лыжероллерная трасса что это такое
Лыжероллеры для начинающих: экипировка, где кататься, с чего начать
Лыжникам и биатлонистам для поддержания хорошей формы надо тренироваться круглогодично. Лыжероллеры для спортсменов – прекрасная возможность не растерять физическую форму за летний период, улучшить технику и разнообразить тренировочный процесс.
В статье расскажем, как подготовиться к тренировке на лыжероллерах, где можно кататься и какие правила при этом соблюдать.
Что такое лыжероллеры
Лыжероллеры, они же роллеры, роликовые лыжи и лыжи на колёсах – средство для передвижения по твёрдой поверхности, имитирующее лыжи. На платформе с двух сторон закреплены колёса, которые за счёт подшипников обеспечивают движение.
Тренировки на лыжероллерах по функционалу очень близки к тренировкам на лыжах, здесь задействованы те же группы мышц – трицепсы, грудные, широчайшая мышца спины, дельтовидные. Также при катании на лыжероллерах в работу включены мышцы спины, пресса, ног.
Тренировки на роллерах развивают чувство баланса, улучшают устойчивость и стабилизацию.
Как подготовиться к тренировке
Комфорт и безопасность во время тренировки обеспечивается за счёт правильно подобранной экипировки и инвентаря. Благодаря высокому спросу и массовости, в магазинах достаточно широкий ассортимент товаров для лыжероллерного спорта.
Одежда
Старайтесь выбирать яркую одежду, лучше всего со светоотражающими элементами, так вас хорошо будет заметно. Не забудьте перчатки, отталкивание палками достаточно интенсивное, можно натереть мозоли на руках. Подойдут велоперчатки, они лёгкие и дышащие.
Если катаетесь неуверенно или вообще выходите в первый раз, наденьте закрытую одежду, это поможет в случае падений избежать лишних ссадин.
Шлем и защита
Шлем – обязательный элемент экипировки. Хорошо подойдёт велосипедный шлем. Плюс желательны очки – они защищают глаза от ветра, насекомых, пыли и солнечных лучей.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
Помните, что вы катаетесь по жёсткой поверхности, скорость во время спусков может достигать 100 км/ч. Не пренебрегайте защитой. На первые тренировки надевайте наколенники и налокотники, так вы будете чувствовать себя увереннее и сможете предотвратить серьёзные травмы.
Инвентарь
Для тех, кто катался зимой на лыжах, необходимо приобрести лишь сами лыжероллеры и крепления к ним. На палках достаточно заменить штырёк, а ботинки можно использовать зимние.
Разберёмся в этом вопросе подробнее.
Виды лыжероллеров
Все лыжероллеры, как и беговые лыжи, делятся на классические, коньковые и комбинированные. Помимо этого, их можно разделить на тренировочные и скоростные.
Классические
У них длинная рама, больше 70 см, они небольшие по диаметру и широкие по профилю колеса – для лучшего сохранения бокового равновесия.
Источник: tracks-and-trails.com
У классических лыжероллеров есть специальный «храповой механизм», блокирующий вращение колёс назад, чтобы не было проскальзывания при толчке. Работа этого механизма постоянна и не зависит от техники катания.
«Коньковые»
Отличаются короткой рамой от 53 до 60 см и узкими колёсами большого диаметра. «Храповой механизм» отсутствует: роллеры едут назад так же хорошо, как и вперёд.
Есть модели с удлинённой рамой (62 см), считается, что такая рама более устойчива, но в то же время менее манёвренна на поворотах и спусках.
Комбинированные
У них промежуточная длина между двумя типами лыжероллеров и тот же механизм для предотвращения прокручивания колеса назад. Как и в случае с лыжами, «комби»-лыжероллеры универсальны, но при этом они не обладают всеми лучшими качествами каждого вида и не могут обеспечить хорошее катание двумя стилями сразу.
По назначению лыжероллеры бывают «для тренировок» и «для гонок».
Модели для тренировок
Максимально приближены к «зимнему» лыжному ходу. Ключевые особенности: оптимальное соотношение в колесе резины и полиуретана, снижающее вибрацию, хорошее сцепление с асфальтом в любую погоду. Такие колёса имеют цифровую нумерацию, проставляемую производителем, и делятся на три типа: стандартные, медленные и очень медленные.
Рама может быть композитная (карбоновая) и алюминиевая. Карбон лучше гасит вибрации и ближе по ощущениям к зимним лыжам, такая рама пружинит и создаёт эффект толчка. Алюминиевая рама подходит тяжёлым спортсменам, она более долговечна и проще в управлении.
Модели для гонок
Гоночные роллеры изготавливают с расчётом на максимальную скорость, их главное отличие – облегчённый вес. Для таких роллеров характерна жёсткая, короткая рама, обычно алюминиевая, которой легко толкаться, и колёса большого диаметра из полиуретана повышенной жёсткости, со скоростными подшипниками, иногда керамическими.
Чем жёстче колесо, тем выше скорость, но при этом сцепление с асфальтом может быть хуже. Поэтому у гоночных лыжероллеров есть классификация по жёсткости, соотносящаяся с цветом колёс.
Лайфхаки:
Подбор лыжероллеров происходит с учётом целей и задач спортсмена, его веса и роста. Выбирайте проверенного производителя и надёжного продавца.
Аксессуары для катания
Крепления
На лыжероллерах используются такие же крепления, что и на зимних беговых лыжах. Выбирайте систему NNN или SNS в зависимости от системы ваших ботинок.
Единственное отличие от лыж – установка креплений. Крепления на лыжи ставятся по точке баланса, а на роллеры их необходимо ставить немного ближе к пятке.
Палки
Для тренировок используются те же самые лыжные палки, что и зимой, только вместо зимних «лапок» с кольцом, которые не дают палке провалиться в снег, нужен твёрдый наконечник (штырёк).
Можно кататься и с зимними палками, но сцепление с асфальтом будет плохим, и наконечник быстро сотрётся. Летние штырьки делают из сплава повышенной прочности.
Источник: en-ze.hero.com
Учтите, что палки и наконечники бывают разного диаметра, выбирать нужно тот, что совпадает с диаметром вашей палки внизу. Можно приехать с палками в магазин, и вам подберут нужные по размеру наконечники.
Лайфхаки:
Ботинки
Они также представлены в трёх вариантах – для конькового хода, классического и комбинированного. Отличаются высотой голенища и гибкостью подошвы. Коньковые хорошо держат голеностоп, в классике эта фиксация лишняя.
В спортивных магазинах есть прекрасные лёгкие модели летних лыжных ботинок, в них ноге комфортно и не жарко. Несмотря на это, многие спортсмены продолжают тренироваться в зимних.
На лыжероллерах не такая хорошая устойчивость, как на лыжах, поэтому важно, чтобы ботинок не болтался. У некоторых коньковых моделей любительских ботинок гибкая подошва, новичкам это осложняет катание и повышает риск падения.
Лайфхак:
Где кататься
Каждый год в парках появляется всё больше и больше велолыжероллерных трасс, а также мест общего доступа, закрытых от проезда машин. Особенность катания в парках в том, что там гуляет много людей, не понимающих, какую опасность вы для них представляете, и зачастую мешающих тренировке.
В России не предусмотрена система наказания за прогулку в неположенном месте, ограничивающие знаки не останавливают бегунов, родителей с колясками и людей, выгуливающих животных. Поэтому необходимо быть крайне внимательными.
Для первых занятий подойдут равнинные участки трасс.
Источник: en-ze-hero.com
Основные требования к месту тренировки:
Правила катания
Начинать лучше с конькового стиля. Во-первых, коньковый ботинок хорошо держит голеностоп, а он в начале занятий ещё неокрепший. Во-вторых, коньковый ход тренирует мышцы-стабилизаторы, те, что отвечают за равновесие на лыжне.
Особенность катания на лыжероллерах в том, что на них очень сложно затормозить. Поэтому обучение стоит начать с основных способов торможения: плуг, переступание, поворот, съезд на обочину.
Отрабатывать способы торможения можно на равнине.
Как кататься безопасно
Мы собрали правила, по которым тренируются на лыжероллерах опытные спортсмены. Их необходимо соблюдать как любителям, так и атлетам со стажем:
Что делать в случае падения
Не расстраивайтесь и не выкидывайте инвентарь, каждый лыжник-профессионал за свою карьеру как минимум один раз жёстко падал на лыжероллерах. Это очень неприятно, асфальт твёрдый и шершавый, в лучшем случае вы повредите одежду и получите ссадины, в худшем возможны серьёзные травмы, если вы катились на большой скорости.
Промойте рану и поверхность вокруг раны, обработайте антисептиком, смажьте заживляющей мазью. Дома в аптечке у каждого должен быть лейкопластырь, ватные диски, мазь с антибиотиком. Если раны глубокие, лучше обратиться в травмпункт, там их перевяжут и сделают прививку от столбняка.
При правильном уходе ссадины заживают быстро, но на несколько дней лучше воздержаться от катания.
Памятка для начинающих
У новых роллеров подшипники могут притормаживать, а если они попали под дождь и потом плохо высохли, то заедать. На этот случай хорошо иметь баллистол или смазку. Носить с собой не обязательно, достаточно проверять дома.
Хорошее настроение и соблюдение этих несложных правил – всё, что вам нужно для приятной, эффективной работы. И пусть тренировки приносят только радость!
Что такое лыжероллеры, и зачем они нужны
С каждым днем лето всё ближе, самое время вставать на лыжи! Нет, мы ничего не перепутали.
Солнце припекает, на небе ни единого облака, и вы гуляете по городу, радуясь, что лето уже совсем близко – скоро вы снимите вашу куртку и будете ходить в легких шортах… И вдруг вам преграждают путь лыжники! Один за другим, они рассекают нагретый асфальт и исчезают за зеленеющими деревьями.
Ну всё, кажется, вы перегрелись.
А может, это просто лыжероллеры?
Летние лыжи – лыжероллеры, или роликовые лыжи, – давно изобретенное средство передвижения, однако оно не перестает удивлять. Они короче зимних лыж, но очень на них похожи, за тем исключением, что едут они на колесах.
Впервые роликовые лыжи появились в Италии и на севере Европы в 1930-х годах. Долгое время они использовались только лыжниками для подготовки к зимнему сезону. В 1970-х ситуация изменилась: лыжероллеры превратились в отдельный вид спорта с отдельными соревнованиями. Как так вышло?
Первые роликовые лыжи отличались от современных: у них было по три колеса, одно впереди и два сзади, их длина варьировалась от 70 до 100 см, а делали их из металла. Со временем стало ясно, что три колеса лыжам ни к чему – двухколесные куда быстрее и маневреннее, но, правда, сложнее в управлении. Первым двухколесную конструкцию изобрел итальянец Скиролло.
Это изобретение и решило судьбу лыжероллеров. Они стали более скоростными – и на них начали устраивать гонки, сначала в Италии, а потом и по всему миру. Дошло до того, что в 1985 году в Европе была создана лыжероллерная федерация, а в 1988-ом прошел Чемпионат Европы в Голландии. Там же прошел и Чемпионат мира в 2000 году. Сегодня каждый год проводится множество соревнований по роликовым лыжам, в том числе – Чемпионат мира (дважды в год) и летний биатлон.
Современные лыжероллеры делают из алюминия и каучука, благодаря чему они легче и удобнее своих предков. Длина лыж зависит от их типа – как и беговые лыжи, лыжероллеры бывают классического хода и конькового.
Классические модели чаще используются лыжниками для тренировок в летнее время. У них более длинная рама (рама – это сама лыжа), от 70 до 100 см. Колеса – толстые, но небольшого диаметра, что дает им повышенную устойчивость. Еще одна отличительная черта классических лыжероллеров – у них на одном из двух колес стоит храповый механизм, который блокирует движение назад, чтобы вы могли оттолкнуться.
Коньковые лыжероллеры чаще используют гонщики. Благодаря короткой раме – до 60-65 см, – а также узким и высоким колесам, они могут развивать высокую скорость.
Что нужно, чтобы кататься на роликовых лыжах?
Конечно, сами лыжи, палки, а также специальные ботинки, шлем и защита для рук и ног. Не помешают также солнечные очки – они спасут не только от солнца, но и от песка и пыли, летящих в лицо.
Если вы знакомы с зимними лыжами, выбрать тип роллеров не составит труда. Если нет, то вот наш совет: новичкам легче и удобнее начинать с классических – они устойчивее и не разгоняются до космических скоростей. Тем не менее, не забудьте про защиту.
Лыжероллеры уже заслужили славу в мире фитнеса. Этим спортом сегодня интересуются не только те, кто хочет участвовать в чемпионатах, но и те, кто просто желает быть в форме. Станете следующим?
Роликовые лыжи – отличный спорт для развития выносливости, который задействует 90% мышц. Не случайно им в обязательном порядке занимаются солдаты британской армии. А еще это хороший выход для тех, кто любит лыжные прогулки, но живет в бесснежных регионах. На летних лыжах можно кататься везде – по велосипедным дорожкам, паркам, специальным площадкам для катания.
Ограничений по возрасту в лыжероллерном спорте нет, но есть ограничения по росту, поскольку лыжные палки – от 1,4 метров длиной. Если вы уже доросли – присоединяйтесь!
6 лучших лыжероллерных трасс Москвы и Московской области
Качество асфальта: отличное
Координаты начала трассы: 55.690739, 37.250079
Лыжероллерная трасса в парке имени пятикратной олимпийской чемпионки Ларисы Лазутиной – одна из самых известных в московском регионе. Длина круга составляет 6 км, он включает в себя как равнинные, так и пересеченные участки с длинными пологими и короткими крутыми спусками, затяжными подъемами, нырками и «стеночками». Чтобы проехать по всему кругу, нужно обладать хорошей подготовкой, и новичкам на этой трассе стоит выбирать равнинные куски, например, 600-метровый участок возле старта. Но внимательными следует быть и опытным лыжникам, особенно тем, кто приезжает на «Лазутинку» впервые. На некоторых поворотах трассы отсутствуют контруклоны, и на высокой скорости очень важно выбирать правильную траекторию захода в поворот. Это усугубляется также и большим числом гуляющих на трассе и в парке, поэтому для комфортной тренировки лучше всего начинать её рано утром, когда наплыв народа ещё не такой большой.
Относительно недавно трасса обросла достойной инфраструктурой: тут есть и раздевалки, и кафешки, и магазины, в которых можно приобрести спортинвентарь, и силовой городок, и удобная и довольно обширная парковка, и туалеты. Есть даже специальная уличная мойка, где можно сполоснуть инвентарь после катания в сырую погоду. Кстати, из-за того что трасса проходит преимущественно по закрытой лесной местности, асфальт на ней довольно долго высыхает, а также на нем периодически встречаются скользкие листики или влажная хвоя. Плата за пользование трассой отсутствует.
Добраться до трассы можно как на личном автомобиле по Минскому и Можайскому шоссе или по платной дороге «Северный обход Одинцово», так и на общественном транспорте. Одинцово – это конечная МЦД-2, а от станции до трассы ходят маршрутные такси.
Качество асфальта: отличное
Координаты начала трассы: 55.922366, 37.359699
Несомненным плюсом трассы является полное отсутствие на ней посторонних лиц, от которых трасса даже обнесена небольшим забором. Однако и инфраструктура здесь не такая развитая, как в Одинцово. Наверное, единственными удобствами являются раздевалка, где можно оставить вещи, и уличный туалет. Парковка на территории центра и пользование трассой – платные, однако одновременная их оплата обойдется чуть дешевле. Трасса проложена преимущественно на открытой местности, поэтому в жаркую погоду на тень рассчитывать не стоит. Зато трасса быстро просыхает после дождя и не грязнится.
На личном транспорте добраться до Планерной, или, как говорят опытные лыжники, Плашки можно по Ленинградскому или Новокуркинскому шоссе до магазина Мега Химки и далее по Новосходненскому шоссе. Если говорить о транспорте общественном, то удобнее всего будет воспользоваться маршруткой от метро Планерная, либо электричкой Ленинградского направления до станции Молжаниново (Планерная).
Качество асфальта: удовлетворительное
Координаты начала трассы: 55.767258, 37.428588
Для катания на лыжероллерах в Крылатском используется участок олимпийской велотрассы под названием «Малое велокольцо». Это самый северный кусок трассы с одним весьма серьезным подъемом и чередой длинных пологих подъемов и спусков. На трассе очень много гуляющих, а также представителей других видов спорта – в основном бегунов и велосипедистов, которые движутся по трассе в обоих направлениях. На лыжероллерах в связи с отсутствием на них тормозящих устройств, круг преодолим только по часовой стрелке. Отдельно стоит сказать о качестве асфальта, который не менялся с момента строительства трассы к Олимпиаде-80, то есть уже более 40 лет. Зерно на нём довольно крупное, поэтому во избежание излишних вибраций лучше использовать лыжероллеры с резиновыми колесами и амортизирующими вилками. Катание на жестких полиуретановых колёсах радости точно не принесет. Трасса преимущественно открытая, что следует учитывать при тренировках в жаркие или ветреные дни.
К сожалению, какая-либо сопутствующая инфраструктура на велокольце в Крылатском отсутствует. Есть разве что небольшая парковка на 15-20 машин, но она практически всегда забита. В качестве одного из вариантов можно использовать парковку олимпийского велотрека, там же есть несколько кафе и туалет. От трека до трассы – около 500 метров по дорогам общего пользования, на которых следует быть максимально сосредоточенным. Если нет машины, то одной из серьезных проблем малого велокольца является хранение вещей на время тренировки: придется оставлять их тренеру, супругу или кататься с рюкзаком.
А вот добираться до Крылатского значительно ближе, чем до Одинцово или Планерной. На автомобиле это можно с равным успехом сделать, используя проспект Маршала Жукова, Рублевское шоссе или Северо-западную хорду. На общественном транспорте удобнее всего доехать до метро Крылатское и далее 10-15 минут пешком.
Качество асфальта: хорошее
Координаты начала трассы: 55.977995, 36.502445
Лыжероллерная трасса в лыжном центре «Истина» в подмосковном Головино – это, безусловно, одна из лучших трасс не только в московском регионе, но и во всей стране. Это пятикилометровый круг с хорошим асфальтом и интересным рельефом. Петли трассы расположены вдоль речки Головинки и крутые подъемные части заканчиваются длинными пологими выходами. На трассе есть несколько спусков с поворотами, которые предъявляют требования к равновесию и умению стоять на роллерах, поэтому новичкам стоит кататься лишь по небольшому 600-метровому круге в районе старта или даже на не входящей в трассу асфальтовой дороге с редким автомобильным движением. Набор высоты на круге сопоставим с Одинцово, но существенно меньше, чем на Планерной. Впрочем, это не мешает готовиться на этой трассе профессиональным спортсменам из сборной команды Московской области. Трасса проходит как по лесу, так и по открытым участкам, что делает тренировки на ней комфортными практически при любой погоде.
Гуляющих на трассе нет, за этим здесь строго следят, как и за чистотой трассы, которую подметают дважды в день. Из удобств есть автомобильная парковка, силовой городок и туалет. Остальная инфраструктура, которая есть в лыжном центре, недоступна для посторонних.
Из минусов трассы можно отметить разве что довольно значительную её удаленность от Москвы – это Новорижское шоссе в районе второго бетонного кольца. Стало быть, именно по «Риге» и следует добираться до трассы на автомобиле, повернув с хайвея по указателю на Румянцево. Без машины придется пользоваться электричкой рижского направления до станции Румянцево, после чего идти несколько километров пешком.
Качество асфальта: отличное
Координаты начала трассы: 55.652169, 37.779920
Несколько лет назад в черте Москвы появилась новая лыжероллерная трасса – 3,5-километровый круг в парке 850-летия города Москвы в Марьино. Это трасса с пологим рельефом, которая отлично подойдет для начинающих спортсменов, а более опытным лыжникам на ней удобно будет поработать над техникой или сделать легкую восстановительную тренировку. Заметим, что трасса соединяется с велодорожкой, используя которую, можно проехать одним кругом около 10 км и захватить довольно неплохой подъем с перепадом высоты 20 м. Правда, на обратном пути придется проехать этот подъем в обратном направлении по серпантину, что возможно при должном уровне подготовке. Трасса проходит по открытой местности, а ещё одним фактором, который может повлиять на качество тренировки является расположенный в окрестностях Капотненский нефтеперерабатывающий завод. При южном и юго-восточном ветре его близость будет недвусмысленно ощущаться. Также нужно учитывать фактор гуляющих, которых в хорошую погоду на трассе в парке может быть довольно много.
Добраться на машине можно по Люблинской улице из центра или по улице Верхние Поля со стороны МКАД. Ближайшая станция метро – Братиславская.
Качество асфальта: отличное
Координаты начала трассы: 55.982510, 37.239712
Ещё одна относительно свежая лыжероллерная трасса с пологим рельефом. Плюсы этой трассы: безопасность, отсутствие гуляющих, свежий подмосковный воздух, ровный новый асфальт. Минусы – довольно короткий двухкилометровый круг и отсутствие подъемов. На трассе есть как закрытые, так и открытые участки, катание на ней – вполне комфортное, особенно для тех, кто живет неподалеку. На круге есть несколько срезок, позволяющих варьировать его длину.
Собственной парковки у трассы нет, машину придется оставить в районе поликлиники №1, пройдя до начала трассы несколько сотен метров пешком. Около старта есть модуль зеленоградского центра физкультуры и спорта, в котором можно переодеться и оставить вещи на время тренировки.
Добираться до трассы удобнее всего по Ленинградскому шоссе либо по платной трассе М-11 до поворота на Зеленоград. На общественном транспорте – на электричке Ленинградского направления до Крюкова, далее на автобусе до остановки «Поликлиника».
Лыжероллерные трассы России. Часть 7
Уважаемые читатели! В давние советские времена, когда основным средством массовой информации в нашей стране было радио, необходимость продолжения каких-либо популярных циклов передач обосновывалась довольно шаблонным выражением: «По многочисленным просьбам радиослушателей». И вот в нашем случае так же можно сказать: «Идя навстречу пожеланиям читателей, редакцией журнала «Лыжный спорт» и автором было принято решение продолжить выпуск путеводителя о лыжероллерных трассах России».
В конце октября прошлого года автор случайно узнал, что в непосредственной близости от Москвы, в двух часах езды на электричке c Ленинградского вокзала, недалеко от Твери существует малоизвестная и не разрекламированная специализированная лыжероллерная трасса, описание которой не вошло в предыдущие выпуски путеводителя. Как же так?! Забрасывала судьба меня (вернее идея сделать путеводитель как можно полноценнее и ярче) в далекие неизведанные края на необъятных просторах России. Вдали от дома пришлось «инспектировать» лыжероллерные трассы в Сибири и на Урале, в Забайкалье и на Черном море. Даже на севере Сахалина «в глухой неведомой тайге» удалось прокатиться на лыжероллерах, а вот практически на своей малой Родине, у себя под боком осталась незамеченной действующая лыжероллерная трасса!
И не только она одна — обнаружилось еще несколько лыжероллерных трасс, заслуживающих внимания читателей и ожидающих публикации в очередном номере путеводителя. Нельзя было завершать работу, не побывав на лыжероллерных трассах, находящихся в таких древнерусских землях, как московская, тверская, смоленская, тульская. Кроме того, интересно было посмотреть своими глазами на суперсовременный олимпийский объект в Сочи на Красной поляне, где отгремели лыжно-биатлонные баталии минувшей Олимпиады. Также отдельного слова заслуживает и лыжная трасса в Саратове, которую простые лыжники и общественность города сумели не только отстоять, остановив начинающуюся застройку стартовой поляны стадиона частными домами, но и в короткий срок при поддержке областных властей построили небольшую лыжероллерную трассу для массового спорта. Вспоминаются и знаменитые кировские трамплины, возведенные в трудное послевоенное время, которые, несмотря на их давность и физический износ, до сих пор служат лыжному спорту.
Заканчивается сентябрь 2014 года. Из редакции «Лыжного спорта» приходит письмо о том, что весь подготовленный мною материал (текст, всевозможные справки и фотографии) согласован и пошел в дальнейшую работу. С чувством облегчения и осознанием окончания продолжительных путешествий отключаю в своем сотовом телефоне включенный на протяжении нескольких месяцев роуминг и возвращаюсь на московский тариф. Это означает, что непростой труд внештатного корреспондента завершен и совсем скоро читатели «Лыжного спорта» смогут ознакомиться с описанием еще десяти лыжероллерных трасс на карте нашей страны.
ВНИМАНИЕ!
Каждому спортсмену необходимо ознакомиться с мерами безопасного поведения на лыжероллерной трассе:
Соблюдение вышеперечисленных мер безопасности в случае возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций поможет избежать серьёзных травм и повреждений.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАСС
I. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЦЕНТРЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
СЦСП являются многофункциональными региональными спортивными объектами, предназначенными для профессиональной подготовки спортсменов и проведения соревнований различного уровня по нескольким родственным видам спорта. Для них характерны высокий спортивный уровень сооружений, соответствие лыжных трасс требованиям FIS, развитая инфраструктура, транспортная доступность, комфортные условия проживания большого количества спортсменов, обеспечение полноценного восстановления после тренировок и соревнований.
II. ЛЫЖНЫЕ СТАДИОНЫ
Лыжные стадионы (базы) являются специализированными спортивными объектами местного значения, предназначенными для подготовки спортсменов, активного отдыха любителей лыжного спорта и для проведения различных стартов. Для лыжных стадионов характерны подготовленные трассы, круглогодично поддерживаемые в рабочем состоянии, наличие раздевалок, сопутствующих строений, жилья для спортсменов и тренеров и специализированной спортивной инфраструктуры.
Места катания — это любые безопасные участки асфальтовых покрытий достаточной протяжённости, подходящие для лыжероллерных тренировок. Обычно это малооживлённые асфальтовые дороги, удаленные от крупных населенных пунктов и транспортных магистралей, парковые зоны городов и старые заброшенные лыжные стадионы «без хозяина».
ЛБК «ЛАУРА»
(г. СОЧИ, КРАСНАЯ ПОЛЯНА)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАССЫ
Длина, км 5
Рельеф Сильно пересеч.
Перепад высот Значительный
Асфальт Отличный
Загрузка Низкая
В 2014 году в южном курортном городе Сочи с большим успехом и на высоком организационном уровне прошли XXII Олимпийские игры, принесшие России первое место в общекомандном медальном зачете. По своему климату Сочи уникальный город — вдоль Черного моря на сотню километров протянулась полоса субтропиков, обрамленная с севера вершинами Кавказского хребта с их нетающими снежными шапками.
Специально к Олимпиаде на заповедном плато Псехако в условиях среднегорья (высота 1.400–1.600 метров над уровнем моря) компанией Газпром был построен одноименный суперсовременный горно-туристический центр «Газпром». Центр включает в себя специализированный лыжно-биатлонный комплекс (ЛБК) «Лаура», несколько фешенебельных отелей (в том числе гостиничный комплекс (ГК) «Поляна 1389») и комплекс канатных дорог, спроектированных с использованием передовых технологий. Хотелось бы надеяться, что после завершения Олимпиады этот великолепный спортивно-туристический объект, возведенный в непростых горных условиях, будет приносить пользу не только профессиональным спортсменам, но и начнёт развиваться как доступный для населения горноклиматический курорт России.
КАК ДОБРАТЬСЯ
ЛБК «Лаура», названный по имени протекающей рядом горной речки, находится в дополнительной горной олимпийской деревне на территории гостиничного комплекса (ГК) «Поляна 1389» в 40 км к северу от Адлера. До места назначения добираться не просто. Сначала на самолете до аэропорта Адлер или на многочисленных поездах дальнего следования — до черноморского побережья Краснодарского края. Затем на скоростном электропоезде «Ласточка», курсирующем вдоль побережья по направлению Туапсе — Сочи — Адлер — Красная Поляна с пересадками или по прямому маршруту доехать до конечной станции «Красная поляна». По приезде на железнодорожный вокзал по пешеходному мосту перейти на противоположную сторону автодороги и проследовать 1,5 км вдоль набережной горной реки Мзымта до развлекательного центра «Галактика» (до него также из Сочи и Адлера часто следуют автобусы №105 и №135). Далее по канатной дороге, любуясь горными красотами, подняться вверх до ГК «Поляна 1389». По предварительной договоренности с администрацией ЛБК возможна встреча на автобусе приезжающих спортивных команд.
ПРОЖИВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ
В 4-звездном ГК «Поляна 1389», рассчитанном на 1.100 человек, для комфортного и оптимального по соотношению цена/качество проживания и отдыха предусмотрено все самое лучшее. На территории ГК расположены многоуровневая гостиница, апарт-отели и 28 коттеджей, выполненных в едином архитектурном стиле шале. Все номера комплекса оснащены кондиционером и телевизором, с балкона можно полюбоваться величественными горами, а интерьеры оформлены в альпийском стиле. Питаться можно в ресторане гостиницы, где кормят очень вкусно и сытно. Также в ГК имеется и спа-центр с банями, бассейны, фито-бар и медицинский центр.
ОПИСАНИЕ ЛЫЖЕРОЛЛЕРНОЙ ТРАССЫ
Лыжероллерная трасса ЛБК «Лаура» проложена по самой сложной в мире зимней биатлонной трассе, на которой проходили лыже-биатлонные старты сочинской Олимпиады. Трасса, предназначенная для профессиональных спортсменов, проходит по горной местности с трудными, затяжными подъемами и, соответственно, скоростными спусками. На трассе отсутствуют равнинные участки, за исключением стартово-финишной поляны возле стадиона.
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАССЫ
Для тренирующихся на лыжероллерной трассе главную опасность представляют следующие в начальной части дистанции друг за другом два крутых, выполненных в виде сложной восьмерки, спуска. Эти спуски, огороженные матами, из-за зимних падений и вылетов с трассы прозваны соответственно «цветковским» и «японским». Чтобы их преодолевать, нужно обладать минимальной горнолыжной подготовкой и лучше всего к ним специально прикататься — первоначально спускаясь с небольшого уклона, а по мере освоения техники прохождения виражей постепенно увеличивая угол подъема.
СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Возле лыжероллерной трассы проложен 3-километровый имитационный круг, густо засыпанный опилками. В здании гостиницы имеется оборудованный тренажерный зал, а также просторный зал для игровых видов спорта.
ЛБК «Лаура»:
354392, г. Сочи, Красная поляна, плато Псехако.
Директор: Мокеров Михаил Николаевич,
тел. +7 928 456-01-98; e-mail: m.mokerov@svoid-int.ru
www.grandhotelpolyana.ru/mountain_tourist_centre
www.polyana1389.ru
УТЦ «КАВГОЛОВО»
(г. ТОКСОВО)
Длина, км 5
Рельеф Сильно пересеч.
Перепад высот Значительный
Асфальт Отличный
Загрузка Средняя
С тарейший петербургский Университет физической культуры был основан выдающимся ученым П.Ф.Лесгафтом еще в позапрошлом веке — в 1896 году. Университет является крупнейшим центром научной и педагогической жизни России, а в прошлом — и Советского Союза. В 1935 году за проведение физкультурно-массовой работы среди населения он был награжден Орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны за подготовку резервов Красной Армии (трое сотрудников ВУЗа стали Героями Советского Союза) и выполнение боевых заданий награжден Орденом Красного Знамени.
Университет знаменит и своими спортивными традициями — лесгафтовцы завоевали множество олимпийских медалей, а преподаватель университета, фигурист Н.А.Панин-Коломенкин стал первым российским олимпийским чемпионом. В лыжном же спорте наибольших успехов добились такие знаменитые спортсмены, как Герой России лыжница Л.Егорова, биатлонисты А.Алябьев, Д.Васильев и многие другие, которые в разное время тренировались в Кавголово на лыжных трассах университетского учебно-тренировочного центра (УТЦ), заложенного еще в начале 30-х годов прошлого века. Здесь же проходили этапы Кубка мира по лыжным гонкам и престижные Кавголовские игры, собиравшие мировую элиту лыжных гонок. В середине 2000-х годов центр претерпел коренную реконструкцию и модернизацию. На средства федерального бюджета были построены такие современные спортивные объекты, как трамплины для могула и двоеборцев, биатлонное стрельбище.
В настоящее время федеральный УТЦ «Кавголово» — это многофункциональный объект с развитой спортивной инфраструктурой, предназначенный для проведения соревнований самого высокого уровня и сборов национальных команд страны по зимним видам спорта.
КАК ДОБРАТЬСЯ
УТЦ «Кавголово» расположен в поселке Токсово Ленинградской области на берегу живописного озера Кавголовское. Поселок Токсово — это ближайший пригород Санкт-Петербурга в 20 км к северу. На любом поезде дальнего следования следует доехать до Северной столицы — Санкт-Петербурга, и с Финляндского вокзала или от платформы «Девяткино», расположенной возле одноименной станции метро, на электричке проехать несколько остановок до платформы «Кавголово». Затем, выйдя из первого вагона, по ходу движения поезда пройти 250 метров до КПП центра. От Москвы до Санкт-Петербурга ориентировочное время в пути — 4–10 часов. Если добираться на личном автотранспорте, то нужно съехать с кольцевой автодороги в направлении Токсово, далее 17 км прямо до поворота налево на ул.Лесгафта, далее — прямо около 1 км.
ПРОЖИВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ
Для размещения спортсменов на территории УТЦ «Кавголово» функционирует современная, недавно введенная в эксплуатацию четырёхзвездочная гостиница на 300 мест с номерами разной ценовой категории. В гостинице — просторная столовая, медицинский центр, финская сауна, турецкая парная и фито-бар.
ОПИСАНИЕ ЛЫЖЕРОЛЛЕРНОЙ ТРАССЫ
Просторная и широкая лыжероллерная трасса центра, проложенная по открытой и холмистой местности, за счет пересеченного рельефа является достаточно сложной и профессиональной. На трассе много всевозможных петель, срезок и, как следствие, различных вариантов прохождения тренировочного маршрута.
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАССЫ
На трассе есть несколько скоростных спусков со стремительными выкатами на виражах, которые оказываются не такими страшными, как первоначально представляется, но тренирующиеся спортсмены должны обладать минимальными навыками катания на лыжероллерах и не должны бояться высокой скорости на спусках. Небольшой участок трассы ввиду своей сложности и повышенной опасности официально закрыт для тренировок. К сожалению, на данный момент трасса не размечена, отсутствуют указатели направления движения, предупредительные знаки и схема.
СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
На территории центра проложены специализированные имитационные круги, функционируют легкоатлетический и два тренажерных зала, теннисный корт, площадка для мини-футбола и гимнастическая площадка. Общественный пляж и лодочная стоянка на берегу озера расположены в пяти минутах ходьбы от центра.
ГК «АБЗАКОВО»
(РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАССЫ
Длина, км 2,5
Рельеф Пересеч.
Перепад высот Средний
Асфальт Хороший
Загрузка Высокая
Е ще с советских времен местечко Абзаково, окруженное живописными горами Южного Урала, считалось одним из самых посещаемых горнолыжных центров страны. В 60-е годы прошлого века ведущим сталелитейным предприятием страны — Магнитогорским металлургическим комбинатом — здесь был построен дом отдыха и проложена первая горнолыжная трасса. В настоящее время Абзаково — популярный горнолыжный туристический курортный городок с многочисленными гостиницами, канатными дорогами, соединяющими горные склоны и места отдыха. В Абзаково регулярно проходят чемпионаты страны, международные старты FIS по горнолыжному спорту и сноуборду, и именно здесь проводят учебно-тренировочные сборы команды страны по этим видам спорта. Вместе с тем, в Абзаково развит и лыжный спорт. На территории круглогодичного горнолыжного курорта (ГК) «Абзаково» функционирует компактный биатлонный стадион с лыжными трассами. Под руководством заслуженного тренера СССР И.Ф.Кальянова здесь воспитывалось не одно поколение лыжников и биатлонистов, а наибольших успехов добилась ЗМС СССР по биатлону, призер Олимпийских игр в Альбервилле Е.Белова. Абзаково по праву считается лыжным центром, где для приезжающих созданы все необходимые условия для тренировок и полноценного отдыха.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Из Москвы с Казанского вокзала ежедневно в составе скоростного пассажирского поезда Москва — Челябинск отходят фирменные вагоны до Магнитогорска. В Уфе вечером эти вагоны прицепляются к поезду до Сибая; этот поезд утром следующего дня прибывает на станцию Новоабзаково. Из Москвы до Новоабзаково ориентировочное время в пути — 1 сутки 6 часов. Далее от ж/д вокзала в направлении перпендикулярно железнодорожному полотну пройти 2 км до ГК «Абзаково». По предварительной договоренности с администрацией курорта возможна встреча приезжающих на автобусах как от станции Новоабзаково, так и от Уфы. Если добираться на личном автотранспорте, то от Уфы нужно проследовать на юг по трассе до Оренбурга, а около города Булгаково повернуть направо, на восток, и по межрегиональной дороге на Магнитогорск (60 км до ГК) через Белорецк (20 км до ГК) доехать до станции Новоабзаково. От Магнитогорска до Новоабзаково регулярно курсируют маршрутки. Со стороны востока от Екатеринбурга и Челябинска до курорта можно доехать через Магнитогорск.
ПРОЖИВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ
ГК Абзаково предоставляет несколько вариантов размещения для более 2.000 человек одновременно. На территории находится несколько коттеджей повышенной комфортности и благоустроенные корпуса. Для лыжников наиболее бюджетный и удобный вариант размещения — проживание в пятиэтажном кирпичном корпусе №4 со всеми удобствами в двухместных номерах (душ, санузел, ТВ и холодильник). От этого корпуса лыжероллерная трасса находится в 100 метрах. Для трехразового комплексного питания на территории ГК есть вместительная столовая. В ГК функционирует медико-оздоровительный центр, СПА-комплекс, аквапарк с бассейном и бани с саунами. В самом центре ГК расположен настоящий зоопарк с разнообразными и многочисленными животными.
ОПИСАНИЕ ЛЫЖЕРОЛЛЕРНОЙ ТРАССЫ
Уникальность лыжероллерной трассы заключается в том, что при ее строительстве в 2000 году в асфальт замешивалась уральская доломитовая крошка, дающая прочность и долговечность полотну. И вот уже 14 сезонов подряд трасса без капитального ремонта благополучно функционирует, не теряя своих эксплуатационных свойств. Трасса, проложенная в живописном смешанном лесу, состоит из двух петель — основной, уходящей за биатлонное стрельбище, и небольшой по длине дополнительной, сходящейся с основной при выкате на стадион. Разметка и указатели движения на трассе отсутствуют.
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАССЫ
На основной трассе имеется несколько высокоскоростных спусков, но они заканчиваются достаточно спокойными выкатами на горку. Еще один спуск при подходе к стадиону имеет разворот на 90 градусов, и его нужно проходить по внешнему радиусу. Несмотря на то, что трасса огорожена и по периметру размечена предупредительными табличками, сюда все же проникают безмятежно гуляющие граждане.
СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Вдоль трассы проложены имитационные круги. Также можно совершать интересные кросс-походы на окрестные уральские вершины.