ловля мяча что такое
Передача и ловля мяча в баскетболе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Передача и ловля мяча
Передача — один из главных тех нических приемов в баскетболе, и игрок должен овладеть всеми ее способами, чтобы уметь выбрать наиболее целесообразный для конкрет ной игровой обстановки.
Без хорошего паса команде не организовать быстрее нападение. Неточные передачи пере хватываются соперником. Неумение выполнить так называемую «скрытую» передачу помогает сопернику легко расшифровать любой маневр. Поэтому работать над передачей необходимо на всех уровнях подготовки баскетболистов.
Каждая передача должна быть неожиданной для соперника. Увы, слишком часто мы видим «открытые»: передачи, которые выполняются однообразно, на посредственном уровне и не представляют для соперника опасности. Именно из-за слабого владения техникой передачи игрок часто стремится побыстрее избавиться от мяча, чтобы не потерять его или не попасть а положение, когда не знаешь, как им распорядиться.
Интересно в этом плане высказывание из вестного американского специалиста баскетбола Адольфа Ф. Раппа из его книги «Большой баскетбол»; «Наиболее важным элементом тех ники являются передачи. Мы целыми часами отрабатываем их, Неискушенному человеку это может показаться абсурдом. Первое, что я стараюсь узнать о команде соперника,— как она владеет мячом. Это и является показателем истинного мастерства. Если баскетболисты хо рошо выполняют передачу, если они могут ориентироваться в различной обстановке и во время отдают или задерживают мяч, если они владеют передачами с обманными движе ниями, то у вас будет интересная борьба с такой командой, так как за хорошими пере дачами последуют попадания в корзину. Точные и своевременные передачи — ключ к успеху в игре».
Баскетболисту приходится выполнять передачи в самых различных ситуациях. Поэтому он оди наково хорошо должен уметь передавать мяч и стоя, и в движении — на бегу, после ведения и ловли мяча, и в прыжке — после перехвата и овладения мячом, отскочившим от щита.
Часто, выполняя передачу, игрок оказывается в неудобном положении: попадает в плотную опеку нескольких баскетболистов команды со перника или получает мяч в воздухе, после чего может приземлиться только за пределами пло щадки. В этих случаях от него требуется особое мастерство в технике выполнения передачи, сочетающееся с ловкостью, высокой координацией движений, находчивостью, даже смелостью. Поэтому тренировочные занятия должны предусматривать постепенное повыше ние сложности упражнений в передачах на базе хорошо освоенных более простых элементов, приближение их к условиям соревнований; передачи в прыжке с поворотом на 180°, с плотной опекой защитников, на высоких скоростях и т. д.
В начале обучения игроки разбиваются на пары и выполняют на месте наиболее простые и часто применяемые передачи: двумя руками от груди, одной рукой от плеча, от головы, а затем уже переходят к более сложным, в частности к передачам мяча партнеру, находя щемуся в движении. При этом важно правильно определить скорость передвижения партнера и своевременно дать ему пас с определенной силой. Передача должна быть быстрой, направ лена в ту точку площадки, где к этому времени окажется партнер. Освоив это упражнение, можно приступить к передачам мяча друг другу на ходу. Все передачи выполняют не на прямых, а на согнутых в коленях ногах.
Важнейшим моментом обучения передачам и их совершенствования является правило, требующее от игрока стремления передать мяч открывшемуся, т. е. освободившемуся от опеки защитника и ‘вышедшему на свободное место партнеру. Большую ответственность за потерю мяча при передаче несет игрок, сделавший передачу. На этом следует акцентировать внимание юных баскетболистов. Ловкость, расчет, периферическое зрение, решительность — вот те основные качества, которые характеризуют игрока высокого класса в передачах. А поскольку точность передач тесно связана с ловлей мяча, то эти приемы разучивают одно временно, в едином процессе тренировки.
Ловля мяча — это, по сути дела, исходное положение для всех последующих элементов игры, в том числе и передач. Стойка баскетбо листа в момент ловли: ноги согнуты в коленях,
спина прямая, голова поднята. Руки вытянуты вперед, кисти с разведенными пальцами образуют как бы воронку размером несколько большим, чем нужно для обхвата мяча. Мяч попадает на кончики пальцев и лишь затем на ладони. При этом руки сгибаются амортизи рующим движением, гасящим скорость полета мяча.
Наиболее надежна и проста ловля мяча двумя руками. Техника ее описана выше. Следует лишь добавить, что игрок меняет высоту стойки в зависимости от высоты полета мяча. Чтобы поймать мяч, летящий высоко над головой, нужно прыгнуть и резко вынести вверх руки с развернутыми кистями. В тот момент, когда мяч коснулся пальцев, кисти сближаются, поворачиваются внутрь и обхватывают мяч, а руки, сгибаясь в локтях, опускаются и при тягивают мяч к туловищу.
При ловле мяча одной рукой игрок останавли вает его дальней от защитника рукой с широко разведенными, но расслабленными пальцами. Второй рукой он подхватывает мяч, чтобы контролировать его уже двумя руками. Для быстрой передачи мяч ловят одной рукой, без поддержки другой, используя амортизиру ющее движение как замах для последующей передачи. После ловли надо укрыть мяч от соперника, защищая его разведенными локтями. Рассмотрим различные виды передач мяча в баскетболе.
Передача двумя руками от груди позволяет быстро и точно направить мяч на близкое расстояние. Игрок держит мяч двумя руками перед грудью, пальцы расставлены, большие пальцы направлены назад и слегка вверх, как бы указывая друг на друга, локти близко к туловищу, туловище наклонено вперед. Мяч выпускают из рук быстрым взрывным движе нием кистей, пальцев и локтей, придавая ему нужное вращение. Одновременно с передачей игрок может сделать шаг вперед.
Передача двумя руками сверху (над головой) применяется из любой точки при позиционном нападении. Игроки задней линии часто поль зуются ею, чтобы передать мяч центровому. Применяют ее и высокорослые игроки, получив высокую передачу, если хотят быстро вернуть мяч или отдать выходящему на скорости партнеру, Кисти удерживают мяч сбоку, немного сзади, пальцами вверх, а большие пальцы сзади направлены друг к другу. Мяч поднимают точно вверх, а не назад, за голову, локти слегка согнуты, выпускают мяч быстром, хлест ким движением кистей и пальцев с одновре менным небольшим шагом вперед.
Передача одной рукой от плеча — это наи более распространенный способ передачи мяча на любое расстояние с минимальным временем для замаха и хорошим контролем за мячом.
Руку с мячом отводят к плечу и сразу же выпрямляют с одновременным захлестывающим движением кисти и поворотом туловища. Дополн ительное движение кисти в момент вылета мяча позволяет игроку изменить направление и траекторию полета.
Передача с отскоком от пола. Это наиболее эффективный способ передачи мяча центро вому, когда его плотно опекают. Используют ее в заключительной фазе быстрого прорыва при обыгрывании защитника либо когда надо дать короткую обратную передачу игроку, выхо дящему к щиту.
Передача похожа на пас двумя руками от груди. Мяч ударяется об пол в точке, отстоящей от передающего на 2/3 дистанции до принимающего, и должен отскочить к нему на удобной для ловли высоте, лучше всего на уровне пояса. При передачах на короткие расстояния вращение мячу придавать не надо. А вот при расстоянии более 5 м вращение повышает скорость полета мяча. Техника вращения: ладони сдвинуты выше по мячу, заключи тельное движение кистей резкое, руки как бы сопровождают мяч ладонями вниз.
Передача крюком — это длинная передача иг року, убегающему в быстрый прорыв под щит соперника. Удобна она и в тех случаях, когда защитник оказывает давление на пере дающего с одной стороны, а другая остается вне опасности. Выполняется маховым движе нием почти выпрямленной либо согнутой в локте руки. Мяч выпускается высоко вверх хлестким движением кисти и пальцев. Вторая рука помогает выносу мяча, а локоть ее защищает передающего от защитника. Можно выполнять такую передачу и в прыжке, но это значительно сложнее. Выпрыгнув, игрок должен успеть отдать мяч партнеру прежде, чем опустится на пол. Разучивать передачу крюком следует как правой, так и левой рукой.
Передачу за спиной мы все чаще видим в матчах команд мастеров. Передача сложна, особенно когда ее выполняют в движении. Нелегка она и для приема, почему и чревата потерями мяча. Однако в ситуациях «два нападающих против одного защитника» она весьма эффективна. Поэтому, освоив более простые и надежные передачи, надо попробовать овладеть и ею.
Передачи можно совершенствовать и без партнера. С помощью ударов о стенку также можно осваивать любые способы передач: и стоя на месте, и передвигаясь вперед, назад, в стороны. Чем больше расстояние от стены, тем с большей силой посылают мяч, чтобы он возвращался в точке, удобной для ловли. При этом надо следить за стойкой: ноги согнуты и не закрепощены. Если мяч после передачи в стенку не долетит обратно, следует подойти поближе, сохраняя правильную технику выполни, 1-;я передачи.
Для выработки точности передачи надо нарисовать на стенке несколько кругов (по прямой, ломаной линии либо по окружности) и посылать мя ч в них. Расположение кругов можно менять на каждой тренировке, также как и последовательн ость передач, например 1—3— 5; 2 —4—6 и т.д. Это заставит занимающихся быть более собранными и поможет им быстрее ориентироваться, особенно при увеличении темпа передач. Передачи у стенки развивают и координацию движений, если выполнять их с дополнительными поворотами, прыжками, финтами.
Полезно тренироваться и у ребристой стенки, поскольку отскоки мяча тут непредвиденны и это заставляет игрока быть предельно собранным. Необходимость разгадывать направление полета мяча после отскока развивает быстроту реакции.
Упражнения с набивными мячами выполняют в группах, парах и индивидуально. Вот некоторые из них.
Броски, толчки мяча вверх и ловля его стоя, в прыжке, после разворота, сидя.
Передачи мяча из правой руки в левую за спиной, из левой руки в правую перед собой не касаясь туловища.
И.п. мяч за спиной. Наклоняясь вперед,
бросить мяч вверх и поймать.
И.п. стоя спиной к партнеру. Прогибаясь,
броски мяча через голову.
И.п.— то же, ноги врозь. Наклоняясь впе ред, броски мяча между ногами.
Лежа на спине. Броски мяча из-за головы.
То же, но бросок выполнять, наклоняясь вперед.
Передачи мяча двумя руками от груди, снизу, сбоку, из-за спины, из-за головы.
То же на бегу (в эстафетах «Встречная передача», «Передача по кругу»).
Развивают силу рук упражнения на тренаже рах, с гантелями, штангой, сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине. Для укрепления кистей рук эффективны упражнения с теннисными мячами (сжимание-разжи мание) и утяжеление кистей специальными манжетами.
Контролировать прирост силы рук удобно тестированием. Можно устроить и соревнования по различным силовым упражнениям.
В учебно-тренировочный процесс надо непре менно включать упражнения, направленные на совершенствование техники передач. Вот наи более распространенные из них, доступные для начального периода обучения.
Игроки строятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 5—6 м. Дистанция между игроками в шеренге 2—3 м. По команде учителя ребята выполняют передачи двумя рука ми от груди, стоя на месте или с шагом вперед. Учитель может менять задания: способы пе редач, расстояние между игроками, а также вводить различные элементы:
а) передачи с применением финта;
б) передачи со сменой положений: опусти ться на одно колено, на оба, сесть, лечь, затем проделать то же в обратном порядке;
в) передачи в движении с перемещением вперед, назад, в стороны в радиусе 1—2 шагов;
г) передачи в прыжке;
д) выполняя передачу, баскетболист следует за мячом и занимает место партнера в проти воположной шеренге. Принявший мяч ведет его на исходную позицию партнера, делает передачу и движется вслед за мячом.
Для усложнения передач в парах можно включать в упражнения третьего партнера, кото рый будет мешать точному пасу, стараться перехватить или отбить мяч.
Передачи мяча в парах в движении с броском. Игроки строятся в колонну по две перед лицевой линией площадки. По сигналу учителя игроки первой пары начинают продвигаться к противоположному щиту, передавая мяч друг другу. После того как первая пара игроков пройдет ближайшую линию штрафного броска, упражнение начинает следующая пара.
Передачи в тройках в движении с броском. Игроки строятся тройками перед лицевой линией площадки (средний несколько сзади) и начинают движение к противоположному щиту, переда вая мяч друг другу. Первую передачу делает средний игрок, ему мяч и возвращают, он передает мяч другому, а тот снова возвра щает ему передачу и т. д.
Передачи в движении по кругу. 5—6 или более баскетболистов образуют круг и распола гаются в 3—3,5 м друг от друга. После этого они начинают движение по кругу, соблюдая установленную дистанцию и переда вая мяч впереди бегущему. По сигналу учителя игроки движутся в обратном направлении. Мож но менять расстояние между игроками, пользо ваться 2—4 мячами.
Передачи при встречном передвижении игро ков. Баскетболисты строятся в две колонны напротив друг друга по диагонали площадки, как показано на рис. 1, и быстро движутся навстречу друг другу, передавая мяч на раз ной высоте: над головой, на уровне плеч, пояса, пола. Игрок А делает передачу выбе гающему навстречу игроку Б, а сам зани мает место в конце другой колонны. Игрок Б ловит мяч в движении и передает его также выбежавшему навстречу игроку В. После пере дачи игрок может выполнить поворот на 360°, как это показано на рис. 1.
«Охотник». 5—6 баскетболистов строятся по внешней стороне круга, как показано на рис. 2. В кругу стоит еще один игрок — охотник. Игроки передают мяч друг другу, а охотник пытается отбить или перехватить его. Игрок, потерявший мяч, меняется местами с охотни ком. Игру можно проводить и с двумя охот никами, увеличив размеры круга.
Упражнения с двумя мячами. 5 игроков рас полагаются на площадке в расстановке 2+3 с центровым на линии штрафного броска, как пока зано на рис. 3, и выполняют следующие, задания:
1. Оба игрока задней линии (3 и 4) имеют по мячу. Стоящий слева (3) передает мяч центровому 1, который быстро отдает его правому нападающему 5.
2. В момент, когда центровой выполнил передачу, игрок 4, стоящий справа, незамедлит ельно отдает ему свой мяч, а центровой быстро передает его левому нападающему 2.
3. Нападающие сразу же передают мяч назад ближайшему из игроков задней л инии, а те продолжают передачи мяча центровому.
Хотя эти упражнения специально для центро вых, они помогают совершенствовать передачи всем остальным игрокам. Желательно, чтобы каждому игроку была предоставлена возможность выступить в роли защитника, нападаю щего и центрового, выполняя передачи различ ными способами.
Прыжки через скакалку с передачей мяча.
Упражнение направлено на развитие координации движений и периферического зрения баскет болистов. Два игрока с мячами становятся по разные стороны от скакалки, которую вращает невысоко над полом третий игрок. Остальные игроки, стоя в колонне по одному, поочеред но прыгают через скакалку, одновременно с этим ловя мяч то от одного, то от другого баскетболиста и тут же возвращая ему мяч. Если игрок задел скакалку, он меняется местами с тем, кто ее вращает, а если не поймал мяч, то с тем, кто выполнял пере дачу.
Передачи на внимание. 6 — 7 игроков образуют круг, и им выдается 3 мяча. Каждый передает мяч свободному партнеру и в случае необ ходимости выполняет финты, чтобы избежать передачи двух мячей одному игроку. Не разрешается передавать мяч баскетболистам, стоя щим рядом с пасующим.
Два игрока, два мяча. Игроки в парах пере дают мячи друг другу, используя различные способы передач.
Три игрока, два мяча. Трое баскетболистов располагаются по треугольнику. У двух из них мячи, и они по очереди передают их третьему. Поймав мяч, тот стремится как можно быстрее вернуть его тому, от кого получил. Темп передач можно менять в зависимости от подго товленности занимающихся.
Пять против пяти. Игра проходит на половине площадки, без бросков по кольцу. Игроки делятся на две команды по 5 человек. Задача команды, владеющей мячом,— как можно доль ше удержать его, передавая друг другу. Баскет болисты действуют по принципу личной защиты, т. е. каждый игрок опекает определенного соперника. Тренер следит за соблюдением пра вил игры и в случае нарушений передает мяч другой команде. Во время передач тренер или игроки, владеющие мячом, громко отсчитывают количество сделанных передач. Команда, выполнившая наибольшее количество передач, становится победителем.
Для увеличения темпа можно ввести условие, запрещающее ведение мяча. Это упражнение заставляет игроков больше двигаться, пра вильнее выбирать удобное место, открыва ться для приема мяча, а игрока, владеющего мячом, искать наиболее рациональные способы передач.
В заключение несколько советов по технике ловли и передачи мяча:
1. Получая мяч, надо двигаться ему навстречу.
2. Мяч следует держать чуть выше пояса, стараясь послать его мимо защитника, а не над ним.
Активные движения запястья и пальцев рук придают необходимую в передачах хлесткость броска.
Укрывая мяч, не надо вытягивать руки с мячом.
Большинство передач следует направлять выше пояса — примерно на уровне груди.
Такую передачу легче принять.
Прежде чем выполнить передачу, нужно сделать обманное движение, чтобы на него среагировал соперник, пытающийся перехватить мяч.
Пасующий должен высоко держать голову для увеличения поля периферийного зрения, что, в свою очередь, важно для успешной ловли и пе редачи мяча.
Ноги, всегда слегка согнутые в коленях, не должны быть напряжены, баскетболист не должен быть закрепощен.
Передачи должны быть быстрыми, точными, своевременными, но не слишком резкими.
10. Необходимо уметь получать и переда вать мяч одним движением.
Следует избегать поперечных, навесных и мягких передач — их легко перехватывают соперники.
Передачу партнеру делают только в том случае, если он готов ее принять.
Принимая мяч, надо следить за его поле том, всегда ожидать пас и быть готовым к ловле мяча.
При передаче правой рукой левую ногу выдвигают вперед, и наоборот при передаче левой рукой вперед выносится правая нога.
Следует показывать партнеру руками ме сто, наиболее удобное для приема мяча.
16. Необходимо как можно реже отдавать мяч игроку, находящемуся в непосредственной близости к боковой линии, в углу площадки.
Техника владения мячом
Техника владения мячом включает следующие приемы техники: ловлю, передачи, ведение и броски мяча в кольцо.
При ловле мяча в движении с намерением тут же выполнить передачу или бросок в корзину применяют так называемую двухшажную технику. Если игрок хочет сразу после ловли на бегу сделать передачу или бросок (предположим, правой рукой), то он должен поймать мяч, слегка напрыгивая на него, в тот момент, когда уже выполнен толчок левой ногой, а правая вынесена вперед. Затем следует толчок правой ногой (первый шаг), толчок левой ногой (второй шаг) и передача или бросок мяча рукой в прыжке. Если же игрок сразу же после ловли в движении собирается выполнить остановку двумя шагами так, чтобы осевой осталась левая нога, он должен стараться поймать мяч в тот момент, когда уже выполнен толчок правой ногой, а левая вынесена вперед. Затем следует первый тормозящий шаг левой ногой, второй стопорящий шаг правой и остановка, дающая возможность выполнять повороты на левой, осевой ноге.
Ловля мяча двумя руками. Наиболее простым и в то же время надежным способом считается ловля мяча двумя руками.
Подготовительная фаза: если мяч приближается к игроку на уровне труди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, напряженными пальцами и кистями, образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча.
Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями). Сближая кисти, руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча.
Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.
Для того чтобы поймать мяч, летящий высоко над головой, нужно выпрыгнуть и руки с разведенными кистями резко вынести вверх (расстояние между большими пальцами не должно превышать нескольких сантиметров, остальные пальцы свободно разведены). В момент, когда мяч коснется пальцев, кисти сближают, поворачивают внутрь и крепко обхватывают ими мяч, а руки, сгибая в локтевых суставах, опускают и притягивают мяч к туловищу.
При ловле низко летящего мяча руки опускают, кисти и пальцы образуют как бы раскрытую чашу (расстояние между мизинцами обеих рук не должно превышать несколько сантиметров).
При борьбе за мяч, опускающийся на площадку, не следует ждать, пока он отскочит на удобную для ловли высоту. Нужно двигаться навстречу, ловить его в начальный момент отскока. Игрок делает выпад к мячу, быстро наклоняет туловище вперед, руки опускает вперед вниз, кисти подводит к мячу с внешних сторон, но не сверху. Захватив мяч, он сразу же выпрямляется и подтягивает его к себе.
Ловля мяча одной рукой. Когда обстановка не позволяет дотянуться до летящего мяча и поймать его двумя руками, следует ловить его одной рукой.
Подготовительная фаза: игрок вытягивает руку таким образом, чтобы пересечь траекторию полета мяча (кисть и пальцы не напряжены).
Основная фаза: как только мяч коснется пальцев, руку нужно отвести назад-вниз, как бы продолжая этим движением полет мяча (амортизационное движение). Этому движению помогает небольшой поворот туловища в сторону ловящей руки.
Завершающая фаза: мяч нужно поддержать одной рукой, затем крепко обхватить двумя руками так, чтобы быть готовым немедленно действовать дальше.
Высоко летящий мяч ловят одной рукой в прыжке с небольшим прогибанием туловища, быстрым снижением мяча, поддержкой другой рукой и подтягиванием к туловищу. Поймав мяч, игрок немедленно принимает положение равновесия, раздвинутыми локтями предохраняя от попыток соперника выбить мяч из рук.
Список использованной литературы:
Какие основные приёмы в баскетболе?
Для победы в игре нужно набрать как можно больше очков, забрасывая мяч в корзину соперника. Сам матч состоит из 4 периодов или таймов по 10 минут.
За мяч, заброшенный с разных позиций, можно получить разное количество очков. Когда бросок был штрафным, то команда получает одно очко, если игрок попал в корзину из зоны двухочковых бросков — два, из зоны трехочковых — три.
С какого приёма начинается игра в баскетбол
К основным правилам игры в баскетбол относят:
Важно! В баскетболе нет понятия «ничья». Если команды набрали одинаковое количество очков, то судья назначает пятиминутный дополнительный период или овертайм. Он продолжает назначать их до тех пор, пока не определится победитель.
В начале матча судья подбрасывает мяч вверх между двумя игроками из разных команд. Название этого приема «разыгрывание спорного мяча». Два баскетболиста становятся в центральном круге, каждый в своём полукруге.
Основы нападения
Нападение — часть игры в баскетбол, в течение которой команда набирает основное количество очков. Тактики нападения в баскетболе две: позиционная и быстрая. Принципиальная разница между ними заключается в скорости проведения атаки.
Быстрое нападение — стремительный перевод мячика в зону противника и моментальная атака с возможностью одной-двух быстрых передач. Этой технике отдают предпочтение либо при значительном отставании по очкам, либо при ярко выраженных индивидуальных достоинствах.
Позиционное нападение — неторопливый перевод мячика в зону соперника с использованием различных техник, тактик, комбинаций. Обычно, в течение всей игры атаки бывают позиционными. Однако тренер команды может намеренно изменить тип нападения в любой момент. Этот неожиданный приём не даёт команде-противнику собраться и провести хорошую защиту.
Стойка баскетболиста в нападении — оптимальное состояние всех частей тела, которое помогает в нужную минуту среагировать соответствующим образом. Она помогает быстро и эффективно начать атакующие действия, так как соблюдение правильной стойки сохраняет нападающему равновесие.
Также нападающему в стойке удобнее быстро маневрировать без мяча и с ним. Выделяются два типа стойки: готовности (основная) и стойка игрока, владеющего мячом.
Игрок расставляет ноги на ширину плеч и несильно выставляет вперёд правую или левую ногу. Нога, находящаяся спереди, смотрит носком вперёд, в то время как та, что находится сзади, развёрнута в сторону.
При этой стойке баскетболист сгибает колени, распределяя массу тела равномерно на обе стопы. Позвоночник держится прямо, туловище немного наклонено вперёд. Таким образом, игрок занимает устойчивое положение, твёрдо удерживая равновесие. Кисти рук при этом типе стойки располагаются на уровне груди.
Стойка игрока, владеющего мячом
Ходьба
Ходьба чаще всего используется при смене позиций. Однако это может быть и способ передвижения — игрок передвигается на полусогнутых ногах. В любой момент он может выполнить быстрый рывок или прыжок. Необходимо следить за тем, чтобы движения были лёгкими, пружинящими.
Бег — основной способ передвижения во время игры. Баскетболист способен бегать лицом и спиной вперёд, боком, приставным шагом, удерживая своё внимание и взгляд на происходящем на поле. Хороший игрок всегда в состоянии «видеть поле».
Особенности бега в баскетболе: нога игрока во время бега словно перекатывается с пятки на носок. Важно уметь выполнять рывок — ускорение, которое позволит освободиться от атаки соперника, занять удобную позицию для паса, принять участие в быстром нападении.
Рывок
Рывок бывает двух видов: коротким (на пару метров) и длинным.
В баскетболе важно иметь преимущество в скорости. Благодаря ему выполняются быстрые прорывы, превосходство при нападении и защите. Баскетболисты постоянно тренируются для повышения собственной скорости, выполняя разного рода упражнения.
Сложность увеличивается от одного к другому (можно начать с бега под уклоном, а впоследствии перейти на бег в гору). Однако, какой бы тип тренировки ни был — облегчённый или усложнённый — важно выполнять все задания на предельной скорости.
Прыжки
По статистике, баскетболист за игру выполняет около 140 прыжков как с места, так и с разбега.
Прыжок с места, выполняется благодаря толчку двумя ногами за счёт их разгибания и энергичного движения туловища и рук вперёд и вверх. Особое внимание стоит уделить приземлению после прыжка — оно должно быть мягким и осторожным, иначе есть большой риск получить вывих.
Важно! Под щитом, когда ведётся борьба за отскочивший мячик, отпрыгивают ровно вверх, не отклоняясь в стороны.
Остановка
Остановки выполняются либо прыжком, либо двумя шагами. При прыжке игрок невысоко подпрыгивает по ходу движения. Отталкиваясь ногой, подпрыгивает, а потом либо приземляется на две ноги одновременно, либо на одну с приседанием. При другом типе остановок пользуются двухшажным ритмом.
Он лежит в большинстве приёмов, которые выполняются в движении как с мячом, так и без него. После остановки игрок быстро переходит на другой приём: бег, рывок.
Поворот
Повороты выполняют как на месте, так и в движении с мячом и без. Сфера их использования широка (уход от соперника, укрытие мяча и проч.).
Повороты бывают двух видов: вперёд и назад. Игрок отталкивается одной ногой и переставляет её в нужном направлении. Опорная нога не отрывается от пола, туловище поворачивается в сторону, обе ноги согнуты. Заканчивая поворот в одну сторону, игрок быстро разворачивается в другую.
Технические приемы владения мячом
Каждый баскетболист должен овладеть техническими приемами игры с мячом.
Ловля
Ловля — приём, благодаря которому игрок может завладеть мячом. К снаряду, обычно, протягиваются прямые руки с широко растопыренными пальцами и направленными друг к другу большими пальцами.
Ловля — основной элемент при выполнении последующего ведения, передач или бросков. В случае если планируется пас, то игрок должен видеть место и человека, к которому он направит мячик после ловли периферическим зрением.
Передача
Скорость выполнения этого приёма зависит от правильного распределения силы при приёме мяча, а также при передаче. Справка. Совершая передачу, игрок должен «видеть поле» и сделать всё, чтобы его пас был неожиданным для соперника.
Ведение
К типам ведения относят:
Низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок снаряда от пола).
Используя этот приём, игрок повышает шансы вывести мячик из неудобного для него положения, а также для обыгрывания защитника под щитом.
Высокое скоростное ведение (отскок мяча от пола — к груди). Этот тип приёма поможет провести быструю атаку или при ведении мяча вдали от корзины.
Бросок
Бросок и попадания мяча в корзину — главная цель игры. Обычно броски со средних и дальних дистанций выполняют более сильной рукой. Если же бросок надо выполнить у корзины, то игрок должен суметь сделать это как левой, так и правой рукой.
Броски бывают разных типов: штрафной, бросок с трёх шагов, бросок в прыжке и слем-данк.
Техника защиты
Защита является одним из самых важных технических приемов в баскетболе.
Стойки защитника
Защитная стойка — та стойка, при которой эффективнее всего не подпускать соперника к корзине. Защитная стойка игрока трансформируется в зависимости от того, кому принадлежит мяч, с какой стороны корзины подходит соперник и проч.
К вариантам защитной стойки относят:
Высокая, средняя и низкая стойки имеют принципиальное различие в глубине посадки защищающегося игрока. При высокой — колени баскетболиста слегка согнуты, при средней — колени сгибаются больше, при низкой — посадка ещё ниже. Каждый игрок обязан владеть всеми видами защитных стоек.
Передвижения
В этом случае баскетболист передвигается на полусогнутых ногах без подпрыгиваний и бега. Первый шаг обычный, второй — скользящий. Ноги не скрещиваются, опорная располагается позади толчковой, это помогает повышать скорость движения.
Выполняется защитником, которому необходимо переместиться по площадке на небольшом расстоянии. Шаг-скачок удобен для быстрой смены позиции или для преграждения пути нападающему.
Защитник, опираясь на полусогнутые ноги, переносит массу тела на ногу, близкую к началу движения и энергично отталкивается в сторону; выполняет перекрёстное движение другой ногой. По приземлении выставляется толчковая нога.
Вырывание мяча, когда его лучше совершать
Вырывание мяча возможно только в том случае, если нападающий невнимательно следит за снарядом. Этот приём лучше всего совершить при опускании мяча после его захвата, а также в том случае, если ведение, которое вёл игрок, прервалось, и он обернулся спиной к корзине.
Перехват
Перехват мяча при передаче
Мяч легко перехватить, если нападающий ждёт передачи и стоит на месте. В этом случае мячик ловится в прыжке после рывка.
Однако нападающий может выйти навстречу мячу, и защитнику в самые короткие сроки необходимо опередить соперника.
Защитник ограждает мячик плечом и руками, при этом избегая столкновения. Он отстраняется в сторону, проходя вплотную к нападающему.
Важно! После захвата мяча необходимо перейти на ведение. В противном случае нужно будет выполнить пробежку.
Перехват снаряда при ведении
Чтобы перехватить мяч баскетболист занимает позицию, отрезающую нападающего от его команды. Перехваты выполняются чаще всего у задней линии команды (лёгкими форвардами, защитником и разыгрывающим защитником).
Накрывание и отбивание
Накрывание мяча при броске выполняется спереди, сзади и сбоку от нападающего. Отбивание мяча при броске — способ блокировки мяча. Принципиальной разницей при выполнении этих двух приёмов является контакт кисти защитника с поверхностью мяча.
Отбивание возможно в том случае, когда мяч уже в броске, но он ещё не достиг высшей точки своей траектории. Движением кисти защитник направляет мяч в нужную ему сторону.
Взятие отскока
Борьба за отскочивший мяч — один из самых важных элементов игры. Обычно мяч отскакивает от корзины не больше чем на три метра, поэтому защитник преграждает путь своему сопернику.
Защитник, удерживая нападающего как можно дальше от щита, следит за мячом и определяет траекторию его дальнейшего полёта. При этом защитник оттесняет нападающего и перемещается в средней стойке.
К упражнениям, повышающим ловкость, смело относят повороты, ловлю мяча, передачу, перехват, накрывание и отбивание, а также борьбу за отскочивший мяч. Баскетбол — спортивная игра, укрепляющая здоровье. Быстро научиться играть, можно путём соблюдения основных средств и методов обучения.
Сюда относят вспомогательные упражнения: на развитие ловкости и скорости. И основные — применяющиеся в спортивных играх, направленные на освоение техники и тактики игры.