мальстрем что это такое
Водоворот Мальстрем.
Водоворот Мальстрем — гигантский водоворот который находится между островами Ферё и Москенесёй (из группы Лофотенских островов), у северо-западного побережья Норвегии. Опасен только при северо-восточном ветре, возникает как следствие взаимодействия приливных и отливных волн, два раза в сутки.
Описание
Это выразительное описание, со столь пугающим реализмом, принадлежит неизвестному норвежскому ученому XVII столетия.
«Во времена прилива течение между Лофотеном и Моске бурно устремляется к берегу, но оглушительный гул, с которым оно во время отлива несется обратно в море, едва ли можно сравнить даже с грохотом самых мощных водопадов. Этот гул можно услышать за несколько десятков километров, а глубина и размеры образующихся там ям и воронок такие, что корабль, попадающий в сферу их притяжения, неминуемо будет захвачено водоворотом, идет ко дну и там разбивается о камни. После того море утихает, обломки появляются на поверхности. Однако такое затишье наступает лишь в промежутке между приливом и отливом и длиться лишь четверть часа, после чего волнение вновь постепенно нарастает.
В то время когда течение бушует и ярость его еще усиливает шторм, опасно подходить к этому месту на расстояние норвежской мили.
Особенности. Причины возникновения
Возникает водоворот Мальстрем с определенною периодичностью, и напрямую связан с приливом и отливом. Безумное же его верчение обусловлено особенностями морфологии данного района Земли.
Все потому, что самый крупный и самый широкий залив Норвегии – Вест-фьорд – с запада, со стороны Атлантики, окаймляется скалистой грядой Лофотенских островов. А с юга, вдоль побережья, проходит Северо-Атлантическое течение, которое эта островная цепь, словно гигантский мол, рассекает на две части; одна-то из них и направляется вглубь Вест-Фьорда.
Залив своей формой похож на огромную 250-ти километровую воронку, узкий конец которой изогнут на восток и глубоко вдается в сушу. А его основная акватория вытянута с юго-запада на северо-восток, при этом северный край ее почти полностью перекрывают острова, оставляя мощному течению для выхода только узкие проливы. Следует отметить, именно такую форму имеют и другие морские заливы, которые славятся особенно высокими приливами: к примеру, залив Фанди (Канада), где вода поднимается на 19 метров, Пенжинская губа в Охотском море, залив Ла-Плата.
И когда приливная волна заходит в сужающееся горло залива Вест-фьорд, она на своем пути встречает препятствия в виде скал, в том числе подводных. А так все время увеличивающийся объем воды не имеет возможности проскочить сквозь узкое горло одновременно, волна увеличивается, достигая подчас огромных высот.
Тем временем на несущееся через узкие меж островами проходы течение накладывается еще и исполинский вал приливной волны, движущийся с запада на восток. Как результат у Лофотенских островов и возникает гигантский водоворот, называемый Мальстремом. То же самое можно наблюдать и при отливах.
А так как приливно-отливные явления происходят два раза в сутки, то столько же раз между островами Лофотен и Москестром (или просто Моске) возникает и легендарный и ужасный Мальстрем.
Мальстрем в искусстве
Разумеется, такой удивительный и ужасающий феномен не могли обойти вниманием не только те, кому приходится с ним сталкивался – рыбаки и матросы, но и писатели.
Так, Эдгар По посвятил водовороту Мальстрем целый рассказ: «Низвержение в Мальстрем»; в романе Жюля Верна «20 000 лье под водой»; в романе Луи Жаколио «Грабители морей»; в стихотворении Н. Гумилева «Капитаны»…
А вот что написал в своем дневнике английский купец Дженкинсон, добиравшийся по торговым делам в Россию через северные моря:
«Замечу, что между так называемыми островами Рост и Лофут находится водоворот под названием Мальстрем, который с середины отлива до середины прилива издает такой ужасный рев, что на 10 миль в округе звонят дверные колокольчики на домах в рыбацких селениях. Киты попавшие в струю водоворота, жалобно кричат. А если большие деревья затаскивает внутрь силой потока и потом с отливом выбросит наверх, то концы их и сучья бывают до такой степени размочалены, что похожи на истрепанные веревки».
Да, водоворот Мальстрем бывал не просто страшным и злым, но и ужасным и жестоким.
По преданиям, особую свирепость водоворот проявил в вербное воскресенье 1645 г., когда мощь круговорота усилил неистовый шторм, бушевавший у побережья. Рев Мальстрема тем днем достиг такой силы, что в селениях на ближних островах рухнули каменные дома!
Опасность мореплавания
Конечно, в преданиях и сообщениях средневековых ученых и рассказах писателей присутствует немало вымысла и сгущенных красок. Если он и представлял реальную опасность, то для средневековых деревянных парусных судов, а не для современных моторных кораблей. И тем не менее даже современная лоция предостерегает капитанов и штурманов от попытки преодолеть 3-х мильный пролив во время максимального прилива, в особенности если штормовой ветер поднимает с запада крутую волну.
Подобное временами происходит и в зимний период, когда водный поток несется со скоростью 11 км/час. В такие часы в проливе образуются мощные завихрения и водовороты, превращающие Мальстрем в смертельно опасного монстра.
По коварству и непредсказуемости Мальстрем остается самым опасным водоворотом у берегов Норвегии.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мальстрём. Настоящий. Страшный, но манящий.
Немного о самом известном и зловещем приливном течении в мире.
Самое известное, самое загадочное и самое неправильно понимаемое приливное течение в мире.
Итак, Мальстрём. Это система течений, волн, водоворотов и завихрений, образуемая взаимодействием приливно-отливных потоков воды и сложного рельефа дна на небольшой глубине. Лофотенский архипелаг с запада отграничивает Вест-фьорд от просторов Северного-Ледовитого океана (По американской версии Атлантического. По Большой Советской энциклопедии, это Ледовитый, но споры идут и по сей день. Я не американец и придерживаюсь отечественной версии). Соответственно, дважды в сутки, огромные объёмы приливно-отливной воды устремляются в проливы между островами с приличной скоростью. Но если в более северных проливах течение достаточно упорядоченное и ламинарное, то на южной оконечности острова Москенесёй, рельеф подводный создаёт турбулентные потоки. Скорость течения здесь достигает 11 километров в час и потоки могут бросать попавшееся судёнышко на подводные скалы, а плывущих людей затягивать в воронки. Понятно, что современные моторы могут вынести катер из этой стремнины, но это коварное место было известно ещё в античные времена и вселяло ужас в мореплавателей. Рокот волн в прилив слышен на несколько километров (сам не слышал, об этом говорят знакомые местные жители, а кадр сделан в конце прилива уже). Здесь нужно отметить, что огромной засасывающей воронки, как в книге Эдгара По «Низвержение в Мальстрим» здесь нет. Но и без неё опасность пролива настолько велика, что современные правила судоходства рекомендуют не заходить в него, огибая архипелаг намного южнее или проходя проливом Зундстраумен, к северу. А теперь представьте, что будет, если волна сильная и прилив совпадут, а ветер поменяет своё направление и ударит навстречу. Это будет кипящий котёл, ревущий и ужасающий, про который я слышал немало рассказов от знакомых местных жителей. Недаром, на гербе коммуны Москенес изображён водоворот.
Немного о течении в различных произведениях:
«Недалеко от этих островов к северу имеется удивительный морской водоворот… если случается, что какой-нибудь корабль проходит этим путем, он затягивается волнами с такой бешеной силой, что чаще всего ему нет спасения, и он поглощается водоворотом».—Ричард Хэклютт, 17 век.
«Внимание, мы входим в Мальстрим!»— Когда беглецы пытались покинуть «Наутилус» у берегов Норвегии. помните, как в детстве было страшно от этих слов и кадров?
А теперь о неправильно понимаемом. Мальстрём один. Он находится на южной оконечности Лофотенской гряды, он труднодоступен ( давно мечтаю совершить туда, на южный мыс Москенесёя пеший переход из деревни О и примерно знаю маршрут, но нужны сильные компаньоны, готовые вырваться из комфорта жилья и сауны по вечерам. Один раз нам удалась попытка пройти на другую сторону острова с палатками, и это было потрясающе интересно, но путь на южную оконечность преграждали скальные утёсы, а две вылазки, чтобы и по второму пешему варианту пройти, не планировались по времени). Все кадры сделан с вершины Тиндстинден, с вершины Мункан, уже в другой поездке и с бухты Стокквика, на западном берегу острова Москенесёй, в третьей.
НО. Сейчас в интернете при наборе слова «Мальстрём/Мальстрим» в большинстве случаев вылезают картинки, с видом на водоворотные течения с моста или с берега. Это пролив Сальстраумен, близ городка Будё. Это не Мальстрём, хотя, он красив и интересен. Поэтому, старайтесь не путать—всё что с моста или с близкого берега, всё, что с красивыми воронками, всё, что во фьорде,это Сальстраумен.
А высокие скалы островов, просторы и океан, это Мальстрём.
Водоворот Мальстрём: его обходят стороной даже опытные капитаны
У северных берегов Норвегии есть одно опасное место, о котором известно с глубокой древности. Это водоворот Мальстрём в районе Лофотенских островов. Неопытные моряки не раз становились жертвами необычного природного явления, которое возникает в результате приливных течений. И даже сегодня бывалые капитаны судов, не имеющих мощных двигателей, предпочитают обходить это место стороной, так как последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Побережье Норвегии и прилегающих островов характеризуется очень изрезанной береговой линией. Узкие морские заливы (фьорды) глубоко вдаются вглубь суши, что вызывает бурное приливное течение, а также водовороты, которые можно наблюдать во время приливов и отливов. Такое происхождение имеет, например, норвежский водоворот Сальстраумен, диаметр которого достигает 10-12 метров.
Но есть и другой, более масштабный и опасный водоворот, который образуется у Лофотенских островов. Этот архипелаг, состоящий из небольших скалистых островов, отделен от материка заливом Вест-Фьорд. Узкие проливы между островами, а также обилие подводных скал способствуют тому, что во врем приливов и отливов, в месте недалеко от островов Москенесёй и Верёй образуются большой водоворот.
Мальстрём, наводивший страх на моряков в Норвежском море, можно обнаружить даже на старинных картах XVI века. Капитаны знали о нем, но, к сожалению, несчастные случаи происходили регулярно. В этом отчасти был виноват сам водоворот, точное место и время появления которого было трудно предсказать, а отчасти и плохие погодные условия. Скверная погода, с сильным ветром и плохой видимостью, часто становилась причиной того, что морские суда затягивало в Мальстрём или разбивало о скалы.
Конечно, современные морские суда уже не так уязвимы перед водоворотом, и о его коварстве хорошо известно морякам, которые ходят вблизи Лофотенских островов. Современные суда с мощными двигателями, в отличие от парусных судов прошлых веков, могут без проблем преодолеть это место. Но капитаны небольших судов знают, что для них результат встречи с водоворотом может быть непредсказуемым. По этой причине даже опытные «морские волки» в условиях ухудшающейся видимости ни за что не пойдут в то место, где образуется коварный Мальстрём, а поведут корабль другим путем.
Водоворот Мальстрем
На северо-западном побережье Норвегии, всего в 90 милях к северу от Северного полярного круга, поблизости от побережья, в Норвежском море расположены Лофотенские острова.
Несмотря на суровые климатические условия, царящие на архипелаге: короткий световой день, безжизненные скалистые земли, постоянно бурлящее холодное море, на Ло-фотенах издавна селились люди. Здесь во все времена находились самые богатые рыбой места, но у местных рыбаков есть один страшный «враг» — водоворот Мальстрем.
Возникает водоворот дважды в сутки, в западной части залива Вест-фьорд. Имя его известно многим из книг. Между тем, моряки расскажут десятки леденящих душу историй о страшной пучине Мальстрема, а выдержки из «Лоции северо-западного и северного побережья Норвегии» лишь подтверждают правдивость их слов. «… Его ярость в большей степени объясняется нерегулярностью дна, которое круто поднимается от западного к восточному входу в пролив (между островами), а с южной стороны течения наталкиваются на препятствие в виде банки к северу от острова Вере. Течение приобретает самую большую скорость, достигающую шести узлов, во время западных штормов зимой… Если начинающийся в море шторм и прилив совпадают, потоки воды приобретают значительную силу, и пролив становится совсем непроходимым», — говорится в Лоции. Когда ветер и прилив встречаются лоб в лоб, потрясающий гром этого столкновения можно услышать на расстоянии трех миль и более, что делает правдоподобными события, произошедшие в вербное воскресенье 1645 года. В то роковое утро Мальстрем показал свою необузданную ярость в полную силу, производя оглушительный, потрясающий землю рев, которым, как сообщают, были повреждены дома деревенских жителей и разрушены до основания каменные стены домов на близлежащем острове Москен.
Сведения о Мальстреме прослеживаются в легендах средних веков. Они рассказывают о безобразном морском чудовище под названием «драуг» (дракон), которое живет в бурных водах западного побережья Норвегии и предвещает беду несчастному мореплавателю, который его увидит.
В конце XVI века английский географ Ричард Хэклют дал описание уникального явления природы в своем монументальном многотомном произведении «Основные плавания, путешествия, передвижения и открытия английской нации». Хэклют упоминает о путешествии в недоступные субполярные районы к северу от Англии во время правления Эдуарда III, совершенном в 1300 году монахом-францисканцем Николасом де Линна. Он же сообщает: «Недалеко от этих островов (т.е. Гебридских и других) к северу имеется удивительный морской водоворот… если случается, что какой-нибудь корабль проходит этим путем, он затягивается волнами с такой бешеной силой, что чаще всего ему нет спасения, и он поглощается водоворотом».
Ричард Хэклют еще раз пишет о Маль-стреме при изложении рассказа о путешествии Энтони Дженкинса из Лондона в Россию в 1557 г.:
«Следует отметить, что между упомянутыми островами Реет и Лофут имеется водоворот под названием Мальстранд, который с половины отлива и до половины прилива производит такой ужасный рев, что задвижки дверей в домах жителей этих островов дребезжат на расстоянии десяти миль. Глубина и размеры образующихся воронок водоворота таковы, что судно, попадающее в сферу их притяжения, неминуемо захватывается, идет ко дну и там разбивается о камни; когда море утихает, обломки выносит на поверхность. Но это затишье наступает только в промежутке между приливом и отливом и продолжается всего четверть часа, после чего волнение снова постепенно нарастает. Когда течение бушует и ярость его еще усиливается штормом, опасно приближаться к этому месту на расстояние норвежской мили. Часто случается, что какие-нибудь киты заплывают в потоки водоворота, тогда они издают такой неистовый жалобный рев, что невозможно описать».
Писатели также отдали дань ужасной пучине. Особенно хорошо известен рассказ Эдгара По «Низвержение в Маль-стрем» (1841 г.), в котором сам автор выступил в роли вынужденного рассказчика об обезумевших силах природы. Съежившись от страха на вершине скалы Хельсегген у южной оконечности острова Москенесе, нависшей над проливом Мос-кямстреумен (Мальстрем), Эдгар По в смятении слушал, как местный седоволосый рыбак описывал различные чудеса и ужасы этого явления природы. Старик рассказывал как три года назад он и два его брата отправились ловить рыбу в Мальстреме, воспользовавшись коротким перерывом тихой воды между отливом и приливом. На этот раз, однако, его часы остановились, рыбаки забыли о времени, и их лодка очутилась внутри вновь зарождавшегося водоворота. Положение еще больше усугубилось внезапно разразившимся штормом ураганной силы, усилившим Мальстрем до невероятных пропорций. Вот что старик увидел после того, как судно, не слушаясь руля, повернуло в огромную тарелку чудовищного водоворота:
«Края водоворота были обозначены широким поясом сверкающих водяных брызг, но ни одна из них не соскальзывала в пасть ужасающей воронки, внутренняя часть которой, насколько можно было охватить глазом, представляла собой гладкую, сияющую и черную, как смола, стену из воды, наклоненную к горизонту под углом 45 градусов, совершающую с головокружительной быстротой круг за кругом в покачивающемся, судорожном движении и посылающую ветрам наводящий ужас звук — полувизг, полурев, какой даже могучий Ниагарский водопад не в состоянии посылать к небесам в своей агонии. «
Вращаясь и неуклонно погружаясь в страшную утробу Маль-стрема, рыбак отчаялся получить спасение и примирился с тем, что ему суждено было погибнуть в водяной пучине. Но все же он привязал себя к бочонку, в котором прежде хранилась вода, и за который он держался, чтобы его не снесло за борт, благодаря которому и спасся.
Водовороты существуют и чаще всего встречаются в относительно мелководных проливах, которые соединяют два более обширных и глубоких массива воды с разной системой циркуляции. При идеальных, ничем не осложняющихся условиях, «мальстремы», как принято считать, вращаются в направлении против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой стрелке — в Южном, что связано с вращением Земли. Однако местные топографические и гидрографические условия часто берут верх над этой естественной закономерностью. Большое количество разнообразных условий может привести к зарождению или образованию водоворотов. К ним относятся: встреча противоположных приливных или морских течений, ветров, наличие скал и рифов, неровности дна, естественные уклоны, действие земного притяжения или комбинация этих элементов.
Мальстрем нашего времени — это огромный вспучивающийся ковер приливных волн у Лофотен-ских островов. Пролив имеет в ширину почти пять миль между островами Москенесе к северу и Москен к югу. Посередине прохода лежат два скалистых острова Хьельхольм и Хегхольм. У восточного входа расположена банка Херьескаллен — подводная шхера или скала, с глубиной над ней менее двух сажен, которая образует местные завихрения даже в штилевую погоду.
Залив Вест-фьорд, в водах которого разбросаны Лофотенские острова, является акваторией оживленного судоходства. На его побережье расположен современный порт Нарвик. Отсюда круглый год морские рудовозы вывозят железную руду, поступающую из Швеции по железной дороге. Капитаны знают фарватер и зря к Мальстрему не пойдут, ведь нередко случается, особенно в зимний период, штормовой ветер в проливе к северу от острова Моске поднимает крутую волну, и тогда рев бушующего водоворота, где вода несется со скоростью 11 километров в час, заставляет поеживаться даже бывалых рыбаков. Тем не менее, туризм на Лофотенах популярен и, если верить путеводителям, «зимняя ловля рыбы в архипелаге — удовольствие высшего мирового класса».
Кстати сказать, в 55 милях к югу от Лофотенских островов, возле приморского города Буде, известен другой водоворот — Сальстраумен. Он возникает время от времени в одноименном проливе и хорошо просматривается с суперсовременной шоссейной дороги, бегущей мимо. Размеры его и особенно скорость вращения впечатляют. Любителей рыбалки здесь тоже много: в воду никто не заходит, а с берега ловить оглушенную водоворотом рыбу нетрудно.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.
Норвегия
Легендарный водоворот Мальстрем
Есть в Норвежском море достопримечательность: водоворот Мальстрем. Выглядит он достаточно мирно. Но это не значит, что он не таит никаких сюрпризов и полностью безопасен. Эдагр По дал этому водовороту красочное, но немного преувеличенное описание:
«Водоворот этот был опоясан широкой полосой сверкающей пены; но ни один клочок этой пены не залетал в пасть чудовищной воронки: внутренность ее, насколько в нее мог проникнуть взгляд, представляла собой гладкую, блестящую, черную, как агат, водяную стену с наклоном к горизонту под углом примерно 45°, которая бешено вращалась стремительными судорожными рывками и оглашала воздух таким душераздирающим воем — какого даже могучий водопад Ниагары никогда не воссылает к небесам».
Это место давно пользуется у моряков дурной славой. Местные рыбаки окрестили эту территорию Морем дьявола — слишком часто там, даже при хорошей погоде, пропадали корабли. Этот гигантский водоворот радиусом около сотни километров. В центре этой могучей воронки имеется впадина, уровень воды в которой на несколько десятков метров ниже уровня океана. По подсчетам океанологов, энергия водоворота в десять раз больше энергии обычного течения. А самое странное — примерно раз в сто дней водоворот меняет свое направление на противоположное.
Размеры Мальстрема не так велики, как описано в произведениях знаменитых классиков, и современным огромным рудовозам водоворот не особенно страшен. Но сочетание водоворота со штормовым ветром, поднимающим гигантскую волну, должно настораживать.
Подобные гигантские водовороты существуют и в районе Бермудского треугольника, неподалеку от островаШри-Ланка, у берегов Антарктиды. В центре таких воронок имеется довольно глубокая впадина: к примеру, возлеШри-Ланкиее глубина превышает сто метров. В районе Бермудского треугольника со спутников были зафиксированы водовороты с глубиной впадин до 200 метров — туда с легкостью поместится средних размеров танкер.
Предыдущие материалы в этом разделе:
ело Тайчжун на острове Тайвань, превратилась в гигантскую и роскошную галерею настенных росписей, которые сделел местный художник-примитивист Хуан Юн-Фу. Живописец работал несколько лет. Ему сейчас 90 лет.
Так выглядят границы между некоторым государствами Европы и Америки