кто такой ушинский в педагогике
Константин Дмитриевич Ушинский
Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.
Биография
Родился в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна (урождённая Капнист) умерла, когда сыну было 12 лет.
Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.
В сентябре 1848 года Ушинский произносит речь «О камеральном образовании». Он предложил собственную систему камерального образования, в основе которой было изучение семьи, общества и народного хозяйства. Идеи Ушинского казались радикальными, излишне демократичными. В 1850 году он был вынужден оставить лицей. Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий. Стал сотрудничать в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).
В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.
Во многом стараниями Ушинского во второй половине 1850-х годов в российском обществе проснулся интерес к педагогике. Ушинский стал активным автором одного из новых изданий — журнала «Воспитание». Программной стала одна из первых статей Ушинского, опубликованных в этом журнале — «О пользе педагогической литературы» (1857 год). В том же году «Воспитание» публикует ещё одну фундаментальную статью Ушинского — «О народности в общественном воспитании».
В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию. Издание книги «Детский мир» принесло Константину Дмитриевичу всероссийскую славу. Первый тираж — 3 600 экземпляров — быстро разошёлся по учебным заведениям России. Потребовалось два новых издания.
Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.
После конфликта с начальницей института Ушинский вынужден был оставить должность. Императрица Мария Александровна взяла педагога под свою защиту. Ушинский был причислен к IV отделению собственной его величества канцелярии. Для нервного успокоения, по предложению императрицы, Константин Дмитриевич отправился в европейскую командировку. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово». Наряду с «Детскими миром» это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.
В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым.
Ушинского называют православным мыслителем, и здесь нет преувеличения. Свою школу, свою педагогическую антропологию он не представлял отделённой от Церкви. Педагогика, по его мнению, в своих основах должна иметь религиозное обоснование. Он считал нехристианскую педагогику немыслимой, «предприятием без побуждений позади, без результатов впереди». Христианство, по мнению Ушинского, указывает высокую цель воспитанию, его истины должны быть положены в основу воспитания. К.Д. Ушинский был уверен в необходимости изучения Библии в школе. Он подчеркивал, что в процессе обучения нельзя отделять преподавание Закона Божьего от других предметов и воспитания. Среди огромного количества рекомендаций в статьях Ушинского по поводу религиозного воспитания есть и о необходимости создания и функционирования воскресных школ. Ушинский говорил о религии как об одном из составляющих элементах воспитания, без которого невозможно полноценное формирование личности.
Краткая биография Ушинского Константин Дмитриевича
Родители
Будущий русский учитель был рожден в семье офицера в отставке, участника Первой Мировой Войны, дворянина.
Детские годы
Детство он провел в маленьком городке под названием Новгород-Северский. У семьи будущего педагога было не слишком крупное имение, в котором он и проводил большую часть своего времени.
Образование
Константин уже с ранних лет очень тяготел к знаниям по философии, психологии, истории и юриспруденции. Когда юному будущему писателю и педагогу исполнилось 11 лет, он принял решение поступать в гимназию в этом небольшом городке и успешно окончил ее в 1840 г.
После гимназии он принял решение продолжать обучение и поступил в Московский университет, выбрав факультет юриспруденции. Уже в возрасте 20 лет будущий писатель и педагог стал готовиться к получению звания профессора.
В возрасте 22 лет он был назначен на достаточно высокую должность. Улица, на которой в эти годы проживал Константин Дмитриевич, в будущем была названа его именем.
Начало педагогической деятельности
Нравы Ушинского сильно разнились со взглядами вышестоящего руководства университета. В связи с чем на постоянной основе стали возникать серьезные конфликты, которые привели к тому, что педагогу пришлось покинуть это заведение.
После того, как он оставил свою любимую работу, жизнь его стала не такой радостной. Ушинскому пришлось подрабатывать переводами различных текстов и статей с иностранных языков. Все его попытки устроиться в какое-либо учебное заведение были тщетными.
В связи со значительными трудностями педагогу пришлось покинуть город и переехать в Северную столицу, где он сразу же устроился на мелкую административную должность.
Через некоторое время педагог по воле случая и к большой радости поступает на службу в Институт в Гатчине, где проводит большую часть своего времени. Уже тогда он сформулировал свою основную идею и отношение к институтским порядкам.
Первые труды и статьи по педагогике и воспитанию
Примерно в эти же годы Константин Дмитриевич выпустил одну из своих лучших публикаций, которая принесла ему огромный успех. После этого он стал на постоянной основе публиковаться в одном из известных в то время журналов, а далее стал сотрудничать и с некоторыми другими изданиями.
Очень большой профессиональный прогресс получил учитель в Институте Благородных девиц, куда он поступил на должность в 1859 г. Там он занимался наблюдениями и воспитанием классов.
Поскольку Константин Дмитриевич имел достаточно вольные для того времени взгляды, его ждал «хороший» конфликт с начальницей этого института. В связи с этим, в 1862 г. его уволили, и он был отправлен за рубеж на пять лет.
Все эти годы Ушинский путешествовал по Швейцарии, Италии и другим странам. Он делал свои основные заметки и комментарии по педагогике и воспитанию в этих и других странах. Порядки там сильно отличались от современных взглядов на его родине.
Затем Ушинский, воспользовавшись своими наблюдениями и находясь за границей, издал статью, где описал различия между системами образования в России и за рубежом.
Вернувшись на родину, педагог начал писать свой основной и главный труд. Всего он выпустил два полных тома собраний собственных произведений и третий остался незаконченным.
В 1870 г. педагог переезжает в город Симферополь, где пишет множество статей об образовании и искусстве воспитания, а также другие издания.
Последние годы жизни
В 1870 г. случилась трагедия со старшим сыном Константина Дмитриевича. Это событие заставляет его совершить переезд в Киев. Там он покупает дом и со своими сыновьями едет на отдых в Крым.
Дорога в Крым стала последней для великого педагога. В пути он плохо себя почувствовал и отправился лечиться в Одессу, где впоследствии и скончался.
Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
Семья Ушинского
В 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семеновне Дорошенко, которая родила ему шестерых детей.
Самым старшим ребенком был Павел, который скончался в 1870 г. Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга.
Вклад в педагогику К. Д. Ушинского
Значение трудов народного учителя нельзя недооценивать. Деятельность великого педагога привнесла много нового в жизни обычных людей, учителей и учеников. Это на самом деле огромный вклад в развитие педагогики в России.
Педагогические идеи писателя
Основной идеей Константина Дмитриевича было требование народности воспитания. Он считал, что необходимо ввести требование демократизации образования народа.
Все свои идеи, мысли и принципы педагог отразил и обосновал в трудах и книгах, а также во многих научных статьях.
Основные труды и проблематика работ Ушинского
Наиболее популярные издания, передающие основные идеи и мысли педагога, выражены в списке произведений под названиями:
«Детский мир», изданное в 1861 году;
«Родное слово», изданное в 1864 году;
а также основополагающий труд Ушинского «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», в трех томах.
Константин Дмитриевич Ушинский
Фото Все
Видео Все
Константин Ушинский | Изменившие мир
История образования. Константин Ушинский
К.Д.Ушинский. Биографический фильм.
Константин Ушинский — биография
Константин Ушинский – прославленный педагог-демократ, писатель, автор научной педагогики в России. Автор многочисленных научных трудов и произведений для детей – «Два плуга», «Ветер и солнце», «Жалобы зайки», «Лиса и козел», «Плутишка кот».
Константина Ушинского любили учителя, дети и их родители, он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до Октябрьской революции, несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.
Детство и юность
Родился Константин Ушинский 19 февраля (3 марта) 1824 года в старинном русском городе Туле. Хотя в некоторых источниках годом рождения великого педагога считают 1823-й, а путаница якобы произошла из-за несвоевременно зарегистрированной метрики. Отца Константина звали Дмитрий Ушинский, он офицер в отставке, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Принадлежал к классу мелкопоместных дворян. Мама – Любовь Ушинская (в девичестве Капнист).
После того, как отец получил назначение на судейскую должность, семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли детские и юношеские годы будущего педагога. В двенадцатилетнем возрасте Константин остался без матери, которую любил безмерно. Эту любовь и светлую память о ней Ушинский пронес через всю жизнь. Именно мама дала сыну первые уроки, и когда его отправили в гимназию, то сразу зачислили в третий класс.
Портрет Константина Ушинского в молодости
Много лет спустя Константин будет с благодарностью вспоминать весь педагогический коллектив гимназии, включая и директора. Ушинский говорил, что они были настоящими педагогами, увлеченными своим делом, и самое важное, беззаветно любили детей. Может быть поэтому, уровень знаний выпускников этой школы был намного выше, чем в аналогичных учебных заведениях других городков. Аттестат об окончании гимназии молодой человек получил в 1840 году. Константина увлекали вольнолюбивые мысли просветителей из Европы, и история декабристов, все это оказалось близко его душе.
После этого Ушинский стал студентом юридического факультета Московского университета. В то время преподавателями этого престижного вуза были выдающиеся профессора, привившие студенту любовь к литературе, философии, праву. В 1844 году юноша окончил основной курс, но остался в магистратуре. В тот период он всерьез заинтересовался вопросами просвещения простого народа, в большинстве своем, не владеющем грамотой.
Ушинский успешно сдал экзамен в магистратуре, получил степень кандидата юридических наук, и в 1846 году уехал в Ярославль. Устроился на работу в Демидовскй юридический лицей. Константин пропагандировал прогрессивные взгляды, старался держаться со своими учениками на равных, избегал формальностей во время занятий, и это сильно не нравилось его начальству.
Начальство настороженно относилось к передовым настроениям молодого педагога, поэтому за ним негласно надзирали. Ушинский долго боролся с таким отношением к себе, но он понял, что все попытки что-либо изменить, будут тщетными, и уволился с работы. Чтобы заработать на жизнь, молодой человек начинает заниматься переводами иностранных статей для журналов. Потом он переехал в Петербург, нашел себе место в Министерстве внутренних дел, занял должность простого чиновника.
Педагогика
В 1854-м Константин Ушинский устроился на работу в Гатчинский сиротский приют, закрытое среднеспециальное учреждение, которым опекалась сама императрица. В этом учебном заведении учились будущие чиновники министерств и департаментов. Институт был известен своими строгими порядками, малейшие оплошности безжалостно наказывались, кроме того, учеников вынуждали доносить друг на друга, а это порождало вражду между ними.
Вначале Ушинского приняли на должность преподавателя русской словесности и права, но через шесть месяцев он перешел в инспектора. За все время, что Константин трудился в этом институте, он смог полностью изменить саму суть воспитательного процесса. Больше не было ни воровства, ни кляуз, ни сухого канцеляризма. Ушинский обнаружил архивы, оставленные его предшественником. Это была целая библиотека работ по педагогике, после знакомства с которыми, он как будто оказался в новом мире.
Журнал в котором Константин Ушинский опубликовал работу «О пользе педагогической литературы»
Эти материалы настолько его вдохновили, что Константин написал статью под названием «О пользе педагогической литературы», ставшую знаковой в его биографии. После публикации этой статьи к молодому педагогу пришла популярность. Теперь он активно сотрудничает со столичными журналами – «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения». Потом полтора года Ушинский занимал пост редактора «Журнала Министерства народного просвещения». За это время под его руководством журнал стал популярным сборником передовых публикаций.
Следующий этап педагогической деятельности Ушинского – Смольный институт благородных девиц. Именно там он начал воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. Константин никак не мог смириться с тем, что девушек делили на простых и знатных. Он работал над тем, чтобы ко всем было одинаковое отношение. Педагог ратовал за то, чтобы девиц учили на русском языке, а еще настаивал, чтобы после выпуска они могли рассчитывать на присвоение им квалификации воспитательниц.
Кроме этого, Константин регулярно проводил заседания, на которых присутствовал весь педагогический коллектив. На таких собраниях обсуждали насущные проблемы, передовые идеи в образовательной сфере. Эти вечера любили все, потому что они походили не на сухие заседания, а скорее, на встречу друзей и единомышленников. Педагоги обсуждали реформы, литературу, театральные премьеры. Константина Дмитриевича любили ученики и коллеги, и только начальство видело в нем вольнодумца. Чтобы как-то отстранить неудобного во всех смыслах педагога, было принято решение отправить его за границу, в командировку, продолжительностью пять лет.
Ушинский переехал в Европу, начал изучать передовой опыт в воспитательной и образовательной работе, он побывал в германских, французских и швейцарских учебных заведениях. Много времени уделял литературной деятельности, начатой еще в годы работы в Гатчине.
Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз.
Среди произведений Ушинского была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками – «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы». Эти книги пополнили классику русской литературы.
Педагог Константин Ушинский
Итогом всей педагогической деятельности Ушинского стал труд «Человек как предмет воспитания», над которым он работал по возвращении в Россию. К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой. При жизни Константина Дмитриевича издали два тома антропологических исследований, отрывки из которых часто встречаются в виде цитат в научных работах современных авторов.
Личная жизнь
Константин Ушинский обрел счастье, не только занимаясь любимым делом, но и в личной жизни. В 1851 году он женился на своей подруге детства Надежде Дорошенко. В 1852 году супруга подарила педагогу сына Павла, потом семья пополнилась дочерьми Верой и Надеждой, сыновьями Константином и Владимиром. До наших дней дошло фото, где вся семья педагога запечатлена вместе. В 1867 году семья пополнилась шестым ребенком – дочерью Ольгой, которая стала художником.
По мере того, как Константин Ушинский менял место своей службы, семья следовала за ним. Однако как бы там ни было, Ушинские имели свой тихий уголок, пристанище, куда они всегда могли вернуться. Константин приобрел дом на хуторе Богданка недалеко от Чернигова.
Интересно то, что все дочки Ушинского продолжили его дело. Они организовывали народные школы и училища, при этом зачастую тратили не только время, но и личные средства.
Смерть
Ушинский особенно активизировался в последние годы своей жизни. Он вел научную и гражданскую деятельность, посещал профессиональные съезды, печатал свои статьи, продолжал формировать стройную педагогическую систему. Его уважали, как мастера своего дела.
В 1870-м в семью пришла беда. На охоте погиб старший сын – Павел. Это стало большим ударом для всей семьи, и Ушинский решил, что им нужно уехать. Он покупает дом в Киеве, и перевозит туда всю семью.
После этого забирает всех сыновей и едет с ними в Крым с надеждой подлечиться. Но внезапно в дороге педагог простыл. Болезнь вызвала осложнения, и 22 декабря 1870 года 47-летний Ушинский умирает. Это печальное событие случилось в Одессе. Местом вечного упокоения Константина Ушинского стал Киево-Выдубицкий монастырь.
Вклад выдающегося педагога в развитие российской педагогики просто огромный. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах Ушинского. Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.
Педагогические труды
Ссылки
Константин Дмитриевич Ушинский-великий русский педагог
Ксения Медведева
Константин Дмитриевич Ушинский-великий русский педагог
КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ-ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПЕДАГОГ
Медведева Ксения Алексеевна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №52
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Нарышкина Анна Валентиновна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №52
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)— великий русский педагог, демократ, передовой общественный деятель, создатель научной педагогической системы.
Родился Ушинский в городе Туле. Учился в Новгород-северской гимназии, а затем в Московском университете, который окончил в 1844 году со степенью кандидата юридических наук. В возрасте 22 лет он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в Ярославском юридическом лицее. В связи с «беспорядками среди студентов» лицея был уволен в 1849 году за прогрессивные убеждения. Вынужден был временно служить мелким чиновником в Министерстве внутренних дел.
В 1854 году получил назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где значительно улучшил постановку обучения и воспитания.
В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Он провел реформу института, ввел новый учебный план, где главными предметами сделал русский язык, литературу и естественные науки; широко применял наглядность в обучении. В это время была так же составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861 год) в двух частях для преподавания в младших классах. Она содержала много материалов по естествознанию.
Ушинского обвинили в безбожье, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Был направлен в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. За границей он изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил книгу для классного чтения «Родное слово» (1864-1870 годы) и методическое руководство к ней. Подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек, как предмет воспитания (опыт педагогической антропологии)», (тома 1-2 1867-1869годы, собрал материалы для третьего тома. Тяжело больной вернулся в Россию (1867 год)и прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте 47 лет.
Цель воспитания К. Д. Ушинский видел в формировании гармонично развитых людей, ставящих интересы общества выше личных, преданных своей Отчизне, любящих свой народ.
Воспитанию детей в период дошкольного детства Ушинский придавал особое значение, рассматривая его как одну из ступеней в общей системе воспитания. Исходя из народностей воспитания, он разрабатывает вопросы обучения родному языку, ознакомлению с природой, народными играми, сказками, пословицами и поговорками. Оценивая педагогическое значение сказок, Ушинский писал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Всё, что усваивается человеком в впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы. Таким образом, женщина является необходимым посредствующим членом между наукой, искусством и поэзией, с одной стороны и нравами, привычками и характером народа с другой.
Деятельность же педагога, как считал Ушинский,более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, её результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и тоже, «втянуться и вести преподавание почти методически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперёд. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и тактом. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя всё в деле воспитания».
Также одним из важнейших условий воспитания и обучения ребёнка Ушинский считал деятельность и активность. Он считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В статье «Труд в психологическом и воспитательном значении Константин Дмитриевич писал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходимым для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь. Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Ушинский придавал большое значение физическому труду, читал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчёркивал большое значение сельскохозяйственного труда. Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысли о том, что «учение есть труд и труд серьёзный…» представляют большую ценность для педагогики наших дней.
Дидактические взгляды Ушинского отличались большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учёта возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения, отметив, что существует два вида внимания; активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребёнка и последовательности.
Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей занятиями.
Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение предавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком»,- писал он.
В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внёс много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Он отвёл наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приёмами методику наглядного обучения, созданную Каменским, Песталоцци и Дистервегом. Так он разработал подробные указания относительно рассказывания детям по картинкам, указывал, что используемые для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путём беседы.
Много внимания К. Д. Ушинский уделял осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Константин Дмитриевич подробно разработал методику повторений учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала).
Ушинский подробно разработал так же методику образования детей общих представлений и понятий из наглядных единых представлений, методику развития мышления одновременно с развитием речи. В промессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии под руководством учителя дети наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие.Эта стадия имеет три ступени: на первой дети под руководством учителя непосредственно воспринимаю предмет или явление. На второй ступни под руководством учителя отличают, различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщения и закрепления полученных знаний. К. Д. Ушинский рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания.
Теорию дошкольного воспитания К. Д. Ушинский видел в том, что воспитание, совершенствуясь,может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. По крайне мере на эту возможность указывает физиология и психология, а воспитатель в свою очередь должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его духовными требованиями.
Ушинский подошел к разработке теории педагогики, как широко образованный мыслитель вооруженный научными знаниями о человеке, как предмете воспитания. Он указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических моментов. Он рассматривал психическую жизнь в ее развитии.
При осмотре женских учебных заведений за границей (Швейцария, Германия, Франция) К. Д. Ушинский ознакомился с педагогической работой общественных учреждений для маленьких детей (детские сады, школы для малолетних, приюты, что и нашло свое отражение в составленном им отчете. Во время поездки по Швейцарии он вел дневниковые записи, которые были опубликованы в форме семи писем.
Прочитав третье письмо из педагогической поездки по Швейцарии, можно многое узнать о малолетней школе Фрелиха. В малолетней школе не учатся, а играют; но играя, развиваются. Выучиваются проводить прямую линию, немножко рисовать; немножко читать и писать, что весьма не легко потому, что дети в этом возрасте (3-6 лет) вообще говорят бессвязно и неясно. Учительница разговаривает с детьми на том же наречии, для того, чтобы школьные условия максимально приблизить к домашним, а дети спокойно туда ходили, без боязни. Особенно изучают народные песни и рассказы на своем наречии, хотя и осваивают немецкий общий.
В младшем классе малолетней школы находятся дети от 3 до 5 лет включительно и остаются в классе 4 часа: 2 утром, 2 после обеда; старший класс, дети по 6 лет, занимаются 3 часа утром и 2 часа после обеда.
Занятия проходят следующие:
1. Религия. Урок религии заключается в рассказах из детской жизни, имеющих какой-нибудь нравственный смысл. Рассказы эти ведутся так, что дети принимают в них самое главное участие, спрашивают, добавляют, угадывают окончание, рассказывают свои истории. Учительница рассказывает несколько происшествий из священной истории, но языком, понятным и доступным детям.
2. Упражнение чувств. Здесь упражняется зрение в различении цветов, в измерениях; упражняется слух в различении звуков и тонов, упражняется осязание и обоняние. Дети находят сходство и различия в предложенных предметах.
3. Рассказы по картинкам. Данный урок не доведен до совершенства за недостатком хороших картин и описания к ним для учителя. Всей возможной пользы из такой беседы не извлекается.
4. Практические упражнения, приготовляющие к чтению и письму. Дети приучаются выговаривать ясно звуки, составляющие слова, разлагать слова на слоги и звуки, складывать слова из звуков. Готовясь к письму, дети учатся проводить и комбинировать линии. В швейцарских и французских школах используют методы Шера.
5. Счет от одного до десяти по методе Эггера, которая употребляется и в высших классах. Над десятком проводятся все четыре действия.
6. Рисование. Очень занимательно для детей. На стене висит разлинованная черная доска, каждый квадратик с вершок, такие же доски у детей. Учительница рисует на доске и подробно объясняет что рисует, дети синхронно с ней рисуют на своих досках.
7. Пение. Г. Фрелих большой знаток в деле пения, по этому уроки очень хорошо поставлены, дети поют с удовольствием. Когда запоют в наших школах, писал Ушинский, тогда можно будет сказать, что они пошли вперед.
8. Рукоделие. Игра, приучающая детей владеть своими руками. Рукоделию отводиться большая роль в воспитании девочек, потому что в Швейцарии им занимаются много. Девочки выкладывают различные фигурки из картонных треугольников по рисунку, конструируют из деревянных кубиков, нанизывают бусы, выкалывают булавкой рисунок, все это готовит руки будущих рукодельниц.
9. Гимнастика и гимнастические игры. Летом занятия проходят в саду. Зимой в особом зале. Каждый день немного в классе. Дети учатся садиться и вставать в такт, обернуться туда и сюда, поднимать и опускать руки, выйти из-за скамьи тихо и без толкотни. Если бы эти простые приемы применялись в наших школах, писал Ушинский, то помогли бы разрушить усыпляющую атмосферу, царящую в нашей школе; способствовали бы сохранению здоровья детей, свежести и готовности их учения. Дайте ребенку подвигаться и он одарит вас десятью минутами внимания, а эти десять минут, если ими суметь воспользоваться дают результатов больше, чем неделя полусонных занятий.
Из малолетней школы дети переходят в элементарные классы. Туда они приносят с собой привычку к классному порядку, некоторые знания и умения по письму, счету; приходят с более развитой речью, а главное – приносят уже рождающуюся любовь к учению. Детские сады хотя и появились в то время в Германии и Швейцарии, но были явлением вызывающим противоположные мнения. Сторонники детских садов видят в них переворот в педагогике, а Фребеля считают отцом правильного воспитания. Противники же видели в детских садах учреждения мешающие ребенку гармонично развиваться подавляющее естественное развитие детской природы.
Ушинский, будучи ни сторонником, ни противником осматривал детские сады с целью самому познать эту истину.
Несомненная заслуга Фребеля состоит в том, что он впервые обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их характер, стремления и наклонности. Он взглянул на детскую жизнь, как на жизнь относительно полную и заполненную потребностями, которые должны удовлетворять взрослые. Фребель обратил особое внимание на игру детей, так как игра для ребенка то же, что и для взрослого, любая серьезная деятельность. Однако он очень увлекся и очень систематизировал игры, ведь придумать именно детскую игру-это наиболее сложная задача для взрослого человека. Идея Фребеля удалась бы лучше, если бы он систематизировал те игры, в которые дети играют уже веками. Ведь порой какая-нибудь игра, давно потерявшая всякий смысл, передается из поколения в поколение столетиями. В играх придуманных Фребелем много искусственного и не детского. Песенки скучны и натянуты и портят вкус ребенка, а также они сложны для понимания детьми. Однако же игры Фребеля и занятия в умелых руках воспитателя находили свои достоинства. Одна из таких талантливых наставниц была ученица Фребеля баронесса Марнгольц. Она посвятила всю свою жизнь и свое имущество идее детских садов. Осматривая сады, Ушинский сделал вывод, что какой бы ни была система, главная роль принадлежит «садовнице», которая должна обладать громадным педагогическим талантом, который встречается редко.
Изучая биографию и труды К. Д Ушинского, всё больше понимаешь, какой огромный вклад внёс этот великий педагог в развитие педагогики, в том числе и дошкольной. Ведь и сейчас широко применяются в работе воспитателями идеи и принципы, приёмы и методы обучения, о которых писал Константин Дмитриевич. Особенно, мы считаем, что в наше время актуальны принципы наглядности, смены деятельности во время занятия, игровая форма обучения, разнообразие материала, принцип закрепления изученного. А также неизменными на все времена останется облик воспитателя, преданного своему делу, любящего детей, посвятившего им жизнь.
Сценарий праздника «Великий праздник — День Победы!» Сценарий праздника «Великий праздник – День Победы!» 2016 г Музыкальный руководитель: Н. С. Лашпанова Ход праздника: Зал празднично украшен.
Деловая игра для педагогов «Хороший педагог-грамотный педагог!» Цель: актуализация духовно-нравственного,творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности.
Музыкальная гостиная для педагогов ДОУ «Великий русский композитор П. И. Чайковский» Музыкальная гостиная Сценарий беседы – концерта для педагогов ДОУ. «Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский» Подготовила и провела.
Проект «Великий День Победы!» Тема проекта: «Великий День Победы!». Вид проекта: познавательно-продуктивный, личностно-ориентированный. По числу участников: групповой.
Проектная деятельность «Приобщение детей с ОВР к культуре родного края. М. П. Мусоргский-великий русский композитор» «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…» М. П.
Тема урока: Обучение грамоте в 1 классе «Одна у человека мать, одна и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество»» Пояснительная записка Тема урока: » Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»» Цель урока: Создание условий для.
«Великий, могучий русский язык». КВН в 6-м классе Великий могучий русский язык. КВН в 6-м классе Ход игры: Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас! Приглашаем понаблюдать за.
«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи» Внеурочное занятие в 3 «А» классе. Тема: Великий, могучий русский язык Цель: развитие интереса к родному языку; показать красоту и величие.
Занятие во второй младшей группе по развитию речи. «Васька» К. Ушинский Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать потешки; обратить их внимание на образные описания. Программное содержание: 1. Учить.