кто такой уильямс джеймс
Джеймс Уильям
Полезное
Смотреть что такое «Джеймс Уильям» в других словарях:
Джеймс Уильям — (1842–1910) американский психолог и философ. Следовал идее о том, что жизненная ценность сознания уясняется, только исходя из эволюционной теории, считающей его орудием адаптации к среде. На этом основании разработал моторно биологическую… … Большая психологическая энциклопедия
Джеймс, Уильям — Уильям Джемс (традиционное написание; правильно Джеймс, англ. William James; 11 января 1842, Нью Йорк 16 августа 1910, Чокоруа, Нью Хэмпшир) американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма … Википедия
Джеймс Уильям — Уильям Джемс (традиционное написание; правильно Джеймс, англ. William James; 11 января 1842, Нью Йорк 16 августа 1910, Чокоруа, Нью Хэмпшир) американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма … Википедия
ДЖЕЙМС Уильям — (JAMES, William) (1842 1910) Американский психолог и философ. Стремился к тому, чтобы психология подобно экспериментальной физиологии и биологии имела научную основу («Принципы психологии» James, 1890). В философии Джеймс стал основателем нового… … Социологический словарь
Джеймс, Уильям — см. Джемс, Уильям … Педагогический терминологический словарь
ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ — (James, William) (1842 1910) канский психолог и философ прагматик, см. Прагматизм … Большой толковый социологический словарь
Фулбрайт, Джеймс Уильям — Джеймс Уильям Фулбрайт James William Fulbright … Википедия
Форсайт, Джеймс Уильям — Джеймс Уильям Форсайт James William Forsyth Джеймс У. Форсайт Дата рождения 8 августа 1835(1835 08 08) Место … Википедия
Татт, Джеймс Уильям — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Татт … Википедия
Уильям Джеймс: психология сознания
Уильям Джемс (традиционное написание; правильно — Джеймс) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. Авторами учебных пособий и научных работ часто называется отцом современной психологии.
Биографический очерк
Учился медицине, в 1869 году получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 года — ассистент, с 1885 года — профессор философии, а в 1889—1907 годах — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). Активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом.
Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.
Член Королевской Прусской академии наук.
Психология сознания
Среди наиболее продуктивных идей науки психологии идея «потока сознания«, выдвинутая американским психологом Джеймсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.
С точки зрения Джеймса, «сознание личности заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личности и присваивает последней все остальные элементы познания». Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивидуальное сознание составляет основу личности как «эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей».
Анализируя сознание и соотнося его с личностью, Джеймс выделяет три структурных части личности: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка ); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение). Личность – это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент – это наше эмпирическое «Я», которое мы сознаем как нашу личность; познающий элемент – это наше чистое «Я». В структуре «Я» можно выделить: физическую часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение приобретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личности со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное сознавание духовных свойств и способностей, интеллектуальные, моральные, религиозные стремления и др.). В свою очередь, социальное «Я» имеет «столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых дорожит человек».
Для понимания различных душевных состояний человека большое значение имеет описание тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структурные компоненты личности. Прежде всего это самодовольство или недовольство собой, формирующие самооценку, самоуважение личности. Для определения уровня самоуважения Джеймс предложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т.е. оценка личности себя будет расти как в случае достижения успеха, так и в случае отказа от него, сведения притязаний к нулю. Джеймс отдает предпочтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: «Всякое расширение нашего «Я» составляет лишнее бремя и лишнее притязание». Различные виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной – наверху и различными видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке. Таким же образом соотносятся и различные виды самоуважения, присущие им.
Трактуя личность как духовную тотальность, созидающую себя, Джеймс оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологических исследований.
Переводы на русский язык:
Статья:: Вильям Джеймс: отец психологии, дедушка НЛП
Ричард Болстад
«Гений, достойный преклонения»
Вильям Джеймс родился в состоятельной семье в Нью-Йорке, где в юности встречался с такими литературными знаменитостями, как Торо, Эмерсон, Теннисон и Джон Стюарт Милл. Будучи ребенком, он читал много философских книг и свободно говорил на пяти языках. Он пробовал свои силы на разных поприщах, включая карьеру артиста, натуралиста в джунглях Амазонии и доктора. Однако, когда он получил степень магистра в возрасте 27 лет, это привело его в уныние и к острой тоске о бесцельности его жизни, которая казалась предопределенной и пустой.
Использование сенсорных систем
Иногда мы предполагаем, что именно создатели НЛП открыли сенсорную основу «мышления», что Гриндер и Бендлер были первыми, кто обратил внимание на то, что у людей есть предпочтения в области сенсорной информации, и использовал последовательность репрезентативных систем для достижения результатов. В действительности, именно Вильям Джеймс первым открыл это для мировой общественности в 1890 г. Он писал:
«До недавнего времени философами предполагалось, что существует типичный человеческий разум, на который похожи разумы всех остальных людей. Это утверждение о подходящей ко всем случаям обоснованности может быть отнесено и к такой способности, как воображение. Позже, однако, было сделано множество открытий, позволивших нам увидеть, насколько ошибочной является такая точка зрения. Существует не один тип «воображения», а множество различных «воображений», и их необходимо изучить детально».
(Том 2, стр. 49)
Джеймс сталкивался и с проблемой запоминания слов, которые он описал как четвертое ключевое чувство (артикуляция, произношение). Он утверждает, что этот процесс в основном происходит с помощью комбинации аудиальных и моторных ощущений.
«Большинство людей, когда их спросят, каким способом они представляют себе слова, ответят, что в аудиальной системе. Немного разомкните губы и затем представьте любое слово, в котором встречаются губные и зубные звуки (лабиальные и дентальные), например, «баббл», «тоддл» (бормотать, бродить). Является ли образ в этих условиях отчетливым? Для большинства людей образ сначала «неразборчивый» (как выглядели бы звуки, если попытаться произнести слово с разомкнутыми губами). Этот эксперимент доказывает, насколько наше вербальное представление зависит от реальных ощущений в губах, языке, горле, гортани и т. д.»
(Том 2, стр. 63)
Одним из крупных достижений, которое представляется возникшим только в НЛП двадцатого века, является выявление паттерна постоянной взаимосвязи между движением глаз и используемой репрезентативной системой. Джеймс неоднократно затрагивает вопрос движений глаз, сопровождающих соответствующую репрезентативную систему, которые можно использовать как ключи доступа. Обращая внимание на собственную визуализацию, Джеймс отмечает:
«Все эти образы первоначально кажутся относящимися к сетчатке глаза. Однако я думаю, что быстрые движения глаз только сопровождают их, хотя эти движения вызывают настолько незначительные ощущения, что их почти невозможно выявить».
(Том 2, стр. 65)
И добавляет:
«Я не могу думать визуальным способом, например, не ощущая изменяющихся колебаний давления, конвергенции (схождения), дивергенции (расхождения) и аккомодации (приспособления) в моих глазных яблоках… Насколько я могу определить, эти чувства возникают в результате реального вращения глазных яблок, которое, как я полагаю, возникает у меня во сне, и это прямо противоположно действиям глаз, фиксирующим какой-либо предмет».
(Том 1, стр. 300)
Субмодальности и запоминание времени
Джеймс также выявил небольшие расхождения в том, как отдельные люди визуализируют, слышат внутренний диалог и испытывают ощущения. Он предположил, что успех мыслительного процесса отдельной личности зависит от этих различий, называемых в НЛП субмодальностями. Джеймс ссылается на всестороннее исследование субмодальностей, выполненное Гальтоном («К вопросу о способностях человека», 1880, стр. 83), начиная с яркости, четкости и цвета. Он не комментирует и не предсказывает могущественные способы применения, которые НЛП вложит в эти понятия в будущем, но вся фоновая работа уже проделана в тексте Джеймса:
«Первая группа из достаточно длинной серии вопросов относилась к освещенности, четкости и цветовой гамме мысленного образа и была сформулирована следующим образом.
Якорение и гипноз
Осознание сенсорных систем явилось только малой толикой пророческого вклада Джеймса в психологию как область науки. В 1890 г. он опубликовал, например, принцип якорения, используемый в НЛП. Джеймс назвал его «ассоциацией».
«Предположим, что основой всех наших последующих рассуждений является следующий закон: когда два элементарных мыслительных процесса происходят одновременно или следуют непосредственно друг за другом, при повторении одного из них возникает передача возбуждения к другому процессу».
(Том 1, стр. 566)
Джеймс также изучал лечение гипнозом. Он сравнивает различные теории гипноза, предлагая синтез двух соперничающих теорий того времени. Этими теориями были:
а) теория «трансовых состояний», предполагающая, что эффекты, вызываемые гипнозом, происходят вследствие создания специального «трансового» состояния;
б) теория «внушения», заявляющая, что эффекты гипноза происходят в результате силы внушения, сделанного гипнотизером, и не требуют специального состояния сознания и тела.
Синтез Джеймса состоял в том, что он предположил: трансовые состояния существуют на самом деле, а телесные реакции, ранее связывавшиеся с ними, могут просто оказаться результатом ожиданий, методов и незаметного внушения, сделанного гипнотизером. Транс сам по себе содержит очень мало поддающихся наблюдению эффектов. Таким образом, гипноз = внушение + трансовое состояние.
Первое направляет оператора, оператор направляет второе, все вместе образует замечательный замкнутый круг, после чего обнаруживается совершенно произвольный результат.
(Том 2, стр. 601)
Эта модель точно соответствует Эриксонианской модели гипноза и внушения в НЛП.
Интроспекция: моделирование методологии Джеймса
Каким образом Джеймс получил такие выдающиеся пророческие результаты? Он исследовал ту область, в которой практически не проводилось предварительных изысканий. Его ответ состоял в том, что он использовал методологию самонаблюдения, как он говорил, настолько фундаментальную составляющую основу, что она не воспринималась как задача для исследования.
Джеймс описывает применение данного метода для проверки утверждения Дэвида Хьюма о том, что все наши внутренние репрезентации (представления) берут начало от внешней действительности (что карта всегда основана на территории). Опровергая это утверждение, Джеймс заявляет:
«Даже самый поверхностный интроспективный взгляд покажет любому ошибочность данного мнения».
(Том 2, стр. 46)
Он объясняет, из чего состоят наши мысли:
«Наше мышление в большей степени состоит из последовательности образов, где одни из них вызывают другие. Это вроде самопроизвольной мечтательности, и кажется вполне вероятным, что высшие животные (люди) должны быть восприимчивы к ним. Такой тип мышления ведет к рациональным умозаключениям: как к практическим, так и теоретическим… Результатом этого могут стать наши неожиданные воспоминания о реальных обязанностях (пишем письмо заграничному другу, записываем слова или учим урок латыни)».
(Том 2, стр. 325)
Выдающийся успех Джеймса в его методе Интроспекции (включая обнаружение описанной выше информации о его собственных процессах) наводит на мысль о ценности использования описанной выше стратегии. Возможно, теперь и Вам захочется поэкспериментировать. Просто вглядывайтесь в себя до тех пор, пока не увидите образ, стоящий тщательного разглядывания, затем попросите его себя объяснить, проверьте логику ответа, приводящего к физическому отклику и внутреннему ощущению, подтверждающему, что процесс завершился.
«Не учитывая чрезмерную увлеченность верой и ограничивая себя тем, что является общим и характерным, у нас есть факт: здравомыслящий человек продолжает жить с более широким «Я». С помощью этого приходит спасающий душу опыт и позитивная суть религиозного опыта, которая, как мне кажется, реальна и действительно верна, поскольку она продолжается».
(Разновидности религиозного опыта, стр. 398).
Дар Вильяма Джеймса НЛП
Любая новая преуспевающая отрасль знания подобна дереву, ветви которого растут во всех направлениях. Когда одна ветвь достигает предела своего роста (например, когда на ее пути оказывается стена), дерево может передать необходимые для роста ресурсы выросшим ранее ветвям и обнаружить в более старых ветвях нераскрытый ранее потенциал. Впоследствии, когда стена разрушается, дерево может заново открыть ветвь, которая была ограничена в своем движении, и продолжить ее рост. Теперь, спустя сто лет, мы можем оглянуться назад на Вильяма Джеймса и обнаружить много таких же подающих надежды возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ
Ранние годы
Время, проведенное Джеймсом в Германии, оказалось плодотворным в интеллектуальном плане, что помогло ему обнаружить, что его истинные интересы лежат не в медицине, а в философии и психологии. Позже, в 1902 году, он напишет: «Изначально я изучал медицину, чтобы стать физиологом, но я перешел в психологию и философию из своего рода фатальности. У меня никогда не было никаких философских инструкций, и первая лекция по психологии, которую я когда-либо слышал, была я впервые дал ».
Карьера
Джеймс провел почти всю свою академическую карьеру в Гарварде. Он был назначен инструктором по физиологии на весенний семестр 1873 года, инструктором по анатомии и физиологии в 1873 году, доцентом психологии в 1876 году, доцентом философии в 1881 году, полным профессором в 1885 году, открыл кафедру психологии в 1889 году, вернулся к философии в 1897 г. и заслуженный профессор философии в 1907 г.
Его ученики наслаждались его талантом, а его манера обучения была свободна от личного высокомерия. Они помнят его за доброту и скромное отношение. Его уважительное отношение к ним хорошо говорит о его характере.
В эмпирическом исследовании Haggbloom et al. Используя шесть критериев, таких как цитирование и признание, Джеймс был признан 14-м наиболее выдающимся психологом 20-го века.
Семья
Уильям Джеймс был сыном Генри Джеймса (Старшего) из Олбани и Мэри Робертсон Уолш. У него было четверо братьев и сестер: Генри (писатель), Гарт Уилкинсон, Робертсон и Алиса. Уильям обручился с Алисой Хоу Гиббенс 10 мая 1878 года; они поженились 10 июля. У них было 5 детей: Генри (родился 18 мая 1879 г.), Уильям (17 июня 1882-1961 гг.), Герман (родился 1884 г., умер в младенчестве), Маргарет (родился в марте 1887 г.) и Александр ( художник) (родился 22 декабря 1890 г.). Большинство предков Уильяма Джеймса прибыли в Америку из Шотландии или Ирландии в 18 веке. Многие из них поселились на востоке Нью-Йорка или Нью-Джерси. Все предки Джеймса были протестантами, образованными и обладающими характером. В своих общинах они работали фермерами, торговцами и торговцами, которые были активно связаны с их церковью. Последним предком, прибывшим в Америку, был дедушка Уильяма Джеймса по отцовской линии, которого также звали Уильям Джеймс. Он приехал в Америку из Балли-Джеймс-Дафф, графство Каван, Ирландия, в 1789 году, когда ему было 18 лет. Есть подозрение, что он сбежал в Америку, потому что его семья пыталась принудить его к служению. После поездки в Америку без денег он нашел работу в магазине продавцом. После непрерывной работы он сам стал владельцем магазина. Когда он отправился на запад в поисках новых рабочих мест, он был задействован в различных работах, таких как соляная промышленность и проект канала Эри. После того, как он был значительным работником проекта канала Эри и помог Олбани стать крупным торговым центром, он затем стал первым вице-президентом Сбербанка Олбани. Уильям Джеймс (дедушка) прошел путь от бедного ирландского иммигранта до одного из самых богатых людей Нью-Йорка. После его смерти его сын Генри Джеймс унаследовал свое состояние и жил в Европе и Соединенных Штатах в поисках смысла жизни.
Сочинения
Джеймса помнили как одного из типичных мыслителей Америки, психолога и философа. Уильям Джеймс был также одним из самых влиятельных писателей по религии, физическим исследованиям и самопомощи. Ему было сказано иметь несколько учеников, которые следовали бы за его писанием, так как они были вдохновлены и обогащены его исследованиями.
Эпистемология
В «Что означает прагматизм» (1906) Джеймс пишет, что центральным пунктом его собственной доктрины истины вкратце является:
Прагматизм и «денежная ценность»
Предполагалось, что живая белка цепляется за одну сторону ствола дерева, а на противоположной стороне дерева, как предполагалось, стоит человек. Этот свидетель-человек пытается увидеть белку, быстро двигаясь вокруг дерева, но независимо от того, насколько быстро он идет, белка движется так же быстро в противоположном направлении и всегда держит дерево между собой и человеком. … Возникающая в результате метафизическая проблема заключается в следующем: обходит ли человек белку или нет?
Джеймс решает проблему, проводя различие между практическим смыслом. То есть различие между значениями слова «круглый». Круглый в том смысле, что человек занимает пространство к северу, востоку, югу и западу от белки; и круглый в том смысле, что человек занимает пространство лицом к животу, спине и бокам белки. В зависимости от того, что участники дебатов имели в виду, говоря «обойти», ответ будет ясен. Из этого примера Джеймс выводит определение прагматического метода : для разрешения метафизических споров нужно просто различать практические последствия между понятиями, тогда ответ либо ясен, либо «спор празден».
И Джеймс, и его коллега Чарльз Сандерс Пирс придумали термин « денежная стоимость »:
Когда он сказал, что весь смысл (ясной) концепции состоит во всей совокупности ее практических следствий, он имел в виду, что значимая концепция должна иметь некую эмпирическую «денежную ценность», должна каким-то образом быть способной быть связана с своего рода набор возможных эмпирических наблюдений при определенных условиях.
Из этого мы также знаем, что «новые» истины также должны соответствовать уже существующим истинам.
Из введения Брюса Куклика (1981, стр. Xiv) к прагматизму Джеймса :
Если богословские идеи окажутся ценными для конкретной жизни, они будут истинными в смысле прагматизма в том смысле, что они полезны для очень многих. Насколько они верны, будет полностью зависеть от их отношения к другим истинам, которые также необходимо Признать.
Таким образом, согласие истин с «реальностью» приводит к полезным результатам, «реальность, с которой должны согласовываться истины, имеет три измерения»:
Согласно прагматическому подходу Джеймса к убеждениям, знание обычно рассматривается как обоснованное и истинное убеждение. Джеймс примет точку зрения, если ее концепция истины будет проанализирована и оправдана посредством интерпретации, прагматично. На самом деле вся философия Джеймса основана на продуктивных убеждениях.
Вера во что-либо предполагает представление о том, насколько это реально, но неверие возникает, когда мы отвергаем что-то, потому что это противоречит другой вещи, которую мы считаем реальным. В его «Чувстве рациональности» утверждать, что важнейшие убеждения неизвестны, значит сомневаться в их истинности, даже если это кажется возможным. Джеймс называет четыре «постулата рациональности» ценными, но непознаваемыми: Бог, безнравственность, свобода и моральный долг.
«Не может быть разницы, которая не имеет значения».
Когда Джеймс переходит к заявлению о том, что цель прагматизма в конечном итоге состоит в том, чтобы «попытаться интерпретировать каждое понятие, отслеживая его соответствующие практические последствия», он не разъясняет, что он подразумевает под «практическими последствиями». С другой стороны, его друг, коллега и еще один ключевой основатель прагматических убеждений Чарльз С. Пирс более глубоко погружается в определение этих последствий. По мнению Пирса, «последствия, о которых мы говорим, являются общими и понятными ». Далее он объясняет это в своей статье 1878 года «Как сделать идеи ясными», когда он вводит максиму, которая позволяет интерпретировать последствия как степени ясности и понимания. Описывая, как все происходит из восприятия, Пирс на примере доктрины пресуществления показывает, как именно он определяет практические последствия. Протестанты интерпретируют хлеб и вино Евхаристии как плоть и кровь только в субъективном смысле, в то время как католики обозначают их как настоящие мясо и кровь, даже с учетом физических свойств хлеба и вина. Но для каждого не может быть никакого знания о вине и хлебе Евхаристии, если не установлено, что вино и хлеб обладают определенными свойствами или что все, что интерпретируется как кровь и тело Христа, является кровью и телом Христа. Этим Пирс заявляет, что «наше действие имеет исключительно отношение к тому, что влияет на чувства», и что мы не можем иметь в виду под пресуществлением ничего, кроме «того, что оказывает определенное воздействие, прямое или косвенное, на наши чувства». В этом смысле прагматичный авторитет Джеймса Пирс утверждает, что практическим следствием или эффектом считается то, что может повлиять на наши чувства, а также то, что постижимо и постижимо в мире природы.
Воля верить доктрине
Свободная воля
В своем поиске истины и различных принципов психологии Уильям Джеймс разработал двухэтапную модель свободы воли. В своей модели он пытается объяснить, как люди приходят к принятию решения и какие факторы в нем участвуют. Во-первых, он определяет нашу основную способность выбора как свободу воли. Затем он определяет два наших фактора как шанс и выбор. «Двухэтапная модель Джеймса эффективно отделяет случай (недетерминированный свободный элемент) от выбора (возможно, детерминированного решения, которое причинно следует из характера, ценностей и особенно чувств и желаний в момент принятия решения)».
Когда дело доходит до выбора, Джеймс говорит, что мы делаем выбор, основываясь на разном опыте. Он исходит из нашего прошлого опыта, наблюдений других или:
Джеймс описывает, что после того, как вы приняли решение в прошлом, этот опыт накапливается в вашей памяти, где на него можно будет ссылаться в следующий раз, когда решение будет принято, и будет извлечено из него как положительное решение. Однако при разработке дизайна Джеймс также боролся с тем, чтобы доказать, что свобода воли на самом деле свободна или предопределена.
Люди могут судить о сожалении, моральном одобрении и моральном неодобрении, а если они отсутствуют, это означает, что наша воля предопределена. Примером этого является «Джеймс говорит, что проблема очень« личная »и что он не может лично представить себе вселенную как место, где должно произойти убийство». По сути, если бы не было сожалений или суждений, то все плохое не считалось бы плохим, только как заранее определенное, потому что нет вариантов «хорошо» и «плохо». «Вариант свободы воли прагматически более верен, потому что он лучше приспосабливает суждения сожаления и морали». В целом, Джеймс использует эту линию рассуждений, чтобы доказать, что наша воля действительно свободна: из-за наших моральных кодексов и возможных альтернативных вселенных, где решение рассматривалось иначе, чем то, что мы выбрали.
В 1884 году Джеймс установил условия для всех будущих дискуссий о детерминизме и компатибилизме в дебатах о свободе воли в своей лекции для студентов Гарвардской школы богословия, опубликованной как «Дилемма детерминизма». В этом выступлении он определил общие термины жесткий детерминизм и мягкий детерминизм (теперь чаще называемый компатибилизмом ).
Джеймс попросил студентов подумать о его выборе идти домой из лекционного зала Лоуэлла после его выступления:
Философия религии
Мистика
Уильям Джеймс дал описание мистического опыта в своем знаменитом сборнике лекций, опубликованном в 1902 году под названием «Разновидности религиозного опыта». Эти критерии следующие
Джеймс предпочел сосредоточиться на человеческом опыте, что привело к его исследованиям подсознания. Это был вход в пробуждающую трансформацию мистических состояний. Мистические состояния представляют собой вершину религиозного опыта. Это помогло открыть внутренний процесс Джеймса для самопознания.
Инстинкты
Теория эмоций
[Мы] мы должны немедленно настоять на том, что эстетическая эмоция, чистая и простая, удовольствие, доставляемое нам определенными линиями и массами, а также комбинациями цветов и звуков, является абсолютно сенсационным опытом, оптическим или ушным ощущением, которое является первичным, а не обусловленным к обратному воздействию других ощущений, последовательно возникающих в другом месте. К этому простому первичному и непосредственному удовольствию определенных чистых ощущений и их гармоничных сочетаний, правда, могут быть добавлены вторичные удовольствия; и в практическом наслаждении произведениями искусства массами человечества эти вторичные удовольствия играют огромную роль. Однако чем более классический вкус у человека, тем менее значимы вторичные удовольствия, которые он испытывает, по сравнению с удовольствиями первичного ощущения, когда оно входит. Классицизм и романтизм борются по этому поводу.
Медведь Уильяма Джеймса
Из описания Джозефом Леду « Эмоции Уильяма Джеймса» :
Почему мы убегаем, если замечаем, что находимся в опасности? Потому что мы боимся того, что может случиться, если мы этого не сделаем. Этот очевидный ответ на, казалось бы, тривиальный вопрос стал центральной темой многовековой дискуссии о природе наших эмоций.
Все началось в 1884 году, когда Уильям Джеймс опубликовал статью под названием «Что такое эмоция?»
Наш естественный способ мышления об… эмоциях состоит в том, что ментальное восприятие какого-либо факта вызывает умственную привязанность, называемую эмоцией, и что это последнее состояние ума порождает телесное выражение. Моя теория, напротив, заключается в том, что телесные изменения непосредственно следуют за восприятием возбуждающего факта, и что наше ощущение тех же изменений, которые происходят, ЯВЛЯЕТСЯ эмоцией (называемой «чувством» Дамасио ).
Философия истории
Один из давних расколов в философии истории касается роли личности в социальных изменениях.
Философ, согласно Джеймсу, должен принимать гениев как определенную сущность так же, как биолог принимает за сущность «спонтанные вариации» Дарвина. Роль личности будет зависеть от степени ее соответствия социальной среде, эпохе, моменту и т. Д.
Взгляд на спиритизм и ассоцианизм
Теория самости Джеймса
Джеймс далее разделил «Я» часть себя на: материальную, социальную и духовную, как показано ниже.