люди писания в исламе кто такие
Ахл ал-Китаб («Люди Писания»)
Исламовед М.Б.Пиотровский обращает внимание на то, что «неизвестно, что конкретно имеется в виду в Коране под сабиями. Согласно контексту, это должна быть какая-то из иудео-христианских сект. Термин «сабии» толкуется обычно как происходящий от вавилонско-арамейского «крестить». Скорее всего, речь идет о секте, близкой к иракским мандеям (христианам Иоанна Крестителя – прим. «Кавказского узла»), или же прямо о них. Есть предположение, что Коран имеет в виду аравийских ханифов. Комментаторы Корана тоже не знали точно, кто такие «сабии» (Пиотровский М.Б. Ас-Сāби’ȳн // Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991. С.201).
Указанным религиозным общинам были явлены от Аллаха посланники и богооткровенные Писания (ат-Таура –Тора, Забур-Псалмы, Инджил – Евангелие), но они исказили их тексты и заветы Аллаха. В Коране подчеркивается также неравенство «степеней» предшествующих посланников; среди них были и те, которым было отдано предпочтение в отношении полного изложения воли Бога, кто основывал новые направления веры, и те, кто разъяснял учение, уже возвещенное другими. «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым справедливо предначертано заблуждение» (Коран. Сура16. Аят. 36).
Главным искажением текстов древних священных книг считалось исключение из них упоминания о Мухаммаде и его миссии в качестве последнего пророка. Сутью посланничества Мухаммада в общечеловеческом плане считалось как подтверждение тех основных откровений, с которыми прежние пророки приходили к Ахл аль-Китаб, так и исправление всего того, что они исказили в прежних откровениях. Соответственно, отношение мусульман к «Людям Писания» отличается от их отношений с язычниками.
Представление об Ахл аль-Китаб родилось в период создания Корана из общей концепции тесной связи ислама с иудаизмом и христианством, признающими одного и того же бога. Она поддерживалась ожиданиями Мухаммада того, то иудеи и христиане признают в нем пророка. После начала мусульманских завоеваний терпимость к Ахл аль-Китаб была связана с необходимостью иметь социальную опору на завоеванных территориях, а затем – с необходимостью организовать экономическую и социальную жизнь в странах, где иноверцы составляли большинство населения. С самого начала мусульманских завоеваний в средние века категория Ахл аль-Китаб стала расширяться.
Вопросы взаимоотношений мусульман с Людьми Писания регулируются фикхом. В средние века Ахл аль-Китаб открыто занимались своими религиозными практиками, имели молитвенные дома. Они считались находящимися под особым покровительством мусульманской общины и в этом качестве входили в категорию Ахл аз-Зимма («покровительствуемые»). В связи с Ахл аль-Китаб в фикхе дискутировались вопросы о допустимости строительства для них новых святилищ, о возможности для мусульман есть приготовленную Ахл аль-Китаб пищу, о возможности браков между мусульманами и Ахл аль-Китаб.
«Люди Писания» играли значительную роль – особенно экономическую и интеллектуальную – в средневековом мусульманском обществе. Особенно эта роль была велика на первых этапах его развития, когда иудеи и христиане составляли значительную часть административного аппарата, переводчиков, ремесленников и торговцев Халифата. В Халифате за Ахл аль-Китаб закрепился ряд профессий – например, они занимались запретными для мусульман ростовщичеством и виноделием.
Общее терпимое отношение мусульман к Ахл аль-Китаб, основанное на специальных указаниях Мухаммада и первых халифов не притеснять их, иногда сочеталось с силовым воздействием на их общины. Последнее выражалось в изгнании иудеев и христиан из Хиджаза и части Аравии, в требовании строго соблюдать ограничения в одежде, в способах передвижения, местах жительства и т.п. Однако в целом положение «Людей Писания» в странах ислама было более благоприятным, чем положение иноверцев в странах средневековой Европы. Часто иудеи и даже восточные христиане предпочитали жить под властью мусульманских, нежели европейских правителей.
Концепция «Людей Писания» давала и дает теоретическую основу для компромисса и мирных отношений между разными цивилизациями.
Источники:
Автор: Кавказский Узел
Люди Писания
Лю́ди Писа́ния (араб. Ахль аль-Китаб) в Коране, последователи Торы, Евангелия, Псалтиря, Свитков Авраама — термин, появившийся в Коране, первоначально относился к иудеям и христианам, которые получили Откровение от Бога. Ахль аль-Китаб верят в Бога Авраама, им были ниспосланы Священные Писания, но существует ряд проблемных моментов, касающихся сохранности и аутентичности этих текстов. Люди этой категории не обязательно должны принимать Ислам, они могут жить в мусульманском государстве и пользоваться его покровительством. Первоначально в эту категорию включались христиане, иудеи и месопотамская община сабиев. Принадлежность к группе Ахл ал-Китаб давала человеку предпочтительный статус в исламском праве в качестве зиммиев.
Содержание
Традиционный статус Людей Писания в ранних мусульманских государствах
В исламских государствах Люди Писания получали статус зимми (араб. ذمي, «покровительствуемых»). Они освобождались от налога (закята), но облагались налогом джизья. Зимми также могли освобождаться от службы в армии, хотя иудеи, согласно Мединской конституции, могли воевать вместе с мусульманами против общих врагов.
Люди Писания в Коране
(9:29) Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Бога, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Бог и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.
Обращение к Людям Писания
(3:65-66) О обладатели Писания (араб. يَا أَهْلَ الْكِتَابِ, я ахля аль-китаби)! Почему вы спорите относительно Авраама, ведь Тора и Евангелие были ниспосланы только после него. Неужели вы не уразумеете (этого)? Вы были (людьми), которые спорили относительно того, что им известно. Почему же теперь вы спорите относительно того, что вам неизвестно? Бог знает, а вы не знаете.
Отношение к Людям Писания
(3:119-120) Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются (одни), то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Богу известно о том, что в груди». Если с вами случается доброе, это злит их; если же вас постигает зло, они радуются. Но если вы (будете) терпеливы и ответственны, то их козни не (причинят) вам никакого вреда. Воистину, Бог объемлет все их деяния.
(3:199) И воистину, среди Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) есть такие, которые веруют в Бога и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Богом и не торгуя аятами Бога за малую цену. Их награда (ожидает их) у их Господа. Воистину, Бог скор в расчете.
(9:29) Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Бога, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Бог и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.
Отвергающие (кафару) из Людей Писания
(3:187) Вот Бог взял завет с тех, кому было дано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они забросили его за спины, и продали его за малую цену. Как же скверно то, что они приобретают!
Люди Писания не уверовавшие в Иисуса
(4:159) И не (оказалось) среди Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) такого, который уверовал бы в него (Иисуса) до его смерти, а в День воскресения он будет свидетелем (против) них.
Чего желает большинство из Людей Писания
(3:69-70-71-72) Часть Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) желает ввести вас в заблуждение. Однако они вводят в заблуждение только самих себя, не ощущая этого. О Люди Писания (араб. أَهْلَ الْكِتَابِ, ахля аль-китаби)! Почему вы отвергаете аяты Бога, хотя сами свидетельствуете? О Люди Писания (араб. أَهْلَ الْكِتَابِ, ахля аль-китаби)! Почему вы облекаете истину ложью, и скрываете истину, тогда как вы знаете (об этом)? Часть Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) говорит: «Уверуйте в то, что ниспослано тем, которые уверовали, в начале дня, и отвергните в конце его. Быть может, они вернутся (на прямой путь).
(4:123) Не (достичь этого посредством) ваших желаний, или желаний Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби). Кто творит зло, тому за это воздастся, и не найти для него помимо Бога ни покровителя, ни помощника.
Праведники из Людей Писания
(2:121) Те, кому Мы дали Писание и кто читает его истинным чтением, веруют в него. А те, которые его отвергнут, они и (окажутся) в убытке.
(3:75) Среди Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) есть такой, который вернет тебе (целый) кантар, если ты доверишь его ему.
(3:199) И воистину, среди Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) есть такие, которые веруют в Бога и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Богом и не торгуя аятами Бога за малую цену. Их награда (ожидает их) у их Господа. Воистину, Бог скор в расчете.
Люди Писания
Люди Писания (араб. أهل الكتاب) — терминологии исламского права словосочетанием «люди Писания», согласно мнению большинства ученых-богословов, обозначаются христиане и иудеи.
Богословы-ханафиты высказались немного иначе. Согласно их мнению, понятие «люди Писания» не ограничивается только христианами и иудеями. По их мнению, в это понятие входят все те люди, которые в разные времена уверовали в пророков, направленных с призывом уверовать в единого Бога, а также уверовали в священные писания, с которыми они приходили. Исходя из этого мнения, люди, уверовавшие, например, в пророка Дауда и в его священное писание Забур, тоже относятся к числу людей Писания.
Согласно мнению большинства ученых-богословов, огнепоклонники к людям Писания не относятся.
Согласно мнению большинства богословов, мужчина-мусульманин может взять в жены женщину из числа людей Писания. Однако если мусульманка выйдет замуж за мужчину из числа людей Писания, то их брак канонически будет признан недействительным.
Мусульманам предписано выстраивать хорошие и дружеские отношения с людьми Писания. Однако относительно людей Писания все же имеются некоторые ограничения. Например, не дозволяется производить захоронение умерших из числа людей Писания на кладбище, предназначенном для мусульман.
Кроме этого, нужно добавить, что люди Писания, проживающие на территории, населенной преимущественно мусульманами, обязаны соблюдать права других людей и следовать общим правилам. Так, например, при ведении торговли они должны следовать тем же правилам и принципам, которые предписаны мусульманам. При этом им предоставляется право исповедовать свою религию и следовать ей[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Люди Писания // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 7. С. 140–147.
Люди Писания
Лю́ди Писа́ния (араб. Ахль аль-Китаб) в Коране, последователи Торы, Евангелия, Псалтиря, Свитков Авраама — термин, появившийся в Коране, первоначально относился к иудеям и христианам, которые получили Откровение от Бога. Ахль аль-Китаб верят в Бога Авраама, им были ниспосланы Священные Писания, но существует ряд проблемных моментов, касающихся сохранности и аутентичности этих текстов. Люди этой категории не обязательно должны принимать Ислам, они могут жить в мусульманском государстве и пользоваться его покровительством. Первоначально в эту категорию включались христиане, иудеи и месопотамская община сабиев. Принадлежность к группе Ахл ал-Китаб давала человеку предпочтительный статус в исламском праве в качестве зиммиев.
Содержание
Традиционный статус Людей Писания в ранних мусульманских государствах
В исламских государствах Люди Писания получали статус зимми (араб. ذمي, «покровительствуемых»). Они освобождались от налога (закята), но облагались налогом джизья. Зимми также могли освобождаться от службы в армии, хотя иудеи, согласно Мединской конституции, могли воевать вместе с мусульманами против общих врагов.
Люди Писания в Коране
(9:29) Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Бога, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Бог и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.
Обращение к Людям Писания
(3:65-66) О обладатели Писания (араб. يَا أَهْلَ الْكِتَابِ, я ахля аль-китаби)! Почему вы спорите относительно Авраама, ведь Тора и Евангелие были ниспосланы только после него. Неужели вы не уразумеете (этого)? Вы были (людьми), которые спорили относительно того, что им известно. Почему же теперь вы спорите относительно того, что вам неизвестно? Бог знает, а вы не знаете.
Отношение к Людям Писания
(3:119-120) Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются (одни), то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Богу известно о том, что в груди». Если с вами случается доброе, это злит их; если же вас постигает зло, они радуются. Но если вы (будете) терпеливы и ответственны, то их козни не (причинят) вам никакого вреда. Воистину, Бог объемлет все их деяния.
(3:199) И воистину, среди Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) есть такие, которые веруют в Бога и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Богом и не торгуя аятами Бога за малую цену. Их награда (ожидает их) у их Господа. Воистину, Бог скор в расчете.
(9:29) Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Бога, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Бог и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.
Отвергающие (кафару) из Людей Писания
(3:187) Вот Бог взял завет с тех, кому было дано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они забросили его за спины, и продали его за малую цену. Как же скверно то, что они приобретают!
Люди Писания не уверовавшие в Иисуса
(4:159) И не (оказалось) среди Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) такого, который уверовал бы в него (Иисуса) до его смерти, а в День воскресения он будет свидетелем (против) них.
Чего желает большинство из Людей Писания
(3:69-70-71-72) Часть Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) желает ввести вас в заблуждение. Однако они вводят в заблуждение только самих себя, не ощущая этого. О Люди Писания (араб. أَهْلَ الْكِتَابِ, ахля аль-китаби)! Почему вы отвергаете аяты Бога, хотя сами свидетельствуете? О Люди Писания (араб. أَهْلَ الْكِتَابِ, ахля аль-китаби)! Почему вы облекаете истину ложью, и скрываете истину, тогда как вы знаете (об этом)? Часть Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) говорит: «Уверуйте в то, что ниспослано тем, которые уверовали, в начале дня, и отвергните в конце его. Быть может, они вернутся (на прямой путь).
(4:123) Не (достичь этого посредством) ваших желаний, или желаний Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби). Кто творит зло, тому за это воздастся, и не найти для него помимо Бога ни покровителя, ни помощника.
Праведники из Людей Писания
(2:121) Те, кому Мы дали Писание и кто читает его истинным чтением, веруют в него. А те, которые его отвергнут, они и (окажутся) в убытке.
(3:75) Среди Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) есть такой, который вернет тебе (целый) кантар, если ты доверишь его ему.
(3:199) И воистину, среди Людей Писания (араб. أَهْلِ الْكِتَابِ, ахли аль-китаби) есть такие, которые веруют в Бога и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Богом и не торгуя аятами Бога за малую цену. Их награда (ожидает их) у их Господа. Воистину, Бог скор в расчете.
Люди Писания
Люди Писания (ахль аль-Китаб) – люди (иудеи и христиане), которым были дарованы две части Писания от Аллаха: Таурат (Тора) и Инджил (истинное Евангелие). Среди них есть верующие и неверующие, которые отказались уверовать в Аллаха и в то, что им было ниспослано Всевышним в подтверждение того, что было у них (Коран, 2:41).
«Скажи: “О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом”. Если же они отвернутся, то скажи: “Свидетельствуйте, что мы – мусульмане”»
Священный Коран. Сура 3 «Аль Имран» / «Семейство Имрана», аят 64
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!». Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!»
Священный Коран. Сура 4 «Ан-Ниса» / «Женщины», аят 171
«О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание»; «Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь»
Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 15, 16
«О сыны Исраила (Израиля)! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету со Мной, и Я буду верен завету с вами. Меня одного страшитесь»; «Уверуйте в то, что Я ниспослал в подтверждение того, что есть у вас, и не становитесь первыми, кто отказался уверовать в это. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и Меня одного бойтесь»
«Не облекайте истину в ложь и не скрывайте истину, тогда как вы знаете ее»; «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися»; «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?»
Священный Коран. Сура 2 «Аль Бакара» / «Корова», аят 40-44
«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, — быть может, вы будете помилованы»; «Мы ниспослали его, чтобы вы не говорили: “Писание было ниспослано только двум общинам до нас, и мы ничего не знали о том, что они изучали”»; «Или чтобы вы не говорили: “Если бы нам было ниспослано Писание, то мы придерживались бы прямого пути лучше, чем они”. К вам уже явилось ясное знамение от вашего Господа, верное руководство и милость. Кто же несправедливее того, кто считает ложью знамения Аллаха и отворачивается от них? Мы воздадим тем, кто отворачивается от Наших знамений, тяжкими мучениями за то, что они отворачивались»
«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали»
Священный Коран. Сура 6 «Аль-Анам» / «Скот», аят 155-159
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство из них — нечестивцы»
Священный Коран. Сура 3 «Аль Имран» / «Семейство Имрана», аят 110