лизавета ивановна заинтересовалась германном так как он
Образ и характеристика Германна в рассказе Пиковая дама Пушкина сочинение
Описание героя. Главный герой произведения А.С.Пушкина «Пиковая дама» — Герман. Это молодой, интеллигентный, образованный человек. По специальности он военный инженер. Вопреки наличию хорошей профессии, Герман является гражданином со средним достатком. Он не может позволить себе лишних трат и довольствуется малым.
Отец Германа — обрусевший немец, который не оставил сыну богатого наследства.Его друзья, привыкшие к большим растратам, живут исключительно в своё удовольствие и частенько посмеиваются над рациональными тратами Германа. Герой желает поправить свое финансовое положение, и найти возможность обогатиться.
По характеру Герман игрок и авантюрист, однако, до откровения Томского, никогда ранее не сидел за игральным столом. Стремление к быстрому обогащению и страстная натура авантюриста с подвигнут героя к глупому поступку.
Герман — человек, который постоянно чем-то интересуется и увлекается. В попытках улучшить своё финансовое положение, Герман пытается узнать секрет трех карт, которые приблизят его к мечте. Он не может более думать ни о чем, им движет азарт и алчность. Эти пагубные черты характера в конечном итоге губят Германа. Решив, во что бы то ни было, разузнать тайну трех карт, герой пускается во все тяжкие: соблазняет молодую девушку, к которой не испытывает ни малейшего влечения и даже угрожает пожилой женщине. Последняя, к слову, умирает от страха, но это не очень заботит героя. Герман становится одержимым: его навязчивая идея фикс не позволяет герою трезво смотреть на окружающий и мир и адекватно мыслить.
Судьба героя трагична, так как он в итоге сходит с ума. Молодой инженер хотел просто быть счастливым и богатым человеком. Он мечтал тратить деньги по желанию, не ущемлять себя ни в чем, жить беззаботно, как его друзья. Однако его методы достижения счастья оказались непродуктивными, потому как циничность, безжалостность, чрезмерный азарт и алчность ни к чему хорошему не приводят.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Графа в повести Выстрел↑ ПушкинОбраз и характеристика Дуни в повести Станционный смотритель →
Главные герои
Германн
Графиня Анна Федотовна
Лизавета Ивановна
Томский, внук старой графини
Презентация на тему: Пиковая Дама. Характеристика Германа
Описание слайда: Впрочем, голос совести еще раз заговорит в Г. — спустя три дня после роковой ночи, во время отпевания невольно убитой им старухи. Он решит попросить у нее прощения — но даже тут будет действовать из соображений моральной выгоды, а не из собственно моральных соображений. Усопшая может иметь вредное влияние на его жизнь — и лучше мысленно покаяться перед ней, чтобы избавиться от этого влияния.И тут автор, который последовательно меняет литературную прописку своего героя (в первой главе он — потенциальный персонаж авантюрного романа; во второй — герой фантастической повести в духе Э.-Т.-А. Гофмана; в третьей
действующее лицо повести социально-бытовой, сюжет которой постепенно возвращается к своим авантюрным истокам), вновь резко «переключает» тональность повествования. Риторические клише из поминальной проповеди молодого архиерея («ангел смерти обрел ее бодрствующую в помышлениях благих и в ожидании жениха полунощного») сами собой накладываются на события страшной ночи. В Г., этом «ангеле смерти» и «полунощном женихе» вдруг проступают пародийные черты; его образ продолжает мельчать, снижаться; он словно тает на глазах у читателя. И даже «месть» мертвой старухи, повергающая героя в обморок, способна вызвать улыбку у читателя: она «насмешливо взглянула на него, прищурившись одним глазом».Исторический анекдот о трех картах, подробное бытоописа-ние, фантастика — все спутывается, покрывается флером иронии и двусмысленности, так что ни герой, ни читатель уже не в силах разобрать: действительно ли мертвая старуха, шаркая тапочками, вся в белом, является Г. той же ночью? Или это следствие нервного пароксизма и выпитого вина? Что такое три карты, названные ею, — «тройка, семерка, туз» — потусторонняя тайна чисел, которым Г. подчинен с того момента, как решил завладеть секретом карт, или простая прогрессия, которую Г. давным-давно сам для себя вывел («я утрою, усемерю капитал. »; то есть — стану тузом)? И чем объясняется обещание мертвой графини простить своего невольного убийцу, если тот женится на бедной воспитаннице, до которой при жизни ей не было никакого дела? Тем ли, что старуху заставила «подобреть» неведомая сила, пославшая ее к Г., или тем, что в его заболевающем сознании звучат все те же отголоски совести, что некогда просыпались в нем при звуке Лизиных шагов? На эти вопросы нет и не может быть ответа; сам того не замечая, Г. попал в «промежуточное» пространство, где законы разума уже не действуют, а власть иррационального начала еще не всесильна; он — на пути к сумасшествию.
Второстепенные персонажи
Граф Сен-Жермен
Чаплицкий
В повести “Пиковая дама” герои подобраны Пушкиным с искусством настоящего ювелира художественного слова. Все они, за исключением одного, живут богатой светской жизнью. Центральный же персонаж – Германн – относится к среднему классу, он яростно желает разбогатеть. Молодой человек готов предложить старой графине стать её любовником, жажда денег побеждает разум и здравый смысл. Характеристика персонажей и анализ произведения могут быть полезны для читательского дневника, подготовки к сочинению.
Проблемы
Проблематика богата, но мы перечислим только основные проблемы:
Известные арии и номера
Внешние аудиофайлы | |
Поют участники петербургской премьеры «Пиковой дамы» | |
Ария Германа «Прости, небесное созданье» в исполнении Николая Фигнера (запись 1901 г.) | |
Ариозо Лизы «Ax, истомилась я горем» в исполнении Медеи Мей-Фигнер (запись 1901 г.) |
Из первого действия —
Из второго действия —
Из третьего действия —
История создания
Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина на сцене Мариинского театра, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. С 1885 года от имени дирекции театров велись переговоры о создании оперы на этот сюжет с несколькими людьми, в том числе, с композиторами А. А. Вилламовым и Н. С. Кленовским, а также либреттистами И. В. Шпажинским и В. А. Кандауровым. В октябре 1887 года состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским, которому было предложено написать музыку на этот сюжет, однако композитор решительно отказался, в частности, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». С начала 1888 года за составление либретто на этот сюжет (для Кленовского) взялся Модест Ильич Чайковский, который писал об этом своему брату Петру Ильичу в письме от 7 февраля 1888 года:
Отношение Чайковского к этому сюжету изменилось в конце 1889 года, когда во время репетиций его балета «Спящая красавица» в Мариинском театре возобновились переговоры по поводу будущей оперы. В письме к Ю. П. Шпажинской от 26 января 1890 года Чайковский отмечал:
…я мало-помалу начал чувствовать неотложную потребность заняться в виде отдыха своим настоящим делом, т. е. сочинением. А тут, как нарочно, И. А. Всеволожский усиленно стал просить меня заняться сочинением оперы на сюжет Пиковой дамы. Либретто было уже прежде того сделано ни кем иным, как моим братом Модестом Я его прочел, оно мне понравилось, и вот в один прекрасный день я решил бросить все, т. е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать[2]. |
19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс её создания шёл необычайно быстро: клавираусцуг оперы был закончен 6 апреля, а к 8 июня того же года была завершена вся партитура. В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером, тенором, который должен был исполнять главную роль в опере, Чайковский вставил в седьмую картину застольную песню (арию) Германа, и сделал новую редакцию его предсмертного ариозо.
Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.
Киевская премьера «Пиковой дамы» состоялась 31 декабря 1890 года (дирижёр Иосиф Прибик), а московская, в Большом театре, — 4 ноября 1891 года (дирижёр Ипполит Альтани). Постепенно опера вошла в репертуар многих театров Европы и Америки:
Чему учит произведение?
Автор хотел научить своих читателей тому, что вне зависимости от ситуации нужно сохранять чистые помыслы. Ведь важнее всегда то, что у тебя в душе, а не то количество материальных благ, которыми ты владеешь. Поиски постоянной наживы и выгоды очерняют человека изнутри, не предоставляя ему ничего взамен. Вывод прост: нужно обогащаться духовно и интеллектуально, тогда и деньги, и уважение придут сами собой.
Также автор заложил мораль, которая была бы полезна и ему самому: нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. Баловень судьбы так и останется в глазах людей выскочкой, и никто не будет действительно уважать его, ибо не за что.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Заметки о прозе Пушкина
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Заметки о прозе Пушкина
Последние издания сочинений Пушкина дают нам сводку всего того нового, что сделано в расшифровке пушкинских текстов.
Нового сделано много, в частности иначе сейчас выглядит пушкинская проза.
Появление черновиков и планов, тщательная расшифровка набросков неосуществленных вещей позволяют нам увидеть прозу Пушкина в процессе ее развития.
К сожалению, новые издания не вызвали ряда теоретических статей, которых они заслуживают.
Изучение Пушкина у нас часто заменяется работами по датировке его произведений.
История сменяется хронологией.
Мне пришлось близко видеть работу Маяковского, видеть, что такое поэтическая заготовка, узнать, как долго живет поэтический образ до окончательного его воплощения, и мне кажется, что датировать можно только рукопись, а не стихотворение.
Можно подумать сейчас, что наши пушкинисты стоят на точке зрения Шопенгауэра, по мнению которого историк должен распределять факты только по времени их совершения, а не по их содержанию.
Таким образом в научно-исторической работе своей наши пушкинисты должны считаться последовательными пессимистами…
Текстологические работы, текстологические радости не всегда похожи на те ощущения, с которыми созданы вещи.
Документ дает иллюзию точности и однопланности своего содержания.
В книге своей «Архаисты и новаторы» Юрий Тынянов показал многопланность пушкинской лирики.
Литературные произведения создаются не из слов, а из мыслей и понятий.
Пушкин расширял воздействие своих стихов, увеличивал их смысловую значимость, вызывая словами целый ряд ассоциаций, которые осмысливались читателем неоднократно.
Пушкин начал свою поэтическую работу, пользуясь в стихах закрепленными и по-своему широкими образами – мифами классической литературы.
Сады, в которых гулял Пушкин, были полны статуями и памятниками.
Эмблемы истории и мифологии жили в стихах Пушкина.
Его вещи были написаны в эпоху торжества басни.
В его эпоху помолодел и стал злободневным жанр Крылова.
Пушкин работал намеком в «Евгении Онегине», в «Путешествии в Арзрум».
Пушкинистский документализм, текстология невольно сужают Пушкина.
Они делают его вновь подцензурным, между тем Пушкин шел вместе со своим народом, а не вместе со своими соседями по имению.
Я попытаюсь в своей работе показать пушкинскую прозу.
Работа моя ничего не исчерпает.
Я не удивлюсь, если в ней будут ошибки.
Мне грустно видеть так мало писателей вокруг имени Пушкина.
Пушкин жил и умирал не среди библиографов.
На прошлых юбилеях спорили Достоевский, Тургенев.
Несколько лет тому назад о Пушкине писали Блок, Брюсов и Маяковский.
Я не вижу современных поэтов, не вижу прозаиков в живой работе вокруг Пушкина.
Беллетристам отведена биография, но настоящая биография Пушкина – его стихи.
Пушкин – наш современник: его, как человека будущего, воспринимал Гоголь, который говорил, что Пушкин – это русский человек в конечном его развитии.
Пушкин был писателем демократическим.
На письма он отвечал.
Мне кажется, что о нем имеют право писать даже те, которые занимались историей литературы, а не пушкинизмом.
Пушкинизм в некоторых частях своих напоминает мне суды, описанные Диккенсом.
Как известно, английское законодательство все основано на прецедентах.
Чрезвычайно трудно овладеть всей этой суммой справок, нигде не сведенных и обычно противоречивых.
О трех книгах, из которых Пушкин брал песенные эпиграфы для «Капитанской дочки», написано около 20 статей и заметок.
Первоисточник здесь проще и интересней.
Цусима, которую потерпели наши пушкинисты, объясняется неправильностью их работ, отрывом работы над писателем от литературной жизни.
Сама по себе работа над текстами, конечно, нужна, но ведь и она еще не сделана, особенно не сделана в прозе.
Скучно в диккенсовском судилище, дела в нем идут медленно, как академические издания, и во время прохождения дела оказывается, что весь капитал уже истрачен на судебные пошлины.
А ведь сейчас у нас юбилей не пушкинизма, а Пушкина.
Поэтому я собираю в книгу свои статьи о Пушкине. Это статьи беллетриста и журналиста.
Не надо думать, что самый главный Пушкин – это Пушкин, вновь напечатанный.
Вновь найденные поэмы Пушкина любопытны.
А вновь предлагаемые способы чтения старых стихов сужают поэта, меняют его читательскую судьбу, отнимают что-то от нас.
Я говорю об оде «Вольность», которую называют также «Свобода».
Заметка, которую вы читаете, это еще предисловие.
Прежде чем приступить к статье, я должен оправдаться. Я попытаюсь в ней защищаться чужими дли меня методами, потому что я хочу быть понятным и теми людьми, которые сейчас толкуют по-новому Пушкина.
Поэтому, прежде всего, я напоминаю им о том, что для Пушкина имя Наполеона было связано не только с именем Петра, но и с именем Робеспьера.
Я скажу наперед, что Пушкин к концу своей жизни связывал еще три имени – Петр, Разин, Пугачев.
Теперь будем говорить об оде «Вольность».
В своих воспоминаниях Ф. Ф. Вигель так описывает создание этого стихотворения:
«Из людей, которые были старее его, всего чаще посещал Пушкин братьев Тургеневых. Они жили на Фонтанке, прямо против Михайловского замка, что ныне Инженерный, и к ним, то есть к меньшому, Николаю, собирались нередко высокоумные молодые вольнодумцы. Кто-то из них, смотря в открытое окно на пустой, тогда забвению брошенный дворец, шутя предложил Пушкину написать на него стихи. Он по матери происходил от араба, генерала Ганнибала, и гибкостью членов, быстротой телодвижений несколько походил на негров и на человекоподобных жителей Африки. С этим проворством вдруг вскочил он на большой длинный стол, стоявший перед окном, растянулся на нем, схватил перо и бумагу и со смехом принялся писать. Стихи были хороши, но не превосходны… Окончив, он показал их, и, не знаю почему, назвал их одой на «Свободу». Об этом экспромте скоро забыли, и сомневаюсь, чтоб он много ходил по рукам. Ничего другого в либеральном духе Пушкин не писал еще тогда» («Воспоминании Вигеля», т. III, M., 1866, стр. 84).
Ода была записана Пушкиным при допросе, и на беловом автографе он поставил на ней дату 1817 г.
Восьмая строфа этой оды особенно знаменита:
(А. С. Пушкин, Полное собрание сочинений в шести томах, 3-е изд., Госуд. изд. «Художественная литература», М. – Л., 1935, т. I, стр. 292.)
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Идея и история создания Пушкиным «Пиковой дамы»
Повесть «Пиковая дама» в пушкинской прозе занимает особое место. В отличие от иных его реалистических произведений, в «Пиковой даме» присутствуют астральные [3] силы, оказывающие влияние на судьбу человека. Тема судьбы и случая интересовали Пушкина, который считал, что ум человека может, исходя из общего хода вещей, делать «глубокие предположения, часто оправданные временем», но он не способен предвидеть случая, являющегося «мощным и мгновенным орудием провидения». К тому же поэт, не по слухам, а по личному опыту познал страсть к карточной игре, столь популярной в его время. Карты являлись своеобразным инструментарием в игре с судьбой, с их помощью гадали, стараясь предугадать будущее.
После публикации в 1834 г. повести в журнале «Библиотека для чтения», она получила множество положительных отзывов и стала настолько популярной, что игроки предпочитали делать ставки на магическую комбинацию: «тройку, семерку, туз». В своем дневнике Пушкин записал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде».
Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа
Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позже повесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.
Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.
В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста [4] Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.
Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.
После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя дома ее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.
Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает карту и делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая.
Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.
Система образов в «Пиковой даме». Образ Германна
Суть проблемы человека и судьбы. Смысл символических и фантастических образов
Центральный герой повести «Пиковая дама» Германн посиживает ночи в компании игроков, но сам карт в руки не берет, хотя в душе страстный игрок. Ему нравилось следить за игрой других картежников, пытаясь разгадать систему выигрыша. Сам он не позволял себе рисковать деньгами, вел весьма скромный образ жизни, имея небольшой капитал и живя на скромное жалование. Он одержим манией обогащения.
Своими жизненными козырными картами Германн считал «расчет, умеренность и аккуратность». Он человек рациональный, не верящий в торжество случая. В рассказе Томского его убедила не столько история выигрыша графини, сколько ее повторение с Чаплицким, которому был открыт секрет. Однократный выигрыш мог быть случайностью, повторение случайностей становится закономерностью. Но расчетливый Германн просчитался самым зловещим образом. Думая, что желанная тайна послужит его целям, он сам очутился во власти этой тайны. Молодой человек не замечает собственную зависимость, которая начинает проявляться в его мыслях, поступках и снах.
Стоящий под окнами Лизаветы Ивановны Германн представляется ей героем из романа: лицо прячет в бобровый воротник, черные глаза его сверкают, бледные щеки вспыхивают румянцем. Томский, рассказывая Лизе о Германне, заметил, что тот обладает «лицом истинно романическим», с «профилем Наполеона» и «душой Мефистофеля».
Добившись свидания и получив в письме от Лизы подробное описание дома, он проникает в покои старой графини, пытаясь узнать желанный секрет. В своих убеждениях он приводит графине массу аргументов: от возможности его осчастливить, как человека бережливого и достойного, до готовности принять на свою душу ее грехи, но почитать «как святыню». Поняв, что старуха скончалась, Германн идет в комнатушку Лизы для объяснения,но не любовного, ведь в этом больше нет нужды. Лиза понимает, что в основе поступков ее «романического» героя была страсть, но не к ней, а к деньгам, которых «алкала его душа». В образе Германна Пушкин впервые показал зарождающийся буржуазный мир с измельчавшими страстишками, которым управляют деньги. Хотя в облике героя есть наполеоновские и демонические черты, его зло мелко, он просто хочет разбогатеть, думая бухгалтерским способом просчитать судьбу.
Даже решив покаяться на отпевании старухи за то, что стал виновником ее смерти, он делает это из боязни, что дух покойницы способен дурно повлиять на его жизнь. Склонившись над гробом старухи, ему чудится ее недобрая усмешка, и он теряет сознание. От пережитого нервного потрясения и выпитого вина ночью ему является то ли наяву, то ли во сне призрак старухи и сообщает заветные карты: «тройка, семерка, туз», обещая свое прощение, если он женится на ее воспитаннице. После этого Германном полностью овладела игра разума с судьбой, всюду преследовала «идея фикс [6] » трех карт, названия которых шевелились на его губах. Все, что его окружало, напоминало эти карты, в которые он стал вкладывать смысл символических образов. Статная девушка представлялась ему как «червонная тройка», пузатого мужчину он сравнивал с «тузом», если его спрашивали о времени, то отвечал: «Без пяти минут семерка». В фантастических образах тревожных снов «туз» ему кажется пауком, «семерка» готическими воротами, «тройка» – пышным цветком.
Решив подать в отставку и уехать за границу, Германн ищет подходящего случая для игры, но случай сам его находит, избавляя от лишних хлопот. С появлением в Петербурге крупного игрока Чекалинского решается его участь. Во время игры Германн по-прежнему сдержан и расчетлив, уверен, что владеет «закономерностью» случая. Соблюдая наставления старухи, он ставит за вечер только одну карту, выигрывает два раза подряд. Удивительно, что старуха его не обманула: выиграли все три карты. Закономерность была доказана. Но Германн сам неосторожно «обдернулся», поставив даму вместо туза. А значит, доказана и непредсказуемая власть случая. Его капитал, «утроенный, усемеренный» за два вечера до 94 тысяч, достается «тузу» Чекалинскому. У Германна остается в руках только «пиковая дама», с прищуренным глазом повторившая усмешку покойницы графини. Двусмысленно звучат слова Чекалинского, обращенные к проигравшему сопернику: «Дама ваша убита». Они, означающие на языке картежников результат игры, представляют также выражение, относящееся к реальному, хотя и невольному убийству старухи.
Лизавета Ивановна живет в доме своей «благодетельницы» на униженном положении. Вынужденная сопровождать свою хозяйку на прогулках и балах, она не могла не понимать своего жалкого положения в «большом свете». Несмотря на то, что она была миловиднее многих ее ровесниц, успехом она не пользовалась, кавалеры крутились около богатых невест. Это задевало ее самолюбие. Молодые люди ее приглашали только тогда, когда не было пары, дамы замечали, лишь когда им требовалась помощь. Но она ждала, что когда-нибудь появится ее «избавитель». Не имея возможности «достойного» знакомства, она стала обращать внимание на военного инженера под своими окнами, со временем отвечать на его любовные письма. Став невольной соучастницей Германна, она после злополучного свидания понимает его истинные намерения. Но в отличие от ее расчетливого несостоявшегося возлюбленного, она устроила свою судьбу, удачно вышла замуж, хотя при своем положении не могла рассчитывать на счастливый брак.
Образ Петербурга. Роль эпилога
В «Пиковой даме» Пушкиным впервые был представлен образ Петербурга как города абсурда, в котором стираются грани между реальностью и фантастикой. Северная столица показана не как центр культуры государства, а как место, в котором опошляются моральные принципы, мельчают чувства, мысли и поступки. Петербург с его «ненастными днями», «долгими зимними ночами» изображен как город игроков, занимающихся «делом», готовых поставить на карту все ради низменных желаний и целей.
Петербург, словно невидимый призрак или видение, подчиняет своей власти жителей. В «Пиковой даме» встречаются якобы «случайные» моменты, связанные с городом. Так, Германн, блуждая по Петербургу, погруженный в свои мысли о тайне графини, «случайно» очутился у дома «старинной архитектуры» на одной из центральных улиц и узнает, что это ее особняк. Его привело к этому дому какой-то «неведомой силой». Город, враждебный человеку, делает его жизнь призрачной, нелепой, наполненной фальшью, корыстью, лишает его ума. Отрытая Пушкиным тема Петербурга будет продолжена в творчестве Гоголя, Достоевского и др.
Заключение. Нравственные уроки повести «Пиковая дама»
Пушкин, затронув в повести тему случая и судьбы, на первый взгляд, пытается найти ответ на вопрос: «Может ли человек с помощью тайного знания управлять своей жизнью?» Но неизвестно, является ли комбинация карт магией, или она всего лишь плод больного воображения героя. Важнее, что никакими мистическими таинствами нельзя изменить алчного и пошлого человека. Судьба посмеялась над малодушным ничтожеством героя, отняв не только деньги, честь, но и рассудок.
В повести поднимаются проблемы взаимоотношений людей, роль денег в их жизни. Жажда денег разрушает психику главного героя, он готов ради них идти на обман, лицемерие, ложь, угрозы, даже убийство. Теша себя иллюзией, что деньги помогут обрести независимость, сам попадает в зависимость от навязчивой идеи быстрого обогащения. Так, человеческая судьба становится за игральным столом самой ничтожной и мелкой ставкой.
Словарь
1. Сен-Жермен – популярный в конце XVIII в. общественный деятель во Франции, прославившийся своими увлечениями алхимией и оккультными науками.
2. Интерпретация – истолкование смысла чего-либо на основе собственного понимания.
3. Астральный – мистический, потусторонний.
4. Оккультист – человек, изучающий мистические учения.
5. Ассигнации – ценные бумаги, бумажные деньги.
6. Идея фикс – маниакальная, навязчивая идея.
7. Ротмистр – офицерское звание, капитан.
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Пиковая дама», 1982