магистерская диссертация что это такое
Магистерская диссертация: сущность и отличия от других выпускных работ 4144
Любой уровень образования завершается написанием выпускной работы. И в каждом случае называются они по-разному. Соответственно, неодинаковы и требования к их выполнению. Сегодня мы подробно рассмотрим магистерскую диссертацию и выясним ее особенности.
Что это такое
В широком смысле это выпускная квалификационная работа. Ее цель – подтвердить успешное освоение очередного уровня образования. Однако ВКР пишут на всех трех ступенях высшего образования:
На практике непосредственно выпускной квалификационной работой называют финальный труд выпускника аспирантуры. Бакалавры пишут дипломные работы или дипломные проекты. А вот ВКР магистранта именуют диссертацией. Однако названием различия не ограничиваются.
Общие черты магистерской диссертации и других ВКР
В общем виде любая ВКР – это самостоятельный труд выпускника, свидетельствующий о его готовности вести профессиональную деятельность в изучаемой области. Ей присущи такие черты:
Защита ВКР проходит в вузе перед государственной аттестационной комиссией. Обычно она состоит из членов профессорско-преподавательского состава профильной кафедры. Также могут быть приглашены (но необязательно):
Решение о присвоении квалификации принимают непосредственно в день защиты. Никаких дополнительных утверждений не требуется. Остается только оформить диплом и торжественно вручить его.
Отличия магистерской диссертации от других ВКР
Поскольку работы выполняются на разных уровнях образования, очевидно, что требования к ним поэтапно ужесточаются. В таблице 1 мы приводим усредненные параметры, выведенные на основе анализа локальных нормативных актов разных вузов.
Сравнение ВКР на разных уровнях высшего образования
Критерий | Бакалаврская | Магистерская | Аспирантская |
Объем | 60-80 страниц | 70-120 страниц | 150-180 страниц |
Количество использованных источников | 30-60 наименований | 80-100 наименований | 100-120 наименований |
Время на подготовку | 1-1,5 семестра | Весь второй курс | Не менее года |
Наличие публикаций | Не нужны | Желательно* | Нужны (2-3 статьи, в зависимости от направления) |
*Приказ Минобрнауки №636 от 29.06.2015 не содержит требований к наличию у магистранта научных публикаций. Однако для допуска к защите нужно в полном объеме выполнить индивидуальный план. В него как раз по инициативе вуза и могут быть включены обязательные публикации.
Но главное отличие заключается в содержании. Дипломному проекту присущ поверхностный характер. Автор анализирует общеизвестную теорию, выполняет довольно очевидные практические действия. По сути, это курсовая повышенной сложности.
Магистерская диссертация по своей природе ближе к научной работе. Она должна иметь мощный исследовательский компонент. Это выражается в:
В аспирантской ВКР все перечисленные факторы в разы усиливаются. Она является полноценной научной работой, на основе которой можно писать кандидатскую диссертацию. Ее результаты должны быть выведены автором самостоятельно и иметь теоретическое и / или прикладное значение для своей научной области.
Чем магистерская диссертация отличается от кандидатской и докторской
Если студент закончил специалитет, магистратура ему не нужна. Он может сразу поступать в аспирантуру или даже предпочесть соискательство. То есть кандидатская будет первой в его жизни диссертацией.
Если же речь идет о выпускнике бакалавриата, перескочить ступеньку ему не удастся. Магистерская диссертация станет его пропуском в мир науки.
Можно привести ряд отличий ее от кандидатской и докторской по выше рассмотренным критериям. Очевидны такие черты:
Но самые главные отличия кроются не в характеристиках самого письменного труда, а в его назначении.
А диссертация ли это?
В России есть два вида диссертационных исследований, подготовка и защита которых происходят с целью получения ученой степени. Хотим стать кандидатом наук – пишем кандидатскую, стремимся в доктора наук – соответственно, работаем над докторской.
Оба этих труда представить на своей кафедре недостаточно. На пути к получению степени предстоит:
Магистранту все это не грозит. Законодательство не обязывает его публиковать статьи (хотя вуз и может). Защищается он на кафедре, отзывы получает только от научного руководителя и в организации, где проходил практику. И если ГАК решила, что он достоин называться магистром, то можно выдохнуть спокойно. Полгода дрожать в ожидании не придется.
Так что магистерскую выпускную квалификационную работу именуют диссертацией, скорее, для красного словца. Куда логичнее рассматривать ее как дипломный проект повышенной сложности.
Чем регламентируется оформление и содержание
В каждом вузе, имеющем аккредитацию на магистерские программы подготовки, есть соответствующее положение. Если проанализировать нормативно-правовую базу, на которую они опираются, можно прийти к выводу, что основными документами здесь являются:
Никаких государственных стандартов, которые регламентировали бы написание непосредственно самой ВКР, нет. Тем более пункт 12 Приказ Минобрнауки №636 возлагает на вуз полномочия по выбору:
Достаточно лишь сверяться, не противоречит ли воля вуза ФГОС по конкретному направлению подготовки.
Что включает Положение о магистерской диссертации
В каждом вузе свои представления о том, как должен выглядеть итоговый труд магистра. Но структура положений, где все это подробно расписано, обычно включает следующие разделы:
Этот документ должен находиться в открытом доступе, чтобы обучающиеся могли ознакомиться с его текстом в удобное время.
Также рекомендуем прочитать
Как выбрать научную специальность
Этот материал адресован тем, кто только выходит на научный путь. Вы только что закончили университет и решили стать исследователем. Но стремление это сформулировано слишком широко, а с тем, чем предстоит заниматься в ближайшие годы, нужно определяться как можно скорее. «Молодой ученый» поможет вам сделать правильный выбор на этом важнейшем перекрестке карьерного пути.
Научная новизна: что это такое и где её найти
Мало просто написать научную работу. Нужно еще убедить научное сообщество в том, что она достойна внимания. В противном случае это будет просто рукопись «в стол». Среди критериев качества научных работ присутствует научная новизна. Этот пункт часто вызывает затруднения, причем не только у молодых ученых, но и у вполне опытных. Разберемся, что это такое и как ее правильно сформулировать.
Как сформировать портфолио для поступления в магистратуру
Поступающий самостоятельно, в спокойной обстановке готовит необходимые документы для портфолио, такие как мотивационное письмо/эссе, список научных публикаций, имеющиеся дипломы, сертификаты, грамоты, копию трудовой книжки и другие «бумаги», подтверждающие образовательные, научно-исследовательские и социальные (лидерские, общественные) достижения.
Как написать магистерскую диссертацию самому? требования, объем, ГОСТ
Написание и защита магистерской диссертации — первый шаг для выпускника, желающего посвятить себя науке. Защитив эту работу соискатель показывает умение проводить исследование на выбранную тему и формировать выводы.
Что такое магистерская диссертация?
Магистерская диссертация — это результат научно-исследовательской деятельности, основанной на анализе сложных научных задач и их решении с использованием авторских подходов и разработок. От диплома ее также отличает объем, высокие требования к содержанию и расширенный библиографический список. О том, как поступить в магистратуру можно прочитать в этой статье
Требования к магистерским диссертациям: ГОСТ, оформление
Написание магистерской включает следующие этапы:
Что касается требований к написанию диссертации, она должна соответствовать нормативам, установленным ГОСТом. Правила касаются как содержания, так и оформления текста. Необходимым является соблюдение интервалов, нумерации, размера шрифта, правильное использование ссылок и сносок.
Многим магистрантам известно — доработка уже готовой диссертации может занять много дней, поэтому легче просто заказать. Нам соискатели доверяют написание магистерской профессионалам с ученой степенью, знакомым с тематикой, а также со всеми требованиями и нюансами к оформлению текста.
Магистерская диссертация: требования к содержанию
Научно-квалификационный труд выполняется магистрантом самостоятельно, и должен включать следующие разделы и главы:
Диссертация может иметь также раздел с приложениями: таблицы, схемы, рисунки и другой наглядный материал.
Объем магистерской работы
По данному вопросу не существует строгих, четко установленных требований. На вопрос, сколько страниц должно быть с магистерской, можно ответить лишь рекомендательно. Общепринятыми считаются объемы от 70 до 100 страниц, для работ по гуманитарным и экономическим дисциплинам — не более 150 страниц. Это позволит представить аттестационной комиссии серьезную научно-исследовательскую работу, не перегруженную лишней информацией.
Еще один ориентир, который можно использовать магистранту — библиографический список. Считается нормой, если количество страниц в диссертации соответствует числу использованных литературных источников. Эта рекомендация остается действенной и при написании кандидатской или докторской научно-квалификационной работы.
Этапы написания магистерской
Выбрав тему можно приступать к ее выполнению по этапам:
Данная структура соответствует ГОСТу для магистерской диссертации. Работа также должна быть проверена на наличие в ней плагиата и дополнена 2 научными статьями, опубликованными в журналах из списка ВАК. По ее результатам выпускник получает академическую степень магистра и может поступать для дальнейшего обучения с аспирантуру.
Где брать информацию для написания магистерской?
Первый вопрос, с которым сталкиваются выпускники, желающие получить степень магистра — выбор темы. Она должна быть новой и соответствовать специальности. Кроме того, важнейшее условие при подборе темы — новизна. Следует найти нераскрытый ранее, не до конца изученный аспект, вопрос, решение которого будет актуальным и востребованным. В качестве отправной точки можно использовать наработки, выполненные коллегами и опубликованные в базе научно-квалификационных работ.
Достаточно сложным является поиск литературных источников, к которым относятся:
Поиск источников начинают в библиотеке вуза, разрешается обращаться к электронным базам рефератов и диссертаций, библиотеке Сyberleninka, журналам и спискам РИНЦ и ВАК. Учебники и научно-популярная литература не являются авторитетными изданиями, на которые можно опираться при написании магистерской.
Если на данном этапе или в дальнейшем при работе с текстом у вас возникают трудности, вам готовы оказать помощь ученые со степенью не ниже кандидатской — авторы компании «Диссертация». Заказав магистерскую работу и защитив, можно планировать поступление в аспирантуру и продвижение к успешной карьере ученого.
Как написать магистерскую диссертацию самому: практические рекомендации и образец
Для написания выпускной квалификационной работы, магистранту выделяется два года. Перед автором ставится несколько основных задач:
С чего начать написание?
Алгоритм работы над магистерской диссертацией (выпускной квалификационной работой).
Выбор темы
При подборе темы работы, автор учитывает возможность проведения научных экспериментов в определенной отрасли исследований.
Основные категории тем для написания магистерской.
Магистранту не рекомендуется выбирать малоизученную тему для диссертационного исследования. Основная проблема в этой ситуации – недостаток литературных источников и объективных взглядов авторитетных ученых на проблемы этой отрасли.
Если у вас возникли сложности, связанные с подбором темы магистерской диссертации, обращайтесь к нашим специалистам. Мы гарантируем конфиденциальность всем нашим клиентам и начинаем сотрудничество только после заключения официального юридического договора.
Особенности подбора литературных источников
Список литературы включает в себя основную информацию об источниках, задействованных в процессе работы над диссертацией и оформляется на языке оригинала
Правильно-подобранный библиографический список отображает уровень степени фундаментальности, подтверждая способность автора к проведению самостоятельной исследовательской работы.
Категории источников, разрешенных для использования в диссертации
В магистерской допускается использование следующих категорий литературных источников (список построен в порядке убывания важности).
Последовательность составления списка источников разрешается составлять в произвольном порядке – все зависит от темы магистерского исследования. В библиографию включается только литература, использованная при написании диссертации и со сроком издания, не старше трех лет. Запрещается упоминать околотематические издания, не относящиеся к выбранному направлению работы.
Основные критерии отбора необходимой литературы
Составление информационного обеспечения магистерской диссертации базируется на четырех основных критериях.
Как составить план-проект магистерской диссертации
План – проект магистерской квалификационной работы представляет собой детальный перечень работ с указанием последовательности их проведения. Автор отображает собственный подход к проработке выбранной тематики, а также аргументирует рациональность использования выбранных информационных источников. В документе подробно описывается ход проведения экспериментов, научное обоснование полученных результатов, выводы из проведенного исследования.
Рекомендуемое содержание плана:
В процессе написания диссертации, структура плана видоизменяется несколько раз (удаление блоков, смена их местоположения). Автор использует уникальное название каждого пункта, — употребление дословного названия разделов магистерской запрещается и считается ошибкой.
Стандартный образец готового плана
Как написать введение
Задача введения – ознакомить читателя с главными характеристиками магистерской диссертации. Суть этого раздела заключается в тезисном, кратком описании проделанных экспериментов исследования.
Основные структурные элементы
Во введении отображаются следующие пункты.
Пример введения магистерской диссертации по психологии
Тема исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре».
Объект исследования: ролевые взаимоотношения детей старшего возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста, и разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: развитие ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре будет успешным, если:
Задачи исследования:
Теоретической и методологической основой исследования явились:
Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседа, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Теоретическая значимость исследования:
Практическая значимость:
Структура исследовательской работы.
Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.
В первой главе «Теоретическое изучение проблемы развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» представлена теоретическая база, содержащая понятия и характеристики развития ролевых взаимоотношений, и роли сюжетно-ролевой игры в их развитии.
Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» представлена программа констатирующего этапа эксперимента, продемонстрированы количественные результаты исследования и качественный анализ полученных данных, позволяющие сопоставить теоретические данные с состоянием развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В третьей главе «Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.
В заключении, подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Выпускная квалификационная работа состоит из 80 страниц, 3 таблиц и диаграммы. Список литературы включает в себя 73 источника.
Как написать заключение в магистерской диссертации
Заключение магистерской диссертации – это итоговая часть работы, где автор описывает полученные выводы, делая аргументированный акцент на практическую пользу и новизну проведенного исследования. Рекомендуемый объем – до 4-6 листов стандартных листов формата А4.
Основные структурные элементы
Правильно-составленное заключение включает в себя шесть структурных элементов.
5 советов по правильному составлению заключения
Для написания грамотного заключения, автору рекомендуется придерживаться следующей схемы.
Пример заключения магистерской диссертации по психологии
Возникновение способности принимать на себя роль, и следующее за этим освоение множества различных ролей в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с нормальным развитием органично наступает в период старшего дошкольного возраста. В случае детей с задержкой психического развития данный процесс требует дополнительной, внешней стимуляции, иначе говоря – коррекционно-педагогической работы.
Необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию ролевых взаимоотношений определяется и тем, что сюжетно-ролевая игра может оказывать поистине неоценимую помощь в рамках развития мыслительной и речевой активности детей. Помимо этого, сюжетно-ролевая игра успешно стимулирует развитие и основных психических процессов.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений со стороны как педагога-дефектолога, так и воспитателя позволяет обогатить содержание игр дошкольников, сделать сюжеты более интересными, сложными и развитыми. С этой точки зрения сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как самовоспроизводящийся феномен, строящийся на постоянном импровизационном обновлении, а также творческой активности детей.
Рассматривая конкретные случаи детей с задержкой психического развития, был сделан ряд практических выводов, во многом подтверждающих теоретические наработки большинства исследователей.
Задержка психического развития на данном возрастном этапе характеризуется в том числе сниженной заинтересованностью, инертностью, апатичностью детей, а её наиболее негативным последствием является дефицит общения на предшествующих этапах развития ребёнка. Вследствие этого, главной задачей педагога-дефектолога на первом этапе коррекционной работы является пробуждение детского непосредственного интереса путём «заражения» их примером собственной увлечённости и позитивного настроения в рамках сюжетно-ролевой игре.
Ввиду того, что основным содержанием ролевых взаимоотношений является речевой компонент, а также учитывая тот факт, что диагностика принятия или непринятия ребёнком той или иной роли строится в первую очередь на словесном подтверждении осознанности игры, не менее важной задачей становится стимулирование развития речевой деятельности. Естественный путь развития ролевых взаимоотношений в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития – это движение от осознания ребёнком факта принятия им роли, подтверждённого словесным согласием, до возникновения у ребёнка ролевых высказываний и – на заключительном этапе – ролевых бесед как с педагогом-дефектологом или воспитателем, так и со сверстниками.
С целью пополнения корпуса теоретических источников по рассматриваемой теме были предложены разработанные в рамках исследования методические рекомендации, ставшие итогом проведённой практической работы, направленной на развитие ролевых взаимоотношений с помощью коррекционно-педагогических средств.
Как написать автореферат к магистерской
Автореферат магистерской относится к сопроводительной документации, необходимой для дальнейшей защиты работы. Автор кратко и аргументированно излагает суть проведенных исследований, полученных результатов без использования дополнительной интерпретации данных. Рекомендуемый объем – до семи стандартных страниц формата А4.
На титульном листе документа указываются все данные, что и на «титулке» диссертации, но с обязательным упоминанием слова «АВТОРЕФЕРАТ».
Основные структурные элементы
Автореферат состоит из четырех основных разделов.
5 советов по написанию автореферата
Для правильного составления текста автореферата, автору рекомендуется придерживаться нескольких простых советов.
Магистерская диссертация: определение, цели и задачи
С начала 2011 года подготовка степени бакалавра и магистра становится ключевой для высших учебных заведений России ввиду присоединения ее к Болонскому процессу. По окончании магистратуры выпускник становится лицом, имеющим высшее образование.
Что дает магистерская диссертация
Двухуровневая система высшего образования – бакалавриат и магистратура – дает выпускнику великолепную возможность за шесть лет получить два диплома и получить преимущественную конкурентоспособность на рынке труда. Написание и защита выпускной квалификационной работы в магистратуре гарантирует студенту получение академической степени магистра.
Впоследствии у него есть возможность продолжить образование в аспирантуре, а в дальнейшем – в докторантуре. Написанная за годы учебы магистерская может стать отличной основой для кандидатской диссертации. Писать ее будет гораздо проще с багажом знаний, полученных научным путем во время написания диссертации магистра.
Магистерская диссертация – это самостоятельно подготовленное выпускное исследование студента по профильному предмету, обладающее оригинальностью и уникальностью.
Согласно стандарту, исследование должно содержать титульный лист, оглавление, введение, текст диссертации – главы работы, библиографический список и приложения.
К защите магистрант также предоставляет автореферат и список ранее опубликованных тематических работ.
Ключевые отличия магистерской диссертации от дипломной работы
Российская система вузовского образования такова, что в ней сосуществуют не только бакалавриат и магистратура, но и специалитет. Последний в вузах страны был значительно сокращен, но не прекратил свое существование. При окончании обучения студент обязан написать и защитить дипломную работу, которая подтвердит его умения, навыки по специальности и позволит присудить степень бакалавра или специалиста.
Диссертация отличается от диплома глубиной изучения выбранной темы разработанностью и новым результатом, который имеет научную или практическую значимость. Кроме того:
Оба вида исследований направлены на формирование у учащихся навыков самостоятельной работы в профессиональной области при поддержке научного руководителя. Они защищаются на заседании аттестационной комиссии с последующим присвоением студенту квалификации. Исключением является ряд медицинских профилей: вместо защиты исследования они сдают государственный квалификационный экзамен и проходят первичную аккредитацию.
Магистерская диссертация имеет большую научно-исследовательскую направленность, по своей структуре и целям имеет сходство с кандидатской работой.
Требования ГОСТов, регламентирующие подготовку магистерской диссертации
Правила написания работы содержатся в ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления». Единого стандарта, определяющего подготовку дипломной работы, нет, специалисты ориентируются на ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и др.
В зависимости от научной отрасли могут также использоваться стандарты единства измерений и единиц физических величин, федеральные стандарты по направлениям подготовки.
На практике каждый вуз подготавливает собственные методические рекомендации, положения и требования по оформлению магистерской диссертации, дипломной работы и процедуре их защиты. В них даются указания по содержанию, оформлению, структуре, подготовке доклада и презентации, а также подготовке к процедуре защиты. Университет вправе выпустить собственный стандарт, устанавливающий правила написания магистерской диссертации по различным программам.
В любой магистерской должна быть решена определенная проблема, проведены теоретические, опытно-экспериментальные, практические исследования и получена научная новизна. Новое решение значимой задачи и обоснованные разработки для прикладных целей – это то, для чего студент работает над исследованием.