маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

Содержание:

Музыкальный материал:

Характеристика видов деятельности:

Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы её в крови своей несём.
Мелодия всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всём…

Кому не знакома прелестная и грациозная (грациозный – изящный, стройный) «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!

Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом. В её звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку. Лёгкость и ловкость изложения подчёркивает, что это не драматическая история, а не более чем беззаботная прелестная музыкальная шутка.

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому венскому классику: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».

Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.

Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной драматической силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как говорил композитор о своих тревогах незадолго до смерти.

Популярная легенда о том, что композитор был отравлен своим соперником Антонио Сальери, определённо не имеет под собой оснований.

Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. 3юсмайром, который был посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.

Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?

Моцарт остановился в начале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби.

Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства. Необычайная задушевность и красота этой музыки сделали её широко популярной.

Вопросы и задания:

Презентация

Источник

Урок музыки по теме «В чем сила музыки В.А. Моцарта?» 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6

Форма урока: нетрадиционная, фронтальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: творческий портрет.

Вид урока: урок-экскурсия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, музыкальный материал – CD МР3– фонохрестоматия музыкального материала (6 класс); CD МР3-CLASSIC;музыкальные инструменты (музыкальный центр, фортепиано, синтезатор).

Вступление

Учебная задача – осознать, что сила музыки В.Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.
Метод – погружения.
Содержание – эвристическая беседа – факты биографии В.А. Моцарта.

Экспозиция

Учебная задача – формировать слушательскую культуру через приобщение к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Формировать информационную культуру учащихся. Через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее авторе.
Прием – «музыкальная палитра».
Содержание – Прослушивание и характеристика музыкального языка произведения В.А. Моцарта «Маленькая ночная серенада», «Маленькая ночная серенада»–Рондо (Аллегро). Понятия терминов – серенада, рондо.

Разработка

Учебная задача – научить вслушиваться в музыкальную ткань произведения и определять в звучании особенности музыкального языка композитора. Воспитывать устойчивый интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке.
Метод – «погружения».
Содержание – история создания «Реквиема», понятия терминов – лакримоза, реквием. Прослушивание и обсуждение произведения – «Реквием».

Реприза

Учебная задача –сформулировать собственное отношение к творческому наследию В.А.Моцарта.
Метод – соучастия.
Содержание – Прослушивание произведения «Лакримоза» и рефлексивно-оценочные суждения. Кода.
Учебная задача – освоение способа ценностно-смыслового анализа музыкального произведения; освоение способа творчески интерпретировать имеющуюся информацию; формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.Сделать обобщение, выводы.
Содержание – слушание «Похищение из Сераля» В.А. Моцарта. Музыкальный разбор. Исполнение песни «Песня о Моцарте» (Б.Окуджава).

«В чем сила музыки В.А. Моцарта?»

Организационный момент Слайд 1.

Цель урока: осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота; развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать; воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся. Подвести к пониманию того, что музыка, в которой есть красота и жизненная правда, может обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.

Вступление. Продолжительность 2-3 минуты.

Эвристическая беседа. Слайд 2.

Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в семье музыканта в г. Зальцбурге. Моцарту было три года, когда отец, (Слайд 3) скрипач и композитор, начал учить его играть на клавесине. С первых занятий отец был поражен способностями мальчика: он разучивал новые произведения с быстротою, какая редко доступна и зрелому музыканту. Вскоре уже весь Зальцбург знал: (Слайд 4) в доме Моцарта растет чудо-ребенок.
(Слайд 5) К 6 годам он уже прекрасно играет на клавесине, импровизирует, сочиняет, вместе с сестрой дает концерты В Зальцбурге, Мюнхене, Вене. (Слайд 6) Отец Моцарта решил показать своих талантливых детей Европе, надеясь, что их выступления принесут им славу. На протяжении нескольких лет Моцарты разъезжают по городам и странам. (Слайд 7) Чудо-дети приводят в восторг слушателей. Вольфганг Моцарт играет все, что закажет любой слушатель, играет, когда ему закрывают клавиши тканью, фантазирует на заданную тему, называет любую ноту, взятую на клавесине.
( Слайд 8) Когда Моцарту исполнилось восемь лет, отец стал учить его композиции.
(Слайд 9) В Лондоне ему посчастливилось – его учителем стал знаменитый Иоганн Кристиан Бах, младший сын известного Себастьяна Баха, который сразу увидел, что мальчик гениален. Вольфганг много сочиняет. Произведения этого возраста показывают, что он тонко чувствовал и знал все инструменты оркестра. Интересно, что первые симфонии он написал, не дотрагиваясь до инструмента. Из Лондона Вольфганг вернулся композитором.
(Слайд 10) Когда ему исполнилось 14 лет, в Болоньи (Италия) он наравне со взрослыми композиторами участвовал в конкурсе филармонической академии. Члены академии были в восторге от его таланта и мастерства. Единогласно его избрали академиком. Но в Зальцбурге Вольфганг Моцарт – придворный музыкант на службе у жестокого и капризного епископа. Каждое утро он должен был простаивать в передней господина вместе со слугами и ожидать распоряжений на день. Не выдержав, Моцарт подает в отставку. Тогда были созданы опера «Похищение из Сераля», одна из лучших в мировом искусстве, а вслед за ней – опера «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», много симфонической и инструментальной музыки.
(Слайд 11) Моцарт жил в постоянной нищете. Содержанием и смыслом его жизни был труд, неустанный, многодневный. Даже перед смертью, обессиленный, он старался писать музыку. За свои 35 лет он написал более 600 произведений – опер, симфоний, концертов, сонат, ансамблей, песен. Он был клавесинистом, органистом, скрипачом, дирижером, композитором. Им восхищались, ему аплодировали. В последние дни его жизни в театре с большим успехом шла его опера «Волшебная флейта»
Когда Вольфганг Моцарт умер, его тут же забыли. Не нашлось даже денег на достойные похороны: его хоронили в общей могиле для бедняков.
«Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт», – этими словами заслуженно оценил музыку Моцарта А. Рубинштейн.

Экспозиция. Продолжительность 10-12 минут.

– Сегодня на уроке прозвучат отрывки из разных сочинений композитора.
(Слайд 12) В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. (Учебник – Чтение одним учащимся (по выбору учителя) на с. 66, 68). Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Эта ночная музыка называлась серенадой.
Серенада (франц. Serenade, от итал. serenata (sereno – ясная погода, ночная прохлада) – первоначально музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной). (Запись учащимися данного термина в тетради).

– В средне-европейских странах в 17-18 вв. особенное распространение получила инструментальная серенада – род дивертисмента или сюиты для небольшого оркестра или ансамбля (Гайдн, Моцарт). К числу таких произведений относится «Маленькая ночная серенада», которую иногда называют «Маленькой ночной музыкой».

Слушание «Маленькой ночной серенады».

Характеристика музыкального языка «Маленькой ночной серенады».– Какое настроение передает «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта? Как вы думаете, почему над этой музыкой не властно время, почему ее с удовольствием слушают и взрослые, и дети во все времена?

Последняя часть сюиты – Рондо.
(Слайд 13) Рондо – правильнее рондо (итал.roundo, франц. rondeau от rond– круг) – музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания («круговая форма»). Главная тема (называют рефреном) проводится не менее трех раз в основной тональности; эпизоды (2, иногда 3-4, реже – больше) – чаще всего в других тональностях. Рондо возникло из хороводных песен, в которых запевала исполнял разные по музыке куплеты (эпизоды), а хор подхватывал неизменный припев (рефрен).
– Послушайте Рондо. Обратите внимание на характер музыки.

Слушание последней части сюиты – Рондо (Аллегро).

Задание: Пропойте главную тему Рондо.
– Какой характер преобладает в музыке Рондо В.А. Моцарта? Для каких инструментов эта музыка написана?– Почему композитор назвал заключительную часть сюиты – Рондо?
«Маленькая ночная серенада – настоящий шедевр. Думаю, каждый из нас мечтал бы сочинить нечто подобное», – так отозвался об этом произведении Й. Гайдн.

Разработка. Продолжительность 5-6 минут.

– Еще один фрагмент, с которым я хочу вас познакомить, – «Лакримоза» из «Реквиема» В.А. Моцарта. (Слайд 14) Реквием (лат) reguiem – покой – большое вокальное или вокально-инструментальное произведение, написанное в память умерших, погибших. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь).
– Первоначально – поминальная католическая месса. Затем – произведение вроде кантат или ораторий, посвященных памяти героев.

История создания «Реквиема».

(Слайд 16) За несколько месяцев до смерти к В.А.Моцарту пришел таинственный незнакомец, который захотел остаться неизвестным, и заказал «Реквием». Заказ взволновал композитора. Получилось так, что писал он «Реквием», будучи тяжело больным. И ему казалось, что пишет он его для самого себя. Теряя силы, временами призывая на помощь всю свою волю, умирающий Моцарт торопился завершить работу, но ему так и не удалось закончить «Реквием». Его в 1791 г. Закончил ученик В.А.Моцарта Ф.Кс. Зюсмайер, который помогал композитору в работе над «Реквиемом» в последние дни его жизни. (Слайд 17)

(Чтение по учебнику одним учащимся по выбору учителя на с. 69-70) (Слайд 18)

«Реквием» Моцарта – это волнующая поэма о жизни и смерти. В ней – наиглубочайший мир человеческих переживаний – растерянность и покой, бездонная глубина горя и светлой тоски. (Слайд 19)

Слушание «Реквиема».(Слайд 20)

– Какие интонации звучат в «Реквиеме»?

Реприза. Продолжительность 5-7 минут.

– «Лакримоза» – самая короткая, но самая чудесная часть из «Реквиема» В.А. Моцарта. Это – кульминация всего произведения. Лакримоза (лат) lacrimosa – в переводе обозначает «слезная», «печальная».

(Запись объяснения понятия учащимися в тетрадь).
Пение «Лакримозы» вокализом.

– Попробуйте спеть вокализ, построенный на главной мелодии «Лакримозы», закрытым ртом, подчеркивая подъемы и спады интонации. (См. Приложение 1).
– Послушайте. Проследите за развитием интонации. (Слайды 21, 22)

Вопросы и задания для обсуждения:

– Что происходит с мелодией? (Поднимается вверх и резко падает)
– Определите наиболее напряженный момент в развитии мелодии. Как он достигается? В чем изобразительное значение полутонового движения мелодии?
– Найдите интонации стона, плача. Какие инструменты исполняют в оркестре?
– Как помогает оркестр подчеркнуть возвышенную, глубокую печаль музыки?
– Какими словами можно охарактеризовать музыку «Лакримозы»?

Слова выписаны на доске (напечатаны на листе А4): мягкая, взволнованная, нежная, глубокая, возвышенная, строгая, тоскливая, трагичная, тяжелая, успокаивающая, торжественно-величавая, светлая.

Учащиеся характеризуют музыку, подбирая точные эмоциональные термины.

Кода. Продолжительность 10-13 минут.

Музыкальный разбор отрывка из оперы «Похищение из Сераля». (Слайд 23)
Краткое изложение либретто оперы «Похищение из Сераля».
Время действия: XVI век. Место действия: Турция. Первое исполнение: Вена, «Бургтеатр», 16 июля 1782 года.
Моцарт сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни. Ему едва исполнилось двадцать шесть лет, он без ума от Констанцы Вебер и намеревается жениться на ней, что и делает спустя три недели после премьеры оперы. К тому же его невесту звали так же, как героиню этой истории. «Bсe эти радости – мне доставляет удовольствие так думать – нашли отражение в музыке оперы».
В сущности, это не столько опера, сколько то, что жители тогдашней Вены называли зингшпилем, то есть веселой пьесой с музыкой. Все действие находит выражение в разговорных диалогах, и персонажи начинают петь только для того, чтобы передать чувства, редко для развития действия. А один из главных героев – Паша – и вовсе не поет, а только говорит.
Вена ХVIII века была совершенно помешана на всем турецком. Здесь бытовали турецкие костюмы, турецкие прически, рассказывались всевозможные турецкие истории и звучало много турецкой музыки, точнее той, что в Вене считали турецкой. Некоторые фортепиано того времени были оснащены всевозможными барабанчиками и колокольчиками, дабы на них можно было производить «турецкие эффекты». История создания «Похищения из сераля» и сама ее музыка – это часть этой туркомании. Мы ощущаем это в образе благородного Паши, захватившего красивую молодую испанку Констанцу и ее служанку Блондхен (что значит «маленькая блондиночка»), а также слугу молодого испанского вельможи по имени Бельмонт, но не причинившего своим пленникам никакого зла.

(Слайд 24) Слушание отрывка из оперы «Похищение из Сераля».

Вопросы и задания для обсуждения:

– Чем отличается музыкальный язык рефрена от эпизодов? Где музыка грациозная, а где звучит в характере военного марша?

Итог урока

(Слайд 25) – Наш урок мы посвятили музыке В.А. Моцарта.
– Задумайся: «Маленькая ночная серенада» и «Реквием» принадлежат перу одного композитора. Почему, по-вашему мнению, они такие разные?
(Слайд 26) – В чем бессмертие Моцарта? О чем рассказывают его произведения?
– Как вы думаете, может ли музыка оказывать влияние на человека? В чем ее сила?

Учитель подводит к мысли о том, что музыка отражает не только жизнь, но обогащает и облагораживает людей, наши сердца и мысли, даже если мы сами не всегда это замечаем.

Музыка воспевает красоту, духовное богатство и силу самой жизни. Значит, и каждого из нас, наши сердца и нашу мысль, даже если мы не всегда сами это замечаем. (Слайд 27)И. Тургенев говорил: «Мелодия Моцарта льется для меня совершенно естественно, так, как льется какой-нибудь прекрасный ручей или источник…Моцарт подобен Рафаэлю – красота его мелодий очищает душу и поднимает ее до идеалов совершенства».

Источник

Маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

Музыка, которая по известности превзошла многие серьезные и глубокие классические композиции, представляет собой миниатюрный камерный шедевр. Кажется, что она способна неуловимо прозвучать и раствориться в эфире. Мимолетная и легкая как вдох, она наполнена жизнерадостным смыслом, восторгом и упоением.

История создания

Известен даже точный день, когда была создана эта миниатюра – 10 августа 1787 года. Но по чьему заказу она была написана, и был ли вообще заказчик – большой вопрос. Документов или свидетельств не сохранилось, но существует версия. Один из исследователей творчества Моцарта, Дэвид Вейс, в своей полубиографической, полухудожественной книге «Возвышенное и прекрасное» рассказывает об этом так…

Летом 1787 года чета Моцартов праздновала 5-ую годовщину брака и ждала ребенка. Для Вольфганга это был период творческого расцвета, его композиторское мастерство достигло апогея. Позади была « Свадьба Фигаро », а впереди – « Дон Жуан », 3 триумфальные симфонии, « Волшебная флейта » и « Реквием ».

Желая порадовать жену, он пишет в ее честь «Маленькую ночную серенаду». Констанце немного обидно – ее знаменитый муж столько произведений посвящает другим людям, даже ее собственной сестре, Алоизии Вебер, в которую когда-то Вольфганг был влюблен. И вот она получает от него трогательное подношение – самую прекрасную музыку, которую ей доводилось когда-либо слышать.

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

Автограф серенады

Оригинальная рукопись Моцарта долгое время находилась у частного коллекционера Карла Воттерля. После войны он продал ее за 50000$. На вырученные деньги он открыл издательство, которое впоследствии прогорело. В эпилоге факсимильного издания записано: «Автограф «Маленькой ночной серенады» был найден мною (Манфред Горке) в 1943 году после долгого нахождения в частных руках. В настоящее время он хранится в библиотеке Bärenreiter в Базеле».

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

После обретения, он снова был утерян на некоторое время. По последнему сообщению газеты «Die Welt» от 6 мая 2006 года, рукопись хранится в закрытой коллекции в Базеле. Существуют очень хорошо сделанные глянцевые черно-белые фотографии оригинала, которые доступны для широкого просмотра в Международном фонде Моцартеум в Зальцбурге.

Содержание «Маленькой ночной серенады»

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

Оживленный быстрый темп передает эмоциональный порыв. Мелодия главной темы построена на размашистых взлетах и напоминает живой разговорный диалог, а ритм аккомпанемента подражает счастливо-возбужденной пульсации сердца человека, внезапно получившего прекрасную весть.

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

Несмотря на небольшой объем (продолжительность не более 16 минут), она имеет безупречную форму и законченность. Именно эта симметрия и лаконичность придают ей такую легкость и изящество, что слушатель воспринимает ее на одном дыхании. Здесь нет конфликтов или противоречий, это один уверенно развивающийся мотив, словно ручей, несколько раз возвращающийся к истокам. Так повторяется тема-рефрен в Рондо.

Обладатель феноменальной памяти, Вольфганг вел подробный учет своим произведениям, записывая в каталог каждое под определенным номером. В «Маленькой ночной серенаде» из 5 частей по неизвестным причинам сохранилось только 4:

Из сохранившихся записок Моцарта следует, что был еще один менуэт между 1-ой и 2-ой частями. Но по какой причине он исчез, мы уже никогда не узнаем. Музыковед Альфред Эйнштейн предположил, однако, что Соната для фортепиано си-бемоль мажор (К.498а) и есть недостающий менуэт.

Издана впервые она была лишь в 1827 году, через 36 лет после смерти автора и через 40 лет после сочинения. Это удивительный факт для музыки Моцарта, которая преимущественно издавалась еще при его жизни.

«Маленькая ночная серенада» сегодня

Ее популярность мало с чем можно сравнить. Иногда это даже окрашено в негативный тон, когда изысканную и утонченную музыку используют утилитарно. Так мелодия Серенады №13 Соль-мажор звучит в качестве рингтона для мобильного телефона или «фоном» на общественных мероприятиях для того, чтобы подчеркнуть торжественный момент какого-либо события, или в рекламе.

Но и в традиционных концертах – сценических или стилизованных под старину – эту музыку играют часто. Ничто не способно отменить или умалить ее музыкальную ценность. Существует много переложений для фортепиано и даже хоровые зарисовки. Очаровательную обработку для малышей знают даже те, кто далек от мира искусства. Серенаду, по-прежнему, любят профессиональные музыканты, исполняющие ее струнным ансамблем или оркестром. А для любителей-меломанов эта мелодия подобна драгоценности, которой никогда не устанешь любоваться.

«Маленькая ночная серенада» в кино

В киноиндустрии серенаду тоже полюбили, во многих фильмах можно услышать отрывки из разных частей произведения. И это доказывает в очередной раз универсальность совершенной музыки Моцарта. Вот только некоторые из них:

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Источник

Конспект урока музыки на тему «Мелодией одной звучат печаль и радость» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок 2 (18). «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Планируемые результаты учебной деятельности:

— укрепление уважительного и восхищённого отношения к творчеству великих авторов произведений раз­ных видов искусства на примере изучения жизни и произведений В.А. Моцарта.

— укрепление эмоционально-личностного отношения к музыке В.А. Моцарта;

— формирование художественного вкуса и эталонных критериев для оценки произведений искусства.

— формирование навыков рассказа о жизни и творчестве любимого композитора на примере В.А. Моцарта;

— нахождение и определение ведущего мелодического начала в произведениях В.А. Моцарта.

Форма проведения занятия: Урок-исследование жизни, творческого облика, произведений В.А. Моцарта.

Изобразительное искусство: «Вид Вены во времена Моцарта» (репродукция); «Моцарт в своей венской квартире» (гравюра XIX в.); В.Д. Грант. «Умирающий Моцарт сочиняет Реквием».

Музыка: В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада, I часть (№19 аудиоприложения); В.А. Моцарт. Реквием. «Lacrimosa» (№20 аудиоприложения).

Песенный материал: Вокализ на тему «Lacrimosa» из Реквиема В.А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского.

Дополнительный материал: Портрет композитора В. Моцарта.

Виды деятельности учащихся: Заинтересованное прослушивание фрагментов произведений В.А. Моцарта; выявление характера и контраста двух произведений, отражающих разные полюсы его творчества. Слуховой анализ и исследование нотных примеров «Маленькой ночной серенады» и фрагмента Реквиема. Обсуждение различий между жанрами вокальной и инструментальной серенады. Нахождение доказательств следующим определениям: «Серенада» Шуберта — образец романтической лирической серенады; «Маленькая ночная серенада» Моцарта — пример оптимистического и жизнерадостного произведения классицизма. Пение вокального переложения «Лакримозы» (возможно пение одновременно с прослушиванием).

Формы педагогического контроля: Контроль личностного заинтересованного отношения к наследию В.А. Моцарта как одного из лучших представителей музыкальной культуры прошлого. Контроль осознания этической и эстетической ценности творчества композитора. Контроль знания краткой биографии Моцарта и умения её рассказать. Проверка качества пения, понимания нотных примеров. Контроль использования в ответах на вопросы и выполнении заданий учебника сети Интернет.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Игра «Угадай мелодию» (Звучит фрагмент «Серенады» Ф. Шуберта):

· Как называется это музыкальное произведение? Кто автор?

· Что такое «серенада»?

· О каком из важнейших музыкально-выразительных средств мы говорили на прошлом уроке? Разгадайте ребус и назовите это средство музыкальной выразительности.

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

· Как вы понимаете слова П. Чайковского «Мелодия – душа музыки»?

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

Мы продолжим изучение мелодии как важнейшего музыкально-выразительного средства. Сегодня мы рассмотрим особенности мелодии на примере творчества В.А. Моцарта: вы встретитесь с жанрами инструментальной серенады и Реквиема этого гениального композитора – прослушаете два произведения, отражающие разные полюсы его творчества, выявите их характер и контраст. Мы разучим и споём вокальное переложение одного из этих произведений; познакомимся также с краткой биографией композитора, определим его творческий облик, обозначим любимые темы и образы; одновременно рассмотрим живописные произведения великих художников, выразивших в своём творчестве уважение и признательность гению великого Моцарта.

Тема нашего урока – «Мелодией одной звучат печаль и радость».

3. Работа по теме урока

1) Жизнь и творчество великого композитора

Имя этого великого композитора вам уже известно: в 5 классе вы слушали фрагмент из его Симфонии №40 и находили в прекрасной мелодии мотивы, фразы, предложения, родственные строению и интонациям человеческой речи.

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные В.А. Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 г. в маленьком австрийском городке Зальцбурге в семье музыканта, композитора и педагога Леопольда Моцарта.

Вольфганг был настоящим вундеркиндом («чудо-ребёнком») — его музыкальные способности проявились поразительно рано. В 5 лет он уже сочинял и выступал на концертах. Когда Моцарту было 7 лет, отец повёз своих детей — Вольфганга и его сестру — на гастроли по разным европейским странам. Искусству юного Моцарта рукоплескали аристократы Парижа, Лондона, многих городов Германии и Италии.

Моцарт с поразительной лёгкостью осваивал разные музыкальные жанры — писал симфонии, оперы, музыку для различных солирующих инструментов.

Но когда Моцарт повзрослел, ему трудно было найти постоянное место работы — он не хотел служить в родном провинциальном Зальцбурге, где не было хороших оркестров и оперного театра. Моцарт стремился в Вену — культурный центр и столицу Австрии.

В Вене Моцарт прожил последние 10 лет своей трагически короткой жизни.

В эти годы он сочинил самые великие произведе­ния — оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», последние симфонии (№№ 39, 40 и 41), Реквием.

В Вене в последние годы жизни были написаны Моцартом произведения, фрагменты которых вы сегодня услышите: «Маленькая ночная серенада» — в 1787 г., Реквием — в год смерти, 1791-й.

Умер композитор скоропостижно в возрасте 36 лет.

2) В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада

Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).

С одним из значений слова «серенада» вы познакомились уже на предыдущем уроке. На сегодняшнем уроке вы узнаете другое значение этого слова.

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем: «В эпоху классицизма широкое распространение получили многочастные серенады для инструментальных ансамблей различного состава или для оркестра. В Австрии, особенно в Зальцбурге, культивировались серенады из большого числа контрастных частей (до 10); отдельные части могли включать виртуозные партии для солирующих инструментов. Такие серенады часто исполнялись праздничными вечерами на открытом воздухе» (с. 781).

И кому не знакома прелестная и грациозная (грациозный – изящный, стройный) «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте участвовало несколько человек – ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом: слушая её, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в её звуках оживает для нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку: то пленяющее пение, то удивительную игру на скрипке. Причём, даже самая лёгкая музыка была необыкновенно прекрасной, – ведь её писал Моцарт!

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

Бернардо Беллотто. Вид Вены (во времена Моцарта)

Дополнительный материал в виде цитат великих деятелей культуры о В.А. Моцарте см. в Приложении.

Б) Слушание I части «Маленькой ночной серенады» В.А. Моцарта ( фрагмент ). Музыкальный анализ

В) Работа над нотным примером

В мелодии «Маленькой ночной серенады» (нотный пример 18) ученики отмечают выразительные средства, создающие светлый энергичный характер — быстрый темп, громкую динамику (f), мажорный лад.

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому композитору: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

Моцарт в своей венской квартире. Гравюра XIX в.

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами: ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или собирает марки; кроме всего этого тон задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы – проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.

Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн назвал Гелиосом – богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» – создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений – свой Реквием.

А) «Погребальная песнь» Моцарта

Реквием — католическая заупокойная месса. Само слово происходит от латинского, означающего «покой». До создания Реквиема Моцартом этот жанр исполнялся только в церкви. Реквием Моцарта — первое произведение этого жанра, утвердившееся в концертном репертуаре. Реквием написан для хора, солистов и оркестра.

Известно, что Моцарт долгое время не решался взяться за сочинение из-за охвативших его суеверных предчувствий: ему неотступно казалось, что он пишет заупокойную музыку для себя самого, но всё же принялся за работу. Надо сказать, что работа его увлекла. Между тем болезнь уже подтачивала его силы.

Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной драматической силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как говорит композитор о своих тревогах незадолго до смерти:

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Опасения Моцарта оказались не напрасными — он скоропостижно скончался, успев написать только шесть частей Реквиема. Седьмая часть (Lacrimosa — «Слёзная») осталась незаконченной; её, как и незаконченные Моцартом разделы Реквиема (всего в Реквиеме 14 частей), после смерти композитора завершил его ученик – Зюсмайр, согласно указаниям, которые ему дал умирающий Моцарт. Зюсмайр был досконально посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

В.Дж. Грант. Умирающий Моцарт сочиняет Реквием

Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?

Моцарт остановился в начале «Lacrimosa» (Лакримоза), дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби.

Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основа на интонации вздоха и плача, одновременно выражая состояние глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.

В) Работа над нотным примером

В нотном примере 19 учащиеся отмечают средства, обеспечивающие горестное настроение: медленный темп, стонущие жалобные интонации, тихая динамика (p).

Особенно трогательно и выразительно звучит хор.

Ученики отмечают и запоминают деление хора на группы — сопрано, альты, тенора, басы. У каждой группы хора своя партия; вместе партии хора соединяются в стройное и печальное аккордовое звучание. Партия оркестра не повторяет музыку хора, а дополняет её строгими басами и короткими мотивами — «вздохами».

Мы разучим и исполним сегодня Вокализ на тему Лакримозы Моцарта.

Исполнение этого вокализа не просто соответствует теме занятия, оно прекрасно дополняет и иллюстрирует материал сегодняшнего урока.

(Учителю: Мелодия изложена одноголосно и не представляет сложности для разучивания. Этот пример имеет большое значение для приобщения учеников к лучшим страницам творчества композитора, для более личностного эмоционального восприятия его музыки.)

маленькая ночная серенада и реквием принадлежат перу одного композитора почему они такие разные

Мелодии, как и ритмы, отличаются глубоким своеобразием. В них находят яркое воплощение национальный колорит страны и творческая личность композитора, красота пейзажа и характер персонажа…

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поёт,

Моцарт Отечества не выбирает –

Просто играет всю жизнь напролёт.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Не оставляйте стараний, маэстро,

не убирайте ладони со лба.

на остановке конечной

скажем спасибо и этой судьбе.

Но из грехов своей Родины вечной

не сотворить бы кумира себе!

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые:

и развеются, как на кострах,

красный камзол, башмаки золотые,

белый парик, рукава в кружевах.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Не обращайте вниманья, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Булат Окуджава. Моцарт на скрипке играет (Из путевого дневника)

О, Моцарт, бессмертный Моцарт, как много, как бесконечно много благотворных отпечатков более светлой, лучшей жизни оставил ты в наших душах! Ф. Шуберт

Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. П.И. Чайковский

5. Рефлексия. Вопросы и задания

1) Какие настроения передаёт «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта? Как ты думаешь, почему над этой музыкой не властно время, почему её с удовольствием слушают и взрослые, и дети во все времена? В чём её сила?

2) Какие интонации звучат в «Лакримозе» из Реквиема В.А. Моцарта?

3) Задумайся: «Маленькая ночная серенада» и Реквием принадлежат перу одного композитора. Почему, по-твоему, они такие разные?

4) Исполни «Вокализ» на тему Лакримозы Моцарта (в обраб. Д. Кабалевского).

Из книги: Шорникова М. Десять страниц из истории музыки: популярные очерки о выдающихся композиторах разных эпох. Ростов н/Д, 2010. 284 с.

Великие о В.А. Моцарте (с. 28, 29)

Я всегда был одним из самых ревностных почитателей Моцарта и останусь им до последнего вздоха.

…И лучшим композитором считаю Моцарта, ибо он владеет в совершенстве правилами композиции и обладает самым лучшим вкусом.

Когда мне было двадцать лет, я признавал только себя. Тридцати лет я говорил уже: «Я и Моцарт», сорока лет: «Моцарт и я», а теперь я говорю только: «Моцарт».

Про Моцарта нельзя сказать, что он был, прежде всего, музыкант. Он только музыкант.

Моцарт — Рафаэль и Пушкин в музыке.

Когда Моцарт брался за перо, произведение уже было готово в его голове. Есть гении, которые творят даже во сне.

Музыка Моцарта стала светлой радостью всего человечества.

Моцарт — это молодость души, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления.

Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту.

Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, как он (Моцарт). Бетховен заставлял меня тоже трепетать, но скорее от чего-то вроде страха и мучительной тоски.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *