кто такой ученик в библии
Что значит быть учеником Иисуса Христа — христианином?
Вы когда-либо думали, что значит быть учеником Иисуса Христа? Кого Библия называет христианином? Какими качествами должны обладать ученики Христа? Давайте вместе разбираться в этом вопросе.
Мы предлагаем вам ознакомиться с небольшим изучением Библии, который поможет понять, как стать христианином и что значит быть учеником Иисуса Христа. Вы найдете в этой статье ссылки на отрывки из Библии, так что отрывайте Библию и читайте вместе с нами. Ответьте также себе на вопросы, которые вы найдете в конце статьи.
Что значит быть учеником Иисуса Христа
Прочитайте Деяния 11:19-26
Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. (Деяния 11:26)
Кто же такие ученики Христа? Здесь описывается самое начало распространения христианства. В 26 стихе 11 главы книги Деяний мы видим, что именно здесь впервые стали называть учеников Христа христианами. Выражение «Ученик Христа» встречается в Новом Завете около 300 раз, а слово «христианин» всего три раза.
Иисус Христос учил, какие заповеди в Библии самые важные:
Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. (От Марка 12:28-31)
Итак, все учение Библии сводится к этим двум простым вещам — основным принципам христианской жизни: любить Бога и любить ближнего. Вот об этих двух вещах мы и посмотрим немного подробнее.
Быть учеником Христа — значит любить Бога
После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. (От Марка 1:14-18)
Призвание первых учеников. Иисус проповедовал Благую Весть (Евангелие), которая состоит в том, что Царство Божье близко. Ты можешь в него войти, но для этого тебе надо покаяться. По-гречески «покаяться» означает «изменить сознание, образ мыслей, выйти за пределы, отказаться от старых путей». Покаяться — отказаться от того, что противно и неугодно Богу — от грехов. Довериться Богу и следовать за Ним. Быть ловцом людей.
Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов. (От Луки 9:23-26)
Следовать за Христом означает нести свой крест (не путать о ношении крестика на шее) и поставить Иисуса на первое место в своей жизни. Что значит «отречься от себя?» Ваша жизнь и ваши слова будут свидетельствовать: идете ли вы за Христом или стыдитесь Его.
Давайте смотреть Библию дальше.
С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. (От Луки 14:25-33)
Быть учеником Христа, значит поставить отношения с Богом выше всех других отношений, а также выше собственных желаний. (смотрите что означает возненавидит отца своего и матери). Принимать решение быть учеником Христа необходимо осознанно и это стоит делать один раз и навсегда (достроить дом до конца). Это должно быть осмысленное решение достаточно взрослого человека.
С другой стороны, Бог хочет, чтобы мы как можно раньше приняли это решение! Против Бога мы не сможем бороться. Лучше быть на Его стороне, чем сражаться против. Иисус принес нам условия мира с Богом.
Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. (От Луки 11:1-4)
Быть учеником Христа — значит учиться молиться. Ученики видели, что молитва придает Иисусу силы и что Его молитвы сбываются, поэтому и задали Ему этот вопрос. Необходимо иметь ежедневные взаимоотношения с Богом.
Быть учеником Иисуса Христа — это любить ближнего
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (От Иоанна 13:34,35)
Не просто любить, а как Он. До Христа была заповедь: «люби ближнего как самого себя». Он любит нас не как Себя, а сильнее Себя (отдал Свою жизнь за каждого). В этом смысл новой заповеди о любви. Любовь христиан друг ко другу покажет людям вокруг, чьи они ученики.
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (От Матфея 28:18-20)
Иисус говорит здесь о том, что Его ученики должны проповедовать Евангелие всем людям. Идите (не ждите, пока придут к вам). Научите (буквально: сделайте учениками). Крестите (буквально: погружайте в воду). Учите всему (в том числе и этому).
Если вы до этого момента считали себя христианином, то задайте себе следующие вопросы и дайте на них себе честные ответы:
Если вы хотите больше узнать о том, как стать христианином, напишите нам через раздел контакты на этом сайте и вы постараемся вам помочь.
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
УЧЕНИК, УЧЕНИЧЕСТВО (DISCIPLE, DISCIPLESHIP)
Как и в случае с мастером и подмастерьем, но только в религиозном контексте, взаимоотношения между учителем и учеником представляют собой общественно признанный институт почти договорного характера, главной целью которого является обучение. Хотя само это слово в Ветхом Завете почти не встречается, понятие как таковое подразумевается, например, в случае обучении в сообществах, или школах, пророков. Примерами могут служить подготовка Самуила с самого раннего детства Илием или действия Гиезия по поручению Елисея ( 1Цар. 2:11 ; 4Цар. 2:3; 4:12, 29 ). Исаия искал надежных помощников, которые позаботятся о его писаниях и их передаче, а секретарь Иеремии Барух получил слово от Господа подобно тому, как его получал учитель ( Ис. 8:16 ; Иер. 45 ). Ранее Моисея сменил Иисус Навин, служивший ему с молодости ( Чис. 11:28 ).
Ученичество в Новом Завете. В евангелиях говорится, что у Иоанна Крестителя были ученики и некоторые из них перешли к Иисусу, когда Он начал Свое служение ( Ин. 1:35 и далее). В жизни и учении Иисуса ученичество становится важнейшим вопросом. В Деяниях Лука по привычке называет верующих mathetes, но в посланиях это название нигде не встречается и предпочитаются такие слова, как «братья», «церковь», «верующие» и «святые».
В евангелиях учениками называются прежде всего двенадцать все вместе и по отдельности, однако понятие «ученики» использовалось и в более широком смысле. Лука пишет, что на проповеди Иисуса после схождения с горы присутствовало «множество учеников» и много других людей ( Лк. 6:17 ). Лука пишет также, что число верующих в Иерусалиме до Пятидесятницы составляло примерно 120 человек ( Деян. 1:16 ), а в Лк. 8:2 он упоминает среди них и женщин.
Понятие «ученик» подразумевало не только частое слушание проповедей Иисуса, но и постоянное пребывание «с Ним» в Его странствии и служении ( Мк. 3:14 ). Характерным выглядит настоятельный призыв Иисуса стать Его учеником (напр., безапелляционное обращение к Левию «следуй за Мною» [ Мк. 2:14 ]), но были и случаи добровольного присоединения ( Лк. 9:57 ). Иоанн пишет, что Иисус никогда не изгонит приходящего к Нему ( Ин. 6:37 ). Иоанн, который особо подчеркивал значение веры как отличительной особенности ученика, вместе с тем, не отрицал, что человек может, во всяком случае какое-то время, быть как бы «тайным» учеником ( Ин. 12:42; 19:38 ). Иисус призывал учеников из самых разных общественных и профессиональных сфер.
Ученики обычно были хорошо заметной группой, следовавшей за Иисусом наподобие того, как овцы ходят за пастухом. Ученики контролировали доступ к Учителю и заведовали хозяйственными делами ( Мк. 10:13; 6:37 ). Они предоставляли часть денег для обеспечения потребностей самой группы и для раздачи нищим ( Лк. 9:3 ). Подчиняясь установленной Иисусом самодисциплине, они старались походить на Него, к чему Он Сам призывал их, в частности, сказав:
«Усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» ( Лк. 6:40 ).
Служение Иисуса было более мобильным по сравнению со служением Иоанна Крестителя и иудейских раввинов того времени, о чем можно судить по числу совершенных Им исцелении и других чудес. Следовать за Иисусом значило больше, чем следовать за учителем закона. Когда Иисус послал двенадцать (названных «апостолами») и позднее семьдесят учеников по два в места, которые Он еще не посещал, они стали Его представителями, наделенными силой исцелять, изгонять бесов и нести знамения Царства. После вознесения Иисуса «великое Поручение» ученикам заключалось в том, чтобы «учить все народы» в силе Святого Духа ( Мф. 28:19–20 ).
Ученики играют функциональную роль во многих эпизодах, о которых рассказывается в евангелиях, и служат наглядными примерами для иллюстрации многих положений христианского учения. Неотъемлемой частью евангельского сюжета является предательство Иуды, одного из двенадцати. В общей истории спасения ученики имеют для Церкви и Царства Божьего такое же значение, какое имели патриархи для Израиля ( Мф. 19:28 ). Важный мотив – замедленное понимание учениками факта, что Иисус должен был пострадать и восстать из мертвых, чтобы до конца показать образец послушания Отцу.
На этом буквальном значении основывается метафорический смысл ученичества для всех верующих во Христа. Представление о необходимости взаимосвязи, веры и выполнения обязательств проходит через многие поколения. Образ радикален, ибо предполагает полное изменение жизни, и динамичен, ибо его суть составляют прогресс и развитие. По учению Нового Завета, вопрос о том, стал человек учеником Иисуса или нет, будет иметь огромное для него значение в судный день.
Призыв к ученичеству обращен ко «всем народам», но отвечают на него относительно немногие, так как Иисус требует приоритета над всеми общественными связями, в том числе родственными. Ученичество выражается в послушании, основанном на праведности и любви даже к врагам до самой смерти. Тем самым оно предлагает новую парадигму взамен старой легалистской праведности. Термин многозначен, и он выводит ученика на путь, который сворачивает от жизни здесь и сейчас и ведет к славе Царства: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12:26 ).
См. также: ДВЕНАДЦАТЬ, ИИСУС ХРИСТОС, УЧИТЕЛЬ.
J. D. G. Dunn, Jesus Call to Discipleship (Cambridge, UK: Cambridge University Pres, 1992);
R. P. Meye, Jesus and the Twelve: Discipleship and Revelation in Mark’s Gospel (Grand Rapids: Eerdmans, 1968);
M.J. Wilkins, Following the Master: Discipleship in the Steps of Jesus (Grand Rapids: Zondervan, 1991).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
УЧЕНИК в Библии
Симфония: Синодальный перевод:
Слово «УЧЕНИК» встречается в Библии 16 раз. В данным момент для поиска использовался Синодальный перевод Библии.
УЧЕНИК
Мф 10:24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
Ин 9:28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
Ин 18:15 За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.
Ин 18:16 А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.
Ин 19:27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Ин 19:38 После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
Ин 20:3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
Ин 20:4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
Ин 20:8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
Ин 21:7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.
Ин 21:23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
Ин 21:24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Деян 9:10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
Деян 9:26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
Деян 16:1 Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,
Кто такой ученик в библии
краткий конспект одноимённой дискуссии
Иоанна 15:14-16 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
Обратите внимание на то, что сам Иисус назвал нас Своими друзьями. Иисус, который является не только нашим Учителем и Спасителем, но и самим Богом.
Лука 6:40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
Настоящий ученик не только узнает, как нужно поступать в той или иной ситуации, но учится так поступать и начинает так поступать, как его учитель, во всём. А если он знает, как надо поступать, но не поступает, то это означает, что он ещё не впитал в себя сущность и характер своего учителя.
Например: Человек называет себя учеником Христа, а сам живет во грехе прелюбодеяния, зная, что это грех. Знать-то он это знает, но поступает неправильно. Таких людей Иисус называл лицемерами.
Настоящий ученик Христа не стал бы жить в грехе прелюбодеяния не только потому, что Бог сказал, что это грех, и запретил прелюбодействовать. Но потому, что он впитал в себя характер Христа, а Иисус и грех не совместимы. И поэтому даже мысль о прелюбодеянии является противной всему существу настоящего последователя и ученика Христа; он уже не может жить и поступать по-другому.
Иисус сказал в Луке 14:27 «…и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником». Иоанна 15:20-21 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. 1 Петра 2:21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
То, чему Иисус научил Своих учеников за три года, было только началом их обучения, которое завершил Святой Дух. Если мы истинные ученики Христа, то мы следуем по следам первых учеников Иисуса. Мы учимся в течение всей нашей жизни, и нашим учителем является Святой Дух.
III. ПОВЕЛЕНИЕ ИИСУСА СВОИМ УЧЕНИКАМ:
Матфея 28:19-20 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам. В оригинале выражение «научите все народы» звучит так: «делайте (приобретайте) учеников среди всех народов«.
Итак, Иисус заповедал: Матфея 28:19-20 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам.
Для нас это означает две вещи:
1. Стать учеником Иисуса и начать учиться от Него.
2. Делиться и передавать то, чему мы научились и учимся у Христа, другим.
Вопросы для размышления:
— Являетесь ли вы учеником Христа? Если да, то хороший вы ученик или нет?
— Как вы исполняете повеление Иисуса?
— Продолжаете ли вы сами учиться и передавать эти знания другим?
1. Призвание первых учеников
Начало служения Иисуса ознаменовано тем, что Он собирает вокруг Себя группу учеников. О том, как это происходит, Иоанн и синоптики рассказывают по-разному. Мы уже говорили, что после искушения в пустыне Иисус не сразу отправился на проповедь, а сначала вернулся к Иоанну Крестителю на Иордан; это явствует из Евангелия от Иоанна. Из него же мы узнаем о том, что Своих первых учеников Иисус обрел в общине учеников Иоанна Крестителя:
На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: Учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа ( Ин. 1:35–39 ).
Евангелист затем поясняет, что один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра ( Ин. 1:40 ). Кто был другой ученик, оставшийся неназванным? У нас есть все основания полагать, что это был сам Иоанн, автор четвертого Евангелия. Для такого предположения есть несколько причин.
Апостол Андрей Первозванный, Икона. Афон. Ватопедский монастырь. ХVв.
Во-первых, рассказ написан с подробностями, выдающими очевидца событий. Два ученика появляются в самом начале рассказа. Они слышат, что говорит об Иисусе Предтеча. Они идут за Иисусом и задают Ему вопрос, не несущий, казалось бы, никакой богословской нагрузки. Сами по себе ни этот вопрос, ни ответ Иисуса, ни упоминание о том, что какие-то два ученика зашли к Нему в дом, не заслуживали бы включения в Евангелие, если бы весь рассказ не был для автора повествования драгоценным воспоминанием о своей первой встрече с Учителем. Замечание было около десятого часа выдает человека, который помнит весь эпизод до мельчайших подробностей.
Во-вторых, анонимный ученик впоследствии не раз появляется в Евангелии от Иоанна. Как мы говорили выше, церковная традиция отождествляет безымянного ученика ( Ин. 1:40; 19:35 ), он же другой ученик ( Ин. 20:2–4, 8 ), он же ученик, которого любил Иисус ( Ин 13:23; 19:26; 20:2; 21:7,20 ), с Иоанном Зеведеевым, братом Иакова.
Апостолы Петр, Павел, Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. Икона. XVI в.
Вырисовывается, таким образом, группа из четырех учеников, состоящая из двух пар братьев: Петр и Андрей, Иоанн и Иаков. Если считать, что двумя учениками Иоанна Крестителя, которые последовали за Иисусом, были Андрей и не названный по имени Иоанн, то вполне понятным становится дальнейший рассказ о том, как Андрей первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу ( Ин. 1:42 ). Первой встречей с Иисусом тот, кто станет главой апостольской общины после Его смерти и воскресения, обязан своему брату.
Апостол Филипп. Фреска. XIV в.
Рассказ о призвании апостолов у Иоанна продолжается следующим повествованием:
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: или за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:43–51 ).
Каким образом и при каких обстоятельствах Иисус находит Филиппа? Евангелист об этом умалчивает. Логично предположить, что Иисуса познакомили с Филиппом Андрей и Петр, поскольку он был из одного с ними города. Евангелист не объясняет причин, по которым Филипп находит Нафанаила: можно лишь предположить, что они были друзьями или, по крайней мере, хорошо знали друг друга.
Выстраивается целая цепь встреч: сначала Андрей и другой ученик, встречают Иисуса на берегу Иордана; в тот же день Андрей находит Симона и приводит его к Иисусу; на следующий день Иисус находит Филиппа, а тот Нафанаила. В течение двух дней у Иисуса появляется пять учеников.
Реакция Нафанаила на новость об обретении Мессии выдает характерное для иудеев презрение к галилеянам: Из Назарета может ли быть что доброе? Мы уже говорили о том, что захолустный галилейский городок Назарет никак не воспринимался в качестве места, откуда мог произойти Мессия, сын Давидов. Филипп ничего не говорит Нафанаилу о рождении Иисуса в Вифлееме Иудейском; он лишь отвечает: пойди и посмотри.
Последующий диалог между Нафанаилом и Иисусом может быть истолкован в нескольких разных смыслах. Иисус мог заметить Нафанаила раньше, когда он сидел где-то под смоковницей (в этом случае слова когда ты был под смоковницею относятся к тому, что за ними следует: Я видел тебя). Иисус мог видеть Нафанаила до того, как Филипп нашел его сидящим под смоковницей и рассказал ему об Иисусе (в этом случае слова когда ты был под смоковницею относятся к тому, что им предшествовало: прежде нежели позвал тебя Филипп). Наконец, Иисус мог вообще не видеть Нафанаила в прямом смысле: Его слова вполне можно истолковать как указание на то, что Иисус знал о мыслях Нафанаила и о том, что последний сомневался в возможности для Мессии произойти из Назарета. В этом случае слова вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства находят свое объяснение: под Израильтянином понимается житель Иудеи, который, как и другие иудеи, не верит в то, что Мессия может прийти из Галилеи.
Комментируя этот рассказ, Иоанн Златоуст объединяет второе и третье из приведенных толкований. По его словам, Иисус «присутствовал при беседе Нафанаила с Филиппом». Нафанаил испытывает Иисуса как человек, а Иисус отвечает ему как Бог: «Я видел тебя под смоковницей, когда никого там не было, а были только Филипп и Нафанаил и между собой об этом говорили». Слова вот подлинно Израильтянин Иисус произнес «еще прежде, чем приблизился Филипп, чтобы такое свидетельство было несомненно: для этого Он назвал и время, и место, и само дерево». Тем самым Иисус, по словам Златоуста, проявил Свою несомненную прозорливость.
Итак, согласно Евангелию от Иоанна, первая группа учеников Иисуса, набранная Им в течение двух дней, включала Петра, Андрея, Филиппа, Нафанаила и по-видимому самого Иоанна. Можно предположить, что именно эта труппа из пяти человек присутствовала на следующий день на браке в Кане Галилейской, куда был зван Иисус и ученики Его ( Ин. 2:2 ). Эти же ученики пришли с Ним в Капернаум ( Ин.2:12 ).
Апостол Варфоломей (Нафанаил). Фреска. XVI в.
Мы далее встречаем учеников в рассказе евангелиста Иоанна о приходе Иисуса в землю Иудейскую, где Он жил с ними и крестил ( Ин. 3:22 ). Затем мы читаем о том, что Иисус узнает о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его ( Ин. 4:1–2 ). В рассказе о беседе с самарянкой вновь упоминаются ученики, которые сначала отлучились в город купить пищи ( Ин. 4:8 ), а потом вернулись и удивились, что Он разговаривал с женщиною ( Ин.4:27 ). Ученики не упоминаются в рассказах о посещении Иисусом Галилеи ( Ин. 4:43–54 ), об исцелении расслабленного в Иерусалиме ( Ин. 5:1–16 ) и последовавшей за этим беседе Иисуса с иудеями ( Ин. 5:17–47 ). Ученики вновь появляются в повествовании вместе с Иисусом, когда Он восходит на гору в окрестностях Тивериады ( Ин. 6:1–3 ). Здесь совершается чудо умножения хлебов, в котором участвуют ученики, причем двое из них названы по имени: Филипп и Андрей, брат Симона Петра ( Ин. 6:7–8 ). Вечером того же дня ученики, находящиеся в лодке, становятся свидетелями того, как Иисус приходит к ним по воде ( Ин. 6:16–21 ).
Ни в одном из указанных эпизодов Иоанн не говорит о количестве учеников, однако контекст повествования позволяет предположить, что их число постепенно умножалось. Если на браке в Кане Галилейской с Иисусом по-видимому было только пять учеников и столько же в Капернауме, то уже в Иудее Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн. Можно думать, что речь здесь идет о достаточно широком круге последователей, уверовавших в Иисуса и ходивших за Ним.
Это предположение подтверждается рассказом четвертого Евангелия о проповеди Иисуса в капернаумской синагоге. Здесь упоминаются многие из учеников Его, которые, слыша Его проповедь, говорили: Какие странные слова! Кто может это слушать! В ответ Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут, обличил их в неверии, предсказав, что один из них предаст Его. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? ( Ин. 6:60–67 ). Здесь впервые Иоанн упоминает конкретное число: двенадцать.
Итак, согласно Иоанну, у Иисуса было сначала пять учеников, потом их стало, по-видимому, намного больше, а потом значительная часть учеников отошла от Него и больше не ходила с Ним. Откуда взялись двенадцать, число которых наконец названо Иоанном? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к повествованиям синоптиков.
История призвания первых учеников у синоптиков значительно отличается от истории, которую излагает Иоанн. Матфей и Марк приводят одну и ту же, текстуально идентичную историю:
Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним ( Мк. 1:16–20 ; Мф. 4:18–22 ).
«Я сделаю вас ловцами человеков». Гравюра. Доре. 1860-е гг.
При чтении этого отрывка создается впечатление, что Иисус призывает незнакомых людей, и они, бросая сети, следуют за ним. Между тем попытка гармонизации этой истории с рассказами из Евангелия от Иоанна дает совершенно иную картину. Из четырех упоминаемых Матфеем и Марком учеников два названы по имени у Иоанна, а один, вероятно, является самим Иоанном. При этом, как мы помним, Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и последовали за Иисусом, а потом Андрей нашел Петра и привел его к Учителю. Все это происходило сразу после двух встреч Иисуса с Иоанном Крестителем, произошедших, как мы предположили, по возвращении Иисуса из пустыни.
Апостол Петр. Икона. VIв.
У синоптиков же между искушением в пустыне и выходом Иисуса на проповедь после того, как Иоанн был заточен в темницу, имеется ничем не заполненный временной промежуток. Этот промежуток лишь отчасти заполняется рассказами Иоанна о встречах Иисуса с Иоанном Крестителем, о том, как два ученика Иоанна следуют за Иисусом и проводят с Ним день, о знакомстве Иисуса с Петром, Филиппом и Нафанаилом, об участии учеников в браке в Кане Галилейской. Мы можем предположить, что Петр и Андрей после того, как встретились с Иисусом и провели с Ним несколько дней, вернулись в Галилею к своим обычным занятиям. То же относится к Иоанну. Говоря о двух учениках Иоанна Крестителя, последовавших за Иисусом, Иоанн Златоуст отмечает: «Вероятно, что они, сначала последовавши за Иисусом, потом оставили Его, и, увидев, что Иоанн посажен в темницу, удалились и опять возвратились к своему занятию; потому Иисус и находит их ловящими рыбу. Он и не воспрепятствовал им сначала удалиться от Него, когда они того желали, и не оставил их совершенно, когда удалились; но, дав свободу отойти от Себя, опять идет возвратить их к Себе». Златоусту вторит блаженный Августин: «Следует думать, что у Иордана они еще не безраздельно привязались к Господу, но только узнали, Кто Он, и в изумлении возвратились к своим».
Собор Святого Петра в Ватикане
В этом случае рассказ синоптиков получает иное звучание. Из четырех лиц, призванных Иисусом, по крайней мере три Ему уже знакомы: это братья Петр и Андрей, а также Иоанн, брат Иакова (на самом деле, как мы увидим далее, все четверо знакомы Иисусу). Следовательно, Он и обращается к ним не как к незнакомым людям, а как к тем, с кем уже раньше встречался, но теперь призывает на новое служение. Их немедленная готовность последовать за Иисусом в таком случае также объясняется не столько тем, что таинственный Незнакомец чем-то очень сильно их удивил, сколько тем, что Он не был для них незнакомцем: они уже ранее встречались с Ним и были внутренне готовы откликнуться на Его зов.
Именно эти четыре ученика, согласно Евангелию от Марка, приходят с Иисусом в Капернаум, где Он изгоняет нечистого духа из одержимого ( Мк. 1:21–28 ), а затем они же, названные по имени, приходят вместе с Иисусом в дом Петра, где Он исцеляет тещу Петра ( Мк. 1:29–31 ). Утром следующего дня Иисус, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя ( Мк. 1:35–37 ). Под Симоном и бывшими с ним понимаются опять же четыре ученика.
У Матфея между призванием четырех учеников и исцелением тещи Петра содержится рассказ о посещении Иисусом Галилеи ( Мф. 4:23–25 ), Нагорная проповедь ( Мф. 5–7 ), рассказы об очищении прокаженного ( Мф. 8:1–4 ) и об исцелении слуги сотника в Капернауме ( Мф. 8:5–13 ). За повествованием об исцелении тещи Петра ( Мф. 8:14–15 ) следует еще несколько эпизодов с участием учеников, в том числе беседа с книжником ( Мф. 8:18–20 ); буря на море ( Мф. 8:23–27 ); исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской ( Мф. 8:28–34 ) и исцеление расслабленного в Назарете ( Мф. 9:1–8 ). Можно предположить, что при всех этих эпизодах присутствовали четыре ученика: Петр, Андрей, Иоанн и Иаков.
Чудесный лов рыбы. Рафаэль. 1515– 1516 гг.
В Евангелии от Луки Симон Петр впервые появляется в рассказе о чудесном лове рыбы:
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним ( Лк. 5:1–11 ).
Итак, мы видим еще один рассказ о призвании учеников. Здесь, в отличие от Матфея и Марка, речь идет не о четырех, а о трех учениках: Петре, Иоанне и Иакове – тех самых, которые будут выделены синоптиками как ближайшие ученики Иисуса. В повествованиях всех синоптиков упоминаются сети: у первых двух евангелистов Петр и Андрей закидывают сети, а Иаков и Иоанн вместе со своим отцом починяют сети; у Луки рыболовы вымывают сети. Во всех повествованиях приводятся слова Иисуса о том, что Он сделает Своих учеников «ловцами человеков»: у двух евангелистов эти слова обращены к Петру и Андрею, у Луки – к одному Петру.
Согласовать повествования Матфея и Марка с повествованием Луки можно только в одном случае – если признать, что речь идет о двух разных эпизодах. Так думал блаженный Августин, который считал, что эпизод, описанный Лукой, предшествовал эпизоду, описанному двумя другими синоптиками:
Чудесный лов рыбы. Рубенс. 1618– 1619 гг.
. Первоначально произошло то, о чем сообщает Лука, и Господь призвал их не тогда, и только Петру было предсказано, что он будет ловить людей. И это сказано не в том смысле, что он никогда уже не будет ловить рыбу; ибо мы читаем, что и после воскресения Господа Его ученики занимались ловлей рыбы ( Ин. 21:3 ). Из этого дается возможность понять, что они по привычке возвращались к ловле рыбы, так что то, о чем повествуют Матфей и Марк, произошло уже после, а именно то, что Он призвал их по два и Сам приказал им следовать за Собой: сначала Петру и Андрею, а потом двум сынам Зеведея. Тогда они и последовали за Ним; не после подведения лодок к берегу, а после того, как Он призвал их и приказал следовать за Собою.
Вырисовывается целая серия встреч Иисуса со Своими будущими учениками, начиная с того момента, как два ученика Иоанна Крестителя последовали за Иисусом. Из этих двух учеников один был Андрей: он находит своего брата Петра и приводит его к Иисусу; затем оба брата возвращаются к рыболовному промыслу. Далее следует история чудесного лова рыбы, когда Иисус говорит одному Петру о том, что сделает его ловцом человеков. А затем следующий эпизод: когда Иисус находит Андрея и Петра и говорит им обоим то, что уже однажды сказал Петру. Они оставляют сети и следуют за ним.
В отношении Иоанна и Иакова картина вырисовывается следующая. Иоанн, предполагаемый другой ученик Крестителя, вместе с Андреем следует за Иисусом и проводит у Него весь день. Далее он становится вероятным свидетелем первых чудес Иисуса, а затем, после некоторого перерыва, появляется вместе со своим братом Иаковом в эпизоде с чудесным ловом рыбы. Наконец, Иисус призывает Петра и Андрея, а вслед за ними и Иакова с Иоанном как четырех уже ранее знакомых Ему людей.
Следующий рассказ на ту же тему касается призвания еще одного ученика. У Луки он назван Левием ( Лк. 5:27 ), у Марка – Левием Алфеевым: Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. Ион, встав, последовал за Ним ( Мк.2:14 ). В параллельном повествовании Евангелия от Матфея ( Мф. 9:9–13 ) мытарь назван Матфеем.
Был ли Левий-Матфей до призвания знаком с Иисусом или Иисус призывает незнакомого человека, которого видит впервые в жизни? Прямого ответа на это синоптические Евангелия нам не дают. Однако отождествление Матфея-мытаря с Матфеем-евангелистом позволяет предположить, что Матфей мог быть среди слушателей Нагорной проповеди ( Мф. 5–7 ). В этом случае (как и в случае с Петром, Андреем, Иаковом и Иоанном) получается, что Иисус призывает не незнакомого человека, а того, кого Он уже ранее встречал.
Кто такие мытари, о которых неоднократно упоминается в Евангелиях? Это сборщики податей, состоявшие на службе у римского императора. Фактически они обслуживали интересы оккупационной власти, почему и были презираемы иудеями. В сознании последних они стояли в одном ряду с другими грешниками, открыто нарушавшими традиции еврейского народа, и даже с блудницами. Отсюда употребляемые в Евангелиях словосочетания мытари и грешники (мф. 9:11; 11:19; Мк. 2:16 ; Лк. 5:30; 7:34 ), мытари и блудницы ( Мф. 21:31 ). Пренебрегая презрительным отношением иудеев к мытарям, Иисус неоднократно общался с ними, а одного из них даже сделал Своим учеником.
Матфей назван мытарем в списке двенадцати учеников, приведенном в Евангелии от Матфея; в трех других списках, имеющихся у Марка, Луки и в Деяниях апостольских, Матфей не назван мытарем (мк. 3:18; Лк. 6:15 ; Деян. 1:13 ). Все это, по мнению ряда исследователей, свидетельствует о том, что автор Евангелия от Матфея и мытарь Левий Алфеев – два разных человека. Церковная традиция, однако, принимает Матфея-мытаря, Левия Алфеева и Матфея-евангелиста за одно лицо.
Глагол «следовать» ( άκολουθέω ) является общим для повествований синоптиков о призвании первых учеников ( Мф. 4:20,22 ; Мк. 1:16,20 ; Лк. 5:11 ), о призвании Матфея-Левия ( Мф. 9:9 ; Мк. 2:14 ; Лк. 5:28 ) и о том, как Петр от лица учеников сказал Иисусу: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою ( Мф. 19:27 ; Мк. 10:28 ; Лк. 18:28 ). Этот глагол встречается в Евангелиях в общей сложности 79 раз (25 – у Матфея, 18 – у Марка, 17 – у Луки и 19 – у Иоанна), из них в 73 случаях он указывает на следование за Иисусом. Призвание апостолов заключается прежде всего в том, чтобы следовать за Учителем, – как в буквальном смысле (идти за Ним), так и в переносном (исполнять Его заповеди, следовать Его учению).