легендарный следователь васильев кто такой
Женская версия
Молодой следователь Таня (Софья Ардова) – внучка легендарного следователя Васильева (Кирилл Жандаров). Сорок лет назад Васильев со своим преданным напарником, лейтенантом Смирновым (Владислав Канопка), были грозой преступного московского мира. И, похоже, профессиональные качества знаменитого деда передались Тане: девушка фонтанирует самыми неожиданными идеями по поводу текущих дел и быстро завоёвывает любовь и уважение коллег. За одним исключением: краса и гордость отдела Ваня Дудин (Илья Коробко) не видит в Тане решительно ничего особенного. Впрочем, до первого совместного дела, которое оказывается весьма заковыристым – убита топовая блогерша. Свидетелей тысячи: все, кто смотрел видеотрансляцию, во время которой и разыгралась драма. Вот только понять, что же они видели, подписчики блога не могут. Бабушка Тани (Галина Сазонова) советует ей обратиться к архивам деда – вдруг там найдётся подсказка? Таня только смеётся: советские следователи вряд ли имели дело с видеохостингами. Но, как ни странно, разгадка находится в дедушкином шкафу…
– Это необычная детективная история, действие которой разворачивается в разные годы – в 1978-м и в 2018-м, – рассказывает режиссёр-постановщик картины Валерия Ивановская. – Фильм напоминает о том, как важно помнить и знать традиции своей семьи и уважать опыт поколений. В 1978 году главный герой – виртуозный сыщик Васильев, работающий в МУРе и раскрывающий сложнейшие дела. В 2018-м его уже нет в живых, зато внучка идёт по его стопам. Перекличка времён происходит на протяжении всей истории: Таня изучает расследования деда, проводит аналогии и даже раскроет дело, которое ему не удалось раскрыть 20 лет назад!
Главную роль начинающего следователя Татьяны Васильевой исполнила Софья Ардова – дочь актрисы Анны Ардовой. Но, как оказалось, в её исполнении мы увидим не только этого персонажа:
– Софья исполняет сразу две роли: внучку Таню и свою бабушку в молодости, с которой познакомился и в которую влюбился Васильев. Конечно же, в прошлом наша актриса будет с другим гримом, костюмами и даже характером. Такой ход показался нам очень интересным. Иногда за съёмочный день Соне приходилось по несколько раз перевоплощаться туда и обратно, но было заметно, что она получает огромное удовольствие от этого.
В прошлом расследования ведут Васильев и Смирнов, и зрители увидят так называемую «мужскую версию» детективной истории. В современности же за дело берутся женщины, и именно этому факту картина обязана своим названием. Но кто же станет помощницей и верным другом Тани?
– Став следователем, героиня сталкивается со стереотипами, что на такой работе не место девушкам, не женское это дело, – продолжает Валерия. – Поэтому она идёт напролом, доказывая, что может раскрывать преступления наравне с коллегами-мужчинами. И, конечно, есть в ней доля авантюризма, которая присутствует и у её бабушки, недаром именно с ней она всё время советуется. Образ бабушки блестяще воплотила актриса Галина Петровна Сазонова. Ни у кого, даже у самой внучки, не поворачивается язык назвать её «бабушкой», Таня называет её «Ларчик». Это совершенно воздушное, неземное создание в замечательных шёлковых платьях, ею все восхищаются. Именно Таня и её бабушка – две авантюристки! – представляют в настоящем времени «женскую версию» расследования, в которой чётко прослеживается нестандартная, но действенная женская логика.
Одной из самых сложных режиссёрских задач на этапе кастинга стал поиск актёра на роль знаменитого следователя Васильева:
– С Кириллом Жандаровым я уже работала и сначала не видела его в этой роли, просто хотя бы потому, что он моложе, чем заявленный персонаж. Тем не менее, Кириллу блестяще удаётся перевоплощаться, мы вместе начали искать и пробовать – как должен двигаться Васильев, говорить. И всё получилось идеально! А вот в Анатолии Котенёве я сразу увидела и стать, и благородство замечательного честного подполковника. Это по-хорошему старая формация актёров, которая меня просто покорила. Надо сказать, что весь сложившийся актёрский ансамбль – один из моих любимых за все проекты.
Съёмки картины проходили в Москве и в ближайшем Подмосковье. И если с фактурой 2018 года проблем не возникло, то подбирая локации для сцен из прошлого, пришлось попотеть:
– Конечно, поиск объектов 1978 года – это огромный труд, – делится режиссёр. – Эти старые прекрасные дома и улицы есть, но везде «сияют» приметы нашего времени. Особенной проблемой для нас стали современные машины. Я помню, что в какой-то момент наша группа просто вставала на дорогу и перекрывала на момент дубля движение, чтобы никакая иномарка в кадре 1978 года не проехала. Я считаю, это был просто подвиг всей группы.
Надо отметить, что детектив не станет исключительно «женским» – зрителя ждут захватывающие погони и перестрелки, настоящие драки, опасные трюки и динамичные сцены. Не обойдётся, конечно, без современных технологий, молодёжного азарта, а также любовной лирики, юмора и женского обаяния. Но это уже совсем другая история…
– Полного «хэппи-энда» не будет ни в том, ни в другом времени, а всё потому, что нас ждёт продолжение истории, к съёмкам которого мы сейчас готовимся, – открыла секрет Ивановская. – Но вот этот крючок, который позволит и профессиональным, и личным взаимоотношениям героев двигаться дальше, случится именно здесь, в «Дедушкиной внучке».
Знаменитых киношных сыщиков писали с реальных людей
Настоящий Шарапов
10 ноября 1917 года народный комиссар внутренних дел Алексей Рыков подписал постановление «О рабочей милиции». С тех пор этот день отмечается как профессиональный праздник стражей порядка. За минувшее время он не раз менял своё название, однако суть осталась прежней, не изменило её и переименование милиции в полицию.
В силу специфики службы работа правоохранителей часто остаётся неизвестной широкой публике, потому судят о ней часто по фильмам. Однако, как выясняется, практически у всех знаменитых экранных милиционеров были свои настоящие прототипы. «Наша Версия» решила вспомнить некоторых из них.
После выхода фильма «Место встречи изменить нельзя» братьев Вайнеров не раз спрашивали, с кого они писали своих знаменитых героев? Кто были настоящими Глебом Жегловым и Володей Шараповым? Писатели отвечали: Жеглов – образ собирательный, а вот у Шарапова прототип был вполне реальный – сыщик Владимир Чванов. Он, как и герой фильма, начал работу в МУРе, пройдя фронт. Новобранцу выпало работать в самом криминальном районе столице – Марьиной Роще. Блатной шпаны вокруг было как мух на грязи. Позже Чванов рассказывал: самое главное качество для сыщика – не умение палить от бедра, а найти к каждому свой подход. И человеческий, а не волчий. Взять хотя бы эпизод с украденными хлебными карточками. Так случилось на самом деле, только несчастная женщина не рыдала в коммунальной кухне, а от безысходности полезла в петлю. К счастью, её откачали, найти вора приказали Чванову. «Стал я думать, кто это сделал? – рассказывал сыщик. – По приметам определил, но доказательств никаких. Нагрянуть с обыском? Они так спрячут, век не найдёшь. Пришёл к карманнику домой и просто стал по-человечески разговаривать. Прошу: нужно карточки отдать. Он усмехается. Отдам, так меня посадят. Говорю, а ты так отдай, чтоб не посадили». В итоге карточки удалось вернуть.
Вот и внедрение в банду под видом преступника тоже было. Тогда Чванову пришлось раскрывать убийство, для чего он сыграл громилу, приехавшего «на гастроли» в Москву. Бандитам приглянулся незнакомый блатной, они предложили ему идти на грабёж вместе. Во время острого, на нервах, разговора в «малине» Чванов, будто сомневаясь, стоит ли иметь дело с новыми знакомцами, сумел вытянуть у тех рассказ о совершённых преступлениях. После чего отправился с ними обмывать союз в ресторан. Там бандитов и взяли.
В уголовном розыске Чванов стал личностью поистине легендарной. В 60-е он занимался знаменитым делом Мосгаза – такую кличку получил серийный убийца Ионесян, проникавший в квартиры под видом коммунальщика. Нашёл ниточку, которая привела в итоге к убийце. Тогда же поразил всех, найдя угнанную машину начальника Генерального штаба. Заодно удалось раскрыть полсотни других угонов, на которых уже все поставили крест. Смог вернуть похищенные награды Сталина, раскрыл кражи в квартирах Суламифи Мессерер, Веры Мухиной и Евгения Вучетича. Последний, восхитившись талантом Чванова, написал его портрет, сопроводив его надписью: «Именно таким, как Вы, я и представляю себе нашего советского сыщика!»
«Заражение», «Телесеть», «Китайский синдром» и другие фильмы, предсказавшие будущее
«Всем сидеть! Я Гоцман!»
Казалось, больше не может появиться нового Жеглова, пока на экраны не вышла «Ликвидация». Обаятельный и харизматичный замначальника уголовного розыска Одессы Давид Гоцман в исполнении Владимира Машкова стал в один ряд с персонажем Владимира Высоцкого. Естественно, не мог опять не появиться вопрос – а существовал ли Гоцман на самом деле?
Одним из прототипов называют Давида Курлянда, как раз в то время работавшего в одесском УГРО. Известно, что именно его личное дело изучал перед началом съёмок Сергей Урсуляк. Ликвидация банды, в которую входили бывшие полицаи, – реальный эпизод. Также под руководством Курлянда были уничтожены банды «Одесский тарзан» и «Чёрная кошка». Курлянд дослужился до немалых звёзд, оставаясь бессребреником – жил заслуженный сыщик в коммуналке.
Впрочем, есть и другие версии. Так, в образе Гоцмана узнают черты сотрудника спецотряда по борьбе с бандитизмом Янкеля Флига и Виктора Павлова, возглавлявшего отдел по борьбе с бандитизмом УКВД Одесской области. Как раз Павлов вычислил главаря банды, члены которой переодевались в советскую военную форму и грабили на дорогах проезжих.
Легендарный Мухтар и Глазычев
29,6 млн зрителей посмотрели в 1965 году фильм «Ко мне, Мухтар!». Многие сначала шли на «звезду» – посмотреть, как великий лицедей Юрий Никулин будет всерьёз играть милиционера. Однако славу артиста затмил другой герой – пёс Мухтар на экране ловил преступников и в конце, защищая милиционера Глазычева, подставил себя под пули бандита. За кадром остался факт, что прототипами главных героев были сотрудник уголовного розыска Пётр Бушмин и его служебный пёс Султан, работавшие в ленинградской милиции в 40-е годы.
«Наше знакомство состоялось в музее милиции, – позже рассказывал автор сценария фильма Израиль Меттер. – Султан стоял за стеклом. Уборщицы изредка выбивали пыль из его шерсти. На стендах была рассказана биография пса: «За десять лет своей работы в ленинградском уголовном розыске Султан участвовал в 5 тыс. операций и задержал более тысячи преступников».
Настоящим сыщиком Султан проявил себя уже во время первого выхода. На окраине Ленинграда обворовали склад. Пёс 8 километров шёл по слабому запаху, пока не привёл к отдыхавшим преступникам. Двоих из них Султан сбил с ног, третий сдался сам.
В милицейских кругах Султан стал знаменит не только благодаря своему необычайно чуткому нюху. Он оказался единственной служебной собакой, пережившей все 900 дней блокады. Война только прибавила работы милиционерам – в ослабевшем от голода городе одни героически противостояли врагу, а другие несли всё, что плохо лежит. Так, зимой 1942 года Бушмин и Султан поймали с поличным управдома, обворовавшего все квартиры в своём подъезде. Появилась и новая задача – борьба с диверсантами. На 12 января 1943 года советское командование назначило операцию «Искра», призванную разорвать кольцо блокады. За два дня до её начала случилось ЧП – с бомбардировщиков пропали прицелы для бомбометания. На помощь фронту милиция отправила Бушмина с Султаном. Не обращая внимания на взрывы, пёс понюхал снег и потрусил по следу, приведя группу захвата к землянке. Прицелы нашлись. Нашлись и их похитители – двое завербованных абвером солдат.
К концу блокады Султан от голода ослабел настолько, что не мог работать. Бушмин рассказал об этом товарищам, после чего они неделю отдавали свой ужин изголодавшейся собаке. После Победы Бушмин с Султаном продолжили службу в милиции. Но война взяла своё – дважды раненный пёс стал терять зрение и его с почётом отправили на пенсию.
В следующем году ожидается выход сериала, которому уже прочат успех «Ликвидации». В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся в 20-х годах прошлого века в Ростове-на-Дону, который меж собой поделили уголовные банды. Во главе одной из них стоял 19-летний бандит Вася Котелок. Он даже по современным меркам считался форменным отморозком – носил в карманах пальто по «кольту», стреляя через подкладку, а жертвам выкалывал глаза. Банда наводила такой ужас, что назначенный Москвой начальник уголовного розыска бежал из города. На смену ему пришёл Иван Художников – человек бесстрашный и решительный, сумевший взять Котелка.
Заодно авторы сценария коснулись эпизода, который в советское время обычно замалчивался. Одним из создателей ростовского угрозыска был бывший профессиональный преступник Станислав Невойт. Словно французский Видок, после революции он завязал с прошлым и сам стал сыщиком. Невойта в сериале играет Артур Смольянинов, Котелка – Иван Охлобыстин.
Забытый подвиг: государство не вспоминает героя Дубровки подполковника Васильева
По версии «Википедии», дело обстояло так:
По другой версии, 23 октября в десятом часу вечера Васильев возвращался с работы. Его маршрут проходил по Дубровке, мимо театрального комплекса «Норд-Ост». Он уже знал о захвате. В это время женщина-заложница выбежала и стала кричать: «Там какие-то люди в масках, в камуфляжах, с автоматами, стреляют. Помогите!».
Константин, не раздумывая, направился прямо туда, сумел пройти в фойе с черного хода. К нему подошли три «чеха» с автоматами. Костя предъявил свое удостоверение «Департамент управления военных судов», сказал: «Я представитель власти. Детей отпустите, я себя в заложники оставляю».
А для них человек в форме, что красная тряпка для быка. Они начали издеваться над ним. Нам потом рассказывала женщина, которая все видела, что ему стали в лицо тыкать стволами автоматов и срывать погоны. Но Костя был здоров не только духом, но и телом. Рукопашным боем занимался. И он двоих почти обезоружил в борьбе. А третий пронзил его автоматной очередью, пять пуль попали Косте в тело. Он упал и, раненый, продолжал бороться. Шестая пуля вошла в голову. Его сбросили по винтовой лестнице в подвал.
Когда штурмовали «Норд-Ост», его нашли на четвертый день. Всех уже вытащили. Рабочие и уборщики в подвал случайно спустились и видят: офицер в крови лежит, разодрано все у него, а рядом нательный крестик, сорванный во время борьбы. Ни одна крыса к нему не притронулась. Его правая кисть была собрана в крестное знамение, а левая в кулак»…
Как бы там ни было, а государство о Васильеве не вспоминает, пишет Рыковцева:
«Оно похоронило его вместе со всей историей Дубровки. И уже потом Беслана. Государство российское много лет озабочено трагедией в украинской Одессе. Вот здесь все живо, пальцем ткнут при любой возможности. А герой Васильев канул в Лету. Не вписался в конъюнктуру. Кстати, та же Википедия гласит, что подполковник Константин Иванович Васильев был посмертно награждён орденом Мужества в 2004 году. Тихой сапой. Через два года после своего действительно подвига.
Как пишут в комментариях читатели Рыковцевой:
Кстати, читатели напомнили и еще об одном погибшем на Дубровке герое – 26-летней Ольге Романовой, консультанте парфюмерного магазина, которую, в отличие от Васильева, не наградили ничем. Она отправилась на место трагедии еще раньше Васильева, и ее расстреляли на подходе. Захватившие «Норд-Ост» чеченцы застрелили ее в ночь на четверг. Пленницей террористов девушка не являлась: родственники говорят, что Ольга пошла уговаривать террористов освободить заложников.
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Пять легендарных сыщиков МУРа
Пять легендарных сыщиков МУРа
28 октября (10 ноября по нов. стилю) 1917 года Народный комиссариат внутренних дел РСФСР разослал в губернские советы телеграмму с предписанием создать при местных органах власти рабочую милицию для борьбы с уголовной преступностью. Телеграмму подписал первый нарком внутренних дел РСФСР Алексей Рыков. С тех пор 10 ноября вот уже 103 года отмечается как профессиональный праздник отечественных стражей порядка. За прошедшее столетие в милиции служили многие замечательные люди, оставившие яркий след в истории борьбы с криминалом. О пяти легендарных московских сыщиках и пойдёт ниже речь.
Александр Трепалов
До революции Александр Трепалов служил на Балтийском флоте. А когда в 1918 году в Москве был образован уголовный розыск, экс-матрос-балтиец Трепалов стал его первым руководителем.
Начинать пришлось практически с нуля. К счастью, в Москве ещё оставались опытные сыскари, работавшие в уголовной полиции царской России. Их и сумел привлечь новый начальник столичного угро. Основной задачей старых специалистов, знавших в лицо сотни уголовников, способных по кличке или «почерку» безошибочно определить преступника, явилась передача своего бесценного опыта молодым оперативникам из числа рабочих, солдат и балтийских матросов, направляемых на службу в МУР.
Было ликвидировано несколько наиболее свирепых банд: Сабана, Зюзюки, Гусека, Голицына (Князя), Селезнёва (Чумы) и других. Каждая из этих шаек насчитывала в своих рядах по десять — двадцать человек, отлично вооружённых и готовых на любое преступление. Так, члены шайки Сабана, узнав о предстоящем задержании своего главаря, устроили настоящую охоту на столичных стражей порядка. В течение одного дня в разных районах Москвы демонстративно застрелили 16 постовых милиционеров. А на счету другого преступного авторитета — Гусека — оказались два сотрудника милиции, убитых во время налётов на магазины и отделения банка.
Пожалуй, самой большой удачей Трепалова стала ликвидация преступной группы из 83 человек, орудовавших на Хитровом рынке. За этой бандой оперативники охотились не один месяц. Однако взять бандитов с поличным никак не удавалось. И тогда Трепалов пошёл на хитрость: прикинувшись уголовником, Александр Максимович внедрился в банду, выведал планы её главарей и все воровские малины. В результате сыщики накрыли одним махом всю шайку.
Кроме того, именно Трепалов создал в структуре МУРа специальное подразделение — группу по борьбе с бандитизмом. О храбрости и самоотверженности этих людей ходили легенды. Практически ежедневно они рисковали жизнью, выезжая на задержания самых опасных преступников. А в те времена ни одна из операций не проходила без вооружённого сопротивления бандитов. И лишь благодаря личной смелости Трепалова и его людей в нач. 1920-х годов в Москве установился долгожданный порядок, и с бандитизмом было в целом покончено.
Дальнейшая судьба Трепалова сложилась трагично. В 1930-х годах он работал в Наркомате тяжёлой промышленности СССР. После гибели Серго Орджоникидзе его арестовали и вскоре расстреляли. Реабилитировали первого начальника МУРа в 1967 году.
Александр Урусов
Александр Урусов возглавил МУР в нач. 1944 года. Для московской милиции это оказалось тяжёлым временем: людей катастрофически не хватало, опытные сыскари были наперечёт. И в том, что столицу не захлестнула волна криминала, огромная личная заслуга Александра Урусова. Он сумел так поставить работу уголовного розыска, что сыщики в сложнейших условиях дефицита кадров и средств умудрялись раскрывать, казалось бы, безнадёжные преступления.
…В апреле 1945 года на окраине Москвы убили священника отца Алексея. Труп священнослужителя со следами пыток обнаружили в его доме. А из церкви, настоятелем которой являлся отец Алексей, исчезли старинные церковные книги, иконы и внушительная сумма денег — 60 тыс. рублей, собранных прихожанами на ремонт храма.
Зверская расправа над православным священником дошла до самых верхов. Секретарь ЦК ВКП(б) Александр Щербаков, курировавший в те годы идеологию, потребовал от московской милиции в кратчайшие сроки раскрыть преступление и наказать виновных. Урусов начал лихорадочные поиски злоумышленников.
В конце концов сыщики вышли на местных цыган. Все имеющиеся факты указывали на то, что убийство священника — их рук дело. И тогда Урусов решил пойти на отчаянный шаг: спровоцировать цыган на новое преступление, чтобы взять их с поличным.
С этой целью распустили слух, что в одном из близлежащих сёл открывается церковь. Из Москвы, дескать, приехал крупный церковный иерарх и привёз с собой сокровища для нового храма. Прибывшего священнослужителя (его роль играл один из сотрудников МУРа) поселили в частном доме. А рядом выставили милицейскую засаду. Разумеется, в полной тайне от местных жителей.
И вскоре преступники клюнули на приманку. В одну прекрасную ночь их взяли в доме «священника» при попытке ограбления. На допросе цыгане раскололись и сдали своего главаря — Василия Черноброва.
На допросе Чернобров подробно рассказал о том, как убили отца Алексея.
Оказывается, они были давно знакомы. В 1941 году на оккупированной территории отец Алексей спас Черноброва от немцев, спрятав его у себя в доме. И вот спустя почти четыре года, весной 1945-го, они случайно встретились в Москве. На радостях священник пригласил цыгана к себе домой, показал свой приход. Тогда-то у Черноброва и возникла мысль ограбить священника. А ровно через неделю в дом священнослужителя нагрянули подельники Черноброва…
Главарь цыганской банды Чернобров получил вполне заслуженную «вышку». Все его подельники были приговорены к длительным срокам заключения. А цыганскую общину в 24 часа выселили подальше от Москвы.
Московским уголовным розыском Александр Урусов руководил до 1950 года, после чего перешёл на службу сначала в Управление милиции Московской области, а затем в центральный аппарат МВД СССР.
Владимир Арапов
Службу в органах правопорядка московский парень Володя Арапов начал ещё в годы войны: в составе так называемого осодмила (отряда содействия милиции) он патрулировал городские улицы. А когда парню стукнуло 19 лет, его пригласили на работу в милицию.
Шесть лет Арапов прослужил в 37-м отделении милиции, которое в те годы находилось на Динамовской улице (в районе Пролетарки), а в 1951 году перешёл на службу в МУР. Сначала был помощником опера, затем оперуполномоченным, а в 1963 году возглавил отдел по раскрытию убийств, грабежей, разбоев и половых преступлений.
За двадцать лет карьеры в МУРе Арапов участвовал в раскрытии многих резонансных преступлений того времени. Например, благодаря его сыскному мастерству удалось раскрыть ограбление квартиры народной артистки СССР Александры Яблочкиной, а также поймать серийного маньяка Владимира Ионесяна по кличке Мосгаз. На счету Ионесяна числились убийства трёх подростков, двух пожилых женщин, а кроме того, изнасилование и покушение на убийство 15-летней школьницы. Преступник проникал в квартиры москвичей, представляясь работником Мосгаза. Отсюда и его прозвище.
Но самое громкое уголовное дело, которое распутывал Арапов, — это ликвидация банды Ивана Митина, в нач. 1950-х годов наводившей ужас на Москву. На счету этой шайки — 11 убийств и 28 вооружённых налётов на сберкассы, магазины и пивные бары. Арестовали бандитов в феврале 1953 года. Аресту предшествовала сложнейшая оперативная работа. В банду даже пришлось внедрять одного из сотрудников МУРа. Всего по делу проходило 6 человек. Описание криминальных похождений банды составило 14 томов уголовного дела. Для советского уголовного судопроизводства того времени это явилось абсолютным рекордом. Главаря банды Ивана Митина и его ближайшего помощника Александра Самарина приговорили к высшей мере наказания, остальных — к длительным срокам лишения свободы.
Именно московский сыщик Владимир Арапов стал прототипом Володи Шарапова из телефильма «Место встречи изменить нельзя». В нач. 1960-х годов в МУРе, как известно, служил будущий писатель Аркадий Вайнер. Там-то и состоялось их знакомство, а позднее непосредственно с Арапова братья Вайнеры писали образ молодого офицера-фронтовика, пришедшего на службу в уголовный розыск.
По воспоминаниям всех, кто лично знал Арапова, он отличался безмерной храбростью, напористостью, жёсткостью и работал буквально сутки напролёт.
В отставку Владимир Павлович вышел в 1971 году в звании генерал-майора милиции.
Виктор Фёдоров
В 1970–1980-е годы не было в московской милиции человека, кто не знал бы и не уважал Виктора Фёдорова. Впрочем, этого легендарного человека знали и уважали даже те, с кем он вёл бескомпромиссную борьбу, — столичные жулики и воры в законе. Он оказался профессионалом высочайшей пробы, человеком кристально честным и справедливым. И, когда в конце 1980 года в МУРе создали отдел по борьбе с грабежами и разбойными нападениями, у начальства не возникло сомнений в том, кому поручить этот сложнейший участок работы: конечно же, Виктору Николаевичу Фёдорову.
Уже в 1970-е годы Япончик понял, какие деньги можно делать, собирая дань с воротил теневого бизнеса. А теневая экономика в СССР, несмотря на успехи развитого социализма, росла день ото дня. И вот Япончик, сколотив шайку таких же дерзких, как он, молодых парней, стал первым советским рэкетиром. Используя милицейскую форму и поддельные удостоверения сотрудников милиции, люди Иванькова производили самочинные обыски у дельцов теневой экономики, отбирали ценности и деньги, иногда совершали и квартирные кражи.
Когда Фёдоров начал плотно заниматься похождениями банды Иванькова, то в считаные недели «накопал» 62 эпизода преступной деятельности. Каждый из них тянул на длительный тюремный срок.
Взяли Япончика и его подельников в результате блестяще спланированной операции ранним утром 14 мая 1981 года, буквально за день до отъезда бандитов в Сочи на открытие «курортного сезона». По воспоминаниям самого Виктора Фёдорова, дело происходило так.
Ночь на 14 мая Япончик провёл в одной из своих съёмных квартир на бульваре Яна Райниса. Сыщики об этом прекрасно знали. Они разработали план операции, согласно которому Иванькова должны были взять в тот момент, когда он на своей «шестёрке» поедет по улице Свободы в сторону центра. На одном из перекрёстков заранее подготовили… кран со стрелой, который должен был перекрыть проезжую часть, если Иваньков не подчинится требованиям сотрудников ГАИ и не остановится.
В тот же день повязали и всех подельников Япончика — по каждому из преступников плотно работала оперативная группа муровцев.
А через несколько месяцев состоялся суд. Благодаря кропотливой работе Виктора Фёдорова и его коллег суду представили убедительные доказательства вины Иванькова. И, хотя из 62 эпизодов удалось документально подтвердить всего четыре, Люблинский районный суд приговорил Вячеслава Иванькова к 14 годам колонии усиленного режима. Для Япончика это стало полной неожиданностью.
Полковник Виктор Фёдоров прослужил в МУРе больше четверти века. А выйдя на пенсию, возглавил совет ветеранов Московского уголовного розыска.
Валентин Рощин
Пик служебной карьеры Валентина Рощина пришёлся на годы «перестройки». В конце 1980-х Валентин Дмитриевич служил в МУРе и занимал должность заместителя начальника отдела по предотвращению разбоев.
Одна из самых громких криминальных историй «перестроечного» времени — нападение на мастерскую Зураба Церетели. Сообщение об этом поступило в МУР в один из октябрьских дней 1987 года. Поскольку Церетели в горбачёвскую эпоху считался придворным художником и водил дружбу с первыми лицами государства, история с ограблением его мастерской тут же приобрела особый резонанс. Все дела, которыми на тот момент занимался «разбойный» отдел, приостановили, а на место происшествия по приказу начальства немедленно выехала группа лучших сыщиков МУРа во главе с Валентином Рощиным. Параллельно дело вели и сотрудники КГБ СССР.
Самого Церетели в тот момент в мастерской не оказалось: он находился в Женеве, оформлял интерьер помещения, где планировалась встреча Михаила Горбачёва и Рональда Рейгана. В мастерской скульптора в Москве постоянно находились три человека: супружеская пара, следившая за чистотой и порядком, и шофёр, который доставлял продукты и всё необходимое для работы. Разбойное нападение произошло ночью. Какие-то люди проникли в мастерскую, ударили шофёра несколько раз ножом, затем вынесли из помещения новенькую импортную видео- и аудиотехнику.
Осмотр места происшествия показал, что попасть в мастерскую Церетели можно было лишь через дверь — на окнах стояли решётки, распилить которые без автогена не представлялось возможным. Однако и замок на входной двери не тронули. Значит, дверь преступникам открыли изнутри. При этом супруги в один голос твердили, что никого не впускали, ничего не слышали, а проснулись только от воплей раненого шофёра.
Следствие зашло в тупик. Супруги явно что-то скрывали или недоговаривали. А шофёр находился в палате Боткинской больницы, и доступ к нему ограничили. И тогда Валентин Рощин решил направить в больницу под видом пациента своего человека, подселить его в палату к шофёру и вызвать того на откровенность. Эту миссию блестяще исполнил сотрудник «разбойного» отдела МУРа Алексей Белов. Из разговоров с шофёром стало ясно, что на самом деле произошло в ту роковую ночь в мастерской Церетели.
Выяснилось, что шофёр принадлежал к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Он регулярно посещал все злачные места Москвы, где бывал соответствующий контингент. Как-то раз он познакомился с молодым, модно одетым парнем и привёл его в мастерскую для любовных утех (в отсутствие Церетели он делал это неоднократно). По словам шофёра, в мастерской они выпили вина, после чего он отключился. А когда очнулся, увидел перед глазами нож…
Модно одетого парня довольно быстро вычислили. Им оказался хорошо известный московской милиции представитель нетрадиционной сексуальной ориентации. При обыске в его квартире нашли один из похищенных у Зураба Церетели видеомагнитофонов. На допросах парень признался, что действительно бывал в мастерской Церетели, видел заграничную технику и рассказал об этом своим приятелям. Тогда-то дружки и решили почистить мастерскую скульптора.
Таких историй в биографии Рощина имелось немало. Помимо мастерской Церетели была, например, ещё дача народной артистки СССР Веры Марецкой. Неизвестные преступники утащили у народной артистки несколько кур ценной породы, которые она привезла из Франции. Марецкая, не обнаружив любимых курей, так расстроилась, что позвонила в ЦК КПСС и попросила прислать лучших сыщиков страны. Из ЦК перезвонили в МВД, а из МВД в МУР. На дачу к Марецкой выехал Валентин Рощин. Кур он народной артистке вернул, а та в знак благодарности угощала его вареньем собственного изготовления.
Почти четверть века, с сер. 1970-х по 1997 год, Валентин Дмитриевич проработал в московском угро. Про таких говорят: чистый муровец.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.