свидетельствует о том, что использующий его автовладелец — православный христианин. В виде автоэмблем создан в начале 2000-х.
Авторство «монастырского креста» приписывается монахам киевского Троицкого Ионинского монастыря (Украина), которые впервые использовали данное изображение в качестве логотипа монастыря, а затем отпечатали подобные наклейки для всех машин обители. Называются даже конкретные авторы — епископ Обуховский Иона (Черепанов).
Позже традиция «ушла в народ» — распространилась по всему Киеву, на другие города Украины, а затем перекочевала в Россию и другие православные государства.
Православные водители в благородстве не уступают протестантам и часто бесплатно подвозят «голосующих» на дороге, оказывают помощь попавшим в аварию, делятся бензином и т.п.
Крест на машине
Опубликовано admin в 17.10.2018
Мальтийский крест: значение символа, история и современность
Мальтийский крест – символ, пришедший к нам из глубокой древности, но в данном случае необходим целый ряд конструктивных пояснений, так как сегодня большинство ассоциируют Мальтийский крест исключительно с деятельностью рыцарского Ордена госпитальеров. Орден Святого Иоанна (Мальтийские рыцари) действительно использовал Мальтийский крест (значение и история знака в данном контексте будет представлена ниже), но исконно этот символ принадлежал Амальфи, древнему итальянскому городу, который был основан приблизительно в IV веке нашей эры.
Мальтийский крест (значение символа на протяжении веков оставалось неизменным) до сих пор используется в качестве официального герба города Амальфи. Но каким образом этот древний город связан с данным символом и что значит Мальтийский крест, каков сакральный подтекст древнего знака? Дело в том, что Госпитальеры (они же – Иоанниты, а официально – Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна) ведут свое начало именно с Амальфи. Выходцы из этой итальянской провинции стояли у истоков основания рыцарско-религиозной организации, которая поставила себе цель защищать и помогать пилигримам, стремящимся в Святую землю.
Таким образом, Мальтийский крест, значение которого в религиозном контексте достаточно очевидно, стал символом Госпитальеров. При этом важно отметить, что в данном случае Мальтийский крест – символ достаточно специфический, учитывающий не только форму, но и цветовую гамму изображения. Мальтийский крест госпитальеров белый, а фон, на котором он изображается – черный (либо красный). Это канонический вариант и любая другая «версия» не может именоваться Мальтийским крестом.
В 1530 году Госпитальеры были «переименованы» в Мальтийский орден, который был признан Италией в качестве суверенного государства. При этом нужно отметить, что к моменту появления Мальтийского ордена (между прочим, старейшего религиозно-рыцарского формирования в Европе) флаг и герб организации уже не включали в себя Мальтийский крест. Также как и сама Мальтийская республика в качестве государственных знаков выбрала другие символы. Иными словами, как таковой Мальтийский крест (значение символа, вероятно, не всегда было напрямую связано с религией) справедливо относить лишь к традиции ордена Госпитальеров. Это если обращаться к истории, ведь на сегодняшний день данный символ также используется, в частности – его можно увидеть на гербе вышеупомянутого города Амальфи, а также на форме бригад святого Иоанна (Вооруженные Силы Соединенного Королевства).
Теперь перейдем к семантике, и этот вопрос на данном этапе имеет особую важность, ведь сегодня тату Мальтийский крест или подвеска Мальтийский крест не являются чем-то из ряда вон выходящим. Но справедливо ли их использование в этом контексте? Тем более, что большинство людей, использующих эти символы в повседневной жизни, вряд ли на самом деле представляют себе, что значит Мальтийский крест, какова исконная традиция этой эзотерической эмблемы.
Сначала рассмотрим «версию», которая принадлежит непосредственно ордену Госпитальеров. В соответствии с традицией ордена восемь оконечностей креста олицетворяют восемь рыцарских добродетелей – правда, вера, справедливость, милосердие, искренность, терпение, безгрешность и смирение. Также стоит отметить, что изначально в орден входили представители восьми европейских регионов – Англия, Франция, Прованс, Овернь, Кастилия (с Португалией), Арагон, Бавария и Италия. При этом четыре «луча» Мальтийского креста – символ четырех общехристианских добродетелей (справедливость, благоразумие, воздержание и сила духа). Белый цвет (как уже упоминалось, Мальтийский крест всегда белый) олицетворяет чистоту духа, непорочность намерений.
Иногда Мальтийский крест (значение символа в эзотерическом плане мы рассмотрим ниже) также называют Крестом Иоанна Иерусалимского, но другое его название – Георгиевский крест, в корне не верно, так как (и об этом уже не разу поминалось) при определении Мальтийского креста первостепенную роль играет цветовая гамма. При этом справедливо отметить, что Мальтийский крест имеет непосредственное отношение и к русскому государству. По указу Павла I некоторое время он являлся частью герба Российской империи. Правда указ этот так и не был подписан, а сменивший Павла Александр I тут же вернул гербу изначальный вид. Павла при этом не трудно понять, ведь он был членом Мальтийского ордена. Более того, существует версия о том, что правитель России занимал в ордене достаточно высокое положение и ему на хранение были переданы некие реликвии, древние орденские артефакты. Насколько история об артефактах правдива – сложный вопрос, но Павел I действительно состоял в Мальтийском ордене, этот факт не вызывает сомнений.
Современная эзотерика Мальтийский крест рассматривает в отрыве от христианской доктрины, что, как мы увидели, достаточно справедливо, ведь исконно символ не принадлежал никаким духовно-рыцарским орденам, он использовался за много веков (а возможно и тысячелетий) до появления подобных организаций. В этом смысле значение Мальтийского креста может опираться на единство четырех первоэлементов – Огня, Воды, Воздуха и Земли. А «раздвоенные» лучи креста могут указывать на двойственность сущности проявления любой из природных стихий, ведь, к примеру, та же Вода может как дарить жизнь (питая растения, животных и людей), так и отнимать ее (во время наводнений или штормов). Дуалистичность, включающая в себя аспект разрушения и аспект созидания, характерна для многих культов древности, так что в подобной трактовке действительно нет ничего удивительного.
Кроме того, в нумерологии число 8 – число «двойного основания», это предпоследняя ступень, это остановка за шаг до абсолютной гармонии. И в этом контексте значение Мальтийского креста может рассматриваться несколько иначе. Вполне возможно, что точка пересечения четырех его лучей олицетворяет самого человека, его волю, которая и становится тем самым «последним шагом» на пути духовного развития.
Монастырский православный крест на автомобилях
Так или иначе, но этот благородный символ оставил неизгладимый след в человеческой истории. Однако, так как его истинная семантика до сих пор может быть определена лишь в относительной степени, стоит сказать, что делать тату Мальтийский крест – это все же глупость. А вот бижутерия (кольцо с подобным изображением или подвеска Мальтийский крест) – это же другой вопрос, ведь в таком случае речь идет всего лишь об украшении, а не об эзотерической эмблеме. Мальтийский крест выглядит величественно, он внушает уважение и даже благоговение. Вероятно, все же есть в нем какая-то скрытая сила, о которой нам еще только предстоит узнать.
Христианский интернет-магазин «Копилочка»предлагает более 3500 уникальных товаров христианской тематики: Библии, христианские открытки, наклейки, книги, христианские мультфильмы на DVD-дисках, магниты с Библейскими стихами, христианские календари, сувениры и другие товары.
Как купить в нашем онлайн-магазине?
Все товары можно заказать через интернет. Вам пришлют их почтой. Оплата – при получении посылки на почте (наложенный платеж) или через кассу Сбербанка (предоплата).
В интернет-магазине «Копилочка» продается христианская литература, музыка христианских исполнителей, фильмы, видеопродукция и многое другое.
Как сделать заказ в интернет-магазине?
Для оформления заказа и его получения, вам необходимо сделать следующее:
1. Прежде всего, вам нужно развернуть каталог товаров. Выберите нужный вам товар и нажмите справа от него кнопку «Заказать», указав нужное количество товара. Обратите внимание, что выбранный товар после этого появится в вашей корзине (в верхней части страницы справа).
2. Как только вы понимаете, что вам уже больше ничего не хочется заказывать, войдите в Корзину. Вы попадете на страницу, где будут отображены все выбранные вами товары. Внимание! Минимальная сумма заказа — 500 рублей.
3. После этого вам необходимо заполнить анкету, в которой вы укажете свои фамилию, имя и точный адрес, а также адрес электронной почты, на который вам придет письмо с подтверждением заказа в интернет-магазине «Копилочка». Если все указано верно, нажмите ссылку «Оформить заказ».
Способы доставки и оплаты в интернет-магазине «Копилочка»
1. Если сумма вашего заказа менее 1000 рублей, то товар отправляется наложенным платежом. Вы получаете посылку на почте и там же оплачиваете ее. Дополнительные расходы: 8% — стоимость наложенного платежа + почтовые расходы.
2. При заказе от 1000 рублей вам необходимо произвести предоплату через кассу Сбербанка по высланной вам квитанции (на адрес электронной почты). Квитанция высылается после проверки наличия всех нужных вам товаров на складе. Дополнительные расходы: 3% — стоимость перевода денег в Сбербанке + почтовые расходы.
Скидки в христианском интерне-магазине «Копилочка»
В нашем магазине действует следующая система скидок:
— при сумме заказа 2000 – 4999 рублей скидка 15 %
— при сумме заказа 5000-10000 рублей скидка 25 %
Дополнительный процент скидки за каждые 10 000 рублей заказа до 10% дополнительных процентов скидки.
Что такое Мальтийский крест?
Например:
— при заказе на сумму более 10 000 рублей — ваша скидка будет 25 % + 1 % = 26 %
— при заказе на сумму более 50 000 рублей — ваша скидка будет 25 % + 5 % = 30 %
Христианский интернет-магазин «Копилочка»осуществляет поставки не только по России, но и страны ближнего и дальнего зарубежья. Внимание! Скидки для дальнего зарубежья не действуют. Скидки будут рассчитаны после проверки заказа и учтены при отправке вам письма с окончательной ценой для оплаты.
Подарок каждому заказчику интернет-магазина
Не забудьте выбрать себе подарок из списка, когда будете оформлять заказ! Каждому покупателю мы дарим подарок!
Интернет-магазин «Копилочка» — это проект христианского музыкального центра «Слово жизни» совместно с христианским сайтом-кладовкой «Копилочка». Цель проекта — предоставить доступ посетителям сайта к огромному ассортименту христианских товаров, упростить им процедуру заказа и доставки товара. Покупая товары в этом магазине, вы не только приобретаете отличные товары, но и помогаете сайту «Копилочка» развиваться и становиться лучше.
Перейти в христианский интернет-магазин «Копилочка»
Монастырский православный крест на автомобилях
В последнее время на машинах, разъезжающих по улицам наших городов, всё чаще можно встретить изображение креста на кузове автомобиля.
Крест – это символ христианской веры и своего рода охранная грамота на дороге. Но какова история его появления в нашей жизни? Ведь необходимо подчеркнуть, что внешний вид этого логотипа довольно необычный. Нарисованный православный крест значение имеет всем понятное.
История возникновения.
Идея рисовать подобный крест на машинах принадлежит двум монахам киевского Троицкого Ионинского монастыря – епископе Ионе (в миру Черепанов) и Юлию Каминко. В настоящее время эта эмблема известна уже, наверное, всем. Но далеко не все знают, откуда пришло это изображение и сколько ему уже лет?
Пришло оно к нам из монастырских подземелий, а возраст берёт свой отсчёт ещё с периода домонгольских набегов на Русь. Называется он «Зверинецкий крест». Так назывались в Древней Руси пещеры, на стенах которых уже очень давно монахи этого монастыря увидели его изображение.
Зверинецкий монастырь.
Киевский монастырь на Зверинце – очень древняя обитель.
Крест в круге на авто
Но ни в одной из летописей, которые дошли до нашего времени, о нём не упоминается. Учёные узнали о его существовании только в первой половине двадцатого столетия. В тех местах случился оползень и был открыт проход в ряд древних пещер. Там были обнаружены ниши для погребения, кельи, в которых жили монахи. И самой ценной находкой учёные считали обнаруженную Церковь, которая была сохранена в первозданном её виде.
Местность эта носила название Зверинец, потому что именно здесь стоял дворец князя, который содержал тут зверей для охоты.
Исследователи утверждают, что эта обитель существовала длительный срок. Об этом говорят сведения, повествующие о том, что игуменами этого монастыря на всём протяжении его существования было восемь человек. А если вспомнить, что игуменом выбирали пожизненно, то можно утверждать существование монастыря долгим. Вот только почему о нём не сохранилось никаких сведений, этого учёные пока сказать не в состоянии.
Современная история Зверинецкого креста.
В 90-х годах уже нашего столетия в помещении пещерной Церкви начались вестись богослужения. А Иона и Юлий по примеру других монастырей, решили разработать логотип для своего родного Ионинского монастыря. А в его основу как раз и легло то древнее изображение креста, которое было найдено в старых заброшенных пещерах.
Изображение «пляшущих человечков» на современных машинах.
В девяностые годы на машинах сначала появились наклейки, изображающие маленькую рыбку, являющуюся древним символом христианства. Но в настоящее время этот символ используют протестанты. И в связи с этим те же самые монахи из Зверинецкого монастыря, которым принадлежит идея создания монастырского логотипа, предложили использовать эту эмблему также в виде наклейки на автомобиль.
Сначала они были наклеены исключительно на машины, принадлежащие монастырю. Ну а потом эта идея понравилась водителям и наклейки с крестом стали очень популярны. И это не может не радовать. Даже если подобная картинка наклеена на машину неверующего человека, всё равно, сила Креста будет охранять его в дороге. Желательно бы при этом ещё освятить автомобиль в Церкви. Но это, к сожалению, делают далеко не все. Но как считают монахи Ионинского монастыря, если транспортное средство «носит» крест – это уже хорошо.
Кресты: от древних до современных
Многие, наверняка, увидев такое необычное изображение на проезжающих мимо машинах, задавались вопросом: «Что это, собственно говоря, такое?» На самом деле, — все просто: это начертание так называемого Зверинецкого Креста, чуть более ста лет назад обретенного в небольшой обители, которая долгое время была сокрыта от людей. Но, давайте, по порядку…
1888 году в одной из киевских газет появилось сообщение о том, что 25 (12) октября неподалеку от Свято-Троицкого монастыря на Зверинце была обнаружена скрытая пещера. Ее первой посетительницей стала благочестивая женщина по имени Феодосия Матвиенко, которая проживала рядом с этим местом. Ей неоднократно во сне было видение движущейся радуги, конец же этой радуги неизменно упирался в то место, где был виден пещерный провал. Как истинная Православная верующая, согласно учениям святых отцов, Феодосия вначале не предавала своему видению значения, однако когда оно стало из раза в раз повторяться, женщина решила пройти в то место, где, как она видела, радуга соприкасалась с землей. Когда она подошла поближе, то, действительно, обнаружила в земле провал. Феодосия спустилась в этот провал и увидела множество человеческих останков, одни из которых были погребены в специальных нишах, а другие были разбросаны вдоль всей пещеры в разных положениях, очевидно, где кого застал смертный час.
Феодосия немедленно поспешила в Свято-Троицкий монастырь, чтобы рассказать о находке и попросить братию отслужить панихиду по душам найденных ею почивших в пещере людей.
Болнисский крест
Выслушав ее рассказ, некоторым из братии по благословению настоятеля старца-архимандрита Ионы было поручено обследовать пещеру. Монахи, спустившись вслед за Феодорой в указанный ею провал обнаружили вместе со множеством человеческих останков также и детали монашеских одежд: параманы, кресты, кожаные монашеские пояса; была найдена и церковная утварь и посуда. Все это указывало на то, что найдено не случайное собрание человеческих погребений, а один из древних пещерных монастырей, которыми издавна славился Киев.
В силу различных обстоятельств некоторое время не было возможности вплотную заняться исследованием найденной древней обители; и только лишь в 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко) построил себе на пещерах небольшой шалаш и переселился в него, претерпевая зной, холод и всякие лишения, чтобы охранять в неприкосновенном виде новую святыню, заключавшую в себе несомненно древние иноческие погребения, и чтобы тут же служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда паломники, таким образом положив начало новому скиту.
4 ноября (22 октября) 1911 года на праздник Казанской иконы Божьей Матери в Свято-Троицком храме Ионинского монастыря отец Валентин познакомился со старшим советником Киевского губернского управления, князем Владимиром Давыдовичем Жеваховым, который искренне проникнувшись любовью к этой святыне, прикладывает огромные усилия, чтобы помочь в организации на месте пещер скита.
Несмотря на то, что в Зверинецких пещерах было найдено 48 ниш-могил, в которых насчитывалось 96 погребенных, а также множество человеческих останков, которые, как уже упоминалось, лежали в различных положениях вдоль всего пещерного прохода(свидетельство того, что над этими людьми не был совершен обряд погребения), имен почившей братии этого пещерного монастыря исторические документы до нас не донесли. Так бы их никто и не узнал, если бы не сохранившиеся на глиняном грунте пещерных проходов надписи и начертанный над жертвенником пещерного алтаря уникальный синодик, состоящий из семи имен зверинецких игуменов.
Из этого синодика стало известно, что первым игуменом Зверинецкого пещерного монастыря и, должно думать, его устроителем со времени основания — в самом конце Х века — был некто Леонтий. Есть некоторые основания предполагать, что Леонтий, епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен Зверинецкий, — одно и то же лицо. Последующими игуменами Зверинецкого монастыря были Маркиан, Михаил (в последствии епископ Юриевский), Софроний, Мина (в последствии епископ Полоцкий), Климент, Мануил и Лазарь.
Кроме упомянутых в алтарном синодике имен зверинецких игуменов сохранились также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна. Относительно прозвища «Печерник», относящегося к преподобному Андронику, то здесь необходимо отметить, что так называлось послушание одного из насельников пещерного монастыря, в обязанности которого входило искапывание пещерных ходов и погребальных ниш.
Но какие же причины способствовали тогда забвению этой обители, которая даже и с возникновением надземного, более удобного и богатого монастыря, не должна была все же потерять свое значение древности, а продолжать чтиться народом, хотя бы как исполнившая уже свою спасительную роль святыня?
Так окончил свое бытие Зверинецкий пещерный монастырь, просуществовав немногим более одного столетия и не оставив о себе памяти в потомстве, вследствие безвременности своей гибели и молчания о том летописи.
В 1934 году, уже восстановленные вначале XX века Зверинецкие пещеры пережили еще одну страшную трагедию: они были разрушены большевиками, монахи убиты, а пещеры стали нещадно разворовываться их новыми посетителями. Однако Господь сохранил для нашего поколения бесценные мощи Зверинецких подвижников, которые, как и в начале прошлого столетия, притягивают к себе множество верующих людей. Многие, посетив Зверинецкие пещеры однажды, стремятся вновь приехать, чтобы помолиться в этом святом месте. Некоторые из паломников рассказывают о тех событиях, которые произошли в их жизни по молитве к Зверинецким преподобным. Известны случаи исцелений от недугов, помощи святых в тяжелых жизненных ситуациях. Люди, одержимые бесами, получают облегчение своих страданий, приложившись к хранящимся в пещере мощам. Некоторые святые мощи Зеленецких подвижников издают приятное благоухание и мироточат.
Известно, что совсем недавно, в 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования подтвердили древность произведенных в пещерах захоронений, относя их приблизительно к Х-ХІІ векам.
Собор Зверинецких святых отмечается сегодня, 29 (16) марта
Имена подвижников благочестия Зверинецкого монастыря:
Священномученик Иоасаф (21 ноября/ 4 декабря)
Святитель Леонтий, епископ Ростовский (23 мая/ 5 июня)
Святитель Михаил, епископ Юриевский (6 сентября/ 19 сентября)
Святитель Мина, епископ Полоцкий (20 июня/ 3 июля)
Преподобный Маркиан, игумен зверинецкий (25 октября/ 7 ноября)
Преподобный Софроний, игумен зверинецкий (11 марта/ 24 марта)
Преподобный Климент, игумен зверинецкий (25 ноября/ 8 декабря)
Преподобный Мануил, игумен зверинецкий (17 июня/ 30 июня)
Преподобный Лазарь, епископ Переяславский (6 сентября/ 19 сентября)
Преподобный Феодор Калика (17 февраля/ 2 марта)
Преподобный Иоанн зверинецкий (24 июня/ 7 июля)
Преподобный Андроник Печерник (17 мая/ 30 мая)
Священномученик Филарет, архимандрит зверинецкий (1 декабря/ 14 декабря)
Преподобномученики киево-зверинецкие, от половцев убиенные (20 июля/ 2 июня)
По установленной в Свято-Троицком Ионинском Киевском монастыре традиции празднование в честь собора всех преподобных зверинецких совершается в 5-ю Неделю Великого Поста.