лановой есть такая профессия родину
Василий Лановой. Есть такая профессия.
Известность к Василию Лановому пришла уже в 20 лет, сразу после первой роли в фильме «Аттестат зрелости» (1954 год), но того Ланового уже мало кто помнит. А вот через два года этого молодого человека знала вся страна. Дело было так. Александр Алов и Владимир Наумов начали съёмки фильма «Павел Корчагин», в котором на главную роль пробовался Георгий Юматов. Но режиссёрам казалось, что этому актёру недостаёт революционного порыва, и они посматривали в павильонах Киевской студии на других кандидатов. И именно Василий Лановой идеально подошёл под их видение Павки Корчагина. Правда, съёмки в кино чуть не обернулись для юноши катастрофой: студентам Щукинского училища запрещали появляться на экране, а тут в самой «Правде» написано: «В роли Павла Корчагина – Василий Лановой».
Кинокарьера этого актёра складывалась не просто удачно, но порой даже переплеталась с личной жизнью. В «Алых парусах» (1961) Лановой, сыграв капитана Грея в паре с молодой Вертинской (Ассоль), покорил не только все женские сердца, но и одно-единственное. Подговорив капитана на нарушение, он в самый разгар съёмок развернул знаменитый парусник прямо к окнам гостиницы, где жила актриса Тамара Зяблова, ставшая его женой после расставания с Татьяной Самойловой.
Колоссальный успех был и у фильма «Офицеры» (1971), который до сих пор идёт по телевидению практически каждый год во время национальных праздников. В этом, несомненно, есть заслуга и Василия Ланового, сумевшего превратить небольшую роль Ивана Вараввы в один из самых запоминающихся образов. А вот самая любимая (кстати, эпизодическая) роль, по словам самого актёра, пришлась на фильм «Полосатый рейс». Помните, советский мачо стоит на пляже в модных очках и говорит: «Вон та группа в полосатых купальниках. Красиво плывут!»
Но, кроме кино, был и театр. В 1957 году, сразу после окончания Щукинского училища, Василия Ланового зачислили в труппу знаменитого Театра имени Евгения Вахтангова. Каждый раз после съёмок Лановой возвращался в театр с тяжёлым сердцем: у него тут по-прежнему не было настоящих ролей, а его приглашали к себе и Олег Ефремов, и Юрий Завадский. И актёр решил откровенно поговорить с главным режиссёром Симоновым: «Рубен Николаевич, у меня в кино уже есть какие-то роли. Всё, я тут больше не хочу ходить в массовках. Мне нужна роль. У меня есть предложения». «Что? Завадский? Ни в коем случае! Вы с ума сошли! У вас будут роли! Подождите 2-3 месяца». И через полгода – премьера «Турандот», ставшая на долгие годы хитом театральной Москвы.
В Театре имени Вахтангова Лановой переиграл почти весь репертуар – более 70 ролей, от классики до героев нашего времени. Судьба подарила ему встречу с замечательными режиссёрами и актёрами: «Анна Каренина», «Война и мир», «Любовь Яровая», «Алые паруса», «Иду на грозу», «Как закалялась сталь», он снимался у Райзмана, Алова, Наумова, Лиозновой, Сахарова, Бондарчука, играл с Пляттом и был дружен с Раневской. Об этом и многое другом в фильме рассказал не только сам Лановой, но и его друзья и коллеги, среди которых Владимир Наумов, Римма Маркова, Алина Покровская, Наталья Гвоздикова, Елена Сотникова, Марина Есипенко, Владимир Земляникин, а также известный политик Сергей Степашин.
Не предаст ни Родину, ни друга. Памяти Василия Ланового
Василий Лановой ушёл от нас. И пустоту, возникшую на его месте, никто не заместит.
Василий Семёнович Лановой. Произносишь – и целая Вселенная перед глазами. Отечественный театр, советское и российское кино, «Бессмертный полк», председателем попечительского совета которого он был. Но в первую очередь – армия, поскольку самые известные его роли неразрывно связаны именно с ней. И это не какое-то амплуа, как у многих артистов, это выбор служения.
Его герои – это не только Иван Варавва, лихой кавалерист и преданный друг Алексея Трофимова, рыцарь-поклонник его жены Любы. Не только не щадящий себя Павка Корчагин, не только сыщик из МУРа Владислав Костенко, не только трагически погибший Александр Бондарь («Командор»). Но и лощёный щёголь Анатоль Курагин, при всех недостатках, выписанных Толстым, офицер, безусловно, храбрый и готовый жизнь отдать за Россию. Но и Алексей Вронский, поручик Леонид Шервинский, запутавшийся, но восстановивший свою честь ценой жизни полковник Алтунин (Чистяков). Он был не просто убедителен, а суперорганичен в этих ролях.
Никто так не играл офицеров, как Лановой. И это при том, что сам Василий Семёнович в армии не служил.
Никто не был настолько олицетворением российской аристократии (разве что Вячеслав Тихонов мог составить тут конкуренцию) и дворянства.
И это при том, что Василий Семёнович родился в семье украинских крестьян из глухого села, перебравшихся в Москву в начале 1930-х. Благородная осанка, развёрнутые плечи, гордо посаженная голова – всё сошлось воедино и в его внешности, и в его характере. Даже обергруппенфюрер Карл Вольф в его исполнении (роль совершенно проходная) не вызывает какого-то острого неприятия, хотя фашист из фашистов.
Сколько советских мальчишек пошли в военные училища после «Офицеров», не сосчитать. После выхода «Офицеров» на экраны страны количество поданных в военные училища заявлений выросло в 20 раз.
Из моего только класса таких было четверо, включая и меня самого. И слова «есть такая профессия – Родину защищать», хоть и принадлежали не его герою, ассоциируется в первую очередь именно с его героем. Можно сказать, эта фраза стала буквально запевом как его киножизни, так и жизни человеческой, уже вне экрана.
Если про кого-то и можно сказать в полной мере, что он «не прогибался под изменчивый мир», то это, безусловно, про Василия Семёновича. Он и театр выбрал себе один и на всю жизнь – Вахтанговский.
И жизненную позицию не менял никогда, всей жизнью показывая, что значит быть патриотом своего Отечества. Неважно, как оно называлось – СССР или Россия, – это была его страна. За это, наверное, вся страна его и любила, а не только за талант и роли.
Лановой стал настоящим камертоном гражданственности и патриотизма, безошибочно выявляющим любую фальшивую ноту.
Как и у любимых героев в его исполнении, у него превыше всего были не идеология, не какие-то преференции, а Родина, офицерская честь и семья.
А как он читал стихи и прозу! Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Маяковского, Огарёва, Баратынского, Самойлова, Гумилёва, Тургенева, Светлова, Бунина. Чтобы так читать, надо понимать всю душу русской литературы, чувствовать её так же естественно, как дышать. Русский человек в русской жизни.
Увы и очень жаль, что приходится говорить эти слова. Тем более по такому грустному поводу. И рядом поставить уже некого. Там, где был Лановой, теперь у нас в душе просто чёрная дыра. Не осталось, по крайней мере, пока, в отечественном искусстве людей такого масштаба. И всем нам будет очень долго его не хватать. Такого яркого, бескомпромиссного, талантливого, служившего всей стране и всему народу.
Новости
16 января отмечает 87-летие один из самых любимых актёров нашей Родины – Василий Семёнович Лановой! У каждого человека есть свои идеалы, которые, как маяк в судьбе, помогают принимать решения, на которых формируется фундамент личности и цементируются кирпичики характера. Для миллионов людей эталоном порядочности, чести, достоинства, верности Родине, любви и дружбе является личность и творчество Василия Ланового.
За годы своей творческой деятельности Василий Семёнович блистательно воплотил многих персонажей в кино и на сцене легендарного Театра им. Евгения Вахтангова, который стал для него родным, где актёр служит с 1957 года по сей день.
Василий Лановой является Героем Труда Российской Федерации, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, Орденом Дружбы народов, Орденом Почета, Орденом Александра Невского и многими другими почетными наградами.
1 февраля 2019г. на главной сцене страны – в Большом зале Государственного Кремлёвского дворца состоялся юбилейный вечер народного артиста СССР, народного артиста России, лауреата Ленинской премии, актёра, педагога, общественного деятеля Василия Семеновича Ланового.
Разумеется, сам Василий Семёнович не только принимал поздравления из зала, но и активно участвовал в программе вечера.
Актёр пел и декламировал монологи, вспоминал истории из жизни и благодарил людей, сыгравших важную роль в его судьбе.
С огромной нежностью и теплом рассказал о любимом дедушке, многому его научившему в жизни, о прекрасной супруге Ирине Петровне Купченко, с которой они вместе уже почти полвека!
Во время каждой песни на огромных Кремлёвских экранах демонстрировались кадры из многочисленных фильмов Василия Семёновича: «Алые паруса», «Анна Каренина», «Война и Мир», «Павел Корчагин», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Дни Турбиных», «Странная женщина», «Любовь яровая», «Полосатый рейс»…
Каждую из этих кинолент можно по праву назвать энциклопедией порядочного человека, настоящего патриота своей Родины, верного мужа и отца, любящего сына, внимательного друга…
Он и в свои годы даст фору многим молодым – по задору и блеску глаз, искренним порывам души, желанию жить и творить добро!
Василий Семёнович продолжает служить в родном Театре им. Вахтангова, выступает с творческими вечерами в разных городах, преподаёт, является одним из основателей и вдохновителей акции «Бессмертный полк», несёт незыблемую и нерушимую память поколений, ведь «нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой Герой!»
Желаем Василию Семёновичу и Ирине Петровне скорейшего выздоровления и восстановления. Искренне надеемся и верим, что всенародно любимые актёры справятся с коварным вирусом и вернуться ко всем нам живыми и здоровыми!
Есть такая профессия – Родину защищать
Храбрые и благородные офицеры, которых очень удачно воплотили в жизнь Лановой и Юматов, на долгие годы стали настоящим жизненным ориентиром для нескольких поколений граждан нашей страны. Отлично сыграла свою роль и Алина Покровская, в которой многие жены офицеров узнавали себя.
Помимо прекрасной игры актеров, фильм запомнился многим зрителям фразой: «Есть такая профессия – Родину защищать». Фраза, произнесенная в самом начале фильма, проходит рефреном через всю картину. Несмотря на всю простоту высказывания, она нашла живой отклик в сердцах зрителей. В первый же год после показа фильма в военные училища СССР изъявили желание поступить десятки тысяч юношей. Количество поданных в военные училища заявлений выросло многократно.
Сценарий фильма «Офицеры» основан на пьесе Бориса Васильева
Сценарий фильма, который собрал в прокате 53,4 миллиона зрителей и по этому показателю вошел в число самых успешных фильмов Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, базировался на пьесе «Танкисты» писателя-фронтовика Бориса Васильева. Пьеса была дебютом в литературе знаменитого советского писателя, который оставил после себя богатое литературное наследие, в том числе повести «А зори здесь тихие…» и «Завтра была война», роман «В списках не значился» и многие другие произведения.
Первоначально фильм так и должен был называться «Танкисты». Однако название в конечном итоге поменяли. По данной пьесе под названием «Офицеры», которое в итоге получил и художественный фильм, в Театре Советской Армии готовили спектакль, но после двух пробных постановок с декабря 1955 года его больше не ставили.
Первоначальный сценарий фильма предполагал наличие двух серий. Работая над сценарием, Васильев включил в него события «Большого террора» с арестом и тюремными сроками для главных героев, которых выпустили бы после начала войны. Однако этот вариант не понравился министру обороны. Маршал Гречко потребовал от киностудии сократить сценарий до одной серии. Сам Борис Васильев отказывался сокращать сценарий, поэтому доделывать его пригласили Кирилла Рапопорта.
Автором идеи съемок фильма был маршал Андрей Антонович Гречко
Непосредственным автором идеи съемки фильма выступил министр обороны Советского Союза маршал Андрей Антонович Гречко. Считается, что автором знаменитой фразы: «Есть такая профессия – Родину защищать» стал сам маршал.
Имея за спиной такого инициатора съемочного процесса, можно было быть уверенным, что съемочной бригаде фильма будет оказана вся необходимая поддержка. И действительно, съемки картины шли по всему СССР: в Москве и Подмосковье, в Калинине, Севастополе и Ашхабаде.
Для маршала было важно, чтобы фильм раскрывал сложную жизнь жены офицера, вокруг которой бы развивался сюжет с главными героями. Фильм изначально заказывался, как произведение о нелегкой жизни офицерских жён. Данную задачу успешно воплотил на экране режиссер Владимир Роговой, для которого фильм стал первым, где он был главным режиссером.
Актерский ансамбль фильма «Офицеры» собрался по воле случая
Актерский ансамбль фильма «Офицеры», который так любим несколькими поколениям зрителей, собрался в таком составе по воле случая.
На главные роли долгое время претендовали совсем другие актеры. А Георгий Юматов уже на момент съемок обладал неоднозначной репутацией, поэтому утверждение его на главную роль шло тяжело. Актер с огромным талантом любил выпить и мог сорвать съемки.
На утверждении Юматова на роль настаивал лично Борис Васильев, который давно дружил с Георгием Юматовым, знал его и верил в его талант. Для фильма большое значение имело и то, что Юматов был фронтовиком. В конечном итоге режиссер Владимир Роговой утвердил Юматова на роль Алексея Трофимова, отдав ему предпочтение из 42 кандидатов. В этом выборе Васильев и Роговой не прогадали, Георгий Юматов сыграл в фильме «Офицеры» одну из своих главных ролей в карьере.
Роль друга и боевого товарища Алексея Трофимова Ивана Вараввы первоначально должен был играть актер Олег Ефремов. Его кандидатура на роль уже была утверждена, но популярный и востребованный артист не смог освободиться для съемок в «Офицерах», так как уже был занят в другой картине.
Только после этого на роль главного героя вновь позвали Василия Ланового. Вновь, потому что несколько раз до этого актер уже успел отказаться от роли Ивана Варравы.
Лановой не верил в героя, который мог всю жизнь быть безответно влюблен в жену своего друга. На пробы в фильм «Офицеры» Василия Ланового звали три раза и, к счастью для всех, уговорили сняться в этой роли.
Роль в этом фильме Василий Лановой будет выделять до конца жизни. Для актера и фильм, и сыгранный герой обрели особую стать. Мужчины, женщины и дети разных возрастов по особенному воспринимали фильм «Офицеры», и Лановой это видел, гордился своей работой и работой всего коллектива фильма, подчеркивая значимость этой роли для себя.
На роль жены Алексея Трофимова Любови Трофимовой, в которую по сюжету оказывались влюблены оба главных героя, первоначально утвердили актрису Елену Добронравову. Однако у актрисы было своё видение на развитие персонажа. Добронравова предлагала немного изменить сюжет картины. Актрисе хотелось, чтобы её героиня ушла от мужа к Ивану Варавве. Но на такое изменение сюжета создатели картины пойти не могли. И после нескольких скандалов режиссер Владимир Роговой решил расстаться с Еленой Добронравовой.
Срочно на роль Любови Трофимовой была вызвана Алина Покровская, которая ранее уже пробовалась на эту роль. К тому же Покровской сюжет фильма очень нравился.
Выигрышный пасьянс актеров окончательно сложился. Как говорила позднее Алина Покровская, после премьеры «Офицеров» она в одночасье проснулась знаменитой. В отличие от своих коллег по съемочной площадке, Алина Покровская предпочла посвятить свою жизнь театру. Поэтому в её фильмографии роль в картине «Офицеры» осталась самой звездной в карьере.
Песня «Вечный огонь» (От героев былых времен) стала по-настоящему народной
Заканчивается картина выразительной музыкальной композицией, которая дополняет видеоряд с кадрами из жизни главных героев картины вперемешку с реальными фрагментами документальной кинохроники Великой Отечественной войны. Песня, знакомая сегодня огромному количеству людей на постсоветском пространстве по первой строчке «От героев былых времён», на самом деле называется «Вечный огонь».
Эта военно-патриотическая песня, без которой сегодня невозможно себе представить 9 мая, была написана на стихи Евгения Аграновича, автор музыки – композитор Рафаил Хозак.
Песня была специально создана для фильма «Офицеры». Популярность данной композиции так же велика, как и у самого фильма. Её исполняли самые разные исполнители. При этом спектр исполнителей этой песни в России огромен: от Сергея Безрукова до рок-группы «Кукрыниксы». Что лишь подчеркивает уникальность, красоту и силу данного музыкального произведения.
В Москве установлен памятник героям фильма «Офицеры»
В нашей стране герои популярных фильмов часто обретают вторую жизнь в виде памятников, установленных в различных городах. Это же произошло и с героями картины «Офицеры», что также демонстрирует любовь к ним простого зрителя. Памятник героям ленты установили в Москве на Фрунзенской набережной 9 декабря 2013 года.
Автором скульптурной композиции стал Алексей Игнатов. Памятник, на котором представлены четыре героя фильма, воспроизводит одну из сцен картины – встречу двух старых боевых товарищей после долгой разлуки, супруги и внука одного из них. В открытии памятника приняли участие актеры Василий Лановой и Алина Покровская.
Не так давно в столице был открыт ещё один памятник, посвященный фильму.
В сентябре 2018 года скульптурная композиция «Офицеры» появилась в Главном управлении кадров Минобороны России. Здесь героев меньше: молодой курсант Алексей Трофимов (в исполнении актера Георгия Юматова) и командир кавалерийского эскадрона Георгий Петрович (в исполнении актера Владимира Дружникова). За спинами героев автор памятника расположил знаменитую цитату:
Гимн поколению героев, тем, кто посвятил свою жизнь великой профессии — Родину защищать. Даже сейчас, спустя полвека, это кино продолжает менять судьбы людей.
Легендарная картина «Офицеры» вышла в широкий прокат ровно полвека назад. Больше 53 миллионов зрителей в кинотеатрах, сейчас бы сказали — сенсация. Но это было что-то глубже, сильнее, откровеннее, каждая фраза, казалось, била в самое сердце. Как та самая про профессию, великий смысл которой уместился в двух словах — Родину защищать.
Культовых фильмов о войне немало, но такой один. За полвека изменилось и кино, и техника, и сама жизнь и ее ритм, но каждый кадр «Офицеров» по-прежнему держит зрителя в напряжении и не отпускает от экранов. Создавали эту картину те, кто о войне не просто знал — был там.
«Мы играли без играшек. Мы верили. Все наше поколение было без играшек», — рассказывал Василий Лановой.
Большинство съемочной группы воевало в Великую Отечественную. А создавали фильм вообще четверо фронтовиков. Георгий Юматов не только служил во флоте, был ранен. Сцена, когда его супруга видит следы ранения на спине шрамы актера, настоящие, полученные в бою. Режиссер Владимир Роговой — бывший пехотинец. Сценаристы Борис Васильев и Кирилл Рапопорт служили в танковых войсках и писали они о разных героях, но одинаково сильных характерах.
«Мы решили, что один из них тот, который в армии служить не хочет, а второй наоборот, он воюющий казак, он другого мысли и не видит, он воюющий казак», — рассказывает писатель, сценарист фильма «Офицеры» Борис Васильев.
И главная цитата из фильма, которая стала буквально жизнеопределяющей для последующих поколений военных, военным и была произнесена. Идея фильма принадлежит Маршалу Гречко, тогда министру обороны СССР. И поместилась она в одно емкое и, кажется, бездонное, предложение: «Есть такая профессия — Родину защищать».
Из экономии пленка черно-белая, а две серии сокращены до одной. Премьера летом в полупустом зале — не сезон. Отдельный показ для министра обороны. Гречко посмотрел фильм, узнал в главной героине образе всех офицерских жен и свою жену тоже. И теперь уже он цитировал кино.
Реальность и вымысел в фильме переплелись тесно. И картина начала менять жизни людей. Малоизвестная и совсем не военная история: годовалого Ваню играл воспитанник детского дома. Когда мама отказника увидела сына на экране, вернулась и забрала домой.
То, что дальше произошло с фильмом, исключительная история. Он стал судьбоносным и до сих пор вдохновляет мальчишек на не детскую профессию.
Теска младшего Трофимова бережно форму расправляет и становится еще серьезнее. Решил стать суворовцем, когда посмотрел фильм. Оказалось, чтобы стать военным, не обязательно ждать пока станешь взрослым. Разве мог надеяться, что познакомиться с главным героем. Не то, что встреча с Лановым, даже рассказ о ней — это волнительно.
«Он пожал мне руку и сказал, я забыл, что он мне сказал», — рассказывает Иван.
Служат как в фильме поколениями, сотни, тысячи военных династий, вдохновляясь картиной. Теперь уже в цвете пленку отреставрировал и раскрасил Первый канал.
В семье Героя Советского Союза Ивана Алтухова хранят память о «герое былых времен» и продолжают военное дело уже в четвертом поколении. Россыпь орденов — как семейное древо. Рядами от старшего к младшим. И космические войска, и внутренние, и юристы в министерстве Обороны. Не принято: мужчины не рассказывают о пережитом, женщины не показывают переживаний. Вместо разговоров — традиция смотреть вместе фильм. Все и так понятно.
«Это песня как гимн тому поколению, которое ушло», — говорит дочь Героя Советского Союза Надежда Гривачева. Источник