кто такой умка в авиации
10 секретных слов и фраз, которых пассажиры самолёта знать не должны
1. «Пакс»
2. «Умка»
3. «Три дня в Аргентине»
4. «Синий сок»
Слова «нападение», «террорист», «бомба» запрещены в рабочем лексиконе пилотов и стюардесс гражданских авиалайнеров. Вместо них они используют особые кодовые слова и фразы. Пилоты Аэрофлота поделились информацией, как бортпроводники дают лётному составу понять, что на борту творится неладное.
5. «Товарищ командир»
6. «Нести ли рыбу?»
7. «Красный код»
8. Звуковые коды
9. Цифровые коды «семь тысяч»
10. «Господин капитан»
Бортпроводники рассказывают, что существует ещё одно тайное слово, известное только экипажу конкретного рейса. Новый шифр каждый раз придумывается непосредственно перед вылетом, чтобы в случае террористической угрозы или аварии незаметно оповестить капитана.
Рекомендуем
Использование материалов, опубликованных на нашем сайте, допускается только при условии гиперссылки на сайт www.biletik.aero.
Вас перенаправляет на страницу Вашего банка для ввода подтверждающего операцию пароля, как правило высылаемого банком в SMS на телефон привязанный к карте
Подписка на спецпредложения
Подпишитесь и при появлении спецпредложений на выбранное направление Вы узнаете об этом первым.
Билетик Аэро
Разрешить получение push-уведомлений?
Правила бронирования
Соглашение между клиентом и biletik.aero
(Правила бронирования)
Добро пожаловать на biletik.aero (далее — «сайт»).
Термины «мы», «нам», «наш» и «biletik.aero» относятся к компании Biletik.aero
Термин «Вы», «Вам», «Ваши» и «Клиент» относятся к пользователю, посетившему наш сайт и/или получившему любую услугу через наш сайт.
Все договора перевозки, заключаемые Вами путем бронирования, оплаты и выписки билетов на данном сайте Вы заключаете непосредственно с авиакомпаниями. Мы за вознаграждение выступаем как агрегатор предложений авиакомпаний.
Мы предлагаем на Ваше одобрение без каких либо изменений все термины и условия изложенные ниже (далее — «Соглашение»). Пожалуйста, ознакомьтесь внимательно с настоящим Соглашением. Если Вы не принимаете все условия и пункты настоящего Соглашения, пожалуйста, не используйте этот сайт. Соглашение вступает в силу с момента выражения согласия Клиента путём открытия любой страницы или использования любого сервиса нашего сайта. Мы оставляем за собой право в любое время изменять по нашему усмотрению данное Соглашение без предварительного уведомления.
Дальнейшее использование сайта означает Ваше согласие с возможными обновлениями и изменениями которые могут быть внесены в Соглашение.
1. Условия использования сайта
2. Политика конфиденциальности
3. Запрещённая деятельность
4. Отказ от ответственности
5. Выезд за границу
6. Бронирование, оплата, отмена, обмен и возврат авиабилета
7. Дополнительные услуги
9. Оплата банковской картой
10. Авторское право и торговые марки
11. Программное обеспечение
13. Заключительные положения
Условия использования сайта
Как условия использования нашего сайта, Вы подтверждаете что:
• Вам исполнилось 18 лет, Вы дееспособны, правоспособны, имеете законное право вступать в договорные отношения с biletik.aero и Вы будете использовать сайт в соответствии с настоящим Соглашением;
• вся информация, предоставляемая Вами является актуальной и полной;
Мы сохраняем за собой право по собственному усмотрению в любое время и без объяснения причин отказать в доступе к сайту и к услугам которые мы предлагаем, включая, но не ограничиваясь нарушениями настоящего Соглашения.
Мы понимаем, что процесс онлайн бронирования и совершения оплат на нашем сайте предполагает значительный уровень доверия с Вашей стороны.
Любая информация на нашем сайте, а также вся инфраструктура, используемая для обеспечения работоспособности сайта, является нашей собственностью или собственностью наших Партнеров и Поставщиков. Вы соглашаетесь не копировать, не изменять, не распространять, не передавать, не воспроизводить, не публиковать, не лицензировать, не создавать производные продукты, не продавать и перепродавать любую информацию, программное обеспечение, продукты или услуги полученные в результате использования нашего сайта. Исключение составляют копии маршрутных квитанций и связанных с ним документов, необходимых для путешествия и использования оплаченных услуг,
Отказ от ответственности
Информация, программное обеспечение, продукты и услуги, опубликованные на этом сайте, могут содержать некоторые неточности и ошибки. В частности, biletik.aero не гарантирует 100%-ной точности и не несёт ответственности за неполноту либо недостоверность информации (в частности о наличии мест по тарифу, статистики авиакомпаний, отсутствие информации о терминале в аэропорту или о его неверном указании) и описания любого товара или услуги, представленных на нашем сайте, большая часть которой предоставляется нашими Партнерами и Поставщиками (Авиакомпаниями и их агентами).
biletik.aero не несет перед клиентом никакой ответственности в случае полной или частичной неработоспособности сайта или его компонентов в течение какого-либо времени, а также при отсутствии возможности доступа клиента к системе или несения им любых косвенных или прямых затрат в связи с данными обстоятельствами. biletik.aero, наши Партнеры и Поставщики могут вносить корректировки и изменения на нашем сайте в любое время.
Вся информация предоставленная на этом сайте, программное обеспечение, товары и услуги предоставляются по принципу «как есть» без каких либо
гарантий. biletik.aero не несет перед клиентом ответственности за качество
и защищенность используемых им каналов связи при использовании сайта, равно
как и за любой ущерб, причиненный клиенту в результате использования им
некачественных или незащищенных компьютерных систем и каналов связи или указания клиентом в заказе неверных контактных данных.
biletik.aero не несет ответственности, не возвращает денежные средства и не возмещает никаких косвенных или любых прямых затрат (убытков) из-за не соблюдения правил обслуживания, законов РФ и международного законодательства непосредственными Поставщиками услуги (Авиакомпаниями), а также в случае любой задержки, переноса или отмены рейса, избыточного бронирования, забастовки, обстоятельств непреодолимой силы (наводнения, землетрясения, пожары, аварии на транспорте, эпидемии и пандемии, гражданские беспорядки, мятежи, война и военные действия, забастовки, публикация нормативных актов запрещающего характера), не получения пассажиром маршрутной квитанции (электронного билета), не получения уведомления об изменениях в его маршруте и расписании непосредственно Авиакомпаниями, банкротства или неплатежеспособности Авиакомпании или ее агента, или иных причин, находящихся вне непосредственного контроля biletik.aero.
Если, несмотря на ограничения выше, biletik.aero признал ответственность за убытки или ущерб, которые возникли и связаны каким-либо образом с любым из описанных выше случаев, то ответственность biletik.aero ни в коем случае не должна превышать в совокупности стоимости сборов, которые Вы оплатили в biletik.aero при приобретении услуги на нашем сайте, либо Сто Долларов США (USD100) или эквивалент в местной валюте.
Клиент соглашается с принятием на себя всей ответственности за подготовку всех необходимых документов для поездки, гарантирует корректность и полноту документов, необходимых при выезде и прибытии, а также при транзитном перелете для следования по всему маршруту, наличие необходимых виз, действительных паспортов, доверенностей или иных документов. biletik.aero не несет ответственности за незнание или несоблюдение пассажиром всех необходимых требований страны выезда и страны прибытия, а также стран пунктов пересадки/транзита. Перед бронированием, оплатой и поездкой, убедитесь в наличии всех необходимых документов и виз. Для получения более подробной информации воспользуйтесь сайтом http://www.iatatravelcentre.com/ и ознакомьтесь с информацией на сайте Министерства иностранных дел страны, гражданином которой Вы являетесь.
Предлагая авиабилеты по международным направлениям, biletik.aero Не Гарантирует, что путешествия по некоторым направлениям безопасны.
biletik.aero не несет ответственности за ущерб и любые потери которые могут возникнуть в результате такой поездки.
Бронирование, оплата, отмена, обмен и возврат авиабилета
Все договоры об оказании представленных услуг, информация о которых размещена на веб-сайте biletik.aero, заключаются Клиентом напрямую с Поставщиками (авиакомпаниями, прочими перевозчиками и иными поставщиками услуг), в соответствии с российским и международным законодательством.
Настоящие Правила бронирования содержат все существенные условия по оказанию Поставщиками (перевозчиками и иными поставщиками услуг бронирования) своих продуктов и услуг, в т.ч. оформление билетов и продажи дополнительных услуг, представленных на веб-сайте biletik.aero
При оформлении заказа Вы обязуетесь указывать только достоверные и полные данные. Обратите внимание, что в связи со спецификой принципов работы глобальных систем дистрибуции и систем бронирования Поставщика, запрещены изменения данных любого из пассажиров в оформленном заказе.
Любое изменение может привести к аннуляции заказа/билетов и возврат средств будет возможен только согласно правилам применения выбранного тарифа. Таким образом, Вы принимаете на себя все возможные риски и расходы, связанные с Вашими действиями при которых могут быть допущены ошибки и неточности при оформлении заказа. Обратите внимание, что некоторые авиакомпании в момент регистрации на рейс могут потребовать продемонстрировать банковскую карту, с использованием которой была совершена оплата.
Вы принимаете на себя возможные риски и обязуетесь использовать полетные сегменты в том порядке, в котором они указаны в билете. Неявка на один из сегментов полета является основанием для аннуляции авиакомпанией всех последующих сегментов перелета.
Поставщик в одностороннем порядке и без предупреждения может аннулировать бронь или оформленный заказ в случае обнаружения “двойного бронирования” (более одной брони на конкретного пассажира на один и тот же рейс на одну или несколько дат). Во избежание двойного бронирования, мы рекомендуем Вам перед бронированием отменить все существующие дублирующие брони и после оформления заказа не инициировать дублирующие брони и заказы.
Билеты для несовершеннолетнего ребёнка без сопровождения, пассажира не имеющего возможности самостоятельно передвигаться, пассажира лишенного зрения и/или слуха, беременной женщине на поздних сроках должны быть забронированы и оформлены только в офисах и представительствах авиакомпаний.
При бронировании билета мы имеем право взимать с клиента дополнительный сервисный сбор (плату) за оказание услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг. При полном или частичном возврате билета, сервисный сбор возврату не подлежит.
В любом случае не возвратны все сборы biletik.aero (как отдельно выделенные, так и заложенные в стоимость билета, например в таксу ХР), а также сбор (комиссия) платежного шлюза, которая всегда равна 3% при оплате картами и 4% при оплате наличными в салонах связи.
Отменить билет возможно только в случае разрешения от авиакомпании. На странице результата оформления заказа, рядом с номерами билетов, в случае наличия такой возможности появляется кнопка «Отменить». Обычно билет можно отменить в течение 30 минут после оформления, но не позднее 48 часов до вылета. Билет с датой вылета менее двух суток от даты выписки отмене не подлежит. Мы вправе снимать дополнительный сбор за услугу оформления отмены в размере 2000 рублей или эквивалент в местной валюте за билет.
biletik.aero не предоставляет услуги по информированию пассажиров об изменения в расписании полетов по приобретенному на сайте www.biletik.aero билетам и не взимает за это денежных средств. Пассажир должен самостоятельно отслеживать такие изменения (перенос или отмена рейса) любым возможным способом.
Для осуществления предоставления всех услуг на нашем сайте Клиент согласен на передачу персональных данных нашим партнерам и Поставщикам услуг (авиакомпаниям, страховым компаниям, платежным системам и прочим).
Услуги предоставляются только в рамках описания каждого из пакетов услуг.
При покупке пакетов услуг с уведомлением об отмене и/или переносе вылета клиент согласен, что такая услуга может быть оказана как biletik.aero, так и самой авиакомпанией (для этого biletik.aero ей передает контактные данные из заказа).
Стоимость пакета услуг является невозвратной.
В случае возникновения убытков, потерь и прочих расходов в случае не предоставления/ не качественного предоставления таких услуг biletik.aero не несет за них никакой ответственности и не компенсирует потери.
Возмещение за не предоставление/некачественное предоставление таких услуг производится в сумме не превышающей первоначальной стоимости купленного пакета услуг.
Обязательства по услугам страхования несет перед пассажиром страховая компания, предлагающая к продаже свои страховые услуги на сайте biletik.aero. Компания biletik.aero не гарантирует качество предоставляемых услуг страховой компанией и не возмещает возможные убытки от ее действий перед пассажиром.
biletik.aero также оказывает другие дополнительные услуги: изменение паспортных данных, внесение ремарок с любой информацией, внесение дополнительного багажа, выбор места, питания, добавление младенцев в бронирование, изменение имени.
Курсы валют доступные на нашем сайте получены из общедоступных источников и должны использоваться только в рекомендательных целях. Курсы валют меняются ежедневно. При использовании этой информации в каких-либо финансовых целях, мы рекомендуем обратиться к квалифицированному специалисту для проверки точности котировок. Мы не разрешаем использовать эту информацию в любых целях, кроме как для личного использования.
Оплата банковской картой
На странице оформления заказа указана стоимость продукта/услуги в валюте Поставщика или его представителя. На банковской карте клиента блокируется указанная сумма в валюте выбранного товара или услуги. После выписки билета, в течении нескольких дней, Поставщик (Авиакомпания) или его уполномоченное лицо инициирует списание денежных средств, ранее заблокированных на Вашей банковской карте. Ваш банк, в случае несовпадения валюты Поставщика и валюты Вашей банковской карты, может произвести конвертацию по своему внутреннему курсу, не совпадающему с курсом на нашем сайте или с курсом Центрального Банка той страны, резидентом которой является банк, выпустивший Вашу карту. Рекомендуем уточнить у представителей Вашего банка внутренний курс Вашего банка и размер возможной комиссии за конвертацию валют перед совершением оплаты. Фактом оплаты, клиент подтверждает, что получил соответствующую информацию и согласен с итоговой стоимостью.
В случае использования банковской карты Вам не принадлежащей, Вы должны получить письменное согласие на осуществление оплаты заказа у непосредственного владельца (держателя) банковской карты.
Обратите внимание, что аннулирование выписанных билетов в случае перехода суток невозможно.
Обратите внимание, что при оплате банковской картой, в случае, когда валюта счета Поставщика и валюта счета Вашей карты отличается от валюты Вашей страны, платежная система может по своему усмотрению произвести автоматическую конвертацию в доллары.
Мы не храним данные Вашей банковской карты. Процесс оформления заказа происходит полностью в автоматическом режиме и без участия человека. Защита передачи информации подтверждена сертификатом SSL 256 бит от компании COMODO. Наш сайт в полной мере отвечает стандартам безопасности PCI Compliance.
Авторское право и торговые марки
Все содержимое этого сайта и программный код являются объектом авторских прав компании biletik.aero. Логотип и название «biletik.aero» являются зарегистрированной торговой маркой компании Biletik.aero. Все права защищены. Любые торговые марки, названия юридических лиц, логотипы и другие атрибуты авторских прав, в том или ином виде присутствующие на нашем сайте, являются защищенной соответственным образом собственностью их владельцев. Если Вам стало известно о нарушении наших прав, пожалуйста, сообщите нам об этом по электронной почте copyright@biletik.aero
Если Вы считаете, что материалы, размещенные на нашем сайте нарушают Ваши права, Вы или Ваш уполномоченный представитель может отправить нам письменное уведомление, которое должно включать следующую информацию: определение авторских прав, которые по Вашему мнению мы нарушаем; Ваши контактные данные, в том числе Ваш адрес электронной почты и номер телефона; Ваше согласие с тем, что информация, содержащаяся в уведомлении верна, Вы осознаете что можете быть привлечены за лжесвидетельство и подающая жалобу сторона имеет право действовать от имени владельца эксклюзивных прав, которые предположительно нарушаются; уведомление должно быть подписано лицом, уполномоченным действовать от имени владельца эксклюзивных прав, которые предположительно были нарушены. Уведомление должно быть отправлено нам по электронной почте на адрес copyright@biletik.aero. До подачи уведомления мы рекомендуем Вам проконсультироваться у юриста. Мы рассмотрим все уведомления, которые соответствуют требованиям, указанным выше. Следует учесть, что в случае подачи ложного заявления о нарушении авторских прав Вы также можете нести ответственность за ущерб, причинённый нам.
Любое программное обеспечение на этом сайте является объектом авторских прав компании Biletik.aero и/или наших Поставщиков. Использование программного обеспечения регулируется условиями лицензионного соглашения с конечным пользователем, если таковые имеются, которое сопровождает или входит в состав программного обеспечения (“Лицензионное соглашение»).
Если Вы не выразили свое согласие с условиями лицензионного соглашения Вы не можете устанавливать или использовать любое программное обеспечение, которое сопровождается или включает в себя лицензионное соглашение. Для любого программного обеспечения, доступного для загрузки на нашем сайте, не сопровождаемого и не включаемого лицензионное соглашение, настоящим мы предоставляем Вам, пользователю, ограниченную, персональную, не передаваемую лицензию на использование программного обеспечения для просмотра и иного использования сайта в соответствии с этими Соглашением и ни для каких других целей.
Обратите внимание, что всё программное обеспечение, в том числе весь код HTML, JavaScript, CSS содержащиеся на этом сайте, является собственностью компании biletik.aero (Biletik.aero), наших Партнеров и Поставщиков и защищены законами об авторском праве и международными соглашениями. Любое воспроизведение или распространение программного обеспечения категорически запрещено и может повлечь за собой гражданскую и уголовную ответственность.
Если какая-либо часть нашего сайта содержит ссылки на другие сайты, то следует понимать, что такие ссылки предоставляются только для справки. Мы не контролируем такие сайты и не несем ответственность за их содержание. Мы рекомендуем предпринять все возможные меры предосторожности перед началом использования других сайтов.
Вы соглашаетесь защищать и ограждать компанию biletik.aero и сотрудников компании от любых претензий, исков, требований, потерь, убытков, штрафов и прочих расходов любого характера (включая, но не ограничиваясь бухгалтерскими и юридическими расходами) предъявленные третьими сторонами в случае нарушения Вами настоящего Соглашения, любого закона и/или прав третьих лиц.
Использование сайта является неправомерным в любой юрисдикции, которая не признает все условия настоящего Соглашения. Приняв настоящие Соглашение и используя наш сайт, Вы соглашаетесь с тем, что нет никакого совместного предприятия, партнерства или трудовых отношений между Вами и компанией biletik.aero.
В пределах допустимых действующим законодательством Вы соглашаетесь с тем, что несёте ответственность за любой иск или претензию, вытекающие из или в связи с Вашим доступом к сайту или использование сайта на протяжении 3 (трех) лет с даты получения иска или претензии.
Настоящее Соглашения (и любые другие положения и условия, упомянутые в данном документе) является полным соглашением между Вами и компанией Biletik.aero в отношении этого сайта и заменяет все предыдущие или одновременные сообщения и предложения переданные по электронной почте, в устной или письменной форме между клиентом и biletik.aero в отношении этого сайта. Печатная версия данного Соглашения и любого уведомления в электронной форме, могут быть приняты в судебных или административных разбирательствах, исходя из или касающиеся настоящего Соглашения в той же степени и по тем же условиям, что и другие деловые документы и записи, изначально созданные и хранящиеся в печатной форме.
Любые права, не представленные явно в настоящем Соглашении, защищены
«Торпедная нищета» учений ВМФ РФ «Умка-2021»
Прежде всего, вызывает вопросы сам подход, при котором была использована только одна торпеда. Один выстрел – это практически ничто, американцы делают десятки выстрелов в ходе каждого учения, причем в разных условиях. Также вызывает массу вопросов то, в каком виде обо всём произошедшем было доложено Верховному Главнокомандующему. Была ли до него доведена объективная информация? А из этих вопросов вытекает главный: было ли это начало реальной работы по приведению торпедного дела в ВМФ в нужное состояние или же – просто попытка успокоить общественность?
«Умка-2021» и доклад президенту
Президент заслушал доклад главкома ВМФ Николая Евменова о ходе комплексной арктической экспедиции 26.03.2021 г., 17:15.
В. Путин: Николай Анатольевич, добрый день!
Н. Евменов: Здравия желаю, товарищ Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации!
В. Путин: Арктическая экспедиция, о которой Вы будете докладывать, не имеет аналогов в истории, как советского периода, так и в современной истории Российской Федерации. Прошу доложить о результатах.
Н. Евменов: Товарищ Верховный Главнокомандующий, с 20 марта 2021 года под руководством Главного командования Военно-Морского Флота проводится комплексная арктическая экспедиция «Умка-2021».
Всего планом предусмотрено 43 мероприятия… К настоящему времени в соответствии с планом выполнено 35 мероприятий, восемь находятся в выполнении по плану.
Впервые в истории Военно-Морского Флота выполнено:
— всплытие из-подо льда трёх атомных ракетоносцев с проломом полутораметрового льда по единому замыслу и плану в назначенное время в районе радиусом 300 метров;
— полёт в приполярном районе с дозаправкой в воздухе парой МиГ-31 с прохождением географической точки Северного полюса в прямом и обратном направлении;
— практическая торпедная стрельба атомной подводной лодки из-подо льда с последующим приледнением практической торпеды, обнаружением её техническими средствами и подъёмом на поверхность.
Последнюю фразу необходимо подчеркнуть особо.
Необходимо отметить, что некоторые положения данного доклада Н. Евменова Верховному главнокомандующему, мягко говоря, не соответствуют действительности.
Например, кроме «трех атомных ракетоносцев» (двух проекта 667БДРМ и К-549 «Князь Владимир» проекта 955А), там находилась и специальная АПЛ БС-64 (проект 09787).
Очень нехорошие вопросы вызывает «бодрый доклад» о якобы «подтверждении всеми образцами ВВСТ своих заданных ТТХ». Простой пример – то, как выглядят сообщения о событии на сайте Минобороны и на сайте Администрации Президента.
Очевидно, что разница в смысле двух нижеприведенных фраз существенна:
И слово «в целом» допускает весьма вольное толкование и возможность «натягивания» результатов. При этом ясно, что «формулировка ДИМК» не была придумана им самим и присутствовала, видимо, в исходном тексте доклада Н. Евменова. Однако Президенту РФ было доложено совсем иное по смыслу и сути…
И такое происходит далеко не первый раз.
Можно вспомнить выставку вооружений ВМФ в Севастополе в декабре 2019 года, где на макете «перспективного корабля океанской зоны» проекта 20386 Верховному за пусковые установки «Калибра» выдавали пусковые «Редута». Или показуху с уничтожением тральщиком «Александром Обуховым» немецких мин времен Великой Отечественной в районе гибели ПЛ Щ-308 (накануне погружения к ней Президента РФ), то есть работой, с которой с практически той же эффективностью мог справиться тральщик ВМФ СССР начала 70-х гг. проекта 1265 (с ГАС МГ-89 и подводным аппаратом «Луч-1»). А вот то, что у «Обухова» (и всего «новейшего» проекта 12700) есть очень серьезные проблемы с современными донными минами, доложить президенту «благополучно забыли»…
Подчеркну, если вывод о провале стрельб «Алдара Цыденжапова» сделан на основе комплексного анализа различных источников (в том числе интернет-инсайда самих разработчиков МФ-РЛК), то по «Гремящему» это именно факты, документально подтвержденные самим ДИМК МО РФ – см. видео стрельбы, с массой технических подробностей (сам факт открытой публикации которых вызывает откровенное недоумение).
То есть введение президента в заблуждение стало уже фактически нормой, когда речь заходит о военно-морских вопросах. И подлёдные стрельбы торпедами тому яркий пример. Подробно он разбирался в статье «Обмануть Путина. Как отечественная и западная пресса используются для дезинформации».
А вот причём – вот как выглядел в своё время «ответ» по запросу Администрации Президента заместителя начальника Главного оперативого управления Генерального штаба:
По поводу чего был запрос?
По поводу подлёдных стрельб, конечно же.
Теперь точки над «i» по подледным стрельбам расставлены. Официально, в том числе на сайте Президента РФ: выполнено впервые (в ВМФ РФ и СССР), в ходе мероприятий «Умка-2021». Факт намеренного введения в заблуждение руководства страны получил публичные доказательства.
Надо сказать, что ответственные лица лгали не только президенту. Уместно вспомнить и то, как ранее представители ДИМК, мягко говоря, «вводили общественность в заблуждение», делая заведомо ложные заявления (заместитель руководителя ДИМК г. Волосатов, «ВПК»):
Теперь всем всё хорошо видно?
Стоит заметить, что во времена СССР за ложные доклады высшему военно-политическому руководству с должностей снимали безжалостно. И это было абсолютно правильно. У нас же от докладов руководству зачастую только возникают новые вопросы. Эта стрельба – как раз такой случай.
«Неудобные» факты и вопросы «Умки-2021»
Реакция на данную новость в СМИ была весьма бурной. Включая снова всплывшие «утки» (уровня просто неадеквата) о якобы «примерзании (и застревании во льду)» американских ПЛА и якобы «неспособности их действовать в Арктике».
Однако особых оснований для ликования и «массового бросания в воздух чепчиков» объективно нет.
Первое. ВМС США не просто начали освоение Арктики раньше нас, они сразу во главу угла поставили вопрос не просто «там плавать» (как мы), а эффективно воевать. Например, первое групповое всплытие трех ПЛА (причем на Северном полюсе) в ходе учений ICEX было проведено еще в 1986 году!
Второе. Количество и уровень специальных учений у нас и у них просто несоразмерен. «Так называемые партнеры» проводят такие учения как минимум раз в два года, причем именно многоцелевыми ПЛА-охотниками. По неучастию (?) в «Умке-2021» многоцелевых АПЛ ВМФ (и, соответственно, по непроведению ими торпедных стрельб в ледовых условиях) напрашиваются очень нехорошие вопросы к ВМФ РФ.
Пятое. Учение «Умка-2021», безусловно, внимательно отслеживалось противолодочными силами и средствами «так называемых партнеров». Наличие в одном месте двух или трёх стратегических «бомбовозов» и лодки спецназначения – это лакомая добыча, которая просто не могла пройти мимо внимания ВМС США. При этом со скрытным слежением за проектом 667БДРМ вполне справлялись даже старые «Стерджены» (что вполне показало столкновение «Грейлинга» 1969 года постройки с последним корпусом БДРМ в 1994 году).
Более того, наличие рядом двух БДРМом (в том числе переделанного в лодку спецназначения) являлось демаскирующим фактором для новейшего нашего стратегического АПКР Князь Владимир проекта 955А. С вероятностью «четыре девятки» он в ходе «Умки-2021» был отслежен, а его шумы записаны. Организовав показуху по групповому всплытию трех «стратегов», Главкомат ВМФ сделал все, чтобы противник мог легко это сделать.
Что касается доклада о «43 мероприятиях», то на ум приходит Р.М. Мельников, книга «Рюрик» был первым», глава «Крейсера готовятся к бою»:
Кончилось это Цусимой и революцией…
На фоне этого 1 (одна) торпеда «Умки-21» ставит очень нехороший вопрос: было ли это реальной попыткой ВМФ покончить или нужен был повод для бодрого доклада ВГК?
Думаю, и то, и другое.
Ибо были те, кто требовал и проводил (это в первую очередь Северный флот), и были те, кто «пиарил» и использовал это в том числе в «карьерных интересах» (и последним полноценные испытания и стрельбы были действительно «неинтересны»).
На фоне статистики огромного количества спецучений ICEX, привлекаемых ПЛА и массовых торпедных стрельб на них ВМС США и Великобритании, 1 (один) торпедный выстрел в ходе «Умки-21» это даже не смешно, а очень грустно. Особенно с учетом весьма значительных затрат (финансовых, крайне дорого ресурса АПЛ) на это мероприятие.
К вопросу о результатах торпедной стрельбы.
Некоторые могут возразить – как же так, автор писал про «провальные стрельбы», а вот сейчас г. Евменов докладывает президенту, что:
А очень просто – средствами телеуправления можно «подтащить» торпеду даже с практически «оглохшей» ССН к цели по данным гидроакустики стреляющей ПЛ (и далее проконтролировать ее точку всплытия или, вообще, вывести к большой полынье).
Примечание. Стрельба автономными торпедами (без телеуправления) также возможна, например, вблизи кромки льда с формированием стрельбового задания на вывод в заданный момент времени торпеды на чистую воду для ее подъема.
Есть еще вариант размещения специальных навигационных средств на льду, однако думать о таком не хочется, так как с учетом малой дальности таких средств (для обеспечения необходимой точности) такая стрельба будет просто в «аквариумных» условиях.
Кроме того, Арктика – разная. И для торпедного выстрела мог быть выбран район с относительно ровной нижней поверхностью льда (то есть без большого количества «ложняков»).
Не лишним будет напомнить и об основных ССН торпед ВМФ (до сих пор):
К истории этих ССН (и тому, как мы пришли в такую постыдную ситуацию с боеспособностью ПЛ ВМФ, вернемся ниже).
Краткая история подледного противостояния ВМФ СССР (РФ) и ВМС США и Великобритании.
Контр-адмирал В.Г. Лебедько:
3 августа 1958 года ПЛА ВМС США «Наутилус» впервые в мире достигла Северного полюса.
В 1959 году АПЛ ВМФ СССР К-3 капитана 1-го ранга Л.Г. Осипенко совершила кратковременное плавание под льдами Арктики (260 миль).
В 1961 году состоялось четыре похода АПЛ ВМФ в Арктику, причем К-3 Л.М. Жильцова достигла 82° северной широты.
В 1962 году 50-суточный поход в Арктику совершила К-21 (командир – капитан 2-го ранга В.Н. Чернавин). Подо льдом было пройдено 1700 миль, разработана методика поиска полыней и всплытия в них, определения места в высоких широтах.
17 июля 1962 года К-3 капитана 2-го ранга Л.М. Жильцова наконец-то достигла Северного полюса.
Подчеркну, мы находились по отношению к ВМС США, уже активно плававших в Арктике (вплоть до групповых действий ПЛА – первое групповое всплытие 22 августа 1962 года: SSN-578 Skate и SSN-584 Seadragon), в положении догоняющих. Стоит отметить, что тогдашние противолодочные торпеды наших АПЛ – СЭТ-53 – имели пассивную ССН, вполне функциональную в подледных условиях. Подробнее – «Торпеда СЭТ-53: советская «тоталитарная», зато настоящая».
Только вот это было опять ответом на активное освоение Арктики (с 1969 года) новейшими ПЛА ВМС США типа «Стерджен».
После того, как в начале 70-х годов ПЛА ВМС США получили в боекомплект телеуправляемые торпеды Mk-48, они приобрели решающее военно-техническое превосходство над нашими АПЛ.
При этом с получением нами развединформации о весьма высокой эффективности американской стационарной системы обнаружения ПЛ SOSUS, ВМФ был вынужден сдвигать маршруты патрулирования РПК СН (с межконтинентальными ракетами – проектов 667Б, БД, БДР) все ближе к своему побережью. Данное решение было крайне положительно воспринято в ВМС США – так как теперь активность и инициатива ВМФ СССР в дальней и океанской зоне сковывалась «гирями на ногах» требований обеспечения своих РПК СН в прибрежных «бастионах».
Решением для ВМФ СССР по «разгрузке» своих сил общего назначения была Арктика, сложные условия которой значительно затрудняли противоточные действия. С начала 80-х годов начались массовые походы и пратрулирование наших РПК СН «под лед». Например, в 1982 году РПК СН К-211 (командир капитан 2-го ранга А.А. Берзин) совершил поход по периметру Северного Ледовитого океана.
Контр-адмирал В.Г. Лебедько:
Безусловно, результат очень серьезный. Однако у нас потерялось главное – способность реально воевать и побеждать под водой в подледных условиях.
То, что у нас так и не был поставлен тогда вопрос подледных стрельб, возможно, является следствием грандиозного «торпедного скандала» (и уголовного дела) по новейшей торпеде ВМФ УСЭТ-80 (базовой для 3-го поколения), оказавшейся практически небоеспособной.
Основной противолодочной торпедой ПЛ ВМФ СССР тогда была СЭТ-65III с ССН «Сапфир», которая имела кратно худшие ТТХ в сравнении с Mk48 и могла эффективно применяться подо льдом только с «пистолетных дистанций» и с рядом серьезных ограничений (которые никто и никогда не проверял практическими стрельбами).
Коротко по методике учений ВМС США в Арктике
Учения ICEX ВМС США проходят под управлением Научно-исследовательского центра ВМФ США по изучению условий подводного плавания в Арктике (The Arctic Submarine Laboratory is the U.S. Navy’s Center of Excellence for the deployment of submarines to the Arctic).
Арктическая подводная лаборатория (Arctic Submarine Laboratory) – это центр передового опыта по вопросам подводного плавания в Арктике, который отвечает за разработку и накопление практических знаний, технологий и процедур для более эффективной и безопасной работы в уникальной среде Северного Ледовитого океана.
Основные её задачи:
— исследование и наработка специфического опыта в условиях Арктики;
— обучение и повышение квалификации моряков-подводников для развертывания сил ВМФ в Арктике;
— планирование и организация сезонных ледовых баз и операций ICEX;
— проведение испытаний и оценка ВВСТ для операций в Арктике.
Только один пример масштаба таких работ в ВМС США. В ходе ICEX-2003 ПЛА SSN-22 в течение двух недель выпустила (а персонал станции ICEX-2003 извлек из-подо льда) 18 торпед Mk48.
Интересна методика подъема торпед из-подо льда ВМС США, и ключевым здесь является высокая точность системы управления торпед Mk48 и наличие телеуправления. Благодаря этому в любой момент времени на стреляющей ПЛА знают точное место торпеды, имеют телеметрию с ее борта (в том числе работы ССН) и могут управлять ею (в том числе для вывода в оптимальный для подъема из-подо льда район).
Далее по звукоподводной связи координаты всплывших (приледнившихся) торпед передаются на ледовый пункт управления, откуда в назначенную точку вылетают вертолеты. Команда из трех-четырех человек сверлит ряд отверстий («лунок») для водолазов, а также одно отверстие для торпеды, которая затем поднимается вертолетом.
Пишет лейтенант Кортни Каллаган из группы обеспечения проведения учений ICEX:
Просто, надежно и эффективно.
Если иметь в боекомплекте современные и освоенные торпеды (а не «торпедные дрова зеленого цвета», как часто бывает у нас). Подробнее об этих учениях ВМС США можно узнать в статье «ICEX – арктическая угроза для России» («НВО» 2019 год).
Есть также кое-что, относящееся к торпедам подо льдом, и помимо стрельб.
Батисферные испытания систем самонаведения наших торпед в Арктике
С учетом огромного «провала» по отработке современных отечественных ССН торпед в ледовых условиях, большой интерес представляют батисферные (стоповые работы) ЦНИИ «Гидроприбор», проводившиеся до начала 70-х гг. в Арктике.
Из статьи «Батисферные хроники» (Н.Х. Бойченков, Ю.Н. Бухалов, к.т.н. В.Н. Шехин ЦНИИ «Гидроприбор») с комментариями автора:
По решению Совета министров СССР в период со второго квартала 1970 года по второй квартал 1971 года ЦНИИ «Гидроприбор» совместно с ААНИИ организовал проведение второй арктической экспедиции на специально созданной дрейфующей станции СП-20…
В 750 км от острова Врангеля была выбрана выровненная паковая льдина размером 4,2×3,9 км, возрастом не менее 3-х лет. Толщина льдины на отдельных участках изменялась от 2,8 до 12 м.
Обращает на себя уровень постановки задачи – Постановление Совета министров СССР.
Таким образом, на СП-20 проводились стоповые (батисферные) испытания всех новейших ССН торпед ВМФ:
— ССН УСТ Наумова (позже «задушенная» интригами в «Гидроприборе» – подробнее об этом будет в статье по УСЭТ-80);
— ССН УМГТ-1 «Водопад» (в итоге установленная (в более мощном виде) вместо ССН Наумова в торпеду УСТ-А (УСЭТ-80));
— ССН МГТ-1 «Колибри» (наша копия американской Mk46 mod1, далее ставшая ССН «Керамика»);
— ССН МГТ-3 и АТ-2 (ставшая УАС «Сапфир»).
Очень интересным эпизодом работ на СП-20 было использование водолазов:
И уже торпедно-привычное «все хорошо прекрасная маркиза»:
Реальные же результаты испытаний (в первую очередь «надежды Гидроприбора» – ССН «Водопад») были таковы, что было сделано все, что бы больше таких испытаний не проводить. Скандал с ССН «Водопад» и УСЭТ-80 грянул уже в 1983 году, хотя все проблемы были ясны изначально. «Просто» их скрывали и покрывали…
Впоследствии, уже в 80-е годы, в НПО «Уран» обсуждались планы организации очередной исследовательской экспедиции в Арктику для проведения стоповых натурных испытаний перспективных образцов ССН, однако набиравшая обороты перестройка и экономические причины сделали их реализацию невозможной.
В переводе на нормальный технический язык это означает что второй раз с ССН «Сапфир», «Водопад», «Керамика» выходить позориться в Арктику «Гидроприбор» не хотел и ждал появления нового поколения ССН («Электроника» и «Пилон»). Однако перестройка и развал СССР пришли гораздо быстрее…
Ну, и еще раз о батисферных испытаниях:
Здесь же будет уместно вспомнить, что большой успех с разработкой первой отечественной противолодочной торпеды СЭТ-53 был в значительной мере связан как раз с большим объемом батисферных работ, проведенных ВМФ (именно ВМФ – минно-торпедным институтом!), обеспечивших ее создание.
Сегодня этот опыт в ВМФ и ОПК не просто «забыт», а «похоронен», ибо, если начать серьезно работать, будут вскрыты очень крупные проблемы во всех торпедных ОКР (которые ныне прячутся и покрываются).
Пиар и умалчивание против свободной прессы и общественного мнения
Сначала немного истории. Из книги «Панама русского флота» российского офицера Бориса Тагеева:
Возникает «замечательный вопрос» – что мешало г. Евменову провести подледные торпедные стрельбы в его бытность Ком СФ (с апреля 2016 по май 2019 года) или двух лет после этого в кресле главнокомандующего ВМФ?
При этом им публично заявлялось:
В итоге это заставила сделать именно общественная реакция (в том числе в «верхах») на «арктический торпедный скандал».
Это очень важный момент – прошедшая недавно стрельба стала возможной только благодаря жесткой постановке в СМИ очень неудобных вопросов к ВМФ в части подлёдных торпедных стрельб.
Только некоторые примеры.
«Капля камень долбит», все это читалось (в том числе в «верхах» и у специалистов – о реакции на статьи «ВО» в специализированной прессе напишем в ближайших материалах). И не проведение подледных стрельб ВМФ вызывало все больше вопросов…
И вот наконец-то такая стрельба была проведена.
Но нищенский один торпедный выстрел (при очень значительных задействованных силах и огромных затратах) ставит жесткий вопрос – что же все-таки это было: показуха для Верховного и общества или начало реального решения критических проблем боеспособности и боеготовности ВМФ РФ?
Ведь, ещё раз – одной торпеды мало для получения всей необходимой информации о работе её ССН подо льдом. А торпеда была именно одна!
Выводов в этот раз не будет. Пусть их каждый сделает сам. Соответственно своему опыту, образованию и честности.