лепщик реставратор что делает

Есть такая профессия…Реставратор

лепщик реставратор что делает

Юрий Дергачёв – реставратор по дереву с 40-летним стажем, работал более 30 лет во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, сейчас – в Государственном музее архитектуры имени В.А. Щусева.

Почему вы выбрали эту профессию? Как пришли к этому? Реставратор: путь был осознанным или так получилось?

Я получил художественное образование (Прим. автора – Калининское художественное училище, теперь это Колледж дизайна и декоративного искусства им. С. Г. Строганова), а оно наиболее близко к этой профессии. Однако эта специальность менее творческая, чем художник. Возможно, я пошел по упрощенному пути. Стал реставратором совершенно случайно. Позвонили, предложили, в то время была проблема с поиском работы, и я согласился. Думал, что это на время, а оказалось, что практически на всю жизнь.

лепщик реставратор что делает

Какое образование необходимо реставратору? Должен ли реставратор уметь рисовать?

В советское время такого профильного образования не было, да и сейчас тоже. До сих пор обучение реставраторов очень неорганизованно. Конечно, важно иметь художественное и/или искусствоведческое образование. Всё зависит от материала, с которым работаешь. Если живопись, то, конечно, человек обязательно должен быть живописцем.

С чего начинается процесс реставрации? Как определяют, что именно нужно восстанавливать?

Если работаешь в музее, то реставрация начинается с задания, которое дают хранители на реставрационном совете. Реставратор заранее смотрит экспонат, думает, стоит ли его брать, сможет ли он с этим справиться. Затем реставратор какое-то время его изучает, представляет план работы, выбирает материалы.

Сколько времени уходит на реставрацию? От чего это зависит?

Всё зависит от сложности экспоната и поставленной задачи. Реставрация может длиться годами, с перерывом или без. Но бывает и очень быстро: тогда это не реставрация, а консервация. Такой вид наиболее характерен для западных реставрационных школ. Они получают предмет не разрушенным, в хорошем состоянии и могут действовать в соответствии с Венецианской хартией реставраторов, принятой в 1964 г. У нас другая ситуация: нередко мы получаем предметы в ужасном состоянии из-за определенных исторических событий: революции, войны. В России, к сожалению, плохие условия хранения экспонатов даже сейчас: не соблюдается температурно-влажностный режим, не хватает места.

лепщик реставратор что делает

Приходилось ли реставрировать то, что не нравилось?

Чаще всего так и бывает, потому что дается задание. Как правило, реставрируют те экспонаты, которые идут на выставку. Поэтому не всегда это бывает интересно.

Часто ли во время реставрации портят предметы? Приходилось ли вам исправлять чужие ошибки?

На мой взгляд, всё, что у нас реставрируется, не то что портится, скорее, переделывается. С экспонатом надо работать деликатно, чтобы не было заметно следов реставрации. А чаще всего получается «новодел», когда реставратор демонстрирует свое умение, из-за этого исчезает первоначальный облик. Реставратор пытается конкурировать с автором. Такой подход недопустим. Наша реставрация пока что находится в недоразвитом состоянии.

Чужие ошибки приходится исправлять часто. Экспонаты нередко побывали в руках у каких-то умельцев. Это самые сложные вещи: чужие ошибки очень трудно исправлять, особенно если это была не реставрация, а ремонт, по сути.

Если картина (икона) включает несколько слоёв, как решают, какой оставить?

Картины очень редко бывают многослойными, иконы – чаще. Тогда проводят экспертизу и смотрят. Раньше была технология, когда слои снимали и сохраняли. Но при таком подходе происходит деформация изображения. Сейчас снятие слоев делают очень деликатно. Если это шедевр, то устраняют более поздние слои. Раньше было принято поновлять, переписывать церковные иконы, и каждый последующий слой менее ценный. Если экспертиза показывает, что за 2-3 слоями находится что-то раннее и выдающееся, слои убирают. Но это решается не сразу, постепенно, расчищают сначала небольшие фрагменты. Это очень непростое решение.

Какой самый дорогой предмет, который вам довелось реставрировать?

Сложно вспомнить и оценить… Был у меня западноевропейский шкаф XVIII века времен барокко из частной коллекции. Наверно, это самый старинный предмет, с которым я работал. Интересно, что во время его жизни постоянно что-то доделывали, и отпечатки переделки сохранились – такое в мебели встречается достаточно часто.

Есть ли новаторские подходы в реставрации или в основном классическая школа доминирует?

В Росси доминирует классическая школа. Она более самодеятельная, каждый реставратор имеет свои приоритеты, привычные методы. Мы несколько закрыты от остального мира. Возможно, только в некоторых музеях, таких как Эрмитаж, приветствуются новаторские подходы. Для этого нужны современные мастерские и оборудование. Для сравнения можно открыть немецкий реставрационный каталог, и всё становится понятно, какие материалы, инструменты и методы они используют. Мы далеко от них. Возможно, мы хорошие ремесленники, но ещё недостаточно развитые реставраторы. Реставрация – это наука, а наука требует всегда передовых методов. Пока мы наблюдаем за этим со стороны. Наши специалисты не проходят стажировки за границей, а было бы очень полезно. Для этого нужны и деньги, и воля руководителей, чтобы отпустить людей учиться, а потом приобретать всё необходимое для работы.

Расскажите про самый известный и самый интересный экспонат в вашей жизни.

Очень сложно сказать, какой из экспонатов был самым известным. А вот интересный – это когда происходит что-то неожиданное. Самый яркий пример – золотой Камергерский ключ, который был найден в обшивке при реставрации кресла из Спасского-Лутовиново. Он был спрятан, скорее всего, после революции и обнаружен почти через 100 лет. Сейчас он представлен в экспозиции усадьбы. (Прим. автора – подробнее об этом в статье «Современная реставрация: секреты и истории «второй жизни»)

На самом деле, каждый предмет по-своему интересен.

Вы можете определить подделку?

Подделку в живописи – нет, для этого нужна другая квалификация, определяют не только визуально, но производится и химический анализ. Подделок очень много, даже эксперты иногда ошибаются. В США, например, многие подделки таковыми и не считаются, их выставляют даже в крупных музеях и частных коллекциях. Да и в Европе часто встречаются подделки, все знают, но доказать и сознаться не могут.

Что касается мебели, определить подделку тоже непросто. Часто это даже не подделка, а повтор. Например, предметы XVIII века повторяются в XIX и XX веках. Можно сказать, что это качественная подделка. Но, конечно, цена у таких экспонатов разная.

Никогда не было обидно, что имена реставраторов, как правило, остаются неизвестны для посетителей музеев?

Кстати, сейчас ситуация меняется. Рядом с описанием предмета дается информация о реставраторе. Лично для меня это совершенно не важно. Я не страдаю от болезненного честолюбия.

Источник

Глава XII. Ремонт и реставрация архитектурных лепных деталей

Реставрация лепных изделий включает в себя обширный комплекс работ. Здесь не только полный и тщательный ремонт всех лепных изделий, но и целый ряд предварительных работ: детальное изучение орнаментов и освобождение лепнины от последующих покрасок, чтобы полностью сохранить первоначальный декор и четкость рельефных изображений.

Реставрация лепного декора возможна в тех случаях, когда сохранились образцы всех его элементов. После тщательного осмотра и исследования сохранившихся, а также открытых в зондажах и шурфах элементов составляют их реестр по типам и делают разметку маяков-образцов в натуре несмываемыми знаками.

Под маяками-образцами подразумеваются элементы или части декора, полностью или максимально сохранившие свое первоначальное положение, форму, фактуру отделки, цвет и другие особенности. Отмеченный маяк-образец имеет значение эталона, которым пользуются при реставрации других аналогичных элементов декора. Маяк-образец нельзя ремонтировать или подвергать какому-либо другому виду обработки, он должен оставаться до окончания реставрационных работ в том виде, как он был обнаружен в момент начала работ.

Границы реставрации могут быть расширены, если есть дополнительные данные для восстановления утраченной лепнины. Например, известно, что при массовом строительстве в Москве в первой половине XIX в. широко использовали поступавшие в продажу гипсовые лепные детали, а иногда даже сложные многофигурные рельефы, которые изготовляли не по единичному заказу, а сразу в большом количестве копий. В этих случаях достаточно лишь небольших фрагментов лепнины, а иногда зарисовок, описаний, следов их внешних контуров и остатков крепления, чтобы восстановить типовую деталь, встречающуюся и в других постройках.

При реставрации лепного декора может встретиться случай, когда отдельные элементы не могут быть восстановлены на основе документальных данных. Если таких элементов немного и они имеют второстепенное значение в общей композиции, то можно использовать типичные детали с других зданий той же эпохи. Однако при этом восстанавливается их общая форма без стремления к точной ее имитации.

В тех случаях, когда нет полной уверенности в высококачественном выполнении восстанавливаемой детали или элемента (маяк-образец из-за своей изношенности не позволяет по нему восстановить первоначальную деталь), эти детали следует делать из временных, имитирующих материал подлинника, легко удаляемых материалов. Со временем при получении дополнительных сведений такие временные детали могут быть заменены деталями, отвечающими первоначальным не только по форме, но и по материалу.

Иногда утраченную деталь целесообразно временно не восстанавливать. Так, при реставрации дворца в Люблино в Москве некоторые из недостающих, неповторяющихся фигур лепных барельефов на фасадах из-за отсутствия данных не были восстановлены.

Известковую многослойную краску на гипсовых лепных деталях расчищают «всухую»: слегка поддетая царапками или металлическими лопаточками, она легко отходит от гипса, но чаще приходится расчищать и «всухую» и смачивать поверхность водой (брызгая кистью), так как краска не везде лежит равномерно.

Снимать краску вплоть до белого гипса не следует, так как можно снять проолифленный слой гипса, чем повредить форму детали. Поэтому расчистку приостанавливают, как только дошли до буроватого или темно-охристого слоя. Если деталь не олифили, а просто окрашивали, то доходят только до первоначального окрасочного слоя.

Масляную краску расчищать гораздо труднее, и часто приходится ограничиваться только расчисткой тех мест, которые искажают форму и деталировку лепного украшения.

Для удаления масляной краски можно применять отжигание ее паяльной лампой. Но это требует от мастера определенных навыков и большого внимания, так как легко перепечь гипс. Во избежание этого обжигаемый участок и места, окружающие его, смачивают водой. В процессе обжига краска пузырится и легко удаляется царапками.

С гипсовых деталей с помощью растворителей краску снимают только в тех случаях, когда она не покрыта трещинами, сквозь которые растворители могут проникнуть вглубь и разрушить гипс. Растворитель (карболовая кислота или раствор едкого натра с хлористым магнием), смешанный с древесными опилками, или смоченные им тряпки накладывают на поверхность детали. Краска размягчается, и ее с помощью царапок и ветоши снимают с поверхности детали.

После расчистки лепных деталей от краски видна картина их повреждений. Чаще всего пострадавшими оказываются швы соединения отдельных частей, обнаруживаются выбоины, поломки, трещины от действия влаги или огня.

Прежде всего закрепляют детали или их части, которые могут упасть. Для этого забивают дополнительные костыли, старые подбивают в стену, поржавевшую проволоку заменяют новой. Все швы и трещины расшивают для дальнейшего заполнения их гипсом. Размякший гипс вырезают, места обломов подготавливают для лепки на них утерянных частей. Для восстановления мелких недостающих деталей орнамента поврежденные места покрывают мелкой насечкой, затем разводят гипсовый раствор в ковше и, пока он еще жидкий, им покрывают места, подлежащие реставрации.

Оставшийся гипсовый раствор должен слегка загустеть, чтобы он удерживался на лопатке, а не стекал с нее. Поврежденную лепную деталь орнамента намазывают этим раствором, придают ей требуемую форму, а затем, пока гипсовый раствор не потерял своей мягкости, деталь окончательно обрабатывают. Контур орнамента обрезают острым ножом, делая его ясным и четким.

Недостающие лепные детали большого размера или выступающие от тела лепного украшения (например, свешивающиеся вниз головки верхних и нижних листьев капители, детали волюты) восстанавливают по сохранившейся детали с соседнего лепного украшения. Деталь тщательно расчищают, снимают с места установки; если требуется, реставрируют и с нее снимают эластичную форму (формопластовую или клеевую). Затем отливают детали в нужном количестве и укрепляют на те места, где они отсутствуют.

В реставрационной практике иногда приходится иметь дело с полностью разрушенным гипсом, который снаружи еще сохраняет форму благодаря слоям краски, но внутри превратился в рыхлую, пушистую массу. При этом рекомендуется снимать черновую форму, как это делается при снятии ее с глиняной модели. Из снятых форм «гипсовая пушонка» легко удаляется и вымывается водой.

Но в некоторых случаях без предварительного закрепления поверхности черновую форму снять не удается, так как при оплескивании наружный слой детали отваливается.

Одним из способов закрепления гипса является опрыскивание его из пульверизатора натуральной олифой, а затем через один-два дня шеллаковым спиртовым лаком, после чего также из пульверизатора производят опрыскивание смазкой.

При реставрационных работах бывают случаи, когда деталь находится в таком ветхом состоянии, что снимать ее с места установки не представляется возможным или она изготовлена из камня и вмонтирована в общую облицовку. В этих случаях снимают форму с детали, не трогая ее с места. Перед снятием формы гипсовую деталь очищают от краски, расчищают, ремонтируют, покрывают спиртовым лаком и смазкой.

В качестве примера рассмотрим снятие клеевой формы с розетки, укрепленной на потолке, способом, предложенным А. И. Шепелевым. Розетку расчищают, закрывают одним-двумя слоями бумаги, затем по бумаге накладывают слой 1,5. 2,5 см хорошо промятой скульптурной глины, поверхность глины хорошо уплотняют, прижимая ее к розетке. Чтобы глина не отпала, ее края плотно промазывают к потолку и в случае необходимости поддерживают временной опалубкой (куском фанеры, доски). Вокруг розетки потолок покрывают смазкой. Затем поверхность глины смазывают гипсовым раствором, делая тем самым кожух. Кромки кожуха выравнивают. После затвердения гипсового раствора контур кожуха обводят карандашом, отмечая его расположение на потолке. Затем гипсовый кожух снимают, его внутреннюю часть очищают и покрывают спиртовым лаком. Доверху наливают в него воду и накрывают им розетку, предварительно очищенную от глины и «бумаги. Лишняя вода выливается, а оставшаяся заполняет пространство между моделью розетки и кожухом. Снимают кожух с розетки и по оставшейся в нем воде определяют необходимое количество клея для изготовления формы.

В кожухе делают отметку уровня оставшейся воды. Розетку и кожух вытирают, просушивают и покрывают смазкой. На краях кожуха вырезают четыре отверстия, покрывают их лаком, затем смазкой и замазывают с наружной стороны глиной. В кожух наливают клей в уровень со сделанной отметкой, приставляют его к розетке, прижимают к потолку и укрепляют с помощью временной опалубки. Отверстия в кожухе, замазанные глиной, расчищают, чтобы через них вытекали излишки клея, который при застывании расширяется. После застывания клеевой формы кожух удаляют, а форму снимают с розетки. Изготовленную форму дубят и приступают к отливке изделий.

С модульона, который установлен на углу, образованном стеной и потолком, эластичную форму снимают следующим образом. Модель закрывают бумагой, затем накладывают на нее слой хорошо промятой глины и уплотняют ее. Вокруг модели потолок и стены покрывают смазкой. Намазывают на глину гипсовый раствор для создания кожуха. Наружные кромки кожуха выравнивают, подрезают ножом и обводят карандашом. Когда гипс затвердеет, кожух снимают и очищают его и модель от глины. Глину укладывают в ведро, плотно уминают и тем самым определяют ее объем, а следовательно, и необходимое количество клея (или формопласта) для изготовления формы. Затем глину вынимают, ведро вымывают, просушивают и покрывают смазкой. В ведро наливают приготовленный клей в объеме, несколько большем, чем было глины. На кромках кожуха делают сквозные отверстия, необходимые для выхода излишка клея, которые замазывают глиной. Кожух и модель покрывают спиртовым лаком, затем смазкой.

Чтобы гипсовый кожух легче скользил по стене при его надвигании на модель, стену с помощью кисти покрывают клеевым раствором или жидкоразведенной глиной. После этого кожух приставляют к стене ниже модели на 30-35 см, чтобы было удобнее залить клей в кожух, и заполняют кожух клеем, плотно прижимают его к стене и одновременно надвигают на модель, устанавливая по сделанной карандашом отметке. Кожух укрепляют с помощью опалубки и замазывают глиной места, где обнаружено протекание клея. После застывания клея или формопласта кожух удаляют и снимают с детали форму. Затем форму дубят, смазывают смазкой и отливают в ней необходимое число изделий.

Применяя один из описанных способов, можно снять клеевую форму с любой модели.

Плоские изделия для снятия формы тщательно очищают от слоев краски, заделывают все трещины и раковины, полностью исправляют рельеф, после чего покрывают смазкой. Затем на изделие накладывают толстый слой глины так, чтобы она проникла во все углубления рельефа. Глину накладывают постепенно снизу вверх, тщательно ее уплотняя. Когда глина полностью покроет все изделие, аккуратно ее снимают и укладывают на деревянный щит отпечатком изделия кверху. Если глиняный слепок частично поврежден, его восстанавливают, а затем заполняют гипсовым раствором. Затвердевший гипсовый раствор в глиняном слепке представляет собой форму готового изделия.

Источник

Профессия реставратор: Как освоить? Сколько зарабатывает специалист? Какие навыки нужны?

В задачи реставратора входит восстановление картин, памятников, скульптур и древних сооружений. Специалист должен сделать все для того, чтобы определенный предмет искусства сохранился в первоначальном виде. Не деформировался под воздействием внешних условий.

Мы расскажем об особенностях профессии реставратор.

Чем занимаются реставраторы?

лепщик реставратор что делает

Первоначально реставраторы были нужны только для того, чтобы защищать объекты культурного наследия от деформации. Помещать в соответствующие условия для долгосрочного хранения. Однако, теперь реставраторы занимаются разными направлениями деятельности. Они не только сохраняют различные объекты, но и пытаются воссоздать их. Предать первоначальный вид тем видам объектов, которые в следствии длительного промежутка времени утратили его.

Консервация

Реставраторы нашего времени занимаются консервацией объектов искусства. Они помещают картины, скульптуры и другие изделия в специальные условия. Чтобы они не деформировались под воздействием внешних факторов.

Для этого реставраторы применяют ряд методик:

И многое другое. Реставраторы прибегают к консервации очень часто. Они используют ее даже при работе с креплениями объектов. К примеру, со старинными гвоздями, которые скрепляют рамку картины. Если не законсервировать их должным образом, они могут деформироваться.

Реставрация

лепщик реставратор что делает

Реставраторам также предстоит заниматься восстановлением предметов искусства. Они должны будут восстановить их структуру. Сделать так, чтобы изделие вернуло свою первоначальную форму. А также не имело различных сколов. Царапин. Разрывов. И других повреждений.

Подростку предстоит выбрать направление реставрации

Универсальных реставраторов практически не существует. Человек, работающий в этом направлении, в обязательном порядке должен выбрать специализацию. Например, восстановление:

И многого другого. Подростку, выбравшему специальность «реставрация», предстоит сотрудничать с другими специалистами. Поскольку, когда им привозят объект для реставрации, он содержит в себе множество мелких элементов. В том числе, и тех, на которых специалист может не специализироваться.

Перед тем, как начать работу над историческим объектом, специалист его изучает

Реставрационные работы никогда не проводят наобум. Перед тем, как начать обрабатывать определенный исторический объект, реставраторы его изучают. Смотрят, при какой температуре он может храниться. Насколько сильно он поврежден. Из каких материалов изготовлен. Какие виды реставрации были проведены раньше. И многое другое.

После того, как реставратор проводит исследование, он должен продумать стратегию дальнейшего восстановления объекта. Постараться сделать все для того, чтобы вернуть ему былой вид. При этом, минимально вмешавшись в процесс.

Почему реставрация в России умирает?

лепщик реставратор что делает

Современные деятели искусства не до конца понимают, для чего нужна реставрация. Они не относятся к старинному зданию (например, восемнадцатого века), как к важнейшему памятнику архитектуры. Не понимают, почему его нужно немного подновить. А не снести и построить здание аналогичного вида, но из других материалов.

Безусловно, отреставрированное строение прослужит намного дольше. И будет смотреться более красиво. Однако, это уже не будет старинным памятником архитектуры. Это будет обычной имитацией. И величайшее культурное наследие страны будет утрачено.

Виды реставрации

Существует два основных вида реставрации. Научная и коммерческая. Давайте рассмотрим их.

Что такое научная реставрация?

В рамках научной реставрации, специалисту необходимо сохранить все элементы в том состоянии, которое у них было в самом начале. Если, например, от скульптуры отвалилась определенная деталь, то реставратор не может добавить свою. Поскольку в этом случае памятник архитектуры превратится в подделку.

Что такое коммерческая реставрация?

лепщик реставратор что делает

Коммерческая реставрация нужна для того, чтобы улучшить внешний вид предмета искусства. Придать ему былой лоск. И сделать все для того, чтобы изделие можно было продать подороже.

В качестве примера коммерческой реставрации приведем старинную мебель. Когда клиент привозит ее к специалистам, то просит не просто восстановить изделие. Но и сделать так, чтобы оно было прочным. Было готово к дальнейшему использованию.

Чтобы провести коммерческую реставрацию, специалисту предстоит провести огромную работу. Поменять внешний вид изделия. Сделать его каркас немного крепче. Поменять обивку. Покрасить изделие. При этом, не вмешавшись в целостность его структуры.

Благодаря этим действиям, подобные работы можно классифицировать, как ремонт.

Где работают реставраторы?

Реставраторы могут как заниматься собственным бизнесом, так и в различных учреждениях. В частности, в:

И других заведениях. В зависимости от того, частная мастерская или государственная, зарплата будет разниться. В целом, уровень дохода у реставраторов не высокий.

В среднем по России реставраторы получают от двадцати пяти до сорока тысяч рублей. В Москве специалисты с аналогичной профессией получают от тридцати до ста тысяч рублей.

Какими качествами должен обладать реставратор?

лепщик реставратор что делает

Также, реставратору предстоит учиться всю жизнь. Осваивать современные методики сохранения и восстановления изделий.

Какими знаниями и навыками должен обладать реставратор?

Реставратор должен в обязательном порядке обладать следующими навыками:

В рамках работы реставратором, тинейджер сможет увидеть величайшие работы мира

лепщик реставратор что делает

Самым главным преимуществом работы реставратора является уникальная возможность увидеть величайшие творения искусства. Речь идет и о памятниках архитектуры. И о картинах. И о скульптурах. И о различных старинных предметах.

При этом, их можно не просто увидеть. А потрогать на ощупь. Насладиться их величием и красотой, работая с ними.

Подросток, который любит искусство, обязательно оценит это преимущество. И с радостью будет работать по этому направлению.

Тинейджеру предстоит повышать свои навыки

Чтобы повысить навыки, подростку предстоит регулярно ездить на различные курсы повышения квалификации. Проходить множество стажировок. Ходить на семинары. А также посещать разнообразные конференции.

Также, подростку в обязательном порядке нужно знать английский язык. Он понадобится ему для того, чтобы читать специализированную литературу. Которая, зачастую, не имеет русского перевода.

Заключение

лепщик реставратор что делает

Зарплата у реставраторов не очень высокая. Однако, если устроиться в успешную частную компанию или открыть собственный бизнес, то можно зарабатывать большие деньги. В особенности, если заказов будет много.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *