мальборо кто это такой
Мальборо
Полезное
Смотреть что такое «Мальборо» в других словарях:
Мальборо — (англ. Marlboro, Marlborough) англоязычные топоним и фамилия (род). Персоналии Герцог Мальборо величайший британский полководец География Мальборо (город) (англ. Marlborough) город в Англии, в честь которого названо множество… … Википедия
мальборо — сущ., кол во синонимов: 1 • малина (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мальборо — (Marlborough) Джон Черчилл (Churchill) (26.5.1650, Аш, близ Масбери, Девоншир, 16.6.1722, Кранборн Лодж, Виндзор), герцог (1702), английский полководец и политический деятель, генерал (1702). Своей карьерой обязан герцогу Йоркскому (с… … Большая советская энциклопедия
МАЛЬБОРО — (Marlborough), Джон Чёрчилл (Churchill) (26.V.1650 16.VI.1722), герцог, англ. полководец и политич. деятель, ген. фельдцейхмейстер (1702). Первоначально своей карьерой обязан герцогу Йоркскому (с 1685 король Яков II). В армии с 1667, участник… … Советская историческая энциклопедия
Мальборо — I нескл. ср. 1. Зимостойкий сорт высокоурожайной садовой малины с округлыми, светло красными, довольно крупными ягодами. 2. Садовая малина такого сорта. II нескл. ср. 1. Название сорта сигарет. 2. Сигареты такого сорта. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Мальборо — I нескл. ср. 1. Зимостойкий сорт высокоурожайной садовой малины с округлыми, светло красными, довольно крупными ягодами. 2. Садовая малина такого сорта. II нескл. ср. 1. Название сорта сигарет. 2. Сигареты такого сорта. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Мальборо — (Marlborough) Джон Черчилл (1650 1722), анг. полит. и воен. деятель, ген. (1702), герцог (1702). При королеве Анне, благодаря близости к ней его жены, играл большую роль в виговском правит ве, в 1711 с приходом к власти тори отстранен от… … Словарь полководцев
Мальборо Д. Ч. — МÁЛЬБОРО (Marlborough) Джон Черчилл (Churchill) (16501722), герцог М. (1702), англ. полководец и гос. деятель, генерал фельдцейхмейстер (1702). Принадлежал к партии вигов. Во время войны за Исп. наследство до 1711 главнокоманд. англ. армией … Биографический словарь
МАЛЬБОРО Джон — (полностью Джон Черчилль, герцог Мальборо; Marlborough, Churchill), (26 мая 1650, Аш, близ Масбери, Девоншир 16 июня 1722, Кранборн Лодж, Виндзор), английский полководец и государственный деятель, граф Мальборо (1689), герцог Мальборо (1702).… … Энциклопедический словарь
МАЛЬБОРО (Marlborough) Джон Черчилл (Churchill) — (1650 1722) герцог Мальборо (1702), английский полководец и государственный деятель, генерал фельдцейхмейстер (1702). Принадлежал к партии вигов. Во время войны за Испанское наследство до 1711 главнокомандующий английской армией на континенте … Большой Энциклопедический словарь
Печальная судьба «Ковбоя Мальборо»
22 июля 1992 года скончался Уэйн Макларен, ковбой, снимавшийся в рекламе «Мальборо». Причина смерти — рак легких. В свое время он был самым известным курильщиком планеты.
Уэйн Макларен — лицо рекламной кампании сигарет «Мальборо», лихой ковбой на коне с сигареткой, представлял образ хозяина жизни, которому все по плечу и нет проблем. Однако проблемы были.
Он курил по две-три пачки в день
Его называли «ковбоем Мальборо», но подняв продажи сигарет этой марки до невиданных высот, он весь остаток жизни потратил на борьбу с табачными компаниями… Перед своим появлением в рекламе сигарет Макларен работал актером, моделью, каскадером и всадником родео. Волею случая он попал в знаменитую рекламную кампанию сигарет «Мальборо» — и стал богат и знаменит.
Он курил по две-три пачки в день, но после того, как в 1990 году у него обнаруживают рак легких, Макларен стал активнейшим участником общественного движения по борьбе с курением. Химиотерапия и удаление одного легкого не помогли остановить рак: болезнь распространилась по телу, и метастазы нанесли ущерб головному мозгу. Через два года после установления диагноза, незадолго до своего 52-летия, он скончался.
Нужно брендовое лицо!
Давайте вспомним, как это было. В 1953 году ученые в США официально объявили: курение вызывает рак легких. Это повергло курильщиков в шок (еще бы!), и табачным компаниям пришлось срочно исправлять ситуацию. В том же 1953 году потребление табака в США снизилось — впервые за все время существования страны. Владелец марки «Мальборо» и всей компании, носящей его имя, бизнесмен Филипп Моррис начинает спешно соображать, как отбить у людей страх перед курением. Нужно брендовое лицо!
Один из рекламных плакатов того времени изображал ребенка и слоган:
«Папа, тебе всегда достается самое лучшее, даже Мальборо!».
Во как! Было и еще одно радикальное новшество: сигареты марки «Мальборо» впервые в мире стали продаваться с фильтром.
Реклама сообщала: фильтр поможет избежать рака легких и других неприятных недугов. Рекламщики эксплуатировали сразу несколько образов: от морского волка и строителя-высотника до военного корреспондента. Все они, естественно, выглядели мужественно и курили «Мальборо». Но больше всего прижился именно образ ковбоя, который рекламщики и стали успешно использовать. Америке напомнили: ее построили эти самые брутальные парни. Так чего бояться?
Продажи сигарет резко подскочили
После первой же рекламной кампании с «ковбоем» бренд занял четвертое место на рынке. Филипп Моррис придумал и еще одну инновацию: упаковку из твердого картона с откидной крышкой. Доставать сигареты стало удобнее, чем из мягкой пачки без крышки, и на этом была построена еще и кампания «легкости и практичности». Придумали и «мужской логотип»: полоса белого цвета буквально «вгоняется» в красный. Одним словом, сигареты стали символом мужественности и сексуальности.
Тогда на сцене и появляется Уэйн Макларен. Случилось это в 1964 году. С
экранов телевизоров он вещает: фильтр защитит вас от всех возможных болезней, но при этом он нисколько не меняет вкус самих сигарет. Макларен обращался к телезрителям с самодовольной ухмылкой:
«Добро пожаловать в страну Мальборо!».
Похоже, он и сам верил в то, что рассказывал по телевизору: сигареты с фильтром безвредны. Две-три пачки в день для Макларена было нормой… О том, что здоровью пришел конец, он узнал за несколько лет до смерти. Никотиновый рак легких! Перед тем как отойти в мир иной, он пережил химеотерапию, лучевую терапию. Ему ампутировали одно легкое. Но ничего не помогло.
За два года до смерти Уэйн Макларен стал активным участником кампании против никотина
В последние годы жизни он стал ярким примером того, к чему приводит курение. За два года до смерти Уэйн Макларен стал активным участником кампании против никотина. Перед смертью он успел сняться в ставшем суперпопулярным видеоролике, в котором заявил о том, что сожалеет о своей пагубной привычке…
Считается, что именно Уэйн Макларен положил начало масштабной борьбе с табакозависимостью во всем мире. Так великий пропагандист курения стал великим пропагандистом здорового образа жизни. Эта борьба ведется и сейчас, правда, с переменным успехом…
Статистика по курению в мире и России
Ну и в заключение напомним несколько цифр, связанных с курением. В мире 90 процентов смертей от рака легких, 75 — от хронического бронхита и 25 — от ишемической болезни сердца обусловлены курением. Каждые десять секунд на планете умирает один заядлый курильщик (к 2020 году этот уровень повысился до одного человека каждые три секунды).
В России курят 24,2% жителей старше 15 лет, это 29,3 млн человек.
Согласно данным Росстата, среди мужчин курильщиков примерно в четыре раза больше, чем среди женщин: 40 против 11%. ВОЗ говорит о 40,9 против 15,7%.
Что касается регионов России, то больше всего курящих на Чукотке: 39% взрослого населения. На втором месте — Еврейская автономная область: 37,3%. На третьем — Забайкальский край: 36,3%.
По мнению 12 процентов опрошенных социологами респондентов считают, что бросить курить легко, 56 думают, что это трудно, четыре полагают, что это вообще невозможно, 28 процентов не задумывались об этом. При этом 21 процент из числа опрошенных горожан бросали курить, но в основном безуспешно. Курение считают вредной привычкой 47 процентов опрошенных горожан, зависимостью — 38, неизлечимой болезнью — девять процентов, не смогли определить своего отношения к курению шесть процентов респондентов…
Кстати, не только болезни несет зажженная сигарета. По статистике, непотушенное курево — одна из самых частых причин бытовых, да и промышленных пожаров. Не случайно ушлые иностранцы даже меру такую «противопожарную» предусмотрели: не так давно в странах Евросоюза введен категорический запрет на «долгоиграющие» сигареты. То есть все поступающие в магазины сигареты должны быть самогаснущими! Данная мера призвана снизить количество пожаров, возникающих из-за непотушенных сигарет.
Производителям в обязательном порядке предписано использовать при изготовлении сигарет тяжело возгорающуюся папиросную бумагу. Что даст такая мера, пока неясно, но цель, согласитесь, благая.
Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Marlboro (Мальборо) — марка сигарет, выпускаемая компанией Philip Morris International с 1924 года. Marlboro — самая продаваемая марка сигарет в мире. Сигареты Marlboro широко известны во всём мире благодаря мощной рекламной кампании и значительным спонсорским вложениям в автоспорт.
Торговая марка Marlboro была зарегистрирована в Соединенных Штатах в 1908 году, хотя до 1924 года сигареты под этим названием не продавались. В 1924 году сигареты Marlboro появились на прилавках в США. Сначала они продавались как «американские сигареты класса люкс» и продавались в основном в отелях и на курортах. Примерно в 1930-х годах эту марку начали рекламировать как женские сигареты. В эти годы сам факт продажи сигарет женщинам был культурным шоком, подобно тому, как если бы сейчас сделали сигареты специально для грудных малышей. Дамские сигареты появились благодаря суфражисткам, боровшимся за всеобщее избирательное право. Эти дамы хотели равноправия во всем, к том числе и во вредных привычках — и они его получили.
Для креативщиков начала века стало большой трудностью сделать для сугубо мужского товара женскую рекламу. Сигареты Мальборо преподносились как женственные сигареты. Был подобран и сугубо женский слоган: «MIld as May» — «Нежные как Май». В качестве лица бренда была приглашена голливудская звезда Мэй Уэст.
На дамскую аудиторию была ориентирована и упаковка: фильтр с полоской красного цвета решал двойную задачу: скрыть неаккуратный след от помады и защитить белые зубки женщин от пожелтения. Бренд имел весьма средний успех: все же, как ни старались специалисты по рекламе, товар был мало привлекателен для женщин: от сигарет портилось дыхание, желтели зубы и возникал мучительный сухой кашель.
В 1932 году компания Philip Morris продала права на бренд Marlboro в Канаде компании Imperial Tobacco Canada.
Спустя два десятилетия бренду и вовсе пришлось сменить пол. В 1953 году ученые-медики официально заявили о том, что курение сигарет вызывает рак легких. Потребление табака в США снизилось впервые за всю историю существования страны. В связи с этим сменилась и коммуникативная платформа Мальборо: хозяин марки Филип Моррис решил заполнить другую рыночную нишу. Теперь целевой группой бренда должны были стать люди, которые боятся умереть от рака, но не могут бросить курить.
Имиджевая реклама сигарет, которая сейчас смотрится кощунственной, стала историей:
«Папа, тебе всегда достается самое лучшее, даже Мальборо!»
Сигареты с фильтром, которыми являлись в том числе и Marlboro, воспринимались потребителями исключительно как дамские сигареты, однако после страшного открытия врачей такой вид сигарет стал выглядеть для потребителя более безопасным. Производители сигарет не решались выпустить на рынок «мужские» сигареты с фильтром — это казалось однозначно провальным маркетинговым ходом. И тем не менее Филип Моррис решился на этот шаг.
Во-первых, ковбой расставлял все точки над i, доказывая, что сигаретный фильтр не влияет на вкус табака.
«Фильтр не встает между тобой и вкусом»
Ковбойская кампания, в которой принимали участие фотомодели (позже их заменили реальные ковбои) имела невероятный успех. Ковбой — воплощение американского духа — задел потребителей за живое. Принты напоминали о настоящих героях Америки — брутальных парнях, покоряющих дикие степи. Он покорил всех — мужчин и женщин, чернокожих и латиносов. Продажи Marlboro всего за один год выросли настолько, что стали занимать четвертую позицию в рейтинге продаж всех табачных изделий.
Кроме того, новая пачка Malrboro стала еще и упаковочной сенсацией — именно эта марка сигарет стала выпускаться в ставшей впоследствие стандартом упаковке «Flip-top» — пенале из твердого картона с откидной крышкой. Такая упаковка имела как сугубо практичную (сигареты не мялись), так и колоссальную маркетинговую значимость — теперь курильщику необходимо было продемонстривать окружающим пачку каждый раз, когда он собирался закурить, ведь открывать «flip-top» в кармане было неудобно.
Логотип — одно из ключевых решений в операции «по смене пола» Marlboro. Вместе с приобретенным образом брутальных сигарет для настоящих мужчин бренд избавился и от излишней аристократичности в образе. Изначально, в эпоху «женственного» характера, требовались ассоциации с фамилией герцога Marlborough — теперь от аристократической изнеженности нужно было избавиться.
Дизайнер Фрэнк Джанниното разработал для Marlboro новую, не лишенную маскулинности, пачку: белый цвет здесь, как стрела, вонзался в красный.
С этого времени «Ковбой Marlboro» стал одним из самых успешных рекламных образов в рекламе, а сигареты Marlboro — наиболее раскупаемой маркой.
После успешного американского перезапуска бренда в 1950-х годах, компания Philip Morris предприняла несколько попыток восстановить права на бренд Marlboro в Канаде, но безрезультатно. Компания Imperial Tobacco продолжила продавать линейку сигарет под маркой Marlboro в Канаде, хотя и с совершенно другой упаковкой, чем у сигарет от Philip Morris.
В 1962 году компания приступила к реализации нового проекта, который впоследствии назвали самой крупной, самой известной и универсальной рекламной идеей. Philip Morris запускает кампанию «Страна Мальборо», которая стала актуальным продолжением темы Дикого Запада. С этого момента рост продаж «Marlboro» составил в среднем 10% в год.
В 1965 году Филип Моррис начал использовать пропитанные аммиаком пластины и периодически увеличивал их использование до 1974 года. Этот период времени соответствует резкому коммерческому росту «Филип Моррис», имевшему место с 1965 по 1974 год. Неудивительно, что этот резкий рост продаж Мальборо, обратил на компанию пристальное внимание других производителей табака. Путем анализа сигарет Мальборо, конкуренты пришли к выводу, что «технология аммиака» была по существу «духом» Мальборо и обеспечила бренду столь яркий успех.
В 1966 году была выпущена марка «Marlboro Menthol».
В 1977 году компания Philip Morris заключает договор на поставку «Marlboro» в СССР.
В 1989 году в продаже появляются сигатеты «Marlboro Menthol Lights».
В 1991 году на рынок запускается «Marlboro Medium».
В 1992 году Philip Morris USA организует специальную конкурсную программу «Marlboro Adventure Team». Впоследствии она назовет эту акцию одной из своих самых успешных рекламных кампаний. Philip Morris International открывает представительство в Москве, и импорт «Marlboro» начинает осуществляться на постоянной основе. Доходы материнской корпорации Philip Morris Cos., Inc. превышают 60 млрд. долларов. Корпорация «Браун энд Вильямсон» высказала мнение о том, что именно технология аммиака, являясь ключевым фактором, сделала из «Мальборо» Мальборо.
В 1993 году на сигареты снизился спрос, и Филип Моррис был вынужден впервые снизить цену на «Мальборо». Он также стал использовать рекламу, изображавшую не ковбоя, а группу любителей приключений. Покупателям было предложено накапливать купоны, вложенные в пачки, для получения приза.
Financial World называет «Marlboro» самым дорогим брендом на международном рынке потребительских товаров. Марка обходит даже «Coca-Cola». Рыночная стоимость «Marlboro» оценена в 39,5 млрд. долларов.
В 1994 году «Marlboro» занимает второе место в рейтинге самых дорогих брендов в мире от Financial World после «Coca-Cola». Доходность бренда была оценена в 33 млрд. долларов.
В 2000 году Philip Morris признана крупнейшей в мире табачной компанией, не считая принадлежащей государству Всекитайской табачной монополии. Доля Philip Morris на мировом сигаретном рынке была оценена в 17%. Знаменитые «Marlboro» запускаются в российское производство на питерской фабрике «Филип Моррис Ижора».
В 2003 году Philip Morris Companies Inc. сменила название на Altria Group, Inc.
В 2006 году Ковбой Мальборо незаметно и окончательно пропал с американских телеэкранов и страниц. Уход величайшего мачо всех времен и народов с рекламной сцены иллюстрирует тенденцию, которая характерна для всего табачного рынка. В этом году впервые ни одна табачная реклама не попала в топ-список самых затратных реклам США. Сайт Мальборо был открыт в России.
В 2008 году 28 марта подразделение Philip Morris International отделилось от Altria Group, Inc. путём распределения 100 % акций компании между акционерами Altria.
История легендарного герцога Мальборо
Знаменитый полководец Джон Черчилль (вошедший в историю как герцог Мальборо) родился в 1650 году. Он был вторым сыном английского политика, члена Палаты Общин Уинстона Черчилля (1620—1688) и леди Елизаветы Дрейк. По материнской линии Джон Черчилль приходился родственником известному Фрэнсису Дрейку, пирату времён королевы Елизаветы I.
Ищите женщину
В юные годы будущий полководец увлёкся трактатом римлянина Вегеция о военном искусстве, который неоднократно перечитывал. Затем Джон прилежно учился в Оксфордском университете (в 1667—1673 годах), где изучал математику, философию, историю, литературу, древнегреческий, древнееврейский и латинский языки.
Благодаря своим политическим связям Уинстону Черчиллю удалось пристроить сына на должность пажа при королевском дворе.
Карьеру молодой Джон Черчилль делал на редкость быстро. Появившись при дворе в 14 лет, он сразу попал в окружение брата короля — Якова, герцога Йоркского. Вскоре он стал одним из любимцев герцога.
Своим дальнейшим стремительным возвышением Черчилль был обязан женщинам. Джону не было еще и 20 лет, когда он стал любовником одной из красивейших дам королевского двора — герцогини Кливленд. Герцогиня была на десяток лет старше Черчилля (впоследствии Дполитические враги герцога Мальборо будут ехидно шутить, что он начинал свою карьеру в качестве «жиголо» при знатной даме). Но главная пикантность ситуации заключалась не в этом, а в том, что герцогиня Кливленд была сожительницей самого короля Карла II, о чем всем в Англии (включая и Джона Черчилля) было прекрасно известно. Но Черчилля это не смутило — он не боялся рискованных ситуаций. Правда, порой ему приходилось использовать всю свою сноровку, чтобы не скомпрометировать себя. Так, рассказывали, что однажды Джону Черчиллю пришлось выпрыгнуть из окна спальни герцогини Кливленд, чтобы не попасться на глаза королю.
Впрочем, Джона нельзя было назвать пострадавшим во всей этой ситуации. Осыпаемая золотом из королевской казны, герцогиня Кливленд была щедра к своему юному любовнику. Она дарила ему огромные суммы денег. Так, только за свой отважный прыжок в окно Джон Черчилль получил от впечатленной его героизмом любовницы щедрую «компенсацию» — 5000 фунтов стерлингов (огромные деньги по тем временам!). С «подарков» герцогини Кливленд и началось формирование того многомиллионного состояния, которым будет впоследствии славиться семейство Мальборо.
«Падение» сестры «поднимает» брата
Но в 1685 году король Карл II умер. А стало быть, кончилась и власть его фаворитки — герцогини Кливленд. Но Джон Черчилль и здесь не понес урона. Вступивший на престол (под именем Якова II) брат покойного короля — герцог Йоркский — как мы уже сказали, симпатизировал Черчиллю. Симпатия эта основывалась не только на человеческом обаянии будущего милорда Мальборо, но и на более прочном фундаменте. А именно: герцог Йоркский уже не один год находился в связи (отнюдь не платонической) с сестрой Джона Черчилля — Арабеллой Черчилль.
Арабелла Черчилль была фрейлиной герцогини Йоркской (жены Якова). Однажды во время прогулки верхом ее лошадь понесла. Арабелла упала, потеряв при этом сознание. Подоспевший на помощь герцог Йоркский увидел (под сбившимся платьем) ноги такой изумительной красоты, что даже растерялся. Подъехавшая свита также была поражена этим удивительным открытием.
Выбор герцога был сделан — Арабелла стала его любовницей. Так падение сестры стало причиной стремительного возвышения ее брата.
Женщина всей его жизни…
Третьей женщиной, способствовавшей карьере будущего герцога Мальборо и ставшей его другом на всю жизнь, была его жена Сара Дженнингс — придворная дама Анны Стюарт, дочери Якова II.
Джон Черчилль женился на Саре в 1678 году и прожил с нею всю жизнь. Выбор супруги Черчиллем был сделан на редкость удачно. Девушка была не просто красива, но при этом еще и являлась ближайшей подругой Анны Стюарт. Правда, в 1688 году в Англии произошла так называемая Славная революция, и королю Якову II пришлось бежать из страны. При новом короле — Вильгельме III Оранском — карьера Джона Черчилля несколько застопорилась. Зато после смерти Вильгельма в 1702 году, когда королевой стала та самая Анна Стюарт, — вот тут-то чета Мальборо вознеслась на самую вершину английского политического Олимпа. (Мы можем теперь уже называть Джона Черчилля более привычным именем — герцог Мальборо, так как одним из первых распоряжений новой королевы Анны стало пожалование своему верному слуге Джону Черчиллю этого титула.)
Последний британский монарх
Ближайшая подруга королевы и ее победоносный муж на целых девять лет станут полновластными правителями Британии. На первый взгляд, может показаться странным тот факт, что близость леди Мальборо к королеве могла иметь столь решающее значение в такой парламентской стране, как Англия. Разве не про английских монархов сложили присказку, что «они царствуют, но не правят»? Все это верно. Именно так все и будет — но уже после кончины королевы Анны в 1714 году! Королева Анна Стюарт была последним британским монархом, принимавшим участие в непосредственном управлении страной. Это вообще была довольно вздорная и капризная женщина. Свой крайне ограниченный интеллект она компенсировала огромным самомнением «носительницы королевского начала». Анна требовала, чтобы кабинет министров заседал непременно в ее присутствии. Был даже случай — последний в истории Англии, — когда она наложила вето на решение парламента.
В общем, при всем ничтожестве ее фигуры как политика, тем не менее — и министрам, и парламенту приходилось с ней считаться. Поэтому личная дружба королевы и леди Черчилль стала фактором, имевшим серьезное влияние на ход государственных дел.
Три кита антифранцузской коалиции
Восшествие на престол Анны Стюарт совпало с началом кровопролитной войны за испанское наследство. Французский король Людовик XIV стремился присоединить к своим владениям некогда могучую, а ныне прогнившую и одряхлевшую, испанскую державу — со всеми ее необъятными заморскими колониями. Излишне говорить, что в случае успеха своего замысла французский король становился бесспорным гегемоном Европы. Такой исход не устраивал Голландию, находящуюся в непосредственной близости от французских границ. Не устраивал он и Австрию, и целый ряд мелких германских государств. И уж конечно, такой вариант был абсолютно неприемлем для Англии. Ведь установление французского господства в испанских колониях неминуемо означало закрытие этих рынков для английских товаров. На это торговая и промышленная верхушка английского общества пойти, разумеется, не могла.
Против Франции формируется мощная коалиция. «Тремя китами» этой коалиции (помимо ряда других более мелких государств) стали как раз упоминавшиеся Авария, Голландия и Англия. Но очевидно, что руководить боевыми действиями должен кто-то один. С согласия всех держав главнокомандующим войсками коалиции становится Джон Черчилль, герцог Мальборо. Выбор этот был не случаен. Герцог Мальборо был одним из главных сторонников войны с Францией. Историки даже утверждают, что именно благодаря его титаническим усилиям и таланту «переговорщика» эта антифранцузская коалиция вообще могла состояться — уж очень разношерстна она была по составу участников (и по интересам, которые двигали этими участниками). Самый влиятельный человек в Англии и самый яростный враг Франции стал предводителем всех союзных войск на континенте.
Как отметит в будущем его политический противник лорд Болингброк: «Мальборо встал во главе армии и фактически во главе конфедерации, в которой он, новый и частный человек, подданный, приобрел благодаря своим достоинствам и умелому руководству более решающее влияние, чем то, каким обладал король Вильгельм благодаря высокому рождению, признанному авторитету и даже короне Великобритании. Не только более сплоченным и целостным стал огромный механизм Великого союза, все театры военных действий пришли в энергичное движение. Все те, на которые он являлся лично, и многие из тех, где он выступал как вдохновитель, были свидетелями поистине триумфальных успехов…»
Бленхейм
В ходе войны за испанское наследство герцог Мальборо одержал 4 «триумфальных успеха»: при Бленхейме (1704 г.), Рамильи (1706 г.), Оденарде (1708 г.),
Мальплаке (1709г).
Именно эти четыре битвы вознесли Мальборо в число выдающихся полководцев европейской военной истории. А у себя на родине, в Великобритании, герцог Мальборо считается — и вполне справедливо—третьим по значению полководцем английской истории (после Кромвеля и Веллингтона).
Мальборо обладал гениальной военной интуицией, которая позволяла ему выступать против значительно превосходящих сил и побеждать. Он был предприимчив и смел, но никогда не «зарывался» и не терял головы. В этом загадка его легендарных побед.
Первой крупной победой полководца стала битва при Бленхейме 13 августа 1704 года. К тому моменту Вена (столица союзной англичанам Австрии) находилась под угрозой захвата франко-баварской армией под командованием баварского курфюрста Максимилиана (союзника Франции) и французского маршала Талара.
Цель Людовика XIV была проста; захватить Вену и этим выбить Австрию из рядов коалиции. Отпадение Австрии — вполне резонно полагал французский король — будет началом краха всей антифранцузской коалиции.
Мальборо прекрасно понимал замысел врага. И он видел решение. Нужно играть ва-банк. Стремительным ударом выбить Баварию «из седла». Нейтрализация Баварии устраняет угрозу для австрийской столицы с севера — с самого опасного направления.
Но трусливые голландцы настаивали на проведении кампании во Фландрии (Бельгия). Их мелочный интерес можно понять — Фландрия прикрывала подходы к Голландии. Концентрация союзных сил там гарантировала Голландию от захвата французами.
Но Мальборо понимал, что ключ к успеху вовсе не в мелкой возне вокруг фландрских крепостей, а в Баварии. Для того чтобы реализовать свой план, Мальборо своих голландских союзников попросту… обманул. Он имитировал перемещение войск на берега Мозеля — по одобренному Гаагой плану! Но оттуда, не сказав никому ни слова, он направил их в южную Германию.
Знаменитый «поход на Дунай», в результате которого Мальборо получил европейскую известность и признание, начался маршем на юг 5 мая 1704 года. Через три дня союзники достигли Кобленца, где английский полководец впервые встретился с австрийским главнокомандующим — принцем Евгением Савойским. Очень быстро два великих полководца стали понимать друг друга с полуслова. На протяжении всей войны между ними существовало практически полное взаимопонимание.
Вечером 12 августа 1704 года союзники подошли к небольшому селению Бленхейм (в Баварии), недалеко от которого уже расположилась лагерем франко-баварская армия. Противник располагал 55 тысячами человек. У Мальборо и принца Евгения было на 10 тысяч меньше. Но бездарный французский маршал Талар разместил свои войска вразбивку в трех деревнях — Бленхейме, Оберглау и Лютцигене. Даже вполне средний полководец заметил бы эту роковую оплошность неприятеля. А Мальборо был полководец далеко не средний…
На следующий день — 13 августа 1704 года — жернова англо-австрийской армии прокатились по трем деревням, громя противника по частям. Триумф союзников был полный. Общие потери армии Людовика XIV (убитыми и пленными) составили 30 тысяч человек. Было захвачено 150 орудий. Победители потеряли намного меньше.
Рамильи
23 мая 1706 года Мальборо при поддержке Евгения Савойского одерживает у местечка Рамильи (в нынешней Бельгии) свою вторую блестящую победу. Впрочем, отчасти ему в этом помог сам французский король Людовик XIV, который назначил командующим своей армией маршала Вильруа.
Николя Вильруа был полным ничтожеством, единственным достоинством которого было то, что он и король — когда были еще детьми — вместе играли в «догонялки» в дворцовых коридорах. Этого для упивавшегося своей абсолютной властью Людовикаоказалось достаточно, чтобы поставить друга своего детства во главе многотысячной армии. И это при том, что Вильруа уже наглядно демонстрировал свою полную некомпетентность в военных вопросах!
Еще в самом начале войны за испанское наследство он с треском провалил всю французскую кампанию в Северной Италии. Сначала он потерпел позорное поражение от австрийцев при Кьяре,а потом и вовсе был взят австрийцами в плен (1702 год). Это обстоятельство, как шутили современники, было даже полезно для королевской армии. Но несчастье Франции заключалось в том, что австрийцы слишком быстро выпустили Вильруа из плена. И вот этого горе-воина Людовик XIV назначил главнокомандующим французскими войсками во Фландрии!
Результат был предсказуем. Вильруа самонадеянно выступает навстречу Мальборо, не дождавшись маршала Марсена, который шёл к нему с подкреплением. Более того, у Рамильи он размещает свой левый фланг у болота, которое не позволяет ему двигаться куда бы то ни было. Мальборо остается всего лишь разбить его правый фланг. Что он, конечно же, с блеском и делает. Разгром при Рамильи заставляет французские войска очистить территорию Фландрии. Антверпен и Брюссель переходят в руки союзников.
После Рамильи Людовик XIV уже стал задумываться о мире. Французские дипломаты начинают прощупывать почву для мирных переговоров. Англичане оглашают свои условия. Они просты: Франция должна отказаться от всяких претензий на Испанию и ее колонии. Условия, как видим, вполне приемлемые. От французов не требуют поступаться чем-либо своим.
В руках англичан оставалась лишь крепость Оденард. Если бы французы взяли её, то они бы отрезали Мальборо путь к побережью Ла-Манша, а значит — перерезали бы его сообщение с Англией. Мальборо не был бы самим собой, если бы позволил французам сделать это.
11 июля 1708 года армия Мальборо столкнулась с главными силами французов у городка Оденард. Силы были примерно равны (90 000 человек у Мальборо, 100 000 — у французов). Главной проблемой французской армии и на этот раз было руководство. Король Людовик по какой-то своей прихоти поставил над своей армией не одного, а двух командующих. А ведь, как говорил позднее Наполеон, «лучше один плохой главнокомандующий, чем два хороших». А тут и двух «хороших»-то не было! Один из французских предводителей, правда, был достойным воином (герцог Вандом), но зато второй был полной бездарностью (внук короля, герцог Бургундский).
Этот странный «дуэт» командующих не мог не привести к катастрофе. И она произошла при Оденарде. Тогда герцог Бургундский совершил критическую ошибку, решив атаковать (несмотря на протесты герцога Вандома). Вандом протестовал правильно — позиция англичан была лучше, а французские части еще прибыли не все. Но внук короля обладал таким же тупым упрямством, что и сам король. Атака началась. А к вечеру стало ясно — французы потерпели еще одно сокрушительное поражение. Лишь рано наступившая темнота спасла французскую армию от полного уничтожения.
Мальплаке
Последней «великой битвой» Мальборо стало сражение при Мальплаке в сентябре 1709 года. Мальплаке вообще стало самым крупным сражением всего XVIII века. В нем участвовало 207 000 солдат при 180 орудиях и было убито 44 000 человек.
В том году война уже шла на территории Франции. У деревни Мальплаке французская армия наткнулась на передовые части союзников (англо-австро-голландская армия под командованием герцога Мальборо и принца Евгения Савойского). На этот раз у Мальборо соперник оказался достойный — маршал Франции Клод де Виллар.
Виллар был самым талантливым военачальником Франции эпохи войны за испанское наследство. Дерзкий план быстрого броска на Вену через Баварию — его идея. Неудивительно, что победа над ним досталась Мальборо крайне тяжело.
Увидев вражескую армию, Виллар занял удобную позицию и, удачно расставив артиллерию, стал ждать атаки союзников.
Ранним утром 11 сентября 1709 года началась канонада с обеих сторон. После этого англо-австро-голландские войска тремя колоннами начали наступление. Союзники предпринимали атаку за атакой. Пускали в бой и пехоту, и конницу, однако все атаки были отражены французскими солдатами, которые вели меткий ружейный огонь из своих окопов. Затем Виллар сам повел свой левый фланг в контратаку. Союзники дрогнули и стали отступать, но в этот момент Виллар был ранен. Это вызвало замешательство у французов. За время, пока оно длилось, англичане успели опомниться и отбили обратно утраченные позиции.
И достойно отступивший Виллар был прав, когда писал в донесении королю: «Сир, не отчаивайтесь, еще одна такая победа — и у противника просто не останется войск».
Закат
Мальборо и его сторонники витали в облаках от восторга от выигранной, как они считали, генеральной битвы. Радостный герцог не замечал, как над его головой стали сгущаться тучи. Да, положение Франции после битвы при Мальплаке стало катастрофичным. Но и положение Англии было немногим лучше. К 1710 году все ресурсы Английского банка были уже исчерпаны. Государственный долг вырос до неимоверных размеров.
Самого Мальборо, которого прежде англичане готовы были носить на руках, теперь на родине называли не иначе, как «мясником». Очень уж шокировало англичан количество убитых британских солдат в битве при Мальплаке. Да и сам Мальборо признавался (но в частном письме, а не публично): «Полагаю, обе стороны потеряли сейчас больше убитых, чем во всех сражениях этой воины».
Политические оппоненты Мальборо распускали слухи, что герцог нарочно затягивает войну, чтобы обогатиться на махинациях с армейскими поставками (надо признать, что такие обвинения были не лишены оснований — Мальборо действительно был не очень-то щепителен с казенными средствами).
К тому же прежде всесильная супруга герцога Мальборо — леди Сара Мальборо — впала в немилость у королевы. Теперь ближайшей подругой Анны Стюарт стала ловкая придворная дама Абигайль Мэшем — ставленница злейших врагов Мальборо (представителей консервативной партии тори).
Англия устала от войны. Королева Англии устала от властной и бесцеремонной четы Мальборо. Все это предопределило закат карьеры великого полководца.
Какое-то время Мальборо еще удерживал пост главнокомандующего, но политики в Лондоне (из числа его недругов) мешали ему во всех его предприятиях. И всё же ему удалось достичь еще нескольких крупных военных успехов. Так, осенью 1711 года герцог Мальборо ловкими манёврами перехитрил Виллара и взял стратегически важную крепость Бушен. Но это уже были последние проблески лучей заходящего солнца.
Вопреки желанию Мальборо (по-прежнему занимавшего непримиримую антифранцузскую позицию), официальный Лондон пошел на заключение перемирия с Францией (в октябре 1711 года). После этого строптивый английский полководец окончательно стал «лишним». Уже в следующем, 1712 году герцог Мальборо будет обвинен в растратах и «превышении служебного положения». Непобедимого полководца лишили всех должностей.
Обиженный герцог отправился в путешествие по Голландии и Германии и вернулся в Англию лишь после смерти королевы Анны (август 1714 года). Новый король Георг I снова назначил его главнокомандующим, но герцог уже и близко не имел того значения, как прежде.
Джон Черчилль, герцог Мальборо, умер 16 июня 1722 года на 73-м году жизни. Его жена — герцогиня Мальборо, урожденная Сара Дженнингс — пережила мужа более чем на 20 лет. Она умерла в 1744 году.