малое стадо христово что такое
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 29-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь: не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
«Не бойся, малое стадо!» Когда мы исполняемся страхов при мысли о грядущих бедствиях, мы заранее ищем способы, как их избежать, — в то время как они существуют, может быть, лишь в нашем воображении. Потому «не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Стадо Христовых словесных овец в этом мире — малое стадо. Церковь — виноградник, сад, занимающий небольшое место по сравнению с дикой пустыней этого мира. Но хотя она — малое стадо, зорко исчисленное ее врагами, воля Божия, чтобы мы не боялись. «Не бойся, малое стадо, ты — под защитой и водительством Великого и Доброго Пастыря. Бог уготовал Царство для тех, кто принадлежит к Христову малому стаду». Царство дается по благоволению Отца. Не за наши заслуги, а по благодати. Надежда на будущее Царство должна заставить умолкнуть страхи Христова малого стада в этом мире. Не бойтесь приближающихся бедствий, они не могут встать неодолимой преградой между вами и Царством!
Господь призывает нас трудиться для нашей души, приготовляя себе сокровище на небесах. «Продавайте имения ваши и давайте милостыню». Хотя бы то, что не нужно вам, дайте нуждающимся. Продавайте не так, как это делают многие известные вам богачи, чтобы на вырученные деньги еще больше обогатиться, но так, чтобы обрести сокровища, которые обогатят нас в вечности. То, что мы имеем на небесах, не может быть никогда истрачено, не может быть никем украдено, оно — вне досягаемости врагов. Наши сокровища на небесах, если наши сердца — там, когда мы здесь. Но если наши сердца настроены на приобретение только земного — рано или поздно мы расстанемся с небесным и земным.
Потому вся наша жизнь должна быть в готовности к встрече с Господом. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи». Как бы ни было поздно, нам нельзя спать, мы должны бодрствовать в ожидании своего Господина, чтобы достойно принять Его. Христос ушел от нас на небо, но Он возвратится. И вся наша жизнь — ожидание Его Пришествия в славе. Час возвращения нашего Господа неизвестен. Он может быть в глубокой ночи, во вторую стражу — перед наступлением полуночи, или в третью стражу — сразу же после полуночи. «В час, в какой не думаете, придет Сын Человеческий». Это значит, что если вы не думаете о Христе всякий час, когда бы Христос ни пришел, будет для вас нежданным.
Блаженны рабы, которых Господь найдет бодрствующими и узнающими Его при приближении, по первому стуку в дверь. И больше чем это. «Он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». Неудивительно, когда друг жениха прислуживает жениху за трапезой. Но кто видел, чтобы господин прислуживал своим рабам? Было такое однажды, когда Господь наш Иисус Христос, показуя Свое смирение, препоясался и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин. 13, 4—5). Эта Тайная Вечеря — образ жизни будущего века. И нам уже сейчас дано приобщаться ей в ожидании Господа славы.
Толкование на От Луки 12:32
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Луки 12:32 / Лк 12:32
Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство
Светлое вечное Царство Христово наследуют не все люди, а лишь малое стадо. Как это тяжело слышать! Но кто в этом виноват, как не сами люди! Не будем говорить о тех, кто не слышал о Христе… Но как много есть людей неверующих и неправославных, живущих среди православных, — постоянно слышали они о Боге, о Церкви, их зовут к вере в Бога и к святому православию… Со смехом, а иные злобно отходят люди от своего вечного блаженства. Удивительно это неразумие, близорукость и неблагодарность человеческие. Подивись, возлюбленный, о безмерной любви Божией… Ради «малого стада» избранных Господь благоволил все же пролить Свою безценную кровь, хотя она пролита за все человечество…
Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство
Как, рыбарям царство? Да, Царство, притом не здешнее, временное, преходящее, а Небесное, вечное. Отец Небесный благоизволил дать Царство апостолам прежде окончания ими земного поприща или, лучше, от сложения мира, по предведению того, что они хорошо воспользуются благодатию Божиею, даруемою человеку для спасения.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 32−34 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет
Господь желающих быть учениками Его называет «малым стадом» или потому, что в мире сем святых весьма мало по причине требуемой произвольной нищеты и нестяжательности, или потому, что их меньше, чем Ангелов, которых сонмы не имеют числа и несравненно превышают число нас. А что Ангелов гораздо больше, это видно из притчи, в которой Господь сказал, что пастырь об одном заблудшем и снова найденном радуется более, нежели о девяносто девяти незаблудших (Лк. 15, 7). Ибо отсюда видно, что как единица относится к девяносто девяти, так и род человеческий к миру ангельскому. «Не бойся, — говорит, — малое стадо», то есть не сомневайся, что Бог будет промышлять о тебе, хотя бы ты сам и не заботился о себе. Почему? Потому что Отец благоволил дать вам Царство. Если Он дает Царство, то тем более подаст предметы земные. Итак, не думай, что если усвоишь себе нищету, то не будет Промыслителя о тебе, но продавай имение, давай милостыню и сделай сокровище неистощимым. Потом убеждает нас и непререкаемыми умозаключениями. Здесь, — говорит, — моль съедает, а на небе — нет. Итак, не безумно ли слагать сокровище в таком месте, в котором оно повреждается? Потом, поскольку моль не съедает золота, Он присовокупил: «куда вор не приближается». Ибо если моль не съедает золота, то вор похищает его. Потом, поскольку не всех же обкрадывают, Он присовокупляет еще большее и совершенно неопровержимое основание. «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Пусть, — говорит, — будет и так, что и моль не съест, и вор не подойдет, но самое порабощение сердца закопанному в землю сокровищу и повержение в землю богоподобного существа души какого достойно наказания? Не тем ли больше наказание (предлежит) тому, кто имеет ум? Где сокровище ваше, там и сердце ваше. Если сокровище в земле, то и сердце в ней; если сокровище на небе, то и сердце — горѐ. Кто же не изберет лучше быть горѐ, чем под землей, быть Ангелом, чем кротом, живущим в подземных норах?
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 32−34 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет
«Не бойся, малое стадо…» Эти слова находятся только у евангелиста Луки. Здесь Господь дает уверение Своим ученикам в том, что их стремление к Царству Божию (стих 31) достигнет своей цели. А они и могли бояться именно того, что им, пожалуй, не придется войти в это Царство, потому что они, во всяком случае, представляли собой только крайне маленький кружок («малое стадо»), тогда как в Ветхом Завете, по общему тогдашнему представлению, Царство Мессии было предназначено народу избранному в его целом. «Что же в самом деле представляем мы собою? — могли думать апостолы. — Что же это за «Царство» будет, в котором будем только мы с немногими другими последователями Христовыми?» Но Господь рассеивает все их сомнения указанием на «благоволение» Божие: Царство пред вами откроется (ср. Лк.22:29 и сл.) — конечно, славное Небесное Царство Мессии.
«Продавайте имения…» Эта цель так важна, что вы для нее должны жертвовать своим земным достоянием. Это уже, конечно, относится не только к апостолам, но и ко всем последователям Христовым (см. Мф.6:19−21).
«Приготовляйте себе». Другим вы отдадите свои земные стяжания, но позаботьтесь и о себе — старайтесь приобрести себе небесное сокровище, т. е. вход в славное Царство Христово. Однако нельзя думать, что это будет достигнуто одним раздаянием своего имения бедным или одной милостыней. Милостыня, раздача своего имения только освободят человека от препятствия, каким является богатство для человека, который стремится к приобретению Царства Небесного, но кроме этого ищущий такого Царства должен приложить все свои силы к достижению поставленной им цели.
«Влагалища не ветшающие», т. е. такие хранилища небесных сокровищ, которые никогда не изнашиваются и из которых ничего не просыпается.
Не бойся, малое стадо!
Н е думайте, что только о великом празднике Покрова Пресвятой Богородицы буду я говорить: не изъяснять значение этого праздника буду я, ибо не раз уже изъяснял его.
Буду говорить совсем о другом, буду говорить о малом стаде Христовом.
Почему же, почему в день Покрова буду говорить о малом стаде? Вот почему: знаю я, что большинство из вас очень встревожено внезапным усилением антирелигиозной пропаганды, и скорбите вы. Не тревожьтесь, не тревожьтесь! Это вас не касается.
Скажите, пожалуйста, помните ли вы слова Христовы из Евангелия от Луки: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство».
О малом стаде [1] Своем Господь наш Иисус Христос не раз, не раз говорил. Его малое стадо имело начало в Его апостолах святых, а потом оно все умножалось и умножалось. Оно несколько веков, и немало веков, вплоть до средних, было большим, не малым, а большим, ибо люди того времени — начала, середины и даже конца средневековья, и даже начала средневековья, и начала даже нового времени были людьми верующими.
Атеизм стал распространяться во всех странах, и прежде всего во Франции, позже, гораздо позже, уже в конце 18-го века. Но везде и всюду, несмотря на успех пропаганды атеизма, сохранилось малое стадо Христово, сохраняется оно и доныне.
Вы, вы, все вы, слушающие меня — это малое стадо! И знайте и верьте, что малое стадо Христово непобедимо; с ним ничего нельзя поделать, оно ничего не боится, потому что знает и всегда свято хранит великие слова Христовы: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее».
Так что же, если даже врата адовы не одолеют Церкви Его, малого стада Его, то чего нам смущаться, чего тревожиться, чего скорбеть?! Незачем, незачем! Малое стадо Христово, подлинное стадо Христово неуязвимо ни для какой пропаганды. Вера малого стада, его любовь к Господу Иисусу Христу так тверды, что даже врата ада не сокрушат эту веру.
Так чего же бояться, если мы друзья и даже братья Христовы, как сказал Он о Своих апостолах, если читаем у великого евангелиста Иоанна Богослова такие всерадостные для нас слова: «Пришел к Своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими».
Мы приняли Его, мы не отверглись Его, как народ иудейский: мы приняли Его, и потому дает Он нам власть быть чадами Божьими.
А для чад Божиих неужели страшна какая-либо пропаганда, неужели возможен отказ от веры?!
Нет, нет! Совсем не возможен.
Пресвятая Владычица наша Богородица в день сего великого праздника явилась с множеством ангелов и святых не среди белого дня, не в многолюдном народном собрании, а в четыре часа ночи во Влахернском Константинопольском храме, и своим блистающим, как молния, омофором покрыла малое стадо Христово, коленопреклоненно молившееся.
Так вот, все дело в том, чтобы быть вам подлинными членами малого стада Христова. И если будете ими, никакая пропаганда вас не коснется, не заденет вас — будете неуязвимы.
Коснется она только тех, кто и прежде не был во дворе овчем, в Церкви Христовой, и будет иметь большой успех среди них.
Кто же принадлежит к малому Христову стаду? Те, к которым относятся слова Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Вот видите, чтобы быть во дворе овчем, чтобы принадлежать к малому стаду Христову, надо только возлюбить всем сердцем Господа нашего Иисуса Христа, надо написать на сердцах своих заповеди Его святые и всем сердцем хранить и исполнять их. Вот тогда, когда будем мы — все мы, все вы, слушающие меня, — когда будете в малом стаде Христовом, только тогда нам не страшно ничто, не надо тревожиться ни о чем.
Итак, запечатлейте в сердцах своих слова Господа Иисуса: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство», — Царство, слышите вы, Царство, благоволил сделать вас царями и священниками Богу. Аминь.
[1] При выходе архипастыря на амвоне поют: «Не бойся, малое стадо, не бойся!».
О малом стаде Христовом
Господи, как же всё хорошо начиналось!
Строились планы, укреплялись надежды, чудесным образом, будто из воздуха, появлялись новые силы и не только душевные, у некоторых даже наблюдалось горение в вере, как известно, ныне явление редкое и почти уникальное…
Слава Богу, что сегодня хоть что-то осталось и полностью не улетучилось. И это после стольких-то долгих расколов, публичных склок, обвинений и нестроений. Малое стадо Христово образно и уже видимо сузилось до Колечка. Но Оно выжило. Не исчезло, не кануло в лету без следа и забвения. Из Церкви и в Церковь люди приходили и уходили всегда, и во все времена. По разным причинам. Когда-то в меньших, когда-то в больших количествах. Разговор не о том, не о количествах. Тут ведь надо помнить, что: «… много званных, но мало избранных» (Лк. 14:24) и понимать, что малое стадо Христово не для всех, а для избранных. И что, может быть, уже наступают предупредительные времена, когда: «… восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24).
Вот потому и пишу. Пишу для тех, кому хотелось чего-то большего, быть может, кимвально звучащего, весьма быстрого и победительного. Кто думал, что будет вот так, а получилось вот этак. Пишу для тех, кто начал роптать по поводу и без оного; о малочисленности, о не столь частом служении, о неустроенности… и не только об этом. О, если бы только об этом! Люди теперь ропщут ещё и о том, что мы, якобы, недостаточно правильно молимся. (Тогда не зрели, а теперь, вдруг, прозрели, что ли). Говорят, что необходима в служебных и молитвенных текстах ревизия, и давно назрел пересмотр всеобщего списка святых, а также православной символики.… И ещё, якобы, много назрело и необходимо чего. Настаивают, что если всё это прямо сейчас не принять, не исправить, то мы не спасёмся. Молитвы по дороге застрянут и до Господа не дойдут.
Пишу для маловеров. Для тех, кто смотрит не в себя. Не на свои грехи. Полагает силы не на их молитвенное и слёзное отмывание, а смотрит на других и по сторонам. Пишу для тех, кто распыляется и сомневается в вере. Кто бесовские поучения, которым сегодня нету числа, ставит выше молитвенного и спасительного опыта святых Отец наших. И ещё пишу для тех, кто, возможно, тихо завидует «великолепию» и «устроенности» Московской патриархии или другим государственным лжецерковным образованиям.
Как молились святые Отцы наши, тако и мы молимся. Слова многое значат. Но что они могут без веры и без духа из тебя исходящих? Святой Яков Постник не сказал ни единого слова, лишь только руки в горную сторону протянул и Господь дал им просимое – пошёл дождь без символики и без слов. Оказалось, что любви и веры достаточно. Стяжай Любовь и Духа Святаго, и тогда тебе не страшно будет малое стадо Христово. Даже если ты останешься с Богом один во всём мире. Что тебе мир в скверне и во грехах возлежащий, когда не мир, а ты наследуешь Царство небесное! Потому и сказано: «Не бойся, малое стадо!…» (Лк. 12:32).
И ведь это только начало. А что же будет дальше? А то и будет, что сбудется реченное Господом: «… придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).
Быть верующим было трудно во все времена. И особенно трудно теперь, когда мир переполнился скверной и мерзостью запустения. Искушения, прегрешения, болезни, семейные неурядицы. Потеря близких и родных людей. Унижения, напраслины, предательства, разделения… и ещё много чего, преследуют, изматывают и угнетают верующего человека, не дают ему ни роздыха, ни покоя. При таком натиске апостасийного мира не все справляются с бесовской силой и выдерживают стояние в вере. Тот, кто духом слабее, тот оступается, падает и впадает в сомнение и грех маловерия. Потому неустанно поститесь, молитесь, терпите, смиряйтесь и не забывайте просить у Господа укрепления в вере. «… Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк. 12. 29:31).
Незазорно просить у Господа укрепления в вере. Хотя и совсем не Апостолы. Но: «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк. 17:5). До сошествия Духа Святаго, чем они от нас отличались? Да, ничем. Христос их позвал, пообещав сделать ловцами человеков, они за Ним и пошли. Почему бы и не пойти за таким откровенным и интересным Человеком. Да, ученики Его, но всё ещё обычные люди. И кто тогда знал или думал, что идут они рядом с Самим Господом Иисусом Христом – Сыном Бога Живаго? Разве что один Петр. Один изо всех. Шли рядом и вместе с Ним по тернистой дороге; радуясь, как малые дети и дивясь Его чудесам. Помогая Ему. Отступая от Него. Страха ради иудейска, предавая Его. Веря в Его слова и не веря. Вера их колебалась, оставаясь совсем незначительной. И не зря тогда Христом было сказано: «если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк. 17:6). А, отвечая на вопрос, почему не удалось изгнать им сильного беса? Он ответил: «по неверию вашему» (Мф. 17:20). Так что совсем незазорно просить у Господа укрепления в вере.
«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7).
Перед собой и друг перед другом человек всегда оправдается. Достаточно приглушить свою совесть. Сразу найдутся виновные. Обнажатся причины. И хлынут потоком слова. А вот оправдается ли он перед Богом? – Это вопрос. Себя и подобных себе ввести в заблуждение можно. Но разве можно ввести в заблуждение Бога?
Те, кто служит мамоне, известны. Они собрались в стадо большое. И пасёт их, пожирая их души, не кто-нибудь, а сам сатана. Содомо-гоморской отрыжкой пузырятся они на водной поверхности – падшими патриархатами, автокефалиями, римо-католиками, протестантами, сектантами и прочими отступниками и еретиками. Бойся, стадо большое! – «… Мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:5), ибо скоро то время, когда: «… возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне…» (Откр. 17:16).
Покайтесь и одумайтесь, маловеры! «Воздайте Господу славу имени Его» (Пс. 28:2).
Евангелие по Луке 12:32
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 32-34 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет
Лопухин А.П.
Ст. 32-34 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет
«Не бойся, малое стадо…» Эти слова находятся только у евангелиста Луки. Здесь Господь дает уверение Своим ученикам в том, что их стремление к Царству Божию (стих 31) достигнет своей цели. А они и могли бояться именно того, что им, пожалуй, не придется войти в это Царство, потому что они, во всяком случае, представляли собой только крайне маленький кружок («малое стадо»), тогда как в Ветхом Завете, по общему тогдашнему представлению, Царство Мессии было предназначено народу избранному в его целом. «Что же в самом деле представляем мы собою? – могли думать апостолы. – Что же это за «Царство» будет, в котором будем только мы с немногими другими последователями Христовыми?» Но Господь рассеивает все их сомнения указанием на «благоволение» Божие: Царство пред вами откроется (ср. Лк.22:29 и сл.) – конечно, славное Небесное Царство Мессии.
«Продавайте имения…» Эта цель так важна, что вы для нее должны жертвовать своим земным достоянием. Это уже, конечно, относится не только к апостолам, но и ко всем последователям Христовым (см. Мф.6:19–21 ).
«Приготовляйте себе». Другим вы отдадите свои земные стяжания, но позаботьтесь и о себе – старайтесь приобрести себе небесное сокровище, т. е. вход в славное Царство Христово. Однако нельзя думать, что это будет достигнуто одним раздаянием своего имения бедным или одной милостыней. Милостыня, раздача своего имения только освободят человека от препятствия, каким является богатство для человека, который стремится к приобретению Царства Небесного, но кроме этого ищущий такого Царства должен приложить все свои силы к достижению поставленной им цели.
«Влагалища не ветшающие», т. е. такие хранилища небесных сокровищ, которые никогда не изнашиваются и из которых ничего не просыпается.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство
Как, рыбарям царство? Да, Царство, притом не здешнее, временное, преходящее, а Небесное, вечное. Отец Небесный благоизволил дать Царство апостолам прежде окончания ими земного поприща или, лучше, от сложения мира, по предведению того, что они хорошо воспользуются благодатию Божиею, даруемою человеку для спасения.
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство
Светлое вечное Царство Христово наследуют не все люди, а лишь малое стадо. Как это тяжело слышать! Но кто в этом виноват, как не сами люди! Не будем говорить о тех, кто не слышал о Христе… Но как много есть людей неверующих и неправославных, живущих среди православных, – постоянно слышали они о Боге, о Церкви, их зовут к вере в Бога и к святому православию… Со смехом, а иные злобно отходят люди от своего вечного блаженства. Удивительно это неразумие, близорукость и неблагодарность человеческие. Подивись, возлюбленный, о безмерной любви Божией… Ради «малого стада» избранных Господь благоволил все же пролить Свою безценную кровь, хотя она пролита за все человечество…