лендлиз что такое кратко

Что такое Лендлиз и как за него расплачивались.

лендлиз что такое кратко

БМ-13 «Катюша» на шасси US 6 «Studebаker»

Что такое лендлиз?

Осенью 1940 года, юрисконсульты министерства финансов США обнаружили в архивах любопытный закон датированный 1892 годом, и принятый ещё при президенте Бенджамине Гаррисоне. В документе содержались такие строки: «когда по его усмотрению это будет в интересах государства, оно может сдавать в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна».

Меньше чем через год, 11 марта 1941 мир официально услышал о таком понятии как «ленд-лиз», то есть объединенных в одно, два английских слова: «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду. А уже 12 августа 1941 года первые партии грузов военного назначения из Англии морскими судами были отправлены в северные порты СССР.

Выглядело это просто – Советский Союз в результате нападения фашисткой Германии вынужден был эвакуировать из зоны боевых действий сотни производственных предприятий разных отраслей – танко-, авиа-, станкостроительной промышленности. И пока производство вооружений не будет налажено по новой, союзнику необходимо помочь – дать технику, в которой так нуждаются фронты. Союзник, в свою очередь, за поставленные товары должен расплатится – не сразу, а с отсрочкой.

лендлиз что такое кратко

P-39 «Аэрокобра» — самолет не простой в управлении, но весьма приличный по характеристикам. Александр Покрышкин летал на таком с 1943 г.

Споры относительно всего, что связано с ленд-лизом не утихают и сейчас – мол поставляли мало, не то, не вовремя, да ещё и денег просили, буквально выкручивая СССР руки. Противники этой версии, наоборот, доходчиво объясняют, что поставляли настолько много и хорошо, что не будь от заокеанских союзников помощи, для Советского союза все закончилось бы ещё в 1941…

Много ли дал СССР ленд-лиз?

На самом деле, обвинить союзников в том, что они «пожадничали» или взяли слишком дорого, сложно. Одни только условия контракта, содержащие в себе следующие пункты, ставят все на места:

Была и оговорка – все что после войны останется исправным или невостребованным, подлежит возврату. Нельзя сказать, что американцы работали в ущерб себе. Конечно приходилось потратится (сами они в 1945 г. оценивали затраты на ленд-лиз в 50,1 млрд долларов, из которых на долю СССР приходилось 11 млрд.), но взамен они получали два преимущества:

лендлиз что такое кратко

Поставлено в СССР было ни много ни мало, одних только автомобилей 477 785 штук (советская промышленность выпустила за годы войны 205 000 шт.), из которых 44 000 приходилось на «джипы» Willys MB и Ford GPW, а 152 000 на грузовики US 6 фирм Studebаker и RЕО, знаменитые «студебекеры». Все это добро снабжалось запчастями, схемами сборки и технической документацией. Именно это позволило Горьковскому автозаводу (ГАЗ) уже с ноября 1941 года заняться выпуском американских автомобилей на конвейерной основе, 50 из которых поступили в части уже в том же месяце.

Самолетов в общей сложности поставлено 18 659 штук, из них – истребителей: 13 981, бомбардировщиков: 3652, гидросамолетов — 206, разведчиков-корректировщиков — 19, транспортных самолетов — 719, учебно-тренировочных самолетов—82. Стоит отметить, что «союзные» поставки здорово выручили на начальном этапе войны, к примеру, в 1941 году число переданных СССР самолетов всех типов составило 10% от числа произведенных на предприятиях страны.

лендлиз что такое кратко

Знаменитый джип Виллис (Willys MB). По дорогам войны таких «бегало» почти в 10 раз больше, чем отечественных аналогов ГАЗ-64/67

Танков поставлено за 4 года с 1941 по 1945: 6 531 (Великобритания) и 10 953 (США). По танкам у советских экипажей было, пожалуй, больше всего нареканий, однако их общее количество практически равно тому, что было у Советского Союза по состоянию на 22 июня 1941 г. – настоящая стальная армада.

А ведь техника была не «сама по себе» — ко всему этому «добру» прилагалось тысячи и тысячи тонн боеприпасов, снаряжения, оборудования для сборки и ремонта. А добавьте к этому обмундирование, медикаменты, съестные припасы, шедшие из-за океана на нужды Советской армии… Нет, писать слово союзники в кавычках здесь просто несправедливо – объемы их помощи невозможно переоценить. Нельзя, конечно, говорить и о том, что исключительно «американские портянки» спасли СССР от военного поражения, но без этой помощи, победа была бы и не такой скорой, и куда более кровавой.

лендлиз что такое кратко

При этом, не стоит и переоценивать помощь союзников – всего вклад в победу СССР над Германией, историки и хозяйственники оценивают в 4% от общих затрат. Цифра эта скорее всего заниженная, но явно не на порядок.

Как оплачивали поставки по лендлизу

Куда же девались все эти сотни тысяч автомобилей и другой техники после войны? Все было по-честному – большую часть того, что уцелело вернули на «родину». Правда там эта видавшая виды техника нужна тоже уже не была, поэтому её утилизировали там же где принимали – на транспортных судах – давили прессами или попросту топили в океане.

Хотя формально СССР получил помощи на 11 млрд. долларов, согласно условий договора, утраченная в ходе войны техника оплате не подлежала. Оставалось договориться о сумме остатка, и тут стороны, начали резво тянуть одеяло на себя. Американцы настаивали на трети суммы, СССР – примерно на 1/10 от этой трети, т.е. примерно 300 млн.

лендлиз что такое кратко

«Додж три-четверти» с советской пушкой ЗИС-3

Спор затянулся на десятилетия – только в 1972 году с учетом изменений курсов и т.п., СССР признал за собой долг в 722 млн. долларов, но уже в следующем году в связи с давлением США на внешнюю торговлю СССР, последний вообще отказался что-либо оплачивать. По-новому, о старом заговорили уже после развала Советского Союза. Сумма была определена в 674 млн., и снова все заглохло на целое десятилетие, до тех пор, пока по инициативе Российской стороны (Россия – государство-правопреемник СССР) задолженность перед Парижским клубом (частью которой являлся и долг за ленд-лиз) не была полностью погашена в 2006 году.

источник: компиляция по материалам журнала «4×4»

Источник

Ленд-лиз. Мифы и реальность

лендлиз что такое кратко

История ленд-лиза мифологизирована как противниками советской власти, так и её сторонниками. Первые считают, что без военных поставок из США и Англии СССР не смог бы выиграть войну, вторые – что роль этих поставок совсем несущественна. Предлагаем вашему вниманию взвешенный взгляд на этот вопрос историка Павла Сутулина.

Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 “Грант” — 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”— 20 шт, тяжелых «Черчилль» — 301 шт., крейсерских «Кромвель» — 6 шт. Из Канады: «Валентайн» — 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков.

Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000 шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 — 96 шт., М3А1 “Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

Источник

Ленд-лиз: объемы поставок и значение для СССР

Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 г, и разрешил президенту предостав­лять вышеуказанные виды странам, чья «оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов». Расчет понят­ный: защитить себя руками других и максимально сохранить свои силы.

Поставки по ленд-лизу в 1939-45 гг. получали 42 страны, расходы США по ним составили свыше 46 млрд. долл. (13% всех во­енных расходов страны за Вторую мировую войну). Главный объем поставок (около 60%) пришелся на Британскую империю; на этом фоне доля СССР, на чью долю па­ла основная тяжесть войны, более чем показательна: чуть выше 1/3 от поставок Великобритании. Наибольшая часть остальных по­ставок пришлась на Францию и Китай.

Еще в Атлантической хартии, подписанной Рузвельтом и Чер­чиллем в августе 1941, говорилось о стремлении «снабдить СССР ма­ксимальным количеством тех ма­териалов, в которых он более все­го нуждается». Хотя соглашение с СССР о поставках Соединенные Штаты официально подписали 11.07.42, действие «Закона о ленд-лизе» указом президента было рас­пространено на СССР 07.11.41 (яв­но «к празднику»). Еще раньше, 01.10.41 в Москве было подписано соглашение Англии, США и СССР о взаимных поставках на срок до 30.06.42. Впоследствии такие сог­лашения (их назвали «Протокола­ми») продлевались ежегодно.

В нашей стране высоко ценят и чтят мужественный подвиг мо­ряков Британии и других союзных стран, участвовавших в про­водке и охране конвоев Северным путем.

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕНД-ЛИЗА ДЛЯ СССР

Но не всегда мы получали имен­но то, в чем особенно нуждались, и в оговоренные сроки (кроме не­избежных боевых потерь, тому бы­ли и другие причины). Так, в са­мый тяжелый для нас период (октябрь — декабрь 1941) в СССР было недопоставлено: самолетов — 131, танков – 513, танкеток – 270 и еще целый ряд грузов. За пе­риод с октября 1941 по конец июня 1942 (сроки 1-го Протокола) США выполнили свои обязатель­ства по: бомбардировщикам — ме­нее чем на 30%, истребителям — на 31%, средним танкам — на 32%, легким танкам – на 37%, грузови­кам – на 19,4% (16502 вместо 85 000)

ПОСТАВКИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ

Советский ас А.И. Покрышкин около своего истребителя «Аэрокобра»

Этот вид поставок, безусловно, имел первоочередное значение. Самолеты по ленд-лизу шли в ос­новном из США, хотя определен­ная часть (и немалая) поступила также из Великобритании. Ука­занные в таблице цифры могут не совпадать с другими источниками, но они весьма наглядно иллюст­рируют динамику и номенклатуру поставок авиатехники.

По своим летно-техническим характеристикам «ленд-лизовские» самолеты были далеко не равнозначны. Так. американский истребитель «Киттихок» и английский «Харрикейн», как отмечал в докладной Советскому Правительству Нар­ком авиапрома СССР А.И. Шахурин в сентябре 1941, «не являют­ся новейшими образцами амери­канской и английской техники»; в самом деле, они существенно ус­тупали немецким истребителям по скорости и вооружению. «Харри-кейн», к тому же, имел ненадеж­ный двигатель: из-за его отказа в бою погиб известный летчик-се­вероморец, дважды Герой Совет­ского Союза Б.Ф. Сафонов. Этот истребитель советские летчики откровенно назвали «летаюшим гробом».

Американский истреби­тель «Аэрокобра», на котором вое­вал трижды Герой Советского Со­юза А. И. Покрышкин, практиче­ски не уступал немецким Me-109 и ФВ-190 по скорости и имел мощное вооружение (37-мм авиа­пушку и 4 пулемета 12,7 мм), которые, по свидетельству Покрышкина, «разносили немецкие само­леты вдребезги». Но из-за просчетов в конструкции «Аэро­кобра», при сложных эволюциях в ходе боя, часто срывалась в трудновыводимый «плоский» штопор, деформацию фюзеляжа «Аэрокоб-Конечно, такой ас, как Покрышкин, блестяще справлялся с капризным самолетом, но среди рядовых летчиков было немало аварий и катастроф.

Советское правительство вынуждено было предъявить фирме-производите­лю («Белл») претензию, но та ее отвергла. Только когда в США был командирован наш летчик-испы­татель А.Кочетков, который над аэродромом фирмы и на глазах ее руководства продемонстрировал деформацию фюзеляжа «Аэрокобры» в районе хвостового оперения (сам он сумел выброситься с парашютом), фирме пришлось переработать конструкцию своей машины. Улучшенная модель истребителя, получившая марки­ровку П-63 «Кингкобра» стала по­ступать на завершающем этапе войны, в 1944-45, когда наша про­мышленность серийно производи­ла отличные истребители Як-3, Ла-5, Ла-7, по раду характеристик превосходившие американские.

Боевое применение и техниче­ская эксплуатация американской и английской авиатехники, разумеет­ся, доставили немало забот, но на­ши техники сравнительно быстро научились не только готовить «ино­странцев» к боевым вылетам, но и ремонтировать их. Более того, на части английских самолетов совет­ские специалисты сумели заменить их довольно слабые пулеметы кали­бра 7,71 мм на более мощное оте­чественное вооружение.

Уже в октябре 1942 под Сталин­град по АЛСИБу была перегнана первая группа американских бом­бардировщиков А-20 «Бостон». Са­молеты, изготовленные в США, не выдерживали жестоких сибирских морозов — лопались резиновые из­делия. Советское правительство срочно предоставило американцам рецептуру морозостойкой резины — только это спасло ситуацию.

С организацией доставки грузов морем через Южную Атлантику в район Персидского залива и соз­данием там сборочных авиамас­терских, самолеты стали перегонять с аэродромов Ирана и Ирака на Северный Кавказ. Южная авиатрасса также была непростой: горный рельеф, невыносимая жа­ра, песчаные бури. По ней был переправлен 31% самолетов, полученных от США.

По значению для боевых дейст­вий, по количеству и уровню ма­шин, танки, безусловно, занимали второе место в ленд-лизовских по­ставках. Речь идет именно о танках, поскольку поставки САУ бы­ли не очень значительны. И снова приходится отметить, что соответ­ствующие цифры колеблются в разных источниках весьма суще­ственно.

Словарь-справочник «Великая Отечественная война 1941 — 45» дает итоговое количе­ство полученных по ленд-лизу тан­ков – 10800 шт.

Новейшее издание «Россия и СССР в войнах и конфликтах XX века» (М, 2001) дает цифру 11900 танков, так же как и послед­нее издание «Великая Отечествен­ная война 1941-45» (М, 1999).

Итак, число танков по ленд-ли­зу составило около 12% общего ко­личества танков и САУ, поступив­ших в Красную армию в ходе вой­ны (109,1 тыс. шт.). Далее, при рассмотрении боевых характеристик ленд-лизовских танков, у некоторых, для кратко­сти, опущены численность экипа­жа и количество пулеметов.

Они составили большую часть первых партий бронетанковой техники по ленд-лизу (вместе с американскими танками серии М3 двух разновид­ностей). Это были боевые маши­ны, предназначенные для сопро­вождения пехоты.

Ин­дексом М3 почему-то обознача­лись сразу два американских тан­ка: легкий М3 — «генерал Стюарт» и средний М3 — «генерал Ли», он же «генерал Грант» (в обиходе — «Ли/Грант»).

Масса — 32 т, бронирование: лоб корпуса — 76 мм, лоб башни – 100 мм, борт — 58 мм, скорость — 45 км/ч, орудие — указано выше. 2 пулемета калибра 7,62 мм и зе­нитный 12,7 мм; экипаж — 5 че­ловек (как и у нашего модернизи­рованного Т-34-85).

Разведчики на английской танкетке «Брен-карриер»

К сфере ленд-лизовской броне­техники нужно отнести также 5000 американских бронетранспорте­ров (полугусеничных и колесных), которые использовались в Крас­ном армии, в том числе, и в каче­стве носителей различного воору­жения, особенно зенитного для ПВО стрелковых подразделений (своих БТР в годы Отечественной войны в СССР не выпускалось, делались лишь разведывательные броневики БА-64К)

Поставляемая в СССР автотехника по количеству превышала всю боевую не в разы, а на целый порядок: всего было получено 477785 автомашин пятидесяти моделей, изготовленных 26 авто­мобильными фирмами США, Ан­глии и Каналы.

В общем числе автомобилей бы­ло поставлено 152 тысячи грузо­виков «Студебеккер» марки US 6×4 и US 6×6, а также 50501 ко­мандирских автомобилей («джи­пов») моделей «Виллис» МР и «Форд» GPW; обязательно нужно упомянуть и мощные вездехо­ды «Додж-3/4» грузоподъемно­стью 3/4 т (откуда и цифра в мар­кировке). Эти модели были настоящими армейскими, наиболее приспособленными к фронтовой эксплуатации (как известно, у нас до начала 1950-х армейских автомобилей не производилось, в РККА использовались обычные народнохозяйственные автомашины ГАЗ-АА и ЗИС-5).

Поставки автомобилей по ленд-лизу, превысившие более чем в 1,5 раза собственное их производство в СССР в годы войны (265 тыс. шт.), безусловно, имели решаю­щее значение для резкого повы­шения мобильности Красной ар­мии в ходе масштабных операций 1943-1945 гг. Ведь за 1941-1942 гг. РККА лишилась 225 тыс. автомо­билей, которых и в мирное время недоставало наполовину.

Американские «Студебеккеры», с прочными металлическими кузовами, имевшими откидные ска­мьи и съемные брезентовые тенты, были одинаково пригодны для перевозки личного состава, и различных грузов. Обладая скоро­стными качествами на шоссе и высокой проходимостью на бездо­рожье, «Студебеккеры» US 6×6 хорошо работали и тягачами для различных артсистем.

Когда начались поставки «студе­беккеров», только на их вездеход­ном шасси стали монтироваться «катюши» БМ-13-Н, а с 1944 г. – БМ-31-12 для тяжелых реактив­ных снарядов М31. Нельзя не упомянуть и автопо­крышки, коих было поставлено 3606 тыс. — более 30% отечест­венного шинного производства. К этому нужно добавить и 103 тыс. т натурального каучука из «закромов» Британской империи, и снова вспомнить поставки бензина свет­лых фракций, который добавляли в наш, «родной» (что требовали мо­торы «Студебеккеров»).

ПРОЧАЯ ТЕХНИКА, СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ

Что касается средств связи, то из США было поставлено 35800 ра­диостанций, 5839 приемников и 348 локаторов, 422000 телефон­ных аппаратов и около миллиона километров полевого телефонно­го кабеля, что в основном и удов­летворило потребности Красной армии в период войны.

В работе советской оборонной промышленности в те годы по­ставки сырья, материалов и обо­рудования по ленд-лизу тоже зна­чили немало — ведь в 1941 г. в оккупированных районах остались крупные производственные мощ­ности по выплавке чугуна, стали, алюминия, производству взрывча­тых веществ и порохов. Поэтому поставка из США 328 тыс. т алю­миния (что превысило его собст­венное производство), поставки меди (80% от своей выплавки) и 822 тыс. т химпродуктов имели, конечно же, большое значение» как и поставки стального листа (наши «полуторки» и «трехтонки» делали в войну с деревянными ка­бинами именно из-за дефицита листовой стали) и артиллерийского пороха (использовался как до­бавка к отечественным). Ощутимое влияние на повышение техни­ческого уровня отечественного машиностроения оказали постав­ки высокопроизводительного обо­рудования: 38000 станков из США и 6500 из Великобритании еще долго работали и после войны.

Автоматическая зенитная пушка «Бофорс»

ПОСТАВКИ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ

Наиболее эффективными в своем классе были, конечно, американ­ские «Браунинги»: M1919A4 стави­лись на американские же БТРы, а крупнокалиберные М2 НВ в ос­новном применялись в составе зе­нитных установок, счетверенных (4 пулемета М2 НВ) и строенных (37-мм зенитная пушка «Кольт-Брау­нинг» и два М2 НВ). Эти установ­ки, смонтированные на ленд-лизовских бронетранспортерах, были весьма эффективными средствами ПВО стрелковых подразделений; испольювались они и для зенит­ной обороны некоторых объектов.

ИТОГИ И ОЦЕНКИ ЛЕНД-ЛИЗА

Долгое время советские исто­рики указывали лишь на то, что поставки по ленд-лизу состави­ли всего 4% от продукции оте­чественной промышленности и сельского хозяйства в годы войны. Правда, из представленных выше данных видно, что во мно­гих случаях важно учитывать и кон­кретную номенкла­туру образцов тех­ники, их качествен­ные показатели, своевременность доставки на фронт, их значимость и т.п.

В счет погашения поставок по ленд-лизу США получи­ли от союзных стран различных товаров и услуг на 7,3 млрд. долларов. СССР, в част­ности, отправил 300 тыс. т хромо­вой и 32 тыс. т марганцевой руды, а кроме того, платину, золото, пушнину и другие товары на об­щую сумму 2,2 млн. долл. Также СССР предоставил американцам ряд услуг, в частности, открыл свои северные порты, взял на себя частичное обеспечение войск союзников в Иране.

21.08.45 Соединенные Штаты Америки прекратили поставки по ленд-лизу в СССР. Советское пра­вительство обратилось к США с просьбой продолжить часть по­ставок на условиях предоставле­ния СССР кредита, но получило отказ. Наступала новая эпоха. Если большинству других стран долги по поставкам были списа­ны, то с Советским Союзом пере­говоры по этим вопросам велись в 1947 – 1948, 1951 – 1952 и в 1960 г.

Чтобы понять, что Сталин имел виду, говоря об «оплате кровью», следует процитировать выдержку из статьи профессора Канзасского университета Уилсона: «То, что Америка пережила во время войны, в корне отличается от испытаний, выпавших на долю её главных союзников. Только американцы могли назвать Вторую мировую войну «хорошей войной», поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и потребовала от подавляющего большинства населения слишком мало жертв…» И Сталин не собирался отнимать ресурсы у своей и так разоренной войной страны, чтобы отдать их потенциальному противнику по Третьей мировой.

Переговоры о погашении долгов по ленд-лизу во­зобновились в 1972 г., и 18.10.72 было под­писано соглашение о выплате Со­ветским Союзом 722 млн. долл., до 01.07.01. Было выплачено 48 млн. долл., однако после ввода американцами дискриминационной «поправки Джексона – Веника» СССР приостановил дальнейшие выплаты по ленд-лизу.

В 1990 г. на новых переговорах между президентами СССР и США был согласован окончательный срок погашения долга – 2030 г. Однако уже через год СССР распался, а долг был «переоформлен» на Россию. К 2003 г. он составлял около 100 млн. долл США. С учетом инфляции США вряд ли получат за свои поставки более 1% от их первоначальной стоимости.

(Материал подготовлен для сайта «Войны XX века» © http://war20.ru по статье Н. Аксенова, журнал «Оружие». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны XX века»)

В 1945 г. американцы не имели бомбардировщиков, способных нести атомные бомбы. Для этих целей было переоборудовано 15 тяжелых бомбардировщиков B-29, при этом с них пришлось снять все бронирование и оборонительное вооружение.

Источник

Правда о ленд-лизе: только факты

лендлиз что такое кратко

В вопросе ленд-лиза (с английского lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём — ред.) для СССР существует много тонкостей, в которых неплохо было бы разобраться — на основе исторических документов.

лендлиз что такое кратко

Не совсем безвозмездно

Сама схема ленд-лиза предусматривала выполнение страной-получателем ряда условий: 1) уничтоженные, утраченные или потерянные во время боевых действий материалы не подлежали оплате, а уцелевшее и пригодное для гражданских целей имущество следовало оплатить полностью или частично в порядке погашения долгосрочного кредита, выданного самими США; 2) сохранившиеся военные материалы могли оставаться у страны-получателя до тех пор, пока США не затребуют их назад; 3) в свою очередь, арендатор обязывался помогать Соединенным Штатам всеми имевшимися у него ресурсами и информацией.

Между прочим, и об этом тоже мало кто знает, закон о ленд-лизе обязывал страны, претендовавшие на американскую помощь, представлять США исчерпывающий финансовый отчет. Неслучайно министр финансов США Генри Моргентау-младший во время слушаний в сенатском комитете назвал это положение уникальным во всей мировой практике: «Впервые в истории одно государство, одно правительство предоставляет другому данные о своем финансовом положении».

Первоначальный срок поставок по ленд-лизу был установлен до 30 июня 1943 года, с дальнейшей ежегодной пролонгацией по мере необходимости. А первым администратором этого проекта Рузвельт назначил бывшего министра торговли, своего помощника Гарри Гопкинса.

И не только для СССР

Вопреки еще одному распространенному заблуждению, система ленд-лиза создавалась отнюдь не под СССР. Первыми военную помощь на основе особых арендных отношений (аналога оперативного лизинга) в конце мая 1940 года попросили англичане, поскольку фактический разгром Франции оставил Великобританию без военных союзников на европейском континенте.

Сами англичане, запросившие первоначально 40-50 «старых» эсминцев, предложили три схемы расчетов: безвозмездный дар, оплата наличными и лизинг. Однако премьер У.Черчилль был реалистом и прекрасно понимал, что ни первое, ни второе предложения энтузиазма у американцев не вызовут, поскольку воюющая Англия была фактически на грани банкротства. Поэтому президент Рузвельт быстро принял третий вариант, и в конце лета 1940 года сделка состоялась.

Сразу после подписания этой программы президентом Рузвельтом его советник и спецпредставитель Аверелл Гарриман вылетел в Лондон, а оттуда — в Москву, где 1 октября 1941 года нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов, британский министр запасов и снабжения лорд У.Э.Бивербрук и президентский спецпредставитель А.Гарриман подписали Первый (Московский) протокол, который положил начало распространению программы ленд-лиза на Советский Союз.

Затем, 11 июня 1942 года, в Вашингтоне было подписано «Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии», которое окончательно отрегулировало все принципиальные вопросы военно-технического и экономического сотрудничества двух главных участников «антигитлеровской коалиции». В целом, в соответствии с подписанными протоколами, все ленд-лизовские поставки в СССР традиционно делят на несколько этапов:

Пред ленд-лиз — с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 года (до подписания протокола); Первый протокол — с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941); Второй протокол — с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942); Третий протокол — с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943); Четвертый протокол — с 1 июля 1944 по 20 сентября 1945 (подписан 17 апреля 1944).

2 сентября 1945 года подписанием акта капитуляции милитаристской Японии Вторая мировая война была завершена, а уже 20 сентября 1945 года все поставки по ленд-лизу в СССР — прекращены.

Что, куда и сколько

Правительство США никогда не публиковало подробных отчетов того, что и сколько было отправлено по программе ленд-лиза в СССР. Но по уточненным данным доктора исторических наук Л.В.Поздеевой («Англо-американские отношения в годы Второй мировой войны 1941-1945 гг., М., «Наука», 1969; «Лондон — Москва: Британское общественное мнение и СССР. 1939-1945», М., Институт всеобщей истории РАН, 1999), которые были извлечены ей из закрытых американских архивных источников, датированных 1952 годом, поставки по ленд-лизу в СССР осуществлялись по пяти маршрутам:

Дальний Восток — 8 244 000 тонн (47,1%); Персидский залив — 4 160 000 тонн (23,8%); Северная Россия — 3 964 000 тонн (22,7%); Советский Север — 681 000 тонн (3,9%); Советская Арктика — 452 000 тонн (2,5%).

Его соотечественник, американский историк Дж.Херринг столь же откровенно писал, что «ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества… Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь».

И это было действительно так, поскольку ленд-лиз оказался неиссякаемым источником обогащения многих американских корпораций. Ведь, по сути, единственной страной антигитлеровской коалиции, получившей весомый экономический выигрыш от войны, были именно США. Недаром в самих Соединенных Штатах Вторую мировую войну порой называют «хорошей войной», что, например, видно из названия работы известного американский историка С.Теркели «The Good War: An Oral History of World War II» («Хорошая война: устная история Второй мировой войны» (1984)). В ней он откровенно, с цинизмом отмечал: «Почти весь мир во время этой войны испытал страшные потрясения, ужасы и был почти уничтожен. Мы же вышли из войны, имея в наличии невероятную технику, орудия труда, рабочую силу и деньги. Для большинства американцев война оказалась забавой… Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей. Однако для всех остальных это было чертовски хорошее время».

Практически все исследователи этой темы в один голос говорят о том, что программа ленд-лиза заметно оживила экономическую конъюнктуру в США, в платежном балансе которых операции по ленд-лизу стали на время войны одной из ведущих статей. Для выполнения поставок по ленд-лизу администрация президента Рузвельта стала широко использовать так называемые контракты с «фиксированной рентабельностью» (cost-plus contracts), когда частные подрядчики могли сами устанавливать определенный уровень доходов по отношению к издержкам.

В случаях, когда требовались значительные объемы специализированной техники, в роли арендодателя выступало правительство США, покупавшее все необходимое оборудование для последующей передачи его в лизинг.

Конечно же, поставки по ленд-лизу приблизили победу над врагом. Но вот некоторые реальные цифры, которые говорят сами за себя.

По другим видам вооружений картина была несколько иная, но тоже не столь «оптимистическая»: по танкам и самоходным орудиям соотношение отечественных и союзнических машин составляло, соответственно, 132,8 тыс. и 11,9 тыс. (8,96%), и по боевым самолетам — 140,5 тыс. и 18,3 тыс. (13%).

И еще: из почти 46 млрд. долларов, в которые обошлась вся ленд-лизовская помощь, для Красной Армии, разгромившей львиную долю дивизий Германии и ее военных сателлитов, США выделили всего 9,1 млрд. долларов, то есть чуть больше одной пятой средств.

В то же время Британская империя получила более 30,2 млрд., Франция — 1,4 млрд., Китай — 630 млн. и даже страны Латинской Америки (!) получили 420 млн. долларов. А всего поставки по программе ленд-лиза получили 42 страны.

Надо сказать, что в последнее время общие поставки по ленд-лизу стали оценивать несколько иначе, но сути общей картины это не меняет. Вот какие существуют уточненные данные: из 50 млрд. долларов почти 31,5 млрд. было потрачены на поставки в Великобританию, 11,3 млрд. — в СССР, 3,2 млрд. — во Францию и 1,6 млрд. — в Китай.

Но, может быть, при общей незначительности объема заокеанской помощи она сыграла решающую роль именно в 1941 г., когда немцы стояли у ворот Москвы и Ленинграда, и когда до победного марша по Красной площади оставалось всего каких-то 25-40 км?

Давайте посмотрим статистику поставки вооружений за этот год. С начала войны до конца 1941 г. Красная Армия получила 1,76 млн. винтовок, автоматов и пулеметов, 53,7 тыс. орудий и минометов, 5,4 тыс. танков и 8,2 тыс. боевых самолетов. Из них наши союзники по антигитлеровской коалиции поставили всего 82 артиллерийских орудия (0,15%), 648 танков (12,14%) и 915 самолетов (10,26%). Причем изрядная часть присланной военной техники, в частности 115 из 466 танков английского производства, в первый год войны до фронта так и не добралась.

Если перевести эти поставки вооружений и военной техники в денежный эквивалент, то, по данным известного историка, доктора наук М.И.Фролова («Тщетные потуги: против принижения роли СССР в разгроме фашистской Германии», Лениздат, 1986; «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в немецкой историографии», С-П., изд-во ЛТА, 1994), которые многие годы успешно и достойно полемизирует с немецкими историками (В.Швабедиссен, К.Уэбе), «до конца 1941 года — в самый тяжелый для Советского государства период — в СССР по ленд-лизу из США были направлены материалы на сумму 545 тыс. долларов при общей стоимости американских поставок странам антигитлеровской коалиции 741 млн. долларов. То есть менее 0,1% американской помощи получил Советский Союз в этот сложный период.

К тому же первые поставки по ленд-лизу зимой 1941-1942 года достигли СССР очень поздно, а в эти критические месяцы русские, и одни только русские, оказывали реальное сопротивление германскому агрессору на своей собственной земле и своими собственными средствами, не получая какой-либо заметной помощи со стороны западных демократий. К концу же 1942 года согласованные программы поставок в СССР были выполнены американцами и англичанами на 55%. В 1941-1942 годах в СССР поступило всего 7% отправленных за годы войны из США грузов. Основное количество вооружения и других материалов было получено Советским Союзом в 1944-1945 годах, после коренного перелома в ходе войны».

Теперь посмотрим, что же представляли собой боевые машины союзных стран, которые первоначально шли по программе ленд-лиза.

Из 711 истребителей, прибывших из Англии в СССР до конца 1941 года, 700 составляли безнадежно устаревшие машины типа «Киттихок», «Томагавк» и «Харрикейн», которые существенно уступая немецкому «Мессершмиту» и советскому «Яку» по скорости и маневренности и не имели даже пушечного вооружения. Даже если советскому летчику и удавалось поймать вражеского аса в пулеметный прицел, то их пулеметы винтовочного калибра зачастую оказывались совершенно бессильными против довольно крепкой брони немецких самолетов. Что касается новейших истребителей «Аэрокобра», то в 1941 году их было поставлено всего 11 штук. Причем первая «Аэрокобра» прибыла в Советский Союз в разобранном виде, без какой-либо документации и с полностью отработанным моторесурсом.

Это, кстати, относится и к двум эскадрильям истребителей «Харрикейн», вооруженных 40-мм танковыми пушками для борьбы с бронетехникой противника. Штурмовики из этих истребителей получились совсем никчемные, и они всю войну простояли в СССР без дела, поскольку желающих лететь на них в Красной Армии просто не нашлось.

Аналогичная картина наблюдалась и с хвалеными английскими бронемашинами — легким танком «Валлентайн», который советские танкисты окрестили «Валентина», и средним танком «Матильда», которую те же танкисты обозвали еще хлестче — «Прощай, Родина», Тонкая броня, пожароопасные карбюраторные двигатели и допотопная трансмиссия делали их легкой добычей немецких артиллеристов и гранатометчиков.

По авторитетному свидетельству личного помощника В.М.Молотова В.М.Бережкова, который в качестве переводчика И.В.Сталина участвовал во всех переговорах советского руководства с англо-американскими визитерами, Сталин нередко возмущался тем, что, например, англичане поставляли по ленд-лизу устаревшие самолеты типа «Харрикейн» и уклонялись от поставок новейших истребителей «Спитфайр». Более того, в сентябре 1942 года в беседе с лидером республиканской партии США У.Уилки, в присутствии американского и английского послов и У.Стэндли и А.Кларка Керра, верховный главнокомандующий прямо поставил перед ним вопрос: почему английское и американское правительства снабжают Советский Союз некачественными материалами?

И пояснил, что речь идет, прежде всего, о поставках американских самолетов П-40 вместо куда более современных «Аэрокобр», и что англичане поставляют никуда не годные самолеты «Харрикейн», которые значительно хуже германских. Был случай, добавил Сталин, когда американцы собрались поставить Советскому Союзу 150 «Аэрокобр», но англичане вмешались и оставили их себе. «Советские люди… отлично знают, что и американцы, и англичане имеют самолеты, равные или даже лучшие по качеству, чем немецкие машины, но по непонятным причинам некоторые из этих самолетов не поставляются в Советский Союз».

Американский посол адмирал Стэндли не имел сведений на этот счет, а английский посол Арчибальд Кларк Керр признал, что он в курсе дела с «Аэрокобрами», но стал оправдывать их отправку в другое место тем, что эти 150 машин в руках англичан принесут «гораздо больше пользы общему делу союзников, чем, если бы они попали в Советский Союз».

Обещанного три года ждут?

США обещали прислать в 1941 году 600 танков и 750 самолетов, а послали первых всего 182 и 204, соответственно.

Причем с ноября 1942 года, т.е. в самый разгар битвы за Кавказ и Сталинград и проведения операции «Марс» на Ржевском выступе, поставки вооружений практически полностью прекратились. По информации историков (М.Н.Супрун «Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг.», М., изд-во «Андреевский флаг», 1997), эти перебои начались уже летом 1942 года, когда немецкая авиация и подлодки разгромили печально знаменитый Караван PQ-17, брошенный (по приказу Адмиралтейства) британскими конвойными судами. Результат оказался катастрофическим: до советских портов дошло всего 11 из 35 судов, что и было использовано в качестве предлога для приостановки отправки следующего конвоя, который отплыл от британских берегов только в сентябре 1942 года.

Новый Караван PQ-18 потерял по дороге 10 транспортов из 37, и очередной конвой был отправлен только в середине декабря 1942 года. Таким образом, за 3,5 месяца, когда на Волге шла решающая битва всей Второй мировой войны, в Мурманск и Архангельск пришло поодиночке менее 40 судов с ленд-лизовскими грузами. В связи с этим обстоятельством у многих возникло законное подозрение, что в Лондоне и Вашингтоне все это время просто выжидали, в чью пользу завершится сражением под Сталинградом.

Между тем, с марта 1942 года, т.е. всего через полгода после эвакуации из европейской части СССР более 10 тыс. промышленных предприятий, начался рост военного производства, которое уже к концу этого года превысило довоенные показатели в пять раз (!). Причем надо отметить, что 86% всей рабочей силы составляли старики, женщины и дети. Именно они в 1942-1945 годах дали советской армии 102,5 тыс. танков и самоходок, более 125,6 тыс. самолетов, более 780 тыс. артиллерийских орудий и минометов и т.д.

Шли по ленд-лизу и поставки, не относящиеся к основным видам вооружений. И тут цифры получаются и впрямь солидные. В частности, мы получили 2586 тыс. тонн авиационного бензина, что составляло 37% от произведенного в СССР в годы войны, и почти 410 тыс. автомобилей, т.е. 45% всего автотранспорта РККА (без учета трофейных автомобилей). Немалую роль сыграли и поставки продовольствия, хотя за первый год войны они были крайне незначительны, а всего США поставили примерно 15% мясных и прочих консервов.

А еще были станки, рельсы, паровозы, вагоны, радиолокаторы и другое полезное имущество, без которых много не навоюешь.

Безусловно, ознакомившись с этим внушительным списком ленд-лизовских поставок, можно бы искренне восхититься американскими партнерами по антигитлеровской коалиции», если не один нюанс: одновременно американские промышленные корпорации осуществляла поставки и в нацистскую Германию…

Например, нефтяная корпорация «Стандарт Ойл», принадлежавшая Джону Рокфеллеру-младшему, только по линии немецкого концерна «И.Г.Фарбениндустри» продала Берлину бензина и смазочных материалов на 20 млн. долларов. А венесуэльский филиал этой же компании ежемесячно отправлял в Германию 13 тыс. тонн сырой нефти, которую мощная химическая промышленность Третьего Рейха тут же перерабатывала в первоклассный бензин. Причем, драгоценным топливом дело не ограничивалось, и немцам из-за океана шел вольфрам, синтетический каучук и масса разных комплектующих для автомобильной промышленности, которыми германского фюрера снабжал его старинный друг Генри Форд-старший. В частности, хорошо известно, что на снабжение германского вермахту шло 30% всех автопокрышек, изготовленных на его заводах.

Что касается общего объема фордовско-рокфеллеровских поставок нацистской Германии, то полных сведений на этот счет нет до сих пор, поскольку это строжайшая коммерческая тайна, но даже то малое, что стало достоянием общественности и историков, позволяет понять, что торговля с Берлином в годы отнюдь не затихала.

Ленд-лиз — не благотворительность

Кроме того, за союзные поставки СССР расплачивался золотом. Так, только на одном британском крейсере «Эдинбург», который был потоплен немецкими подлодками в мае 1942 года, находилось 5,5 тонн драгоценного металла.

Впоследствии американцы были вынуждены признать, что ошиблись, но накрутили на итоговую сумму проценты, и окончательная сумма, с учетом этих процентов, признанная СССР и США по Вашингтонскому соглашению в 1972 году, составила 722 млн. зеленых. Из них 48 млн. были выплачены США при Л.И.Брежневе, тремя равными платежами в 1973 году, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (в частности, пресловутой «Поправки Джексона-Вэника» — авт.).

Лишь в июне 1990 года, в ходе новых переговоров президентов Дж.Буша-старшего и М.С.Горбачева, стороны вернулись к обсуждению ленд-лизовского долга, в ходе которых были установлены новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и оставшаяся сумма долга — 674 млн. долларов.

После распада СССР его технически долги были разделены на долги правительствам (Парижский клуб) и долги частным банкам (Лондонский клуб). Долг за ленд-лиз был долговым обязательством перед правительством США, то есть частью долга Парижскому клубу, который Россия полностью погасила в августе 2006 года.

По собственным оценкам

Президент США Ф.Д.Рузвельт прямо говорил, что «помощь русским — это удачно потраченные деньги», а его преемник в Белом доме Г.Трумэн еще в июне 1941 года на страницах «Нью-Йорк Таймс» заявил: «Если мы увидим, что Германиия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше»…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *